Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 4 глава

Толкование Мэтью Генри


В конце предшествующей главы был описан пример проявления мудрости, дарованной Богом Соломону. В данной главе мы узнаем о богатстве и преуспевании Соломона, то есть об исполнении второй части данного ему обетования. Здесь сообщается:

(I) О великолепии его двора, о его государственных министрах (ст. 1−6), о поставщиках его дома (ст. 7−19) и об их обязанностях (ст. 27−28).

(II) О продовольствии для стола Соломона (ст. 22−23).

(III) О размерах его владений (ст. 21−24).

(IV) О числе, состоянии и мирной жизни его подданных (ст. 20−25).

(V) О конюшнях Соломона (ст. 26).

(VI) О его превосходной репутации благодаря мудрости и знаниям (ст. 29−34).

Столь велик был Соломон, но наш Господь Иисус более велик, чем он (Мф 12:42), хотя и принял вид раба; ибо Божественность, даже при сильнейшем уничижении, бесконечно превосходит царственность в наивысшем ее величии.

Стихи 1−19. Здесь мы узнаем:

I. Каким Соломон был на престоле: и был царь Соломон царем (ст. 1), то есть его правление над всем Израилем утвердилось и упрочилось, в отличие от правления преемников Соломона, которые царствовали только над двумя коленами. Он был царем, то есть исполнял работу и долг царя, руководствуясь мудростью, дарованной ему Богом. Кто думает о деле и сознательно его выполняет, тот сбережет имя и честь своего места.

II. О высоких должностных лицах при дворе Соломона, в выборе которых, вне всякого сомнения, проявилась его мудрость. Легко заметить, что (1) некоторые из них служили и при его отце. Садок и Авиафар были священниками (2Цар 20:25), таковыми они и остались, только тогда преимущество было за Авиафаром, а теперь за Садоком. Иосафат служил дееписателем, или хранителем великой печати, тогда и был на этой должности при Соломоне. Ванея во времена Давида занимал высокий пост в армии, сохранив его и сейчас. Сива (в русск. пер. Суса, 2Цар 20:25) был писцом у Давида, а его сыновья у Соломона (ст. 3). Соломон, будучи мудрым человеком, не возомнил, что он мудрее своего отца в этих вопросах. Когда сыновья наследуют состояние, честь и власть своих отцов, то, вступая во владение, им надлежит отдать дань уважения памяти родителей и, caeteris paribus где это уместно, нанять на службу тех же людей, которые служили отцам, и доверять тем, кому они доверяли. А ведь многие гордятся, что являются полной противоположностью своим добропорядочным родителям.

(2) Остальные были сыновьями священников. Премьерминистром стал Азария, сын Садока священника. Другие чиновники первого ранга приходились сыновьями пророку Нафану (ст. 5). Назначив их на высокие посты, Соломон засвидетельствовал свое глубочайшее почтение к их благочестивому отцу, которого он любил во имя пророка.

III. О поставщиках Соломонова дома, чьим делом было присылать продовольствие из разных частей страны к столу и в кладовые царя (ст. 7), а также в его конюшни (ст. 27−28), чтобы:

(1) Его дом в любое время снабжался наилучшим образом. Пусть на этом примере власть предержащие научатся хорошему ведению хозяйства и щедрости в расходах соответственно своим возможностям, но практичности в обеспечении. Добродетельная жена отличается тем, что издалека добывает хлеб свой (Притч 31:14), причем привезенное издалека не должно быть дорогим, а наоборот купленным там, где оно дешевле стоит.

(2) Таким образом сам Соломон вместе со своим ближайшим окружением мог избавиться от множества хлопот, чтобы заниматься непосредственно государственными делами, не беспокоясь о том, где достать и что поставить на стол, поскольку все необходимое было под рукой.

(3) Все части царства могли в равной степени получать прибыль от вывоза своих продуктов и поддерживать денежное обращение. Таким образом поощрялось производство, а следовательно, увеличивалось богатство, в том числе и самых удаленных от царского двора колен. Божье провидение распространяется на все места владычества Его (Пс 102:22); то же самое должно быть верно и в отношении заботы и практичности правителей.

(4) Распределение полномочий между таким множеством рук было благоразумным, дабы кто-то один не оказался постоянно обремененным заботами или не разбогател чрезмерно на выгодном месте, но чтобы у Соломона в каждом регионе были люди, подчиняющиеся царскому двору, которые могли бы по возможности служить царю и его интересам. Лица, ответственные за снабжение продовольствием, работали не на армию или флот (Соломон не участвовал в войнах), а на царский дом; и здесь они названы по именам, причем некоторые только по фамилиям, как обычно знатные люди зовут своих слуг: БенХур, Бен-Декер и т.д., тогда как фамилии остальных предшествует имя собственное. Два из них Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были женаты на Соломоновых дочерях, которые не посчитали для себя унижением выйти замуж за деловых людей. Намного лучше сочетаться браком с чиновниками отчего двора, то есть с израильтянами, нежели с сыновьями князей, чуждых завету обетования. Следует уточнить тот факт, что сын Гевера был приставником в Рамофе Галаадском (ст. 13), а сам Гевер в земле Сигона и Ога, куда входил и Маханаим (ст. 14). Здесь сказано, что Гевер был единственным приставником в этой земле (англ. пер., ст. 19), потому что два других (упомянутые в ст. 13−14) зависели от него и подчинялись ему.

Стихи 20−28. Вне всякого сомнения, еще ни у одного из правителей не было такого царства и такого двора, как у Соломона, согласно приведенному здесь описанию.

I. Соломоново царство. Корона Израиля воссияла ярко, как никогда, пока ее носил Соломон. Столь блистательного сияния не было ни в дни Давида, ни во время правления кого-либо из преемников Соломона; именно его царство служит самым величественным прообразом царства Мессии. Приведенное здесь описание свидетельствует о полном исполнении пророчеств Псалма 71, который посвящен Соломону, но с намеком на Христа.

1. Территория Соломонова царства была огромной, и многие платили ему дань; это соответствует предсказанию, что он будет обладать от моря до моря (Пс 71:8−11). Соломон царствовал не только над всеми израильтянами, которые были его подданными по выбору, но и над всеми соседними народами, ставшими его подданными по принуждению. Все правители от реки Евфрат на северо-востоке и до границ с Египтом на юго-западе не только умножили честь Соломона, принеся ему вассальную присягу и получив от него свои короны, но и умножали его богатство, служа ему и принося дары (ст. 21). К такому подчинению их принудил Давид своими успешными войнами, а Соломон своей восхитительной мудростью сделал это подчинение легким и разумным; ибо хорошо, когда глупый будет рабом мудрого сердцем. Вассалы давали Соломону дары, а он давал им наставления и учил еще народ знанию не только собственный народ, но и народы других стран, ибо приобретение мудрости гораздо лучше золота. И был у него мир со всеми окрестными странами (ст. 24). Никто из подчиненных Соломону народов не желал сбрасывать его иго или причинять царю беспокойство, но, наоборот, они почитали за счастье свою зависимость от Соломона. В этом отношении его царство служит прообразом царства Мессии, Который имеет обетование, что Ему в наследие будут даны народы и князья поклонятся Ему (Ис 49:6−7; 53:12).

2. Подданных и жителей Соломонова царства было много, и они радовались.

(1) Население страны было весьма многочисленным: «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря...» (ст. 20), и доброй земли было достаточно, чтобы прокормить всех. И теперь исполнилось обетование, данное Аврааму относительно огромного числа его потомков (Быт 22:17) и о протяженности их владений (Быт 15:18). В этом была их сила и красота, честь их правителя и страх для врагов, а также умножение богатства страны. Если бы число иудеев и израильтян увеличилось до такой степени, что им стало бы тесно, то они могли успешно переместиться в подчиненные им страны. Духовный Израиль Божий тоже многочислен, по крайней мере, будет таковым, когда все соберутся вместе (Откр 7:9).

(2) Жителям было легко, они находились в безопасности, ощущая уверенность и надежность (ст. 25), не завидуя своему царю и его приставникам, не испытывая неприязни друг ко другу и не опасаясь нападения внешних или внутренних врагов. Они были счастливы и знали это, ощущали безопасность, и им это нравилось. Каждый человек жил под виноградником своим и под смоковницею своею. Соломон не покушался на чью-либо собственность, не забирал себе виноградники или оливковые сады, как подчас было принято у других царей (2Цар 8:14), но все, что имели, люди называли собственным: царь защищал частную собственность и право каждого человека на таковую. Владельцы виноградников и смоковниц сами питались их плодами; и в стране царил такой мир, что они могли, если хотели, спокойно обитать в тени деревьев, как внутри городских стен. Или, возможно, здесь сказано: жили под виноградником, потому что в то время было принято, чтобы у стен дома вилась лоза (Пс 127:3).

(3) Они радовались тому, что могут воспользоваться своим изобилием, ели, пили и веселились (ст. 20). Соломон не только позаботился о богатом столе для себя, но и дал своим подданным возможность иметь хороший стол соответственно их рангу и учил их, что изобилие приходит от Бога и пользоваться им надлежит разумно и в удовольствие, а не откладывать про запас. Нет ничего лучше для человека, как услаждать душу свою от труда своего (Еккл 2:24) и есть с весельем хлеб свой (Еккл 9:7). Отец Соломона в Псалмах вел свой народ к тому, чтобы находили утешение в общении с Богом, а Соломон учит, чтобы утешались тем добрым, что есть в этой жизни. Благоприятное положение дел в Израиле наблюдалось повсеместно от Дана до Вирсавии ни одна из частей страны не страдала и не подвергалась неприятностям; и длилось это достаточно долго во все дни Соломона, без каких-либо существенных перерывов. Куда ни пойдешь везде увидишь признаки изобилия, мира и удовлетворения. Это служило прообразом духовного мира, радости и святой уверенности всех верных подданных нашего Господа Иисуса. Тем не менее Царствие Божие, в отличие от Соломонова, не пища и питие, но нечто безмерно лучшее, а именно праведность и мир и радость во Святом Духе.

II. Едва ли какой-то другой царский двор мог сравниться с Соломоновым. Об огромном числе обслуживающих и нашедших там пристанище мы можем догадаться по количеству продовольствия, которое каждый день поставлялось на царский стол. Подсчитали, что хлеба, который можно испечь из упомянутых здесь мер муки, достаточно, чтобы досыта накормить 3000 мужчин (по подсчетам Кареллуса больше 4800), мяса же поставлялось, исходя из пропорций, еще больше (ст. 23). Какое огромное количество говядины, баранины, оленины и отборных тучностей (в некоторых переводах говорится о таковых, тогда как у нас об откормленной птице); Во время своего царствования однажды и Артаксеркс сделал пир, чтобы показать великое богатство царства своего (Есф 1:3−4). Насколько же превосходил его Соломон, если его стол (причем весьма внушительный) постоянно накрывался не лакомыми яствами, или обманчивой пищей (сам Соломон был против таковой, Притч 23:3), а питательной едой для угощения тех, кто пришел послушать его мудрости. Подобным же образом и Христос кормил тех, кого учил 5000 одновременно, а это больше, чем могло бы поместиться за Соломоновым столом; кроме того, у Христа для всех верующих постоянный пир. И в этом Он намного превзошел Соломона, ибо кормит всех Своих подданных, причем не тем хлебом, который черствеет, но хранящимся до жизни вечной. Что же касается Соломона, то немало способствовало силе и славе его царства огромное количество коней 40 000 для колесниц и 12 000 для конницы; возможно, по 1000 коней в каждом колене для поддержания общественного порядка (ст. 26). Бог некогда заповедал, чтобы цари Его народа не умножали себе коней (Втор 17:16), но если учесть размеры и богатство царства Соломона, то он умножал коней умеренно, принимая во внимание количество, которое было у соседних народов; ибо мы находим, что даже филистимляне выводили на поле боя 30 000 колесниц (1Цар 13:5), а сирийцы, по крайней мере, 40 000 коней (2Цар 10:18). Снабжением конюшен занимались те же приставники, которые поставляли продовольствие в дом царя (ст. 27−28). Каждый знал свое место и время и свое дело; поэтому в содержании этого огромного двора беспорядка не наблюдалось. Соломон, у которого были огромные доходы, и в расходах себя не стеснял и, возможно, имел в виду себя, когда писал: умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами (Еккл 5:11), если не получаешь удовольствие от того, что используешь его на добро?

Стихи 29−34. А своей мудростью Соломон прославился еще больше, чем богатством. И Здесь дается общее представление о ней.

I. Источник его мудрости: и дал Бог Соломону мудрость (ст. 29). Царь признается в этом сам: Господь дает мудрость (Притч 2:6). Бог дает умственные способности (Иов 38:36), хранит их и улучшает. Обычное развитие таковых происходит благодаря Его провидению, а их освящением мы обязаны Его благодати; а чрезвычайно высокое развитие разума, которое мы видим у Соломона, это особый дар Божьей милости в ответ на молитву.

II. Полнота его мудрости: у Соломона была мудрость и весьма великий разум, огромные знания о далеких странах и об истории былых времен, быстрота мысли, сила памяти и ясность суждений, как ни у кого из людей. Здесь этому дано название широта сердца (в русск. пер. обширный ум, ст. 29); ибо зачастую под сердцем подразумевают силу интеллекта. Объем знаний Соломона был огромен, он воспринимал вещи и явления целиком и обладал восхитительной способностью находить связь между ними. Существует мнение, что под широтой сердца подразумевается мужество, смелость и уверенность, с которой он издавал свои указы и распоряжения. Или, возможно, речь идет о желании Соломона приносить своими знаниями добро. Он был очень открытым и общительным и, помимо мудрости, обладал даром красноречия, делился своими знаниями так же щедро, как и пищей, и не выражал недовольства окружающими. Следует заметить: хотелось бы, чтобы обладатели огромного дарования в какой-либо области обладали бы и широтой сердца, чтобы использовать его на благо людей; и это тоже от руки Божией (Еккл 2:24). Ибо Господь расширяет сердце (Пс 118:32). Величие Соломоновой мудрости проиллюстрировано сравнением. Халдея и Египет были странами, которые славились своими знаниями; именно у них позаимствовали знания греки; но даже величайшим ученым из этих народов было далеко до Соломона (ст. 30). Если природа превосходит искусство, то тем более превосходна благодать. Знания, которые дарует Бог по особой милости, намного выше знаний, которые человек добывает своим трудом. Среди современников Соломона тоже были мудрые люди с превосходной репутацией, например Еман и некоторые из левитов; Давид нанимал их для исполнения духовной музыки (1Пар 15:19). Еман был царским прозорливцем в Божьем Слове (англ. пер., 1Пар 25:5). Халкол и Дарда были родными братьями и тоже славились своими знаниями и мудростью. Но мудрость Соломона была выше мудрости всех (ст. 30), он превзошел остальных и мог озадачить любого; его советы были намного ценнее.

III. Известность его мудрости. О ней говорили все окрестные народы. Огромное богатство и слава Соломона делали его мудрость более блистательной, давая ему возможности проявить ее, которых не имеют живущие в нищете и забвении. Сокровище мудрости получает огромное преимущество от окружения, в которое попадает.

IV. Плоды его мудрости, по которым познается дерево: Соломон не похоронил свой талант, но проявлял мудрость.

1. В своих произведениях. Здесь не упоминаются его богословские труды, написанные по вдохновению свыше, ибо они сохранились до наших дней и до конца света будут оставаться памятниками его мудрости и использоваться вместе с другими частями Писания, чтобы умудрить нас во спасение. Но, кроме таковых, были записаны с его слов или под диктовку другие, в которых Соломон проявил себя (1) как моралист и человек весьма благоразумный, ибо он произнес 3000 притчей мудрых изречений, апофтегм, которые прекрасно подходят для использования в повседневной жизни. Мир часто руководствуется притчами, и самыми полезными стали для него Соломоновы. Правда, трудно сказать, входили ли в число упомянутых 3000 притчи, которые известны нам.

(2) Поэт и человек большого ума: и песней его было тысяча и пять, из которых до наших дней сохранилась только одна, ибо лишь она была написана по вдохновению свыше и поэтому названа Песнь песней. Мудрые наставления Соломона изложены в виде притчей, готовых к использованию в любых жизненных ситуациях, чтобы с ними могли ознакомиться люди, которых Соломон собирался учить, а также в виде песней, услаждавших слух и затрагивавших чувства.

(3) Как знаток естественных наук и весьма образованный человек, способный проникать в тайны природы. На основании сделанных до него и собственных наблюдений и опыта он составлял описания растений и животных (ст. 3З), объясняя их природу и качества, а также (существует такое мнение) возможности их использования в медицине.

2. В общении. К нему приходили из разных мест люди (более любознательные, чем их соседи), чтобы послушать мудрости Соломона (ст. 34). Знавшие о нем цари отправляли послов, чтобы те слушали и передавали им наставления. Соломонов двор стал центром знаний и местом встречи философов, то есть любителей мудрости, которые приходили, чтобы зажечь свои свечи от Соломонова светильника и набраться у него мудрости. Так пусть же превозносящие достижения современной науки над знаниями древних приведут пример, кто на протяжении последних веков обладал такой же сокровищницей знаний, как Соломон. Тем не менее то обстоятельство, что Соломона хвалили за светские знания, удостаивает их большой чести и побуждает великих мира сего к прилежным исследованиям. И наконец, в этом Соломон служил прообразом Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения, сокрыты чтобы ими пользовались, ибо Он сделался для нас премудростью от Бога.

толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 4 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.