Мы должны воздавать славу Богу, не только исповедуя Его благость, но и собственную порочность, которые служат контрастом друг другу. Наша порочность делает благость Господа более прославленной, как и Его благость делает нашу порочность более отвратительной и позорной. Предыдущий псалом описывал милость Бога к Израилю, а этот излагает историю бунтов и провокаций израильского народа, хотя начинается и заканчивается словами «аллилуйя», так как даже скорбь из-за греха не должна мешать нашему восхвалению Бога. Из-за молитвы в конце псалма (ст. 47) некоторые считают, что он был написан во время вавилонского плена и дальнейшего рассеивания еврейского народа. Я думаю, что, скорее всего, он был написан Давидом в то же время, что и предыдущий псалом, так как первый и два последних стиха находим в псалме, который Давид передал Асафу при внесении ковчега в приготовленное для него место (1Пар 16:34−36): «Собери нас от народов», а также можно предположить, что во время Саула было большое расселение среди благочестивых израильтян, когда Давид был вынужден скитаться. В этих стихах нам представлено (I) предисловие к рассказу, прославляющее Бога (ст. 1−2) и несущее утешение святым (ст. 3), представлено желание верных людей обрести благоволение Бога (ст. 4−5).
(II) Пересказ грехов Израиля, которые усугублялись великими чудесами, совершенными Богом для них и которые в повествовании чередуются. Их провокации у Красного моря (ст. 6−12), их похоти (ст. 13−15), бунты (ст. 24−27), поклонение золотому тельцу (ст. 19−23), ропот (ст. 24−27), их объединение с Ваал-Фегором (ст. 28−31), недовольство Моисеем (ст. 32−33), смешение с народами Ханаана (ст. 34−39). К этому добавлен рассказ о том, как Бог наказывал их за грехи, в то же время спасая от гибели (ст. 40−46).
(III) Заключительная часть псалма с молитвой и прославлением (ст. 47−48). Этот псалом может быть полезен для нас, если, воспевая его, мы вспоминаем собственные грехи, грехи нашей страны, грехи наших отцов, при этом смиряясь перед Богом и не отчаиваясь получить Его милость, которую получал даже непокорный Израиль.
Стихи 1−5. Эти стихи учат нас:
I. Благословлять Бога (ст. 1−2): «Славьте Господа, то есть (1) благодарите Его за милость, проявленную к нам, и многие ее примеры». Он благ и вовек милость Его, поэтому давайте признаем, что мы Ему многим обязаны и в ответ посвятим Ему наши наилучшие чувства и служения.
(2) Воздайте славу Его величию, Его могуществу — доказательствам Его всемогущей силы, благодаря которой Он совершает великие дела, несмотря на оппозицию. Кто изречет все это? Кто достоин такого труда? Кто в состоянии сделать это? Их так много, что невозможно пересчитать, и они такие загадочные, что их нельзя описать. Когда мы говорим все, что в наших силах, чтобы возвеличить дела Господа, то упоминаем меньше половины. Можно было бы сказать еще больше, так как эта тема неистощима. Мы должны возвещать Его хвалу; мы можем продемонстрировать какую-то ее часть, но кто сможет возвестить все хвалы Его? Не одни только ангелы. Если мы не делаем все возможное, то это не может быть оправданием, а должно нас побудить делать все, что в наших силах.
II. Благословлять народ Божий, называть и считать его счастливым (ст. 3): «Блаженны хранящие суд, так как они достойны участвовать в прославлении Бога». Народом Божьим называется тот, кто имеет твердые принципы: «Они хранят суд (придерживаются принципов мудрости и религии, и их поступки совпадают с ними). Они творят правду и справедливы по отношению к Богу и человеку, благодаря чему тверды и постоянны. Они поступают так во всякое время, во всех жизненных ситуациях, при каждом повороте судьбы, в каждом случае, и поэтому постоянны до конца.
III. Благословлять себя в благоволении Бога, располагать в Нем свое блаженство и соответственно искать его с такой же серьезностью, как здесь псалмопевец (ст. 4,5).
1. Он взирает на милость Бога, как на источник всего блаженства: «Вспомни о мне, Господи; дай мне милость и благодать, в которых я так нуждаюсь, в благоволении к народу Твоему». В мире существует народ, который является особым народом Божьим, поэтому существует и особое благоволение, которое Бог имеет к Своему народу. Все благодатные души стремятся иметь его, и мы не должны желать ничего другого, чтобы быть счастливыми.
2. Он взирает на спасение Божье, великое спасение души — основание блаженства: «Посети меня спасением Твоим». «Даруй мне (говорит д-р Хаммонд) то прощение и ту благодать, в которых я нуждаюсь, и не могу получить ни от кого, кроме Тебя. Пусть это спасение будет моей частью вовек, а его залог — моим нынешним утешением».
3. Он взирает на блаженство праведных, как на сосредоточие всех благ (ст. 5): «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих и быть таким же счастливым, как святые, а счастливее я не хочу быть». Народ Божий здесь назван Его избранным, Его народом, Его наследием, так как Он отделил его для себя и утвердил среди них Свое правление. Они Ему служат, и в них Он прославляется. Избранный народ Божий имеет блага, которые особенны для них; это является и поводом для их веселья, и темой для прославления, наслаждением и хвалой. Народ Божий имеет основания быть веселым и хвалиться своим Богом на протяжении всего дня, и тот, кто имеет это веселье и эту славу, не должен завидовать наслаждениям или гордости сынов человеческих. Веселья народа Божьего и славы Его наследия вполне достаточно, чтобы удовлетворить любого человека, так как в конце они будут иметь вечную радость и славу.
Стихи 6−12. Здесь начинается покаянное исповедание греха, которое было особо своевременным, когда Церковь оказалась в беде, ибо мы должны оправдывать Бога во всем, что случается с нами, признавая Его правоту и собственную порочность. А воспоминания о прежних грехах, из-за которых Бог все-таки не изгнал Свой народ, являются ободрением для нас и вселяют надежду, что мы не будем изгнаны навсегда, хотя нас справедливо наказали за грехи.
I. В этих стихах страдающий народ Божий признает себя виновным перед Богом (ст. 6): «Согрешили мы с отцами нашими, то есть как наши отцы, подобным образом. Мы внесли свой вклад к древу наследственной вины и наполнили чашу отцовского беззакония — усилили еще ярость гнева Господня на Израиля» (Чис 32:14; Мф 23:32). И обратите внимание, как, покаявшись, они возлагают вину на себя: «Мы совершили беззаконие, которое греховно по своей природе, и соделали неправду. Мы согрешили дерзко, с высоко поднятой рукой». Или же это является исповеданием не только их подражания, но и проявленного интереса к грехам отцов: «Согрешили мы с отцами нашими, ибо мы находились в их чреслах и несем наказание за беззакония их (несем беззакония их, англ. пер. KJV)» Плач 5:7.
II. Впервые сформировавшись в народ, они оплакивали грехи своих отцов и скорбели о них, так как часто дети расплачиваются за беззакония родителей до третьего и четвертого поколения. Даже сейчас, на примере истории непокорства Израиля, мы должны оплакивать порочность и испорченность человеческой природы и ее неспособность улучшиться благодаря самым лучшим средствам. Здесь обратите внимание:
1. На поразительную глупость Израиля, которому было даровано Божье благоволение (ст. 7): «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих». Они увидели их, но не оценили правильно и не осознали их значение и цель. Блаженны невидевшие, но уразумевшие. Они считали, что казни египетские предназначались для их избавления, в то время как они также совершались для их наставления и обличения. Их цель — не только вывести народ из египетского рабства, но и исцелить от склонности к египетскому идолопоклонству, являя повсеместную силу и владычество Бога, который превыше всех богов и особым образом заботится о Своем народе. Мы теряем блага провидений из-за недостаточного их понимания. А так как понимание этих событий было ущербным, так и воспоминания о них были изменническими. Можно было бы подумать, что подобные поразительные явления никогда не будут забыты, но они не помнили их или, по крайней мере, не помнили множества милостей Твоих, проявленных в них. Они потеряли доверие Богу, так как не помнили Его милостей.
2. Их испорченность, являющаяся итогом их глупости: «Они возмутились у моря, у Чермного моря». Они возмутились, отчаявшись спастись (так как опасность была велика) и сожалея, что покинули Египет (Исх 14:11−12). Спор с провидением Божьим и сомнения в Его силе, милости и верности являются такими же великими провокациями для Бога, как и всякие другие. Место совершения отягощало вину. Это произошло у моря, у моря Чермного, когда они только что вышли из Египта, и чудеса, совершенные Богом для них, были свежи в их памяти. Но они были недовольны Им, словно Его сила не имела в себе милости и Он вывел их из Египта, чтобы погубить их в пустыне. Милость Божья никогда не проявлялась так стремительно, как во время их перехода через Красное море, в то же время они оскорбляли ее и провоцировали гнев Господа.
3. Великое спасение, которое Бог совершил для них, несмотря на их провокации (ст. 8−11).
(1) Он проложил для них путь через море: «Грозно рек Он морю Чермному за то, что оно стало на их пути и задержало их шествие — и оно иссохло, как и при сотворении, когда воды побежали от прещения Твоего» (Пс 103:7). Более того, Он не только приготовил им путь, но и с помощью столпа облачного и огненного ввел их в море и благодаря поведению Моисея провел их через него, как по суше. Он ободрил их сделать эти шаги и подчинил их страх, который в то время был самым опасным и угрожающим врагом (см. Ис 63:12−14).
(2) Он встал между ними и их преследователями, не дав истребить Свой народ, как того желали враги. Израильтяне шли пешком, а египтяне были на лошадях и колесницах, с помощью которых они очень скоро догнали их, но Бог спас их от руки ненавидящего, то есть фараона, который никогда не любил их, а сейчас возненавидел из-за казней, причиной которых они явились. Бог избавил их от руки врага, который уже почти схватил их, и искупил (ст. 10), встав, подобно огненному столпу, между преследователями и преследуемыми.
(3) Чтобы дополнить милость и превратить избавление в победу, Красное море, ставшее дорогой для израильтян, превратилось в могилу для египтян (ст. 11): «Воды покрыли врагов их, то есть убили, но при этом не скрыли их позор, так как во время следующего прилива море выкинуло их мертвые тела на берег» (Исх 14:30). Ни одного из них не осталось в живых, чтобы рассказать о том, что произошло с остальными. Так почему Бог все это совершил для них? Более того, почему Он не покрыл их водой за их неверие и ропот, как сделал это с их врагами? Господь говорит нам (ст. 8), что Он спас их ради имени Своего. Хотя они не заслужили Его благоволения, но Он так задумал, и их недостойное поведение не изменило Его планов, не разрушило Его средства и не заставило отменить Свое обетование и не исполнить его. Он все это делал для Своей славы, дабы показать могущество Свое не только в разделении моря, но и в совершении Своих планов, несмотря на провокации. Моисей молится (Чис 14:17,19): «Да возвеличится сила Господня и простится грех народу сему». Силой Бога благодати, проявляющейся в прощении греха и жалости к грешникам, нужно восхищаться так же, как и силе Бога природы, разделившего воды.
4. Эти события положительно повлияли на израильский народ (ст. 12): «И поверили они словам Его, и признали, что с ними был Бог истины, что Он милостив к ним, вывел их из Египта, но не для того, чтобы убить в пустыне. Тогда убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею (Исх 14:31), и воспели хвалу Ему». В той песне Моисей описал это великое событие (Исх 15:1). Обратите внимание, каким милостивым и великодушным образом Бог иногда заглушает неверие Своего народа и превращает их слезы в хвалу. Поэтому и написано: «Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию» (Ис 29:24).
Стихи 13−33. Эти стихи являются кратким изложением истории Израиля в пустыне, когда народ возмущался Богом, вызывая этим Его гнев. Этот же сокращенный текст пересказывается апостолом в адрес нас, христиан (1Кор 10:5 и т.д.), так как все это было описано в наставление нам, чтобы мы не грешили и не страдали от своих грехов, как они.
I. Причиной их греха было пренебрежение делами и словом Божьим (ст. 13).
1. Они не обращали внимания на то, что Он сделал для них, скоро забыли дела Его и потеряли прежние впечатления. Тот, кто не улучшается благодаря проявленной к нему милости Божьей, и не прилагает каких-либо усилий, чтобы отплатить за данные им блага, несомненно, скоро забывает о них. Израильтяне вскоре забыли о них (Бог обратил на это внимание, Исх 32:8) и скоро уклонились. Они поторопились и забыли Его дела (написано на полях), что некоторые воспринимают как два отдельных греха. Они не дождались; их ожидания предвосхищали Божьи обетования; они рассчитывали очень быстро прийти в Ханаан, но так как их ожидания не сбылись, то израильтяне засомневались, смогут ли они вообще войти туда, и были недовольны трудностями, с которыми им пришлось столкнуться. Поэтому пусть верующий в него не торопится («верующий в него не постыдится» рус. пер.) К тому же они скоро забыли дела Его, которые были неоспоримым доказательством Его мудрости, силы и милости, и отказались от окончательного результата с такой уверенностью, словно никогда не видели предпосылок доказанными. Это же упоминается вновь (ст. 21−22): «Они забыли Бога, Спасителя своего, то есть забыли, что Он был их Спасителем». Тот, кто забывает дела Божьи, забывает самого Бога, который через них явил себя. Израильтяне забыли, что Он сделал несколько дней тому назад, на протяжении которых, как мы предполагаем, они не могли не говорить об этом. Но, несмотря на то что они не воспользовались правильно ими и забыли то, что Бог совершил для них в Египте, земле Хамовой и у Чермного моря, мы по прошествии стольких лет не должны забывать. Эти дела названы великими (так как великий Бог никогда не делает ничего незначительного, а все Его дела особым образом велики), дивными (то есть выделяющимися из общего хода провидения и поэтому заслуживающими особого внимания и запоминания), страшными (то есть вызывающими благоговение у израильтян и ужас у их врагов); и в то же время они вскоре были забыты. Даже чудеса, свидетелями которых они стали, забылись, как сказка рассказанная.
2. Они не обращали внимания на то, что Бог говорил им, и не верили Его словам; они не дождались Его изволения и не прислушивались к Его слову, хотя имели Моисея, который для них был устами Божьими. Они принимали решения, не посоветовавшись с ним, и выставляли требования, не призвав его. Израильтяне хотели сразу же оказаться в Ханаане и не желали дожидаться Божьего времени. Задержка для них была невыносима, и они считали трудности непреодолимыми. Это поясняет ст. 24: «Они не верили слову Его, Его обещанию, что станут хозяевами Ханаана, и (ст. 25) не слушались гласа Господня; они не дождались Его воли, высказанной не только через Моисея и Аарона, но и через Халева и Иисуса Навина» (Чис 14:6−7 и далее). Тот, кто не ожидает воли Божьей, будет справедливо предан похотям собственного сердца и жить по собственной воле.
II. Здесь перечислены многие их грехи вместе с признаками Божьего недовольства, которым они подверглись за свои грехи.
1. Они захотели мяса, но не верили, что Бог может дать им его (ст. 14): «Они увлеклись похотением в пустыне, где имели хлеба больше, чем нужно, но в то же время ничего, кроме мяса, их не устраивало». Теперь они полностью зависели от Бога, и их существование поддерживалось одними чудесами, поэтому они должны были размышлять о мудрости и милости своего Творца. По всей видимости, от Ханаана их разделял лишь один шаг, но не хватило терпения обойтись без лакомств, пока они не войдут туда. У них были собственные стада и отары, но они не собирались убивать свой скот. Бог должен был дать им мясо так же, как Он дал им хлеб, в противном случае они отказывались довериться Ему и говорить о Нем добрые слова. Они не только желали мяса, но жаждали его чрезмерно (англ. пер.) А когда даже законное желание становится неумеренным и необузданным, то оно становится греховным, и поэтому такое состояние называется похотливостью на злое (1Кор 10:6). Хотя перепела, как дар Божий, были благом, и о них так и говорится в Псалме 104:40, но не в данном случае: «Они искусили Бога в необитаемой, где познали Его благость и силу, и сомневались, сможет ли Он удовлетворить это их желание» (см. Пс 77:19,20). Как же Бог показал Свое недовольство ими за подобное поведение? Об этом мы читаем (ст. 15): «Он исполнил прошение их, но дал им просимое во гневе, с проклятием, ибо послал язву на души их». Господь наполнил их разум беспокойством, а совесть — ужасом и самообличением, что привело к телесной болезни и пресыщению, что часто испытывают пьяницы после пьянки. Или же здесь подразумевается великая казнь, которой Господь поразил их, пока мясо еще было в зубах их (Чис 11:33). Это было истощение. Отметьте:
(1) то, что просится под воздействием страсти, часто дается во гневе.
(2) Многие, кто изысканно питается каждый день и чьи тела здоровы и упитанны, в то же самое время одолеваемы душевным истощением, безразличием к Богу и неблагодарностью. Таковые не жаждут хлеба жизни, и от этого душа истощается. Тот, кто питает свое тело и морит голодом душу, ужасно забывает о самом себе. Бог с любовью дает блага в этой жизни в том случае, когда вместе с ними дает благодать, чтобы, пользуясь ими, прославлять Его, ибо лишь в таком случае душа наслаждается туком (Ис 55:2).
2. Они враждовали с лидерами, которых Бог поставил над ними в Церкви и в государстве (ст. 16): «Позавидовали в стане Моисею», его власти, как генералиссимуса армии Израиля и главного судьи во всех судах; они позавидовали Аарону, святому Господню, его силе, так как он был посвящен служению первосвященника. Корей возжелал облечься в одежды первосвященника, в то время как Дафан и Авирон, как князья колена Рувима, младшего сына Иакова, пожелали стать главными гражданскими властями благодаря их горячо любимому праву первородства. Обратите внимание: завидуя тем, кого Бог облек почестями, и желая незаконно захватить должность, для которой они не предназначены, люди готовят себе погибель. И, безусловно, тот, кто презирает кого-либо из святых Божьих, сам навлечет на себя презрение. Как же Бог проявил Свое недовольство подобным поведением? Псалом рассказывает нам об этом, и этого рассказа достаточно, чтобы заставить нас трепетать (ст. 17−18). Эти события также пересказываются в Книге Числа 16:32,35.
(1) Те, кто искушал гражданскую власть, был наказан землей, которая разверзлась и поглотила их, как недостойных ходить по Божьей земле, так как они не подчинялись Божьему правлению.
(2) Тот, кто желал незаконно захватить церковную власть, которая была в руках Бога, пострадал от мести небесной, так как вышел огонь от Господа и пожрал, а притворные жертвы послужили жертвами для божественной справедливости. Пламень попалил нечестивых, так как они соперничали с Аароном, святым Божиим, из-за святости (Чис 16:3,5), тем не менее Бог счел их нечестивыми и заслуживающими гибели, как и в должное время Он погубит человека греха — нечестивца, несмотря на его гордое притязание на святость.
3. Они сделали золотого тельца и поклонялись ему; это происходило на горе Хорив, где им был вручен закон и Бог четко сказал: «Не делай себе никакого изображения и не поклоняйся им». Они сделали и то, и другое: сделали тельца у Хорива и поклонились истукану (ст. 19).
(1) Таким образом они бросили вызов и публично оскорбили два света, которые Бог сотворил для управления нравственным миром:
[1] человеческий разум, ибо они променяли славу свою, своего Бога, по крайней мере, Его олицетворение, которое всегда сопровождалось облаком (то ли темным, то ли ярким), а не видимым подобием чего-либо, на изображение Аписа, одного из египетских идолов, на вола, ядущего траву. Ничто не могло быть более вульгарным и позорным абсурдом (ст. 20). Идолопоклонники абсолютно одурманены и чрезвычайно умаляют Бога, представляя Его в виде твари, а также себя, поклоняясь тому, что сами сделали. Святой Павел поясняет, каким образом они променяли славу свою (Рим 1:23): они славу нетленного Бога изменили в образ.
[2] Божественное откровение, которое было предоставлено им не только в словах Бога, обращенных к ним, но и в Его делах, совершенных для них, — делах дивных, которые громко заявили о том, что Господь Иегова является единственным истинным и живым Богом и лишь Ему одному нужно поклоняться (ст. 21−22).
(2) Бог проявил недовольство, заявив Своим постановлением, что отказывается от этого народа за то, что они, насколько это было в их силах, действительно отказались от Него, как от своего Бога. Он хотел истребить их (ст. 23), и, несомненно, так и поступил бы, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине (ст. 23), если бы он своевременно не вмешался и не повел себя как защитник, когда Бог собрался истребить или уничтожить их, и чудесным образом не смог бы предотвратить Его гнев. Обратите внимание на милость Бога и на то, как легко отступает Его гнев, направленный на провоцирующий Его народ. Отметьте силу молитвы и влияние на небеса, которое имеют избранные Божьи. Обратите внимание на прообраз Христа, Божьего избранного, к которому благоволит душа Его. Христос стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его от недовольного мира — цель, ради которой Он вечно живет и ходатайствует.
4. Они поверили докладу негодных разведчиков о земле Ханаанской, который противоречил Божьему обетованию (ст. 24): «Презрели они землю желанную». Ханаан был желанной землей (Втор 8:7). Они недооценили ее, подумав, что ради нее не стоит рисковать даже под водительством Бога, и поэтому решили выбрать начальника и возвратиться в Египет. Они не верили слову Его, которое касалось земли обетованной, а роптали в шатрах своих, обвиняя Бога в том, что Он привел их сюда, где они могут стать добычей местных жителей (Чис 14:2−3). А когда им напомнили о Божьей силе и обетовании, то они были так далеки, чтобы послушаться гласа Господня, что попытались побить камнями тех, кто обращался к ним (Чис 14:10). Небесный Ханаан — земля желанная. Оставленное нам обетование гласит, что мы войдем в нее, но многие пренебрегают ею и отказываются принять это предложение, предпочитая ей богатство и удовольствия этого мира и не желая страдать и рисковать в этой жизни, чтобы получить ее. Это также вызвало недовольство Бога, и поднял Он руку Свою на них, угрожая им низложить их в пустыне. Более того, Он поклялся во гневе, что они не войдут в Его покой (Пс 94:11; Чис 14:28). Он угрожал, что их дети будут низложены и рассеяны по всей земле (ст. 26,27), что весь народ будет разогнан и лишен наследства. Но Моисей своей молитвой о милости для их потомства уговорил Его, чтобы они смогли войти в Ханаан. Отметьте: тот, кто пренебрегает Божьим благоволением и, в частности, землей желанной, лишится Его благоволения и не войдет в землю желанную.
5. Они были виновны в страшном грехе, касающемся Фегора, и это был грех нового поколения, когда от Ханаана их отделял лишь один шаг (ст. 28): «Они прилепились к Ваал-Фегору и тем самым оказались вовлеченными в идолопоклонство и прелюбодеяние — телесное и духовное» (Чис 25:1−3). Участвующие в этом, которые часто были сопричастниками алтаря живого Бога, теперь ели жертвы бездушным, принесенные идолам Моава (которые были мертвыми образами, или же мертвыми людьми, канонизированными и обожествленными) или дьявольским божествам от имени их мертвых друзей. Так они раздражали Бога делами своими (ст. 29), презирая Его самого, Его постановления, заповеди и угрозы. Беззаконие Фегора был так велико, что много лет спустя было сказано, что от него они не очистились (Нав 22:17). Бог подтвердил Свое недовольство, (1) послав на них язву, которая в течение короткого времени смела 24 105 дерзких грешников.
(2) Побудив Финееса использовать свою власть, как начальствующего, для подавления греха и проверки его пагубного влияния. Он восстал, ревнуя о Господе сил, и произвел суд над Зимри и Хазвой — грешниками, которые были благородного происхождения и занимали видное положение. Он исполнил закон по отношению к ним, и это было так приятно Богу, что остановилась язва (ст. 30). Благодаря этому и другим подобным проявлениям государственной справедливости в отношении данного вопроса (Чис 25:4−5) наказание с народа было снято и разногласия в народе прекратились. Если действующие власти исполняют свой долг, врученный им Богом, то Ему не приходится в течение долгого времени действовать с помощью язвы. Отметьте, что государственная справедливость предотвращает государственные наказания. Тем самым Финеес проявил себя и благодаря этому был отмечен особой честью, ибо это вменено ему в праведность в роды и роды во веки (ст. 31), и в награду за этот поступок ему и его семье было даровано право быть священниками. В некоторых переводах ст. 30 можно прочитать так: «Тот принесет примирение, кто смело принес искупление, принеся в жертву грешников». Отметьте, что честь святых заключается в том, чтобы быть ревностными ко греху.
6. Израильтяне продолжали роптать до самого конца своих блужданий, так как на сороковой год прогневали Бога у вод Меривы (ст. 32), что описано в Книге Числа 20:3−5. На этот раз их грех был отягощен тем, что и Моисей потерпел за них, ибо хотя он был кротчайшим из всех людей на земле, но их протест в то время был таким настойчивым и раздражающим, что вызвал в нем сильное душевное волнение и он погрешил устами своими (ст. 33), а не вел себя должным образом в подобной ситуации, сказав во гневе: «…послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Здесь проявилась слабость Моисея, и этот случай написан для нашего предостережения, чтобы мы научились, испытывая сильное раздражение, обуздывать уста свои (Пс 38:2−4) и наблюдать за духом своим, чтобы он не допускал чрезмерного негодования, ибо когда дух возмущен, то очень трудно даже для тех, кто имеет в значительной мере мудрость и благодать, не погрешить устами. Но самому народу это вменяется как грех, ибо они огорчили дух его тем же, чем разгневали самого Бога. Отметьте, мы должны отвечать не только за собственные страсти, но и за те, которые вызываем у других, особенно у тех, которые без провокаций остались бы кроткими и тихими. Бог проявил Свое недовольство этим грехом, не впустив Моисея и Аарона в Ханаан за их неверное поведение в данном случае, с помощью которого (1) Он проявил Свое возмущение подобными невоздержанными вспышками страсти даже со стороны Своих самым дорогих служителей. Если Господь так сурово поступил с Моисеем за одно необдуманное слово, то чего заслуживают те, кто произнес много самонадеянных слов? Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
(2) Бог лишил израильтян благословений, сопровождавших водительство и правление Моисея в то время, когда они больше всего в нем нуждались, и поэтому его смерть была больше наказанием для них, чем для него самого. Бог справедливо поступает, лишая нас близких, которые были благословением для нас, если мы настойчивы, раздражаем их и огорчаем их дух.
Стихи 34−48. Эти стихи:
I. Заканчивают рассказ, описывающий поведение Израиля в Ханаане (которое не отличалось от их поведения в пустыне) и рассказывающий о том, как Бог обращался с ними, творя, как и ранее, справедливость и милость.
1. Они очень раздражали Бога. Чудеса и милости, с помощью которых они вошли в Ханаан, не отложили на них глубокие и длительные впечатления, как и те, благодаря которым они вышли из Египта, так как, поселившись в Ханаане, они погрузились в пороки и оставили своего Бога. Отметьте:
(1) Шаги их отступничества.
[1] Они пощадили народы, которые Бог решил уничтожить (ст. 34). Вступив на желанную землю, которую Бог пообещал им, они не были ревностны к нечестивым ее обитателям, которых Бог повелел им уничтожить, притворившись жалостливыми. Но Бог настолько милостив, что никому и никогда не следует притворяться более сострадательным, чем Он.
[2] Пощадив народы, Израиль пообещал, что ни при каких обстоятельствах не будет объединяться и родниться с ними. Но путь греха всегда идет по наклонной: ошибки открывают путь для нарушений закона. После того, как они пренебрегли повелением и не истребили народов, следующая новость, которую мы узнаем, — они смешались с язычниками, объединились с ними, заключили договор и вступили в близкие отношения; они научились делам их (ст. 35). То, что нравственно испорчено, скорее, растлит здравое, чем будет им исцелено и сделано здравым.
[3] Даже смешавшись с ними и научившись некоторым их делам, которые, казалось, были невинным приятным времяпровождением и развлечением, израильтяне считали, что никогда не будут поклоняться вместе с ними, но постепенно они научились и этому (ст. 36): «Они служили истуканам их таким же образом и совершая те же ритуалы, которые были для них сетью». Этот грех затягивал их все больше и навлек на них суды Божьи, о которых они не могли не знать, но в то же время они не знали, как исцелить себя.
[4] Когда они присоединились к некоторым служениям идолопоклонников, которые, по их мнению, не имели почти ничего плохого, то мало представляли, что когда-нибудь их обвинят в варварской и бесчеловечной практике идолопоклонства — принесении в жертву своих живых детей их мертвым богам, но в конце так и было (ст. 37−38). Видя своих поклонников, сатана радовался пролитой крови и убийствам. Они приносили сыновей своих и дочерей своих — часть самих себя — в жертву бесам, совершая убийство, самое противоестественное убийство, для своего идолопоклонства. Никто не может думать об этом, не испытывая ужаса. Они проливали кровь невинную — самую невинную, так как это была кровь младенцев, более того, это была кровь сыновей их и дочерей их. Обратите внимание на силу духа, работающего в сынах противления, и отметьте его злобность. Начало идолопоклонства и суеверия, как и соперничество, подобно потоку воды, и гнусно поступают осмелившиеся на него, уверяя себя в том, что скоро смогут остановиться, ибо справедливо предает их Бог превратному уму (Рим 1:28).
(2) Их грех частично стал их наказанием, так как из-за него [1] они нанесли вред своей стране: «…и осквернилась земля кровью» (ст. 38). Эта желанная святая земля стала неугодной для самой себя и непригодной, чтобы принять милостивые доказательства Божьего благоволения и присутствия, которые должны были быть честью для нее.
[2] Они нанесли вред своей совести (ст. 39), так как блудодействовали поступками своими и таким образом оскверняли себя делами своими. Они сделали себя отвратительными в глазах святого Бога и, возможно, для своей собственной совести.
2. Бог обрушил на них Свои суды, и что еще можно было бы ожидать? Имя Его — ревнитель; Он — Бог ревнивый.
(1) Он рассердился на них за это (ст. 40) и разгневался. И воспылал гнев Господа (огонь пожирающий) на народ Его. Для Бога их поведение было более оскорбительным и неблагодарным, чем поведение язычников, которые никогда не знали Его. Более того, Он устал от них и возгнушался Он наследием Своим, которым когда-то наслаждался. Но перемена произошла не в Нем, а в них. Самое плохое в грехе то, что он делает нас отвратительными для Бога; и чем ближе народ к Богу в своем исповедании, тем более мерзким он становится, бунтуя против Него, — подобно навозной куче у дверей.
(2) Тогда на израильтян напали их враги, а так как их защита отступила от них, то они стали легкой добычей для завоевателей (ст. 41−42): «Бог предал их в руки язычников». Обратите внимание, в какой степени наказание соответствовало греху: они смешались с язычниками и научились делам их; от них они добровольно заразились инфекцией греха, и поэтому Бог справедливо сделал язычников инструментом Своего наказания. Грешники часто видели себя побежденными теми, кому разрешили себя развратить. Сатана, являющийся искусителем, впоследствии будет и мучителем. Язычники ненавидели их. Отступники теряют любовь со стороны Бога и не получают ее со стороны сатаны; и когда ненавидящие их стали обладать ими и они вынуждены были подчиняться им, то неудивительно, что язычники угнетали их и сурово властвовали. Таким образом Бог дал им познать разницу, каково служить Ему и служить царствам земным (2Пар 12:8).
(3) Бог даровал им некоторое облегчение, но они продолжали грешить, и тогда их бедствия были продлены (ст. 43). Это относится ко времени Судей, когда Бог часто среди них поднимал освободителей и избавлял их, но они вновь возвращались к идолопоклонству и раздражали Его упорством своим, своей склонностью к идолопоклонству, побуждая Его передать их в руки других угнетателей, пока, наконец, они не будут очень унижены за беззаконие свое. Тот, кто грехом позорит себя и не желает покаянием смириться, вполне справедливо унижается другими — смиряется и уничижается судами Божьими.
(4) Наконец они возопили к Богу, и Бог вернул им Свое благоволение (ст. 44−46). Они были наказаны за свои грехи, но не уничтожены, угнетены, но не отринуты. Бог вступился за них:
[1] как Бог милости, увидевший их скорби. Он призирал на скорбь их — наблюдал, когда беды обрушились на них (в некоторых переводах). Он тщательно с нежным состраданием изучал их жалобы, когда слышал вопль их (Исх 3:7), смотря сквозь пальцы на их провокации, ибо хотя Он сказал, и имел основание сказать, что уничтожит их, в то же время Он раскаивался по множеству милости Своей и изменил приговор. Хотя Бог не человек, чтоб Ему каяться, то есть менять решение, в то же время Он является милостивым Богом, который сострадает нам и меняет Свои пути.
[2] Как Бог истины, который вспоминал завет Свой с ними и сделал все хорошее, что обещал. И поэтому, какими бы плохими они ни были, Он не отказался от них, так как не хотел нарушать Свое обещание.
[3] Как Бог силы, который все сердца держит в Своей руке и поворачивает их, куда Ему угодно. Он возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их и ненавидевших их, кто с жестокостью господствовал над ними. Он не только ограничил остатки вражеского гнева, чтобы он полностью не поглотил их, но и пробудил сострадание даже в их каменных сердцах, смягчив их, чего не могли сделать ни величайшая сила, ни ораторское искусство. Обратите внимание: Бог может превратить льва в ягненка, и если пути человека угодны Господу, то Он может заставить даже его врагов сострадать ему и быть с ним в мире. Если Бог сострадает, то и люди будут сострадать. Tranquillus Deus tranquillat omnia — если Бог в мире с нами, то все будут в мире.
II. Псалом заканчивается молитвой и хвалой.
1. Это молитва о полном избавлении народа Божьего. Даже когда Бог возвратил пленение Своему народу, то и тогда у них была возможность молиться: «Возврати, Господи, пленников наших» (Пс 125:1,4). Так и здесь (ст. 47): «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов». Мы можем предположить, что многие, кто был вынужден во времена судей переселиться в другие страны (как Ноеминь, Руфь 1:1), не вернулись в начале правления Давида, так как времена Саула удручали, и поэтому вполне своевременно было молиться: «Господи, собери рассеянных израильтян от народов, дабы славить святое имя Твое — не только, чтобы у них был повод благодарить и сердца настроены на благодарение, а чтобы у них была возможность совершать это во дворах дома Божьего, чего в настоящее время они были лишены»; чтобы они могли хвалиться Твоею славою, радоваться победе над теми, кто с насмешкой призывал их петь песнь Господню на земле чужой.
2. Это хвала за начало и прогресс избавления (ст. 48): «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века». Он — благословенный Бог от вечности и будет таковым от самой вечности, и поэтому пусть все Его поклонники прославят Его. Пусть священники произнесут эти слова, и затем да скажет весь народ: «аминь! Аллилуия!» — в доказательство своего радостного согласия со всеми этими молитвами, славословием и исповеданием. В соответствии с этим предписанием или руководством мы видим, что когда этот псалом (или по крайней мере его последние стихи) были воспеты, то все люди сказали «аминь» и прославили Господа, говоря «аллилуйя». Этими двумя всеобъемлющими словами очень достойно во время религиозных собраний подтверждать свое единение со служителями в молитве и хвале, которые из их уст возносятся Богу, в соответствии с Его волей, говоря «Аминь» после молитвы и «Аллилуйя» после хвалы.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 105