Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Иоанна | 7 глава

Учебной Библии МакАртура


7:1 — 8:59 Отличительной особенностью этого раздела является то, что можно кратко сформулировать как «высшую степень ненависти», так как тлеющая неприязнь к Иисусу в гл. 5,6 вылилась в огонь гнева. Эта ненависть достигает кульминации в 11:45−57, где иудейские власти замышляют убить Сына Божьего, и завершается Его распятием. Обе главы рассказывают об Иисусе, находящемся в Иерусалиме на празднике кущей. Заслуживает особого внимания тот факт, что в этих двух главах (ст. 37−39; 8:12) выделяются связанные с праздником кущей две основные темы, т.е. вода и свет. Иисус был распят в ближайшую Пасху, следующую за этим празднованием поставления кущей. Основная истина, преобладающая во всем этом фрагменте, — это та, что Иисус совершал все точно по Божьему плану. Его жизнь проходила не произвольно, а соответственно Божьему суверенному и совершенно выбранному времени и управлению.

7:1−13 В этом разделе две части: 1) Иисус уклоняется от действий в неподходящее для Божьего суверенного плана время (ст. 1−9); 2) Иисус полностью повинуется надлежащему времени в Божьем суверенном плане (ст. 10−13).

7:1 После сего Вероятнее всего, между событиями, описанными в 6-й и 7-й главах, прошло семь месяцев: в гл. 6 они происходили в Пасху (6:4 — в апреле), тогда как в гл. 7 они происходят в праздник кущей (в октябре). Иоанн ничего не написал об этом промежутке времени, потому что целью его повествования было не записать обстоятельную хронологию жизни Христа, а изобразить Его Мессией и Сыном Божиим и отразить реакцию людей на Него. ходил по Галилее В гл. 6 говорится о том, что Иисус провел два дня с массой народа из 20 тысяч человек (6:22), но Он в течение семи месяцев наставлял Своих 12 учеников, которые веровали в Него. Эта фраза неуловимо выдвигает на первый план огромную важность ученичества, потому что Иисус уделил столько много времени для обучения Своих будущих духовных лидеров.

7:2 праздник... — поставление кущей См. пояснение к 5:1. В Ветхом Завете праздник кущей был связан с собиранием урожая винограда и маслин (Исх 23:16; Лев 23:33−36,39−43; Втор 16:13−15), тогда как зерновые были пожаты между апрелем и июнем. Праздник отмечали 7 дней с 15-го по 21-й день месяца Тишри (сентябрь-октябрь). По утверждению Иосифа Флавия, из трех основных иудейских праздников (Пасха, Пятидесятница, праздник кущей) этот праздник был самым популярным. Жители сельской местности строили самодельные сооружения из небольших веток и листьев, чтобы жить там в течение недели (отсюда «палатки» или «шалаши», «кущи»; Лев 23:42), а жители городов ставили подобные сооружения на своих плоских крышах или во внутренних дворах. Праздник был известен обрядами изливания воды и зажигания огней, о которых говорил Иисус («кто жаждет, иди ко Мне и пей» — ст. 37,38; и «Я — свет миру» — 8:12).

7:3 братья Его В Мф 13:55 перечислены братья Иисуса: «Иаков, Иосий, Симон и Иуда». Иаков написал новозаветное послание, носящее его имя, и стал руководителем Иерусалимской церкви; Иуда написал послание, которое также носит его имя. Ввиду рождения Иисуса от Девы, они были Его братьями только наполовину, поскольку только Мария была причастна к рождению Иисуса по человеческой линии (ср. Мф 1:16,18,23; Лк 1:35).

7:4 быть известным... яви Себя миру Братья Иисуса хотели, чтобы Он Свои чудеса выставил напоказ. Хотя их побуждения в тексте не указаны определенно, они, вероятно, попросили об этом по двум причинам: 1) они сами хотели увидеть чудеса, чтобы определить их подлинность; 2) возможно, у них были такие же, как и у народа, грубые политические мотивы, а именно, чтобы Он стал их общественным и политическим лидером. Принятие Его Иерусалимом должно было стать для них серьезным испытанием в отношении того, поверят ли в Него как в Мессию Его собственные родные.

7:5 Подобно множеству народа в Иерусалиме и Галилее даже Его родные братья сначала не верили в Него. Они стали последователями Христа только после Его Воскресения (Деян 1:14; 1Кор 15:7).

7:6 Мое время еще не настало Слова эти напоминают ответ Иисуса Матери на браке в Кане (см. 2:4). Также они открывают первую причину, по которой Иисус не пойдет на праздник: для совершенного Божьего плана это был неподходящий момент. Эти слова показывают, что жизнь Иисуса полностью зависела и была передана суверенному плану Отца (ср. 8:20; Деян 1:7; 17:26). Более того, Иисус никогда не позволял, чтобы Им руководило неверие, пусть даже оно было у Его единокровных братьев. для вас всегда время Братья Иисуса не верили в Него, поэтому они были от мира и, следовательно, ничего не знали о Боге и Его намерениях. Из-за неверия они не слушали Его слов, не понимали Божий план и не могли воспринять воплощенное Слово. В результате любое время, а лучше всего этот момент, для них подойдет.

7:7 Вас мир не может ненавидеть Мир не может ненавидеть братьев Иисуса, потому что они принадлежали миру, а мир любит своих (ср. 15:18,19). Порочная мировая система вместе со всеми, кто отвергает Слово и Сына Божьего, лежит во власти самого сатаны (1Ин 5:19). Я свидетельствую о нем, что дела его злы Истинный рожденный свыше верующий, который посвящает свою жизнь для славы Божьей, он, должно быть, переживет ненависть и вражду мира (ср. 15:18−25; 16:1−3; 2Тим 3:12).

7:8 Мое время еще не исполнилось Эти слова открывают вторую причину, по которой Иисус не пойдет на праздник в Иерусалим. Иудеи не могли убить Его раньше назначенного Божьим планом срока (ср. Гал 4:4). Приверженность Иисуса к Божьему плану ни за что не позволила бы Ему как-то отклониться от установленного Богом времени.

7:10 тайно Есть предположение, что Бог повелел Иисусу пойти в Иерусалим. В последний раз перед распятием Иисус покинул пределы Галилеи. То, что Он шел тайно, показывает максимальную свободу Его действий, и это было совершенно противоположно тому, что требовали от Иисуса Его братья (ср. ст. 4).

7:11 искали Его Контраст между словами «иудеи» в этом стихе и «народ» в ст. 12 свидетельствует о том, что выражение «иудеи» называет враждебных власти иудеев, со штаб-квартирой в Иерусалиме. Они искали Иисуса, конечно же, со злым умыслом.

7:12,13 толков... в народе Это толпы, состоящие из жителей Иудеи, Галилеи и иудейской диаспоры. Группы выражали самые разнообразные мнения относительно Иисуса: одни внешне принимали Его («Он добр»), другие цинично отвергали («Он обольщает народ»). Иудейский Талмуд показывает, что вторая точка зрения — Иисус вводил народ в заблуждение — стала широко распространенным среди многих иудеев мнением (Вавилонский Талмуд, Синедрион, 43а).

7:14−24 Возрастающая враждебность к Иисусу не помешала Его служению наставления. Наоборот, Иисус неустанно подробно разъяснял Свои утверждения относительно Своей Личности и Своей миссии. Иисус снова начал учить в разгар праздника кущей, когда иудеи со всего Израиля собрались в Иерусалиме. В этом разделе Иисус изложил подтверждение Своего служения и наставлял со властью Сына Божьего. В этом разделе формулируется пять оснований в отношении того, почему заявления Иисуса истинны: 1) Его сверхъестественное знание происходит от Самого Отца (ст. 15,16); 2) Его учение и знание могло быть подтверждено испытанием (ст. 17); 3) Его поступки доказывали Его самоотверженность (ст. 18); 4) Его влияние на мир было потрясающим, поразительным (ст. 19,20); 5) Его дела доказывали Его Божью природу (ст. 21−24).

7:14 в половине... праздника Возможно, Иисус подождал разгара праздника, чтобы предотвратить преждевременный «торжественный вход» в Иерусалим, к которому Его могли принудить некоторые люди из политических побуждений. в храм и учил Иисус учил в соответствии с традицией учителей или раввинов Своего времени. Как правило, знаменитые раввины входили во дворы храма и толковали Ветхий Завет собравшимся вокруг них толпам народа.

7:15 дивились Иисус знал Писание удивительным образом. Людей поразило то, что кто-то, никогда не учась ни в каком крупном раввинском учреждении или при каком-то великом раввине, мог проявлять такое глубокое совершенное владение Писанием. Наставления Иисуса качественно отличались от поучений других учителей как по содержанию, так и по методу их преподавания.

7:16 Пославшего Меня В этом источнике заключалось качественное отличие учения Иисуса, т.е. Иисусу его дал Отец (8:26,40,46,47; 12:49,50). Это учение произошло от Самого Бога Отца, в отличие от учения раввинов, которые получили его от людей (Гал 1:12). Раввины полагались лишь на авторитет других (длинная цепочка человеческого предания), тогда как авторитет Иисуса сосредоточивался в Нем Самом (ср. Мф 7:28,29; Деян 4:13).

7:17 кто хочет творить волю Его, тот узнает Людьми, окончательно отдающими себя под действие воли Божьей, будет руководить Бог и Сам будет подтверждать Свою истину. Через служение наставления Святого Духа Божья истина свидетельствует сама о себе (ср. 16:13; 1Ин 2:20,27).

7:18 Кто ищет славы Пославшему Его В то время как другие спасители и мессии действовали в своих собственных эгоистических интересах, тем самым открывая свою ложность, Иисус Христос как Сын Божий пришел только для того, чтобы прославить Отца и исполнить волю Отца (2Кор 2:17; Флп 2:5−11; Евр 10:7).

7:19,20 убить Меня Если бы Иисус был еще одним религиозным обманщиком, то мир никогда бы не ответил такой ненавистью. Так как порочная мировая система любит своих, ее ненависть к Иисусу свидетельствует о том, что Он пришел от Бога (15:18,19).

7:21 одно дело Из контекста становится понятно (ст. 22,23), что Иисус говорил об исцелении парализованного; оно положило начало преследованию Иисуса иудейскими властями, потому что оно произошло в субботу (см. 5:1−16).

7:22 но от отцов Имеется в виду эпоха патриархов во времена Авраама, когда Бог установил знамение обрезания (Быт 17:10−12), которое позже вошло в состав завета, заключенного с Моисеем на Синае (Исх 4:26; 12:44,45). Это высказывание не только умалило почтение иудеев к Моисею, но и, что даже важнее, показало, что этот обряд предшествовал закону Моисея и имел перед ним преимущество (Гал 3:17). Более того обрезание также существовало раньше закона о субботе.

7:23 Я всего человека исцелил Иисус применил принцип аргументации от простого к сложному, от меньшего к большему. Если в субботу разрешено церемониальное очищение одной части тела через закон обрезания, то тем более следует позволить совершить в субботу настоящее исцеление всего тела (большее). в субботу По закону требовалось совершать обрезание на восьмой день (Лев 12:1−3). Если ребенок рождался в субботу, то восьмой день, когда иудеи обрежут младенца, снова выпадет на субботу. Иисус хотел сказать, что обрезанием ребенка иудеи нарушали свой собственный закон о субботе. Их лицемерие очевидно.

7:24 судом праведным Хотя Иисус запрещал жестокое, придирчивое осуждение, которому способствует самоправедное законничество (ср. Мф 7:1), Он требовал проявлять нравственную и богословскую проницательность.

7:25−36 В этом разделе Иоанн повторил заявления Иисуса о том, что Он подлинно Мессия и Сын Божий. Он сосредоточил внимание на Своем Божьем происхождении и гражданстве. В то время как многие в Него тогда уверовали (ст. 31), религиозные вожди еще больше на Него разгневались и составили подлый план схватить Его (ст. 32). Иисус противостал народу тремя дилеммами, записанными в этих стихах: 1) проблема, кроющаяся в полнейшем замешательстве (ст. 25−29); 2) проблема разделившихся убеждений (ст. 30−32); 3) проблема, состоящая в замедлении обращения (ст. 33−36). Эти три проблемы оставили Иерусалим в полной безысходности.

7:26 Он говорит явно Множество народа было удивлено тем, что, несмотря на нависшую угрозу со стороны религиозных властей (ст. 20,32), Иисус смело говорил о Своей Личности. не удостоверились ли начальники Этот вопрос свидетельствует о том, что народ и начальники были в большом смятении и нерешительности в отношении того, Кем был Иисус и как с Ним поступить. У них не было никаких твердых убеждений относительно Личности Иисуса, и здесь открывается их сомнение и неверие в этом вопросе. Они также были сбиты с толку тем, что, если Иисус был обманщиком, религиозные вожди не смогли арестовать Его и заставить Иисуса замолчать. Такое полнейшее смятение заставило толпу задать вопрос, не пришли ли тайно религиозные власти к выводу, что Он на самом деле Христос. Массовое смятение относительно Личности Иисуса царило среди всех слоев общества. Христос См. пояснения к 1:20,41.

7:27 никто не будет знать, откуда Он Единственные сведения о месте рождения Мессии содержались в Писании (Мих 5:2; Мф 2:5,6). Помимо этого, исходя из неправильного понимания Ис 53:8 и Мал 3:1, в иудейских кругах распространилось предание, что Мессия явится народу неожиданно. В свете сказанного это выражение, возможно, означает, что когда Мессия внезапно явится Израилю и совершит его избавление, то Его Личность совершенно никому не будет известна. А Иисус, наоборот, провел Свою жизнь в Назарете и был известен людям (ст. 28).

7:28 возгласил Громко провозглашая это важное учение, Иисус предал его самой большой гласности (ср. ст. 37; 1:15; 12:44). и знаете Меня, и знаете, откуда Я Эти слова полностью противоположны словам в 8:19, где Иисус сказал Своим врагам, что они не знают ни Его, ни Его Отца. Здесь выражена сильная ирония и сарказм со стороны Иисуса. Иисус имеет в виду, что, вопреки тому, что они думали, на самом деле они по-настоящему не понимали, Кто Он. Они знали Его в земном смысле, а не в духовном, потому что они не знали также и Отца. Которого вы не знаете Хотя они думали о себе, что были исключительно проницательными и соответствовали духовным требованиям, но в отвержении Иисуса проявилась их духовная несостоятельность (Рим 2:17−19).

7:30 еще не пришел час Его Вот почему они не могли схватить Его: этого не позволил сделать суверенный Божий план с определенным временем для Иисуса.

7:31 Многие... уверовали Среди народа об Иисусе мнения разделились. Одни хотели схватить Его, в то время как был небольшой остаток истинных верующих среди толпы. Здесь вопрос предполагает отрицательный ответ, т.е. предполагаемый Мессия не сможет сделать больше чудес, чем сделал Иисус.

7:32 фарисеи и первосвященники См. пояснение к 3:1. Исторически у фарисеев и первосвященников не было гармоничных отношений друг с другом. Большинство первосвященников было саддукеями, которые были политическими и религиозными противниками фарисеев. В своем Евангелии Иоанн неоднократно сопоставляет эти две группы (см. также ст. 45; 11:47,57; 18:3) для того, чтобы подчеркнуть, что их сотрудничество возникло в результате обоюдной ненависти к Иисусу. И те, и другие были напуганы верой людей, указанной в ст. 31, и, чтобы избежать поклонения Иисусу как Христу, они предприняли неудачную попытку арестовать Его (ст. 30). служителей Это была храмовая стража, которая выполняла функции наподобие полицейских и состояла из левитов, в чьи обязанности входило поддержание порядка во дворах храма. Синедрион мог использовать ее также и за пределами дворов храма при религиозных спорах, которые не волновали римскую полицию.

7:34 где буду Я, туда вы не можете прийти Здесь Иисус говорил о Своем возвращении к Своему небесному первоначалу, к Отцу после того, как будет распят и воскреснет (см. 17:13).

7:35,36 И снова Иоанн выдвигает на первый план полное неведение иудеев о том, что говорил Иисус. Они повторяли слова, чтобы высмеять Иисуса.

7:35 учить Еллинов Фраза «учить Еллинов», возможно, была намеком на иудейских прозелитов, т.е. на язычников. Может быть, Иоанн цитировал это выражение с иронией, потому что в конечном итоге из-за слепоты иудеев и отвержения ими Мессии Евангелие пришло к язычникам. См. пояснения к Рим 11:7−11.

7:37−52 В этом разделе перечислены различные реакции людей на заявления Иисуса. Через века эти реакции стали универсальными примерами того, как люди реагируют на Иисуса. В этом фрагменте можно выделить утверждение Иисуса (ст. 37−39) и отклики на слова Христа (ст. 40−52), которые можно поделить на пять категорий: 1) реакция убежденных людей (ст. 40,41а); 2) реакция упрямых людей (ст. 41б, 42); 3) враждебная реакция (ст. 43,44); 4) реакция смущенных людей (ст. 45,46); 5) реакция религиозных властей (ст. 47−52).

7:37 В последний... день На основании этих слов можно предположить, что последующие события произошли не в тот же день, что и дискуссия, описанная в ст. 11−36. кто жаждет За несколько веков до Иисуса появилась традиция, когда на седьмой день праздника кущей первосвященник в процессии нес золотой сосуд, наполненный водой из купальни Силоам, обратно в храм. В то время как процессия подходила к Водяным воротам на южной стороне внутреннего двора храма, для того, чтобы отметить радость этого события, раздавалось три трубных звука, и народ декламировал Ис 12:3: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». А в храме, под взглядами многочисленных зрителей, священники обычно проходили положенным порядком вокруг жертвенника, в то время как храмовый хор пел Аллилуию («халлель») (Пс 112−117). Во время утреннего жертвоприношения воду возливали в жертву Богу. Применение воды символизировало благословение в достаточном количестве осадков для посевов. Иисус использовал это событие как наглядный пример и благоприятную возможность в последний день праздника сделать самое общедоступное приглашение Своему народу принять Его как живую воду. Его слова напоминают Ис 55:1. жаждет… иди… пей Эти три слова подводят итог призыву к благой вести. Осознание необходимости ведет к приближению к источнику, за которым следует принятие того, в чем нуждаешься. Жаждущая, нуждающаяся душа испытывает стремление прийти к Спасителю и пить, т.е. получить предлагаемое Им спасение.

7:38 воды живой По иудейскому преданию обряд излияния воды также связывался с предзнаменованием эсхатологических рек живой воды, предсказанных в Иез 47:1−9 и Зах 13:1. Значение призыва Иисуса заключается в том, что Он явился исполнением того, что предвосхищал праздник кущей, т.е. Иисус был Тем, Кто предоставил живую воду и дает людям жизнь вечную (ср. 4:10,11).

7:39 Сие сказал Он о Духе Дар Духа Святого является источником духовной и вечной жизни. См. пояснение к 16:7.

7:41 из Галилеи Эти слова показывают большое невежество людей, так как Иисус родился в Вифлееме — городе Иудеи, а не Галилеи (Мих 5:2; ср. Мф 2:6; Лк 2:4). Они даже не удосужились узнать Его настоящее место рождения, показывая тем самым то, что их не интересовало подтверждение Личности Мессии.

7:43 распря См. Мф 10:34−36; Лк 12:51−53.

7:44 См. пояснения к ст. 8,30.

7:45 служители Когда Личность Иисуса и Его животворящее учение были явлены служителям, то их попытка арестовать Его провалилась. Поскольку они были религиозно наставлены, слова Иисуса поразили их в самое сердце. Об их обязанностях см. пояснение к ст. 32.

7:47,48 Фарисеи осмеяли служителей не на профессиональном основании (как служителей правопорядка), а на религиозном (как левитов). По сути они обвиняли служителей храма в том, что их обольстил обманщик (они видели его в лице Иисуса), тогда как сами фарисеи в своей самонадеянности и самоправедности считали, что с их мудростью и знанием никто и никогда не может их обольстить.

7:49 народ В других текстах — «толпа». Фарисеи высокомерно приклеили народу ярлык «толпы». Раввины считали простых людей невежественными и нечестивыми в отличие от них самих. Это невежество связывалось не только с их незнанием Писания, но особенно с неспособностью простых людей следовать устным фарисейским преданиям. проклят Люди считались проклятыми, потому что не принадлежали к элитной группе и не следовали убеждениям фарисеев относительно закона.

7:50−52 Разум Никодима (см. 3:10) не был закрыт для слов Христа, поэтому, не защищая Иисуса открыто, он воспользовался законом и традициями в пользу Иисуса.

7:51 судит ли закон наш Нельзя процитировать никакого ветхозаветного текста, который бы доказывал высказывание Никодима. Вероятнее всего, он говорил о раввинских преданиях, содержавшихся в их устном законе.

7:52 из Галилеи не приходит пророк Подлинное невежество характеризовало высокомерных фарисеев, которые не исследовали тщательно факты о том, где на самом деле, был рожден Иисус. Хотя фарисеи обвиняли народ в невежестве, они сами были действительно невеждами (ст. 42). Более того, пророки Иона и Наум происходили из Галилеи.

7:53−8:11 Некоторые исследователи считают, что этот раздел, повествующий о женщине, взятой в прелюбодеянии, вероятнее всего, не входил в оригинальное содержание Евангелия от Иоанна. В разных рукописях он помещался в разных местах Евангелия (например, после ст. 36,44,52 или 21:25), в то время как один манускрипт включает его после Лк 21:38. Против включения этого раздела в состав оригинала решительно говорят внешние доказательства: во многих рукописях тексты не имеют этого раздела, в самых ранних рукописях он тоже отсутствует. Во многих манускриптах этот фрагмент помечен особо на предмет его включения. К тому же его не комментируют отцы греческой церкви до двенадцатого века. Так же стиль и лексика этого фрагмента отличаются от остального Евангелия, к тому же он прерывает последовательность повествования ст. 52 с 8:12 и далее. Однако многие полагают, что в этом разделе есть все отличительные признаки исторической достоверности, возможно, являющейся частью устного предания, которое распространялось частями в западной церкви, так что несколько толкований приемлемы. Несмотря на все эти соображения о вероятной недостоверности этого раздела, в этом вопросе возможно ошибиться, поэтому лучше принять во внимание значение этого фрагмента и оставить его в тексте, точно так же, как Мк 16:9−20.

комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна, 7 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.