Мы закончили предыдущую главу, оставив мир в руинах, а Церковь — в стесненных обстоятельствах, но в этой главе описывается восстановление первого и умножение другого. Теперь сцена меняется, и перед нами открывается совсем другая картина — другая сторона облака, которое казалось нам черным и мрачным, ибо, хотя Бог долго сражается, но Он не будет сражаться вечно, как и гневаться. В этой главе нам представлено:
(I) Как земля заново рождается после отступления воды и появления суши. Это происходит во второй раз, и тоже постепенно.
1. Вода перестала прибывать (ст. 1−2).
2. Она стала явно убывать (ст. 3).
3. По прошествии шестнадцати дней с момента убывания вод ковчег остановился (ст. 4).
4. После шестидесяти дней отлива над водой показались вершины гор (ст. 5).
5. По прошествии сорока дней с момента отлива и за двадцать дней до того, как показались вершины гор Ной начал посылать разведчиков, ворона и голубя, чтобы получить информацию о происходящем (ст. 6−12).
6. Два месяца спустя после появления вершин гор вода ушла, и поверхность земли обсохла (ст. 13), хотя стала достаточно сухой для человека лишь по прошествии двух месяцев (ст. 14).
(II) Человек снова поселился на земле.
1. Ной был освобожден и выпущен из ковчега (ст. 15−19).
2. Он приносит жертву хвалы Богу за свое освобождение (ст. 20).
3. Бог принимает его жертву и обещает больше не топить мир (ст. 21−22). Так милость, наконец, торжествует над судом.
Стихи 1−3. Эти стихи описывают:
I. Действие Божьей благодати: «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях». Это выражение описывает поведение людей, ибо Бог не забывает ни одно из Своих творений (Лк 12:6), тем более никого из Своего народа (Ис 49:15−16). Но (1) все человечество, за исключением Ноя и его семьи, было уничтожено и переселено в землю забвения, чтобы память о них не сохранилась. Поэтому, вспомнив о Ное, Бог вернул Свою милость человечеству, которое не истребил полностью. Странное выражение: «Я утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь» (Иез 5:13). Требования божественной справедливости были удовлетворены гибелью грешников; Он освободил Себя от Своих противников (Ис 1:24), и теперь Его Дух успокоился (Зах 6:8). И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях. Во гневе Он вспомнил о милости (Авв 3:2), вспомнил о днях древних (Ис 63:11), вспомнил святое семя и затем вспомнил Ноя.
(2) Хотя Ной обрел благодать пред очами Господа, похоже, он был забыт в ковчеге и, возможно, сам начал так думать, ибо Бог не сказал, как долго он будет в заключении и когда освободится. Даже очень хорошие люди иногда склонны делать выводы, что Бог забыл о них, особенно когда их страдания тягостны и длительны. Возможно, Ной, несмотря на свою сильную веру, увидев, что наводнение продолжается долго, вполне обоснованно предположил, что основная работа сделана; при этом он подвергся искушению испугаться, что закрывший его внутри будет держать его там, и начал противиться. Как долго я буду в забытьи? Но Бог наконец вернул ему Свою милость — и вспомнил о Ное. Отметьте: Бог вспомнит о том, кто помнит о Нем, как бы одиноко и печально ни было его положение. Он назначит определенный срок и вспомнит о нем (Иов 14:13).
(3) Вместе с Ноем Бог вспомнил обо всех живых тварях, ибо хотя Он особо наслаждается сынами человеческими, в то же время Он радуется всем Своим делам и Ему нравится все, что Он сделал. Он особым образом заботится не только о представителях Своего народа, но и об их имуществе — о них и всем, что им принадлежит. Он заботился о скоте города Ниневия (Иона 4:11).
II. Действие силы Божьей, воздействовавшей на ветер и воду, которые полностью находятся в распоряжении Бога, хотя и не подчиняются человеческому контролю. Обратите внимание:
1. Он повелел ветру и сказал: «Иди!» — и поднялся ветер, чтобы разогнать наводнение: «…и навел Бог ветер на землю». Здесь обратите внимание:
(1) После того, как Бог вспомнил о Ное, Он освободил его. Отметьте: Бог благотворит тем, кого помнит; Он помнит нас, чтобы спасти, чтобы, помня о Нем, мы служили Ему.
(2) Какой абсолютной властью над ветрами обладает Бог. Он держит их в Своем кулаке (Притч 30:4) и выводит их из Своих хранилищ (Пс 134:7). Он посылает их, когда, куда и для какой цели Ему угодно. Даже бурный ветер исполняет слово Его (Пс 148:8). Похоже, что пока наводнение усиливалось, ветра не было, так как он стал бы раскачивать ковчег, а теперь Бог послал ветер, когда он не мог уже причинить беспокойства. Возможно, это был северный ветер, так как он прогоняет дождь. Как бы там ни было, но этот ветер осушал землю и был подобен тому, который разделил Красное море перед Израилем (Исх 14:21).
2. Он взял под контроль воды и сказал им: «Придите» — и они пришли.
(1) Он убрал причину, запечатав источники этих вод — источники великой бездны и окна небесные. Отметьте:
[1] У Бога есть как ключ открывающий, так и ключ затворяющий; Он может приостановить суды, остановив их первопричины; а рука, приносящая опустошение, должна принести и избавление; и поэтому наши глаза должны быть направлены на эту руку. Лишь Тот, кто ранит, может исцелить (см. Иов 12:14−15).
[2] Когда страдания совершили дело, ради которого были посланы, — то ли для истребления, то ли для исцеления, — они будут удалены. Слово Божье не возвращается тщетным (Ис 55:10−11).
(2) Тогда действие прекратилось, но не сразу, а постепенно: «…и воды остановились» (ст. 1), постепенно возвращались с земли (ст. 3) — уходили и возвращались (евр. пер.), что означает постепенное снижение их уровня. Жар от солнца испарял много влаги, и, возможно, подземные пещеры впитали еще больше воды. Отметьте: земля была потоплена не в один день и высушена не за один день. При сотворении понадобился лишь один день, чтобы очистить землю от покрывавшей ее воды и сделать сушей; более того, для этого понадобилось лишь полдня (Быт 1:9−10). Но после окончания сотворения это дело провидения подверглось согласованному воздействию вторичных причин, в то же время усиленных всемогущей силой Бога. Обычно Господь освобождает Свой народ постепенно, чтобы он не пренебрегал днем, когда происходят несущественные события, и не отчаивался в день, когда происходят значительные (Зах 4:10; см. Притч 4:18).
Стихи 4−5. В этих стихах нам представлены следствия и доказательства убывания воды.
1. Ковчег остановился. Ной несколько успокоился, почувствовав под собой твердое основание и то, что он больше не движется. Он остановился на горе, к которой был направлен, но не предусмотрительностью Ноя (он не вел ковчег), а мудрым и милостивым провидением Бога для скорейшего отдыха. Отметьте: у Бога есть сроки и места для покоя Своего народа после беспокойств; и часто Он обеспечивает их своевременным и удобным поселением без их личной изобретательности и предвидения. Хотя иногда ковчег Церкви бросаем бурею и безутешен (Ис 54:11), в то же время он имеет свой покой (Деян 9:31).
2. Показались вершины гор, похожие на маленькие островки над поверхностью воды. Мы можем предположить, что их увидел Ной с сыновьями, так как кроме них некому было их увидеть. Возможно, каждый день они выглядывали через окно ковчега, как моряки, страстно жаждущие после утомительного переезда увидеть, открыли ли они землю, или как слуга пророка (3Цар 18:43−44); наконец они обнаружили землю и занесли день открытия в свой журнал. В соответствии с расчетами д-ра Лигтфута, они ощутили твердое основание под ковчегом за сорок дней до того, как увидели ее; из чего он делает вывод, что если вода убывала пропорционально, то ковчег был погружен в воду на одиннадцать локтей.
Стихи 6−12. Здесь говорится о разведчиках, вороне и голубе, которых Ной посылал для получения информации о состоянии дел за пределами видимости. Обратите внимание:
I. Хотя Бог детально рассказал Ною, когда начнется потоп, и даже указал день (Быт 7:4), но в то же время Своим откровением Он не описал ему в деталях, в какое время и каким образом он будет убывать.
1. Это было сделано потому, что знание первого было необходимо для построения ковчега и размещения в нем, а знание последнего послужило бы лишь для того, чтобы удовлетворить его любопытство; и сокрытие этой информации было необходимо для испытания его веры и терпения.
2. Он не мог предвидеть потоп, а лишь знать о нем благодаря откровению, но в то же время мог благодаря обычным средствам увидеть убывание воды, и поэтому Богу было угодно дать ему возможность использовать свои способности.
II. Хотя верой Ной надеялся получить освобождение и терпеливо ожидал его, в то же время ему, как человеку, считающему, что он достаточно долго был в заключении, было любопытно, как это произойдет. Отметьте: стремление избавиться от беды, ревностное ожидание избавления и любопытство относительно его приближения, очень хорошо согласуются с искренней верой и терпением. Верующий не поспешит бежать впереди Бога, а поторопится выйти и встретиться с Ним (Ис 28:16). Более детально:
(1) В окно ковчега Ной выпустил ворона, который вылетел, но, как говорит еврейский перевод, полетал и вернулся, то есть покормился трупами, плавающими на поверхности воды, и вернулся для отдыха в ковчег; возможно, не внутрь ковчега, а сел снаружи. Это нисколько не удовлетворило Ноя. Тогда (2) он выпустил голубя, который в первый раз вернулся и не принес хороших новостей, а, возможно, прилетел мокрый и грязный. А во второй раз он принес в клюве оливковую ветвь, сорванную с дерева, что четко указывало на то, что теперь деревья, фруктовые деревья, начали показываться над поверхностью воды. Отметьте:
[1] Ной послал голубя во второй раз через семь дней после того, как послал впервые, а в третий раз — через семь дней после второго; и, возможно, первый раз голубь был послан через семь дней после ворона. Это подразумевает, что Ной сделал это в день субботний, который он, похоже, соблюдал в ковчеге. Проводя торжественные собрания в субботу в своей маленькой церкви, он ожидал особых благословений с небес и спрашивал о них. Направив молитву, он смотрел на небеса (Пс 5:4).
[2] Голубь является эмблемой благодатной души, которая не может обрести для своих ног покоя, твердого мира и удовлетворения в этом мире — этом затопленном и оскверненном мире — и возвращается ко Христу как к своему Ковчегу, как к своему Ною. Плотское сердце, как ворон, поглощено этим миром и питается падалью, которую в нем находит, но ты, душа моя, возвратись в покой твой, к своему Ною, как говорит слово (Пс 114:7). Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Тогда я летел бы к нему (Пс 54:7). И как Ной протянул руку, чтобы принять голубя, и внес его в ковчег, так и Христос милостиво поможет, пригласит и сохранит тех, кто летит к Нему, чтобы обрести покой.
(3) Оливковая ветвь — эмблема мира — была принесена не вороном, хищной птицей, не пестрым и гордым павлином, а кротким, терпеливым и смиренным голубем. Именно такое расположение духа приносит в мир залог покоя и радости.
(4) Некоторые воспринимают эти вещи как аллегории. Закон впервые был послан как ворон, но не принес никаких новостей об умиротворении гнева Божьего, которым был потоплен человеческий мир. Поэтому при полноте времени Бог послал Свое Евангелие, как голубицу, в подобии которой сходил Святой Дух, и это представлено нам оливковой ветвью, которая несет с собой лучшую надежду.
Стихи 13−14. Эти стихи описывают (1) образовавшуюся сушь (ст. 13). Это означает, что вся вода на земле иссякла, свидетелем чего в первый день первого месяца (какой радостный был первый день нового года!) стал сам Ной. Он открыл кровлю ковчега, но не всю, а лишь настолько, чтобы осмотреть землю вокруг него, и ему открылась утешительная картина, ибо вот, обсохла поверхность земли. Отметьте:
[1] Великая милость — увидеть вокруг себя твердую почву. Ной прочувствовал это сильнее нас, так как восстановленные милости воздействуют на нас сильнее, чем милости продолжительные.
[2] Божественная сила, которая в то время обновила лицо земли, может обновить лицо страдающей, бедствующей души и бедствующей, преследуемой Церкви. Он может явить сушь даже там, где она была утеряна и забыта (Пс 17:17).
(2) Земля высохла (ст. 14) и стала пригодной для обитания. Обратите внимание: хотя Ной увидел сушь в первый день первого месяца, тем не менее Бог не разрешал ему выйти из ковчега до двадцать седьмого дня второго месяца. Возможно, Ной, несколько устав от своего заточения, с самого начала хотел покинуть ковчег, но Бог из милости к нему велел оставаться в нем еще какое-то время. Отметьте: Бог больше принимает во внимание полезность для нас, а не наши желания, так как Он лучше нас знает, что нам полезнее, как долго должно длиться наше заключение, а мы должны оставаться лишенными желанных милостей. Мы бы вышли из ковчега до того, как земля высохла; и, возможно, если бы дверь была закрыта, были готовы открыть кровлю и выбраться каким-либо другим путем. Мы должны удовлетвориться тем, что Бог лучше знает, когда явить нам милости — когда милость созрела и мы готовы для нее.
Стихи 15−19. Эти стихи описывают:
I. Освобождение Ноя из ковчега (ст. 15−17). Обратите внимание:
(1) Ной не выходил из ковчега, пока Бог не повелел ему. Как он получил повеление войти в него (Быт 7:1), так и ждал команды, когда будет разрешено выйти, как бы утомительно ни было его заключение. Отметьте: во всех своих путях мы должны признавать Бога, и во всех наших перемещениях ставить Его на первое место. Под Божьей защитой оказываются лишь те, кто следует Божьим наставлениям и подчиняется Его правлению. Тот, кто твердо придерживается слова Божьего как своего правила и направляется Его благодатью как своим принципом, кто принимает подсказки провидения, которые помогают применить общие указания к частным случаям, тот может верой увидеть Его водительство, направляющее их движение в этом походе через пустыню.
(2) Хотя Бог задержал его дольше, но все-таки освободил, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце, оно говорит истину (Авв 2:3) и не обманет.
(3) Бог сказал: «Войди в ковчег», а не «Иди в ковчег», что подразумевает, что Бог, зашедший с ним, оставался в ковчеге все это время, пока не выпустил его оттуда в сохранности, ибо Он сказал: «Не оставлю тебя».
(4) Некоторые отмечают, что когда им было велено войти в ковчег, то мужчины и женщины упоминались отдельно (Быт 6:18): «…ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих…», исходя из чего они делают вывод о том, что во время всего этого времени скорби они и их жены были отдельно (Зах 12:12). Но теперь Бог как бы заново женил их, посылая Ноя с женой вместе, а его сыновей вместе с их женами, чтобы они могли плодиться и размножаться.
(5) Ною было велено вывести с собою животных, чтобы после такого длительного времени, на протяжении которого он заботился и кормил их, прилагая много усилий, он получил славу, как их повелитель, выводящий эту армию, и принял их почитание.
II. Выход Ноя, когда он получил освобождение. Как Ной не мог выйти из ковчега без разрешения, так же он не мог (из страха или расположения духа) оставаться, когда было разрешено выйти; во всех ситуациях он был послушен небесной дальновидности. Хотя на протяжении года и десяти дней он оставался узником в ковчеге, тем не менее, увидев себя спасенным не только для новой жизни, но и для нового мира, он не увидел оснований для жалоб по поводу своего длительного заключения. Обратите внимание:
(1) Ной и его семья вышли из ковчега живыми, несмотря на то что среди них был нечестивый Хам, который хотя и избежал потопа, но мог быть уничтожен каким-нибудь другим ударом Божьей справедливости. Все они остались в живых. Отметьте: когда семьи долгое время пребывают вместе и между ними нет разногласий и ссор, то это можно рассматривать как особое благоволение, относящееся к Божьим милостям.
(2) Ной вывел всех животных, зашедших вместе с ним в ковчег, за исключением ворона и голубя, которые, возможно, были готовы встретить своих самок во время их выхода. Ной мог дать очень хороший отчет о выполнении задания, так как не утерял ни одного из тех, кто был вверен ему, а остался верен тому, кто назначил его pro hac vice — в этом случае — главным управляющим Своего хозяйства.
Стихи 20−22. В этих стихах:
I. Ной с благодарением признает проявленное к нему Божье благоволение и милость, благодаря которым он был избавлен (ст. 20).
1. Он устроил жертвенник Господу. До настоящего времени он не делал ничего, не получив точной инструкции и повеления от Бога. Он получил четкий призыв войти в ковчег, а затем — выйти, а вот постановления о жертвеннике и жертвах уже были божественными постановлениями для религиозного поклонения, поэтому Ной не ожидал определенного повеления, чтобы выразить свою благодарность. Получившие милость от Бога должны в первую очередь стремиться отблагодарить Его и делать это не по принуждению, а с желанием. Богу нравятся добровольные жертвы и хвала, приготовленные для Него. Теперь Ной вернулся в холодный и пустынный мир, где, надо думать, его первой заботой была постройка дома. Но посмотрите: он начинает свое обустройство с построения жертвенника Богу; вначале нужно послужить Богу; и хорошо начинает тот, кто начинает с Богом.
2. Он приносит всесожжение на жертвеннике — из всякого скота чистого и из всех птиц чистых по одной особи из семи нечетных, о чем мы читаем в Быт 7:2−3. Здесь обратите внимание:
(1) Он принес в жертву лишь чистых животных, так как недостаточно совершить обряд, а нужно приносить в жертву лишь то, что Бог назначил Своим законом о жертве, а не тленное.
(2) Хотя его стадо было очень маленьким и спаслось благодаря великим усилиям и стараниям, тем не менее Ной не пожадничал и отдал Богу Его часть. Он мог подумать: «Раз я имею лишь семь овец, чтобы ими начать новый мир, то неужели одну из них я должен убить и принести в жертву? Разве не лучше отложить всесожжение, пока их не станет много?» Нет, чтобы доказать искренность своей любви и благодарности, он с радостью посвящает каждую седьмую Богу, в знак согласия с тем, что Ему принадлежит все. Служа Богу малым, мы можем сделать его большим; и мы никогда не должны считать напрасно потраченным то, чем почтили Бога.
(3) Отметьте древность религии: первым действием, совершенным в новом мире, было поклонение Богу (Иер 6:16). А сейчас мы должны выражать свою благодарность не всесожжениями, а жертвой хвалы и жертвой праведности, своей благочестивой посвященностью и благочестивым образом жизни.
II. Бог милостиво принимает благодарность Ноя. Вот учрежденное правило для века патриархов: если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица (не будешь ли принят, англ. пер.)? Именно так поступал Ной, ибо:
1. Бог был доволен его всесожжением (ст. 21), так как обонял Господь приятное благоухание, или, как написано в еврейском переводе, благоухание покоя, исходящее от него. И как при сотворении мира на седьмой день Он почил и отдыхал, так и сейчас, наново сотворив его, Он почил в жертве, принесенной из каждой седьмой твари. Ему понравилась благочестивая ревность Ноя и это обнадеживающее начало нового мира, как человеку нравятся благоухания и приятные запахи. Хотя его всесожжение было небольшим, но оно соответствовало его возможностям, и Бог принял его. Побудив Свой гнев пролиться на мир грешников, теперь Он побуждает Свою любовь излиться на небольшой остаток верующих.
2. На основании этого Бог принял решение больше не топить мир. При этом Он взирал не столько на жертву Ноя, сколько на жертву, принесенную Христом, чьим прообразом она была, и, несомненно, была благоуханием приятным (Еф 5:2). Приводятся определенные гарантии, на которые можно положиться:
(1) В том, что подобный суд никогда не повторится. Ной мог подумать: «Для чего нужно восстанавливать мир, раз все равно из-за собственной нечестивости он очень быстро станет похож на тот, который был разрушен?» — «Нет, — отвечает Бог, — такого никогда не будет». Писание говорит: «И раскаялся Господь, что создал человека» (Быт 6:6); а здесь, похоже, Он говорит, словно сожалеет о том, что уничтожил человека; это не должно было быть средством, изменившим его разум, но должно было также изменить его путь. Господь над рабами Своими умилосердится (Втор 32:36). Это решение выражено двумя путями:
[1] «Не буду больше проклинать землю» (евр.). «Не буду больше добавлять проклятий земле». Бог проклял землю, когда грех впервые вошел в мир (Быт 3:17); потопив землю, Он добавил ей проклятий, но теперь Бог решает не добавлять ей больше проклятий.
[2] «Не буду больше поражать всего живущего», то есть, было решено, что, истребляя отдельных людей, семьи или страны, Бог никогда больше не уничтожит мир, пока не настанет день, когда уже времени не будет. Но повод, на основании которого принято это решение, довольно необычный; похоже, он тот же самый, из-за которого весь мир был погублен: «потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 6:5). Но между первым и вторым решением существует разница — в первом случае сказано: «…все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то есть их злодеяния постоянно свидетельствовали против них, а здесь: «…потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его». Зло было врожденным; человек нес его в мир с собой, был зачат и образован во зле. Можно было бы подумать дальше: «Поэтому этот виновный род должен быть полностью уничтожен, Я совершенно истреблю все народы». Нет, «именно поэтому Я не буду больше применять такой суровый метод, ибо, во-первых, его скорее нужно пожалеть, так как происходящее — результат живущего в нем греха — то, чего можно ожидать от этого вырождающегося рода. Он назван отступником от чрева, и поэтому неудивительно, что он ведет себя очень вероломно» (Ис 48:8). Поэтому Бог помнит, что он плоть, тленная и греховная (Пс 77:39). Во-вторых, «он будет полностью истреблен, если с ним обращаться по его заслугам, и тогда один потоп будет следовать за другим, пока все не погибнут». Здесь обратите внимание:
(а) Что внешние суды, хотя и могут напугать и изолировать людей, но не могут сами по себе освятить и обновить их; благодать Бога должна сопровождать эти суды. После потопа человеческая природа осталась такой же греховной, как и раньше.
(б) Что Божья милость использует человеческую греховность, чтобы еще больше возвеличить себя; Его решения помиловать больше исходят от Него самого, а не за что-то хорошее в нас.
(2) Что ход природы больше никогда не прекратится (ст. 22): «Впредь во все дни земли, пока на ней существует человек, лето и зима (не такая зима, которая была в последний год), день и ночь не прекратятся», возможно, не такая ночь, как та, когда полился дождь. Эти слова четко подразумевают:
[1] Что эта земля не всегда будет существовать; она и все дела на ней скоро сгорят; а мы ожидаем новых небес и новой земли, когда все это исчезнет. Но [2] до тех пор, пока она существует, Божье провидение будет тщательно сохранять регулярное следование времен года и каждому давать свое время. Мы должны признать, что благодаря этому решению мир стоит, а колеса природы придерживаются своего курса. Здесь обратите внимание: как изменчиво время и в то же время неизменно. Во-первых, ход природы всегда меняется. Это происходит как со временем, так и с событиями; они подвержены постоянным сменам — день и ночь, лето и зима сменяют друг друга. На небесах и в аду все обстоит по-другому, но на земле то и другое соделал Бог. Во-вторых, все остается неизменным. Эти смены постоянны в своей переменчивости. Смена времен года никогда не прекращается и не прекратится, пока солнце остается таким неизменным измерителем времени, а луна — таким верным свидетелем на небесах. Это — Божий завет дня и ночи, стабильность которого упоминается для укрепления нашей веры в завет благодати, являющийся таким же нерушимым (Иер 33:20−21). Мы видим, что обетования Бога для тварей добры, и отсюда можем сделать вывод, что его обетования для верующих будут такими же.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 8 глава