Это последняя из пятнадцати Песней восхождения; и если все они исполняются вместе во время богослужения в храме, то данный псалом является вполне подходящим заключением, ибо его предназначение — ободрить священников продолжить свое служение ночью по завершении всех торжеств дня. Существует мнение, что данный псалом представляет собой диалог.
I. В первых двух стихах священников или левитов, которые, не смыкая глаз, всю ночь охраняли дом Господень, призывают проводить время на посту не в праздных разговорах, а в активном поклонении.
II. В последнем стихе те, кого только что призвали к восхвалению Господа, молятся о человеке, давшем такое наставление; это был либо первосвященник, либо начальник стражи. Или такой вариант: несущие служение по охране храма увещевают друг друга и молятся. Воспевая данный псалом, мы должны воодушевлять друг друга воздавать славу Всевышнему и ободряться упованием на Божью милость и благодать.
Песнь восхождения.
Стихи 1−3. Данный псалом содержит наставление в отношении двоякого благословения:
I. Когда мы благословляем Господа, говоря о нем хорошо, чему нас здесь и учат (ст. 1−2).
1. Благословлять Господа призывают левитов. Они были рабами Господними по сути своего служения, Господь Сам назначил их отправлять богослужения. Они посещали святилище и отвечали за порядок в доме Всевышнего (Чис 3:6). Некоторые из них стояли в доме Господнем… во время ночи, чтобы охранять святыни храма, дабы те не подверглись осквернению, и стеречь сокровища храма от грабителей. Пока ковчег был за завесой, он более всего нуждался в стражах. Подобным же образом левиты были обязаны следить за тем, чтобы не угасал огонь жертвенника и светильников. Вероятно, для некоторых преданных и благочестивых израильтян было привычным делом сидеть ночью в храме вместе с левитами. Писание повествует об одной вдове, которая не отходила от храма… день и ночь (Лк 2:37). Здесь звучит призыв к таким верующим благословить Господа. Посвятив себя этому делу, легче бодрствовать. Стоящие в храме должны выкроить время для святого поклонения, а какое занятие может быть лучше славословия Господу? Умение посвятить свободное от трудов время благочестивым размышлениям и прославлению служит превосходным образцом бережного к нему отношения; и, вне всякого сомнения, если мы свободны от дел, то самым разумным и благопристойным будет провести это время в общении с Господом. Стоящие в доме Господнем не должны забывать, где они находятся и что данному месту приличествуют святость и служение Всевышнему. Так пусть же они благословят Господа. Пусть совершают сие все вместе или по отдельности. Пусть воздвигнут руки, благословляя Всевышнего, в знак вознесения сердца. Воздвигните руки ваши к святилищу, или в святости, как понимает это доктор Хаммонд, ибо во святилище подобает возносить руки; и да не забывают об омовении, которое надлежит совершать, прежде чем приступить к служению, ибо, согласно учению, воздевать в молитве и хвале надлежит чистые руки.
(2) Данный призыв относится и к нам, христианам, ибо мы — священство нашего Господа и левиты (Ис 66:21). Мы — рабы Господни, у нас есть место и имя в Его доме и в Его святилище. Мы стоим перед Ним, дабы отправлять Ему служение. Даже ночью мы под взором Всевышнего и имеем к Нему доступ. Так давайте же благословим Господа еще и еще раз, будем думать и говорить о Его славе и благости. Давайте воздвигнем свои руки в молитве, хвале и обетах. Давайте будем выполнять свою работу с прилежанием, радостью и с возвышенною душою. Данное увещевание построено таким образом, что требует нашего внимания. Посмотрите вокруг, господа, вы находитесь в Божьем присутствии, так ведите же себя соответственно.
II. Когда Господь нас благословляет, делая нам благо, которого мы должны, по учению данного псалма, желать (ст. 3). В чей бы адрес ни звучало данное пожелание — то ли стражи просят о благословении своего начальника, то ли левиты просят о благословении первосвященника или того, кто их возглавлял (данное мнение существует в связи с тем, что местоимение здесь употреблено в единственном числе: благословит тебя Господь), или же благословение произносится над множеством людей («благословит тебя Господь, каждого в отдельности, и тебя, и тебя; вы благословляете Господа, и Господь благословляет вас») — это не имеет значения. Здесь мы узнаем, (1) что должны стремиться не столько к счастью, сколько к благословению от Господа, ибо кого Он благословляет, тот истинно блажен.
(2) Что благословения Сиона, духовные благословения, благословения завета и благословения от общности с Господом являются наилучшими благословениями, о которых мы должны ревновать.
(3) Великим воодушевлением для нас, когда мы приходим к Господу за благословением, может послужить тот факт, что именно Он сотворил небо и землю и имеет в своем распоряжении все благословения — как небесные, так и земные, горние и низинные.
(4) Нам следует молить Господа об этих благословениях не только для себя, но и для других, не просто говорить: «Господи, благослови меня», но и — «Благословит тебя Господь». Поступая так, мы подтверждаем свою веру в полноту Божьего благословения, в то, что его хватит и нам, и другим; свидетельствуем о своем благожелательном отношении к ближнему. Мы должны молиться об увещевающих нас. Несмотря на то что меньший благословляется большим (Евр 7:7), меньший должен молиться о благословении большего.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 133