Этот псалом начинается и заканчивается словом «Аллилуйя», ибо, как и множество других, он предназначен для содействия великой и важной работе прославления Бога.
(I) Этот псалом призывает и побуждает нас прославить Бога (ст. 1−3).
(II) Он также дает нам тему для хвалы и вкладывает слова в наши уста. Воспевая его, мы должны со святым страхом и любовью воздать Богу хвалу (1) за превознесение Его славы и величия (ст. 4−5).
(2) За снисхождение Его благодати и милости (ст. 6−9), которые в значительной степени иллюстрируют друг друга, за то, что обе они должным образом влияют на нас.
Стихи 1−9. Этот псалом:
I. Увещевает нас воздать славу Богу, воздать Ему славу, достойную имени Его.
1. Это приглашение довольно настойчивое: «Аллилуйя; хвалите, хвалите имя Господне; да будет имя Господне благословенно; да будет прославляемо имя Господне, ибо оно достойно славы» (ст. 1−3). Эти слова подразумевают, (1) что это необходимая и самая превосходная обязанность, которая особенно приятна Богу и занимает большое место в религии.
(2) Что это обязанность, которой мы должны посвящать много времени, которую должны часто совершать и посвящать ей всего себя.
(3) Что это тот труд, исполнять который мы часто не желаем, и чтобы призвать и побудить нас к нему, нужно заповедь на заповедь и правило на правило.
(4) Тот, кто много прославляет Бога, привлечет к этому других, так как знает, насколько важен этот труд, и осознает, насколько нуждается в помощи других (здесь достаточно работы для всех сердец, всех рук, и в любом случае их окажется недостаточно), так как получает от этого удовольствие и желает, чтобы его разделяли все его друзья.
2. Это приглашение очень настойчивое. Обратите внимание:
(1) от кого Бог получает хвалу — от Своего собственного народа. Именно их призывают прославить Бога, так как они ответят на призыв: «Хвалите, рабы Господни…» Они имеют больше всех оснований прославить Его, так как тот, кто приходит к Нему как Его слуга, знает Его лучше всех и больше других имеет Его благоволения. Их обязанность — славить Его, это работа, которая требуется от них как от Его слуг. Это легкая и приятная работа — хорошо говорить о своем Господине и воздавать Ему честь, насколько это в их силах. Если они не будут этого делать, то кто? Некоторые считают, что здесь говорится о левитах; даже если это так, то все христиане являются царственным священством, взятым в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их (1Пет 2:9). Ангелы — слуги Господа; они не нуждаются в наших призывах к прославлению Бога, но в то же время для нас огромное утешение знать, что они славят Его и славят лучше нас.
(2) От кого Он должен получать хвалу.
[1] От всех поколений (ст. 2) — отныне и вовек. Это дело не должно умереть с нами; давайте мы будем совершать его в лучшем мире, а пришедшие после нас — совершать его здесь. Пусть наши потомки не деградируют, и пусть Бог будет прославлен во всех поколениях, а не только в этом. Мы должны благословлять Господа в наше время, говоря вместе с псалмопевцем: «Да будет имя Господне благословенно сегодня и всегда».
[2] От всех уголков земли — от восхода солнца до запада, то есть от всех мест, где обитают люди. Пусть каждый, кто радуется и пользуется благами восходящего солнца (а такие люди очень рассчитывают и на то, что солнце зайдет), благодарит Отца света за этот свет. Да будет прославляемо имя Господне; да будет оно прославляемо всеми народами, ибо на всяком месте от запада до востока являются очевидные доказательства и плоды Его мудрости, силы и милости. Остается лишь сокрушаться, что такая огромная часть человечества до сих пор не знает Его и воздает другим славу, которая должна принадлежать лишь Ему одному. Но, возможно, в этих стихах подразумевается больше; как предыдущий стих дал нам возможность мельком взглянуть на царство славы, где имя Божье будет благословлено вовек (когда времени не будет более и прославление станет небесным трудом), так и этот дарует мимолетный взгляд на царство благодати во время его евангельской диспенсации. Когда Церковь не будет ограничиваться одним еврейским народом, а будет распространена по всему миру, когда на всяком месте будут приносить духовный фимиам имени Бога (Мал 1:11), тогда от восхода солнца до запада будет прославляемо имя Господне людьми во всех странах.
II. Эти стихи указывают, за что мы должны воздать Богу славу.
1. Давайте взглянем глазом веры и увидим, как высоко вознеслась Его слава в вышнем мире, и скажем об этом, чтобы превознести Его (ст. 4−5). В своем славословии мы должны превозносить Его имя, ибо Он высок и высоко имя Его.
(1) Он высок над всеми народами, какими бы великолепными ни были их цари и каким бы многочисленным ни был их народ. Мы не будем спорить, является ли это высказывание истинным относительно земных царей: «Хотя они величественнее отдельных личностей, но менее значительны, чем весь народ», но этого нельзя сказать о Царе царей. Соберите все народы вместе — и Он окажется выше их. Все народы перед Ним — как капля из ведра и как пылинка на весах (Ис 40:15,17). Пусть все народы возвышенно думают о Боге, так как Он выше всех их.
(2) Он выше небес, престол Его славы находится на самых высоких небесах, и это должно возносить наши сердца, когда мы славим Его (Плач 3:41). Над небесами слава Его, то есть выше ангелов. Он возвышеннее их, так как их слава — ничто по сравнению с Его славой. Он возвышеннее того, что они делают, так как они выполняют Его поручения и делают все, чтобы угодить Ему. Он возвышеннее даже их наилучших слов о Нем. Он превознесен выше благословений и хвалы, исходящих не только из наших, но и из их уст. И поэтому мы должны спросить со святым восхищением: «Кто, как Господь, Бог наш? Кто из всех земных владык и монархов, из всех ярких и благословенных вышних духов может сравниться с Тобой?» Нет равного Ему, и никто не осмелится сравниться с Ним. Бога надо прославлять как бесконечно великого, необыкновенного и несравненного, ибо Он обитает на высоте и с высоты все видит, всем управляет и вполне справедливо привлекает всех прославить себя.
2. Давайте посмотрим вокруг себя наблюдательным оком и увидим, как огромна Его милость в этом нижнем мире, и скажем об этом, чтобы превознести Его. Он — Бог, который превозносит себя, чтобы обитать, который смиряет себя на небесах и на земле. Некоторые считают, что здесь присутствует транспозиция — Он превозносит себя, чтобы обитать на небесах, и смиряет себя, чтобы смотреть на землю. Но смысл этого стиха достаточно прост. Обратите внимание, псалом говорит, что Бог превозносит себя и смиряет себя; Он сам совершает оба эти действия; так как Он является самосуществующей Личностью, то является и источником Своей славы, и источником Своей благодати. Бог снисходит, и Его благодать проявляется:
(1) В том, что Он интересуется этим нижним миром. Его слава над всеми народами и над небесами, но в то же время Он не пренебрегает ни тем, ни другим. Бог могуществен, но в то же время не презирает никого (Иов 36:5). Он приклоняется (смиряет себя, англ. пер. KJV), чтобы призирать на все Свои творения, на всех Своих подданных, хотя сам бесконечно выше их. Задумываясь о бесконечном совершенстве, достаточности и блаженстве божественной природы, мы должны признать актом величайшего снисхождения то, что Богу угодно принимать ко вниманию Своей вечной воли и в руки Своего всемирного провидения информацию о воинстве небесном и живущих на земле (Дан 4:32); даже в Своем господстве Он смиряет себя.
[1] Он снисходит, чтобы созерцать происходящее на небесах, поддерживать их существование, направлять движение и принимать хвалу и служения самих ангелов, так как Он не нуждается в них и не получает от них благ.
[2] Господь еще больше снисходит, чтобы созерцать происходящее на земле, посещать сынов человеческих, проявлять к ним внимание, чтобы повелевать и управлять их делами, отмечать, что они говорят и делают. Он делает это, чтобы иметь возможность наполнить землю милостью и тем самым показать пример того, как нужно снисходить, чтобы делать добро, обращать внимание и заботиться о своих подчиненных. Если Бог проявил великое снисхождение, созерцая небо и землю, то каким поразительным было снисхождение, когда Сын Божий сошел с небес на землю, облачился в нашу природу, чтобы иметь возможность взыскать и спасти погибшее! Для этого Он несомненно смирил себя.
(2) В особом благоволении, которое Он иногда проявляет к самым незначительным и ничтожным обитателям этого презренного нижнего мира. Он созерцает не только великие дела, происходящие на земле, но и самые незначительные, на которые великие люди обычно не обращают внимания. Он не только смотрит на них, но и совершает для них чудеса — то, что удивляет и выходит из общего следования провидения и цепи событий. Это все показывает, что мир управляется не ходом природы, ибо в таком случае события текли бы по одному руслу, а Богом природы, которому нравится делать то, чего мы не ожидали.
[1] Тот, кем долгое время пренебрегали, иногда внезапно становится уважаемым человеком (ст. 7−8): «Он из праха поднимает бедного… чтобы посадить его с князьями».
Во-первых, таким образом Бог иногда возвеличивает себя, Свою мудрость, силу и владычество. Когда Ему нужно совершить великое дело, то Он выбирает исполнителем того, кто менее всего подходит, кого другие и Он сам считает менее всего годным для подобной почетной работы: Бог взял Гедеона, когда тот молотил зерно на гумне, Саула, когда тот искал ослиц, а Давида, когда тот был пастухом; апостолы, которые раньше были рыбаками, стали ловцами человеков. Богатство Евангелия вложено в земные сосуды, а немощные и немудрые люди избраны, чтобы его проповедовать и посрамить мудрых и сильных (1Кор 1:27−28), чтобы превосходство силы исходило от Бога и все увидели, что продвижение исходит от Него.
Во-вторых, так иногда Бог награждает за выдающееся благочестие и терпение Свой народ, который долгое время стенал под тяжестью бедности и бесчестья. Когда добродетель Иосифа была испытана и возвещена, он возвысился от тюремного праха и воссел с князьями. Тот, кто мудр, проследит за подобными поворотами провидения и благодаря им поймет милость Господню. Некоторые считают, что этот стих говорит об искуплении Иисуса Христа, и не безосновательно, так как через Него бедный падший человек был вознесен из праха (один из иудейских раввинов считал, что здесь говорится о воскресении мертвых), более того, из навозной кучи греха, и посажен с князьями, среди ангелов, с князьями народа его. Об этом пела Анна (1Цар 2:6−8).
[2] Та, что была долгое время бесплодной, внезапно стала матерью (ст. 9). Этот стих относительно прошлых событий может касаться Сары, Ревекки, Рахили, Анны и матери Самсона, а в будущем — Елизаветы. В истории было много подобных примеров, когда Бог взирал на страдания Своих рабынь и снимал с них порицание. Он неплодную вселяет в дом матерью — не только создает семью, но и таким образом дает главам семьи работу. Отметьте: тот, кто имеет семью и семейные утешения, должен заботиться о ней; рождение детей и управление домом должны идти рука об руку (1Тим 5:14). Когда Бог неплодную вселяет в дом матерью, то Он ожидает, что она будет наблюдать за хозяйством в доме своем (Притч 31:27). Этот стих говорит, что она будет матерью, радующеюся о детях, не только в общем смысле, так как боль забывается, потому что родился человек в мир, а это будет особая радость, которая присутствует там, где рождается ребенок после долгих лет бесплодия (как в Лк 1:14), и поэтому должно присутствовать особое благодарение. Аллилуйя — славьте Господа! В то же время в данном случае радуйтесь с трепетом, так как хотя скорбящая мать стала радостной, в то же время радостная мать вновь может стать скорбящей, если дети будут отняты от нее или ожесточатся к ней. Поэтому эти слова могут относиться к евангельской Церкви среди язычников (строительство которой иллюстрируется таким образом: «Возвеселись, неплодная, нерождающая…», Ис 54:1 и Гал 4:27), за что мы, будучи грешниками из язычников и детьми оставленной, имеем основание сказать: «Аллилуйя — славьте Господа!»
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 112