3:1−13 Цель Павла при написании этого послания заключалась в том, чтобы наставить Тимофея в отношении церкви (ст. 14,15). Первостепенное значение для любой церкви имело то, чтобы ее руководители были подготовлены к обучению других и являлись примером для остальных членов церкви. В этих стихах перечислены качества епископов и диаконов (см. также пояснения к Тит 1:5−9).
3:1 Верно слово См. пояснение к 1:15. желает… желает Здесь в греческом употреблено два разных слова. Первое означает «стремиться к чему-либо». Описывает внешние действия, а не внутренние побуждения. Второе слово означает «сильную страсть» и относится к внутреннему побуждению. Соединенные вместе, эти два слова удачно описывают тип человека, занятого в служении, того, кто четко следует по намеченному пути, движимый сильным внутренним побуждением.
3:2 епископ Слово означает «блюститель» и подразумевает людей, ответственных за руководство церковью (ср. 5:17; 1Фес 5:12; Евр 13:7). В Новом Завете слова «епископ», «старейшина», «блюститель» и «пресвитер» использованы как равнозначные и взаимозаменяемые для описания одних и тех же людей (Деян 20:17,28; Тит 1:5−9; 1Пет 5:1,2). Епископы (пресвитеры, епископы, старейшины) ответственны за руководство (5:17), проповедь и учение (5:17), помощь духовно слабым людям (1Фес 5:12−14), заботу о церкви (1Пет 5:1,2) и рукоположение других руководителей (4:14). должен Употребление этой греческой неизменяемой частицы подчеркивает, что непорочная жизнь абсолютно необходима для руководителей церкви. непорочен Буквально, «не может быть задержан» в криминальном смысле; не существует обвинения в реальном преступлении, которое можно было бы предъявить этому человеку. Скрытый вопиющий грех может испортить жизнь того, кто должен быть примером для подражания среди своего народа (ср. ст. 10; 4:16; 5:7; Пс 100:5,6; Флп 3:17; 2Фес 3:9; Евр 13:7; 1Пет 5:3). Вот основное требование к руководителям, остальные качества вырабатываются на основании требования непорочности. В Тит 1:6,7 употребляется в этом же значении другое греческое слово. одной жены муж В греческом буквально «одной женщины мужчина». Здесь ничего не говорится о браке или разводе (для толкования см. пояснение к ст. 4). Вопрос не в семейном положении руководителя, а в его моральной и сексуальной чистоте. Это качество стоит на первом месте, поскольку именно в этой области руководители падали чаще. Предполагаются различные толкования данного качества. Некоторые видят здесь запрещение полигамии, но это бессмысленное предписание, поскольку полигамия не была распространена в римском обществе и ясно запрещалась Писанием (Быт 2:24), учением Иисуса (Мф 19:5,6; Мк 10:6−9) и Павла (Еф 5:31). Состоящий в полигамном браке не мог быть даже членом церкви, тем более руководителем церкви. Другие видят здесь предостережение тем, кто женился во второй раз после смерти жены. Однако, как уже отмечалось выше, вопрос заключался в сексуальной чистоте, а не в семейном положении. Библия не запрещает вступать во второй брак после смерти одного из супругов (5:14; 1Кор 7:39). Третьи верят, что Бог отлучал разведенных мужчин от церковного руководства. В этом случае опять игнорируется тот факт, что данное качество не зависело от семейного положения. Библия не всем запрещает вступать в брак после развода (см. пояснения к Мф 5:31,32; 19:9; 1Кор 7:15). Наконец, некоторые считают, что это требование отстраняет от церковного руководства холостяков. Однако, если это входило в намерения Павла, он должен был устранить от служения себя (1Кор 7:8). «Одной женщины мужчина» — это тот, кто полностью посвятил себя своей жене, храня преданность одной женщине, привязанность к ней и сексуальную чистоту в мыслях и поступках. Нарушить это — значит лишиться непорочности и перестать быть «безупречным» (Тит 1:6,7). Ср. Притч 6:32,33. трезв В греческом это слово буквально означало «не употребляющий вина». Здесь использовано как метафора и означает «бдительный», «наблюдательный» или «трезвомыслящий». Руководители должны быть способны трезво рассуждать. целомудрен «Целомудренный» человек дисциплинирован, знает, как правильно установить свои приоритеты, серьезно относится к духовным вопросам. благочинен В греческом это слово означало «аккуратный». Руководители не должны вести беспорядочный образ жизни. Если они не могут навести порядок в собственной жизни, как же они смогут поддерживать порядок в церкви? страннолюбив Так переведено составное греческое слово, означающее «любить странников» (см. пояснения к Рим 12:13; Евр 13:2; ср. 1Пет 4:9). Руководители должны служить примером, обладая всеми духовными качествами. Их личная жизнь и жизнь их семей должны быть открыты для всех, чтобы каждый мог видеть их духовное состояние. учителен Употребляется только здесь и в 2Тим 2:24. Единственное качество, связанное с одаренностью и духовной способностью руководителя и отличающее руководителя от диакона. Проповедь и учение Слову Божьему есть первейшая обязанность блюстителя (пастыря, пресвитера) (4:6,11,13; 5:17; 2Тим 2:15,24; Тит 2:1).
3:3 не пьяница Более чем явное запрещение пьянства (см. пояснение к Еф 5:18). У руководителя не должно быть репутации пьяницы, его рассудок не должен быть затуманен алкоголем (ср. Пр. 31:4,5; 1Кор 6:12), его образ жизни должен радикально отличаться от мирского и направлять других к святости, а не ко греху (Рим 14:21). См. пояснение к 5:23. не бийца Буквально «не наносящий удары». Руководители должны реагировать на сложные ситуации спокойно, мягко (2Тим 2:24,25), а не под влиянием обстоятельств, применяя физическое воздействие. не корыстолюбив Многие греческие рукописи не содержат этих слов. См. ниже примечания к «не сребролюбив». Употребляется также в Тит 1:7; 1Пет 5:2. тих Внимателен к другим, мягок, милостив, скор на прощение и доволен. миролюбив «Мирный», «сопротивляющийся борьбе», тот, кто не поддерживает разделения или беспорядок. не сребролюбив Любовь к Богу и Его народу управляет руководителями, но не любовь к деньгам (ср.1Пет 5:2). Руководитель, совершающий служение ради денег, любит мир и не радеет о Божьем деле (Мф 6:24; 1Ин 2:15). Сребролюбие характеризует лжеучителей (Тит 1:11; 2Пет 2:1−3,14; Иуд 11), а не служение Павла (Деян 20:33; 1Кор 9:1−16; 2Кор 11:9; 1Фес 2:5).
3:4 хорошо управляющий домом своим Семейная жизнь руководителя, как и его личная жизнь, должна служить примером. Он обязан управлять «домом своим» (всем, связанным с домом, а не только женой и детьми) «хорошо» (существенно хорошо, отлично). Здесь возникает вопрос о разводе. Разведенный человек не может доказать, что он хорошо управлял своим домом, развод скорее указывает на его слабость в духовном руководстве. Если развод произошел по причинам, которые допускаются Библией, после него должно пройти достаточно долгое время, чтобы было очевидно прочное семейное руководство и воспитание благочестивых детей (ст. 4; Тит 1:6). послушании Военный термин, относящийся к солдатам, находящимся в подчинении у офицера. Дети руководителя должны быть верующими (см. пояснение к слову «верный» в Тит 1:6), хорошего поведения и пользоваться уважением.
3:5 пещись о Церкви Божией Руководитель должен вначале отношениями в своей семье подтвердить способность вести других к спасению и освящению. Так он подтверждает, что Бог наделил его лично духовной способностью подавать пример добродетели, служить другим, разрешать конфликты, создавать единство и поддерживать любовь. Если руководитель не в состоянии решить эти важнейшие вопросы в своей семье, кто поверит, что он решит их в церкви?
3:6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился Назначение новообращенного на руководящую должность может возбудить в нем гордость. Руководители, следовательно, должны избираться из духовно зрелых мужей в собрании (см. пояснение к 5:22). не подпал осуждению с диаволом Осуждение сатаны произошло в результате его гордости от своего положения. Сатана пал, потеряв власть и уважение (Ис 14:12−14; Иез 28:11−19; ср. Пр. 16:18). Подобное падение и осуждение могут легко произойти со слабым новообращенным христианином, взявшимся за духовное руководство.
3:7 доброе свидетельство… внешних Руководитель церкви обязан иметь безупречную репутацию среди неверующих, даже если люди не согласны с его моральными и богословскими убеждениями. Он не сможет оказать духовное влияние на тех, кто не уважает его. Ср. Мф 5:48; Флп 2:15.
3:8 Диаконы Образовано от слова, означающего «служить». Первоначально диаконы занимались вопросами обслуживания, например, заботились о столах (см. пояснения к Деян 6:1−4). Позже слово «диакон» стало обозначать человека, выполняющего любое служение в церкви. Диаконы подчинялись руководителям церкви, помогая им осуществлять надзор за практической стороной церковной жизни. В Писании не говорится об особой или официальной ответственности диаконов. Они выполняли то, что поручали им руководители или то, что было необходимо для духовного служения. честны Имеется в виду, что они разумные и серьезные люди и не поступают легкомысленно и глупо при решении важных вопросов. не двоязычны Диаконы не должны говорить одним людям одно, а другим другое. Речь их должна быть нелицемерна, но честна и последовательна. не пристрастны к вину Не увлекающиеся пьянством (см. пояснение к ст. 3). не корыстолюбивы Подобно епископам (см. пояснение к ст. 3) диаконы не должны злоупотреблять своей должностью для получения денег. Это качество было особенно важным в ранней Церкви, где диаконы по установившемуся порядку хранили деньги, распределяя их между нуждающимися.
3:9 таинство См. пояснения к Мф 13:11; 1Кор 2:7; Еф 3:4,5. В посланиях Павла часто встречается слово «таинство» (ср. Рим 11:25; 16:25; Еф 1:9; 3:9; 6:19; Кол 2:2), означающее истину, которая раньше была сокрыта, а теперь открылась людям, включая Воплощение Христа (ст. 16), пребывание Христа в верующих (Кол 1:26,27), единство иудеев и язычников в Церкви (Еф 3:4−6), благовестие (Кол 4:3), беззаконие (2Фес 2:7) и Восхищение Церкви (1Кор 15:51,52). чистой совести См. пояснение к 1:5.
3:10 надобно прежде испытывать Настоящее время глагола указывает на оценку всей церковью поведения, характера и служения диаконов. если беспорочны См. пояснение к ст. 2.
3:11 жены их Греческое слово, переведенное как «жены», можно перевести и как «женщины». По-видимому, Павел подразумевает здесь не жен диаконов, а женщин, которые несли служение диаконисс. Употребление в качестве вводного слова «равно» (ср. ст. 8) предполагает третью группу служителей кроме епископов и диаконов. Поскольку Павел не предъявляет требований к женам епископов, нет оснований считать, что эти требования относятся к женам диаконов. честны См пояснение к ст. 8. не клеветницы «Клеветницы» в греческом происходит от множественной формы слова «диавол», одного из имен сатаны (Мф 4:5,8, 11; 13:39; Лк 4:3,5, 6,13; 8:12; 1Пет 5:8; 1Иоан. 3:8; Откр 2:10; 12:9,12; 20:2,10). Женщины, занятые в служении, не должны заниматься сплетнями. трезвы См. пояснение к ст. 2. верны во всем Женщины-служители в церкви, подобно мужчинам-служителям (см. пояснение к ст. 2), должны быть достойны полного доверия как в жизни, так и в служении.
3:12 муж одной жены См. пояснение к ст. 2. хорошо управляющий… домом своим См. пояснение к ст.4.
3:14−16 Эти стихи представляют собой переход от положительных наставлений первых трех глав к предостережениям последних трех. Они открывают смысл предназначения Церкви (ст. 15) и благовестия (ст. 16).
3:14,15 надеясь вскоре придти к тебе Грамматическую форму греческого языка можно перевести следующим образом: «Я пишу это письмо, хотя и надеюсь вскоре прийти к тебе». Задерживаясь в Македонии (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), Павел послал Тимофею письмо.
3:15 чтобы... ты знал, как должно поступать Вторая половина этого стиха содержит тему послания: как правильно поступать в церкви. в доме Божием Лучше перевести как «в семье». Верующие являются членами семьи Божией (Гал 6:10; Еф 2:19; Евр 3:6; 1Пет 4:17) и должны поступать соответственно. Эти слова относятся не к зданию, но к людям, которые образуют истинную церковь. Церковь Бога живого Церковь есть собственность Бога (Деян 20:28; Еф 1:14; Тит 2:14; 1Пет 2:9). Слова «Бога живого» часто встречаются в Ветхом Завете (Втор 5:26; Нав 3:10; 1Цар 17:26,36; 4Цар 19:4,16; Пс 41:3; 83:3; Ис 37:4,17; Иер 10:10; 23:26; Дан 6:20,26; Ос 1:10). столп и утверждение Павел использует здесь архитектурный образ величественного храма Дианы (Артемиды) в Ефесе, который поддерживался ста двадцатью семью мраморными столбами, украшенными золотом. Слово, переведенное как «утверждение», в Новом Завете употребляется только в этом месте и означает основание, на котором держится здание. Основанием Церкви служит истина Божия, открывающаяся в Его Слове. истины Сущность христианской веры записана в Писании и кратко сформулирована в ст. 16.
3:16 Этот стих содержит часть гимна раннехристианской церкви, что следует из его единообразия, ритма и параллелизма. Шесть строк образуют сжатое изложение истины Евангелия. благочестия тайна Павел использует слово «тайна» для обозначения истины, скрытой во времена Ветхого Завета и открывшейся в Новом Завете (см. пояснение к ст. 9). Благочестие заключается в истине спасения и праведности во Христе, которая производит в верующих святость, т. е. явление истинной и совершенной праведности в Иисусе Христе. Бог явился Во многих рукописях читаем «Тот, Кто» вместо «Бог». В любом случае имеется в виду Христос, Который явил человечеству невидимого Бога (Ин 1:1−4; 14:9; Кол 1:15; Евр 1:3; 2Пет 1:16−18). во плоти Здесь говорится не о грешной, падшей человеческой природе (ср. Рим 7:18,25; 8:8; Гал 5:16,17), но о человеческом образе (ср. Ин 1:14; Рим 1:3; 8:3; 9:5; 1Пет 3:18; 1Ин 4:2,3; 2Ин 7). оправдал Себя в Духе «Оправдать» означает быть «праведным». Следовательно, слово «Дух» можно писать с маленькой буквы, указывая на проявление безгрешной духовной праведности Христа (Ин 8:46; 2Кор 5:21; Евр 4:15; 5:9; 7:26; 1Пет 2:21,22; 1Ин 2:1), либо на Его оправдание Духом Святым (Рим 1:4). показал Себя Ангелам Имеется в виду как падшим (см. пояснения к Кол 2:15; 1Пет 3:18−20), так и избранным (Мф 28:2; Лк 24:4−7; Деян 1:10,11; Евр 1:6−9) Ангелам. проповедан в народах См. Мф 24:14; 26:13; 28:19,20; Мк 13:10; Деян 1:8. вознесся во славе См. Деян 1:9,10; Флп 2:8−11; Евр 1:3. Вознесение и возвышение Христа показало, что Его Отец был доволен Им и Его трудом.
комментарии учебной Библии МакАртура на 1 послание Тимофею, 3 глава