Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Этот псалом больше располагает к поклонению, чем к толкованию. Это самый прекрасный хвалебный псалом, предназначенный для общего использования. В нем псалмопевец (I) побуждает себя и свою душу прославить Бога (ст. 1−2) за Его благоволение к нему (ст. 3−5), к Церкви и ко всем благочестивым людям, к которым Он был и будет справедливым, добрым и неизменным (ст. 6−18), а также за Его управление миром (ст. 19). Он хочет, чтобы в прославлении ему помогали святые ангелы и все дела Божьи (ст. 20−22). Воспевая этот псалом, мы должны особым образом наполнить наши сердца благодарностью Богу за милость и любовь.

Псалом Давида.

Стихи 1−5. В этих стихах Давид беседует со своим сердцем; и человек, который подобным образом разговаривает с собой и побуждает свою душу стремиться к добру, не является глупцом. Обратите внимание:

I. Как он побуждает себя исполнить свой долг и прославить Бога (ст. 1−2).

1. Мы должны благословлять именно Бога и хорошо говорить о Нем, так как Он — источник всех благ, кто бы ни был каналом или емкостью. Свою хвалу мы должны сконцентрировать на Его имени, Его святом имени, славя память святыни Его.

2. В благословении Бога должна принимать участие душа и вся внутренность наша. Мы ничего не совершаем своими религиозными представлениями, если в них не участвует сердце, если все, что внутри нас, более того, вся внутренность наша не участвует в этом. Этот труд требует участия внутреннего человека, всего человека — только тогда он будет принят.

3. Чтобы прославить Бога в ответ, мы должны с благодарностью вспоминать о полученных от Него милостях: «…не забывай всех благодеяний Его». Если мы не благодарим, то забываем о них, а это несправедливо и невежливо, так как все Божьи милости заслуживают, чтобы мы помнили о них. «О душа моя! Постыдись, как ты могла забыть о многих Его милостях; но, безусловно, ты не могла забыть обо всех и не должна забыть ни одного».

II. Как он обеспечивает себя многочисленными темами для хвалы; это производит большое впечатление: «Приди, душа моя, задумайся о том, что Бог сделал для Тебя».

1. «Он простил твои грехи (ст. 3); Он простил и прощает все беззакония твои». Это упоминается в первую очередь, так как благодаря прощению греха убирается то, что удерживало от нас блага, и мы восстанавливаемся в правах на благоволение Бога, дарующее нам блага. Задумайтесь о том, что провоцирует Бога, — это беззаконие, но оно прощено; как бы много ни было преступлений, но они все прощены. Он прощает все беззакония твои. Это действие продолжается; Он продолжает прощать, так как мы продолжаем грешить и каяться.

2. «Он исцеляет все недуги твои». Порочность нашей природы является болезнью души: она вводит ее в смятение и пугает смертью. Это излечивается освящением; когда грех умерщвлен, тогда болезнь излечивается, какой бы тяжелой она ни была. Наша вина заслуживала смерти, но Бог, прощая ее, спасает нашу жизнь. Наша болезнь была смертельной, но Бог, исцеляя, спасает нашу жизнь. Эти истины идут рука об руку; Бог, совершая эту работу, делает ее совершенно, а не наполовину; если Бог прощающей милостью убирает вину за грех, то тем самым обновляющей благодатью лишает грех силы. Там, где Христос стал праведностью для души, Он стал и освящением (1Кор 1:30).

3. «Он избавил тебя от опасности». Опасность для человеческой жизни могут представлять не только его беззакония и болезни, но и сила его врагов. Поэтому и в этом плане мы также испытываем божественную милость: «Он избавляет от могилы жизнь твою (ст. 4), от губителя, от гибели (англ. пер.KJV), от ада (халдейский перевод), от второй смерти». Дорога цена искупления души их. Мы не можем постичь ее и поэтому оказываемся в еще большем долгу перед божественной благодатью, совершившей его, и Тем, кто приобрел вечное искупление для нас (см. Иов 33:24,28).

4. «Он не только спас тебя от смерти и гибели, но и сделал воистину абсолютно счастливой, облек в почести, даровал наслаждение и долгую жизнь».

(1) «Он даровал тебе истинную честь, великую честь, которая не менее значительна, чем венец». Он венчает тебя милостью и щедротами; и какая большая честь может быть оказана бедной душе, чем любовь и благоволение Бога? Честь сия — всем святым Его. Что еще может быть венцом славы, как не Божье благоволение?

(2) «Он дает тебе истинное наслаждение и насыщает благами желание твое» (ст. 5); только благоволение и благодать Божья могут дать удовлетворение душе, дать соответствующие возможности, восполнить нужды и ответить на ее желания. Лишь божественная мудрость может взять на себя обязанность и наполнить их сокровищницы (Притч 8:21). Все остальное пресытит, но не насытит (Еккл 6:7; Ис 55:2).

(3) «Он даровал тебе видение и залог долгой жизни. Обновляется, подобно орлу, юность твоя». Орел живет долго, и, как говорят натуралисты, когда ему исполняется 100 лет, он сбрасывает старые перья (безусловно, каждый год он их меняет во время линьки) и на их месте вырастают новые, и таким образом он вновь становится молодым. Когда Бог благодатью и утешениями Своего Духа исцеляет Свой народ от угасания и наполняет новой жизнью и радостью, которые являются для него залогом вечной жизни и радости, тогда можно сказать, что он возвращается к дням юности своей (Иов 33:25).

Стихи 6−18. До сих пор псалмопевец лишь оглядывался назад, обращаясь к собственному опыту и черпая темы для хвалы, а в этих стихах он осматривается вокруг и отмечает Его благоволение также к другим, ибо и за них мы должны радоваться и благодарить Бога, так как все святые питаются от общего стола и разделяют одни и те же благословения.

I. Воистину Бог благ ко всем (ст. 6): «Господь творит правду и суд не только для Своего народа, но и всем обиженным, ибо даже в Своих общих провидениях Он является Покровителем попранной невиновности и тем или иным способом вступится за обиженных против их притеснителей. Его честь — смирить гордых и помочь беспомощным.

II. Он особым образом благ к Израилю, к каждому израильтянину, который чист и прав сердцем.

1. Он явил нам Себя и Свою благодать (ст. 7), показал пути Свои Моисею, а через него сынам Израилевым — дела Свои, но не только Своим жезлом тем, кто жил в то время, но и с помощью Своих писаний последующим поколениям. Обратите внимание: божественное откровение является одним из первых и величайших божественных благоволений, которыми была благословлена Церковь, так как Бог приводит нас в порядок, являя Себя, и дарует нам всяческие блага, давая знание. Он показал пути Свои и дела Свои (т.е. Свою природу и способы, с помощью которых Он обращается с сынами человеческими), чтобы они могли представить Его себе и знали, чего ожидать от Него (как толкует д-р Хаммонд). Или же благодаря Его путям мы можем познать Его принципы, пути, которыми должны ходить, а благодаря Его делам, или замыслам (что подчеркивает значение этого слова), — Его обетования и цели относительно нас. Именно так Бог обращается с нами.

2. Он никогда не был безжалостным и жестоким к нам, а всегда исполнен сострадания и нежности, готовый простить.

(1) Такова Его природа (ст. 8): «Щедр и милостив Господь; таким Он явил себя Моисею на горе Хорив, когда провозгласил Свое имя (Исх 34:6−7) в ответ на просьбу Моисея (Исх 33:13): «…молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя». «Мой путь, — отвечает Бог, — прощать грех».

[1] Он не скор на гнев (ст. 8). Он долготерпелив; Он не отмечает критически то, что мы делаем неправильно, и не использует каждый повод, чтобы наказать. Он долго терпит раздражающих Его и откладывает их наказание, давая время покаяться; Он не скоро исполняет приговор, вынесенный законом. Раз Он многомилостив, то и долготерпелив; Он — Отец милосердия.

[2] Он не долго гневается, ибо не до конца гневается (ст. 9), несмотря на то, что мы часто обижаем Его и заслуживаем наказания. Хотя Бог выражает Свое недовольство нами упреками провидения и обличениями нашей совести, что приводит к скорби, но в то же время у Него есть сострадание и Он не всегда будет окружать нас болью и ужасом за грехи, а после духа рабства пошлет дух усыновления. Как непохожи на Бога те, кто постоянно гневается, использует всякую возможность разозлиться и не знает, когда прекращать гневаться! Что бы было, если бы Бог так же обращался с нами? Он не вовек негодует против Своего народа, а вскоре соберет его вечною милостью (Ис 54:8; 57:16).

(2) Мы увидели, что Он таков, и со своей стороны должны признать, что Он не по беззакониям нашим сотворил нам (ст. 10). Писание много говорит о милости Божьей, и под этой истиной мы все можем поставить печать и подтвердить, что удостоверились в этом. Если бы Он не был Богом терпимости, то мы давно уже были бы в аду, но Он не по грехам нашим воздал нам; так скажут все, кто знает, чего заслуживает грех. Он не налагает на нас наказания, которого мы заслуживаем, не лишает утешений, которыми мы пресытились, побуждающими нас думать о грехе хуже, а не лучше, так как благость (терпимость, англ. пер. KJV) Божия ведет нас к покаянию (Рим 2:4).

3. Он простил наши грехи, не только мои беззакония (ст. 3), но и наши беззакония (ст. 12). Если благодаря прощающей милости Бога мы имеем утешение, то это наша личная привилегия; в то же время мы должны воздавать Ему славу за привилегии, которыми, благодаря ей, пользуются другие. Отметьте:

(1) необыкновенные богатства Божьей милости (ст. 11). Как высоко небо над землею (так высоко, что оттуда на всем его огромном протяжении земля кажется точкой), так милость Божья превыше заслуг тех, кто боится Его больше всего, она настолько выше, что невозможно найти соотношение; даже самые великие примеры исполнения долга не могут требовать доказательств Божьего благоволения в качестве обязанности, и поэтому все семя Иакова присоединится к голосу псалмопевца, признавая себя недостойными всех милостей Божьих (Быт 32:10). Обратите внимание, что велика милость Господа к боящимся Его, а не к тем, кто относится к Нему несерьезно. Мы должны бояться Господа и Его милости.

(2) Полноту Его прощения и доказательства богатства Его милости (ст. 12). Как далеко восток от запада (огромное расстояние, занимаемое двумя четвертями мира, благодаря тому, что населено и изучено, может быть измерено географами), так же далеко удалил Он от нас беззакония наши, и теперь они никогда не будут нам предъявлены и не встанут на суде против нас. Ни Бог, ни сами верующие не будут вспоминать эти грехи; их будут искать, но не найдут. Если мы окончательно отречемся от них, то Бог окончательно простит их.

4. Он сочувствует нашим скорбям (ст. 13−14). Обратите внимание:

(1) кому Он сочувствует — боящимся Его, то есть всем хорошим людям, которые в этом мире могут стать объектом сострадания из-за скорбей, для которых они не только рождаются, но и рождаются свыше. Или эти слова можно отнести на счет тех, кто еще не принял духа усыновления и трепещет пред словом Его. Таких Он милует (Иер 31:18,20).

(2) Как Он милует их — как отец милует сынов и благотворит им, как только появляется возможность. Бог является Отцом боящихся Его и относится к ним, как к Своим детям; Он нежен с ними, как отец. Отец жалеет детей, не имеющих достаточно знаний, и наставляет их. Он жалеет их, когда им плохо, и терпелив к ним; жалеет, когда они болеют, и утешает их (Ис 66:13); жалеет, когда они падают, и помогает встать; жалеет, когда они соблазняются, и, видя их смирение, прощает их; жалеет, когда их обижают, и возмещает их убытки. Именно так милует Господь боящихся Его.

(3) Почему Он жалеет — ибо Он знает состав наш. Он имеет основание знать наш состав, так как образовал нас, и, сотворив человека из праха, Он помнит, что мы — персть не только по своему составу, но и по приговору: «Ты — прах». Он задумывается о тленности человеческих тел и о безрассудстве наших душ — о том, как мало мы можем сделать, и не ожидает большего, как мало мы можем вынести, и соответственно мало налагает на нас. Во всем этом проявляется нежность Его милости.

5. Он увековечил Свой завет милости и тем самым позаботился об облегчении для нашей тленности (ст. 15−18). Здесь обратите внимание на то, (1) как кратка человеческая жизнь и как сомнительна ее продолжительность. Таковой является жизнь даже самых великих и лучших мужей, и ни их величие, ни их благочестие не могут изменить их особенность: дни человека — как трава, которая растет из земли, но лишь немного вырастает, высыхает и вновь возвращается в нее (см. Ис 40:6−7). Человек в своем наилучшем положении кажется значительнее травы; он процветает и выглядит беспечным, но в то же время является цветом полевым, который, хотя немного и отличается от травы, но все-таки высохнет вместе с ней. Садовые цветы чаще всего выбираются из многих и больше ценятся, и хотя по своей природе они тоже высыхают, но их жизнь, благодаря заботам садовника и укрытию в саду, длится дольше. А полевой цветок, с которым здесь сравнивается жизнь, не только высыхает сам по себе, но и подвержен холодным ветрам; он не защищен ни от пасти полевых зверей, ни от вытаптывания. Жизнь человека не только истощается сама по себе, но этот период может быть подвержен тысяче несчастных случаев. Когда распустившийся цветок находится в своей красоте, то невидимый сильный ветер, которого никто не ожидал, пройдет над ним, и нет его. Цветок виснет на стебле, листья опускаются, и он вновь возвращается в землю. И место его (которое им гордилось) уже не узнает его. Таков и человек. Бог знает об этом и жалеет человека, и пусть сам человек задумается об этом и смирится, пусть станет мертвым для этого мира и задумается о другом.

(2) Как продолжительна милость Бога к Своему народу (ст. 17−18): она будет жить дольше их жизни и переживет их нынешнее положение. Обратите внимание [1] на описание тех, кому принадлежит эта милость. Это те, которые боятся Бога и по своему принципу являются истинно религиозными людьми. Во-первых, они живут верой, так как хранят завет Бога. Они крепко держатся за этот завет и не упустят его. Они хранят его, как богатство, как свою часть, и ни за какие сокровища в мире не расстанутся с ним, так как это их жизнь. Во-вторых, их жизнь — жизнь послушания и они помнят заповеди Его, чтобы исполнять их; в противном случае они не сохранят завет с Богом. Привилегии Божьих обетований получит лишь тот, кто ответственно исполняет Его заповеди. Посмотрите, кто имеет хорошую память и разум верный (Пс 110:10), — кто исполняет заповеди Его; не только говорит о них, но и исполняет их и направляется ими.

[2] На долговременную милость, принадлежащую таким людям. Она будет длиться больше их жизни на земле, и поэтому им не нужно беспокоиться из-за кратковременности их жизни, так как смерть не будет ни ограничением, ни посягательством на их блаженство. Милость Божья лучше, чем жизнь, так как она переживет ее. Во-первых, по отношению к их вечным душам. По отношению к ним милость Господня от века и до века: от вечных ее постановлений — до вечных ее последствий, от их избрания до создания мира — до их прославления, когда этого мира уже не будет больше, так как они предназначены к наследству (Еф 1:11), ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни. Во-вторых, по отношению к их потомкам (Пс 102:18), которые будут хранимы до конца времен, и правда Его (правда Его обетования) на сынах сынов. Если они будут ходить путями благочестия своих предшественников и хранить завет Его, как и они, тогда милость для них будет сохранена до тысячи поколений.

Стихи 19−22. В этих стихах (I) изложена доктрина всемирного провидения (ст. 19). Бог хранит блаженство Своего избранного народа с помощью обетования и завета, а общий ход человечества и мира в общем — с помощью общего провидения. Бог имеет собственный престол — престол славы и руководства. Он издал все правила с помощью слова Своей силы и на небесах поставил престол Свой. Господь утвердил и укрепил его так, чтобы он не поколебался. Все средства Своего руководства Он определил и совершал управление в соответствии со Своей волей. Его престол на небесах, выше нас и вне пределов видимости, так как Он распростер над ним облако Свое (Иов 26:9). Но в то же время Сам Он может судить сквозь мрак (Иов 22:13) благодаря Своей небесной власти (Дан 4:23), а нас это побуждает задуматься об этом благодаря влиянию, которое даже видимые небеса оказывают на землю своими уставами неба (Иов 38:33; Быт 1:16). Но хотя престол Бога на небесах, там Он содержит Свой двор и туда же мы должны направлять свои обращения (Отче наш, сущий на небесах…), в то же время царство Его всем обладает. Господь знает обо всех обитателях земли, делах этого нижнего мира и распределяет все в соответствии со Своей волей для Своей славы (Дан 4:32) — царство Его всем обладает, владычествует над царями и царствами, и ничто не избегает Его юрисдикции.

II. Оттуда издан указ о повсеместном прославлении Бога, так как все находятся в Его власти и должны почитать Его.

1. Пусть Его прославят святые ангелы (ст. 20−21): «Благословите Господа, Ангелы Его»; и вновь: «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его». Давид побуждает себя и других прославить Бога, и в этих стихах, в завершение, он призывает к этому ангелов. Это не означает, что они нуждались в каких-либо побуждениях к прославлению Бога с нашей стороны, так как делают это постоянно; так псалмопевец выражает свои высокие мысли о Боге, как об объекте, достойном восхищения святых ангелов, побуждая себя и других к этому долгу. Он призывает задуматься о том, что это труд ангельский (тем самым он утешает себя, осознавая собственную слабость и несовершенство при исполнении этого долга), что есть мир святых ангелов, пребывающих в доме Божьем и прославляющих Его. Или кратко: блаженные ангелы являются прославленными посетителями благословенного Бога. Обратите внимание:

(1) как они в совершенстве соответствуют занимаемому положению. Они способны нести это служение, так как крепкие силою; они могущественны силой (дословно); они могут совершать великие дела и совершать свой труд не утомляясь. И они в той же степени желают и обладают возможностями совершать этот труд, повинуясь гласу слова Его. Они стоят, ожидая поручений и наставлений от своего великого Господа, и всегда видят лицо Отца Небесного (Мф 18:10), чтобы уловить легчайшие намеки Его разума. Они желают совершать этот труд: «Они исполняют слово Его (ст. 20); они исполняют волю Его (ст. 21); они не обсуждают Его божественные повеления, а с готовностью отправляются исполнять их». Они не откладывают исполнение, а стремительны в своих действиях. Они исполняют слово Его, повинуясь гласу слова Его, или (как трактует это место д-р Хаммонд) — как только услышат глас слова Его. Послушание лучше жертвы, ибо ангелы повинуются, но не приносят жертвы.

(2) В чем заключается их служение. Они — Его ангелы и служители Его, так как Он сотворил их и сотворил для себя, так как Он дает им работу, хотя и не нуждается в них, так как Он их Владелец и Господь. Они принадлежат Ему и находятся в Его распоряжении. Все творения — Его слуги, но не в той степени, что ангелы, посещающие присутствие Его славы. Солдаты, моряки, все хорошие подданные служат своему царю, но не в той степени, что придворные, служители государства и члены семьи.

[1] Они время от времени служат Богу в этом нижнем мире, исполняют слово Его и Его поручения (Дан 9:21), сражаются в Его битвах (4Цар 6:17) и служат для блага Его народа (Евр 1:14).

[2] Они постоянно славят Его в вышнем мире; они начали вовремя делать это (Иов 38:7) и до сих пор несут это служение, от которого ни днем ни ночью не имеют покоя (Откр 4:8). Слава Богу, что Он имеет таких поклонников, но еще большая слава Ему, так как Он не нуждается в них и не имеет от них выгоды.

2. Пусть все дела Его славят Его (ст. 22) во всех местах владычества Его, так как они являются Его делами и подвластны Ему — были сотворены ради имени Его и славы. Все дела Его, то есть все сыны человеческие во всех уголках земли, давайте прославим Бога! Более того, все низшие творения, которые также являются делами Божьими, прославьте Его, насколько это в ваших силах, если не можете прославить Его фактически (Пс 144:10). Но все это не дает Давиду права не участвовать в прославлении, а скорее побуждает его воздавать славу Богу с большей радостью, чтобы быть частью этого хора, ибо он заканчивает псалом так же, как и начал: «Благослови, душа моя, Господа!» (ст. 1). Благословение Бога и восхваление Его должно быть альфой и омегой всех наших служений. Он начал псалом словами: «Благослови, душа моя, Господа!», а после того, как написал и воспел этот превосходный псалом, не сказал: «Теперь, душа моя, когда ты благословила Господа, сядь и успокойся». Нет, Давид говорит: «Благослови, душа моя, Господа еще и еще!» Даже когда мы очень много служим Господу, то должны еще больше побуждать себя к служению. Слава Божья — это тема, которая никогда не истощится, и поэтому мы не должны считать, что она совершена, пока не попадем на небеса, где вечно будем этим заниматься.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 102

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.