3:1 несмысленные Речь идет не об отсутствии интеллекта, а об отсутствии послушания (ср. Лк 24:25; 1Тим 6:9; Тит 3:3). Павел выражает крайнее удивление и негодование по поводу отступничества галатов. кто...? Сторонники еврейской религии и лжеучителя из иудеев внесли яд в галатийские церкви (см. во Введении: исторический фон и предпосылки написания). прельстил Т.е. очаровал или ввел в заблуждение лестью и лживыми обещаниями. Это слово подразумевает, что иудеи воздействовали на чувства галатов. предначертан Переведенное так слово в греч. могло означать вывешивание официальных объявлений в общественных местах. Павел представил галатийской общественности истинное Евангелие Иисуса Христа. распятый Распятие Христа было единовременным историческим фактом с простирающимся в вечность последствием. Жертвенная смерть Христа гарантирует вечное искупление грехов верующих (см. Евр 7:25) и не требует никаких дополнительных человеческих дел.
3:2 вы получили Духа?.. Ответ на этот риторический вопрос Павла очевиден. Галаты получили Духа в момент спасения (Рим 8:9; 1Кор 12:13; 1Ин 3:24; 4:13), не через соблюдение закона, а через спасительную веру, дарованную при слышании благой вести (ср. Рим 10:17). Слышание в вере фактически является слышанием с верой. Павел приводит спасение самих галатов как аргумент против ложного учения иудеев о том, что для спасения необходимо соблюдение закона.
3:3 Так ли вы несмысленны?.. Недоумевая о том, как легко галаты поддались на обман, Павел задает второй риторический вопрос, снова упрекая их в неразумении. Начав духом… плотью Бытовавшее среди иудеев мнение о том, что греховная, слабая (Мф 26:41; Рим 6:19), падшая человеческая природа могла улучшить спасительную работу Духа Святого, казалось Павлу просто смешным.
3:4 многое Имеется в виду все благословения спасения, полученные от Бога, Христа и Святого Духа (ср. Еф 1:3). потерпели Переведенное так слово в греч. языке имеет основное значение «ощутили» и не предполагает боли или страданий. Павел употребил его, чтобы описать личный пережитый галатами опыт спасения в Иисусе Христе. если бы только без пользы См. Лк 8:13; Деян 8:13,21; 1Кор 15:2; 2Кор 6:1; 13:5,6.
3:5 наставление в вере В других переводах «слышание в вере» См. пояснение к ст. 2.
3:6 Как и в Послании к Римлянам (см. пояснение к Рим 4:3), Павел вспоминает Авраама в качестве доказательства тому, что никогда не было другого пути спасения, кроме как по благодати через веру. Даже Ветхий Завет учит об оправдании верой.
3:7 сыны Авраама Цитата из Быт 15:6. Верующие из иудеев и язычников являются настоящими духовными детьми Авраама, потому что они следуют примеру его веры (ср. ст. 29; Рим 4:11,16).
3:8 Писание, провидя Олицетворение Писания было распространенным стилистическим приемом евреев (ср. 4:30; Ин 7:38,42; 19:37; Рим 9:17; 10:11; 11:2; 1Тим 5:18). Поскольку Писание есть Слово Божие, когда оно говорит, то говорит Бог. предвозвестило Аврааму «Благая весть» для Авраама явилась вестью о спасении для всех народов (цитата из Быт 12:3; 18:18). См. Быт 22:18; Ин 8:56; Деян 26:22,23. Спасение всегда, во все века, было по вере.
3:9 верующие… Авраамом Т.е. независимо от того, иудей он или язычник. В Ветхом Завете предсказано, что язычники получат благословение оправдания по вере, как это случилось с Авраамом. Эти благословения проливаются на всех благодаря Христу (ср. Ин 1:16; Рим 8:32; Еф 1:3; 2:6,7; Кол 2:10; 1Пет 3:9; 2Пет 1:3,4).
3:10 все, утверждающиеся на делах закона Иными словами, пытающиеся заслужить спасение соблюдением закона. под клятвою Цитата из Втор 27:26 показывает, что неспособность соблюсти весь закон приводит к Божьему суду и осуждению. Одно нарушение закона заслуживает Божьего проклятия. Ср. Втор 27,28. всего См. Иак 2:10. Никто не может соблюсти все заповеди закона — даже такие строгие фарисеи, как Савл из Тарса (Рим 7:7−12).
3:11 законом никто не оправдывается Ср. Рим 3:20. оправдывается Становится праведным перед Богом. См. пояснение к Рим 1:17. Приведенная выше Павлом цитата из Ветхого Завета (ст. 10; ср. Втор 27:26) показывает, что оправдание происходит не от соблюдения закона; цитата в этом стихе из Ав. 2:4 показывает, что оправдание происходит только по вере (ср. Евр 10:38).
3:12 закон не по вере Оправдание верою и оправдание соблюдением закона взаимно исключают друг друга, что и показывает Павел, цитируя Лев 18:5.
3:13 Христос искупил нас от клятвы закона Греч. слово, переведенное как «искупил», часто употреблялось, когда речь шла об оплате стоимости раба или чьего-то долга. Смерть Христа, будучи заместительной жертвой за грех, восстановила справедливость перед Богом и исчерпала Его гнев по отношению к Его избранным; таким образом Христос фактически выкупил верующих из рабства греха и от приговора к вечной смерти (4:5; Тит 2:14; 1Пет 1:18; ср. Рим 3:24; 1Кор 1:30; Еф 1:7; Кол 1:14; Евр 9:12). сделавшись за нас клятвою Понеся на кресте Божий гнев за грехи верующих (см. пояснение к 2Кор 5:21; ср. Евр 9:28; 1Пет 2:24; 3:18), Христос взял на себя проклятие, произнесенное на тех, кто преступил закон (см. пояснение к ст. 10). написано Обычные вступительные слова в Новом Завете к цитатам из Ветхого Завета (см. пояснение к Рим 3:10). Здесь цитируется Втор 21:23.
3:14 благословение Авраамово Т.е. вера в Божье обетование о спасении. См. пояснение к ст. 9. обещанного Духа От Бога Отца. Ср. Ис 32:15; 44:3; 59:19−21; Иез 36:26,27; 37:14; 39:29; Иоиль 2:28,29; Лк 11:13; 24:49; Ин 7:37−39; 14:16,26.
3:15−22 Павел опровергает возможные возражения относительно примера, связанного с Авраамом и подтверждающего учение об оправдании верой: что закон, данный на Синае после Авраама, привел к новому и лучшему пути спасения. Апостол опровергает этот аргумент, показывая превосходство обета, заключенного с Авраамом (ст. 15−18) над законом (ст. 19−22).
3:15 Братия Это приветствие показывает сострадательную любовь Павла к галатам, которую они, возможно, поставили под сомнение после его суровых упреков (ст. 1,3). по рассуждению человеческому… человеком утвержденного завещания Если даже человеческие завещания, утвержденные в определенной форме, считаются не подлежащими изменению, то тем более не подлежит какому-либо изменению завещание, сделанное неизменным Богом (Мал 3:6; Иак 1:17).
3:16 семени Ср. ст. 19. Цитата из Быт 12:7 В древнеевр., греч. и англ. языках это слово стоит в ед. числе, но имеет собирательное значение. Павел хочет сказать, что в некоторых местах Ветхого Завета (например, Быт 3:15; 22:18) «семя» относится к величайшему из потомков Авраама — Иисусу Христу. обетования Они связаны с заветом Бога с Авраамом (Быт 12:3,7; 13:15,16; 15:5,18; 17:8; 22:16−18; 26:3,4; 28:13,14). Поскольку они были даны как Аврааму, так и его потомкам, они не утратили силы после смерти Авраама или после появления закона.
3:17 четыреста тридцать лет Столько лет прошло от Израильского плена в Египте (ср. Исх 12:40) до принятия закона на Синае (ок. 1445 г. до Р.Х.). Фактически, закон появился через 645 лет после первоначального обетования, данного Аврааму (ок. 2090 до Р.Х.; ср. Быт 12:4; 21:5; 25:26; 47:9), но обетование было повторено Исааку (Быт 26:24), а позже Иакову (ок. 1928 г. до Р.Х.; Быт 28:15). Последнее известное нам подтверждение Иакову завета Авраама записано в Быт 46:2−4 (ок. 1875 г. до Р.Х.) как раз перед тем, как он отправился в Египет — за 430 лет до получения закона Моисеем. завет Завет с Авраамом (см. пояснение к ст. 16). Более подробно о библейских заветах см. пояснения к Быт 9:16; 12:1−3; Рим 9:4. прежде Богом утвержденного См. пояснение к ст. 15. Говоря современным языком «ратифицированного». Поскольку Бог официально ратифицировал завет (см. пояснения к Быт 15:9−21), он возымел непреходящую силу, чтобы никто и ничто не могли отменить его. Завет с Авраамом был односторонним (Бог дал обещание Самому Себе), вечным (он обеспечивал бесконечное благословение), окончательным (ему не будет конца), абсолютным (зависящим от Бога, а не от человека), но его полное осуществление предполагает спасение Израиля и Тысячелетнее Царство Иисуса Христа.
3:18 Павел снова подчеркивает, что нет середины между законом (делами) и обетованием (благодатью); эти два принципа являются взаимоисключающими путями спасения (ср. Рим 4:14). «Наследство» является чем-то дарованным по определению, а не заработанным, как и в случае с Авраамом.
3:19−22 Показав превосходство обетования, данного Аврааму (ст. 15−18), Павел показал более низкое положение закона и его цели.
3:19 дан после по причине преступлений Убедительный аргумент Павла о превосходстве обетования над законом приводит к следующему вопросу: для чего же закон? Ответ Павла заключается в том, что закон обнажает полную греховность человека, его неспособность спасти себя самого и крайнюю потребность в Спасителе — закону никогда не суждено было стать путем спасения (ср. Рим 7:1−13). семени См. пояснение к ст. 16. через Ангелов Библия учит, что Ангелы участвовали в даровании закона (ср. Деян 7:53; Евр 2:2), но не уточняет их роли при этом.
3:20 посредник Павел явно хочет сказать, что «посредник» необходим там, где присутствует более, нежели одна сторона, но только Бог утвердил завет с Авраамом (см. пояснения к Быт 15:7−21).
3:21 Павел употребляет самое сильное в греч. языке отрицание (см. пояснение к 2:17), чтобы отвергнуть саму мысль, что обетование и закон служат различным целям. Поскольку Бог дал и то и другое и не действует против Самого Себя, закон и обетование действуют в гармонии — закон обнажает греховность человека и его потребность в спасении, которое дается даром в обетовании. Если бы закон смог обеспечить праведность и вечную жизнь, то не было бы обетования благодати.
3:22 всех заключило под грехом Греч. глагол, переведенный как «заключило», означает «окружить со всех сторон». Павел говорит, что все человечество находится в капкане греха, как пойманная в сеть рыба. То, что все люди грешники, составляет суть Писания (см. пояснение к Рим 3:19; ср. 3Цар 8:46; Пс 142:2; Пр. 20:9; Еккл 7:20; Ис 53:6; Рим 3:9−19,23; 11:32).
3:23 до пришествия веры Как история искупления, так и все другие эпохи показывают, что личное спасение (ср. ст. 19:24,25; 4:1−4) давала только вера, раскрывающая двери темницы, в которую заточил людей закон. заключены… под стражею закона Павел сравнивает закон с надзирателем, стерегущим осужденных грешников, которые ожидают вынесенного Богом смертного приговора (Рим 6:23). надлежало открыться вере Снова Павел взирает на пришествие Христа и как на историческое событие и как на факт спасения каждого верующего в отдельности. Только вера в Христа освобождает людей от уз закона, будь то закон Моисея или закон, записанный в сердцах язычников (Рим 2:14−16).
3:24 детоводителем Переведенное так слово в греч. означает раба, чьей обязанностью было заботиться о ребенке вплоть до его совершеннолетия. «Детоводитель» (воспитатель) сопровождал детей по пути в школу и обратно и следил за их поведением дома. Детоводители часто были очень строги в отношении своих воспитанников, и последним приходилось только мечтать о том дне, когда они вырвутся из-под жесткой опеки. Закон был нашим детоводителем, который, показав нам наши грехи, привел нас ко Христу.
3:25,26 Верующие через веру в Иисуса Христа возрастают как дети Божьи. Таким образом они выходят из-под опеки закона (Рим 6:14), хотя они по-прежнему обязаны повиноваться священным и неизменным требованиям Бога, которые теперь закреплены в Новом Завете (6:2; Рим 8:4; 1Кор 9:21).
3:26 сыны Божии Поскольку Бог является Отцом всех людей в общем смысле как их Творец (Деян 17:24−28), истинно Божьими духовными детьми являются только те, которые поверили в Иисуса Христа. Неверующие являются детьми сатаны (Мф 13:38; Ин 8:38,41,44; Деян 13:10; 1Ин 3:10; ср. Еф 2:3; 1Ин 5:19).
3:27 во Христа крестившиеся Это не водное крещение, которое не может спасти (см. пояснения к Деян 2:38; 22:16). Павел употребляет слово «крестившиеся» как метафору, имея в виду «погруженные» или «помещенные» в Христа (ср. 2:20) посредством чудесного духовного союза с Ним в Его смерти и Воскресении. См. пояснения к Рим 6:3−5; ср. 1Кор 6:17. во Христа облеклись Это результат духовного соединения верующего со Христом. Павел подчеркивает тот факт, что мы соединились со Христом через спасение. В положении перед Богом мы облеклись во Христа, Его смерть, Воскресение и праведность (см. пояснения к Флп 3:8−10). А фактически, нам нужно «облечься во Христа» перед людьми в своем поведении (Рим 13:14).
3:28 все вы одно во Христе Иисусе Все, кто есть одно во Христе Иисусе, суть одно и друг в друге. Данный стих не отрицает того, что Бог усмотрел расовые, социальные и половые различия между христианами, но он утверждает, что не может быть и речи о духовном неравенстве перед Богом. Также не может быть речи о том, что это духовное равенство несовместимо с предписанными Богом главенством и подчинением в церкви, обществе и семье. Иисус Христос, хотя и равный Отцу, принял подчиненную роль во время Своего Воплощения (Флп 2:5−8).
3:29 семя Авраамово См. пояснение к ст. 7. Не все физические дети Авраама есть «Израиль Божий» (ср. 6:16), и не все есть истинные духовные дети Авраама (Рим 9:6−8). Верующие из язычников, которые не являются физическими детьми Авраама, являются однако, его духовными детьми в том смысле, что они следуют примеру его веры (см. пояснение к Рим 4:11). по обетованию наследники Все верующие являются наследниками духовного благословения, которое сопровождало завет с Авраамом: оправдание верой (Быт 15:6; ср. Рим 4:3−11).
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Галатам, 3 глава