Эта глава пророческая; нечто похожее мы встречаем в истории с Ноем (Быт 9:25 и далее). Иаков, находясь на смертном одре, делает завещание. Он откладывал его объявление до этого часа, так как слова умирающего человека глубже воздействуют и дольше остаются в памяти. Иаков не мог сказать эти слова, когда ему хотелось, а говорил под воздействием Духа Святого, избравшего именно это время, чтобы божественная сила проявилась в его немощах. Двенадцать сынов Иакова были известны в свое время, однако двенадцать колен Израилевых, происшедших от них и названных их именами, обладают намного большей славой и известностью — их имена начертаны на воротах в Новом Иерусалиме (Откр 21:12). И, предвидя это, умирающий отец говорит нечто значительное о каждом из них, т.е. об одноименном колене Израиля. Здесь представлено:
(I) Предисловие (ст. 1−2).
(II) Пророчество о каждом колене Израиля (ст. 3−28).
(III) Повторяются поручения о его погребении (ст. 28−32).
(IV) Смерть Иакова (ст. 33).
Стихи 1−4. Эти стихи представляют собой (I) предисловие к пророчеству.
1. Все семейство собрано вместе (ст. 2): сойдитесь и послушайте; пусть все они оставят повседневные заботы и придут для встречи с умирающим отцом послушать его предсмертные слова. Для умирающего Иакова было утешением видеть всех детей, находящихся с ним. Никто не потерян, хотя одно время он так не думал. Детям Иакова было полезно увидеть отца в последние минуты жизни, чтобы на его примере научиться, как жить и умирать; сказанное каждому из них могли услышать остальные, ибо из обличений, советов и утешений, предназначенных для других, можно извлечь много пользы для себя. Судя по тому, что он дважды призвал всех собраться вместе, Иаков хотел заповедать им объединиться в любви (держаться друг друга, не смешиваться с египтянами, не забывать собираться вместе) и предсказать, чтобы они не отделялись друг от друга, подобно сыновьям Авраама и Исаака, а были единым народом.
2. Изложена общая идея предполагаемого разговора (ст. 1): я возвещу вам, что будет с вами (не лично с вами, а с вашим потомством) в грядущие дни. Это пророчество будет полезно для грядущих поколений для подкрепления их веры, оно будет вести их по правильному пути и возвращать их в Ханаан, к их поселениям. Мы не можем поведать нашим детям о том, что случится с ними или их семьями в этом мире; однако, основываясь на Слове Божьем, способны сказать о том, что произойдет с ними в последний день, соответственно тому, как они вели себя в этом мире.
3. Требуется внимание (ст. 2): «Послушайте Израиля, отца вашего; пусть Израиль, боровшийся и превозмогший Бога, убедит и вас». Заметьте: дети должны внимательно слушать то, что им говорят их благочестивые родители, особенно, если они находятся на смертном одре: слушайте, дети, наставление отца, исполненное власти и любви (Притч 4:1).
II. Пророчество о Рувиме. Иаков начинает с него (ст. 3−4), потому что он первенец. За грех нечестия с женой своего отца, к величайшему позору семьи, для которой он должен был стать украшением, Рувим лишается преимуществ первородства. Умирающий Иаков торжественно понижает его в правах, но не отвергает и не лишает при этом наследства: Рувим будет иметь все права сына, но лишится привилегий первенца. У нас есть основания полагать, что Рувим покаялся в содеянном грехе и был прощен, однако справедливость требовала ради отвращения от совершенной мерзости и для предостережения других проявить немилость по отношению к нему. Рассмотрим теперь, каким образом он был понижен в правах.
1. Иаков возлагает на него украшения первородства (ст. 3), чтобы он вместе с братьями отчетливо увидел, чего лишился, а также зло, причиняемое грехом: будучи первенцем, он был радостью для отца, почти гордостью его, начатком его сил. Его имя говорит о том, насколько он дорог родителям: Рувим — видеть сына. В достоинствах он превосходил своих братьев и имел определенную власть над ними. Иисус Христос — первенец среди братьев, которому по праву принадлежит величайшее превосходство в силе и достоинствах; а благодаря Ему Церковь также является собранием первенцев.
2. Затем Иаков лишает его этих украшений (ст. 4): возвышает его, чтобы свергнуть единственным словом: «не будешь преимуществовать, у тебя будет колено Израилево, но не обладание превосходством». От его колена не произошел ни один судья, пророк, старейшина или иной известный человек, за исключением Дафана и Авирона, отмеченных в Писании бунтом против Моисея. Колено Рувима, не стремящееся к превосходству, вообще решило поселиться по другую сторону Иордана. Похоже, сам Рувим потерял способность влиять на братьев, что подразумевало право первородства, ибо когда он говорил… они не послушались (Быт 42:22). Тот, кто не разумеет и не имеет духа, чтобы поддержать честь и привилегии своего рождения, в конечном итоге потеряет их, сохранив лишь их название. Характер Рувима привел его к бесчестию и позору, потому что он бушевал, как вода.
(1) Его целомудрие было нестабильным, он не управлял собой и своими желаниями; временами был постоянным и последовательным, но порой становился необузданным. Заметьте: нестабильность разрушает достоинства человека. Люди не процветают, потому что не утверждены.
(2) Из-за этого его слава была нестабильной. Она отошла от него, улетучилась, как пар, и стала подобна воде, пролитой на землю. Заметьте: у пренебрегающих целомудрием нет оснований надеяться сохранить хорошую репутацию. Иаков особенно обвиняет его в грехе, обесчестившим его: ибо ты взошел на ложе отца твоего. С тех пор прошло сорок лет, но и сейчас он припомнился ему. Заметьте: подобно тому, как время не стирает вины за грех с совести человека, так и пятно некоторых грехов невозможно смыть с репутации человека, особенно грехов, нарушающих седьмую заповедь. Грех Рувима лег несмываемым пятном позора на всю семью — бесчестием, рана от которого оставляет серьезный шрам (Притч 6:32−33). Давайте же стремиться не совершать зло, и не будет надобности бояться, что кто-то поведает об этом.
Стихи 5−7. Сыновья, следующие по возрасту за Рувимом, также стали причиной скорби и позора Иакова, вероломно и варварски уничтожив жителей Сихема. И сейчас Иаков вспоминает об этом. Дети должны бояться навлечь на себя недовольство родителей, чтобы оно не проявилось впоследствии во время наследования благословений и не привело к их утере. Отметьте (1) характер Симеона и Левия: братья были очень похожи нравом; однако, в отличие от отца, были ревнивы, мстительны, жестоки и бесконтрольны; их мечи — орудия защиты — стали (ст. 5) орудиями жестокости, причиняющими ущерб другим, а не защищающими их от зла. Заметьте: характер детей подчас резко отличается от родительского. Не следует считать это странным — так было в семье Иакова. Ни родители, ни воспитание не могут сформировать характер детей. Иаков воспитывал их спокойными и уравновешенными, а они оказались такими неистовыми.
(2) Доказательством этому может послужить уничтожение жителей Сихема — событие, вызвавшее негодование Иакова в то время и сейчас (Быт 34:30). Два сына Иакова убили самого Сихема и многих других, они разрушили дома, разграбили город и убили его жителей. Заметьте: даже самые лучшие правители не всегда могут удержать своих подопечных от совершения подлых поступков. Если в семье два злоумышленника, то они чаще всего делают друг друга еще хуже, поэтому благоразумно было бы их отделить друг от друга. Симеон и Левий, возможно, проявили большую активность, причиняя зло Иосифу; и некоторые толкователи считают, что Иаков здесь ссылается именно на этот факт, ибо они во гневе своем убили мужа. Обратите внимание, какой вред приносит своенравие молодых людей. Симеон и Левий не внимали совету пожилого отца, обладающего жизненным опытом; нет, они, скорее, руководствовались порывом страсти, а не отцовской рассудительностью. Если бы молодые люди не потакали своей воле, то больше содействовали бы личным интересам.
(3) Возмущение Иакова их варварскими действиями: в совет их да не внидет душа. Этим он выразил не только отвращение к подобным поступкам, но и свою непричастность к ним. Возможно, его подозревали в тайной поддержке и содействии, поэтому Иаков торжественно подчеркивает непринятие подобных методов, желая снять подозрения перед смертью. Отметьте: наша душа — наша честь, ее силы и способности отличают и возвышают нас над тварями, которые умирают. Отметьте: более того, нам следует от всего сердца презирать любое сообщество или сговор с кровожадными и злобными людьми. Не надо стремиться входить в их совет или узнавать сатанинские глубины.
(4) Его отвращение к животным похотям, приведшим к злодеянию: проклят гнев их… Он не проклинает их самих, а лишь их похоти. Заметьте:
[1] Гнев является причиной и началом множества грехов, которые подвергают нас Божьему проклятию и осуждению (Мф 5:22).
[2] Проявляя ревность, мы должны всегда отделять грех от грешника: не потакать и не лелеять грех из любви к человеку и не проклинать и ненавидеть человека из-за греха.
(5) В предсказании о будущих поколениях Левия и Симеона выражается недовольство Иакова: разделю их… Представители колена Левия рассеялись среди других колен, а участок Симеона находился в таком трудном месте, что многим пришлось искать другое место для поселения, пригодное для жизни. Впоследствии это проклятие превратилось в благословение для левитов, однако для потомства Симеона, за грех Зимри (Чис 25:14), оставалось в силе. Заметьте: постыдное рассеяние явилось наказанием за греховные сговоры.
Стихи 8−12. Об Иуде сказаны славные речи. Упоминание о преступлениях трех старших братьев не привело в упадок дух Иакова; у него было приготовлено благословение для Иуды. Имя Иуды означает хвала, и со ссылкой на его имя Иаков говорит: «Тебя восхвалят братья твои» (ст. 8). За него воздавалась хвала Богу (Быт 29:35), он сам славил Бога, и в нем прославлялось имя Божье, поэтому братья должны восхвалять его. Заметьте: возносящие хвалу Богу будут прославлены среди братьев. В пророчестве отмечалось:
(1) Колено Иуды будет победоносным и успешным в войне: рука твоя на хребте врагов твоих... Это предсказание осуществилось в жизни Давида (Пс 17:40).
(2) Колено Иуды будет превосходить другие колена Израиля не только численностью и известностью, но и властью и авторитетом: поклонятся тебе сыны отца твоего. Иуда назван скипетром (Пс 59:9). Это колено вело израильский народ через пустыню и во время покорения Ханаана (Суд 1:2). Все права и полномочия первородства Рувима, превосходство в силе и достоинстве теперь перешли к Иуде. Отметьте: «Братья преклонятся перед тобой, восхвалят тебя, считая за счастье иметь такого мудрого и дерзновенного руководителя». Заметьте: слава и почет являются тогда благословением, когда не вызывают зависть и недовольство, а лишь похвалу, одобрение и радостное подчинение.
(3) Колено Иуды будет сильным и мужественным, полностью пригодным для командования другими и завоеваний: молодой лев Иуда (ст. 9). Лев — царь зверей, ужас для обитателей лесов, когда он рычит; когда он хватает добычу, никто не может противостоять ему; когда он оставляет добычу, никто не осмеливается преследовать его, чтобы отомстить. Эти слова предсказывают, что колено Иуды будет не только грозным и победоносным, оно будет мирно наслаждаться достигнутыми победами и вести войну не ради войны, а для достижения мира. Иуда сравнивается не с необузданным львом, постоянно мечущимся, бешеным и раздирающим все в клочья, а с прирученным, наслаждающимся своей силой и успехом, не досаждая окружающим.
(4) Его колено будет царственным, от него произойдет Мессия Царь: не отойдет скипетр от Иуды… доколе не придет Примиритель (ст. 10). В этих стихах Иаков предвидит и предсказывает следующее:
[1] Скипетр перейдет к колену Иуды, что и исполнилось в жизни Давида, потомство которого унаследовало престол.
[2] Примиритель придет из этого колена — его семя обетованное, в котором благословятся все народы земли, мирное и процветающее; или, как другие переводят, Спаситель произойдет из колена Иуды. Умирающий Иаков с огромного расстояния увидел день Христа, и это явилось огромным утешением и поддержкой для него на смертном одре.
[3] Перейдя к представителям колена Иуды, скипетр останется там (по крайней мере для управления в нем) до пришествия Мессии, которому, как Царю Церкви и Первосвященнику, должно принадлежать священничество и царство. Начиная с Давида, до вавилонского пленения скипетр находился у колена Иуды; впоследствии правители Иудеи происходили из этого колена или из верного ему колена Левия, пока Иудея не стала провинцией Римской империи перед рождением нашего Спасителя и не была обложена налогами, как всякая провинция (Лк 2:1). Ко времени смерти Иисуса Христа иудеи четко признавали: у нас нет иного царя, кроме цезаря. Мы можем с полным правом возразить им, что наш Господь Иисус является царем, который должен был прийти, и у нас нет иного царя, кроме Него, пришедшего в предназначенное время. Существует множество замечательных толкований, иллюстрирующих это прекрасное пророчество о Христе.
(5) Колено Иуды будет очень плодовитым, преизобилуя молоком для младенцев и вином для увеселения сердец сильных мужей (ст. 11−12). Виноградной лозы будет так много и она настолько сильна, что к ней будут привязывать осленка; она будет так плодовита, что грозди будут нагружать прямо на него. Вина так же много, как и воды, поэтому мужчины полны здоровья и силы, их глаза сверкают и блестят, а зубы белы. Многое из сказанного здесь об Иуде относится к Иисусу Христу.
[1] Он руководит всеми отцовскими детьми и побеждает всех врагов Отца, Он является славой всех святых.
[2] Он лев из колена Иудина — так говорится о Нем (Откр 5:5) со ссылкой на это пророчество. Он, разрушив силы и власти, стал победителем, залег так, что никто не может потревожить его, когда Он воссел одесную Отца.
[3] Ему принадлежит скипетр; Он законодатель, Желаемый всеми народами (Агг 2:7), и к Нему соберутся все народы; Он привлечет всех к Себе, когда будет вознесен от земли (Ин 12:32), и в Нем соберутся воедино рассеянные чада Божьи (Ин 11:52). В Нем пребывает изобилие всего, что питает и освежает душу, что поддерживает и ободряет в ней божественную жизнь; в Нем мы имеем вино и молоко — богатство наследия колена Иуды, приобретая его без платы и серебра (Ис 55:1).
Стихи 13−21. В них говорится о пророчестве Иакова в отношении шести сыновей.
I. Завулон (ст. 13). Удел его потомства — у морского берега. Они будут корабельщиками и морскими торговцами. Через двести или триста лет это пророчество исполнилось, когда Ханаанская земля была поделена по жребию и предел их (Завулона) восходил к морю (Нав 19:11). Если бы они сами выбрали место или подчинились решению Иисуса Навина, можно было бы предположить, что они старались действовать согласно указаниям Иакова, однако брошенный жребий указывал на божественное провидение в пророчестве Иакова. Заметьте: жребий Божьего провидения всегда согласуется с Его советом, как точная копия соответствует оригиналу. Если в пророчестве сказано: Завулон будет жить и у пристани корабельной, то божественное провидение так и распорядится. Заметьте:
(1) Бог определяет пределы нашего поселения.
(2) Мы поступим мудро и ответственно, если приспособимся к Божьему жребию и усовершенствуем свою жизнь. Если Завулон живет на берегу морском, то пусть и развивает пристань корабельную.
II. Иссахар (ст. 14−15).
1. Люди из этого колена будут сильными и трудолюбивыми, пригодными ко всякому труду, особенно к нелегкому труду земледельца, подобно ослу, терпеливо несущему тяжелую ношу, который привык к ней, и она стала легче для него. Иссахар будет обременен двумя вещами: земледелием и данью. Это колено хотя и процветало, но прилагало для этого усилия и испытало тяжесть бремени налогов и платы за аренду.
2. Они получат ободрение, получив благодатную землю.
(1) И увидел он, что покой для дома был хорош. Заметьте: труд землепашца действительно можно назвать покоем в сравнении с деятельностью воина или моряка, и занятые постоянной работой дома не должны завидовать их опасностям и напряженному ритму жизни.
(2) И увидел он, что земля приятна, отметив не только приятные пейзажи, очаровывающие любопытный взгляд, но и обильные плоды, вознаграждающие за тяжелый труд. Многие удовольствия сельской жизни в достаточной степени скрашивают ее неудобства, если мы сумеем убедить себя в этом. Иссахар в предвкушении преимуществ преклонил плечи для ношения бремени… Давайте же видеть глазами веры благость небесного покоя и красоту обетованной земли. Это облегчит наше сегодняшнее служение и ободрит склонить плечи для его несения.
III. Дан (ст. 16−17). То, что сказано о Дане, может иметь двоякое применение.
1. Это относится в целом ко всему колену Дана. Хотя Дан был одним из сыновей наложниц, его колено должно находиться под управлением своих же судей, как и другие колена, и благодаря своему умению, хитрости и неожиданности он будет иметь преимущество над врагами, подобно змее, внезапно жалящей путника в пяту. Заметьте: в духовном Божьем Израиле нет различия между рабом и свободным (Кол 3:11). Дан будет обладать такими же правами, как и другие колена Израиля. Заметьте: одни, подобно Дану, будут превосходить своей хитростью змеи, а другие, подобно Иуде, — мужеством льва; и каждый сослужит добрую службу в Божьем деле против жителей Ханаана.
2. Это относится к Самсону, который произошел из этого колена и был одним из судей израильских. Он освобождал свой народ от филистимлян не на полях сражения, как это делали другие судьи, а досаждал им и раздражал их своими искусными замыслами: обрушив крышу на голову филистимлян, он перевернул все с ног на голову. Иаков продолжал держать речь, но теперь, ослабев и растратив все силы на обращение, готовый потерять сознание и умереть, он произносит слова, не относящиеся к благословениям детей: на помощь (спасение — англ. пер) твою надеюсь, Господи! (ст. 18). Тон его голоса похож на голос человека, теряющего сознание, которому в спешке дают сердечные капли или нашатырь; если ему суждено умереть, не завершив того, что он намеревался сделать, то этими словами он изливает свою душу на груди у Своего Бога и испускает свой дух Заметьте: набожные восклицания искреннего и живого посвящения иногда могут быть непоследовательными, но не стоит считать их неуместными. Сказанное с любовью и нежностью не всегда отличается последовательностью. Если, обращаясь к человеку, мы возносим свои сердца к Богу, то это не является нелепым поступком. Христос был спасением, которого он ожидал, — обетованным семенем, о котором он прежде упоминал (ст. 10). Сейчас, собираясь присоединиться к собранию святых мужей Божьих, он отдавал свое дыхание Тому, ради которого они были собраны. Для него спасением также было небо — лучшее отечество, которое он явно искал раньше (Евр 11:13−14), и теперь, находясь в Египте, продолжает свои поиски. Сейчас, когда он так близок к спасению и собирается насладиться им, Иаков утешается тем, что ожидал его столько времени. Заметьте: в характере возрожденного христианина заложено ожидание спасения от Господа. Мы должны ожидать Христа — наш путь на небеса, и ожидать небес — нашего покоя во Христе. Таким образом, для умирающего христианина утешением является ожидание спасения от Господа: тогда он получит то, чего ожидал; долгожданные надежды сбудутся.
IV. Гад (ст. 19). Иаков обращается к его имени, что означает «воинство», предсказывая характеристику его колена. Они будут воинственным племенем, и этому мы находим подтверждение: гадитяне люди мужественные, воинственные (1Пар 12:8). Иаков предвидит, что расположение на другом берегу Иордана побудит их вторгнуться на территорию своих соседей, аммонитян и моавитян; и чтобы они не превозносились силой и бесстрашием, он предсказывает, что их враги во время многих столкновений победят их. Но чтобы они не огорчались, он уверяет, что в конечном итоге они победят: оттеснит их по пятам. Это событие исполнилось во времена Саула и Давида, когда моавитяне и аммонитяне покорились им (1Пар 5:18). Заметьте: дело Бога и его народа подчас кажется неубедительным и неперспективным, но в конечном итоге всегда одерживает победу. Vincimur in praelio, sed non in bello — мы проигрываем битву, а не сражение. Воинства порока зачастую одерживают победу в человеческих душах, затрудняя действие благодати в ней, тем не менее Божье дело и Его благодать всегда выходят победителями, и даже больше чем победителями (Рим 8:37, англ. пер.)
V. Асир (ст. 20). Это колено будет очень богатым; оно будет насыщено не только необходимым хлебом, но и туком, яствами, царскими яствами (ибо сам царь питается от поля — англ. пер., Еккл 5:9); эти лакомства будут экспортироваться из Асира другим коленам Израиля и, возможно, в разные страны. Заметьте: Бог природы обеспечил нас не только необходимым, но и лакомствами, чтобы мы могли назвать Его щедрым Даятелем; хотя вся земля обеспечена самым необходимым, лишь некоторые могут позволить себе яства. Пшеница чаще встречается, чем специи. Если бы роскошь была распространена по всему миру так же, как и самое необходимое для жизни, то этот мир был бы более испорченным, чего не должно быть.
VI. Неффалим (ст. 21). В самом имени этого колена подразумевается борьба. Унаследованное им благословение заключается в торжестве победы; он теревинф (лань) рослый. Хотя мы не видим полного осуществления пророчества, как это произошло с другими коленами Израиля, тем не менее можем отметить, что его представители были (1) похожи на любезную лань (такова ее характеристика, Притч 5:19), дружественные и обходительные друг с другом и с другими народами, в общении особенно отмечены доброжелательностью и любовью.
(2) Уподоблены свободолюбивой лани, жаждущей свободы.
(3) Подобны стремительной лани (Пс 17:34), быстры в принятии решений.
(4) Робки и боязливы в моменты общей опасности. Редко дружелюбные люди представляют угрозу для своих врагов.
(5) Должны быть любезными и приветливыми, с утонченной речью и почтительными манерами, распуская прекрасные ветви (произнося добрые слова — англ. пер.). Заметьте: Божий Израиль состоит из разнообразных колен, подчас противоположных друг другу, тем не менее каждый вносит свою лепту для здоровья и процветания всего народа. Иуда подобен льву, Иссахар — ослу, Дан сравнивается со змеей, а Неффалим — с ланью. Давайте же и мы, обладая разными характерами и дарованиями, не будем судить или завидовать друг другу, особенно тем, которые имеют иное положение и внешний вид.
Стихи 22−27. В завершение Иаков благословляет любимых сыновей, Иосифа и Вениамина, и затем испускает свой последний вздох.
I. Благословение Иосифа, очень продолжительное и существенное. Иосиф сравнивается с плодоносной отраслью (ст. 22) или молодым деревом, ибо Бог сделал его плодовитым в земле его страданий; он признает это (Быт 41:52). Два сына Иосифа уподобляются виноградным ветвям или другим побегам, которые простираются над стеною. Заметьте: Бог может превратить сохнущие и безжизненные побеги в плодовитые, которые станут огромным благословением для себя и окружающих людей. Об Иосифе сказано намного больше, чем о других сыновьях, и это имеет как историческую, так и пророческую ценность. Отметьте:
1. Божьи провидения в отношении Иосифа (ст. 23−24). Они упоминаются для того, чтобы воздать славу Богу, ободрить веру и надежду Иакова в том, что у Бога есть особенное благословение для его потомства. Отметьте здесь (1) нужды и проблемы Иосифа (ст. 23). Хотя сейчас у него была легкая жизнь, он окружен почетом и уважением, Иаков напоминает ему о недавно преодоленных трудностях. У него было много врагов, которые названы стрелками, изощренными в совершении злодеяний и искусстве преследований. Они ненавидели и преследовали его, выпуская ядовитые стрелы, принося печаль и огорчение. Братья в отцовском доме недоброжелательно относились к нему, насмехались, угрожали и затем продали в рабство, надеясь, что он умрет. Его хозяйка в доме Потифара очень огорчила его. Она сделала Иосифа своей целью, бесстыдно посягая на его невинность (искушения являются жалом во плоти, огненными стрелами, очень мучительными для благочестивых душ). Не достигнув своей цели, жена Потифара возненавидела Иосифа и выпустила другие стрелы — ложное обвинение в домогательстве. Против таких стрел практически нет защиты, кроме угрызений совести, пробуждаемых Богом даже в наихудших из людей. Наверняка у него были враги во дворце фараона, завидовавшие его продвижению по службе и искавшие возможность пошатнуть его положение.
(2) Сила и поддержка Иосифа в это затруднительное время: но тверд остался лук его (ст. 24), то есть его вера не пошатнулась, он удержался на ногах и вышел победителем. Крепки мышцы рук его; другие благодати — мудрость, мужество и терпение, которые намного лучше орудий войны, сыграли свою роль. Иосиф сохранил свою чистоту и спокойствие, проходя через все испытания. Он нес бремя с непоколебимой твердостью, не позволяя обстоятельствам огорчать себя и вести неподобающим образом.
(3) Источник его сил: он получил его от рук мощного Бога, всегда готового укрепить его, — Бога Иаковлева, находящегося в завете с ним и, следовательно, обязанного помочь ему. Мы получаем силу от Бога, чтобы противостоять искушениям и быть способными пройти через все бедствия: Его благодати достаточно для нас, а сила проявляется в наших немощах.
(4) Почетное положение, в которое он был возведен: оттуда (удивительное действие Божьего провидения) он становится пастырем и твердыней, который насыщает и поддерживает Божий Израиль, Иакова и семью. В этом Иосиф выступает прообразом [1] Христа: Его избивали и ненавидели, но Он перенес страдания (Ис 50:6) и впоследствии стал Пастырем и твердыней.
[2] Церкви в целом и особенно верующих: ад посылает огненные стрелы против верующих, а небеса защищают и укрепляют их, в итоге наделяя венцом.
2. Божьи обетования для Иосифа. Обратите внимание, насколько они взаимосвязаны с предыдущими: от Бога Отца твоего, Который и да поможет тебе (ст. 25). Отметьте: наш опыт познания Божьей силы и милости, укреплявшей нас до нынешнего момента, является для нас ободрением продолжать надеяться получить от Него помощь в будущем; помогавший в прошлом придет на помощь и впредь. Мы можем многое построить на Авен-Езере. Посмотрим же на ожидания Иосифа от Всемогущего, Бога отца:
(1) Он поможет преодолеть будущие трудности и опасности, поможет его потомству в войнах. От Иосифа произошел Иисус Навин, возглавивший израильский народ в битвах за Ханаан.
(2) Он благословит его, и лишь у Бога настоящие благословения. Иаков молится о благословениях для Иосифа, но лишь Бог Иакова повелевает благословениям. Рассмотрим же благословения, дарованные Иосифу.
[1] Они разнообразны и обильны: он благословлен благословениями небесными свыше (дождем в нужное время, соответствующей времени года погодой и благоприятным влиянием небесных тел), благословениями бездны, лежащей долу, которые по сравнению с верхним миром представляют собой великую бездну с подземными источниками и ископаемыми. Духовные благословения приходят с небес, и нам следует стремиться к ним в первую очередь, отдавая им главное предпочтение, в то время как временные благословения, находящиеся в земле, должны цениться намного меньше. Благословения сосцов и утробы означают благополучное рождение младенцев и их надлежащее вскармливание. В Слове Божьем, возрождающем и питающем нас (1Пет 1:23; 1Пет 2:2), для обновленного человека есть такие же благословения.
[2] Превосходные и удивительные благословения, которые превышают благословения древних (ст. 26). Его отец Исаак имел лишь одно благословение, и, отдав его Иакову, не оставил ничего для Исава; а Иаков имел благословения для каждого из двенадцати сыновей, а в завершение — самое обильное для Иосифа. Самым большим благословением этой семьи было умножение. Оно не так быстро исполнилось, когда Авраам и Исаак благословляли им своих сыновей, как благословения Иакова, данные его сыновьям, ибо после смерти его дети чрезвычайно умножились.
[3] Долговременное и всеобъемлющее благословение: до приятности (самых дальних — англ. пер.) холмов вечных, включая дары самых плодовитых холмов, которые будут воспроизводиться, пока они существуют (Ис 54:10). Заметьте: благословения вечного Бога включают в себя богатства вечных холмов, и даже сверх того. Об этих благословениях сказано: «Будут они — это обетование; или да будут они — это молитва; на голове Иосифа — пусть они будут подобны венцу, которым следует восхищаться, и шлемом, который должен защищать». Иосиф был избранный между братьями своими на некоторое время; некоторые читают этот текст так: Иосиф был назарянином между братьями своими, он был лучшим и превосходил их. Отметьте: чаще всего наилучшие мужи сталкиваются с наихудшим отношением, ибо назаряне обычно изгонялись и должны были отделяться от своих братьев, однако Божьи благословения компенсируют это.
II. Вениамин (ст. 27) — хищный волк; вполне очевидно, что Иаков был движим пророческим духом, а не чувствами привязанности и симпатий; в противном случае он говорил бы более мягко и нежно о возлюбленном сыне, которому предсказывает, что его потомство будет воинственным племенем, сильным и смелым, которое обогатится добычей своих врагов; они будут активными и действенными в мире, наводя ужас на соседние народы, как никто другой: утром будет есть ловитву, пойманную и поделенную вечером. В первые годы существования Израиля они будут известны своей деятельностью, хотя большинство из них левши (Суд 3:15; Суд 20:16). Аод — второй судья, Саул — первый царь — произошли из этого колена, как и Есфирь с Мордахеем, погубившие врагов евреев. Вениамитяне набрасывались, как волки, отчаянно поддерживая мужей из Гивы (Суд 20:14). Благословенный апостол Павел был представителем этого колена (Рим 11:1; Флп 3:5) — еще утром он ел добычу, будучи преследователем, а вечером делил ее в качестве проповедника. Заметьте: Бог осуществляет цели, используя людей разного характера: обманутые и обманщики находятся в Его власти.
Стихи 28−33. В этих стихах (I) подводится итог благословений сынов Иакова (ст. 28). Хотя Иаков был недоволен Рувимом, Симеоном и Левием, все же он благословил их, и дал им благословение, каждому свое, ибо никто из них не был отвергнут, как Исав. Заметьте: под каким бы обличением Божьего слова или Его провидения мы ни были, до тех пор, пока имеем часть в Божьем завете, положение и имя среди Его народа, благословенную надежду наследия небесного Ханаана, мы должны считать себя благословенными.
II. Торжественные повеления Иакова в отношении его погребения, что было повторением прежде данного наставления Иосифу. Умирая, он говорит о смерти следующим образом: я прилагаюсь к народу своему (ст. 29). Заметьте: о смерти следует говорить в самых приятных тонах, чтобы не овладел ужас. Хотя она отделяет нас от детей и близких людей в этом мире, в то же время прилагает к праотцам и нашему народу в мире ином. Возможно, Иаков использует это выражение для объяснения, почему сыновья должны похоронить его в Ханаане, ибо он говорит: я прилагаюсь к народу своему, моя душа должна приложиться к духам праведников, достигших совершенства, поэтому похороните меня рядом с Авраамом, Исааком и их женами» (ст. 31). Отметьте:
(1) Он сильно желал этого не из природной привязанности к родной земле, а в большей степени из принципа веры в Божье обетование, что Ханаан будет унаследован его семенем в предназначенное время. Подобным образом он хотел сохранить в сыновьях память об обетованной земле, чтобы они не просто освежили воспоминания о ней, совершив путешествие для погребения, но стремились к ней и их надежды сохранились.
(2) Он детально описывает место погребения и каким образом Авраам приобрел его (ст. 30,32). Иаков опасался, что после семнадцати лет пребывания в Египте его сыновья могли забыть о Ханаане и месте погребения прародителей, или жители Ханаана также могли оспаривать право владения этим местом; поэтому Иаков, умирая, детально говорит о его приобретении не только во избежание недоразумений, но и с желанием показать, насколько важна для него эта страна. Заметьте: огромным наслаждением для умирающих христиан являются мысли о небесном Ханаане и ожидаемом после смерти покое.
III. Смерть Иакова (ст. 33). Завершив благословения и напутствие (заключенные в обращении к сыновьям), сказав последнее слово, он приготовился к смерти.
1. Он расположился как умирающий человек; до этого он присел на постели для благословения сыновей (пророческий дух помазал свежим елеем угасающий светильник, Дан 10:19); совершив работу, он положил ноги свои на постель, чтобы лечь, но не для смиренного принятия удара, а с чувством радостного умиротворения, приобретая покой после изнурительного жизненного пути. Я лягу и усну.
2. Он предал свой дух в руки Бога, Отца духов: и скончался…
3. Его душа приобщилась к душам праведников, пребывающих в радостном и блаженном состоянии после освобождения от бремени плоти: и приложился к народу своему. Заметьте: если народ Божий — это наш народ, то смерть соберет нас вместе.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 49 глава