Со времен Давида Иерусалим был славным городом, красивым по своему расположению и радостью всей земли; вся Книга псалмов превозносит его великое имя. Мы много читаем о нем в Новом Завете, когда он, как и в данной ситуации, созрел для гибели. В заключительной части Библии мы читаем о новом Иерусалиме, поэтому все, что касается Иерусалима, заслуживает нашего внимания. В данной главе рассказывается, что:
(I) Иерусалим был полностью уничтожен халдеями; он был осажден и взят (ст. 1−4), дома сожжены (ст. 8−9), стена разрушена (ст. 10), а его жители уведены в плен (ст. 11−12). Слава Иерусалима заключалась в том, (1) что он был царским городом, где находились «престолы дома Давидова», но теперь эта слава отошла, ибо его правитель стал самым несчастным узником, потомки царя были уничтожены (ст. 5−7), и его начальники преданы смерти (ст. 18−21).
(2) Что он был святым городом, где пребывало свидетельство Израиля, но теперь эта слава отошла, ибо храм Соломона сожгли дотла (ст. 9), а оставшиеся священные сосуды были увезены в Вавилон (ст. 13−17). Так Иерусалим стал как вдова (Плач 1:1). Ихавод где слава твоя?
(II) Среди оставшихся в Иудее под начальством Годолии начались распри, и они рассеялись (ст. 22−26).
(III) После тридцати семи лет заключения благоволение было оказано Иехонии пленному царю иудейскому (ст. 27−30).
Стихи 1−7. Предыдущая глава закончилась тем, что царь Седекия восстал против царя вавилонского (4Цар 24:20), стремясь избавиться от его ярма, но он не обладал необходимой силой, что-бы сделать это и не пошел правильным путем, сделав вначале Бога своим другом. И данные стихи описывают печальные последствия этой попытки.
I. Царь вавилонский осадил Иерусалим (ст. 1). И что могло воспрепятствовать ему в этом, раз он и так владел страной? (4Цар 24:2). Захватчики устроили вокруг него вал, откуда, используя имевшиеся у них орудия войны, подвергали город ударам, стремясь посеять там смерть; они также лишили жителей продуктов, необходимых для поддержания жизни. Было время, когда Иерусалим, как щитом, был окружен благоволением Бога, но теперь защита оставила его и враги окружили со всех сторон. Кто своим грехом спровоцировал Бога оставить его, тот увидит, что его окружили беды неисчислимые. Осада длилась два года; вначале армия отступила, опасаясь действий царя египетского (Иер 37:11), но потом, увидев, что его армия не такая сильная, как они думали, вавилоняне вернулись, приняв твердое решение не оставлять город, пока не станут его хозяевами.
II. Во время осады в городе свирепствовал голод (ст. 3), и поэтому в течение долгого времени жители Иерусалима ели хлеб весом и в печали (Иез 4:16). Так они были наказаны за обжорство и пресыщение, за то, что пиршествовали без страха. И вскоре не было хлеба у народа земли, то есть для обычных людей и солдат, из-за чего они ослабели и стали непригодными для военной службы. Теперь из-за отсутствия пищи они ели собственных детей. Прочтите, как эти события предсказал один пророк (Иез 5:10) и оплакивал другой (Плач 4:3 и далее). Иеремия ревностно убеждал царя сдаться (Иер 38:17), но сердце того ожесточилось и влекло в погибель.
III. Наконец город был взят штурмом (ст. 4). Осаждавшие сделали пролом в стене и через него ворвались в город. Осажденные, не в состоянии защищать город, попытались оставить его и спастись бегством; многие из них, несомненно, были преданы мечу, ибо победоносная армия была очень раздражена их упрямством.
IV. Царь, его семья и вельможи сбежали ночью через некие тайные проходы, не обнаруженные осаждавшими или не охраняемые ими (ст. 4). Но сильно обманывает себя тот, кто надеется сбежать от суда Божьего, равно как и тот, кто надеется храбро встретить его; нога убегающего обязательно поскользнется, равно как рука, поднявшаяся против, дрогнет. Когда Бог судит, то побеждает. Халдеев известили о бегстве царя и о его направлении, поэтому его скоро схватили (ст. 5). Стража царя разбежалась, ибо каждый спасал свою жизнь. Если бы он доверил себя защите Бога, то Бог не подвел бы его в той ситуации. Он попал в руки врагов, и данные стихи рассказывают, что они с ним сделали.
1. Его привели к царю вавилонскому, и военный совет решал, что сделать с ним, восставшим против того, кто поставил его и кому он поклялся быть верным. Своим поступком он разгневал и Бога и людей (см. Иез 17:16 и далее). В то время царь вавилонский находился в Ривле, расположенной между Иудеей и Вавилоном, чтобы удобнее было давать приказы царскому двору на родине и армии, воюющей за пределами страны.
2. Его сыновей закололи пред глазами его, хотя они были еще детьми, чтобы это скорбное зрелище было последним, что он увидел, и это наполнило ужасом и скорбью его дух до конца его дней. Убив сыновей Седекии, они продемонстрировали свое отвращение к его предательству и открыто заявили, что ни он, ни кто-либо из его окружения не заслуживал доверия, и поэтому они не заслужили, чтобы их оставили в живых.
3. Ему выкололи глаза, в результате чего он лишился обычного человеческого утешения, которое имеют даже страдальцы и огорченные душею, ибо не мог видеть свет солнца и не способен совершать какую-либо работу. Он боялся, чтобы над ним не смеялись, и поэтому его не смогли убедить сдаться (Иер 38:19), но то, чего он боялся, пришло к нему и сделало более несчастным; ибо, как глухим кажется все время, что кто-то разговаривает с ними, так и слепым кажется, что все смеются над ними. Так были исполнены два пророчества, которые, как казалось, противоречили друг другу. Иеремия пророчествовал, что Седекию уведут в Вавилон (Иер 32:5; 34:3), а Иезекииль что он не увидит Вавилона (Иез 12:13).Его привели туда, но так как глаза его были выколоты, то он не увидел его. Так подошли к концу его дни до того, как закончилась его жизнь.
4. Сковали его оковами и отвели его в Вавилон. Слепого не нужно заковывать в узы (его заковала слепота), но его вели в оковах, чтобы еще больше опозорить. Единственное отличие в том, что если обычных преступников заковывали в железо (Пс 104:18; 106:10), то его, царя, заковали в узы медные; но тот факт, что металл, из которого они сделаны, благороднее и легче, доставлял незначительное утешение, пока он все еще оставался в узах. И пусть не кажется странным, если те, кто был в узах беззакония, окажутся в узах бедствия (Иов 36:8).
Стихи 8−21. Хотя у нас есть основания полагать, что армия халдеев была сильно разгневана на город за то, что он так долго упрямо не сдавался, но за это они не предали его огню и мечу, а только захватили (хотя именно так часто поступают в подобных случаях); и лишь месяц спустя (сравните ст. 8 со ст. 3) был послан Навузардан с приказом полностью разрушить Иерусалим. Бог дал им это время для покаяния, после того как долго терпел, но все напрасно; их сердца оставались ожесточенными, и поэтому в качестве наказания к ним были приняты крайние меры.
1. Город и храм были сожжены (ст. 9). Из этого не следует, что царь вавилонский собирался заселять Иерусалим колониями из разных народов и для этого велел сровнять его с землей, как гнездо мятежников. Неудивительно, что был сожжен дом царя и все дома большие (своими грехами обитатели сделали их легко воспламеняемыми), но очень странно, что в этом же пламени погиб дом Господень святой и красивый дом (Ис 64:11). Разве не следовало выхватить, как головню из огня, дом, приготовления для строительства которого совершал Давид, а построил Соломон за счет огромных расходов, дом, к которому постоянно были устремлены очи и сердце Бога (3Цар 9:3)? Нет, и его должен был коснуться огонь судов Божьих. Это величественное строение должно было сгореть дотла, возможно, вместе с находящимся в нем ковчегом, ибо враги, узнав, как дорого филистимлянам пришлось заплатить за его осквернение, не осмелились взять его, а друзья не позаботились сохранить его, ибо в противном случае мы услышали бы о нем вновь, когда речь шла о втором храме. Один из авторов апокрифических книг рассказывает, что пророк Иеремия вынес его из храма, переправил в пещеру, находившуюся на горе Нево по другую сторону Иордана, и там спрятал (2Макк 2:4−5), но этого не могло быть, так как к тому времени Иеремия был уже узником в заключении. Сожжением храма Бог хотел показать, как мало Он уделяет внимания внешней помпезности поклонения, когда пренебрегают жизнью и силой религии. Люди уповали на храм, словно он мог защитить, несмотря на их грехи (Иер 7:4), но, допустив это, Бог дал им понять, что раз они осквернили его, то он окажется для них всего лишь прибежищем лжи. Храм стоял около 420 (некоторые говорят 430) лет. Так как люди лишились обетований, касавшихся его, то их следует понимать как обетования о евангельском храме, который будет Божьим покоем навеки. Следует отметить, что римляне сожгли второй храм в тот же день и месяц, что и халдеи сожгли первый. По словам Иосифа Флавия, это было десятое августа.
2. Стены вокруг Иерусалима были разрушены (ст. 10), словно победоносная армия хотела отомстить им за то, что они так долго сопротивлялись, или, по крайней мере, предотвратить повторное подобное восстание. Грех разрушает ограду людей и лишает их защиты. Эти стены не были восстановлены, пока ими не занялся Неемия.
3. Оставшиеся жители были уведены пленниками в Вавилон (ст. 11). Большая их часть погибла от меча или голода, или им удалось сбежать вместе с царем (ибо сказано, что войско его разбежалось от него, ст. 5); поэтому оставшихся было мало, и вместе с дезертирами их численность составляла всего 832 человека (что следует из Иер 52:29); они были уведены в плен. Только несколько из бедного народа земли оставили (ст. 12), чтобы возделывать землю и ухаживать за виноградниками для халдеев. Иногда бедность оказывается защитой, ибо тем, у кого ничего нет, нечего терять. Когда богатые евреи, угнетавшие бедных, стали странниками, более того, узниками во вражеской стране, бедные, которых они презирали и угнетали, имели свободу и мир в своей стране. Так провидение иногда поразительным образом смиряет гордых и благоволит к людям незначительным.
4. Захватчики унесли медные сосуды и прочую утварь храма, ибо большая часть золотых и серебряных предметов была вывезена ранее. Два известных медных столба, Иахин и Воаз, символизировавшие силу и стабильность дома Господнего, распилили на части, и медь вывезли в Вавилон (ст. 13). Когда грех уничтожил то, что символизировали эти предметы, то для чего оставаться этим символам? Ахаз дерзко обломал ободки у подстав... и море снял с медных волов (4Цар 16:17), и поэтому вполне справедливо медь и медное море были отданы в руки врагов. Бог поступает справедливо, лишая возможности совершать Его постановления тех, кто оскверняет и злоупотребляет ими, кто урезает и порабощает их. Некоторые оставшиеся вещи из золота и серебра (ст. 15) также были увезены, но больше всего захватчики забрали меди, о количестве которой сказано, что ее во всех сих вещах не было весу (ст. 16). Вывоз предметов, употреблявшихся при служении (ст. 14), положил конец поклонению. Праведный Бог поступил справедливо, лишая привилегий, сопутствовавших поклонению, тех, кто длительное время пренебрегал ими и предпочел ложное поклонение. Имевшие много жертвенников теперь не имели ни одного.
5. Некоторые начальники были хладнокровно убиты: первосвященник Сераия, отец Ездры (Езд 7:1), второй священник, который при случае исполнял его обязанности, трое привратников храма (ст. 18), военачальник армии, пятеро советников (позднее всего было убито семь советников, Иер 52:25), главный писец в войске (или казначей) и шестьдесят человек из народа, скрывавшихся в городе. Эти люди занимали видное положение и поэтому были приведены к царю вавилонскому (ст. 19−20), который повелел их предать смерти (ст. 21), хотя у них были все основания надеяться, что они благополучно останутся живы. Мстительный царь Вавилона считал их самой активной своей оппозицией, но мы можем предположить, что они были лидерами идолопоклонства и нечестия и наказаны данными опустошениями. Вот что завершило это бедствие: так выселены были Иудеи из земли своей; прошло около 860 лет с того момента, когда они завладели ею под предводительством Иисуса Навина. Теперь исполнилось Писание, гласившее: «Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ты...» (Втор 28:36). В течение сорока лет грех удерживал их отцов и не давал возможность завладеть Ханааном, а теперь извергнул и их. Познан Господь по судам, которые Он совершает, Он исполняет сказанное Им слово (Ам 3:2). Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши.
Стихи 22−30. Данные стихи описывают:
I. Рассеяние оставшегося народа. Город Иерусалим был полностью опустошен. Некоторые люди остались в земле иудейской (ст. 22); это те, которым удалось пережить бурю и вместо добычи им была оставлена душа их, что в то время было большим благословением (Иер 45:5). А теперь посмотрите:
(1) В каком благоприятном положении они оказались. Царь вавилонский назначил одного из них, Годолию, их начальником и защитником. Это был очень благочестивый человек, один из тех, кто из наихудшего извлечет хорошее (ст. 22). Его отец Ахикама покровительствовал и защищал Иеремию, когда князья поклялись умертвить его (Иер 26:24). Возможно, Годолия по совету Иеремии перешел к халдеям и вел себя так благоразумно, что царь вавилонский доверил ему руководство. Он поселился не в Иерусалиме, а в Массифе, земле Вениаминовой месте, известном во время Самуила. Там собрались люди, которым удалось спастись, когда схватили Седекию (ст. 4), доверившие себя его защите (ст. 23), а он заверил их в этом при условии, что они будут терпеливыми и мирно вести себя под властью царя вавилонского (ст. 24). Хотя Годолия не обладал властью и богатством, которые обычно имели суверенные правители, но для народа он был большим благословением, чем многие их цари, особенно теперь, когда он имел личным советником Иеремию, находившегося вместе с ними и лично заинтересованного в их делах (Иер 40:5−6).
(2) Каким фатальным наказанием была для них смерть Годолии два месяца спустя после того, как он приступил к руководству. В то время было решено полностью истребить евреев, поэтому напрасно было пытаться им вновь там укорениться: Бог пообещал искоренить всю эту землю (Иер 45:4). Но данное благополучное поселение было стерто в порошок не халдеями, а выходцами из их народа. Все, что содействует их миру, было полностью сокрыто от глаз их, так что они не понимали, что способствует их интересам, и не верили, когда им говорили об этом.
[1] Они имели своего хорошего руководителя, но убили его из ненависти к халдеям, ибо он был поставлен Навуходоносором (ст. 25). Исмаил потомок царской семьи позавидовал продвижению Годолии и благополучию людей, доверившихся его защите; он не мог предложить поставить правителем себя и поэтому решил убить его. Он подло убил его вместе с его друзьями иудеями и халдеями. Не Навуходоносор, а деградирующая ветвь дома Давидова оказалась самым злостным врагом их мира.
[2] Хотя они остались на своей доброй земле, но покинули ее и отправились в Египет из страха перед халдеями (ст. 26). У халдеев было достаточно оснований считать себя оскорбленными убийством Годолии; но если бы оставшиеся иудеи пытались смиренно убедить, что это было сделано Исмаилом и его сторонниками, то можно было бы предположить, что невиновные, более того, значительно пострадавшие от этого поступка, не были бы наказаны; но, ссылаясь на свой страх и вопреки совету Иеремии, все они пошли в Египет, где, скорее всего, постепенно смешались с египтянами и большее их никогда не называли израильтянами. Так пришел им конец за их безрассудство и непокорство; Египет стал их последним пристанищем, чтобы, помимо остальных, исполнился последний стих данной главы (Втор 28:68): «Возвратит тебя Господь в Египет». Эти события более подробно описывает пророк Иеремия (Иер 40−45). Quaeque ipse miserrima vidit, et quorum pars magna fuit — Он был приговорен созерцать эти сцены и играть в них печальную роль.
II. Возрождение пленного правителя. О Седекии больше ничего не сообщается, кроме того, что он слепым был уведен в Вавилон; скорее всего он жил недолго, но когда умер, то его похоронили с некими почестями (Иер 34:5). О добровольно сдавшемся Иехонии (4Цар 24:12) речь заходит сразу, как только нас извещают о том, что к власти пришел Евилмеродах после смерти своего отца Навуходоносора. Он освободил его из тюрьмы (где тот находился тридцать семь лет, и теперь ему было пятьдесят пять лет), говорил с ним дружелюбно и оказывал почтение больше, чем другим царям, взятым в плен его отцом (ст. 28). Новый царь вавилонский дал Иехонии царскую одежду вместо тюремной, содержал его в собственном дворце (ст. 29) и назначил денежное содержание для него и его семьи в пределах, соответствующих его положению изо дня в день, во все дни жизни его. Задумайтесь, ибо это было:
(1) Счастливым изменением условий жизни Иехонии. Уважение и свобода, после того как в течение долгого времени он находился в заключении, покрытый позором, изобилие и радости, связанные с проживанием во дворце, после того как в течение долгого времени он пребывал в стесненных обстоятельствах, испытывая бедствия тюремной жизни, были подобны приходу утра после мрачной и утомительной ночи. Пусть никто не говорит, что видел мало хорошего, так как в течение долгого времени видел только зло; даже в самом бедственном положении человек не может знать, какой благословенный поворот в его делах может совершить божественное провидение, равно как и то, какие утешения хранятся для него за дни, в которые Он поражал нас (Пс 89:15). Такой же счастливой переменой, как данная ситуация для Иехонии, является для страждущих святых их смерть: она избавляет их из тюрьмы, освобождает от тела этой тюремной одежды и открывает путь для их продвижения; она дает им возможность взойти на престол, сесть за стол Царя царей и обрести свободу славы детей Божиих.
(2) Очень благородно со стороны Евилмеродаха. Он подумал, что его отец сделал ярмо пленников слишком тяжким, и поэтому, движимый отзывчивостью человека и благородством правителя, сделал его легче. Похоже, он облагодетельствовал всех царей, находившихся в его власти, но особенно Иехонию. Некоторые полагают, что он сделал это из-за древнего происхождения его рода и во славу его известных предшественников Давида и Соломона. Похоже, ни один из царей народов не происходил из рода царей, так же долго пребывавших на престоле и наследовавших его по прямой линии с мужской стороны, как царь Иудеи. Евреи рассказывают, что Навуходоносор, когда к нему вернулся разум, отправил Евилмеродаха в тюрьму за плохое управление государством, когда тот был у власти, и там он подружился с Иехонией; в результате, как только он пришел к власти, сразу оказал ему эту милость как бывшему товарищу по несчастью. Некоторые предполагают, что Евилмеродах научился у Давида и его друзей принципам истинной религии, которые сильно воздействовали на него, и благодаря этому облагодетельствовал Иехонию.
(3) Счастливым поворотом провидения для ободрения иудеев в плену и для поддержания их веры и надежды, что в должное время они будут освобождены. Это произошло как раз в полночь их пленения; к тому времени прошло тридцать шесть из семидесяти лет, определенных для их пленения, и почти столько же осталось; и поэтому тот факт, что их царя подобным образом почтили, был для них утешительным залогом их собственного освобождения в должное и определенное время. Во тьме восходит свет правым, чтобы ободрить их надеяться даже в день облачный и мрачный, что в вечернее время явится свет; давайте не отчаиваться, когда это смущает нас.
толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 25 глава