2:1 мертвых по преступлениям и грехам В этой фразе содержится отрезвляющее напоминание о полной греховности и обреченности, от которых искуплены верующие. Слово «по» указывает на область или сферу, в которой существуют невозрожденные грешники. Они мертвы не по причине совершаемых греховных поступков, а по своей греховной природе (ср. Мф 12:35; 15:18,19).
2:2 обычаю мира сего См. пояснение к Ин 1:9. Эта фраза ссылается на устройство мира, т.е. на человеческие нормы и ценности, которые не от Бога и не от Христа. В 2Кор 10:4,5 Павел говорит, что идеологические установки подобны крепостям, в которых заточены люди, нуждающиеся в свободе, в приходе ко Христу и в повиновении истине (см. пояснения там же). князя, господствующего в воздухе Речь идет о сатане. Ср. Ин 12:31; 14:30; 16:11; 2Кор 4:4.
2:4 милостью… любви Цель спасения — явить Божью славу в проявлении безграничной милости и любви Бога к людям, духовно мертвым по причине их греховности.
2:5 нас мертвых… оживотворил Духовно мертвый человек больше всего нуждается в том, чтобы Бог оживотворил его. Спасение несет мертвым духовную жизнь. Та же сила, которая воскрешает верующих из мертвых и дает им жизнь, подкрепляет их во всех сферах жизни (ср. Рим 6:11−13).
2:6 и воскресил с Ним, и посадил Время, в котором стоят глаголы «воскресил» и «посадил», показывает, что они являются непосредственным результатом спасения. Верующий не только мертв для греха и жив для праведности через Воскресение Христа, но и возвеличен вместе со своим Господом, и разделяет Его грядущую славу. на небесах Это духовная сфера, где царит Господь. Однако в 3:10 и 6:12 эта фраза относится также и к сфере, в которой временно правит сатана. Это духовное Царство является местом, где находятся благословения для верующих (ср. 1:3), их наследие (1Пет 1:4), куда направлены их помыслы (Кол 3:3) и где они наслаждаются общением с Господом. Из этого Царства явилось Божье откровение, и туда возносятся все молитвы и хвала.
2:7 богатство благодати Своей Спасение, конечно же, очень много значит для благословения верующего, но еще большее значение оно имеет для дела вечного прославления Бога за то, что Он даровал верующим Свою бесконечную и безграничную благодать и милость. Все небеса славят Господа за то, что Он соделал для спасения грешников (ср. 3:10; Откр 7:10,12).
2:8 веру, и сие не от вас «Сие» относится ко всему предыдущему утверждению о спасении, т.е. не только к благодати, но и к вере. Хотя людям необходимо верить, чтобы спастись, даже вера является частью Божьего дара, который спасает и который не может развиться человеческими усилиями. Благодать Божья предопределяет все аспекты спасения (ср. Рим 3:20; Гал 2:16).
2:10 созданы…. на добрые дела Добрые дела не могут дать спасения, но являются результатом и следствием ниспосланных Богом плодов и проявлений его (ср. Ин 15:8; Флп 2:12,13; 2Тим 3:17; Тит 2:14; Иак 2:16−26). которые Бог предназначил Как спасение, так и освящение и добрые дела верующего были предусмотрены до начала времени (см. пояснения к Рим 8:29,30).
2:11,12 Язычники (необрезанные) испытывали два вида неприятия. Первый носил социальный характер и был итогом тысячелетней вражды между иудеями и язычниками. Иудеи считали, что язычники являются чем-то второсортным и могут быть объектом насмешек и унижения. Второй и более важный вид отчуждения носил духовный характер, потому что язычники как народ были отсечены от Бога по пяти различным направлениям: 1) они были «без Христа», Мессии, не имея Спасителя и Искупителя, и без Божьего назначения или судьбы; 2) они были «отчуждены от общества Израильского» (иудеи, избранный Богом народ, были нацией, чьим Царем и Господом был Сам Бог, дивными благословениями и защитой Которого они пользовались); 3) язычники были «чужды заветов обетования», не имея возможности участвовать в Божьих заветах, в которых Он обещал дать Своему народу землю, священство, национальность, царство и Царя, а верующим в Него — вечную жизнь и небеса; 4) они «не имели надежды», потому что им не было дано Божье обетование; 5) они «были безбожниками в мире» (имея множество богов, язычники не признавали истинного Бога, потому что не нуждались в Нем — см. Рим 1:18−26).
2:13 далеко Распространенный термин в раввинских текстах, указывавший на язычников, которые были отделены от истинного Бога (ср. Ис 57:19; Деян 2:39). стали близки Каждый, кто уверует в Христа как Спасителя, будь то иудей или язычник, становится духовно близким и своим Богу. Это есть примирение, описанное в 2Кор 5:18−21. Искупительная смерть Иисуса на кресте смывает вину греха и, в конечном счете, само его присутствие.
2:14 Он Форма данного местоимения носила эмфатический характер, подчеркивая ту мысль, что только Иисус является источником покоя для верующего (ср. Ис 9:6). преграду Это намек на стену в храме, которая отделяла двор язычников от тех помещений, куда могли входить только иудеи. Павел говорит об этой стене как о символе социального, религиозного и духовного разделения между иудеями и язычниками.
2:15 упразднив вражду Плотию Своею Своей смертью Христос упразднил обряды, праздники и жертвы Ветхого Завета, которые разделяли иудеев и язычников. Божий моральный закон (кратко изложенный в 10 заповедях и записанный в сердцах всех людей, Рим 2:15) не был упразднен в Новом Завете, потому что он отражает святую природу Бога (Мф 5:17−19). См. пояснения к Мф 22:37−40; Рим 13:8−10. одного нового человека Христос никого из приходящих к Нему не изгоняет, и между принадлежащими Ему людьми нет никакого духовного различия. В греческом языке слово, переведенное как «новый», означает что-то совершенно непохожее на то, что было раньше, и говорит о качественном и количественном различии. В духовном смысле новый человек во Христе больше не является иудеем или язычником, а только христианином (ср. Рим 10:12,13; Гал 3:28).
2:16 примирить обоих с Богом Как иудеи и язычники соединяются с Богом через Иисуса Христа, так они соединяются и друг с другом. Это произошло на кресте, где Иисус сделался клятвою (Гал 3:10−13), взяв на себя Божий гнев с тем, чтобы была удовлетворена высшая справедливость, и примирение с Богом стало реальностью (см. пояснения к 2Кор 5:19−21). Подробнее о примирении см. Рим 5:8−10; Кол 1:19−23.
2:17 благовествовал мир В греческом эквивалент слова, переведенного как «благовествовал», означает буквально «приносил или объявлял благую весть», и в Новом Завете оно почти всегда означает провозглашение благой вести о том, что грешники могут примириться с Богом спасением через Иисуса Христа. В этом контексте Христос, Который «есть мир наш» (ст. 14), также объявил благую весть о мире. дальним и близким Т.е. одинаково как язычникам, так и иудеям.
2:18 доступ к Отцу, в одном Духе Ни один грешник не имеет никакого права или заслуг на доступ к Богу, но верующим это право даровано по вере в жертвенную смерть Христа (ср. 3:12; Рим 5:2). С того момента, как верующие принимают Христа, и Святой Дух представляет их перед небесным троном Бога Отца, куда они имеют теперь дерзновение приходить в любое время, ресурсы Троицы принадлежат им. См. пояснения к Рим 8:15−17; Гал 4:6,7; Евр 4:16.
2:19 сограждане святым Царство Божье состоит из людей всех времен, которые уверовали в Него. Там нет чужих, пришельцев или граждан второго сорта (ср. Флп 3:20). свои Богу Искупленные грешники не только становятся небожителями, но также и членами семьи Самого Бога. Отец ниспосылает верующим такую же бесконечную любовь, как и Своему Сыну. См. пояснение к 1:5; ср. Евр 3:6.
2:20 на основании Апостолов и пророков Подробнее об этих одаренных людях см. в пояснении к 4:11. Как бы ни велика была их роль, вся значительность их служения заключалась не в них самих, а в Божьем откровении, которое они проповедовали, со властью излагая Церкви Слово Божье до составления Нового Завета, что и обеспечило это основание (ср. Рим 15:20). краеугольным камнем Ср. Пс 117:22; Ис 28:16; Мф 21:42; Деян 4:11; 1Пет 2:6,7. Этот камень лег в основание и обеспечил прочность здания.
2:21 святый храм в Господе Каждый новообращенный является новым камнем в храме Христа — Церкви, Христовом Теле, состоящем из верующих (см. пояснение к 1Пет 2:5). Христово здание Его Церкви не будет завершено, пока туда не лягут все камни из верующих людей (2Пет 3:9).
2:22 жилище Божие Духом Слово «жилище» подразумевает постоянный дом. Бог Дух Святой временно обитает в Его земном святилище, Церкви, огромном духовном Теле из всех искупленных (ср. 1Кор 6:19,20; 2Кор 6:16).
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Ефесянам, 2 глава