Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 9 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе мы узнаем:

(I) Об ответе на молитву, который Бог дал Соломону в видении, и о выдвинутых ему условиях (ст. 1−9).

(II) Об обмене благодарностями в ответ на услуги между Соломоном и Хирамом (ст. 10−14).

(III) О работниках Соломона и о строительстве (ст. 15−24).

(IV) О религиозном служении Соломона (ст. 25).

(V) О торговом флоте Соломона (ст. 26−28).

Стихи 1−9. Бог уже дал существенный ответ на молитву Соломона и подтвердил, что она Ему угодна, причем это произошло сразу же в виде огня с неба, поглотившего всесожжение и жертвы (о чем мы читаем в 1Пар 7:1); здесь же приводится более четкий и определенный ответ. Примите во внимание:

I. Каким образом Бог дал ответ Соломону. Он явился ему, как уже сделал однажды в Гаваоне в начале его правления, во сне или в видении (ст. 2). На основании сопоставления приходим к выводу, что видение было в ночь сразу же по завершении праздничных торжеств, как и в первый раз (2Пар 1:6−7). Поэтому о строительстве всего, что Соломон пожелал сделать, о котором говорится в первом стихе и которое закончилось много лет спустя после освящения храма, лучше сказать так: и тогда Соломон окончил (см. 2Пар 7:11), а явление Бога (явился Соломону Господь во второй раз, ст. 2) следует считать событием, предшествовавшим осуществлению строительных замыслов царя.

II. В чем суть Божьего ответа.

1. Господь заверяет Соломона, что будет особым образом присутствовать в построенном им храме в ответ на его молитву: Я освятил сей храм (ст. 3). Соломон посвятил храм Господу, а освящение это прерогатива Бога. Люди не могут сделать какое-либо место святым, тем не менее у нас есть надежда, что Господь благосклонно признает своим то, что мы искренне Ему посвящаем; и будут очи Его и сердце Его там во все дни. То же можно сказать применительно к людям как к живым храмам: кого Бог отделяет Себе, того Он освящает, то есть делает святым, и тогда Его очи, сердце, любовь и забота на освящаемом, причем непрестанно.

2. Господь показывает Соломону, что его будущее и будущее его народа зависит от их поведения. Пусть они не будут беспечными, как будто могут жить теперь, когда у них есть храм Господень (Иер 7:4), как заблагорассудится. Нет. Предназначение этого дома защищать их, если они хранят верность Богу, но не в случае мятежа и непослушания. Бог предельно честен с нами: Он предлагает выбрать между добром и злом, между благословением и проклятием и дает нам знать, чему мы можем доверять. Здесь Господь говорит Соломону, что:

(1) Утверждение его царства зависит от постоянства в послушании: «...если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, который оставил тебе хороший пример послушания и воодушевил следовать ему (и если ты не воспользуешься данным преимуществом, то ответишь за это), если будешь ходить в чистоте сердца и в правоте (ибо это суть вопроса без искренности религии быть не может), тогда Я поставлю царский престол твой (ст. 4−5), а не иначе», ибо именно на этом условии дано обетование (Пс 131:12). Если мы исполняем свои обязательства по завету, то Бог непременно исполнит Свои; если мы используем данную нам Богом благодать, то Он будет укреплять нас до конца. Пусть дети благочестивых родителей не рассчитывают, что получат благословение по наследству, если они не идут по стопам отправившихся на небо и, в отличие от своих предков, не хранят целомудрие и верность Богу.

(2) Неизбежным следствием отступничества Соломона или его детей от Бога станет крах его царства: «Но знай сам и пусть знает твоя семья и подданные и прислушайтесь к увещанию: если вы все вместе отклонитесь и перестанете следовать за Мною (существует мнение, что именно так следует читать, ст. 6), если вы перестанете служить Мне, бросите Мой жертвенник и пойдете вслед иных богов (а ведь речь идет о грехе нарушения завета), если вы или ваши дети отступите от Меня, то этот дом не спасет вас: [1] но Израиль, хотя и назван святым народом, потерпит поражение (ст. 7) от судов, следующих один за другим, пока не станет притчей во языцех и самым презираемым народом под солнцем, хотя сейчас он самый уважаемый». Это предполагает и крах царской семьи, и хотя отдельная угроза в ее адрес не звучит, но если погибает царство, то и царю, несомненно, приходит конец. [2] «Храм, несмотря на то что он является святым домом, который Сам Господь освятил имени Своему, храм сей высокий будет оставлен и опустошен» (ст. 8−9). Израильтяне гордились роскошью и величием этого строения, но пусть они знают, что, несмотря на свою высоту, недосягаемым для Божьих судов он не станет, если израильтяне обесславят его тем, что променяют на дубравы и капища, не переставая в то же время думать о нем столь высоко, что храм якобы гарантирует им Божью благосклонность, даже если они так сильно развратились. Храм сей высокий. Проходящие мимо него сейчас изумляются его огромным размерам и красоте; все видящие его восхищаются роскошью, затейливостью украшений и мастерством зодчих и называют его колоссальным сооружением; но если вы оставите Бога, то падение здания станет тем более изумительным благодаря его высоте, и проходящие мимо будут столь же сильно изумляться его руинам, тогда как виновным и подвергшимся самообличению и самоосуждению израильтянам придется со стыдом признать, что они сами стали причиной его краха; ибо, когда будут спрашивать: «за что Господь поступил так... с сим храмом?», то единственным ответом станет: «за то, что они оставили Господа Бога своего» (см. Втор 29:24−25). Наказание будет соответствовать греху. Израильтяне оставили храм, поэтому Бог оставил их; они осквернили храм своими грехами, превратили его в нечто обыденное, а посему Бог обесчестил его судами и опустошением. Господь честно предупредил Соломона об этом сейчас, когда тот только что построил и посвятил Ему храм, чтобы и царь и его народ не превозносились, а боялись.

Стихи 10−14. Мы уже читали о договоре, заключенном между Соломоном и Хирамом перед началом строительных работ (гл. 5). Здесь же приводится информация о дружественных актах на прощание по окончании строительства.

1. Хирам полностью исполнил свои обязательства по договору. Он снабжал Соломона материалами для зданий в соответствии с желаниями последнего (ст. 11), а также золотом (ст. 14). Хирам был настолько далек от того, чтобы завидовать величию и репутации Соломона, что даже способствовал росту и улучшению таковых. Соседям не было нужды опасаться силы и мудрости Соломона. Его удостоил чести Бог, поэтому желает чествовать и Хирам.

2. Соломон, несомненно, тоже исполнял свои обязательства: он поставлял Хираму хлеб для его дома согласно договору (3Цар 5:9). Но здесь говорится, что сверх того Соломон дал Хираму двадцать городов (предположительно, небольших подобных тем, о которых говорится в ст. 19) в земле Галилейской (ст. 11). По-видимому, эти города не попали ни в один из уделов колен (ибо они были пределом колена Асирова, Нав 19:25, а значит, не входили в его удел), но оставались в руках уроженцев той земли, пока Соломон не завладел ими, отдав затем в дар Хираму. Великим и благочестивым людям подобает быть щедрыми. Хирам отправился посмотреть эти города и остался недоволен: они не понравились ему (ст. 12). Он назвал эту местность землею Кавул это финикийское слово (говорит Иосиф Флавий), означающее неугодная (ст. 13). Поэтому Хирам вернул города Соломону (согласно 2Пар 8:2), который восстановил их и потом поселил в них сынов Израилевых, а это значит, что прежде они там не жили. И когда Соломону вернули его дар, он, вне всякого сомнения, повел себя благородно и дал Хираму что-то равноценное взамен. Что же нам об этом думать? Неужели Соломон намеренно отдал Хираму нечто, недостойное принятия? Или Хирам был таким капризным, что ему трудно угодить? Я склонен думать, что ни то ни другое. На самом деле эта местность была ценной, равно как и находящиеся там города, но пришлась Хираму не по нутру. Тиряне были купцами, торговцами, жившими в красивых домах и разбогатевшими на мореплавании, поэтому они не умели ценить землю, пригодную для возделывания и выпаса скота (они этим ремеслом не занимались); и поэтому Хирам пожелал, чтобы Соломон взял эти города обратно, поскольку не знал, что с ними делать, и если Соломон хочет вознаградить его, то пусть это будет нечто из родной стихии Хирама пусть он станет его торговым партнером, как и произошло, о чем мы узнаем дальше (ст. 27). Хираму, привыкшему к чистым улицам Тира, никак не хотелось смириться с грязноватыми тропами земли Кавул, ведь обычно между наилучшими участками земли пролегают наихудшие дороги. Видите, как Божье провидение приспосабливает дары земли к разнообразным склонностям людей, и, наоборот, склонности людей к дарам земли; и это на благо всего человечества. Некоторые с удовольствием работают в сельском хозяйстве и удивляются, какую радость находят мореплаватели в бурных водах; другие нашли себя в судоходстве и изумляются, что за удовольствие крестьянам трудиться в грязной провинции, каковой была земля Кавул. Есть множество других подобных примеров, которые свидетельствуют о мудрости Того, Кому принадлежат все души и все земли.

Стихи 15−28. В этих стихах продолжается повествование о величии Соломона.

I. Его строительная деятельность. Соломон собрал множество людей и средств, потому что запланировал грандиозное строительство, которое предполагало участие многих рук и немалые расходы (ст. 15). Соломон был мудрым строителем, который сначала садился и делал расчеты по стоимости и не приступал к строительству, пока не убеждался, что сможет довести его до конца. Возможно, были жалобы на непомерные налоги, которые историки оправдывают грандиозностью его предприятий. Ведь Соломон, в отличие от других правителей, собирал их не на войну, которая к тому же означала бы и пролитие крови его подданных, а на строительство, требовавшее лишь трудов и денег. Возможно, Давид разглядел в Соломоне дарование и склонности к возведению зданий и предвидел, что этим будет занята его голова и руки, когда писал песнь восхождения для Соломона, которая начинается словами: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс 126:1), указывая сыну на необходимость признавать Бога во всех своих путях с молитвой и верой в Его провидение, чтобы во всех замыслах подобного рода он советовался с Господом. И Соломон действительно начал работу «с того конца», ибо сначала построил Божий дом и завершил его возведение, прежде чем принялся за собственный; и тогда Бог благословил его и он преуспел во всех своих строительных работах. Если мы начинаем с Божьего дела, то Господь будет сопровождать нас. Если мы принесем Ему первые плоды, то с тем большим утешением обретем последующие (Мф 6:33). Сначала Соломон построил церковь, а затем получил возможность возводить дома, города и стены. Кто оттягивает осуществление благочестивых замыслов до самого конца, тот действует вопреки собственным интересам. Легко заметить, в каком порядке Соломон развивал строительную деятельность: сначала позаботился об интересах религии и построил Божий дом; затем дом для себя, заботясь о собственном комфорте; затем дом для жены, в который она перебралась, как только тот был готов (ст. 24); потом возвели Мило ратушу, или здание для приемов; потом стену вокруг царского города Иерусалима; затем некоторые важные и укрепленные города в провинции, которые пришли в упадок, оставаясь неукрепленными Гацор, Мегиддо и другие. Так как Соломон восстанавливал эти города за свой счет, то их жители становились не только его подданными, но и арендаторами, что увеличивало поступления в царскую казну на пользу его потомкам. Среди прочих городов Соломон построил Газер, который фараон отвоевал у хананеев и подарил своей дочери Соломоновой жене (ст. 16). Видите, как Бог устраивает, чтобы земля помогла жене. Сам по себе Соломон не был воинственным правителем, но таковым являлся египетский царь, который и брал города, чтобы Соломон строил. А затем Соломон возвел вспомогательные города для запасов, колесниц и конницы (ст. 19). И в заключение позаботился об удовольствиях и строил на Ливане, возможно, для охоты или других развлечений. Давайте и мы в первую очередь будем думать об интересах религии, потом о практической пользе, а удовольствия оставим напоследок.

II. Работники и слуги Соломона. В выполнении столь великих дел Соломону непременно пришлось задействовать огромное число работников. Своей честью великие обязаны подчиненным, исполняющим то, что потом приписывают сильным мира сего.

1. Соломон привлек оставшихся из покоренных и заклятых народов ко всем видам рабского труда (ст. 20−21). Можно предположить, что они отказались от идолопоклонства и покорились правлению Соломона, поэтому чувство чести не позволяло ему полностью уничтожить их, к тому же они были столь бедны, что не имело смысла облагать их налогом; так что Соломон решил воспользоваться их трудом. И в этом он придерживался закона Божия: покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас (Лев 25:44), и исполнил проклятие Ханаана, прозвучавшее из уст Ноя: раб рабов будет он у братьев своих (Быт 9:25).

2. На более почетные виды работ он поставил израильтян: их Соломон не делал работниками (ст. 22−23), ибо они были вольными людьми Божьими, и Соломон сделал их воинами и вельможами и назначал на руководящие должности, в зависимости от того, с чем они, по его мнению, лучше справлялись: одних поставил над колесницами и всадниками, других начальниками над работниками. Таким образом Соломон хранил достоинство и свободу израильтян и отдал должное тому обстоятельству, что для Бога они были царством священников.

III. Его поклонение и преданность Богу: три раза в год (ст. 25) Соломон приносил щедрые всесожжения (а именно во время трех ежегодных праздников: пасхи, пятидесятницы и праздника кущей), чтобы почтить Божьи установления, помимо жертвоприношений в другое время регулярно или по особым случаям. Принося жертвы, он совершал и курение фимиама, но не сам (в таком преступлении был обвинен царь Озия) это делал за него священник по особому поручению. Здесь говорится, что Соломон приносил жертвы на жертвеннике, который он сам построил. То есть он позаботился о сооружении жертвенника, а потом:

(1) Сам им пользовался. Тогда как многие любят помогать в поклонении другим, а сами таковым пренебрегают. Соломон не считал, что сам факт сооружения жертвенника освобождает его от жертвоприношений, но совершал их с еще большим усердием.

(2) Сам получал от него благо и утешение. Какие бы усилия мы ни прилагали для поддержания религии, прославления Господа и назидания других людей, мы, несомненно, сами получаем от этого огромную пользу.

IV. Торговля Соломона. Он создал флотилию торговых кораблей в Ецион-Гавере в порту на побережье Красного моря (ст. 26); там находился стан израильтян на самом позднем этапе хождения по пустыне (Чис 33:35). Вероятно, потом эту пустыню начинали заселять идумеи, которых тогда там не было. Именно они владели этим портом перед тем, как Давид покорил их, и теперь Ецион-Гавер принадлежал иудейской короне. Флотилия Соломона имела торговые отношения с Офиром в Ост-Индии (предположительно, речь идет о Цейлоне). Товар обменивали на золото существенную материальную ценность. По-видимому, прежде Соломон был партнером Хирама или вкладывал в его флотилию средства, принесшие ему богатую прибыль в 120 талантов (ст. 14), что и побудило Соломона создать свою собственную. Успехи других людей в каком бы то ни было занятии должны побуждать нас к прилежанию, ибо от всякого труда есть прибыль. Соломон посылал на корабли своих людей в качестве представителей, доверенных лиц и купцов, а моряками нанимал тирян, потому что те знали море (ст. 27). Так один народ нуждается в другом, и Провидение распорядилось таким образом, чтобы между разными странами была взаимопомощь и торговые отношения. Ибо мы являемся членами друг другу не только как христиане, но и как люди. Флотилия доставила Соломону 420 талантов золота (ст. 28). В Ханаане святой земле и славе всех земель не было золота; отсюда мы делаем вывод, что средства, которые можно накапливать или обменивать, не являются наилучшим богатством этого мира, тогда как истинное сокровище это то, что имеет более непосредственное отношение к поддержанию жизни и созданию комфорта, как нашего собственного, так и других людей. Именно такие сокровища были произведениями Ханаана. Соломон благодаря своей торговле получил большую прибыль, но, похоже, Давид своими завоеваниями приобрел гораздо больше. Что такое 420 талантов Соломона по сравнению с Давидовыми 100 000 талантами золота (1Пар 22:14; 29:4)? Торговля приносила Соломону выгоду, тем не менее он сам указывает нам на нечто лучшее, что доступно даже наибеднейшим, причем убеждает нас в этом на основании собственного опыта: приобретение мудрости лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота (Притч 3:14).

толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 9 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.