2:1 укрепляйся Это главное увещевание первой части послания. Павел призывает Тимофея победить очевидную тенденцию к слабости и обновить посвящение служению (см. во Введении: Исторические и теологические темы). сын мой Павел привел Тимофея ко Христу во время первого миссионерского путешествия (ср. 1Кор 4:17; 1Тим 1:2,18).
2:2 слышал от меня См. пояснение к 1:13; ср. 3:14. За долгие годы близкого общения с Павлом (см. во Введении к 1-му Тимофею: Автор и время написания) Тимофей слышал Божью истину, которую Бог открыл через Апостола. при многих свидетелях Таких как Сила, Варнава, Лука и многие другие верующие в церквях, которые могли засвидетельствовать, что учение Павла подлинно Божье. Это напоминание было необходимо Тимофею в связи с многочисленными проблемами в Ефесе (ср. 1:15). верным людям, которые были бы способны и других научить Тимофей должен был принять Божье откровение, которому учил его Павел, и научить других верных людей, то есть людей, обладающих соответствующим духовным характером и одаренностью, которые могли бы передать эти истины следующему поколению. От Павла к Тимофею, от Тимофея к верным людям, от них — к четырем поколениям благочестивых руководителей. Процесс духовного воспроизводства, начавшийся в ранней церкви, должен продолжаться до возвращения Господа.
2:3 добрый воин Метафора христианской жизни как войны (против зла в мире, против грешной человеческой природы самого верующего, против сатаны) часто встречается в Новом Завете (ср. 2Кор 10:3−5; Еф 6:10−20; 1Фес 4:8; 1Тим 1:18; 4:7; 6:12). Павел здесь подразумевает столкновение с враждебно настроенным миром и с преследованием (ср. ст. 9; 1:8; 3:11,12; 4:7).
2:4 не связывает себя Как солдат, призванный на действительную службу, полностью лишен связи с обычными событиями гражданской жизни, так и добрый воин Иисуса Христа не позволяет, чтобы мирское отвлекало его внимание (ср. Иак 4:4; 1Ин 2:15−17).
2:5 подвизается Греческий глагол («атлео») означает усилие и решительность, необходимые для успеха в спортивных состязаниях (ср. 1Кор 9:24). Для тех, кто имел представление об Олимпийских и Истмийских (проводились в Коринфе) играх, сравнение духовных усилий с усилиями и неустанным стремлением к победе атлетов было весьма удачным. увенчивается Весь тяжкий труд спортсмена, его дисциплина оказывались напрасными, если он хоть в малейшем нарушал установленные правила. Для достижения духовной победы Павел призывает к послушанию Слову Божьему
2:6 Трудящемуся земледельцу Слово «трудящемуся» образовано от греческого глагола, обозначающего «трудиться до изнеможения». Древние земледельцы работали, не разгибая спины, в любых условиях с утра до позднего вечера в надежде получить в награду хороший урожай. Павел убеждает Тимофея не лениться и не жить в праздности, но упорно трудиться (ср. Кол 1:28,29), ожидая урожая. См. пояснения к 1Кор 3:6,7.
2:7 Разумей В греческом это слово, означает четкое восприятие, полное понимание и тщательное рассмотрение. Форма глагола предполагает не просто добрый совет, а настойчивое увещевание со стороны Павла, придавая глубокий смысл написанному.
2:8 Помни… Иисуса Христа Высший пример верного Учителя (ст. 2), Воина (ст. 3,4), Спортсмена (ст. 5), Земледельца (ст. 6). Тимофей должен был следовать Его примеру в учении, страдании, стремлении к награде и сеянии семян истины для получения духовного урожая. от семени Давидова См. пояснения к Рим 1:3; Откр 22:16. Иисус как потомок Давида является законным наследником его трона (Лк 1:32,33). Здесь подчеркивается человеческая природа Господа. воскресшего из мертвых Воскресение Христа является основополагающей истиной христианской веры (1Кор 15:3,4, 17,19). Воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Иисуса Христа (см. пояснение к Рим 1:4).
2:9 я страдаю… но для слова… нет уз Павел противопоставляет своему заключению благовестие и безграничную силу Слова Божия.
2:10 ради избранных Избранные к спасению еще до начала мира (см. пояснение к 1:9), которые еще не пришли к вере в Иисуса Христа (см. пояснения к Деян 18:10; Тит 1:1). спасение во Христе Иисусе Спасение может быть только в Нем (Деян 4:12; ср. Рим 8:29; Еф 1:4,5). Благовестие должно возвещаться (Мф 28:19; Деян 1:8), поскольку избранные еще не спасены верою в Иисуса Христа (Рим 10:14). вечною славою Конечный результат спасения (см. пояснения к Рим 5:2; 8:17).
2:11 Верно слово «Слово», которое упоминается в ст. 11−13. См. пояснение к 1Тим 1:15. с Ним умерли… с Ним и оживем Имеется в виду духовное участие верующих в смерти и Воскресении Христа (Рим 6:4−8), а также возможные страдания ради Христа, что следует из контекста.
2:12 терпим Это верующие, которые постоянно доказывают искренность своей веры (см. пояснение к Мф 10:22; ср. 24:13; Ин 8:31; Рим 2:7; Кол 1:23). с Ним и царствовать будем В Его будущем вечном царстве (Откр 1:6; 5:10; 20:4,6). если отречемся, и Он отречется от нас Здесь говорится о постоянном, окончательном отречении, отступничестве (см. пояснение к 1Тим 1:19), а не о временных неудачах (случайных падениях) искренних верующих, например Петра (Мф 26:69−75). Те, кто отрицает Христа, таким образом доказывают, что они никогда в действительности не принадлежали Ему (1Ин 2:19) и, встретившись однажды со страшной реальностью, будут отвержены Им (Мф 10:33).
2:13 неверны Имеется в виду недостаток спасающей веры, а не колеблющаяся вера. Неверующие будут полностью отрицать Христа, поскольку вера не была искренней (ср. Иак 2:14−26). Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может Христос был верен в том, чтобы спасти уверовавших в Него (Ин 3:16), а также верен в том, чтобы судить неверующих (Ин 3:18). Поступать иначе Иисус не может. Это противоречит Его святой неизменной природе. Ср. Евр 10:23.
2:14 словопрения Спорить с лжеучителями, т. е. с обманщиками, которые из человеческих побуждений искажали Слово Божие, было не только глупо (Пр. 14:7) и бесполезно (Мф 7:6), но и опасно (ст. 16,17; ср. ст. 23). Это первое из трех предостережений об опасностях бесполезных дискуссий (см. пояснения к ст. 16,23). См. пояснения к 1Тим 4:6,7; 6:3−5; 2Пет 1−3. расстройству В греческом слово означает «ниспровергать», «разрушать». В Новом Завете встречается еще один раз (2Пет 2:6), где описывается гибель Содома и Гоморры. Заменяя истину ложью, лжеучение несет духовную катастрофу слушателям. «Расстройство» может оказаться вечным.
2:15 достойным Слово означает неизменное постоянство в достижении цели. Тимофей, как и все, кто проповедует или учит Слову, должен был прилагать максимум усилий для правильной, полной передачи Слова Божьего, точной и понятной слушателям. Это сокрушительное противодействие гибельному влиянию лжеучения (ст. 14,16,17). верно преподающим Буквально «разрезающим прямо». Аналогия с точностью, необходимой в профессии плотника, каменщика а также профессии Павла — он изготовлял палатки из кожи. Точность и аккуратность необходимы для библейского толкования, как и для любого предприятия, поскольку толкователь управляет Словом Божьим. Отсутствие этих качеств приведет к краху. слово истины Все Писание в целом (Ин 17:17) и благовестие в частности (Еф 1:13; Кол 1:5).
2:16 непотребного пустословия См. пояснения к ст. 14; 1Тим 6:20; ср. Тит 3:9. Подобные губительные ереси ведут только к еще «большему нечестию». Ересь не может спасти или освятить. Это второе предупреждение Павла. Ср. ст. 14,23.
2:17 рак Обозначает болезнь, которая быстро распространяется и заканчивается летальным исходом. Метафора подчеркивает коварную опасность лжеучения. Оно врывается в человеческую жизнь и поглощает ее. Именей См. пояснение к 1Тим 1:20. Филит Он заменил Александра (1Тим 1:20) как соучастник Именея.
2:18 воскресение уже было Подобно лжеучителям, смущавшим коринфян (1Кор 15:12), Именей и Филит отрицали реальность телесного воскресения верующих. Они учили, что духовное отождествление верующих со смертью и Воскресением Христа (Рим 6:4,5, 8) было единственно возможным воскресением, и оно уже произошло. Подобные еретические учения базировались на взглядах современных греческих философов, утверждавших, что материя есть зло, а дух добро. разрушают… веру О тех, чья вера не была искренней (ср. Мф 24:24). Подлинно спасающая вера не может быть полностью и окончательно разрушена (см. пояснение к ст. 12). Ложная, неспасающая вера приводит к отступничеству (ср. 4:10). См. примечания к Мф 7:21−27; 13:18−22; Ин 2:23,25; 6:64−66; 8:31; 1Ин 2:19.
2:19 твердое основание Божие Слова относятся к Церкви (ср. 1Тим 3:15), Которую не могут победить силы ада (Мф 16:18) и Которая состоит из людей, принадлежащих Господу. печать Символ собственности и достоверности. Павел приводит два отличительны признака людей, имеющих Божью печать подлинности. «познал Господь Своих» Вероятно, ссылка на Чис 16:5. Он «познал». В смысле близких отношений, подобно тому как муж познает свою жену, а не в смысле «знакомства» вообще (см. пояснения к Ин 10:27,28; Гал 4:9). Бог всегда знает Своих, поскольку Он избрал их еще до начала времен. См. пояснение к 1:9. «да отступит от неправды всякий» Это выражение перефразировано из Чис 16:26 и является вторым признаком, удостоверяющим, что верующие есть собственность Бога. Фраза отражает стремление их к святости (ср. 1Кор 6:19,20; 1Пет 1:15,16).
2:20 сосуды Греческое слово, употребляющееся в самом широком смысле, означавшее различные инструменты, посуду или мебель в доме. В «большом доме», проводит аналогию Павел, есть два типа сосудов. одни в почетном В богатом доме сосуды были изготовлены из драгоценных металлов, «золота и серебра», и использовались в «почетных» целях: для сервировки стола во время приема пищи семьей и гостями. другие в низком Сделанные из дерева и глины, они служили не для почетного употребления, а для низменного — для мусора и отходов домашнего хозяйства. См. пояснение к 2Кор 4:7.
2:21 кто Тот, кто хочет быть полезным Господу для высоких целей. Даже простое деревянное ведро или глиняный горшок становятся полезными, когда они очищены и освящены. чист См. пояснение к ст. 19. В греческом слово, означает «полностью очистить», или «совершенно чистый». Для того, чтобы ведро для отходов использовалось для почетной цели, его нужно было освободить, тщательно вымыть и избавить от малейших следов грязи. сего Сосуды «низкого» употребления (ст. 20). Связь с лжеучителями и живущими в грехе развращает (Пр. 1:10−19; 13:20; 1Кор 5:6,11; 15:33; Тит 1:16), особенно, если они являются руководителями церкви. Явный призыв к отделению от тех, кто провозглашает себя служителями Божьими, но поступает как негодный инструмент, полезный только для самого низкого употребления.
2:22 Юношеских похотей Не просто недозволенных сексуальных желаний, но также и таких похотей, как гордости, страсти к богатству и власти, ревности, самоуверенности и духа противоречия.
2:23 состязаний уклоняйся Третье предупреждение Павла об отказе от бесплодных споров с лжеучителями (см. пояснения к ст. 14,16).
2:24 учительным Так переведено единственное в греческом языке слово, которое означает «искусный в учении». См. пояснение к 1Тим 3:2.
2:25 противников Прежде всего неверующих (пленников сатаны — ст. 26), но также и верующих, обманутых «глупыми и невежественными» (ст. 23) теориями лжеучителей, и, возможно, самих искренне заблуждающихся лжеучителей. даст ли им Бог покаяния Ср. Деян 11:18; см. 2Кор 7:9,10. Всякое истинное покаяние происходит по высшей благодати Божией (Еф 2:7). Усилия, прилагаемые человеком, чтобы изменить себя, тщетны без этой благодати (ср. Иер 13:23). познанию истины См. пояснение к 3:7. Когда Бог, по благодати, дарует спасающую веру, Он дарует также и покаяние в грехах. Ни то, ни другое не является заслугой человека.
2:26 сети диавола Обман есть ловушка сатаны, который является искусным интриганом, умно и утонченно преподносящим ложь. См. пояснения к Быт 3:4−6; Ин 8:44; 2Кор 11:13−15; Откр 12:9.
комментарии учебной Библии МакАртура на 2 послание Тимофею, 2 глава