Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Мудрый Соломон сказал: «Конец дела лучше начала его» (Еккл 7:8). Так и в данной истории Иова: в вечернее время появился свет. В данной книге мы столкнулись с тремя вещами, которые, я должен признаться, сильно беспокоили меня; но в данной главе мы находим, что все обиды щедро возмещены и все расставлено по своим местам.

I. Мы очень переживали, видя такого святого человека, как Иов, раздражительным, сварливым, упрямым и встревоженным, особенно услышав его спор с Богом и непочтительные высказывания в Его адрес. Но хотя Иов пал, но не был изгнан окончательно, ибо в данной главе он возвращается в прежнее состояние, приходит в себя, через покаяние восстанавливает здравый разум, сожалеет о своих неверных высказываниях, отрекается от них и смиряется перед Богом (ст. 16).

II. Мы также переживали, видя, что Иов и его друзья не только сильно расходятся во мнениях, но и обмениваются жестокими словами и сурово обвиняют друг друга, хотя все были мудрыми и благочестивыми людьми. Но в данной главе эти обиды возмещены, разногласия между ними улажены, ссора прекращена, все раздражительные высказывания в адрес других прощены и забыты, а все участники спора объединились в жертвоприношении и молитвах и приняты Богом (ст. 7−9).

III. Мы переживали, видя, что человек такого выдающегося благочестия и служения, как Иов, жестоко страдает от боли, болезни, нищеты, порицаний и пренебрежения, став центром всех бедствий, сопутствующих человеческой жизни. Но в данной главе мы читаем, что все эти скорби возмещены, Иов исцелился от всех болезней, стал более почитаемым и любимым, чем раньше. Он стал богатым, его имущество удвоилось по сравнению с прежним; его окружали все возможные утешения в жизни; он стал великим примером процветания, как раньше был прообразом страданий и терпимости (ст. 10−17). Все это написано для нашего научения, чтобы мы, испытывая подобные огорчения, через терпение и утешения Писания могли иметь надежду.

Стихи 1−6. Слова Иова, оправдывающие его, закончились (Иов 31:40). После этих слов он ничего не говорил в свое оправдание. Иов еще раньше начал судить и осуждать себя (Иов 39:34−35). И в данных стихах он продолжает говорить о том же. Хотя его терпение нельзя назвать совершенным, но он раскаялся в своей нетерпимости. Он основательно смирился и раскаялся в своих безрассудных и необдуманных словах и был прощен. Благочестивые люди в конце концов видят и признают свои ошибки, хотя иногда бывает сложно убедить их в этом. Тогда (в англ. пер.), когда Бог сказал все, что хотел, о Своем величии и силе, явленной в творениях, тогда отвечал Иов Господу (ст. 1); но при этом он не противоречил (ибо пообещал больше этого не делать, Иов 39:35), а покорился Богу. Подобным образом и мы должны всегда отвечать на призывы Бога.

I. Он признает, что Бог обладает неограниченной силой, знанием и владычеством, доказать которые хотел Бог, разговаривая из бури (ст. 2). Порочные страсти и поступки возникают из порочных принципов, пренебрежения или неверия в принципы истины, поэтому истинное покаяние начинается с познания истины (2Тим 2:25). В данных стихах Иов соглашается с суждением Бога относительно Его величия, славы и совершенства, и на этом основании его совесть убеждается в его безрассудстве, когда он непочтительно говорил с Ним.

1. Он признает, что Бог может все сделать. Что трудного может быть для Того, Кто сотворил бегемота и левиафана и управляет ими так, как Ему угодно? Он знал это и раньше и очень хорошо рассуждал на эту тему, а теперь он познал это на личном опыте. Бог сказал об этом один раз, а затем он услышал дважды, что сила у Бога, поэтому величайшее безумие и наглость состязаться с Ним. «Ты можешь все, следовательно, можешь возвысить меня из этого презренного положения, хотя сам я отчаялся и считаю это невозможным; теперь я верю, что Ты можешь сделать это».

2. Он признает, что ни одна мысль не может скрыться от Него (в англ. пер.), то есть (1) Он знает каждую нашу мысль и является свидетелем любой раздражительной, недовольной и неверующей мысли, в какое-либо время появившейся в нашей голове. Напрасно соперничать с Ним, ибо мы не сможем скрыть от Него наши планы и советы, а если Он раскрывает, то сможет их расстроить.

(2) Ничто не может помешать Ему осуществить какое-либо Его намерение. Господь делает, что Ему нравится. Иов сказал эти слова в порыве страсти, жалуясь (Иов 23:13): «Он делает, чего хочет душа Его», а теперь говорит с удовлетворением, зная, что слово Его состоится. Если Бог имеет о нас намерения во благо, чтобы дать нам будущность и надежду, то ничто не сможет помешать Ему осуществить Его милостивые намерения, какие бы трудности (как нам кажется) ни лежали на пути.

II. Он признает себя виновным в том, что Бог предъявлял ему в начале разговора (ст. 3). «Господи, вот первые слова, сказанные Тобою: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Больше не нужно ничего говорить; это слово убедило меня. Я признаю, что был тем глупцом. Твое слово достигло моей совести и показало мой грех. Это слишком очевидно, чтобы отрицать, и слишком плохо, чтобы оправдывать. Это я помрачал Провидение, ничего не разумея. Я был невежествен и не обращал внимания на советы и планы Бога, когда Он поражал меня. Поэтому я спорил с Богом и чрезмерно настаивал на своем оправдании: так я говорил о том, чего не разумел, то есть судил действия Провидения, хотя совершенно не понимал причины, соответственно которым оно действует». В данных стихах Иов (1) признает себя абсолютно несведущим в божественных планах; таковы все мы. Суды Божьи великая бездна, постичь которую мы не можем, тем более найти ее источники. Мы видим, что Бог делает, но не знаем, почему Он это делает, к чему стремится и чем это закончится. Его дела слишком чудны для нас; мы не можем увидеть их, чтобы постичь, и не можем добраться до них, чтобы изменить, поэтому у нас нет прав судить о них. Мы не знаем планов Бога, и поэтому не в нашей компетенции судить о них. Мы спорим с Провидением, потому что не понимаем его, и должны согласиться с тем, что нам придется пребывать во тьме в этом вопросе, пока тайна Божья не совершится.

(2) Он признает, что поступил неблагоразумно и самонадеянно, решив рассуждать о том, чего не понимает, и обвинять в том, о чем он не может судить. Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Мы причиняем вред себе и делу, которое решили защищать, если являемся некомпетентными судьями в этом вопросе.

III. Он не будет отвечать, но будет умолять Судию своего, как он сказал ранее (Иов 9:15). «Выслушай, и я буду говорить (ст. 4), но не как судебный пристав или ответчик (Иов 13:22), а как смиренный проситель: не как человек, желающий учить и предписывать, а желающий учиться и получать наставления. Господи, не задавай мне больше трудных вопросов, ибо я не могу ответить и на один из тысячи, заданных Тобою. Позволь спросить наставления у Тебя и не отказывай мне; не обвиняй меня в безрассудстве и самодостаточности» (Иак 1:5). Теперь он вспоминает молитву, которой Елиуй научил его: «А чего я не знаю, Ты научи меня».

IV. Побуждаемый правильным мотивом, он становится раскаявшимся грешником. При истинном покаянии должно присутствовать не только обличение во грехе, но сокрушение и скорбь по этому поводу печаль ради Бога (2Кор 7:9). Так же скорбит Иов о своих грехах.

1. В своем покаянии он взирает на Бога, возвышенно думает о Нем, придерживаясь такого принципа (ст. 5): «Я слышал о Тебе слухом уха много раз от моих учителей, когда был молод, и от моих друзей, когда повзрослел. Я знал о Твоем величии, силе и полновластном владычестве, но все услышанное не побудило меня покориться Тебе в должной степени. Знание Твоих совершенствах служило лишь для того, чтобы рассуждать о них, но не повлияло на мой разум. Теперь же Своим непосредственным откровением Ты открыл Себя мне и явил Свое прославленное величие; теперь же глаза мои видят Тебя; теперь я вижу силу тех истин, о которых раньше только знал, поэтому каюсь и отказываюсь от своих прежних слов». Обратите внимание:

(1) Великая милость иметь хорошее образование и знать об истинах Божьих благодаря наставлениям Его слова и служителей. Вера от слышания, и она придет в том случае, если мы будем слушать внимательно слухом уха.

(2) Когда разум просвещается Духом благодати, то наше познание божественных истин намного превосходит то, что мы знали раньше, так же, как наглядная демонстрация превосходит отчет и обычную молву. Через учение человеческое Бог явил нам Своего Сына, а через учение Своего Духа Он открывает Своего Сына в нас (Гал 1:16) и таким образом преображает в тот же образ (2Кор 3:18).

(3) Иногда Богу угодно явить Себя во всей полноте Своему народу через порицание Своего слова и провидения. «Теперь, после того как я пострадал и мне рассказали о моих ошибках, мои глаза увидели Тебя». Розга и обличение дают мудрость. Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь.

2. В своем покаянии Иов взирал на себя, думал о себе как о презренном человеке и тем самым выразил свою скорбь о грехе (ст. 6): «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Обратите внимание:

(1) Мы должны глубоко смиряться из-за грехов, в которых обличены, и не останавливаться на поверхностном недовольстве в свой адрес. Даже благочестивые люди, не совершавшие чудовищных преступлений, в которых следует покаяться, должны глубоко в душе скорбеть из-за проявлений гордости, страсти, раздражительности, недовольства, своих необдуманных, сказанных в спешке словах; осознание этих грехов должно пронзать нас до глубины сердца и вызывать горечь. Не может быть мира, пока враг основательно не смирится.

(2) Внешнее проявление благочестивой скорби весьма приличествует раскаявшимся грешникам. Иов раскаялся в прахе и пепле. Без внутренних изменений подобные действия лишь высмеивают Бога, но там, где они приходят как результат истинного сокрушения души, грешник через них воздает славу Богу, покрывает себя позором и может стать инструментом, который приведет других к покаянию. Страдания Иова повергли его в пепел (Иов 2:8): «Он сел в пепел», а теперь грехи ввергли страдальца туда же. Истинно раскаявшиеся грешники скорбят о своих грехах так же искренно, как скорбели, подвергаясь внешним страданиям; как скорбят о единственном сыне, первенце, ибо теперь они видят больше зла в своих грехах, чем в своих бедах.

(3) Отвращение к самому себе, как правило, сопутствует истинному покаянию (Иез 6:9): «Они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали». Мы должны не только гневаться на себя за ошибки и зло, которое причинили душе своими грехами, но и испытывать к себе отвращение, как к людям, из-за своих грехов ставшими отвратительными для чистого и святого Бога, Который не может смотреть на беззаконие. Если грех действительно является мерзостью для нас, то грех, живущий в нас, особенно. Чем ближе он к нам, тем более отвратителен.

(4) Чем больше мы видим славу и величие Бога, чем больше видим, насколько порочен и отвратителен грех и мы сами из-за греха, тем больше мы будем смиряться и гнушаться себя. «Теперь мои глаза видят, каким является Бог, Которого я обидел, и сияние величия, Которому я своим осознанным грехом плюнул в лицо; я увидел чуткость той милости, которую отвергал. Теперь я вижу, каким святым и справедливым является Бог, Чей гнев я возбудил, поэтому я гнушаюсь себя. Горе мне! Погиб я!» (Ис 6:5). Бог призвал Иова посмотреть на все гордое и смирить его. «Я не могу сделать этого, отвечает Иов, мне предстоит и так много потрудиться, чтобы смирить свое гордое сердце смирить то, что довело меня до такого униженного положения». Давайте предоставим Богу управлять миром, а сами в силе благодати будем прилагать усилия, чтобы хорошо управлять собой и своим сердцем.

Стихи 7−9. В своих речах Иов много жаловался на осуждения своих друзей и их жестокое обращение с ним; он взывал к Богу как к Судье, чтобы Он рассудил между ним и ими, и считал несправедливым, что суд не был произведен немедленно по его требованию. Пока Бог задавал Иову вопросы из бури, казалось, что только он был неправ и безусловно проиграет дело; но в данных стихах, к нашему изумлению, мы узнаем, что все обстояло наоборот, и окончательный приговор был вынесен в пользу Иова. Поэтому не следует судить раньше времени. Даже у людей действительно праведных перед Богом праведность может быть омрачена великими и необычными страданиями, суровыми осуждениями людей, собственной моральной слабостью и безрассудными страстями, острыми обличениями слова и совести и глубоким смирением собственного духа от осознания Божьих ужасов. Но в должное время этот мрак рассеивается, и Бог выводит, как свет, правду их и справедливость их, как полдень (Пс 36:6). Он показал праведность Иова, потому что он, как человек честный, твердо держался ее и не упускал. В данных стихах:

I. Выносится суд трем друзьям Иова по поводу спора между ними и Иовом. Елиуй не осуждается здесь, ибо в процессе спора он отделил себя от остальных и выступал не от имени участвующей стороны, а в качестве посредника; а посредничество обретет славу у Бога, независимо от того, воздадут ее люди или нет. Вынесенный приговор возвеличивает Иова и унижает трех его друзей. Исследуя выступления обеих сторон, мы не могли не понять (а поэтому и не осмеливались выносить решение), кто прав; иногда нам казалось, что каждый в чем-то прав, но мы не могли принять ни одну сторону. Мы ни в коем случае не должны выносить окончательное решение по делу до тех пор, пока не будет определена ошибка. Очень хорошо, что суд принадлежит Господу, а мы уверены, что Его суд по истине; этому суду мы вверим себя и согласно его приговору будем пребывать. В вынесенном суде:

1. Бог возвеличивает Иова, и он выходит с честью из этого спора. Он был один против трех: один нищий против трех князей, но, так как Бог принял его сторону, ему нечего бояться исхода, даже если против него выступит тысяча. Обратите внимание:

(1) Когда Бог заступился за него: «После того, как Господь сказал слова те Иову...» (ст. 7). После того как Он убедил и смирил его, побудил покаяться в своих необдуманных словах, после того Бог признал то, что было сказано правильно, утешил и почтил его; но не ранее; ибо мы не готовы принять похвалу от Бога, пока не осудим себя. Но после этого Бог заступился за Иова, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас. Утешитель обличит (Ин 16:8). Посмотрите, в какой последовательности нам следует ожидать божественного одобрения: вначале мы должны смириться под воздействием божественных порицаний. После того как Бог Своими словами вызвал скорбь, Он вернулся и пожалел, ибо Он многомилостив. Он не будет вести тяжбу до конца, а умерит и остановит Свой резкий ветер в день восточного ветра. Теперь, когда Иов смирился, Бог превознес его. Истинно раскаявшиеся грешники обретут благоволение у Бога, и то, что они сказали или сделали неправильно, больше не припомнится им. Богу нравится, когда мы начинаем испытывать отвращение к самим себе.

(2) Как Бог заступился за него. Считается доказанным, что все его преступления прощены, ибо раз ему воздаются почести, о чем мы читаем в данном месте, то он несомненно оправдан. Иов несколько раз заявлял с большой уверенностью, что в конце Бог оправдает его, и ему не пришлось стыдиться своего упования.

[1] Бог вновь и вновь называет его Своим рабом Иовом (четыре раза в двух стихах); похоже, Ему нравится называть его так же, как до того, как бедствия обрушились на него (Иов 1:8): «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Хотя он беден и презираем, но, несмотря на это, остается Моим рабом, таким же дорогим, как во время своего процветания. Хотя он ошибался и стал орудием своих страстей, как другие, хотя он боролся со Мной и собирался аннулировать Мой суд, омрачал Провидение словами, ничего не разумея, но он увидел свою ошибку и отрекся от нее; поэтому он остался рабом Моим Иовом». Если мы твердо держимся своей непорочности и остаемся верными рабами Бога, как Иов, то хотя и можем на время лишиться хорошей репутации и утешения от общения с близкими, но все равно вернем их, как было прежде. Дьявол решил доказать, что Иов лицемер, и трое друзей осуждали его как человека нечестивого; но Бог признает тех, кого Он принял, и не допустит, чтобы злоба ада или земли очерняла их. Если Бог говорит: «Хорошо, добрый и верный раб», то не важно, кто утверждает противоположное.

[2] Он признает, что Иов говорил верно, по сравнению с его соперниками. Он намного лучше и правильнее описал божественное Провидение, чем они. Они оскорбили Бога, утверждая, что процветание является знаком истинной Церкви, а страдания четким указанием гнева Божьего; а Иов правильно отзывался о Нем, настаивая на том, что о Божьей любви или ненависти можно судить по тому, каков сам человек, а не что перед ним (Еккл 9:1). Обратите внимание, во-первых: более справедливы к Богу и Его Провидению те, кто оценивает награды и наказания иного мира выше, чем этого, и на основании этой истины разрешает трудности, с которыми сталкивается здесь. Иов говорил о грядущем суде и будущем состоянии больше, чем его друзья, и поэтому говорил о Боге правильнее и лучше, чем его друзья. Во-вторых, хотя Иов много утверждал неправильного даже относительно Бога, в адрес Которого был слишком дерзким, но Бог хвалит его за то, что он говорил правильно. Мы не только не должны отрицать то, что истинно и хорошо, а хвалить за это, даже если в этих утверждениях проявляется человеческая слабость и неустойчивость. В-третьих, Иов был прав, а его друзья неправы, тем не менее он страдал, а они были благополучны. Это четко доказывает, что нам не следует судить о людях и их отношении по их лицам и кошельку. Безошибочно сделать это может лишь Тот, Кто видит человеческие сердца.

[3] Он скажет Свое слово в защиту Иова и покажет, что, несмотря на все порицания друзей, он человек благочестивый, имеющий смиренный, кроткий, прощающий дух, что он с радостью будет молиться о них и использует свое влияние на небесах для их блага: «Раб Мой Иов помолится о вас. Я знаю, он сделает это. Я простил его, и он получил утешение от прощения, поэтому он простит и вас».

[4] Он назначает Иова священником этого собрания и обещает принять его и его ходатайство о друзьях. «Отнесите ваши жертвы Моему рабу Иову, ибо только его лицо Я приму». Кого Бог омывает от грехов, тех делает Своими царями и священниками. Истинно раскаявшиеся грешники не только обретут благоволение себе как просители, но и будут приняты как ходатаи за других. Тем самым Бог в высшей степени почтил Иова, велев ему принести жертву за друзей, как раньше он делал это за своих детей (Иов 1:5). Восстановление в священстве было счастливым предзнаменованием восстановления его процветания и, безусловно, хорошим шагом в его направлении. Тем самым он стал прообразом Христа, в Котором наши духовные жертвы становятся благоугодны Богу (1Пет 2:5). «Пойдите к рабу Моему Иову, к Рабу Моему Иисусу (от которого Я на время скрыл Свое лицо), вложите свои жертвы в Его руку, воспользуйтесь Им как своим Адвокатом, ибо только лицо Его Я приму, а без Него будьте готовы, что с вами будут обращаться соответственно вашей глупости». И как Иов молился и приносил жертвы за тех, кто огорчал и ранил его дух, так и Христос молился и умер за Своих преследователей; и сейчас Он живет, ходатайствуя за преступников.

2. Друзья Иова были в высшей степени унижены и вышли с позором. Они были благочестивыми людьми и принадлежали Богу, поэтому Он не хотел, чтобы они продолжали оставаться в своих заблуждениях, как и Иов, а, смирив их речью из бури, использовал другой метод, чтобы еще больше смирить. Бог первым побранил Иова, который был Ему дороже всех, а теперь настала очередь остальных. Когда они услышали речь, обращенную к Иову, то, возможно, льстили себя надеждой, что были правы, а Иов ошибался, но Бог очень скоро сделал им выговор и дал понять, что дело обстоит наоборот. В большей части споров и разногласий в чем-то ошибаются обе стороны: то ли по существу дела, то ли в ведении спора, а, может, в том и другом. Хорошо, если обеим сторонам говорят об этом, чтобы они увидели свои ошибки. Бог обратился с речью к Елифазу не только как к старшему, но и как к предводителю в нападках на Иова. И теперь (1) Он открыто заявляет им, что они говорили о Нем не так верно, как Иов, то есть обвиняли и осуждали как лицемера, представили Бога как его врага, сражающегося с ним, в то время как Он лишь испытывал его как друг; а это было неправильно. Неверно говорят о Боге те, кто представляет Его отцовское взыскание как судебное наказание и на этом основании делает вывод, что подвергнувшиеся взысканию лишены Его благоволения. Отметьте: кто немилосердно судит о духовном и вечном состоянии других, тот подвергает себя опасности, ибо, поступая таким образом, мы осуждаем тех, кого Бог принял, а это вызывает Его недовольство. Тем самым мы обижаем Его малых, все обиды в их адрес Он воспринимает как личное оскорбление.

(2) Бог заверяет их в том, что гневается на них: «Горит гнев Мой на тебя и двух друзей твоих». Бог очень гневается на тех, кто презирает и порицает своих братьев, кто торжествует над ними, сурово судит за бедствия, обрушившиеся на них, или их слабости. Хотя они были мудрыми и благочестивыми людьми, но Бог разгневался на них и дал им это понять, когда начали говорить неверно.

(3) Он потребовал от них жертвы, чтобы они принесли искупление за свои неверные слова. Каждый из них должен был принести по семь тельцов и семь овнов, чтобы вознести за них всесожжение, ибо, похоже, до закона Моисея все жертвы, даже жертвы искупления, полностью сжигались и поэтому так назывались. Они думали, что говорили очень хорошо и правильно, а Бог в долгу перед ними за то, что они заступились за Его дело, и должен был щедро наградить их; но Бог сказал, что Он, наоборот, сильно недоволен ими и требует от них жертвы, угрожая в противном случае поступить с ними по безрассудству их. Бог часто гневается на нас за то, чем мы гордимся, и видит много ошибок в том, что нам кажется хорошо сделанным.

(4) Он велит им идти к Иову и просить, чтобы он принес за них жертву и помолился о них, в противном случае Бог не примет их. Тем самым Он хотел:

[1] Смирить и унизить их. Они считали лишь себя любимцами небес, а Иова лишенным части, но Бог дал им понять, что часть Иова на небесах больше, чем у них, и его положение перед Богом лучше, чем их. Настанет день, когда пренебрегавшие народом Божьим и осуждавшие его будут искать его благоволения и познают, что Бог возлюбил их (Откр 3:9). Неразумные девы будут просить масла у мудрых.

[2] Обязать их помириться с Иовом в качестве условия для заключения мира с Богом. Если твой брат имеет что-то против тебя (как Иов), пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Прежде чем получить прощение греха от Бога, нужно, согласно природе вещей, принести удовлетворение за причиненное зло. Посмотрите, как основательно Бог защищает дело Своего раба Иова и участвует в нем. Бог не примирится с теми, кто оскорбил Иова, пока они вначале не попросят у него прощения и он не примирится с ними. Мнения Иова и его друзей отличались во многих вопросах; они были слишком резкими в своих осуждениях друг друга, но теперь должны стать друзьями. Для этого им следует прекратить споры по этому вопросу и не пытаться вновь вернуться к нему (тогда этот спор был бы бесконечным), а примириться в совместной молитве и жертвоприношении. Им следовало объединиться в своих чувствах и молитвах, даже если их мнения не совпадали. Если наши суждения о вещах незначительных отличаются, но мы единодушны в отношении ко Христу, великой Жертве, и встречаемся у одного и того же престола благодати, то мы должны любить и терпеливо относиться друг к другу. Еще раз обратите внимание: когда Бог гневался на друзей Иова, то Сам поставил их на путь, чтобы обрести с Ним мир. Наши ссоры с Богом всегда начинаются с нашей стороны, а примирение с Его стороны.

II. Друзья Иова согласились с суждением в их адрес (ст. 9). Они были благочестивыми людьми и как только поняли, чего Господь хочет от них, исполнили, что Он велел. Они сделали это сразу, без каких-либо возражений, хотя их плоть и кровь противилась подобным образом угождать тому, кого они осуждали. Отметьте: кто хочет примириться с Богом, тот должен осмотрительно использовать предписанные средства и методы примирения. Мир с Богом можно обрести лишь так, как Он определил, и на Его условиях, которые никогда не покажутся трудными для тех, кто правильно оценивает привилегии; они будут рады обрести его при любых условиях, даже если придется смириться. Друзья Иова объединились, обвиняя его, а теперь объединились, чтобы просить у него прощения. Кто грешил вместе с другими, тот должен вместе с ними каяться. Кто взывает к Богу, как это часто делали Иов и его друзья, тот должен быть готов выслушать Его решение, каким бы оно ни было, приятным или неприятным. А кто сознательно исполняет Божьи повеления, тот может быть уверен в Его благоволении: «Господь принял лицо Иова и его друзей в ответ на его молитву». Не сказано: «Он принял их», хотя это подразумевается, а: «Он принял Иова вместо них»; подобным образом Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (Еф 1:6; Мф 3:17). Иов не нападал на своих друзей после того, как получил свидетельство Бога о себе и узнал, что они должны подчиниться ему; но так как Бог милостиво примирился с ним, то он легко примирился с ними, и тогда Бог принял его. И все мы в своих молитвах и служениях должны стремиться к тому, чтобы Господь принял нас; мы должны стараться угодить Богу, а не получить похвалу от людей.

Стихи 10−17. «Вы слышали о терпении Иова, говорит апостол, и видели конец оного от Господа» (Иак 5:11), то есть: Господь положил конец его страданиям. В начале данной книги в качестве примера говорилось о терпении Иова, оказавшегося в беде; а здесь, в заключительной части, чтобы ободрить нас следовать его примеру, описывается счастливый исход его бедствий и процветание, в котором он был восстановлен по их окончании. Это должно убедить нас, что счастливы те, кто претерпит до конца. Возможно, необычное процветание, которым был увенчан Иов после своих страданий, должно стать для нас, христиан, прообразом небесной славы и блаженства: чтобы мы понимали, для чего страдания посылаются нам в нынешнее время и чем они закончатся в конце; мы получим вдвое больше наслаждений и удовлетворения, чем имеем в настоящее время, каким стало процветание Иова по сравнению с его прежним положением, хотя даже тогда он был величайшим из всех людей Востока. Кто правильно переносит искушения, когда его испытывают, тот получит венец жизни (Иак 1:12), как Иов, который, будучи испытан, получил богатство, славу, утешение, о чем рассказывают данные стихи.

I. Бог повернулся к нему с милостью, и Его намерения о нем были во благо, а не на зло, чтобы дать надежду (Иер 29:11). Начало его бедам положила злоба сатаны, которую Бог обуздал; а конец бедам и начало восстановления положила милость Бога, которой сатана не мог противиться. Больше всего Иов жаловался на то, что Бог выступил против него; это он подчеркивал во всех своих жалобах. Но теперь Бог открыто заступился и наблюдал за ним, созидая и насаждая (по крайней мере в его понимании), как раньше наблюдал, искореняя и сокрушая (Иер 31:28). Это сразу изменило положение его дел: теперь все выглядело благополучно и многообещающе, а раньше мрачно и пугающе.

1. Возвратил Господь потерю Иова, то есть возместил его скорби и убрал причины жалоб; Он освободил его от уз, которыми сатана связывал его в течение всего этого времени, и избавил от жестоких рук, в которые он был предан. Мы можем предположить, что все его телесные недуги и болезни были внезапно исцелены, причем так основательно, что исцеление приравнивалось к чуду: тело его стало свежее, нежели в молодости; он возвратился к дням юности своей. Более того, он ощутил большое изменение в своем разуме: стал спокоен и беспечен, душевное волнение ушло, беспокойные мысли исчезли, страхи замолчали, а утешения от Господа теперь доставляли огромное наслаждение для его души, хотя раньше Его страхи обременяли ее. Поток изменил направление течения, и беды начали отступать так же быстро, как раньше нахлынули, именно теперь, когда он помолился за друзей своих и над жертвой, которую принес за них. Милость вернулась не тогда, когда он спорил с друзьями, хотя правота была на его стороне, а когда помолился о них, ибо Богу больше нравится, когда мы служим Ему с жарким религиозным рвением, а не в разгар споров. Когда Иов закончил свое покаяние, простив людям согрешения их, тогда Бог завершил Свое прощение, вернув Иову потерю. Отметьте: мы совершаем важное дело, когда молимся о своих друзьях, если молимся правильно, ибо в таких молитвах присутствует не только вера, но и любовь. Обучая нас молитве «Отче наш...», Христос учил молиться о других вместе с ними, ибо в поиске милости для других мы можем обрести милость для себя. Наш Господь Иисус вознесся и владычествует, будучи всегда жыв, чтобы ходатайствовать. Некоторые считают, что под возвратом потерь следует понимать возврат савеянами и халдеями скота, который они отняли у него, к чему Бог чудесным образом склонил их; с этим имуществом Иов начал новую жизнь. Возможно, так и было; им пришлось изблевать то богатство, которое они глотали (Иов 20:15). Но мне кажется, что эти слова следует понимать в более широком плане.

2. Бог удвоил его имущество: и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Возможно, вначале тем или иным способом Бог хотел дать ему понять, что по милости Своей хотел бы постепенно в должное время умножить его процветание, чтобы он имел вдвое больше, чем имел раньше, хотел ободрить его в надежде и чтобы стало очевидно, что его поразительное умножение было знаком Божьего благоволения. Процветание можно рассматривать как желание Бога (1) возместить его потери. Он пострадал ради славы Божьей, и поэтому Бог воздал ему с процентами. Бог позаботится, чтобы из-за Него никто не был в убытке.

(2) Наградить его за терпение и уверенность в Боге, которая, несмотря на проявления порочности, не была отброшена; Иов крепко держался своего упования, которому предстоит великое воздаяние (Евр 10:35). Друзья Иова часто сурово осуждали его за это: «Если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою (Иов 8:6). Но Он не встал на твою защиту, следовательно, ты не прав». «Хорошо, отвечает Бог, хотя ваш аргумент не решающий, но даже на его примере Я продемонстрирую непорочность раба Своего Иова; в конце жизни его богатство значительно умножится и (раз вы так хотите) подтвердит его непорочность; он пострадал и потерял все не из-за своей порочности». Теперь стало очевидно, что у Иова было основание благословить Бога за то, что Он у него все отнял (Иов 1:21), раз потеря была так хорошо возмещена.

II. Прежние друзья, соседи и родственники стали очень добры к нему (ст. 11). Было время, когда они охладели, и это сильно огорчало Иова, когда страдания обрушились на него; он горько жаловался на их недоброжелательность (Иов 19:13 и далее). Но теперь все они пришли к нему, чтобы выразить свою любовь и уважение.

1. Они почтили его тем, что пришли к нему пообедать, как раньше, и при этом (можно предположить) тайком принесли с собой угощение; поэтому можно сказать, что у него был пир без каких-либо затрат с его стороны.

2. Они сочувствовали ему и проявили нежную заботу, как и приличествует братьям. Они горевали с ним, вспоминая бедствия, обрушившиеся на него, и утешали, когда увидели, что Бог повернулся к нему с милостью. Они оплакивали его скорби и радовались его благополучию и оказались не такими ничтожными утешителями, как трое друзей, которые вначале проявили рвение и официально посетили его. Эти посетители не были такими же великими, образованными и знаменитыми мужами, как те, но оказались более умелыми и доброжелательными утешителями для Иова. Иногда для обличения и утешения Бог выбирает немудрое и немощное мира.

3. Среди знакомых они собрали деньги, чтобы возместить ему потери и восстановить его положение. Они не думали, что достаточно сказать: «Грейтесь и питайтесь», а дали то, что принесет ему пользу (Иак 2:16). И дали ему каждый по кесите (кто-то больше, кто-то меньше, соответственно своим возможностям) и по золотому кольцу украшение, весьма распространенное среди сынов Востока, которые вполне могли заменить ему деньги; они могли позволить себе сделать это и пожертвовали от излишка, ибо правило гласит, что своим изобилием мы должны восполнять нужды своих братьев. Но почему родственники Иова только теперь наконец-то проявили к нему свою доброжелательность?

(1) Бог вложил им в сердце желание сделать это; каждое творение относится к нам так, как Он велит. Иов признал, что Бог удалил их от него, и за это теперь был награжден их возвратом.

(2) Возможно, некоторые отвернулись, считая Иова лицемером, но теперь, когда его непорочность была доказана, они вернулись и ели вместе. Когда Бог стал доброжелателен к нему, они тоже стали доброжелательны (Пс 118:74,79). Возможно, некоторые отошли от него, потому что он обеднел, покрылся ранами и представлял собой печальное зрелище; но теперь, когда он начал выздоравливать, они захотели возобновить с ним знакомство. Друзья-ласточки, которые улетают зимой, вернутся весной, хотя их дружба ничего не стоит.

(3) Возможно, упреки Бога в адрес Елифаза и двух других друзей в их недоброжелательности к Иову побудили остальных друзей вернуться к своему долгу. Поэтому обличения в адрес других людей должны быть увещеванием и наставлением для нас.

(4) Иов помолился за своих друзей, и тогда они собрались вокруг него, покоренные его добротой, и каждый хотел иметь часть в его молитвах. Чем больше мы молимся о друзьях и родственниках, тем больше утешения можем ожидать от них.

III. Его имущество умножилось необычным образом, ибо Бог благословил то немногое, что дали друзья. Иов с благодарностью принял их дар и не посчитал ниже своего достоинства восстанавливать свое имущество за счет пожертвований. С одной стороны, он не побуждал своих друзей собирать для него деньги и опроверг подобные обвинения (Иов 6:22): «Говорил ли я: дайте мне от достатка вашего?» Тем не менее он с благодарностью принял то, что они принесли, не обвинял их в прежней недоброжелательности и не спрашивал, почему они не сделали этого раньше. Иов не был настолько алчным и жадным, чтобы просить их о благотворительности; и не был настолько гордым и злобным, чтобы отказаться от нее, когда она была предложена; и так как у него был хороший характер, то Бог дал ему то, что намного превосходило их деньги и кольца, Свое благословение (ст. 12). Теперь Господь утешал его соответственно дням, на протяжении которых Он поражал его, и благословил последние дни Иова более, нежели прежние. Обратите внимание:

(1) Благословение Господне — оно обогащает; именно Бог дает силу приобретать богатство и дарует успех честным усилиям человека. Поэтому, кто хочет процветать, тот должен искать Божьего благословения и никогда не смотреть в сторону в поиске солнечного тепла; а кто уже процветает, тот должен жертвовать не только ради собственного дохода, но и признать свой долг перед Богом за Его благословение.

(2) Что благословение может сделать очень богатым и иногда делает богатыми благочестивых людей. Кто становится богатым за счет пожертвований других, тот думает, что легко сможет укрепить свое богатство с помощью накопительства; но как имеющие мало должны уповать на Бога, веря, что Он сделает их богатыми, так и имеющие много должны уповать на Бога, веря, что Он сделает их богаче и удвоит их имущество. В противном случае вы будете сеять много, а соберете мало (Агг 1:6).

(3) Последние дни благочестивого человека иногда оказываются его наилучшими днями, его последние дела — наилучшими делами, и его последние утешения наилучшими утешениями, ибо их путь, как путь утренней зари, сияет все больше, пока не достигнет зенита. О нечестивце Писание говорит: «...для человека того последнее хуже первого» (Лк 11:26); а о праведнике сказано: «Его конец мир», и иногда, чем ближе он, тем отчетливее виден. В вопросе внешнего процветания Богу порой угодно сделать последние дни благочестивого человека более утешительными, чем первые, и непонятным образом превзойти ожидания Своего страждущего народа, который думал, что не доживет до лучших дней, поэтому нам не следует отчаиваться, когда бедствия обрушиваются на нас со всех сторон. Мы не знаем, для каких хороших дней в конце жизни Бог хранит нас. Non, si male nunc, et olim sic erit У нас все еще может быть хорошо, хотя сейчас все плохо. Страдая, Иов желал быть как в прежние месяцы. таким же богатым, как раньше, и уже пал духом; но Бог часто оказывается для нас добрее, чем мы думаем и опасаемся; более того, Он превосходит наши желания, ибо имущество Иова было удвоено; численность его скота, овец и верблюдов, волов и ослиц удвоилось по сравнению с прежним (Иов 1:3). Этот случай послужил поразительным примером действия божественного Провидения, которое обращает внимание даже на незначительные детали (такие, как точное количество скота, принадлежащего одному человеку), а также примером гармонии провидения, раз одно событие ссылается на другое, ибо ведомы Богу от вечности все дела Его. Нет сомнений в том, что остальное имущество Иова было умножено пропорционально количеству скота: земли, деньги, слуги и т.д. И если раньше он был величайшим из всех мужей Востока, то каким же стал теперь?

IV. У него вновь появилась семья, и он получал большое утешение от своих детей (ст. 13−15). Последняя беда, которая обрушилась на Иова и записана в Писании (гл. 1), причинила ему больше всего страданий: это была внезапная смерть всех его детей. Друзья обвиняли его в этом (Иов 8:4), но Бог со временем заделал и эту брешь с помощью прежней жены Иова или, если она умерла, с помощью другой.

1. Количество детей было то же, что прежде: семь сыновей и три дочери. Некоторые считают, что их численность не была удвоена, как численность скота, потому что после смерти они не пропали, а отправились раньше в лучший мир; поэтому если он имел такое же количество детей, то в общем их количество можно считать удвоенным, ибо он имел две череды детей два войска (если можно так сказать) одну на небе и другую на земле, и был богат обеими.

2. Записаны имена его дочерей (ст. 14), потому что их значения, похоже, должны были сохранить память о великой милости Бога, проявленной к нему, когда Он поразительным образом изменил его жизнь. Иов назвал первую Емима день (откуда, возможно, произошло имя Диана) в честь сияния его процветания после мрачной ночи страданий. Следующую Кассия приятно пахнущая пряность, потому что (по словам епископа Патрика) Бог исцелил его отвратительно смердящие язвы. Третью дочь он назвал Керенгаппух изобилие восстановлено или рог красок, потому что (говорит он) Бог отер слезы, искажавшие его лицо (Иов 16:16). В адрес его дочерей сказано, (1) что Бог наградил их исключительной красотой: не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова (ст. 15). В Ветхом Завете мы часто читаем о женщинах, славившихся своей красотой, таких как Сара, Ребекка и многие другие; а в Новом Завете на красоту женщин не обращается никакого внимания; ничего не говорится даже о деве Марии, так как Евангелие проливает намного больше света на красоту святости.

(2) Что отец обеспечил их богатым приданым (Бог дал ему такую возможность): дал им отец их наследство между братьями их; он отпустил их с большим приданым, а не с маленьким, как делает большинство. Возможно, оказав им такое необычайное благоволение, Иов взирал на их некие необычайные заслуги. Возможно, они превзошли своих братьев в мудрости и благочестии, и поэтому, дабы они оставались опорой и благословением для своей семьи, он сделал их сонаследницами своих братьев.

V. Он жил долго. Нам не говорится, в каком возрасте беды обрушились на него, но сказано, что он жил 140 лет, из чего следует, что ему было 70 лет, когда это случилось; и этот возраст был удвоен, как и другое имущество.

1. На протяжении оставшейся жизни он получал много утешений, ибо видел процветание своего потомства до четвертого рода (ст. 16). Хотя число детей не было удвоено (а они являются венцом старости), но на самом деле их было даже больше. Бог положил другое семя Адаму вместо того, кто был убит (Быт 4:25), такая же привилегия была оказана Иову. У Бога есть способы, чтобы возместить потери и уравновесить скорби тех, кто остался без детей, как Иов после того, как похоронил всех своих детей.

2. Он жил, пока не насытился, и умер насыщенный днями, удовлетворенный жизнью в этом мире и желающий покинуть его, но не с раздражением, как в дни страданий, а с благочестивыми мыслями так, как Елифаз ободрял его надеяться: «Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время».

Стихи 31−35. главы 39 русского перевода Библии под редакцией Ч.И. Скоуфилда соответствуют стихам 15 главы 40 английского перевода (ЮУ), поэтому их толкование приводится в данной главе.

Стихи 20−27. главы 40 в русском переводе Библии под редакцией Ч.И. Скоуфилда соответствуют стихам 18 главы 41 в английском переводе Библии (ЮУ), поэтому их толкование приводится в данной главе.

толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 42 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.