Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | 24 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава излагает историю царствования Иоаса, развитие, и особенно окончание которого не соответствовали его началу и не сияли так ярко. В предыдущей главе мы прочли, как он был чудесным образом сохранен и возведен на престол, а данная глава рассказывает, как, начав духом, он закончил плотью.

I. В начале своего царствования, пока был жив Иодай, он поступал хорошо: в частности, позаботился о восстановлении храма (ст. 1−14).

II. В конце царствования, после смерти Иодая, он отошел от Бога, и отступничество привело его к гибели.

1. Он вновь учредил поклонение Ваалу (ст. 15−18), хотя его предупреждали не делать этого (ст. 19).

2. Он предал смерти пророка Захарию за то, что тот порицал его за сделанное (ст. 20−22).

3. За это на него обрушились суды Божьи. На страну напали сирийцы (ст. 23−24). Его поразила суровая болезнь; слуги составили заговор против него и убили; а чтобы обесчестить, его не похоронили в царской гробнице (ст. 25−27).

Стихи 1−14. Ранее (4Цар 12:1 и далее) мы рассматривали благочестивое начало царствования Иоаса, а вот о поздней части его царствования, изложенной в данной главе и касающейся его отступничества, там говорится мало. Мы должны использовать всякую возможность и часто говорить о том хорошем, что есть в человеке; мы также должны упомянуть о нехороших качествах и поступках человека, но скупо и по мере надобности. Здесь же мы обратим внимание лишь на то, что (1) хорошо складываются обстоятельства для молодых людей, если, вступая в этот мир, они оказываются под руководством людей мудрых и верных. Так было с Иоасом, пока он находился под влиянием Иодая, ибо тогда делал он угодное в очах Господних. Если молодые люди имеют подле себя тех, кто предостерегает их от зла и побуждает к добрым делам, то они должны считать это благословением, а не бременем, ограничивающим их, и, прислушиваясь к таковым, должны считать это признаком мудрости и благоразумия, а не слабости и покорности. Кто не желает, чтобы ему советовали, тому невозможно помочь. Особенно благоразумно поступают молодые люди, которые прислушиваются к советам, заключая брак, как Иоас, который предоставил своему воспитателю выбирать ему жен, ибо Иезавель и Гофолия были наказанием для своих мужей (ст. 3). Это событие часто оказывается решающим в жизни молодых людей, и поэтому к нему нужно подходить с большой осторожностью.

(2) Люди могут далеко заходить во внешнем проявлении религиозности и в течение долгого времени держаться религии лишь в силу своего воспитания и влияния друзей, но в то же время не любить искренно божественные истины и не получать от них внутреннее наслаждение. Побуждения со стороны могут подтолкнуть к хорошим делам тех, кого к этому не побуждает действенная сила благодати в сердце.

(3) Имеющие лишь форму благочестия могут во внешнем проявлении религиозности превзойти тех, кто обладает ее силой. Иоас проявлял больше старания и рвения при восстановлении храма, чем сам Иодай, которого он упрекал за недобросовестность в этом вопросе (ст. 6). Легче строить храмы, чем быть храмом для Бога.

(4) Восстановление храмов хорошее дело, которому должны содействовать все люди, ибо это способствует удобству и благопристойности проведения религиозных собраний. Богословы говорят, что в древние времена в христианской Церкви для этого выделялась часть десятин.

(5) Много добрых дел, долгое время остававшихся незаконченными, можно сделать в том случае, если есть люди, ободряющие и подталкивающие к этому. Когда Иоас увидел, что деньги не поступают так, как он рассчитывал, то решил испытать другой метод, соответствовавший его намерению. Многие, не имеющие достаточно ревности, чтобы предводительствовать в добром деле, имеют достаточно честности, чтобы следовать за лидерами. Для сбора денег ранее не использовался ящик со щелью в крышке, куда нужно было их бросать, и, возможно, новизна сделала успешным этот метод сбора денег; благодаря ему было собрано много денег, и люди жертвовали с радостью (ст. 10). Иногда изобретение, нравящееся людям, может побудить их к исполнению долга. Поэтому мудрость выгодна, чтобы направлять людей.

(6) Верность заслуживает великой славы и будет величайшим утешением для тех, кому вверены сокровищницы государства или кто занят государственной службой. Царь и Иодай честно платили рабочим, старательно исполнявшим свое дело (ст. 12−13).

Стихи 15−27. Данные стихи описывают печальную деградацию и отступничество Иоаса. Бог сделал для него много хорошего; он тоже сделал что-то для Бога, но вскоре оказался неблагодарным и неверным в тех делах, которые обязался сделать. Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! И далее мы читаем:

I. Что привело его к отступничеству. Когда он поступал правильно, то не от полного сердца. Он никогда не был искренним, никогда не поступал под воздействием доброго принципа, а просто соглашался с Иодаем, который помог ему взойти на престол делал это на том основании, что тот защищал его в храме и поставил на руинах идолопоклонства. Поэтому, когда ветер поменялся, он поменялся вместе с ним.

1. Благочестивый советчик оставил его: смерть забрала его. Для самого царя и его царства было милостью то, что Иодай прожил так долго 130 лет (ст. 15), из чего следует, что он родился во времена Соломона и до момента смерти пережил шесть царствований. Почести, воздаваемые Иодаю после смерти, должны были побудить Иоаса идти благочестивым путем, на который поставил воспитавший его благочестивый человек: похоронили его с царями и воздали славное восхваление, часть которого, возможно, была написана на его могильном камне, потому что он делал доброе в Израиле. Иуда назван Израилем так из-за отступничества десяти колен только иудеи остались истинными израильтянами. Отметьте: великая честь делать добро для своего поколения, и делающие добро получат похвалу от него. Он поступал хорошо по отношению к Богу; не сказано, что к этому его побуждала какая-либо человеческая добродетель просто он делал добро для своего дома, восстанавливая богослужение в храме (2Пар 23:8). Отметьте: величайшее добро для своей страны совершают люди, которые делают все возможное на своем месте для распространения истинной религии. Иодай закончил свой путь с почестями, а вот незначительное количество религиозности Иоаса было похоронено в его могиле, и после смерти священника царь и царство бедственным образом деградировали. Посмотрите, как много может держаться на одном человеке и каким большим наказанием для любого правителя или народа является смерть благочестивых, ревностных и полезных людей. Посмотрите, насколько необходимо, чтобы, как говорит наш Спаситель, мы имели в себе соль и в религии поступали под воздействием внутреннего принципа, который поможет нам пережить все перемены. Тогда потеря родителя, служителя и друга не приведет к потере религии.

2. Его окружили плохие советчики, которые втерлись к нему в доверие, пресмыкались перед ним, льстили и кланялись ему; и вместо того чтобы посочувствовать, они поздравили его со смертью старого наставника, словно он избавился от наказания, под которым пребывал долгое время, и человека недостойного. Они сказали, что он не должен позволять священникам руководить собой, что наконец-то он избавился от серьезных уроков и уз и может жить так, как ему хочется; и (кто бы мог подумать?) именно князья Иудейские прилагали особые усилия, чтобы развратить его (ст. 17). Его отец и дед были растлены домом Ахава, от которого ничего хорошего не следовало ожидать, и то, что князья иудейские стали совратителями своего царя, было очень печально. Но те, которые склоняются к собраниям нечестивых, никогда не будут нуждаться в нечестивых советниках. Они поклонились царю, льстили, убеждали, что он обладает абсолютной властью, обещали поддерживать в осуществлении его царской воли, которая должна приравниваться к закону, даже если она противоречит божественной заповеди или постановлению. Он прислушивался к ним, ему нравились их речи, с ними ему приятней было иметь дело, чем с Иодаем, который навязывал свое мнение. Правителей и подданных много раз обманывали подобным образом, доводя их до гибели, те, которые обещали им свободу и высокий пост, но на самом деле ввергали в жестокое рабство и позор.

II. Как он стал отступником: «Они оставили дом Господа и стали служить деревам и идолам» (ст. 18). Похоже, князья обратились с просьбой к царю и сказали то, что не осмеливались предложить, пока был жив Иодай; но теперь они надеялись, что их слова не будут восприняты как оскорбление. Они просили позволения вновь поставить рощи и истуканов, которых уничтожили в начале его царствования, ибо им надоело быть постоянно ограниченными скучным и старомодным богослужением в храме; и царь не только дал им разрешение сделать это, но и присоединился к ним. Царь и князья, которые недавно занимались восстановлением храма, теперь оставили его, и те, которые недавно уничтожали рощи и идолов, теперь начали служить им. Такими непостоянными являются люди, и поэтому им не стоит доверять!

III. Что усугубляло отступничество и добавляло к нему вины. Бог посылал к ним пророков (ст. 19), чтобы обличить их в нечестии и сказать, чем это закончится; это делалось для обращения их к Господу. Задача служителей приводить людей, но не к себе, а к Богу, возвращать к Нему тех, кто, блудодействуя, ушел от Него. В наихудшие времена Бог не переставал свидетельствовать о Себе; хотя люди вели себя очень лицемерно по отношению к Богу, но Он посылал к ним пророков, чтобы убедить и наставить, заверить в том, что если они вернутся, то обретут в Нем благоволение, ибо Бог желает, чтобы грешники обратились и жили, а не продолжали грешить и умерли; кто погибнет, тот не сможет оправдаться. Пророки делали то, что должны: они увещевали их, но лишь немногие или почти никто не принял их свидетельства.

1. Они с пренебрежением отнеслись ко всем пророкам и не слушали их, ибо непонятным образом привязались к идолам, так что никакие обличения, предостережения и угрозы, никакие методы, с помощью которых пророки обличали, не изменили их. Немногие слушали их, еще меньше людей прислушалось к ним и совсем мало поверило или согласилось поступать так, как они говорили.

2. Они убили одного из пророков, самого выдающегося Захарию, сына Иодая; возможно, убили и других. Относительно Захарии следует обратить внимание:

(1) На послание, которое он передал им во имя Бога (ст. 20). Люди собрались во дворе храма (ибо они не совсем оставили его), возможно, по случаю торжества, когда известный пророк Захария, исполнившись духом пророчества, взобрался на возвышение (возможно, на некие столы, находившиеся во дворе священников) и просто, не употребляя оскорбительных выражений, сказал людям об их грехе и каковы будут его последствия. Он не обвинял отдельных людей, не предсказывал какие-то суды, как иногда делали пророки, а в самой безобидной форме напомнил о том, что написано в законе.

[1] Пусть всего лишь посмотрят в свои Библии и увидят заповедь, которую нарушили: «Вы преступаете повеления Господа, вы знаете, что делаете это, служа рощам и идолам, так почему вы оскорбляете Бога и причиняете себе зло?»

[2] За это они будут наказаны: «Если слово Бога истина, то вы знаете, что не будете процветать, стоя на этом нечестивом пути; не надейтесь, что, поступая плохо, будете успешны. Более того, вы уже убедились в том, что раз вы оставили Бога, то Он оставил вас, о чем Он предупреждал» (Втор 29:25; 31:16−17). Служение священников заключается в том, чтобы с помощью слова Божьего, как светильника и света, раскрывать грех людей и истолковать провидения Бога.

(2) На их жестокое обращение с пророком, оказавшим им милость и честно передавшим это послание (ст. 21). С помощью тайного заговора князей или некоторых представителей их партии и по приказанию царя, который посчитал себя оскорбленным честным предостережением, его побили камнями. Это было сделано не под видом правосудия, его не обвиняли как хулителя, предателя или лжепророка, а убили с помощью народного мятежа на дворе дома Господня ужасное злодеяние, как, возможно, все другие, о которых мы читаем в истории царей. Этот человек был свят он был священником; место было свято двор храма, внутренний двор, между притвором и жертвенником; переданное им послание было священным, ибо у нас есть основание полагать: все знали, что оно пришло от духа пророчества. Обличение было справедливым, предостережение честным, оба базировались на Писании, а форма, в которой передавались, была весьма безобидной; но судя по тому, как бесстыдно и дерзко они бросили вызов самому Богу, можно сделать вывод, что их негодование пророчеством могла удовлетворить только кровь пророка. Подивитесь сему, небеса, трепещи земля, раз такое злодейство совершено людьми, израильтянами, оказавшими презрение и посягнувшими на справедливость, честь и святость, раз царь, состоявший в завете с Богом, приказал убить одного из служителей, которых должен был защищать и поддерживать! Евреи говорят, что при этом было совершено семь преступлений, ибо убили священника, пророка, судью, пролили невинную кровь и осквернили двор храма, субботу и день искупления, ибо предание утверждает, что это произошло именно в этот день.

(3) Этот грех усугублялся тем, что Захария принял мученическую смерть за свою верность Богу и стране, был сыном Иодая, сделавшего так много хорошего для Израиля и ставшего отцом для Иоаса (ст. 22). Здесь не столько обращается внимание на то, что тем самым Иоас оскорбил Бога и проявил презрение к религии, сколько на его неблагодарность к памяти Иодая. Он забыл, как добр был к нему отец, и убил сына за исполнение своего долга за то же, что сделал его отец, если бы был жив. Назовите человека неблагодарным и вы не сможете хуже назвать его.

(4) Умирающий мученик пророчески призвал отмщение на голову своих убийц: «Да видит Господь и да взыщет!» Эти слова пришли не от духа отмщения, а от духа пророчества: «Он взыщет!» Пролитая кровь будет постоянно взывать, как кровь Авеля вопиет против Каина: «Пусть Бог, которому принадлежит мщение, взыщет кровь за кровь. Он сделает это, ибо Он праведен». И эта драгоценная кровь была незамедлительно взыскана в виде суда, который обрушился на правителя-отступника. Этот случай припомнился позднее, когда Иерусалим был уничтожен халдеями: они погибли за то, что ругались над пророками, и ничто не могло спасти их (2Пар 36:16); более того, наш Спаситель заставил преследовавших Его и Евангелие ответить и за кровь Захарии так долго и громко вопиет кровь мучеников (см. Мф 23:35). Так же вопиют под жертвенником души убиенных (Откр 6:10): «Доколе не мстишь живущим на земле за кровь нашу?», ибо ей не вечно оставаться неотмщенной.

IV. Какие суды Божьи обрушились на Иоаса за это тяжкое преступление.

1. Небольшая армия сирийцев завладела Иерусалимом, истребила князей, ограбила город и отправила добычу в Дамаск (ст. 23−24). Когда народ Божий держался Бога, то часто становился победителем, несмотря на то, что враг значительно превосходил его в численности, но теперь все было наоборот: незначительная кучка сирийцев разгромила большое войско Израильтян за то, что оставили Господа, Бога отцов своих, они не только стали на одну ступень со своими врагами, но и очень неумело противостояли им, ибо Бог не только отошел от них, но и обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. Сирийцы были задействованы в качества инструмента в руке Бога, чтобы совершить суд над Иоасом, хотя они мало задумывались над этим (Ис 10:6−7, см. Втор 32:30).

2. Бог поразил его страшными болезнями тела или разума, или того и другого, как его отца (2Пар 21:18), или, как Саула злым Духом от Бога, тревожившим его. Подвергнувшись наказанию через сирийцев, он думал, что если сможет избавиться от него, то все будет хорошо, но прежде чем они отступили, Бог поразил его болезнями. Если божественное мщение преследует людей, то конец одной беды будет началом другой.

3. Его же слуги составили заговор против него. Возможно, у него появилась надежда выздороветь он был мужчиной среднего возраста и мог исцелиться, но кто выйдет из ямы, попадет в петлю. Когда он подумал, что сможет избежать смерти от болезни, встретил ее от меча. Слуги убили его в постели за кровь сыновей Иодая (в англ. пер.), откуда мы видим, что он убил не только Захарию, но и из-за него и других сыновей священника. Возможно, убившие его хотели отомстить за эту кровь, но, желали они того или нет, этого хотел Бог, допустив, чтобы убили они. Кто пьет кровь святых, тому придется напиться собственной крови, ибо они заслужили. Здесь перечислены цареубийцы (ст. 26), и при этом следует отметить, что матерями двух из них были чужеземки: одна аммонитянка, а другая моавитянка. Похоже, цари-идолопоклонники благоволили к бракам, которые запрещал закон для предотвращения идолопоклонства; и посмотрите, что все это привело к их гибели.

4. Народ не похоронил его в гробницах царей, ибо он запятнал свою честь плохим руководством. Да не напишутся они с праведниками (Пс 68:29). Эти суды названы многими бременами, возложенными на него (ст. 27, англ. пер.), ибо гнев Божий является тяжким бременем слишком тяжелым для человека, чтобы вынести его. Или, возможно, здесь подозреваются угрозы, провозглашенные в его адрес пророками, ибо они названы бременами. Обычно Бог оставляет знаки Своего недовольства на отступниках еще при их жизни для предупреждения всех, чтобы они вспоминали жену Лотову.

толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 24 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.