22:2 царю, который сделал брачный пир Иисус рассказал в Лк 14:16−23 похожую, но все же отличающуюся притчу. Здесь брачный пир, устроенный для сына царя, вызвал пренебрежение (ст. 6) и безразличие (ст. 5) приглашенных больше из-за их личного пренебрежения к царю. Кроме того, они унизили и убили царских посланников — это немыслимое оскорбление царского великодушия.
22:4 Опять послал других рабов Эти слова показывают великодушие и терпение Бога по отношению к тем, кто умышленно и с презрением отверг Его. Он продолжает приглашать на брачный пир даже после того, как Его милосердие было отвергнуто и попрано.
22:7 разгневался Его безграничное терпение кончилось, и Он судит их. сжег город их Суд, который описал Иисус, предвосхитил разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Даже мощный каменный храм сгорел дотла во время пожара, произошедшего тогда. См. пояснения к 23:36; 24:2; Лк 19:43.
22:9 всех, кого найдете, зовите на брачный пир Это место иллюстрирует доступность Евангелия для всех без исключения (ср. Откр 22:17).
22:11 брачную одежду Все без исключения были приглашены на праздник, поэтому этот человек не должен рассматриваться как простой нарушитель праздничного обычая. Фактически все гости были приглашены с «дорог», и поэтому никто из них не мог прийти в надлежащей одежде. Этим подразумевается, что брачные одежды для гостей давал сам царь, поэтому то, что на этом человеке не было надлежащего наряда, говорит, что он умышленно отверг брачную одежду, великодушно предоставленную ему царем. Эта обида для царя была большей, нежели то оскорбление, которое нанесли ему люди, вообще отказавшиеся прийти, так как он совершил эту дерзость в непосредственном присутствии царя. По-видимому, это образ тех, кто отождествляет себя с Царствием лишь для вида, кто претендует на то, чтобы называться христианами, но принадлежит к церкви чисто номинально и всё ещё отвергает одежды праведности, предлагаемые Христом (ср. Ис 61:10), желая достичь своей собственной праведности (ср. Рим 10:3; Флп 3:8,9). Не желая признать свою духовную несостоятельность (см. пояснение к 5:3), они отказываются принять лучшие одежды, которые им милостиво предлагает Царь, — и, таким образом, они виновны в совершении ужасного греха против Его доброты.
22:12 Он же молчал Т.е. не имел оправдания.
22:13 тьму внешнюю Это тьма, наиболее удаленная от света, т.е. тьма за пределами дома. плач и скрежет зубов Это говорит о безутешном горе и вечном мучении. Иисус обычно использовал такие слова для описания ада (ср. 13:42,50; 24:51).
22:14 много званых, а мало избранных Призыв, о котором говорится здесь, иногда относят к «всеобщему призыву» — призыву к вере и покаянию, являющемуся неотъемлемой частью Евангелия. Этот призыв адресован всем, кто слышит благую весть. «Много» тех, кто слышит его, но «мало» тех, кто откликается на него (см. сравнение «много-мало» в 7:13,14). Те, кто внимает этому призыву, являются «избранными». В посланиях Павла слово «призыв» обычно обозначает неотразимый призыв Бога, относящийся только к избранным (Рим 8:30). Также такой призыв называют «действенным» (или «внутренним зовом»). Действенный призыв является сверхъестественным способом, которым действует Бог. О нем говорит Иисус в Ин 6:44. Здесь мы видим всеобщий призыв, и он обращен ко всем, кто слышит проповедь Евангелия, — в этом проявляется великая доступность Евангелия для каждого (ср. Откр 22:17). Таким образом, здесь присутствует соответствующий баланс между ответственностью человека и Божьим владычеством: те «званые», которые отвергают приглашение, делают это сознательно, по своей воле, и потому их исключение из Царствия Божьего совершенно справедливо. «Избранные» входят в Царствие Божие только потому, что Бог по Своей милости избрал их и привлек к Себе.
22:16 иродианами Партия иудеев, которые поддерживали опирающуюся на римлян династию Ирода. Иродиане были не религиозной партией, как фарисеи, а политической. Возможно, большинство их партии составляли саддукеи (включая правителей храма). В противоположность им, фарисеи ненавидели римлян и власть Ирода. Тот факт, что эти две группы будут сотрудничать друг с другом, чтобы схватить Иисуса, говорит о том, какую большую угрозу для себя они видели в Нем. Сам Ирод хотел смерти Иисуса (Лк 13:31), и фарисеи уже составляли заговор, чтобы убить Его (Ин 11:53). Таким образом, они объединили свои усилия для достижения общей цели.
22:17 позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Имелся в виду подушный налог — ежегодная плата в размере одного динария (см. пояснение к ст. 19) с одного человека. Такие «подати» были частью установленного Римом налогообложения. С того времени, как эти деньги стали использоваться для финансирования оккупационной армии, люди стали ненавидеть все римские налоги. Но подушный налог был особенно ненавидим, так как через это подразумевалось, что римляне владели даже людьми, в то время как иудеи считали себя и свой народ собственностью Бога. По этой причине вопрос о подушном налоге, заданный Христу иродианами, был особенно важен. Если бы он ответил на этот вопрос «нет», то иродиане обвинили бы Его в измене Риму. Если бы Он сказал «да», то фарисеи обвинили бы Его в измене иудейскому народу и Он потерял бы поддержку народных масс.
22:19 динарий См. пояснения к Мк 12:16. Серебряная монета, эквивалент дневного заработка римского солдата. Монеты чеканились по приказу императора, так как только он имел право издавать серебряные или золотые монеты. «Динарий» времен Иисуса был отчеканен Тиберием. На одной стороне находилось изображение его лица; на второй была гравюра, где он был изображен сидящим на своем троне в священнических одеждах. Иудеи считали такие изображения идолопоклонническими, запрещенными второй заповедью (Исх 20:4), что делало этот налог и эти монеты вдвойне оскорбительными.
22:21 кесарево… Божие Изображение кесаря отчеканено на монете; Божий образ запечатлен в человеке (Быт 1:26,27). Христиане должны «отдавать» послушание кесарю в государстве кесаря (Рим 13:1−7; 1Пет 2:13−17), но то, что принадлежит Богу (т.е. «Божие»), не принадлежит кесарю и должно отдаваться только Богу. Христос, таким образом, признал право кесаря назначать и собирать налоги и вменил христианам в обязанность платить их. Но Он не говорил (как некоторые предполагают) о том, что кесарь обладает исключительной или неограниченной властью в социальной или политической сферах. В конечном счете все принадлежит Богу (Рим 11:36; 2Кор 5:18; Откр 4:11), включая царство, в котором кесарь или другой правитель имеет власть.
22:23 нет воскресения См. пояснение к 3:7.
22:24 брат его пусть возьмет за себя жену его Речь идет о законе левиратного брака (женитьбы на вдове покойного брата), который записан в Втор 25:5−10 (см. пояснения там же). Это положение обеспечивало непрерывность семейных линий и гарантировало заботу вдовам.
22:30 как Ангелы Божии на небесах Саддукеи не верили в ангелов (см. пояснение к 3:7); таким образом Христос утверждает противоположное их ложным верованиям. Ангелы являются бессмертными существами, которые не размножаются и потому не имеют нужды в браке. «В воскресении» святые будут обладать такими же свойствами.
22:32 не есть Бог мертвых Аргумент, использованный Иисусом (взят из Пятикнижия Моисея, так как саддукеи признавали только его авторитет; см. пояснение к 3:7), был основан на ярко выраженном настоящем времени в Исх 3:6. Этот тонкий, но действенный аргумент заставил саддукеев замолчать (ст. 34). См. пояснение к Мк 12:26.
22:35 законник Книжник, чьей специальностью было толкование закона. См. пояснения к 2:4; Лк 10:25.
22:36 См. пояснение к Мк 12:28.
22:37 сердцем… душою… разумением Мк 12:30 добавляет «крепостию». Это цитата из Втор 6:5, часть «шемы» (евр. «слышать» — Втор 6:4). В этом стихе говорится «сердцем… душою… крепостию». Некоторые рукописи Септуагинты добавляют «разумением». Различные термины использованы здесь не для того, чтобы описать различные части человеческого естества, но для того, чтобы подчеркнуть полноту любви, к которой призывает здесь Христос.
22:39 возлюби ближнего как самого себя Это цитирование Лев 19:18. В противоположность некоторым современным интерпретациям, это не призыв к самолюбию. Наоборот, эти строки другими словами передают смысл золотого правила (см. пояснение к 7:12). Это место напоминает верующим о том, что они должны измерять свою любовь к другим тем, чего они желают для себя.
22:40 весь закон и пророки Т.е. весь Ветхий Завет. Таким образом, Иисус разделяет моральные обязательства человека на две категории: любовь к Богу и любовь к своим ближним. По такому же принципу первые четыре из десяти заповедей отделены от последних шести.
22:42 Что вы думаете Фраза, которую часто использовал Христос перед тем, как задать вопрос, когда хотел испытать кого-либо (ст. 17; 17:25; 18:12; 21:28; 26:66). Здесь фарисеи, иродиане, саддукеи и книжники решили проверить Его. Но Он также имел испытание для них. Сын… Давидов См. пояснение к 1:1. «Сын Давидов» — это наиболее распространенное в обиходе имя Мессии во времена Иисуса. Их ответ отражал их убежденность в том, что Мессия будет не более чем простым человеком, а слова Иисуса еще раз подтверждают Его Божью природу. См. пояснение к ст. 45.
22:43 по вдохновению Т.е. по вдохновению Духа Святого (ср. Мк 12:36).
22:44 Цитата из Пс 109:1.
22:45 как же Давид… называет Его Господом Давид не называл бы обыкновенного потомка человека Господом. Здесь Иисус не ведет дискуссию о том, является ли имя «Сын Давидов» достойным Мессии. В конце концов использование этого имени обусловлено соответствующими пророчествами о Мессии в Ветхом Завете (Ис 11:1; Иер 23:5), и оно используется как мессианское имя в 1:1 (см. пояснение там же). Иисус указывает на то, что имя «Сын Давидов» не отражает в полноте истинной сущности Мессии, Который есть также «Сын Божий» (Лк 22:70). Из этого следует неизбежный вывод: Иисус заявлял о Своей Божьей сущности.
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея, 22 глава