Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | 30 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава описывает торжества по случаю Пасхи, которую совершил Езекия в первый год своего правления.

I. Он посоветовался по этому вопросу, а затем он сам и весь народ решили совершить ее (ст. 2−5).

II. Он отправил приглашение в Иудею и Израиль, чтобы желавшие пришли совершить ее (ст. 1,6−12).

III. Пасху торжественно и радостно отпраздновали (ст. 13−27). Благодаря этому реформация, описание которой началось в предыдущей главе, значительно продвинулась и утвердилась: этот гвоздь в святом месте Бога был закреплен.

Стихи 1−12. 1. Было принято решение совершить Пасху. Этот ежегодный праздник учредили в память о выходе сынов Израилевых из Египта. Так случилось, что возрождение богослужения в храме выпало как раз на дни, определенные для этого праздника, семнадцатый день первого месяца; и это напомнило людям о давно забытом торжестве. «Как нам поступить в отношении Пасхи? спросил Езекия. Это очень благоприятное постановление, которым долгое время пренебрегали. Следует ли нам возродить его? Этот год уже пролетел; мы не можем приступить к совершению Пасхи немедленно; собрание незначительное, люди не осведомлены и священники не готовы (ст. 3). Может, отложить ее на следующий год?» Похоже, многие хотели отложить, но Езекия подумал, что за двенадцать месяцев благочестивые чувства людей охладеют и придется слишком долго ожидать пользы от исполнения постановления. Поэтому, найдя в законе Моисея оговорку, гласящую, что люди, оказавшиеся нечистыми в первый месяц, могут совершить Пасху в четырнадцатый день второго месяца и быть приняты Богом (Чис 9:11), он не сомневался, что это правило можно распространить на все собрание. В связи с этим было решено совершить Пасху во второй месяц. Пусть обстоятельства уступят дорогу сути, дабы она не утерялась из-за привередливости времени. Нужно ковать железо, пока оно горячо, а воздействовать на людей, когда они в хорошем расположении духа. Откладывание опасно.

II. Об этом решении было объявлено, чтобы проинформировать народ и собрать для совершения Пасхи.

1. Отправили приглашение десяти отделившимся коленам, чтобы побудить их прийти и поучаствовать в торжестве. Написали письма Ефрему и Манассии, в которых приглашали их прийти в Иерусалим совершить Пасху (ст. 1); это не делалось с каким-то политическим умыслом, чтобы вернуть их дому Давидову, а с благочестивым умыслом вернуть их Господу, Богу Израилеву. «Пусть сами выбирают себе царя, сказал Езекия, главное чтобы они выбрали Господа своим Богом». Если народ Израиля искренно обратится к Господу Богу, то Езекия с радостью пригласит их участвовать в Пасхе, как и любого другого из своих подданных, и никакие различия между Иудеей и Израилем по гражданским или священным вопросам не будут для этого препятствием. Царь отправил посыльных во все колена Израилевы с петицией, настоятельно убеждающей людей использовать эту возможность вернуться к Богу, от Которого они отошли. И данные стихи рассказывают:

(1) О содержании циркулярных писем, отправленных по этому случаю, в которых Езекия раскрывает свое великое беспокойство о славе Бога и благополучии соседнего царства, процветания которого он, похоже, страстно желал, хотя не только не получал от него пошлины, дани или налогов, но довольно часто и не так давно имел неприятности от него. Это значит воздавать добром за зло. Обратите внимание:

[1] К чему он побуждал их (ст. 8): «Покоритесь Господу. Прежде чем вступить в общение с Богом, вы должны заключить завет с Ним». «Дайте руку Господу (дословно), то есть примите решение сделать Его своим Богом». Заключение сделки подтверждается рукопожатием. «Заключите эту сделку. Присоединитесь к Нему за счет вечного завета. Напишите рукою своею: «Я Господень» (Ис 44:5). Дайте Богу руку в знак того, что отдаете Ему свое сердце. Положите свою руку на Его плуг. Посвятите себя Его служению и трудитесь для Него. Покоритесь Ему, то есть согласитесь с Его условиями, подчинитесь Его руководству и больше не противьтесь Ему. Покоритесь Ему, то есть согласитесь абсолютно и полностью быть в Его распоряжении: жить, поступать, владеть и страдать, если Ему угодно. А для этого не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, и пусть ваши порочные и нечестивые желания не оказывают сопротивления и не восстают против воли Божьей. Не говорите, что будете поступать, как вам угодно, а примите решение поступать так, как Ему угодно». Плотскому разуму присуще упрямство, неуступчивость, нежелание соглашаться с Богом. Это перешло к нам от отцов и является врожденным. Данное свойство следует победить: желание, содержащее в себе дух противоречия, следует подчинить воле Божьей, и шея, имевшая в себе железное сухожилие, должна покориться и приспособиться к этому ярму. Чтобы достичь такой покорности Богу, он убеждает их прийти во святилище (то есть посетить Его в том месте, которое Он избрал для пребывания Своего имени) и служить, выполняя определенные Им постановления. « Сейчас двери святилища открыты, и вы можете свободно войти; служение в храме возобновлено, и вас приглашают присоединиться к нему». Царь говорит: «Придите»; князья и священники говорят: «Придите; всякий жаждущий, приходи». Езекия называет это (ст. 6) обращением к Господу Богу, ибо они оставили Его и поклонялись чужим богам. Покайтесь и обратитесь. Подобным образом всякий, обратившийся к Богу через благодать, должен делать все возможное, чтобы вернуть Ему остальных.

[2] Какие аргументы он использует, чтобы убедить их сделать это. Во-первых, «Вы сыны Израиля, а следовательно, состоите в родстве и имеете обязанности перед Богом Израилевым, от Которого вы отступили». Во-вторых, «Бог, к Которому вас призывают обратиться, Бог Авраама, Исаака и Иакова. Он заключил завет с вашими праотцами, которые покорились и служили Ему; они были счастливы и прославились своими делами». В-третьих, «Ваши последние отцы, оставившие и согрешившие против Него, были преданы опустошению; отступничество и идолопоклонство привело их к гибели, как вы видите (ст. 7); так пусть же нанесенный им ущерб послужит вам предостережением». В-четвертых, «Вы всего лишь остаток, с трудом уцелевший от руки царей Ассирийских (ст. 6), и поэтому должны постараться оказаться под защитой Бога отцов ваших, чтобы не быть окончательно истребленными». В-пятых, «Это единственный способ отвратить от вас пламень гнева Божьего (ст. 8), который, несомненно, поглотит вас, если вы останетесь жестоковыйными». И наконец, «Если вы вернетесь к Богу и будете исполнять свой долг, то Он обратится к вам с милостью». Этими словами он начал свое обращение (ст. 6) и ими же закачивает его (ст. 9). В общем: «Вы убедитесь, что благ и милосерд Господь и что Он не отвратит лица от вас, несмотря на ваше непокорство, если вы будете искать Его». В частности: «Вы сможете надеяться, что Он обратит плен ваших братьев, которые были уведены, и вернет их на родину». Разве можно выразиться более возвышенно и трогательно? Разве можно предъявить лучший повод и привести лучшие ссылки?

(2) О приеме, оказанном гонцам Езекии и его посланию. Из текста не следует, что Осия, который в то время был царем Израиля, обиделся или препятствовал распространению этого обращения в своем царстве; он также не запрещал своим подданным принять приглашение. Похоже, он предоставил им возможность самостоятельно сделать выбор. Если им нравится, они могут пойти на поклонение в Иерусалим, ибо, хотя делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него (4Цар 17:2). Он видел гибель, приближавшуюся к его царству, и не запрещал своим подданным испытать это средство для ее предотвращения

Что же касается народа, [1] то большинство людей с пренебрежением отнеслись к этому призыву и повернулись к нему глухим ухом. Посланники ходили от одного города к другому, посещали разные города и настоятельно убеждали людей прийти в Иерусалим для совершения Пасхи, но люди не только не желали подчиниться посланию, но и оскорбляли гонцов, принесших его: они над ними смеялись и издевались (ст. 10) не только отказывались, но и выражали свое презрение. Им рассказывали о Боге Авраама, но они не знали Его и служили другим богам: Ваалу и Астарте. Им рассказывали о святилище, но их высоты были тоже хороши. Им рассказывали о милости и гневе Бога, но они не желали первого и не боялись второго. Поэтому неудивительно, что этот народ-отступник презрительно отнесся к Божьим посланникам, Его рабам пророкам, предъявившим свои удостоверения от Бога. Близилось уничтожение царства десяти колен. Всего два или три года спустя царь ассирийский обложит осадой Самарию, и это закончится пленением десяти колен. А до этого они имели не только собственного царя, позволившего им вернуться в Божье святилище, но и царя Иудеи, ревностно побуждавшего их сделать это. Если бы большая часть народа Израиля приняла приглашение, то это могло бы предотвратить их гибель; но презрение к нему приблизило и усугубило их гибель, а их самих оставило без оправдания

[2] Немногие приняли приглашение, которое для одних было запахом смертоносным на смерть, а для других запахом живительным на жизнь (ст. 11). Даже в наихудшие времена Бог имеет остаток; так и в данном случае многие из колена Асирова, Манассиина и Завулонова (в данных стихах не упомянут никто из колена Ефремова, хотя некоторые его представители перечислены в ст. 18) смирились и пришли в Иерусалим, то есть сожалели о своих грехах и подчинились Богу. Гордость удерживает людей от покорности Господу, а когда они смирились, то дело было сделано.

2. Жителям Иудеи было велено участвовать в этом торжестве, и они единогласно послушались царя (ст. 12). Они имели одно сердце, были единодушны, и рука Божия даровала им единое сердце, ибо в день силы подданные Христа будут иметь одно желание. Именно Бог вырабатывает желание и возможность осуществить его. И если народ в какое-то время проявляет неожиданное желание сделать что-то хорошее, то мы должны признать в этом руку Бога.

Стихи 13−20. Настало время совершать Пасху. По этому поводу собралось много людей (ст. 13), и данные стихи рассказывают:

I. О приготовлениях для совершения Пасхи, которые заслуживали похвалы: они ниспровергли все жертвенники идолов, найденные не только в храме, но и в Иерусалиме (ст. 14). Прежде чем праздновать Пасху, они избавились от старой закваски. Наилучшие приготовления, которые мы можем совершить перед евангельской Пасхой, оставить свои грехи и духовное идолопоклонство.

II. О праздновании Пасхи. Ревностность и энергичность народа в этом вопросе постыдила священников и левитов, когда они увидели, что простые люди больше желают принести свои жертвы, чем они вознести их. Это заставило их освятиться (ст. 15), чтобы дело не остановилось из-за недостатка рук, которые могли бы его сделать. Ревностность других должна постыдить нас за безразличие и побудить не только исполнить свой долг, но исполнить его хорошо и освятить себя для этого. Они совершали работу, положенную им по уставу (ст. 16): кропили кровию жертвенник, который был прообразом Христа нашей Пасхи, принесенной в жертву ради нас.

III. О нарушениях, в которых они были виновны, совершая торжественные действия. В общем все было хорошо организовано и совершалось с большим благоговением, за исключением одной детали: событие происходило на месяц позже времени, определенного для соблюдения Пасхи.

1. Левиты закалали пасхального агнца, хотя делать это могли только священники (ст. 17). Они также помогали им больше, чем допускает закон, при принесении других жертв, в частности жертв за очищение нечистых, которых по этому случаю оказалось слишком много. Некоторые полагают, что данную работу должны были совершать жертвующие, а не священники, но левиты взяли на себя эту обязанность. Обычно каждый убивал своего агнца, но в данной ситуации их убивали левиты для тех, кто был церемониально осквернен.

2. Разрешалось есть пасху многим из тех, кто не прошел очищение согласно строгости закона (ст. 18). В то время шел уже второй месяц, и так как не было предписания откладывать праздник на третий месяц (как было бы в том случае, если бы Пасху совершали в первый месяц), то закон позволял таковым вкушать ее. Властям не хотелось запрещать людям участвовать в празднике, дабы не огорчать новообращенных и не отправлять домой с жалобами тех, кого они хотели отправить радующимися. Исходя из этого, Гроций делает вывод, что данное обрядовое постановление должно было отступить не только как государственная необходимость, но ради блага и преимуществ государства.

IV. Что Езекия вознес молитву Богу, в которой просил простить эти нарушения. Ревность побудила его собрать народ в спешке, и теперь он старался, чтобы никто не пострадал из-за того, что был ограничен во времени и не смог должным образом приготовиться. Поэтому царь считал, что должен стать ходатаем за тех, кто ел пасху не по уставу, дабы на них не обрушился гнев Господа. Его молитва:

1. Была короткой, но возносилась с определенной целью: «Господь благий да простит каждого в данном собрании, кто увлек и расположил сердце свое к этому служению, хотя и не успел церемониально подготовиться к нему». Отметьте:

(1) Когда мы приходим к Богу, чтобы торжественно исполнить Его постановления, то должны расположить сердце свое, чтобы взыскать Его, быть искренними и непорочными во всем, что делаем, и задействовать в этом внутреннего человека, дабы в нем участвовало сердце; в противном случае все бесполезно. Вот, Ты возлюбил истину в сердце. Езекия не молится о прощении допущенных упущений, ибо только одно нужно: чтобы мы искали Бога, Его благоволения и Его славы и к этому располагали свои сердца.

(2) Где присутствует такая искренность и расположенность сердца, там могут присутствовать многие недостатки и слабости; расположению духа и проведению богослужения может не хватать очищения священного. Не всегда удается полностью победить пороки, мысли не всегда сконцентрированы, чувства не всегда энергичны, а вера действует не так, как должна. Все это недостатки в освящении освященного. Нет ничего совершенного под солнцем, равно как нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.

(3) Эти недостатки нуждаются в прощении исцеляющей благодатью, ибо упущения при исполнении долга являются такими же грехами, как пренебрежение им. Если бы Бог судил наши наилучшие дела по справедливости, то мы погибли бы.

(4) Чтобы обрести прощение за упущения при исполнении долга и за все наши беззакония в освящении освященного, мы должны обращаться с молитвой к Богу, и оно может быть получено благодаря прошению через Кровь Христа.

(5) В данной молитве нас должна ободрять благость Бога: «Господь благий», ибо когда Он возвестил о Своей благости, то особо подчеркнул ее способность прощать беззакония, преступления и грех.

(6) Люди, имеющие в своем подчинении других, обязаны беспокоиться не только о себе, но и о тех, кто вверен их попечению: следить, чтобы у них было все необходимое, и молиться о них, как Езекия в данном случае (см. Иов 1:5).

2. Была успешной: «Услышал Господь Езекию! Ему понравилась благочестивая забота царя об обществе, и в ответ на его молитву Он исцелил народ (ст. 20, англ. пер.): не только не призвал к ответу за этот грех, но и милостиво принял их служение, несмотря на их упущения, ибо исцеление означает не только прощение (Ис 6:10; Пс 102:3), но утешение и мир (Ис 57:18; Мал 4:2).

Стихи 21−27. За Пасхой следовал праздник опресноков, продолжавшийся семь дней. В данной главе не рассказывается, как его отмечали, но из текста следует, что праздник прошел благопристойно и оживленно.

1. Было принесено много мирных жертв Богу; этими жертвами иудеи просили у Бога благоволения и на протяжении семи дней вкушали положенные им части вместе со своими друзьями (ст. 22) в знак своего общения с Богом и утешения, которое они получали благодаря Его благоволению и примирению с Ним. Для совершения этой части служения, когда требовалось, чтобы Божий жертвенник был в изобилии обеспечен туком и кровью, а Его священники и народ мясом мирных жертв, Езекия пожертвовал из своего стада 1000 тельцов и 7000 овец (в англ. пер.), а князья, побужденные его примером, дали такое же количество тельцов и 1 0000 овец для принесения мирных жертв (ст. 24). Этими жертвами они славили Бога, благодаря им праздник продолжался семь дней, а странники получили ободрение вновь прийти в Иерусалим. Царь и князья были щедрыми, и их обильная жертва позволила угостить всех собравшихся. Да и для чего нужно большое состояние, как не для того, чтобы дать возможность людям делать больше добра? Христос кормил тех, кто следовал за Ним. И я верю, что ни Езекия, ни его князья не стали беднее к концу года из-за своей благочестивой щедрости.

2. Много хороших молитв было вознесено Богу вместе с мирными жертвами (ст. 22). Они исповедовались Господу, Богу отцов своих (ст. 22 в англ. пер.), а их действия поясняли, для чего приносились мирные жертвы, и их значение. Когда священники кропили кровью и сжигали тук, они исповедовались; то же самое со своей стороны делали люди, когда вкушали жертву: они религиозно исповедовали свое родство с Богом и зависимость от Него, каялись в своих грехах и слабостях, благодарили Бога за оказанные милости, просили восполнить нужды и исполнить желания. Все это они делали, взирая на Господа как на Бога своих отцов, состоящего в завете с ними.

3. Было произнесено много хороших проповедей. Левиты, в чью обязанность это входило (Втор 33:10), учили доброму разумению в служении Господу, читали и толковали отрывки Писания, наставляли общество в познании Бога и их долга перед Ним; и в этом была большая нужда, ибо во время последнего царствования в течение длительного времени люди страдали от голода по слову. Сам Езекия не проповедовал, а говорил по сердцу всем левитам, совершавшим служение, слушал их проповеди, хвалил за усердие и заверял в своей защите и благоволении. Тем самым он ободрял их усердно учиться и не жалеть усилий, похвально отзывался о них, чтобы люди относились к ним с большим уважением. Князья и гражданские власти, хваля и ободряя верных и трудолюбивых проповедников, значительно содействуют интересам царства Божьего среди людей.

4. Каждый день они пели псалмы (ст. 21): «Каждый день левиты и священники славили Господа песнями и музыкальными инструментами, выражая свое признание и восхищение, радуясь в Боге и благодаря Его». Мы должны много славить Бога на наших религиозных собраниях.

5. Посвятив семь дней религиозному празднованию, они получили такое обильное утешение от служения, что решили праздновать другие семь дней (ст. 23). При этом они не учреждали новую форму поклонения, а повторили и продолжили старую. Случай был необычный: в течение долгого времени они не соблюдали постановлений и стали виновны в пренебрежении долгом, а теперь вместе собралось огромное количество людей, настроенных благоговейно и решительно; и так как они не знали, когда еще им представится такая возможность, то не желали расстаться, пока не продлили время общения в два раза. Многие из них проделали длинный путь, пока добрались сюда; дома у них было хозяйство, требовавшее заботы, ибо это был второй месяц время, когда жатва была в самом разгаре; и тем не менее они не спешили вернуться, так как ревность по дому Божьему заставила их забыть о мирских делах. Как это не похоже на тех, кто устал от служения Богу и сказал: «Вот сколько труда!», или на тех, кто спрашивал: «Когда же пройдет суббота?» Слуги Бога должны пребывать в служении.

6. Все это они делали в веселии (ст. 23); все радовались и, в частности, пришельцы (ст. 25). И было веселие великое в Иерусалиме (ст. 26). Такого не было с момента посвящения храма во времена Соломона. Отметьте: святые обязанности нужно совершать со святым веселием; при этом мы должны быть энергичными, получать наслаждение и радоваться сладости общения с Богом, рассматривая эти действия как повод для неизреченной радости и утешения, раз нам оказано большое благоволение и мы имеем залог вечной радости.

7. Наконец народ отпустили и торжественно благословили (ст. 27).

(1) Благословляли его священники, ибо это входило в их обязанности: «Благословляйте сынов Израилевых» (Чис 6:22−23); в этом служении они были устами народа, обращенными к Богу с молитвой, и устами Бога к народу, дарующими обетование; а данное благословение включало и то и другое. Тем самым они свидетельствовали о своем желании, чтобы народ пребывал в благополучии и уповал на Бога и слово Его благодати, которому он вверил себя. Какое огромное утешение для людей отправиться домой увенчанными подобным образом!

(2) И Бог сказал на это: «Аминь». Голос священников, когда они благословляли народ, был услышан на небесах и взошел в святое жилище Бога. Когда они благословляли, как велел Бог, то, возможно, Он даровал некие ощутимые знаки Своего одобрения. Молитва, которая восходит к небесам в облаке фимиама, вновь вернется на землю потоком благословений.

толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 30 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.