В данной главе говорится о завершении великого дела устройства ковчега в царском городе и о публичном поклонении Богу в царствование Давида после этого. Здесь мы узнаем:
(I) О торжествах, сопровождавших устройство ковчега на месте (ст. 1−6).
(II) О псалме, предложенном Давидом для пения по этому случаю (ст. 7−36).
(III) Об установлении порядка регулярных публичных богослужений с того времени (ст. 37−43).
Стихи 1−6. И вот наступил славный день, когда ковчег Божий благополучно поместили в скинии, которую Давид для него установил. Этот благочестивый муж всем своим сердцем радел о ковчеге и не мог спать спокойно до тех пор, пока дело не сделано (Пс 131:4−5).
I. Нынешнее положение ковчега:
(1) Лучше прежнего. Ведь тогда он был неприметным, находясь в провинциальном городке среди полей и лесов; теперь же его переместили в публичное место, в царский город, где все могли приходить к нему. Прежде им пренебрегали, как разбитым сосудом; теперь относились с почтением и вопрошали, находясь рядом с ним, Бога. Прежде он временно занимал место в частном доме, пользуясь гостеприимством хозяев; теперь у него собственное жилище, принадлежащее только ему, и находится он в центре такового, а не оттеснен куда-нибудь в угол. Следует заметить: хотя Божье Слово и таинства могут какое-то время пребывать в забвении, в конечном счете они все равно воссияют из тьмы.
(2) Тем не менее значительно уступает условиям содержания при следующем царе, когда построят храм. В данное время ковчег находился в шатре бедном и скромном жилище; и все же речь идет о скинии, которую Давид в своих псалмах часто называл храмом, говоря о ней с любовью. Давид, установивший шатер для ковчега и хранивший ему приверженность, сделал гораздо больше Соломона, построившего для ковчега храм, но отвернувшегося от него в конце своего правления. Время, когда Церковь была бедной, отличалось наибольшей чистотой.
II. После устройства ковчега, причем рядом с собой, Давид обрел душевный покой. Теперь обратите внимание, как он заботится, чтобы:
(1) В этом прославился Бог. В данном случае Господа почтили двояким образом:
[1] Совершили жертвоприношение: вознесли Богу всесожжения, восхищаясь Его совершенством, и мирные жертвы, выражая признательность за Его милости (ст. 1).
[2] Песнопениями: Давид поручил левитам записать эту историю в виде песни на благо остальным или же, чтобы сами, празднуя это событие, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева (ст. 4). Любую радость нам следует выражать в виде благодарности Тому, от Которого мы получаем все блага.
(2) Люди испытали от этого радость. У явившихся на праздник было огромное преимущество, ибо Давид давал то, ради чего стоило прийти, причем речь идет не только о царском угощении в честь этого дня (ст. 3), в котором Давид проявил щедрость по отношению к своим подданным, ибо и Бог был милостив с ним (чье сердце переполняет святая радость, тому следует проявлять радушие); но, кроме того, он благословил народ именем Господа (ст. 2), как отец и пророк (что намного лучше). Давид помолился о своих подданных Господу и попросил для них благодати во имя Слова Господа (так говорится в Таргуме), главного и вечного Слова, Которое есть Иегова и через Которое к нам приходят все благословения.
Стихи 7−36. Здесь приводится псалом благодарения, который Давид, побуждаемый Духом, написал и передал главному музыканту, чтобы пели по случаю торжественного прибытия ковчега в приготовленную для него скинию. Существует мнение, что Давид распорядился об обязательном исполнении этого гимна ежедневно во время служения в храме с наступлением дня; какие бы другие псалмы ни пелись, данным пренебрегать нельзя. Перед этим Давид написал много псалмов, некоторые из них во время гонений со стороны Саула. Данный тоже был написан ранее и только теперь передан в руки Асафа для исполнения в церкви. Он составлен из разных частей других псалмов (от начала и до ст. 23 взяты слова из Пс 104:1 и далее; затем ст. 23−34 представляют собой Пс 95 целиком с небольшими изменениями; ст. 34 взят из Пс 135:1 и других; а два последних стиха — из заключительных стихов Псалма 105); и на этом основании некоторые считают, что и мы должны поступать так же и составлять гимны из Давидовых псалмов немного из одного, немного из другого и соединять их наиболее подходящим образом, чтобы выразить и пробудить религиозные чувства христиан. Мы прокомментируем эти псалмы (если Богу будет угодно) в привычном для них контексте, а здесь примем все вместе как славословие Господу (именно такова была цель сочетания разных частей, ст. 7), ведь речь идет о великом долге, на который нас нужно воодушевлять, и, чтобы его исполнять, мы нуждаемся в помощи.
1. Давайте прославим Бога хвалой; пусть его честь будет центром, в котором пересекаются все линии. Давайте прославим Господа благодарением (славьте Господа), молитвами, (провозглашайте имя Его, ст. 8), песнями (пойте Ему), проповедью (возвещайте в народах дела Его, ст. 9). Давайте прославим Его, ибо велик Господь и достохвален (ст. 25), ибо Он Бог-Владыка (над всеми богами) и единственный Бог, потому что все остальные идолы (ст. 26). Давайте прославим Его как самого выдающегося и благословенного (слава и величие пред лицем Его, ст. 27), как творца (Господь небеса сотворил) и правителя над всем творением (суды Его по всей земле, ст. 14) и как нашего Бога: Он Господь Бог наш. Таким образом нам надлежит воздать Господу славу имени Его (ст. 28−29) и признавать ее как нечто неотъемлемое.
2. Пусть и другие получат назидание и наставление: возвещайте в народах дела Его (ст. 8), возвещайте язычникам славу Его (ст. 24), чтобы не знающие Господа могли познакомиться с Ним, стать Ему преданными и полюбить Его. Именно таким образом мы должны служить интересам Его царства среди людей, чтобы вся земля трепетала пред Ним (ст. 30).
3. Пусть это станет воодушевлением для нас, чтобы уповали на Господа и торжествовали с Ним. Кто воздает славу Божьему имени, тому позволено хвалиться им (ст. 10), оценивать себя в свете своего отношения к Богу и рассчитывать на Его обетования. Да веселится сердце ищущих Господа, тем более нашедших Его! Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его, то есть ищите Бога у ковчега Его силы, где Он являет Себя.
4. Пусть вечный завет станет поводом для радости и хвалы: помните вечно завет Его (ст. 15). А в параллельном месте говорится: вечно помнит завет Свой (Пс 104:8). Бог никогда не забудет, поэтому и мы не должны забывать. О завете сказано: слово, которое Он заповедал, потому что Бог обязал нас подчиняться условиям завета, к тому же Он обладает властью, чтобы дать обетование, и силой, чтобы осуществить его. Речь идет о древнем завете, но забывать его нельзя. Он был заключен с давно умершими Авраамом, Исааком и Иаковом (ст. 16−18), тем не менее остается в силе для их духовных потомков, которые вправе ссылаться на обетования.
5. Давайте вспомним с благодарностью и хвалой милости Господа, явленные Его народу в древности, а также нашим прародителям и предшественникам в вере. Нужно хранить в памяти истории о том, как Бог защищал патриархов, пока они не устроились, а были пришельцами и поселенцами в Ханаане, когда при своей малочисленности могли подвергнуться подавлению, когда им приходилось постоянно перемещаться и находиться в уязвимом положении, когда многие желали им зла и стремились причинить вред, тем не менее никому не было позволено обижать их ни хананеям, ни филистимлянам, ни египтянам. Ради них подвергались обличениям и казням цари, например фараон и Авимелех. Они были помазанниками Господними, освященными Божьей благодатью и славой и принявшими помазание Духа. Они были Божьими пророками, получившими наставление в Божьих истинах и поручение научить таковым других (и о пророках говорится, что они помазаны, 3Цар 19:16; Ис 61:1); а, значит, если кто-нибудь прикасается к ним, то касается зеницы Божьего ока; если кто-нибудь причинит им вред, то сделает это себе же на погибель (ст. 19−22).
6. Пусть великое спасение от Господа станет особым предметом хвалы: благовествуйте изо дня в день спасение Его (ст. 23), то есть (по словам епископа Патрика) обетованное спасение, совершенное Христом. Мы имеем веское основание радоваться таковому изо дня в день, ибо ежедневно получаем связанные с ним блага, и этот предмет неисчерпаем.
7. Давайте воздадим Господу хвалу надлежащим и постоянным участием в учрежденных Им таинствах: возьмите дар (тогда речь шла о плодах земли, а теперь о плодах уст и сердца, Евр 13:15) и поклонитесь Господу в благолепии святыни Его на святом месте и со всей святостью (ст. 29). Святыня это благолепие Господа, красота всех освященных душ и всех религиозных действий.
8. Пусть вселенское владычество Бога вызывает страх, и радость у всех народов. Мы будем благоговеть перед Господом: трепещи пред Ним, вся земля. И будем радоваться: да веселятся небеса, потому что Господь царствует и Своим провидением держит вселенную, то есть при попытке сдвинуть ее она останется непоколебимой, и не нарушится ни единое из правил, которыми руководствуется в управлении миром Безграничная Мудрость (ст. 30−31).
9. Пусть перспектива грядущего суда вдохновит нас на благоговение. Пусть море и земля, поля и леса радуются тому, что Господь идет судить землю (ст. 32−33), хотя в тот великий день Господень все они будут уничтожены.
10. Во время славословия мы не должны забывать молиться о поддержке и помощи святым и служителям Божьим, попавшим в беду: спаси нас (тех из нас, которые находятся в рассеянии и подвергаются угнетению), собери нас и избавь нас от народов (ст. 35). Когда мы радуемся Божьим милостям, то должны помнить и о наших скорбящих братьях и молиться об их спасении и избавлении, как о своем собственном. Мы члены друг другу и поэтому, когда говорим: «Господи, спаси нас», то подразумеваем: «Господи, спаси их». И наконец, пусть Бог будет Альфой и Омегой нашего славословия. Давид начинает со слов: славьте Господа (ст. 8), а завершает словами: благословен Господь (ст. 36). Причем, в том месте Писания, откуда взята эта часть гимна, говорится: и да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя! (Пс 105:48), а здесь мы видим, что люди поступили в соответствии с данным указанием: и сказал весь народ: аминь! аллилуйя! Когда левиты завершили этот псалом, молитву и хвалу, тогда, и только тогда, а не раньше присутствовавший там народ выразил свое согласие и одобрение, сказав: аминь! И таким образом люди прославили Бога, и, вне всякого сомнения, им понравился этот нововведенный способ поклонения, к которому до сих пор прибегали только в школах пророков (1Цар 10:5). И если этот способ прославления Бога будет благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами, то увидят это страждущие и возрадуются (Пс 68:32−33).
Стихи 37−43. Поклонение Богу должно происходить не от случая к случаю в праздничные дни, чтобы почтить какое-то выдающееся событие, а каждый день. Поэтому Давид устанавливает правила, обеспечивающие постоянство поклонения, и назначает людей, которые по должности своей обязаны заботиться об этом. В Моисеевой скинии, а впоследствии и в Соломоновом храме ковчег и жертвенник находились рядом; но со времени Илия их разделили, и так продолжалось, пока не построили храм. Мне трудно понять, почему Давид, хорошо знавший закон и ревновавший о нем, не доставил ковчег в Гаваон, где находилась скиния с жертвенником, или не перенес их к ковчегу на гору Сион. Возможно, завесы и покрывала Моисеевой скинии настолько обветшали от времени и ненастья, что не подлежали перемещению и не годились в качестве крова для ковчега; тем не менее Давид не стал делать все новое, кроме шатра для ковчега, так как приближалось время возведения храма. Какова бы ни была причина, на протяжении всего времени царствования Давида ковчег находился отдельно от скинии и жертвенника, но царь заботился о том, чтобы ни одной из этих святынь не пренебрегали.
1. В Иерусалиме, где находился ковчег, на служение был поставлен Асаф вместе с братьями: Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день (ст. 37), воспевая песни хвалы. Жертвоприношений и воскурения фимиама там не совершали, потому что жертвенник находился в другом месте; тем не менее Давидовы молитвы направлялись... как фимиам... а воздеяние рук как жертва вечерняя (Пс 140:2); уже тогда духовное поклонение занимало место церемониального.
2. Тем не менее пренебрегать церемониальным поклонением, как Божьим установлением, ни в коем случае не разрешалось. Поэтому в Гаваоне были жертвенники, у которых служили священники, ибо их дело совершение жертвоприношений и воскурение фимиама, и они занимались этим постоянно, утром и вечером и делали, что написано в законе Господа (ст. 39−40). Это надлежало соблюдать; хотя по своей природе эти действия уступали духовному служению молитвы и хвалы, тем не менее как прообраз посредничества Христа они удостоены большой чести и их соблюдение имело важные последствия. Здесь находился Садок, возглавляя служение у жертвенника, тогда как Авиафар, вероятно, поселился в Иерусалиме, чтобы служить у ковчега, потому что у него был судный наперсник, при помощи которого надлежало вопрошать Господа у ковчега; именно поэтому мы читаем о двух священниках во времена Давида Садоке и Авиафаре (2Цар 8:17; 20:25), один из которых был при жертвеннике, а другой при ковчеге. В Гаваоне, где находились жертвенники, Давид также назначил певцов, чтобы славить Господа, причем рефреном всех их песен было: ибо навек милость Его (ст. 41). Бога прославляли при помощи музыкальных инструментов Божьих (англ. пер., ст. 42), которые были предназначены и приспособлены для этого служения, то есть это не те инструменты, которые использовались в других случаях. Между народным весельем и святой радостью есть огромное различие, поэтому нужно тщательно соблюдать дистанцию между ними и ограничения. После того как все устроилось и дела религии направились в нужное русло:
(1) Люди были удовлетворены и пошли домой в хорошем настроении.
(2) Давид вернулся, чтобы благословить свой дом, и был полон решимости поддерживать семейное поклонение, которое не должно вытесняться публичным.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 16 глава