Давид сначала искал царства Божия и правды его, устроив ковчег, как только устроился сам, а теперь мы узнаем, как ему приложилось все остальное. В данной главе приводится сообщение:
(I) О завоеваниях Давида. Он восторжествовал над:
(1) Филистимлянами (ст. 1).
(2) Моавитянами (ст. 2).
(3) Царем Сувским (ст. 3−4).
(4) Сирийцами (ст. 5−8,13).
(5) Идумеями (ст. 14).
(II) О дарах, которые ему приносили, и о богатстве, доставшемся ему от покоренных народов, которое он посвятил Господу (ст. 9−12).
(III) О царском дворе Давида, о его правлении (ст. 15) и о главных начальниках (ст. 16−18). На этом основании мы получаем общее представление о том, что царствование Давида было успешным.
Стихи 1−8. Бог успокоил Давида от всех его врагов, которые противились и выступали против него; а царь, благоразумно воспользовавшись этим покоем, теперь получил поручение свыше о войне против них и о переходе к наступательным действиям, чтобы отомстить им за конфликты с Израилем и восстановить права израильтян; ибо те до сих пор не стали полновластными хозяевами земли, которая закреплена за ними по Божьему обетованию.
I. Давид полностью подчинил филистимлян (ст. 1). Они напали на него, когда сочли его слабым (2Цар 5:17), и тогда все закончилось для них очень плохо. Но когда Давид почувствовал свою силу, он сам напал на них и завладел их страной. Филистимляне долгое время досаждали Израилю и угнетали его. Саул не добился успеха в войне с ними. А Давид завершил избавление Израиля от их рук, начатое задолго до этого Самсоном (Суд 13:5). Мефег-Гаамма это Геф (главный город филистимлян, их столица) вместе с принадлежащими ему малыми городами, среди которых находился постоянный гарнизон филистимлян на холме Гаамма, или Амма (2Цар 2:24), называемый Мефег, что значит узда, якобы для обуздания народа Израиля; Давид захватил это место и превратил его в узду для обуздания филистимлян. Именно так бывает при разоружении сильного: у него отнимают всё оружие его, на которое он надеялся, и используют против него (Лк 11:12). И после долгих и частых сражений, которые святые ведут против сил тьмы, как израильтяне против филистимлян, Сын Давидов бросит их на попрание под ноги святым, и тогда последние станут более чем победителями.
II. Давид поразил моавитян и сделал их данниками Израиля (ст. 2). Он разделил их страну на три части, две из которых уничтожил, сметая на своем пути твердыни и предавая мечу все подряд, а третью часть пощадил, чтобы населявшие ее возделывали землю и были рабами Израиля. Доктор Лайтфут говорит: «Они уложили их на землю и измерили веревкой, чтобы определить, кому быть убитым, а кого оставить в живых»; об этом событии сказано: и долину Сокхоф размерю (Пс 59:8). Иудеи говорят, что с моавитянами поступили столь сурово, потому что те убили родителей и братьев Давида, которых он оставил под защитой царя Моава, когда был в изгнании (1Цар 22:3−4). Давид поступил справедливо, потому что моавитяне некогда были опасными врагами Израиля Божия, и благоразумно ибо, позволь он им сохранить свою мощь, они оставались бы таковыми и доныне. Но примите во внимание: несмотря на необходимость истребления двух третей, та часть, которую надлежало оставить в живых, хотя и одна, была сплошной линией (англ. пер. ст. 2). Убедитесь, что она достаточно длинна: позвольте линии милосердия простираться как можно дальше favorem vitae — в пользу жизни. Законы об амнистии надлежит толковать с позиции возрастания милости. Вот теперь и исполнилось пророчество Валаама: восстает жезл от Израиля и разит князей Моава на всем протяжении линии, отмерившей обреченных на погибель (Чис 24:17). Моавитяне оставались данниками Израиля вплоть до смерти Ахава (4Цар 3:4−5). Затем они восстали, и покорить их так и не удалось.
III. Давид поразил сирийцев, или арамеев. Тогда существовали два разных царства, которые упоминаются в заглавных стихах Псалма 59: Сирия Месопотамская Сирия приречная с главным городом Дамаском (который славился своими реками, 4Цар 5:12) и Сирия Цованская, примыкавшая к ней, но простиравшаяся до Евфрата. Оба эти царства находились на севере.
1. Давид начал с Сирии Цованской (или Сувской, ст. 3−4). Когда он пошел, чтобы установить свои границы у реки Евфрат (ибо так далеко надлежало простираться земле, которую Бог пожаловал Аврааму и его потомству, Быт 15:18), царь Сувский оказал сопротивление, поскольку сам владел той землей, которая принадлежала Израилю; но Давид уничтожил его войско и захватил колесницы и всадников. Здесь говорится, что всадников было 700 (англ. пер., ст. 4), а в другом месте Библии 7000 (1Пар 18:4). Если коней делили на группы по десять, как, вероятно, и было, то число групп и начальников было 700, а простых всадников 7000. Давид подрезал лошадям поджилки, бедренные сухожилия, сделав их хромыми, чтобы они оказались непригодными, по крайней мере, на войне, ибо Бог запретил израильтянам умножать себе коней (Втор 17:16). Из 1000 колесниц он приберег для себя лишь 100, ибо полагался не на коней и колесницы, а на живого Бога (Пс 19:8) и, исходя из собственного наблюдения, написал: ненадежен конь для спасения (Пс 32:16−17).
2. Сирийцы Дамасские пришли на помощь царю Сувскому и пали вместе с ним. На поле боя было убито 22 000 сирийцев (ст. 5), поэтому Давид с легкостью завладел их страной и разместил на ее территории свои войска (ст. 6). Враги Божьей Церкви, которые думают обезопасить себя, в конечном счете погубят себя своими заговорами и союзами друг с другом. Враждуйте... но трепещите (Ис 8:9).
IV. Ведя все упомянутые здесь войны, Давид (1) находился под защитой: и хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил. По-видимому, он сам выходил на поле боя за дело Бога и Израиля, рискуя собственной жизнью; но Бог покрыл голову его в день брани, о чем Давид часто говорит в своих псалмах во славу Господа.
(2) Обогатился. Давид взял золотые щиты, которые рабы Адраазара использовали для защиты (ст. 7), и много меди из разных городов Сирии (ст. 8), пользуясь не только jure belli неоспоримым правом самого длинного меча («забирай добытое»), но и поручением с небес и древним правом потомства Авраамова на владение этими странами.
Стихи 9−14. Здесь мы узнаем:
(1) Что царь Имафа, который, по-видимому, воевал в то время с царем Сувским, искал расположения Давида. Он услышал о победе Давида над своим врагом и отправил в качестве посла собственного сына (ст. 9−10), чтобы поздравить его с победой и поблагодарить за услугу, которую Давид ему оказал, сломив силу того, кого царь Имафа боялся, и просить Давида о дружбе. Таким образом он не только обезопасил себя, но и укрепился. И Давид ничего не терял, взяв под свою защиту правителя небольшого государства, равно как ничего не теряли и древние римляне, проводя подобную политику; ибо Давид получил богатство не только в виде добычи, взятой в побежденных странах во время войны, но и в виде этого благодарственного дара: сосуды серебряные, золотые и медные. Лучше приобретать в мире и согласии, нежели путем принуждения.
(2) Что Давид пожертвовал Богу добычу, взятую у народов, и богатые дары, которые ему принесли. Он все посвятил Господу (ст. 11−12). Этот поступок стал венцом всех его побед, и благодаря ему Давид превзошел Александра Македонского и Цезаря, которые искали лишь собственной славы, а не стремились прославить Бога. Все драгоценности, которыми завладел Давид, были посвященными, то есть предназначались для строительства храма. И то обстоятельство, что храм был построен с использованием подарков и трофеев, взятых у языческих народов, служило для язычников добрым предзнаменованием милости к ним в полноту времен, когда дом Божий превратится в дом молитвы для всех, ибо на это указывают слова: цари земные принесут в Новый Иерусалим славу и честь свою (Откр 21:24). Золотых идолов Давид сжег (англ. пер., 2Цар 5:21), а золотые сосуды посвятил Господу. Подобным же образом в борьбе за душу все противящееся Богу подлежит уничтожению, чтобы каждая похоть была умерщвлена и распята, а все, что способно прославить Его, благодатью Сына Давидова претерпевает изменения и подлежит посвящению. Даже торговля и прибыль будут посвящаемы Господу (Ис 23:18) и богатства Владыке всей земли (Мих 4:13); тогда это поистине станет нашим собственным и принесет наибольшее утешение.
(3) О репутации Давида, которую он приобрел, в частности благодаря своей победе над сирийцами и их союзниками идумеями, действовавшими заодно с ними, что становится очевидным, если сравнивать написанный по этому поводу Псалом 59 со ст. 13. И сделал Давид себе имя благодаря поступкам и храбрости, достойной великого и выдающегося военачальника. Во время этой военной операции, вероятно, произошло нечто экстраординарное, весьма содействующее его чести, тем не менее он прилежно отдает всю честь Господу, как явствует из псалма, написанного по случаю победы (Пс 59:14). Именно с Богом мы поступаем доблестно.
(4) О победе Давида над идумеями. Все они стали рабами Давида (ст. 14). Именно теперь, а никак не раньше исполнилось благословение Исаака, согласно которому Иакову суждено господствовать над Исавом (Быт 27:37−40); причем идумеи долго оставались данниками иудейских царей (подобно тому как моавитяне платили дань царям израильским), вплоть до времени Иорама, когда они восстали (2Пар 21:8), как и предсказывал Исаак об Исаве, что с течением времени тот свергнет иго с шеи своей. Таким образом, благодаря своим завоеваниям Давид:
[1] Обеспечил мирное правление своему сыну, чтобы у того было время для строительства храма.
[2] И обеспечил своего сына богатством, которое тот мог использовать в строительстве храма. Бог задействует своих служителей разнообразными способами: для одних одно служение, для других иное; кто-то участвует в духовных битвах, кто-то в духовном строительстве; и один готовит дело для другого, чтобы каждый мог прославить Господа. Все победы Давида служили прообразом победы Евангелия над царством сатаны, в которой Сын Давидов вышел как победоносный, чтобы победить, и Он будет править, пока не свергнет все противящиеся начальства, власти и силы; и у Него, как и у Давида (ст. 2), есть две веревки: одна на умерщвление, а вторая на спасение; ибо одно и то же Евангелие для одних запах живительный на жизнь, а для других запах смертоносный на смерть.
Стихи 15−18. Давид не столь сильно увлекался военными действиями за пределами страны, чтобы пренебрегать ведением дел и управлением дома.
I. Своей заботой Давид охватывал каждый уголок владений: и царствовал Давид над всем Израилем (ст. 15); он не только имел право на управление всеми коленами, но и действительно управлял; израильтяне были в безопасности под его защитой и вместе с ним наслаждались плодами его умелого правления.
II. Давид вершил правосудие без предвзятости, непоколебимой рукой: и творил Давид суд и правду над всем народом своим. Он не причинял зла, не отказывал кому-либо в законных правах и решал дела без проволочек. Это свидетельствует:
(1) о его трудолюбии и прилежании в делах, доступности и готовности принять все адресованные ему обращения и просьбы. На заседании совета принимали любого из его подданных, даже самого низкого происхождения, даже представителей наименьших колен.
(2) О беспристрастности и справедливости действий Давида в судопроизводстве. Он никогда не извращал правосудие по расположению или по любви к кому-либо и не проявлял лицеприятия в суде. В этом он служил прообразом Христа Верного и Истинного, Который праведно судит и воинствует (Откр 19:11; см. Пс 71:1−2).
III. Он держал свой двор в порядке и назначил хороших начальников. Давид стал первым царем, при котором учредили правительство (ибо царствование Саула было коротким и нестабильным) и создали систему управления по определенному образцу. Мы не находим упоминаний о великих начальниках во времена Саула, за исключением Авенира, который возглавлял его войско. Давид же назначил больше руководителей:
(1) Иоав был главнокомандующим войсками на поле боя, а Ванея начальником над хелефеями и фелефеями, которые представляли собой либо городское ополчение (лучники и пращники, согласно халдейскому парафразу), либо, скорее, охрану или свиту, сопровождавшую царя, придворное войско, дружину. Они готовы исполнять службу дома, помогать в отправлении правосудия и охранять общественный порядок. Мы находим упоминание о том, как таковые были задействованы в деле провозглашения царем Соломона (3Цар 1:38).
(2) Два церковных начальника: Садок... и Ахимелех были священниками, то есть они, главным образом, участвовали в священническом служении под руководством первосвященника Авиафара.
(3) Два гражданских начальника: один был летописцем и протоколистом, который своевременно напоминал царю о делах (он являлся государственным премьер-министром, но не попечителем совести царя, как говорят о лорде-канцлере, а только попечителем его памяти, чтобы напоминать царю о делах, а тот сделает их сам); второй был писцом, или государственным секретарем, который составлял приказы и распоряжения и записывал решения суда.
(4) Сыновья Давида, поскольку их воспитывали так, чтобы они были пригодными к делу, стали главными руководителями; они занимали почетное положение, и им доверяли управление домом, станом или судом в зависимости от природных способностей. Они были первыми при царе (как это поясняется в 1Пар 18:17), служившими рядом с ним, чтобы находиться под его присмотром. Наш Господь Иисус назначил начальников в Своем царстве во славу Себе и на благо общества; когда Он взошел на высоту, то дал дары человекам (Еф 4:8−11), каждому свое дело (Мк 13:34). Давид назначил своих сыновей главными руководителями; но все верующие духовное семя Христа обрели более высокое положение, ибо они поставлены царями и священниками Богу (Откр 1:6).
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Царств, 8 глава