Здесь повторяются сведения о Давидовых сражениях:
(I) С аммонитянами и о завоевании Раввы (ст. 1−3).
(II) С великанами из филистимлян (ст. 4−8).
Стихи 1−3. О поражении на поле боя армии аммонитян и их союзников мы читали в предшествующих главах. А здесь говорится о разрушении Раввы, столицы царства (ст. 1), о возложении короны их царя на голову Давида (ст. 2) и о суровости, проявленной по отношению к народу (ст. 3). Более подробно об этом говорится во 2Цар 11−12, а мы невольно вспоминаем, что в это время произошло еще одно неприятное событие: когда Иоав осаждал Равву, Давид сильно согрешил в деле с Урией. И нетрудно заметить, что, хотя остальные моменты истории повторяются, летописец обошел вниманием именно этот, дается только намек, как бы между прочим: Давид же оставался в Иерусалиме. Если бы он находился за границей вместе со своим войском, то не встал бы на путь, где его подстерегало искушение; но, предавшись неге, он запятнал себя. Итак, если, с одной стороны, рассказ о грехе Давида свидетельствует о беспристрастности и честности священного писателя, то, с другой стороны, отсутствие повторения этого эпизода здесь (когда, казалось бы, предоставлен удобный случай для этого) призвано научить нас не искать удовольствия в обсуждении ошибок и проступков других людей даже при удобном случае. Эту тему следует считать неприятной и, хотя подчас не удается ее избежать, не нужно намеренно останавливаться на ней, предаваясь долгим рассуждениям, ведь мы не любим копаться в навозной яме. Если мы не можем сказать ничего хорошего о каком-то человеке или поступке, то лучше промолчать.
Стихи 4−8. Филистимляне были почти полностью покорены (1Пар 18:1); но, как и при истреблении хананеев Иисусом Навином последними в числе покоренных оказались сыны Енаковы (Нав 11:21), так и здесь дольше всех из филистимлян продержались великаны из Гефа. В борьбе благодати с тлением остается несколько грехов, которые, подобно этим великанам, держат свои позиции очень долго, и, чтобы их подавить, требуется время и усилия, но в конечном счете к победе над ними приведет суд. Примите во внимание:
(1) Мы не встречали упоминаний о великанах среди израильтян, тогда как у филистимлян таковые были: рослые из Гефа, но не из Иерусалима. Божье растение славится своей полезностью, а не массой. Кто мечтает прибавить себе росту на несколько локтей, тот не учитывает, что в результате может стать неуклюжим. На весах духовности Давид значительно перетягивал Голиафа.
(2) Несмотря на то что Давидовы слуги были людьми обычного телосложения, тем не менее при каждом столкновении оказывались для рослых из Гефа слишком сильными противниками, потому что на их стороне был Бог, Который предпочитает подавлять обладателей гордого взгляда и истреблять исполинов на земле: что Он и сделал в древности, наведя потоп, хотя те исполины и названы «издревле славными людьми». Пусть друзья Церкви никогда не теряют присутствия духа от силы и гордости врагов Церкви. У нас нет нужды бояться противоставших нам великих людей, так как на нашей стороне великий Бог. Какая польза от лишнего пальца на каждой руке или ноге в противоборстве со Всемогущим?
(3) Великаны, о которых идет здесь речь, поносили Израиля (ст. 7), и за свою дерзость им пришлось поплатиться. Кто бесчестит Бога и Его Израиль, тот носит на себе четкую метку обреченного на погибель. Бог предпочтет совершить чудо, а не терпеть, чтобы враги слишком возомнили о себе (Втор 32:27). Подобно победам Давида, победы Сына Давидова происходят постепенно. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено, но скоро увидим: ибо Он восторжествует над последним врагом, а именно смертью, как и над этими великанами.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 20 глава