21:1−25 Эта глава является эпилогом, или приложением, к Евангелию от Иоанна. Стихи 20:30,31 составляют заключение к основной части четвертого Евангелия, тогда как сведения в конце его труда уравновешивают пролог в 1:1−18. По существу эпилог связывает пять моментов, на которые не было дано ответа в гл. 20. 1) Иисус больше не будет непосредственно содержать Своих (ср. 20:17)? На этот вопрос есть ответ в ст. 1−14. 2) Что случилось с Петром? Петр трижды отрекся от Христа и бежал. Последний раз Петр упоминался в 20:6−8, где и он, и Иоанн видели пустой гроб, но уверовал только Иоанн (20:8). На этот вопрос дается ответ в ст. 15−17. 3) Что будет с учениками теперь, когда они остались без своего Господина? На этот вопрос есть ответ в ст. 18,19. 4) Умрет ли Иоанн? На этот вопрос Иисус отвечает в ст. 20−23. 5) Почему Иоанн не записал другие дела, совершенные Иисусом? Иоанн дает ответ на это в ст. 24,25.
21:1 море Тивериадском Дополнительное название Галилейского моря, встречающееся только у Иоанна (см. 6:1).
21:2 Симон Петр Во всех перечислениях апостолов он назван первым, указывая на его общее руководство группой (например, в Мф 10:2).
21:3 иду ловить рыбу Самое разумное объяснение того, что Петр и другие пошли в Галилею ловить рыбу, — это они пошли из послушания повелению Господа ожидать Его в Галилее (Мф 28:16). Пока они ожидали появления Иисуса, Петр и другие занялись рыбной ловлей, которая прежде обеспечивала их средствами к жизни.
21:4 Это могло быть еще одним случаем, когда Господь не дал ученикам узнать Его (20:14,15; ср. Лк 24:16).
21:7 ученик, которого любил Иисус Иоанн сразу же узнал в незнакомце воскресшего Господа, потому что только у Него было такое сверхъестественное знание и власть (ст. 6). Петр эмоционально выпрыгнул и был первым, чтобы увидеть Господа.
21:8 локтей около двухсот Примерно 300 футов (91,44 м) от берега.
21:9 рыбу и хлеб Очевидно, Господь сотворил этот завтрак, как Он умножил пищу для множества народа (6:1−13).
21:11 сто пятьдесят три Запись Иоанном точной цифры указывает на факт, что он был очевидцем описанных им событий (1Ин 1:1−4). Действия Иисуса, направленные на обеспечение рыбой, показали, что Он по-прежнему будет заботиться о нуждах Своих учеников (см. Флп 4:19; Мф 6:25−33).
21:14 в третий раз Упоминание «третий раз» говорит только о явлениях, записанных в Евангелии от Иоанна, т.е. первое было в 20:19−23, а второе — в 20:26−29.
21:15−17 Смысл этого раздела вращается вокруг применения двух синонимов для слова «любить». С точки зрения перевода подчеркивается, хотя и небольшая, разница в значении двух синонимов, помещенных в контексте в тесной близости. Когда Иисус спросил Петра, любит ли он Его, Он использовал слово, означавшее полную передачу себя. Петр ответил словом, которое означало, что он любит Иисуса, но при этом не обязательно всецело себя вверяет. Не потому, что он не хотел выразить эту большую любовь, а потому что в прошлом был непослушен и отрекся от Господа. Сейчас он, возможно, не хотел делать заявление о величайшем посвящении себя преданности, когда в прошлом его жизнь не подтвердила подобное заявление. Неоднократно спрашивая Петра, любит ли он Его в высшей степени, величайшим образом, Иисус заставил Петра понять необходимость в непоколебимой преданности. Здесь существенным откровением является требование Иисуса от Своих последователей всецелого посвящения. Их любовь к Нему должна ставить Его выше всех остальных. Иисус засвидетельствовал Свою любовь не только потому, что Он хотел, чтобы Петр вел за собой апостолов (Мф 16:18), но чтобы Петр был имеющим силу пастырем, а его непреодолимая напористость, большая энергия должна служить примером величайшей любви к его Господу.
21:15 больше, нежели они Вероятно, здесь говорится о рыбе, ст. 11, представляющей профессию Петра, — рыбака, так как он вернулся к ней, ожидая Иисуса (см. ст. 3). Иисус хотел, чтобы Петр в такой величайшей степени любил Его, чтобы он забыл все, что знал, и был посвящен исключительно тому, чтобы быть ловцом человеков (Мф 4:19). Эта фраза, возможно, относится и к другим ученикам, поскольку Петр заявил, что будет преданнее всех остальных (Мф 26:33). паси агнцев Моих Слово «паси» передает понятие быть преданным служению Господа как помощник Пастыря, который заботится о Его стаде (см. 1Пет 5:1−4). Слово означает пасти и питать овец постоянно. Оно служило напоминанием, что важнейшая обязанность посланника Иисуса Христа — учить Слову Божьему (2Тим 4:2). Деяния 1−12 описывают послушание Петра этому поручению.
21:17 Петр опечалился Когда Иисус задал Петру вопрос в третий раз, Он употребил для «любить» слово Петра, означающее нечто меньшее, чем полное посвящение, спрашивая даже о любви такого уровня, о которой Петр, как он думал, мог с уверенностью заявлять (см. пояснение к ст. 15−17). Уроки, нашедшие отклик в душе Петра, опечалили его сердце, чтобы он стремился к должному пониманию своего сердца не по тому, что он сказал или сделал, а на основании всеведения Господа, ср. 2:24,25.
21:18,19 Эти стихи пророчествуют о мученичестве Петра. Призыв Иисуса быть преданным Ему будет также означать, что преданность Петра повлечет его смерть (Мф 10:37−39). Когда бы любой христианин ни следовал за Христом, он должен быть готов пострадать и умереть (Мф 16:24−26). Петр прожил три десятилетия, служа Господу и ожидая предстоящей смерти (2Пет 1:12−15), но он писал, что такое страдание и смерть ради Господа приносят Богу прославление (1Пет 4:14−16). Предание церкви говорит, что Петр претерпел мучение при правлении Нерона (ок. 67 — 68 гг. по Р.Х.), быв распят вниз головой, потому что отказался быть распятым, как Его Господь.
21:20−22 Пророчество Иисуса о мученичестве Петра побудило Петра спросить, что будет с Иоанном («учеником, которого любил Иисус» — см. 13:23). Возможно, он спросил об этом потому, что сильно беспокоился о будущем Иоанна, так как они были близкими друзьями. Ответ Иисуса: «Ты иди за Мною» означал, что его главной заботой должен быть не Иоанн, а его собственное посвящение себя Господу и служению Ему, т.е. служение Христу должно быть его всепоглощающим энтузиазмом, ничто не должно от него отвлекать.
21:22,23 пока приду Для выразительности Иисус использовал гипотетическое высказывание, что, если Иоанн доживет до Его Второго пришествия, это Петра не касается. От него требовалось в преданности жить своей собственной жизнью, не сравнивая ее ни с чьей другой.
21:24 ученик… свидетельствует Иоанн — личный свидетель истинности записанных им событий. Множественное число, вероятно, является редакторским приемом, относящимся только к Иоанну (см. 1:14; 1Ин 1:1−4; 3Ин 12), или оно может включать коллективное свидетельство его сотрудников-апостолов.
21:25 Иоанн объяснил, что его свидетельство было скорее избирательным, чем исчерпывающим. Но истины, открытой в Евангелии от Иоанна, хотя и избирательной, достаточно для того, чтобы любого привести к вере в Мессию и Сына Божьего (14:26; 16:13).
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна, 21 глава