После того как Давид установил череды левитов, служивших при священниках, когда те отправляли свои обязанности, он переходит к упорядочению служения певцов и музыкантов в храме; и эта процедура описывается в данной главе. Здесь говорится:
(I) О трех задействованных в этом служении Асафе, Емане и Идифуне (ст. 1), их сыновьях (ст. 26) и о других способных людях (ст. 7).
(II) Об определении порядка их служения при помощи жребия (ст. 8−31).
Стихи 1−7. Примите во внимание, что:
1. Воспевание хвалы Богу здесь названо пророчеством (в русск. пер. употреблено слово провещавали, ст. 1); но речь идет не о том, что задействованные в этом служении удостоились Божьих видений или могли предсказывать грядущие события. Хотя о Емане на самом деле сказано, что он был прозорливцем царским по словам Божиим (ст. 5). Как бы там ни было, псалмы, которые они пели, были написаны пророками, и многие из них являются пророческими; песнопения прославляли Бога и, кроме того, были предназначены для назидания церкви. И во времена Самуила воспевание хвалы Богу называлось пророчеством (1Цар 10:5; 1Цар 19:20); возможно, именно это подразумевает и св. Павел, когда говорит о пророчествующих (1Кор 11:4; 1Кор 14:24).
II. Песнопение названо здесь службой, а задействованные в нем работниками (англ. пер., ст. 1). Тем не менее восхваление Бога приносит наибольшую свободу и удовольствие: разве не этим занимаются на небесах? Просто здесь подразумевается, что к этому делу надлежит подходить со всей ответственностью и стараться изо всех сил, исполняя его; и в своем нынешнем состоянии тления и немощи мы не можем совершать его должным образом без труда и борьбы. Нам приходится прилагать усилия, чтобы настроить свое сердце на прославление и следить, чтобы оно не отвлекалось, и делать дело со всей душой.
III. В соответствии с традициями той эпохи в прославлении использовались разнообразные инструменты: цитры, псалтири и кимвалы (ст. 1,6); кроме того, был человек, который трубил в рог (англ. пер., ст. 5), то есть звучала и духовая музыка. Сейчас никто не претендует на прославление Бога настоящим концертом. Но кто устраивает подобные концерты для собственного развлечения, тот должен следить, чтобы они были абсолютно свободны от малейших намеков на безнравственность или нечестие, учитывая, что было время, когда таковые являлись священными; и кто думает, что владеет музыкальным орудием, как Давид (Ам 6:5), тот подлежит законному осуждению, ибо ввел в общее употребление то, что некогда было святыней.
IV. Главной целью храмовой музыки, как вокальной, так и инструментальной, было прославление и чествование Бога. Дело певцов воздавать славу и хвалу Господу (ст. 3). И были они обучены именно тому, чтобы петь пред Господом (ст. 7), то есть петь в доме Господнем (ст. 6). И это согласуется с целью пения псалмов в евангельской церкви воспевать в сердцах (а не только голосом) Господу (Еф 5:19).
V. Делается ударение на том, что это совершалось по наставлению царя (ст. 2) и по указанию царя (ст. 6). В этих вопросах Давид поистине действовал как пророк; он проявил заботу о добросовестном и правильном соблюдении Божьих установлений (как древних, так и современных) достойный пример, чтобы ему следовали все люди при власти и использовали ее для содействия религии и претворению в жизнь законов Христа. Пусть они таким образом станут Божьими слугами... на добро.
VI. Главенствовали в этом служении отцы Асаф, Еман и Идифун (ст. 1), а дети были под руководством своих отцов (ст. 2−3,6). Это хороший пример для родителей, как следует обучать своих детей, а также для всех старших как наставлять молодежь в служении Богу, особенно в прославлении Господа, ибо эта часть служения нуждается и достойна того, чтобы ее в первую очередь передали грядущим поколениям. В этом мы также видим пример, как младшие должны повиноваться старшим (которые вправе давать им указания на основании своего опыта и соблюдения установлений) и, пока это возможно, подражать им в том, что они делают, под их руководством. Вероятно, Асаф, Еман и Идифун воспитывались при Самуиле и получили образование в школах пророков, которые он основал и возглавил; тогда они были учениками, а теперь стали наставниками. Кто желает стать выдающейся личностью, тот должен начать обучение рано и посвятить ему достаточно времени. Самуил возродил доброе дело воспевания песен хвалы Господу, дал ему ход, но не дожил до того времени, когда оно достигло такого расцвета и совершенства, как описывается здесь. Соломон продолжил начинание Давида, подобно тому как и Давид развивал начатое Самуилом. Пусть каждый в свое время делает для Бога и Его Церкви то, что в его силах, даже если ему не удастся довести дело до желаемого совершенства, ибо после его ухода Бог сможет и из камней воздвигнуть людей, которые будут строить на его основании и доведут дело до конца.
VII. Кроме сыновей этих трех великих людей, были и другие, как сказано здесь, братья (вероятно, они названы так потому, что обычно присоединялись к ним, когда те пели и играли в домашней обстановке), обученные петь пред Господом и обладавшие талантом и умением (ст. 7). Все они являлись левитами, и число их было 288. Итак:
(1) Речь идет о приличном числе подходящем, чтобы поддерживать служение в Божьем доме; ибо все участники были искусными в деле, к которому призваны. Когда сам царь Давид так сильно любил духовную поэзию и музыку, то и многие другие, обладавшие соответствующим талантом, посвящали этому время и прилагали старания. Кто заботится о доброй репутации служения хвалы и поклонения, тот приносит огромную пользу религии.
2. Тем не менее это число незначительно по сравнению с 4000 прославляющих Господа (1Пар 23:5), которых назначил Давид. Где были все остальные, если на это служение поставлены только 288, и то по двенадцать человек в череде? Вероятно, остальных тоже распределили на такое же количество черед, чтобы они подпевали ведущим певцам. Или, возможно, левиты, о которых идет речь в этой главе, пели в доме Господнем (ст. 6), и к ним могли присоединиться поклонявшиеся во дворах этого дома; а остальные распределились по всему царству, чтобы возглавить это доброе дело в поместных собраниях; ибо, в отличие от учрежденного рукой Моисея жертвоприношения, которое могло совершаться лишь в одном месте, написанные Давидом псалмы исполнялись повсеместно (1Тим 2:8).
Стихи 8−31. В начале этой главы названы по именам двадцать четыре сына трех великих мужей Асафа, Емана и Идифуна. Сначала третьим был Ефан (1Пар 6:44), но он, по-видимому, умер до полного учреждения этого служения, и его место занял Идифун (или, возможно, Ефан и Идифун два имени одного человека). В отношении этих троих провидение распорядилось таким образом, что у Асафа было четыре сына, у Идифуна шесть и у Емана четырнадцать; итого двадцать четыре человека (упомянуты в ст. 2−4), оказавшихся пригодными к служению и призванных к нему. Но возник вопрос: в каком порядке им служить? И ответ был получен при помощи жребия, чтобы предотвратить борьбу за первенство грех, в западню которого легко попадают многие хорошие в других отношениях люди.
I. Жребий бросали беспристрастно. Людей разбили на двадцать четыре группы, по двенадцать в каждой, и встали они в два ряда, по двенадцать групп в каждом, и бросали жребий о череде служения, и все малый и великий, учитель и ученик имели равные возможности. При бросании жребия не учитывался ни возраст, ни положение в обществе, ни вершины, которых они достигли, обучаясь музыке; но решение было от Господа (ст. 8). Малые и великие, учителя и ученики равны перед Богом, Который не руководствуется нашими правилами в определении отличий и первенства (см. Мф 20:23).
II. Бог определил, как Ему угодно, вероятно, приняв во внимание соответствующие достоинства людей, имеющие большее значение, чем старшинство по возрасту или первенство по рождению. Давайте сравним этот список с перечнем, приведенным раньше, и мы увидим, что:
(1) Иосиф второй сын Асафа.
(2) Гедалия старший сын Идифуна.
(3) Заккур старший сын Асафа.
(4) Ицрий второй сын Идифуна.
(5) Нефания третий сын Асафа.
(6) Буккия старший сын Емана.
(7) Иесарела младший сын Асафа.
(8) Исайя третий сын Идифуна.
(9) Матфания второй сын Емана.
(10) Шимей младший сын Идифуна.
(11) Азариил третий сын Емана.
(12) Хашавия четвертый сын Идифуна.
(13) Шуваил четвертый сын Емана.
(14) Маттафия пятый сын Идифуна.
(15) Иеримоф пятый сын Емана.
(16) Ханания шестой сын Емана.
(17) Иошбекаша одиннадцатый сын Емана.
(18) Ханани седьмой сын Емана.
(19) Маллофий двенадцатый сына Емана.
(20) Елиафа восьмой сын Емана.
(21) Гофир тринадцатый сын Емана.
(22) Гиддалтий девятый сын Емана.
(23) Махазиоф четырнадцатый сын Емана.
И наконец, Ромамти-Езер десятый сын Емана.
Обратите внимание, что Бог дал кому-то больше потомства и поставил младших перед старшими.
III. В хоре каждого из упомянутых выше людей было двенадцать исполнителей, о которых сказано: сыновья его и братья его, ибо они оказывали ему сыновнюю почтительность и сотрудничали с ним, как братья. Вероятно, двенадцать человек, одни из которых были вокалистами, а другие музыкантами, составляли гармоничный ансамбль. Давайте и мы научимся в единстве душ и в единстве уст славить Господа, чтобы достичь наивысшей гармонии.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 25 глава