Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Неемия | 4 глава

Толкование Мэтью Генри


Предыдущая глава рассказала, кто участвовал в восстановлении стены вокруг Иерусалима. Но такое доброе дело не может совершаться, не столкнувшись с оппозицией; и данная глава рассказывает, какая оппозиция выступила против него и какие методы использовал Неемия, чтобы продолжать работу по восстановлению, невзирая на эту оппозицию.

I. Враги порицали и смеялись над делом, за которое принялись переселенцы, но на их насмешки строители отвечали молитвами; они не обращали на них внимание и продолжали работать, несмотря на их происки (ст. 1−6).

II. Враги составили кровавый план против них, чтобы силой оружия помешать восстанавливать стену (ст. 7−8,10−12). Неемия молился, чтобы Бог защитил их от врагов (ст. 9); он поставил стражу (ст. 13) и ободрил ее вступать в сражение (ст. 14); благодаря этому их план разрушился (ст. 15) и работа по восстановлению стены продолжилась, при этом были приняты необходимые меры предосторожности, чтобы не быть захваченными врасплох (ст. 16−23). Во всех этих действиях Неемия проявил себя человеком великой мудрости и смелости, а также великого благочестия.

Стихи 1−6. I. Санаваллат и Товия злобно и презрительно насмехались над иудеями, пытавшимися восстановить стену вокруг Иерусалима. Об этом говорили уже по всей стране; информация дошла до Самарии города, считавшегося гнездом врагов иудеев и их благополучия; и данные стихи рассказывают, как враги восприняли эти новости:

(1) Сердцем. Они разгневались, узнав о планах иудеев, и рассердились (ст. 1). Их возмутило то, что Неемия приехал заботиться о благе сынов Израилевых (Неем 2:10), но, узнав о великом деле, которое он затеял ради их благополучия, терпению врагов пришел конец. Пока стена, окружавшая Иерусалим, оставалась разрушенной, они утешали себя мыслью о том, что в любой момент, когда им захочется, они могут завладеть им и стать его хозяевами; но если город будет окружен стеной, то он не только станет укрепленным и сможет противостоять, но и постепенно станет угрожать им. Подобным образом крепость и безопасность Церкви вызывают скорбь и раздражение у ее врагов.

(2) На словах. Они с презрением отнеслись к этой новости и сделали ее объектом для насмешек. Тем самым они в полной мере проявили свою злобность, но из нее вышло добро, ибо, считая их планы безрассудной затеей, которая разрушится от собственного веса, они не старались препятствовать ей, пока не стало слишком поздно. Посмотрите, с какой гордостью и злобой они открыто высмеивают ее.

[1] Санаваллат презрительно говорит о рабочих, называя их жалкими иудеями (ст. 2): «Откуда они возьмут материалы, необходимые для строительства? Неужели они оживят камни из груд праха? И почему они так торопятся? Неужели они собираются построить стену вокруг города за один день и на следующий день устроить праздник посвящения с жертвоприношением? Бедные глупцы! Посмотрите, как они смешны!»

[2] Товия говорит с не меньшим презрением о самом деле. Он высмеивает его и демонстрирует свое остроумие (ст. 3). Мирские насмешники ободряют друг друга. «Глупая работа, говорят они, вряд ли она будет закончена; потом они сами будут стыдиться того, что принялись за нее. Пойдет лисица и разрушит их каменную стену, но не коварством, а своим весом» Гордые и надменные насмешники с презрением смотрят на многие добрые дела.

II. Узнав об этих насмешках, Неемия со смирением и благоговением обратился к Богу. Его известили о том, что говорили враги. Возможно, они сами отправили ему послание, чтобы привести в уныние, надеясь тем самым склонить его отказаться от своих планов. Но Неемия не отвечал глупцам соответственно их глупости и не упрекал их в слабости, а обратился к Богу с молитвой.

1. Он попросил Бога обратить внимание на оскорбления, которым они подверглись (ст. 4); в подобных ситуациях нам следует поступать так же: «Услышь, Боже наш, в каком мы презрении». Отметьте:

(1) К народу Божьему часто относились с презрением и пренебрежением.

(2) Бог слышит и будет слышать все оскорбления в адрес Своего народа; это должно быть для него утешением и добрым основанием, почему следует не реагировать на них (Пс 37:14,16): «На Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой».

2. Он попросил Бога отомстить за них и обратить ругательства врагов на них самих (ст. 4−5); это было сказано, скорее, духом пророчества, а не духом молитвы, и в этом нам не следует подражать ему, ибо Христос учил нас молиться за обижающих и гонящих нас. Сам Христос молился о тех, кто оскорблял Его: «Отче! Прости им». В данных стихах Неемия молится: «Не покрой беззакония их». Отметьте:

(1) Кто с презрением отзывается о Божьем народе, тот готовит для себя вечный позор.

(2) Грешники редко исцеляются от этого греха. Безусловно, у Неемии были основания полагать, что сердца этих грешников отчаянно ожесточились и они никогда не покаются в своих грехах, в противном случае он не молился бы, чтобы грех их не изгладился. Он просит этого не потому, что они огорчали строящих, а потому что гневили Бога перед строителями (в англ. пер.), которым, скорее всего, отправили свое оскорбительное послание. Отметьте: злобность преследователей должна вызывать в нас гнев, но не потому что они оскорбляют нас, в потому что своим поведением они оскорбляют Бога; и только на таком основании мы можем надеяться, что Бог заступится за нас (Пс 73:18,22).

III. Несмотря на оскорбления, строители продолжали ревностно трудиться (ст. 6). Они работали с такой скоростью, что в течение короткого времени построили стену до половины ее высоты, ибо у народа доставало усердия работать; их сердца стремились поскорее закончить стену. Отметьте:

(1) Хорошее дело продвигается быстро, когда народ усерден в работе.

(2) Оскорбления со стороны врагов должны побуждать нас исполнить свой долг, а не отталкивать от него.

Стихи 7−15. Данные стихи рассказывают:

I. Какой план задумали враги иудеев, чтобы остановить строительство и уничтожить строителей. В заговоре участвовали не только Санаваллат и Товия, но и другие соседние народы, которые им удалось втянуть в свои планы. Они ублажали себя мыслью, что дело скоро остановится само по себе, но когда услышали, что оно благополучно продвигается, то разгневались на иудеев за то, что те так быстро строят, и на себя за то, что не стали препятствовать им раньше (ст. 7). Им было весьма досадно. Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа. Никакие другие решения не удовлетворяли их: они должны все вместе пойти войною на Иерусалим (ст. 8). Но почему, какие у них были претензии к иудеям? Разве те причинили им какое-то зло или желали им плохого? Нет, они мирно жили вместе со своими соседями. Враги решили напасть на них лишь из зависти и злобности: они ненавидели иудеев за благочестие, их раздражало процветание соседей, и они искали их гибели. Обратите внимание:

(1) Они были единодушны в своем желании, ибо сговорились все вместе; несмотря на различные интересы, они объединились, чтобы противостать делу Божьему.

(2) Они тщательно скрывали свой план и говорили: «Не узнают и не увидят, пока не окажутся предоставленными нам на милость». Враги составили коварный план и прилагали максимальные усилия, чтобы скрыть его от Господа, надеясь на успех и защиту благодаря своим тайным уловкам.

(3) Они были жестокими и сказали: «Мы войдем в середину их и перебьем их, если для того, чтобы остановить работу, понадобится убить рабочих, то нас это не остановит»; более того, они жаждали их крови и были рады любому предлогу для удовлетворения этой потребности.

(4) В чем заключался их замысел и почему они были уверены в успехе. Его цель остановить дело (ст. 11), и они были уверены, что им это удастся. Нечестивцы стремятся препятствовать хорошему делу и надеются на успех, но доброе дело от Господа, и оно будет процветать.

II. Что строителям приходилось трудиться, испытывая упадок духа. Когда противники сказали: «Мы остановим дело», иудеи так отреагировали: «Давайте оставим это дело, ибо у нас нет больше сил заниматься им» (ст. 10). Эти слова говорят о том, что строители устали; с самого начала строительства им приходилось постоянно сталкиваться с трудностями, и поэтому задача об удалении мусора казалась им непреодолимой и достаточно сложной, из-за чего следовало прекратить работу в настоящее время. Неужели Иуда, воинственное и доблестное колено, могло подобным образом увиливать от стоящего дела? Представители этого колена были активными лидерами, которым приходилось много раз преодолевать страхи своих друзей и ужасы, которыми грозили враги.

III. Что информация о планах врагов дошла до Неемии (ст. 12). Ее доставили Иудеи, жившие подле них, которые хотя не имели достаточно ревности, чтобы донести ее в Иерусалим и помочь своим братьям, восстанавливавшим стену, но благодаря своему положению имели возможность раскрыть передвижения врагов; они были достаточно честными людьми и любили дело, а поэтому известили об этом Неемию. А чтобы информация была более достоверной, они пришли лично передать ее и говорили раз десять, что свидетельствовало об их ревности и беспокойстве, а их известие подтверждалось многими свидетелями. Принесенные ими новости появляются внезапно и сталкиваются с критикой в вопросе их толкования; но это, скорее всего, должно подчеркнуть, что доставившие их люди выглядели запыхавшимися и обеспокоенными, и их внешний вид восполнял недостаток слов. Мне кажется, это место без вспомогательных слов можно прочитать так: «Куда бы вы ни повернули, они против вас, и поэтому вам следует остерегаться нападения со всех сторон». Отметьте: у Бога есть много способов вывести правду на свет и таким образом разрушить и свести на нет все планы Его врагов и врагов Церкви. Даже безразличные и слабохарактерные иудеи, жившие рядом с ними, стали разведчиками, служившими строителям; скорее, птица небесная перенесет слово их.

IV. В связи со сложившимися обстоятельствами Неемия предпринял благочестивые и благоразумные методы, чтобы разрушить их план и обезопасить свое дело и труд строителей. Сказано (ст. 14), что он посмотрел (англ. пер.).

(1) Он взглянул вверх, призвал Бога заступиться за него и вверил себя и свое дело божественной защите (ст. 9): «Мы молились Богу нашему». Таков был путь этого благочестивого человека, и такими должны быть наши пути. Все свои заботы, скорби и страхи он изложил Богу и тем самым освободил себя. Это первое, что он сделал; прежде чем прибегнуть к каким-либо средствам, он обратился с молитвой к Богу, ибо любое дело мы должны начинать с Ним.

(2) Он осмотрелся вокруг. Помолившись, он поставил против них стражу. Наставления Христа, данные нам для ведения духовной войны, вполне согласуются с этим примером (Мф 26:41): «Бодрствуйте и молитесь». Если мы думаем защитить себя только молитвой, не проявляя бдительности со своей стороны, то ленимся и искушаем Бога; а если мы бодрствуем, но не молимся, то проявляем гордость и пренебрежение Богом; и в том и в другом случае мы лишаемся Его защиты. Обратите внимание:

(1) Как он расставил стражу (ст. 13). Он поставил стражников в низменных местах у города за стеною, чтобы они могли досаждать врагам, находившимся за ней, и служили бруствером, и поставил стражников на высоких местах, где стена была построена во всю высоту, чтобы с высоты стены они могли бросать камни или метать стрелы в головы нападавших; он поставил народ поплеменно, чтобы родство побуждало их помогать друг другу.

(2) Как он вдохновил и ободрил народ (ст. 14). Он обратил внимание, что не только простые люди, но даже знатнейшие и начальствующие были очень озабочены доставленной информацией и готовы признать, что погибли; это ослабило руки трудившихся и сражавшихся, и поэтому Неемия постарался заглушить их страх. «Придите, сказал он, не бойтесь их; будьте мужественны и задумайтесь:

[1] Кто возглавляет вас в этом сражении. Вы имеете наилучшего вождя; помните Господа, великого и страшного; вы думаете, что ваши враги великие и страшные, но что они по сравнению с Богом, особенно когда Он противостоит им? Он велик и превосходит их, Он контролирует их и будет ужасным, когда придет рассчитаться с ними». Кто глазом веры видит Бога Церкви великим и ужасным, тот увидит врагов Церкви ничтожными и презренными. Преобладающий страх перед Богом является наилучшим противоядием против опутывающего страха перед людьми. Кто боится человека, который умирает, тот забывает Господа, Творца своего (Ис 51:12−13).

[2] «За кого вы сражаетесь. Не может быть повода лучше, чем у вас; вы сражаетесь за братьев своих (Пс 121:8), за сыновей своих и за дочерей своих. Все, что вам дорого в этом мире, поставлено на карту, поэтому будьте мужественны».

V. Эти действия очень огорчили врагов иудеев (ст. 15). Обнаружив, что их план раскрыт и иудеи выставили стражу, они решили, что нет смысла пытаться совершать какие-то действия, ибо Бог разорил замысел их. Они знали, что могут достичь своей цели лишь за счет внезапности, а раз заговор стал известен, то его следовало отменить. Тогда все иудеи возвратились каждый на свою работу и стали трудиться более энергично, ибо четко увидели, что Бог одобрил это дело и их участие в нем. Отметьте: забота Бога о нашей безопасности должна вдохновлять и ободрять нас энергично продолжать исполнять свой долг. Как только опасность минует, давайте возвращаться к своей работе и уповать на Бога в другой раз.

Стихи 16−23. Когда устроителей появились основания думать, что план их врагов расстроен, они возвратились каждый на работу свою; тем не менее, они не были уверены в собственной безопасности и не сложили оружие, зная, что их враги неутомимы в своих попытках и что, если один план расстраивается, они разработают другой. Подобным образом и мы должны быть бдительными к своим духовным врагам и понимать, что наша духовная борьба закончится лишь тогда, когда мы завершим свое дело. Посмотрите, каким путем пошел Неемия, стремясь, чтобы люди были готовы в случае необходимости отразить атаки врага.

1. В то время как половина людей, занятых строительством, работала, другая половина стояла на страже с оружием в руках, держа копья, щиты и луки не только для себя, но и для занятых работой людей, которые по первому сигналу тревоги должны были немедленно оставить работу и взять в руки оружие (ст. 16). Возможно, в определенные часы они менялись ролями, что помогало обоим избавиться от усталости и, в частности, приносило облегчение носильщикам, чья сила слабела (ст. 10); пока они держали оружие, то отдыхали, но не предавались безделью. Писание говорит, что так, разделив время между кельмой и копьем, они одною рукою производили работу, а другою держали копье (ст. 17). Мы не должны понимать эти слова буквально, ибо работа требует участия обеих рук, но они подразумевают, что люди в равной степени участвовали в том и другом. Подобным образом и мы должны совершать работу нашего спасения с оружием в руке, ибо, исполняя свой долг, следует быть готовыми столкнуться с оппозицией со стороны наших духовных врагов, против которых мы должны подвизаться добрым подвигом веры.

2. Каждый строитель был препоясан мечем (ст. 18), который не препятствовал его работе и передвижению. Слово Божье это меч Духа; когда мы трудимся или в качестве христиан вступаем в конфликт, то всегда должны иметь его под рукой, чтобы не пришлось разыскивать.

3. Были предприняты меры, чтобы своевременно получать и передавать информацию о приближении врагов, в случае если те предпримут попытку внезапно напасть. Рядом с Неемией постоянно находился трубач, который мог поднять тревогу при первой опасности. Объем работы был большой, и строители были рассеяны, ибо трудились одновременно на всех участках стены. Неемия постоянно переходил от места к месту, следя за продвижением работы и ободряя строителей; поэтому он мог быстро получить информацию, если враг атаковал, и с помощью трубы известить всех строителей; тогда они должны были немедленно собраться возле него с полной уверенностью в том, что Бог будет сражаться за них (ст. 18−20). От выполнявших обязанности строителей требовалось, чтобы они расходились по объекту и находились в тех местах, где нужноделать работу, а от воинов требовалось, чтобы они соблюдали порядок и находились вместе. Подобным образом и трудящиеся на строительстве Христа должны быть готовы объединиться против общего врага.

4. Обитателям пригородов было велено поселиться в Иерусалиме вместе со своими слугами не только потому, что им было ближе идти на работу утром, но и для того, чтобы они оказали помощь в случае атаки ночью (ст. 22). Сила города пребывает не в его стенах, а в его руках; защищайте их и Божье благословение, пребывающее на них, и вы будете в безопасности.

5. Сам же Неемия со своими людьми полностью посвятил себя своему делу. Они держали свои копья на виду, чтобы напугать врага, не только днем, но и ночью (ст. 21). Подобным образом и мы должны быть бдительны по отношению к нашим духовным врагам не только когда светло (как в данном случае), но и во тьме, ибо они мироправители тьмы века сего. Более того, Неемия был настолько поглощен своим делом и так крепко привязал к нему своих слуг, что, пока оно было в самом разгаре, ни он сам, ни его слуги не спали в постели, а каждую ночь укладывались спать одетыми (ст. 23), за исключением тех случаев, когда ее меняли, чтобы постирать или в случае церемониальной нечистоты. Раз они не находили времени, чтобы переодеться, ибо решили постоянно быть готовыми для служения, то это говорило о том, что их сердца были полностью поглощены делом. Доброе дело будет продвигаться успешно, если участвующие в нем будут так же относиться к нему.

толкование Мэтью Генри на книгу Неемии, 4 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.