Итак, работа по строительству храма полностью остановилась, но так как это дело Божье, то оно должно было возобновиться, и данная глава описывает, как все происходило. Враги препятствовали ему силой и властью, но оно вновь возродилось «Духом Господа воинств». И здесь рассказывается, как благословенный Дух:
(I) Согрел охладевшие сердца друзей Церкви и вдохновил их к строительству (ст. 1−2).
(II) Остудил разгоряченные головы врагов и настроил их более доброжелательно, ибо хотя им не нравилось это дело так же, как и раньше, но (I) они стали снисходительнее к строителям (ст. 3−5).
(2) Они были более честными, представляя информацию о положении дела царю, о чем здесь и рассказывается (ст. 6−17).
Стихи 1−2. Некоторые полагают, что строительство храма было остановлено всего на девять лет, в крайнем случае (как мне кажется) на пятнадцать лет. В течение этого времени у них был жертвенник и скиния, которыми они, безусловно, пользовались. Когда в служении Господу мы не можем делать то, что хотели бы, то должны делать то, что можем, и сожалеть, что не можем сделать больше. Но советники, нанятые, для того чтобы препятствовать работе (Езд 4:5), сказали им (возможно, ссылаясь на откровение), что еще не пришло время для строительства храма (Агг 1:2), напоминая, что прошло много времени, прежде чем приступили к строительству храма Соломона; так люди получили возможность жить в домах украшенных, тогда как дом Божий был в запустении. И данные стихи рассказывают, как возобновилось это доброе дело, которое, похоже, умерло.
I. Переселившиеся иудеи имели двух благочестивых служителей, которые во имя Бога ревностно убеждали народ вновь взяться за строительство. Обратите внимание:
1. Кем были эти служители: пророки Аггей и Захария, начавшие пророчествовать во второй год царствования Дария, что следует из Книги Аггея 1:1 и Книги Захарии 1:1. Отметьте:
(1) Храм Бога среди людей следует строить силой пророчества, а не мирской силой, которая чаще препятствует и реже способствует его строительству: речью во имя Бога Израилева. Не только оружия воинствования нашего, но и инструменты нашего строительства должны быть не плотскими, а духовными, а главными строителями должны быть служители Евангелия.
(2) Задача Божьих пророков побуждать народ Божий к доброму делу и помогать ему: укреплять их руки и подходящими размышлениями, основанными на слове Божьем, побуждать их к долгу и ободрять в нем.
(3) Когда Бог ставит пророков в Своем народе, чтобы они помогали ему идти по правильному пути и трудиться для Бога, чтобы они были его вождями, смотрителями и правителями, то это добрый знак того, что Бог хранит для него милость.
2. К кому они были посланы. Они говорили иудеям (ибо им принадлежит законоположение, а также дар пророчества, и они названы сынами пророков (Деян 3:25), так как те их воспитывали и наставляли), именно им (написано в оригинале), как Иезекииль пророчествовал сухим костям, чтобы они ожили (Иез 37:4). Они пророчествовали против них (как понимает епископ Патрик), ибо обличали за остановку в строительстве храма. Если слово Бога, обращенное к нам, сейчас не будет принято как свидетельство, то будет принято в другой день, как свидетельство против нас, и оно осудит нас.
3. Кто послал их. Они пророчествовали во имя (или, как читают некоторые, для дела, или ради дела) Бога Израилева, они говорили по Его поручению, ссылаясь на Его власть над ними и Его часть в них, заботясь о Его славе среди них.
II. Они имели двух благочестивых представителей власти, которые стремились ускорить это дело и активно участвовали в работе. Это были Зоровавель, их начальник, и первосвященник Иисус (ст. 2). Обладающие властью и влиянием должны почитать всякое доброе дело и своей властью содействовать ему; подобным образом людям, занимающим высокое положение и осуществляющим руководство, своей исключительной заботой и ревностью приличествует исполнять всякую правду и идти впереди во всяком добром деле. Эти великие люди считали для себя счастьем, а не унижением учиться и получать наставления от пророков Господних и были благодарны им за помощь в возобновлении строительства храма. Прочтите первую главу пророчества Аггея (ибо оно наилучшим образом комментирует эти два стиха) и посмотрите, какие великие дела Бог творит Своим словом, которое Он возвеличил превыше Своего имени, ибо посредством Святого Духа Он осуществляет им работу.
Стихи 3−17. Данные стихи рассказывают:
I. Соседи иудеев очень скоро заметили, что переселенцы возобновили работу по строительству храма. Они следили за ней завистливым глазом, ибо, как только Дух Божий побудил друзей храма заступиться за него, так злой дух возбудил его врагов выступить против него. Пока люди строили и украшали собственные дома, враги не беспокоили их (Агг 1:4), хотя царский приказ велел остановить строительство города (Езд 4:21), но когда они вновь взялись за строительство храма, была поднята тревога и все головы поднялись, чтобы воспрепятствовать этому (ст. 3−4). Здесь названы противники строительства: Фафнай и ШефарБознай. В гл. 4 мы прочли, что в начале этого царствования начальники, скорее всего, были смещены со своих должностей, как это обычно бывает. Очень часто новые правители меняют своих представителей, губернаторов и начальников областей. И поэтому, хотя нынешние правители были враждебно настроены по отношению к строительству храма, но имели характер лучше, чем у предыдущих, и более правдиво описали сложившуюся ситуацию, ибо если не во всех вера (2Фес 3:2), то хорошо, если она есть у немногих, равно как и чувство чести. Не все враги Церкви в равной степени нечестивы и безрассудны. Историк начинает рассказывать, что произошло между строителями и исследователями (ст. 3−4), но вскоре прерывает свой рассказ и сообщает о содержании письма, отправленного ими царю, в котором все это подробно изложено; или он приводит его в сокращенном виде, хотя, похоже, оно вставлено целиком.
II. О заботе божественного провидения об этом добром деле (ст. 5): «Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, принимавшими активное участие в нем; поэтому враги не смогли заставить их остановить работу (хотя сильно желали этого), пока дело не попало к Дарию». Те желали лишь добиться прекращения работы до того, как будут получены инструкции от царя относительно этого дела, но старейшины не собирались выполнять их, ибо око Бога их было над ними.
1. Божественное провидение разрушило планы врагов храма, предало их превратному уму и ослабило, в то же время оно защитило строителей от их злобных планов. Особое провидение Бога защищает нас, пока мы заняты Его делом; Его око следит за всем ради нашего блага, ибо в Его храме на одном камне семь очей (см. 3ах 3:9; 4:10).
2. Оно ободрило их. Старейшины иудеев видели око Бога над ними, которое наблюдало и хвалило их за добрые дела, и тогда они набрались смелости, чтобы взглянуть врагам в лицо и энергично продолжить строительство, несмотря на оппозицию, с которой пришлось столкнуться. А наш глаз, устремленный на Бога, который видит, что Его око направлено на нас, удержит нас на пути долга и ободрит, когда трудности будут угашать нашу ревность.
III. По этому вопросу они отправили царю отчет, в котором следует обратить внимание:
1. Что старейшины иудеев дали самарянам полный отчет о своих действиях. Увидев, что все заняты делом и что их дело процветает, что люди участвуют в строительстве и оно быстро продвигается, самаряне задали вопрос: «Кто дал вам разрешение все это делать? Кто отправил вас заняться этим строительством? Неужели у вас есть все необходимое, чтобы закончить эту работу?» На это старейшины иудеев ответили, что имеют весомое предписание совершить это дело:
(1) «Мы рабы Бога неба и земли. Бог, Которому мы поклоняемся, не является местным божеством, и поэтому нас нельзя обвинить в создании группировки или организации секты и строительстве храма в его честь; нет, мы воздаем почести Богу, от Которого зависит все творение, и поэтому все должны нам помогать и защищать, а не препятствовать». Мудро поступят и исполнят свой долг те цари, которые будут содействовать рабам Бога неба.
(2) «Нам дано предписание построить этот дом; он был построен Соломоном во славу нашего Бога. Мы не изобретаем ничего нового, а лишь восстанавливаем основания многих поколений» (Ис 58:12).
(3) «Мы лишились этого дома на время в наказание за наши грехи, так как прогневили Господа (ст. 12), а не потому что боги языческие одолели нашего Бога. За это Он предал нас и наш храм в руки царя вавилонского, но Он ни в коей мере не хотел положить конец нашей религии. Нас лишь отстранили от него на время, но не лишили навсегда».
(4) «У нас есть царский указ Кира, оправдывающий наши действия. Он не только разрешил, но и велел нам построить этот храм (ст. 13) построить его на том же месте, где он стоял раньше (ст. 15)». Кир повелел сделать это не только из сострадания к иудеям, но и из благоговения к Богу, сказав: «Он есть Бог». Он также передал сосуды храма доверенному лицу, чтобы тот убедился, что они стоят на своем прежнем месте и используются (ст. 14). Им нужно было сослаться на это в подтверждение своих слов.
(5) «Согласно этому приказу мы начали строительство, как только вернулись домой, и не лишились преимуществ, так как сразу приступили к его выполнению. Мы все еще продолжаем его строить, но, столкнувшись с оппозицией, не закончили». Обратите внимание: они не упоминают о лжи и злобности прежних начальников и не жалуются на них, хотя имеют повод; и их пример должен научить нас не отвечать злом на зло или справедливым порицанием на несправедливое, не ссылаться с возмущением на прежние обиды и считать, что вознаграждены достаточно, если с нами хорошо обращаются (ст. 16). Они объясняют свои действия, не спрашивая, имеют ли те право исследовать их, не обвиняя в идолопоклонстве, суевериях и смешанной религии. Так давайте на их примере научимся с кротостью и благоговением давать отчет о нашем уповании (1Пет 3:15), правильно понимать и с готовностью возвещать о том, что и почему мы делаем в служении Богу.
2. Что самаряне честно передали ответ царю.
(1) Они назвали храм в Иерусалиме домом Бога великого (ст. 8), ибо хотя самаряне, похоже, имели много богов и много господ, но признавали Бога Израилева великим Богом, превыше всех богов. «Это дом великого Бога, и поэтому мы не осмеливаемся противодействовать его строительству, не получив твоего приказа».
(2) Они честно сообщили, что было сделано, не утверждали, как их предшественники, что иудеи укрепляли город, якобы готовясь к войне, а известили, что те возводят храм, в котором хотят поклоняться (ст. 8).
(3) Они в полном объеме представили их прошение, сказав то же, что иудеи сказали бы от своего имени, желая представить дело в истинном свете.
(4) Они предложили царю обратиться к записям, чтобы выяснить, действительно ли Кир издавал такой указ, а затем принять по этом вопросу соответствующее решение (ст. 17). Есть основание полагать, что если бы в предыдущей главе Артаксерксу был представлен такой же правдивый отчет, как в данном месте Дарию, то он не велел бы препятствовать этому делу. Божий народ не преследовали бы, если бы его не представляли в неверном свете, и не травили бы, если бы не одевали в медвежьи шкуры. Так пусть же дело Господа и Его истину честно излагают и искренно слушают тогда она устоит.
толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 5 глава