Что делали храбрые для воцарения Давида, мы читали в предшествующей главе. А здесь говорится о том, что с этой целью делали многие. Давид на престоле оказался не сразу, а восходил постепенно. Его царствованию предстояло быть долгим, поэтому оно созревало медленно, подобно плодам, которые долго хранятся. После длительного ожидания, пока освободится престол, воцарение Давида проходило в два этапа, разделенные между собой временным промежутком более семи лет. В этой главе сообщается:
(I) Кто пришел к нему на помощь в Секелаг, чтобы поставить его царем над Иудой (ст. 1−22).
(II) Кто пришел к нему на помощь в Хеврон, чтобы семь лет спустя поставить его царем над Израилем (ст. 23−40).
Стихи 1−22. Здесь сообщается о людях, которые после смерти Саула явились и действовали как друзья Давида, чтобы совершить переворот. Когда Давид подвергался преследованиям, его войско насчитывало всего 600 человек, служивших ему телохранителями; но когда его время пришло и надлежало перейти к наступательным действиям, то Провидение привело ему на помощь больше людей. Даже когда он еще укрывался от Саула (ст. 1) и, по всей видимости, не приглашал и не призывал друзей и доброжелателей присоединиться к нему (не предвидя столь скорой смерти Саула), Господь все равно побуждал их приходить к Давиду и оказывать ему своевременную помощь. Кто доверяет Богу в том, что Он сделает необходимую работу в Свое время и Своим способом, тот убедится, что совершенное Божьим провидением превзошло все его ожидания и прогнозы. В описанной здесь ситуации брань была Божьей, и Господь нашел для ведения войны помощников, стремившихся выступить на стороне человека, которого Сам Бог определил на царство. К чести таковых здесь приводятся сведения о них.
I. Среди перешедших к Давиду были даже братья Саула, его родственники из колена Вениаминова (ст. 2). Здесь не говорится, что именно побудило их к этому. Вероятно, они искренне негодовали по поводу унизительного отношения к Давиду со стороны представителя их колена Саула, и это воодушевило их на горячую поддержку Давида, чтобы тень позора и вины не легла и на них. Об этих вениамитянах говорится, что они были весьма искусными и обученными метанию камней и стрельбе из лука и при этом использовали обе руки с одинаковой ловкостью поистине энергичные люди; пусть их было немного, но они могли сослужить Давиду огромную службу. Здесь названы по именам некоторые из главных (см. Суд 20:16).
II. Некоторые из представителей колена Гадова (хотя и поселившегося на другом берегу Иордана) были настолько убеждены в праве Давида на царство и в его способности управлять, что отделились от братьев своих (и это Отделение было весьма похвальным) и перешли к Давиду, хотя тот находился в укреплении в пустыне (англ. пер., ст. 8), вероятно, в одном из своих безопасных мест в пустыне Ен-Гадди. Перешедших было немного здесь названы по именам всего одиннадцать, но вместе с ними сила Давида значительно возросла. Приходившие к Давиду на помощь до сих пор были людьми со сломанной судьбой, притесненные и огорченные душой, а также авантюристы, которые, скорее, нуждались в защите Давида, чем могли ему послужить (1Цар 22:2). А эти гадитяне были храбрыми, людьми мужественными, воинственными (ст. 8).
1. Они были годными к военной службе, людьми необычайно быстрыми, причем не в побеге, а в погоне за врагом и в преследовании бросившегося врассыпную войска. Поэтому и сказано, что они быстры как серны на горах, ибо никто не мог от них убежать; и в то же время лица львиные лица их, так что никто не мог одолеть их в битве.
2. Они были дисциплинированными, обученными военному делу и владевшими щитом и копьем, то есть пользовались и орудиями нападения, и орудиями защиты.
3. Они были начальниками народного ополчения в своем собственном колене (ст. 14), поэтому, хотя и не привели с собой других воинов, тем не менее раньше в их подчинении были сотни и тысячи.
4. Они были смелыми людьми, способными преодолевать самые огромные трудности. В каком-то из походов (возможно, в этом на пути к Давиду) они переплыли Иордан, когда он выступает из берегов своих (ст. 15). Кто, полагаясь на Божью защиту, умеет рисковать подобным образом, тот достоин участвовать в Божьем деле.
5. Они были людьми, которые доводят до конца начатое дело. Нельзя сказать точно, что за враги встретились им в долинах, когда они перешли Иордан, но их львиные лица заставили тех бежать, а гадитяне продолжали преследование с неимоверной яростью, разогнав всех к востоку и западу; куда бы ни повернулись всюду наносили удары, и не останавливались в своем деле на полпути.
III. К Давиду пришли некоторые из колен Иуды и Вениамина (ст. 16). Их вождем был Амасай; нельзя сказать точно, идет ли речь об Амессае, который впоследствии примкнул к Авессалому (2Цар 17:25), или о ком-то другом. Итак, здесь мы узнаем:
1. О переговорах, которые Давид благоразумно вел с ними (ст. 17). Он удивился, увидев этих людей, и заподозрил некий злой умысел в их приходе, так как часто подвергался опасности, в частности из-за предательства жителей Зифа и Кеиля, которые тоже происходили из колена Иудина. Пережив так много потрясений, он вполне мог бы стать осмотрительным; столкнувшись со множеством измен, он мог стать подозрительным и даже сказать в опрометчивости своей: всякий человек ложь. Поэтому не удивительно, что Давид встречает сыновей Иудиных с осторожностью.
(1) Примите во внимание, как он представляет им суть дела и как честно ведет себя с ними. Как они к нему относятся так и он к ним; это верно и в отношении всех приходящих к Сыну Давидову.
[1] Если они будут верными и честными, то он вознаградит их: если с миром пришли вы ко мне, чтобы помогать мне, хотя пришли поздно (мое положение долгое время было уязвимым, и я подвергался опасности), хотя не привели с собой большого войска, чтобы склонить чашу весов в мою пользу, тем не менее я с благодарностью принимаю ваше расположение ко мне, и да будет у меня с вами одно сердце; я буду любить и уважать вас и оказывать вам всевозможные милости». Любовь, уважение и служение, если они искренни и исходят от самого сердца, найдут благосклонность у доброго человека, равно как и у доброго Бога, даже если сопровождаются немощами и кажутся незначительными.
[2] Но если они лгут и пришли, чтобы предать его в руки Саула, притворяясь друзьями, то Давид предоставляет их Богу, чтобы Он воздал им, ведь именно Господь мстит и будет мстить за каждое вероломство и предательство. Ни один человек (за исключением Самого Сына Давидова) не подвергался таким сильным гонениям и нападкам, как Давид, тем не менее собственная совесть свидетельствует ему что его руки не делали зла. Он не замышлял причинение вреда кому бы то ни было, и радовался этому в дни бедствия, потому что мог предать свое дело Судье праведному и не бояться вероломства. Он не хотел быть судьей в собственном деле, несмотря на свою мудрость, не хотел мстить за себя, несмотря на свою доблесть; но пусть праведный Бог, сказавший: Мне отмщение, будет и судьей и мстителем. То да видит Бог отцов наших и рассудит.
(2) В своем обращении Давид:
[1] Говорит о Боге: Бог отцов наших как его, так и их отцов. Тем самым он напоминает им, что не следует поступать с ним плохо, потому что и он и они потомки одних и тех же патриархов, и он и они зависят от одного и того же Бога. Тем самым он и себя воодушевляет верить, что если его обидят, то Бог исправит ситуацию; ибо речь идет о Боге его отцов, и поэтому Давид унаследовал благословение, и о Боге всего Израиля, а, значит, не только о Судье всей земли, но и о судье, который особенно заинтересован разрешать споры между конфликтующими израильтянами.
[2] Давид не грозит им каким-либо ужасающим судом, если они поведут себя вероломно, но смиренно предоставляет свое дело на рассмотрение Божьей мудрости и правосудия: Господь посмотрит и будет судить согласно увиденному (ибо он видит сердца людей) и рассудит. Кто взывает к Богу, тому приличествует проявлять огромное самообладание и сдержанность, ибо гнев человека не творит правды Божией.
2. Их искренний ответ Давиду (ст. 18). От имени всех пришедших говорил Амасай, которого объял Дух Господень, но не дух пророчества, а дух мудрости и решительности, и он подсказал ему, какие нужно сказать слова (причем не придуманные заранее) соответственно случаю, чтобы успокоить Давида и воодушевить своих спутников. Трудно найти слова более возвышенные, выразительные и уместные в этой ситуации! От себя и от имени всех пришедших с ним:
(1) Амасай заявил об искренней преданности Давиду и его интересам, о готовности бросить вызов его противникам и о твердом решении быть рядом с Давидом, когда угрожает опасность всему, что ему дорого: мы твои, Давид, и на твоей стороне, сын Иессеев (англ. пер., ст. 18). Называя его сыном Иессеевым, Амасай напомнил себе и своим спутникам, что Давид является прямым потомком Наасона и Салмона, которые в свое время были князьями колена Иудина. Саул называл его так с презрением (1Цар 20:27; 22:7), а пришедшие считали это честью для него. Они были убеждены, что Бог на стороне Давида, и поэтому: «мы твои, Давид, и на твоей стороне». Хорошо, что мы должны примыкать и быть сторонниками тех, кто примкнул к Богу и с кем Бог.
(2) Амасай пожелал преуспевания Давиду и его делу, не поднимая при этом тост за его здоровье, а молясь о мире для всех его друзей и доброжелателей: «мир тебе и всякое благо по желанию твоего сердца и мир помощникам твоим, среди которых хотим числиться и мы, чтобы и нам был мир».
(3) Амасай заверил его в помощи с небес: «ибо помогает тебе Бог твой; поэтому и мы желаем тебе мира и не сомневаемся, что мир пребудет с тобой и с твоими помощниками. Господь твой Бог, а все, чьим Богом Он является, вправе рассчитывать на Его помощь во время любой нужды и опасности». Эти слова Амасая могут послужить примером и для нас как свидетельствовать о своей любви и преданности Господу Иисусу. Мы должны принадлежать Ему безоговорочно и бесповоротно. Нам следует проявлять готовность выступить и действовать на Его стороне. Нам надлежит искреннее желать блага Его интересам: «Осанна! Процветание Его Евангелию и царству!» Ибо Его Бог помогает Ему и будет помогать вплоть до низложения всех противящихся Ему начальств, властей и мироправителей.
3. Что Давид охотно принял их как друзей и сторонников его интересов. Милосердие и честь учат нас оставить всякую подозрительность, как только мы получили достаточные доказательства искренности: тогда принял их Давид и возвысил поставил их во главе войска.
IV. Кроме того, к Давиду присоединились некоторые представители колена Манассиина (ст. 19). Провидение дало им прекрасную возможность сделать это, когда Давид вместе со своими людьми проходил через их местность. Анхус взял Давида с собой, когда пошел воевать с Саулом; но князья филистимлян заставили его удалиться. Эта история описана в 1Цар 29:4 и далее. При возвращении Давида некоторые из знатных людей колена Манассии, не желавшие идти с Саулом на войну с филистимлянами, примкнули к Давиду, причем очень своевременно, ибо помогли ему против полчищ амаликитян, разоривших Секелаг; их было немного, но все они, как мужи сильные, хорошо послужили Давиду в этой ситуации (1Цар З0 гл.). Видите, как действует провидение? Преимущество Давида возросло самым удивительным образом, когда у него возникла необходимость им воспользоваться (ст. 22). Дополнительные силы прибывали с каждым днем до того, что его ополчение стало велико. Когда наступает время исполнения обетования, доверьтесь Богу и Он найдет силы, чтобы осуществить его.
Стихи 23−40. В этих стихах приводятся сведения о людях, которые активно содействовали восхождению Давида на престол после смерти Иевосфея. Мы читали (1Пар 11:1 и раньше во 2Цар 5:1), что пришли все колена Израилевы (либо сами, либо их представители) в Хеврон, чтобы сделать Давида царем; а теперь мы читаем, сколько человек, готовых к войне, выделило каждое колено на случай сопротивления (ст. 23). Здесь мы можем отметить:
I. Что колена, располагавшиеся ближе всего, выделили наименьшее число воинов: Иуда всего лишь 6800 (ст. 24), Симеон всего 7100 (ст. 25); тогда как самый удаленный Завулон привел 50000, Асир 40000, а два с половиной колена с другого берега Иордана 120000. Нельзя сказать, что ближайшие соседи относились к делу равнодушно, просто, предоставив мало воинов, проявили благоразумие, так как находились близко и по первому зову могли привести больше, а колена, находившиеся далеко, показали свое усердие и сразу доставили большое ополчение. К тому же у жителей Иуды было достаточно забот, чтобы принимать и угощать всех приходивших издалека.
II. Даже левиты и священники (о которых здесь сказано: от племени Аарона) проявили огромное усердие в этом деле и были готовы при необходимости сражаться за Давида, равно как и молиться о нем, ибо знали, что именно Бог призвал его к правлению (ст. 26−28).
III. Даже некоторые из родственников Саула перешли к Давиду (ст. 29); их было не так много, как представителей других колен, ибо слепая привязанность к собственному и ревность о его чести долгое время побуждала их хранить верность «утопающему» роду Саула. Нельзя допускать, чтобы родственные связи диктовали свою волю совести. И в этом отношении никого не называйте Отцом, кроме Бога.
IV. О большинстве перечисленных здесь людей сказано, что они были храбрые и мужественные (ст. 25,28,30); о других говорится как о готовых к войне или готовых к сражению (ст. 35−36); причем все они были в строю (ст. 38). Несмотря на их воинственность, этими людьми можно было управлять, и они подчинялись приказам и регламенту горячие сердца, но холодные головы.
V. Некоторые из них оказались столь предусмотрительными, что взяли с собой снаряжение и всякое воинское оружие (ст. 24,33,37), ибо не представляли, как Давид сможет их вооружить.
VI. Меньше всего было сынов Иссахара, всего 200, тем не менее они служили интересам Давида, как и пришедшие в большем количестве; эти немногие заменяли по сути целое колено, потому что:
(1) По своим способностям они превосходили ближних, ведь речь идет о людях разумных, которые знали, что когда надлежало делать Израилю. Они разбирались в природных явлениях и умели различать лицо неба, знали народные приметы и могли подсказать своим соседям, когда наступает подходящее время для пахоты, сеяния, жатвы и так далее. Или же хорошо разбирались в церемониальных установлениях когда наступает время для святых праздников; поэтому о них сказано: созывают они народ на гору (Втор 33:19), ибо календари в то время были не столь распространенными, как сейчас. Или, возможно, речь идет о понимании политики: они разбирались в государственных делах, в настроениях народа и умели прогнозировать развитие событий; знающие времена так иносказательно говорят о политиках (Есф 1:13). Представители этого колена очень интересовались состоянием дел в обществе, получали ценные донесения из заграницы и умело таковыми пользовались. Они знали, что когда надлежало делать Израилю; на основании собственных наблюдений и опыта они знали об интересе и долге, как своем собственном, так и остальных. В этой критической ситуации они понимали, что Израиль должен поставить Давида царем. Это было не только целесообразно, но и необходимо; этого требовало нынешнее положение дел. Деятельность сынов Иссахара происходила в провинции, они не вмешивались в государственные дела и благодаря этому имели возможность наблюдать за другими и обсуждать свои наблюдения между собой. Сторонний наблюдатель зачастую замечает больше, чем игрок.
(2) Они пользовались огромным авторитетом; ибо все братья их следовали слову их. Простой народ этого колена преклонил плечи свои для ношения бремени (Быт 49:15) и всецело находился в распоряжении знати. Поэтому мы встречаем упоминания о князьях Иссахаровых (Суд 5:15). Они умели управлять, а остальные умели подчиняться. Как хорошо, когда вожди умны и рассудительны, а ведомые скромны и исполнительны!
VII. О всех пришедших сказано, что они принялись за дело воцарения Давида от полного сердца (ст. 38), в частности о сынах Завулона говорится как о единодушных (ст. 3З). В этом отношении они предстали подлинно Израильтянами, в которых нет лукавства. Единодушие пришедших было их преимуществом (ст. 38). Никто не преследовал обособленные интересы, но все были нацелены на всеобщее благо.
VIII. Представители Иуды и других соседних колен позаботились о продовольствии для ополчения, прибывшего в Хеврон (ст. 39−40). Кто испытывал наименьшие затруднения, чтобы добраться до места собрания (или своего рода съезда представителей), тот счел себя обязанным накормить остальных, чтобы все было справедливо. По этому случаю устроили достойный пир (для удовольствия, Еккл 10:19), так как радость была для Израиля (ст. 40). И основание было веским, ибо когда за правление берутся праведники, то веселится город. Подобным же образом когда Христос установит Свой престол в душе, то радость великая наполнит эту душу; и готовится продовольствие для пира, причем не на два-три дня, как здесь, а на всю жизнь, более того навеки.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 12 глава