5:1−5 Иоанн говорит о «победивших мир». В Библии много слов используется для описания христиан: верующие, друзья, братья, овцы, святые, воины, свидетели и т. д. Иоанн же освещает только одно: победитель (см. пояснения к 5:4 о значении слова). В Новом Завете слово встречается 24 раза, Иоанн употребляет его 21 раз (ср. также Откр 2:7,11,17; 2:26; 3:5,12,21). В этих стихах слово использовано в нескольких различных формах, чтобы подчеркнуть победоносную природу верующего.
5:1 Всякий верующий Спасающая вера является первым характерным признаком победителя. Слово «верующий» передает идею постоянства в вере, подчеркивая, что отличительной чертой каждого верующего является постоянство в вере в течение всей жизни. Спасающая вера не является только решением разума, но подразумевает неизменную преданность Иисусу Христу от всего сердца. Иисус есть Христос Объектом христианской веры является Иисус, особенно то, что Он есть обещанный Мессия, или «Помазанник», Которого Бог послал быть Спасителем от грехов. Верующий в Иисуса Христа как единственного Спасителя рождается свыше, а, следовательно, становится победителем (ст. 5). от Бога рожден Здесь имеется в виду рождение свыше и в оригинале используется то же слово, которое Иисус употребил в Ин 3:7. Время греческого глагола указывает, что постоянная вера является результатом рождения свыше и в то же время доказательством этого рождения. Дети Божии докажут реальность своего возрождения стойкостью веры в Сына Божия, Спасителя. Рождение свыше приводит нас к постоянным отношениям в вере с Богом и Христом. всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него Любовь есть второй признак победителя. Победитель не только верит в Бога, но любит и Бога и братьев по вере. Иоанн возвращается к принципу поведения.
5:2,3 соблюдаем заповеди Его Иоанн повторяет это выражение дважды в двух стихах. Послушание есть третий признак победителя. В этих стихах Иоанн прочно соединяет вместе веру, любовь и послушание. Они существуют в динамическом взаимодействии, т. е. истинным доказательством любви является послушание, истинным доказательством веры является любовь. Слово «соблюдаем» подразумевает постоянное послушание (ср. Ин 8:31,32; 14:13,21; 15:10).
5:3 заповеди Его не тяжки В отличие от груза придуманных человеком религиозных традиций, соблюдения которых требовали иудейские руководители (Мф 23:4), иго Иисуса благо, и бремя Его легко (Мф 11:30).
5:4 побеждает Иоанн говорит о тех, кто является победителем. Победители верят, что Иисус есть Сын Божий, и понимают, что это означает. Все победители — верующие (ср. 2:13). Слово «победитель» происходит от греческого слова со значением «завоеватель», «одержавший победу», «имеющий превосходство», «завоевавший власть». Слово означает истинное превосходство, которое ведет к победоносному успеху. Победа очевидна для всех, так как враг поражен. Иисус употреблял это слово, когда говорил о Себе (Ин 16:33). Имея единство со Христом, верующие разделяют Его победу (Рим 8:37; 2Кор 2:14). В оригинале слово «побеждает» означает, что верующий постоянно одерживает победы над миром.
5:4,5 мир Означает мировую сатанинскую систему зла и обмана. См. пояснения к 2:15. Благодаря Христу и дарованному Им спасению верующий является победителем (ст. 5) невидимого духовного мира бесовского и человеческого зла, которым управляет сатана, чтобы пленить человеческие души для геенны. Иоанн повторяет фразу о победе над миром три раза, чтобы подчеркнуть значение победы. вера наша… кто верует Вера в Иисуса Христа и посвящение жизни Господу делает человека победителем. Иоанн повторяет эту истину, чтобы подчеркнуть ее значение.
5:6−12 Слово «свидетельство» является ключевым для этого фрагмента. Иоанн пишет о том, как Бог и Дух Святой свидетельствуют миру о великой истине — Божьей природе Иисуса Христа. В предыдущем месте (5:1−5) говорилось о победителях, уверовавших в Иисуса как Господа и Спасителя. Здесь же Иоанн приводит Божие свидетельство, подтверждающее, что Иисус есть Христос (Ин 5:31−37; 8:13−18). Иоанн пишет о двух видах свидетельства: внешнем (ст. 6−9) и внутреннем (ст. 10−12).
5:6 водою и кровию Вода и кровь составляют внешнее, объективное свидетельство о сущности Иисуса Христа. Они относятся к крещению Иисуса (вода) и Его смерти (кровь). Иоанн выступает против дуализма лжеучителей, которые утверждали, что «дух Христов» оставил Человека Иисуса в момент перед Его смертью на кресте (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания). Иоанн стремится показать, что Бог свидетельствовал о Божьей природе Иисуса посредством Его крещения и смерти. свидетельствует И глагол «свидетельствует», и существительное «свидетельство» происходят от одного и того же греческого слова и употребляются в этом фрагменте 9 раз. Основное значение этих слов «имеющий истинное и непосредственное знание предмета». Дух есть истина Иоанн больше не обращается к свидетельству апостолов (1:1−4; 4:14), но пишет о свидетельстве Бога, которое приходит посредством Духа Святого. Так как Дух Божий лгать не может, свидетельство Его истинно.
5:7 три свидетельствуют В ветхозаветном законе требовалось «свидетельство двух или трех свидетелей», чтобы установить истину в каждом конкретном случае (Втор 17:6; 19:5; ср. Ин 8:17,18; 1Тим 5:19).
5:7,8 на небе: Отец, Слово и Святый Дух… три свидетельствуют на земле Эти слова относятся к Триединству Бога, и значение их понятно. Однако манускрипты свидетельствуют об отсутствии этих слов в оригинале послания. В греческих манускриптах, датированных временем до десятого века, этих слов нет. Только 8 очень поздних греческих манускриптов содержат текст, в котором есть этот фрагмент, однако они являются переводом с более позднего варианта латинской Вульгаты. Более того, четыре из этих 8 манускриптов содержат этот фрагмент в виде текста, написанного на полях, как позднейшее добавление к манускрипту. Представляющие и восточную (греческую), и западную (латинскую) традицию отцы Церкви, вовлеченные в споры о догмате Триединства Бога, не цитируют и стихи. Ни один древний перевод, кроме позднего латинского, не содержит его (ни ранний латинский перевод, ни Вульгата). Внутреннее свидетельство также направлено против присутствия этих слов в послании, так как они нарушают смысл авторских рассуждений. Наиболее вероятно, что эти стихи являются позднейшей вставкой. В Писании нет других стихов, настолько ясно указывающих на очевидную реальность Троицы, хотя многие места подразумевают Триединство Бога. См. 2Кор 13:13.
5:8 дух, вода и кровь При крещении Иисуса Отец и Дух Святой свидетельствовали о Сыне (см. Мф 3:16,17). Смерть Иисуса Христа также свидетельствует о Его сущности (Мф 27:54; Евр 9:14). Дух Святой свидетельствовал о природе Иисуса Христа в течение всей Его жизни (Мк 1:12; Лк 1:35; Деян 10:38).
5:10 имеет свидетельство в себе самом Иоанн пишет о внутреннем, субъективном свидетельстве о Сыне в сердцах верующих (Рим 8:15,16; Гал 4:6). представляет Его лживым Если кто-либо отвергает свидетельство Бога о Своем Сыне, он богохульствует, поскольку отказ от Божьего свидетельства равен объявлению Бога лжецом (Тит 1:2; Евр 6:8).
5:11,12 В результате своего субъективного свидетельства верующий получает благословение — настоящую жизнь во Христе, Его благодать и силу, которые Бог дарует нам постоянно. Познание Христа — очень сильное переживание в жизни верующего. Жизнь есть только в Нем, поэтому невозможно иметь ее без Него.
5:13−21 Иоанн заканчивает свое послание обсуждением пяти неоспоримых фактов, действующих в жизни христиан, которые составляют кульминацию всего послания. Иоанн подчеркивает эти факты, употребляя в данном месте слово «знаем» 7 раз.
5:13 Сие Имеется в виду все, что Иоанн написал в своем послании. дабы вы знали, что вы… имеете жизнь вечную Уверенность в вечной жизни есть первый факт, несомненный для христианина. Иоанн написал Евангелие, чтобы привести неверующих к вере во Христа (Ин 20:31). Он же написал послание, чтобы дать верующим уверенность в вечной жизни. Лжебратья вышли из церкви и привели общины, опекаемые Иоанном, в смятение (2:19). Иоанн убеждал оставшихся в том, что, так как они твердо придерживались основ веры (правильный взгляд на природу Христа, послушание, любовь), их спасение не подлежит сомнению. жизнь вечную Относится скорее к человеку, чем к временному периоду (ст. 20; Ин 17:3). Вечная жизнь есть результат взаимоотношений с Личностью Иисуса Христа и обладания Его природой (как в ст. 11,12).
5:14−17 Ответы на молитвы есть второй факт, подтверждающий несомненность спасения.
5:14 дерзновение Значение этого слова см. в пояснении к 3:21. Христиане могут быть абсолютно уверены в том, что Бог отвечает на молитвы, когда они приближаются к престолу благодати (Евр 4:14). по воле Его Фраза является стратегическим ключом к ответу на молитву. Молиться по воле Божией значит молиться в соответствии с Его желаниями, а не нашими, и не настаивать, чтобы Он исполнил наши просьбы (Ин 14:13,14). Иоанн уже писал о том, что ответ на молитву зависит также от послушания Божьим заповедям и от отвержения греха (3:21; Пс 65:18; Ин 15:7; 1Пет 3:7). Поскольку истинные верующие знают Слово Божие (т. е. Его волю) и совершают поступки, угодные Богу, они никогда не настаивают на исполнении своей воли, но стараются угодить Божьим желаниям (Мф 26:39−42). Он слушает нас Слово «слушает» означает, что Бог всегда слышит молитвы Своих детей (Пс 33:16−18), но не всегда действует так, как они себе представляют.
5:16,17 Иоанн приводит особый пример молитвы по воле Божией, говоря о «грехе к смерти». Такой грех мог быть любым: умышленным или просто неисповеданным — и побуждает Господа оборвать жизнь верующего. Это не обязательно должен быть один особенный грех, например гомосексуализм или ложь, но любой грех может стать завершающим для терпения Бога. Нежелание покаяться и оставить грех может в конечном счете привести к физической смерти в результате Божьего осуждения (Деян 5:1−11; 1Кор 5:5; 11:30). Никакая ходатайственная молитва за тех, кто совершил преднамеренный своевольный грех, не будет иметь силы и не может быть успешной, так как в данном случае дисциплина Божия требует физической смерти грешника, поскольку Бог заботится о сохранении чистоты Своей Церкви (см. пояснения к 1Кор 5:5−7). Разница между выражениями «грех к смерти» и «грех не к смерти» означает, что Иоанн различает грехи, которые могут привести к физической смерти, и грехи, которые не приводят к ней. Речь идет не о разных видах греха, к смерти и не к смерти, но о том, что не все грехи одинаково осуждаются Богом.
5:18 Победа над грехом и сатаной является третьим неоспоримым фактом для христианина (3:9; Рим 6:15−22). себя Это слово отсутствует во многих манускриптах. Во многих оригинальных текстах сказано «хранит его», т. е. Бог защищает верующего. лукавый Относится к сатане. не прикасается к нему Иоанн использует это слово лишь в этом месте и в Ин 20:17. Слово «прикасаться» здесь имеет значение «схватить», «завладеть с целью причинить зло». Верующие принадлежат Богу, и потому сатана ограничен в действиях властью Бога и не может сделать ничего сверх Божьего позволения. (См., например, случай с Иовом — Иов 2:5; Рим 16:20). Сатана может преследовать, искушать, испытывать верующих и клеветать на них, но Бог защищает Своих детей и накладывает определенные ограничения на влияние и силу сатаны (2:13; Ин 10:28; 17:12−15).
5:19 мы от Бога Христиане принадлежат Богу: это четвертый неоспоримый факт для христианина. Согласно Иоанну, в мире существует только две категории людей — дети Божии и дети диавола (см. пояснение к 3:10). Человек может принадлежать либо Богу, либо мировой системе зла, над которой владычествует сатана. Весь мир принадлежит сатане, и потому христиане должны избегать заражения.
5:20 истинный Слово означает «подлинный» и противоположно по смыслу всему ложному (ср. ст. 21). Бог и жизнь вечная Пятый неоспоримый факт для христианина заключается в том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Этот стих содержит краткое изложение всего послания Иоанна. Самый великий, неоспоримый факт воплощения гарантирует неоспоримость остальных фактов. Это основание всего учения, из которого следуют любовь и послушание.
5:21 храните себя от идолов Иоанн противопоставляет слово «идолы» выражению «истинный Бог» в ст. 20. Он подразумевает здесь лжеучителей, которые отошли от братства, с которым раньше были тесно связаны (2:19). Их ложные убеждения и поведение стали идолами, от которых Иоанн повелевал читателям защитить себя. Лжеучителя возносили мирскую философию выше Божьего откровения, что отражалось в искажении ими основ христианского учения (веры, любви и послушания). В заключение Иоанн опять подчеркивает важность верности основам истинного учения.
комментарии учебной Библии МакАртура на 1 послание Иоанна, 5 глава