2:1 подвиг Это же слово в 1:29 переведено как «подвизаюсь». Среди многих других, о духовной зрелости которых так радел Павел, были колоссяне и лаодикийцы. Лаодикии Это главный город Римской провинции Фригии в Асии, который располагался на юг от Иераполя в долине реки Ликус (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к Откр 3:14; ср. 4:13).
2:2 совершенного разумения «Разумение» полноты евангелия с внутренним ободрением и взаимной любовью отличают зрелых верующих, которые имеют «совершенное» спасение (см. пояснения к 2Пет 1:5−8). тайны См. пояснение к 1:26. Бога… Христа Ср. 4:3. Если опустить фразу между словами «Бога» и «Христа» (см. сноску на полях), которой, вероятно, не было в оригинале, то это ничего не меняет. Суть заключается в том, что Павел здесь говорил о тайне воплощения Самого Бога в Христе Мессии (ср. 1Тим 3:16).
2:3 все сокровища Ср. ст. 9,10; 1:19. Лжеучители утверждали, что владеют тайнами мудрости и познания, которые доступны только духовной элите. Павел же наоборот утверждает, что все богатство истины, необходимой для спасения, освящения или для прославления, сокрыто в Иисусе Христе, явившем в Себе и Собой Бога. Ср. Ин 1:14; Рим 11:33−36; 1Кор 1:24,30; 2:6−8; Еф 1:8,9; 3:8,9.
2:4 чтобы кто-нибудь не прельстил вас Павел не хотел, чтобы колоссяне поддались убедительной риторике лжеучителей, в которой они нападали на Личность Христа. Вот почему на протяжении первых двух глав он ставит ударение на Божьей природе Христа и Его способности как спасать верующих, так и приводит их к духовной зрелости.
2:5 отсутствую телом, но духом… с вами Находясь в узах, Павел не мог быть среди колоссян. Однако это не значило, что его любовь и забота о них уменьшились (ср. 1Кор 5:3,4; 1Фес 2:17). Их «благоустройство» и «твердость веры» — оба военных термина описывали готовый к бою плотный строй солдат — наполняли сердце Апостола великой радостью.
2:6 ходите в Нем В Новом Завете слово «ходить» часто употребляется в значении обычного поведения (1:10; 4:5; Рим 6:4; 8:1,4; 13:13; 1Кор 7:17; 2Кор 5:7; 10:3; 12:18; Гал 5:16,25; 6:16; Еф 2:10; 4:1,17; 5:2,8, 15; Флп 3:16−18; 1Фес 2:12; 4:1,12; 2Фес 3:11; 1Ин 1:6,7; 2:6; 2Ин 6; 3Ин 3,4). Ходить во Христе означает жить по Его примеру.
2:7 вере Здесь это слово использовано в реальном смысле, говорящем об истине христианского учения. Духовное развитие идет к зрелости от основания библейской истины через труд апостолов. Ср. 3:16. Весь этот процесс строится на здравом учении (Ср. 1Тим 4:6; 2Тим 3:16,17; Тит 2:1).
2:8 увлек вас Переведенное так слово в греческом означает кражу. Лжеучители, которым удается обманывать людей, крадут у них истину, спасение и благословение. философиею и пустым обольщением Слово «философия» (буквально — «любовь к мудрости») в Новом Завете встречается только здесь. Под этим словом подразумевается не просто академическая дисциплина, а любая теория о Боге, мире или смысле жизни. Еретики в колоссянской церкви прибегали к ней, чтобы продемонстрировать свое якобы высшее знание. Павел же сравнивает философию лжеучителей с «пустым обольщением», т.е. обманом. Ср. 1Тим 6:20; см. пояснение к 2Кор 10:5. стихиям мира См. пояснения к ст. 20; Гал 4:3. Далекие от истинного глубокого знания, представления лжеучителей были примитивными и незрелыми вроде прочих идеологий, порождаемых падшим разумом дьявола и человека.
2:9 полнота Божества Христос обладает всей полнотой сущности и качеств Бога (см. пояснения к 1:19; Ин 1:14−16). телесно В греч. философии материя представляла собою зло, а дух — добро. Поэтому считалось невероятным, что Бог может облечься в человеческое тело. Павел опровергает это лжеучение, указывая на реальность Воплощения Христа. Иисус был не только полностью Богом, но и полностью Человеком. См. пояснения к Флп 2:5−11.
2:10 полноту в Нем См. пояснения к ст. 3,4; ср. Ин 1:16; Еф 1:3. Верующие имеют полноту во Христе как в положении пред Богом через вмененную им праведность Христа (см. пояснение к 1:22), так и в том, что имеют совершенно достаточно всех небесных источников для достижения духовной зрелости (см. пояснения к 2Пет 1:3,4). глава всякого начальства и власти Иисус Христос — Творец и Правитель вселенной и всех ее духовных существ (см. пояснение к ст. 1:16), а не творение Бога, как то утверждали сеятели лжи среди колоссян (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания).
2:11,12 обрезанием нерукотворенным Об обрезании см. пояснение в Быт 17:11. Обрезание символизировало человеческую нужду в очищении сердца (ср. Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; 9:26; Деян 7:51; Рим 2:29) и было внешним знаком очищения от греха, которое происходит через веру в Бога (Рим 4:11; Флп 3:3). При спасении над верующими совершается духовное «обрезание» «совлечением греховного тела плоти» (ср. Рим 6:6; 2Кор 5:17; Флп 3:3; Тит 3:5). При обращении человек получает новое рождение и становится новым творением. Внешним подтверждением такого внутреннего изменения является водное крещение верующего (Деян 2:38).
2:13 мертвы во грехах См. пояснения к Еф 2:1,5. Т.е. настолько привязаны ко греху, к миру (Еф 2:12), к плоти (Рим 8:8) и к дьяволу (1Ин 5:19), что неспособны воспринимать духовное — другими словами, полностью лишены духовной жизни. Павел описывает подробнее это состояие неспасенных в 1Кор 2:14; Еф 4:17−19; Тит 3:3. оживил вместе с Ним См. пояснения к Еф 2:1,5. Мертвые в грехах люди могут обрести вечную жизнь (ср. Еф 2:5) только через союз с Иисусом Христом (ст. 10−12). Важно отметить, что Бог берет на Себя инициативу и дает животворящую силу для пробуждения и соединения грешников с Его Сыном. Духовно мертвые сами по себе ожить не могут (ср. Рим 4:17; 2Кор 1:9). простив нам все грехи Ср. 1:14. Дарованное Богом (Рим 3:24) и полное (Рим 5:20; Еф 1:7) прощение вины грешников, которые принимают веру в Иисуса Христа — это самая важная истина Писания (ср. Пс 31:1; 129:3,4; Ис 1:18; 55:7; Мих 7:18; Мф 26:28; Деян 10:43; 13:38,39; Тит 3:4−7; Евр 8:12).
2:14 истребив… рукописание Греческое слово, переведенное как «рукописание», обозначало долговую расписку. Все люди (Рим 3:23) находятся в неоплаченном долгу перед Богом за нарушение Его закона (Гал 3:10; Иак 2:10; ср. Мф 18:23−27), и поэтому им вынесен смертный приговор (Рим 6:23). Павел дает яркое сравнение прощения грехов верующих Богом с выведением следов от чернил. Через жертвенную смерть Христа на кресте Бог полностью стер нашу долговую расписку и сделал наше прощение полным. пригвоздил ко кресту Для прощения есть еще один образ. В те времена к кресту вместе с преступником прибивали перечень всех совершенных им злодеяний, чтобы все знали, за что он несет наказание (как было и в случае с Иисусом Христом, о чем говорится в Мф 27:37). Христу были предъявлены обвинения за всех грешников, их грехи были прибиты к кресту, и таким образом Он удовлетворил гнев Божий, понеся наказание за всех.
2:15 отняв силы Павел говорит еще об одном действе, совершенном на кресте. Там был вынесен окончательный приговор сатане и его воинству, состоящему из падших ангелов (ср. Быт 3:15; Ин 12:31; 16:11; Евр 2:14). начальств и властей См. пояснение к 1:16. Пока Его тело было мертво, Его живой Дух спустился к бесам и объявил им о Своей победе над грехом, сатаной, смертью и адом. См. пояснения к 1Пет 3:18,19. подверг… позору, восторжествовав над ними Эта картина напоминает триумф римского военачальника, прогоняющего по улицам Рима своих побежденных врагов (См. пояснения к 2Кор 2:14−16). Христос на кресте одержал победу над бесовскими силами.
2:16,17 Павел предупреждает, чтобы колоссяне не разменивали свою свободу на бесполезные, человеческие постановления (ср. Гал 5:1). Закон не имеет силы спасать или удерживать от греха.
2:16 пищу… питие Лжеучители пытались внедрить некоторые запреты на принятие пищи, возможно, основанные на законе Моисея (ср. Лев 11). Поскольку они находились под Новым Заветом, колоссяне (как и все христиане) не обязаны были соблюдать запреты Ветхого Завета относительно пищи (ср. Мк 7:14−19; Деян 10:9−15; Рим 14:17; 1Кор 8:8; 1Тим 4:1−5; Евр 9:9,10). праздник Имеются в виду ежегодные религиозные празднования по иудейскому календарю (например, Пасха, Пятидесятница, праздник кущей; ср. Лев 23). новомесячие Т.е. приношение ежемесячной жертвы на первый день каждого месяца (Чис 10:10; 28:11−14; Пс 80:4). субботу Это еженедельное празднование седьмого дня, которое отображало отдых Бога после творения. В Новом Завете от христиан оно не требуется (см. пояснения к Деян 20:7; Рим 14:5,6).
2:17 тень… тело Обряды Ветхого Завета были лишь тенью, указывавшей на Христа. После того, как пришел Христос, тень не имеет значения. Ср. Евр 8:5; 10:1.
2:18 обольщает вас Павел предупреждает колоссян, чтобы они не попались на удочку иррационального мистицизма, которую забрасывают лжеучителя с целью лишить их благословений и вечной награды (ср. 2Ин 8). самовольным смиренномудрием Поскольку лжеучители сильно хвалились своим «смиренномудрием», на самом деле оно было гордыней, ненавистной Богу (Пр. 6:16,17). служением Ангелов Это начало ереси, охватившей ряд церквей в окрестностях Колоссов на несколько столетий вперед и ясно запрещенной Библией (Мф 4:10; Откр 19:10; 22:8,9). чего не видел Как это в сущности присуще всем культам и лжерелигиям, лжеучители среди колоссян основывали свое учение на якобы полученных видениях и откровениях. Их утверждения были лживы, потому что Иисус Христос — окончательное и полное (см. пояснения к ст. 3,4) Божье откровение человечеству (Евр 1:1,2). плотским… умом См. пояснение к Рим 8:6. Это — описание не возрожденного человека, которое дополнено в Еф 4:17−19.
2:19 Ср. 1:18; см. пояснения к Еф 4:15,16. Для тела (Церкви) не бывает духовного роста иначе, как в союзе с Главой, Христом (ср. Ин 15:4,5; 2Пет 1:3).
2:20 со Христом умерли Имеется в виду союз верующего со Христом в Его смерти и Воскресении (см. пояснения к Рим 6:1−11), которым он преображен к новой жизни и оторван от мирского безумия. стихий мира См. пояснение к ст. 8. То же самое, что и «заповеди и учения человеческие» (ст. 22).
2:21−23 В этих стихах говорится о бесполезности аскетизма, который является попыткой достичь святости строгим изнурением тела, самоотречением (ст. 21) и даже самоистязанием. Поскольку речь главным образом идет о вещах, истлевающих от употребления, аскетизм бессилен удержать от греха или привести человека к Богу. Если разумный уход за телом и воздержание имеют временное значение (1Тим 4:8), то для вечности это ничто, и все крайние проявления аскетизма служат только угождению плоти. И очень часто аскеты стремятся лишь к тому, чтобы произвести впечатление на публику своей видимой святостью (Мф 6:16−18).
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Колоссянам, 2 глава