По-видимому, четыре предыдущих псалма были записаны Давидом до восхождения на престол, во время преследования псалмопевца Саулом. Данный псалом, похоже, был записан позже — и опять Давид в беде (ибо никоим образом сильные мира сего не застрахованы от напастей). Царю досаждают соседние народы, принося много беспокойств; в особенности это касается филистимлян (2Цар 5:17). В данном псалме (I) очень торжественно и с большой благодарностью Давид признает, какую великую благость проявил Господь, когда приблизил время его правления (ст. 1−4).
(II) Псалмопевец молит Господа о помощи в борьбе с угрожающими ему врагами (ст. 5−8 и 11).
(III) Давид радуется, ибо уверен в победе над ними (ст. 9,10).
(IV) Он молится о процветании своего царства и находит радость в надежде на это (ст. 12−15). При пении данного псалма мы воздаем Господу славу за наши духовные преимущества и прогресс, просим Всевышнего о помощи в борьбе с духовными врагами. Мы можем молиться о благополучии собственной души, семьи и страны. И, по мнению некоторых иудейских богословов, данный псалом имеет отношение к Мессии и Его Псалом Давида.
Стихи 1−8. В этих стихах:
I. Давид признает свою зависимость от Бога и свои обязательства перед Всевышним (ст. 1−2). Молитвенное прошение о милости в будущем, как и подобает, начинается с благодарения за милости, ниспосланные Господом в прошлом. И когда мы ждем благословения от Бога, нам следует побеспокоиться о том, чтобы самим благословить Его. Псалмопевец воздает Всевышнему славу:
(1. За то, чем Господь стал для Давида: благословен Господь, твердыня моя (ст. 1) …милость моя и ограждение мое (ст. 2). Заключая завет, Господь взял на Себя обязательство быть твердыней, милостью и ограждением и, в соответствии с этим, призывал нас полагаться на Него. Все святые, верою принявшие Господа, убедились, что Всевышний не только отвечает всем их ожиданиям, но и превосходит их. Здесь Давид говорит о данных качествах Бога как об основании для доверия Ему, ибо они облегчили участь псалмопевца, равно как и об основании для торжества в Господе, ибо они стали причиной его радости и в них он прославился. Обратите внимание, какое разнообразие слов использует Давид, чтобы поведать об удовлетворении своих интересов в Господе.
(1) «Господь — твердыня моя, на которой я стою и в которой я черпаю силы для работы и брани; Господь — скала, на которой я буду строить и в которой найду кров». Даже будучи немощными, мы укрепляемся Господом и могуществом силы Его.
(2) «Господь — милость моя; Он не просто милостив ко мне, но и является моим наивысшим благом; я нахожу блаженство в Его расположении; Господь — творец всего доброго, что есть во мне, от Него нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный».
(3) «…Ограждение мое, прибежище мое, которое, подобно замку или крепости, надежно защитит любого правителя». Ранее Давид укрывался в безопасных местах Ен-Гадди (1Цар 24:1), служивших, по-видимому, естественным укреплением. В дальнейшем он стал хозяином искусно укрепленной крепости Сион и поселился в ней (2Цар 5:7−9). Однако псалмопевец уповает отнюдь не на эти твердыни. «Господи, — говорит он, — Ты — ограждение мое и прибежище мое». Божьи атрибуты и обетования — вот твердыни для верующего, они безмерно превосходят созданные руками человека крепости и естественные укрепления.
(4) Избавитель мой — и если быть ближе к тексту первоисточника, на котором данная фраза звучит очень выразительно, — мой избавитель для меня, «не просто избавитель, в котором я заинтересован, но тот, кто всегда находится рядом и по-настоящему обращает всякое мое избавление мне на пользу».
(5) «…Щит мой для защиты от смертоносных стрел, нацеленных на меня врагами. Господь — не только мое ограждение, когда я дома, но и мой щит, когда я отправляюсь на поле брани». Куда бы ни пошел верующий, его защита всегда при нем. Не бойся, Аврам; Я твой щит.
2. За то, что Господь сделал для него. Давида воспитывали как будущего пастуха, и, похоже, ни он, ни его родители не мыслили о чем-то большем. Но (1) Господь сделал Давида воином. Его руки были приучены к пасторскому посоху, а пальцы — к игре на гуслях, однако Бог научил руки его битве и персты — брани, ибо предначертал ему стать воинствующим защитником Израиля. И если Господу угодно призывать людей к какой-либо миссии, то Он или находит подходящего человека, или делает его таковым. Так пусть же мужи брани воздадут Господу славу за все свое военное мастерство. Тот, Кто учит ремеслу простого землепашца, учит и величайшего полководца. Жаль только, что подчас люди, персты которых Господь обучил брани, обращают их против Него самого или Его Царства на земле. А в особенности Всевышнего должен благодарить тот, кто стал пригоден к служению, о котором сам даже не помышлял.
(2) Господь сделал Давида верховным правителем, научил его держать царский жезл не хуже, чем владеть мечом, управлять так же искусно, как и воевать, что было миссией более сложной и благородной: Он подчиняет мне народ мой. В подчинении народов правителям, а также в поддержании порядка и разных общественных благ следует видеть Божье провидение. Господь позаботился о том, чтобы народ Израиля захотел подчиниться Давиду, что соответствовало обетованию, данному Богом псалмопевцу, и это стало прообразом великого деяния Божьей благодати, благодаря которому души охотно подчинились Господу Иисусу в день явления Его силы.
II. Давид восхищается Божьей снисходительностью к людям и, в частности, к себе самому (ст. 3−4). «Господи! что есть человек, это жалкое ничтожество, что Ты знаешь о нем… что обращаешь на него внимание, так много интересуешься им и заботишься о нем, что Ты настолько обходителен с любым представителем этого подлого и недостойного рода, как Ты обходителен со мною!» Учитывая все позорные деяния, коими запятнал себя род человеческий, у нас есть все основания восхищаться почестями, которыми Бог удостоил человечество в целом (в особенности — святых и в частности — Давида), а также Мессию, к которому относятся эти слова (Евр 2:6), которого Бог превознес, потому что Он уничижил Себя Самого…по виду став как человек, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Поэтому Давид и задавался вопросом (Пс 8:5) и не скрывал своего удивления, поразмыслив о великой чести, оказанной Богом человеку: славою и честью увенчал его (Пс 8:6). Теперь, дабы подчеркнуть, насколько велика эта честь, псалмопевец рассуждает о слабости и недолговечности человека, несмотря на оказанную ему честь: человек подобен дуновению (ст. 4), он хил, немощен и беспомощен, опутан множеством недостатков; его пребывание здесь быстротечно и неопределенно, так что сам собою он являет воплощение суе-ты. Более того, он действительно тщета даже в самом лучшем своем состоянии. Дни его почти не имеют собственной значимости, если учесть, как много мыслей и забот бессмертная душа посвящает бренному и немощному телу. Дни его подобны тени, темной и блуждающей, мимолетной и уходящей вместе с солнцем, которое после заката само полностью растворяется в тени. Дни его — как уклоняющаяся бесследно тень. Давид называет и себя в числе этих жалких и презренных тварей.
III. Псалмопевец умоляет Всевышнего укрепить его и даровать преимущество над вторгшимися в его владения врагами (ст. 5−8). Давид не говорит конкретно, кого боится, но просит: «…рассей их…и расстрой их». Господь знал, кого псалмопевец имел в виду, хотя и не назвал. Но далее (ст. 7−8) следует описание врагов: «Они — сыны иноплеменные, филистимляне, чужестранцы, недобрые соседи Израиля, язычники, которых мы обязаны считать врагами и не вступать с ними в союз, которые потому и относятся к нам весьма прохладно». Несмотря на преимущества, которыми Господь благословил руку Давида в борьбе с врагами, последние все равно досаждают ему и поступают вероломно, им не стоит доверять: «Слову их верить нельзя, ибо уста говорят суетное; более того, даже если они поклянутся или предложат вам руку помощи, не верьте им, ибо их десница — десница лжи». Сами мы не можем защитить себя от таковых, но вправе полагаться на справедливость и правду Всевышнего, который ненавидит ложь и защитит нас от врагов.
1. Давид молит Господа выступить и сделать что-либо необычное, дабы осудить тех, что предпочитают Богу Израилеву свои мерзкие божества (ст. 5): «Господи! Приклони небеса Твои и докажи, что они действительно Твои, и Ты — их Господь (Ис 66:1). Да станет Твое провидение угрозой моим врагам, да скроет их во мраке, как происходит с землей при появлении низко нависших над нею туч, готовых разразиться грозой. Борись с теми, что вышли на брань против нас. Коснись гор — наших сильных и стойких врагов, — и они воздымятся. Яви Себя в служении ангелов Твоих, как Ты поступил на горе Синай».
2. Давид просит Господа выступить против врагов и сражаться с ними с небес, как Он бывало поступал и раньше, — молниями — стрелами Всевышнего (Его огненными стрелами, от которых не защитит самая прочная броня, ибо они проникают с силой молнии); просит, дабы Господь, который, как известно, не промахнется, но всегда попадет в цель, Сам пускал эти стрелы. 3. Просит, чтобы Господь выступил на его стороне (ст. 7). Давид умоляет Всевышнего уничтожить врагов ради избавления его самого и для спокойствия народа: «…простри руку Твою, силу Твою с высоты, ибо именно ввысь мы смотрим в ожидании помощи; избавь меня и спаси меня от вод многих, готовых меня поглотить». Божье время для оказания помощи народу наступает тогда, когда он тонет и уже никто другой не может спасти.
Стихи 9−15. Во второй части псалма автор использует тот же прием, что и в первой: сначала он воздает Господу славу и лишь затем просит Его о милости.
I. Давид славит Господа за то, что на собственном опыте вкусил благость Господа, и с воодушевлением ожидает от Него новых милостей (ст. 9−10). Среди сетований псалмопевца на силу и вероломство врагов возносится восторженное восклицание к Господу: «Боже! новую песнь воспою Тебе, песнь хвалы за новые милости, за утешение, которое обновляется каждое утро». Новые милости побуждают к новому благодарению. Более того, мы должны благодарить Господа за милости, на которые уповаем по обетованию, так же усердно, как и за милости, полученные по Его провидению (2Пар 20:20−21). Давид будет исполнять песнь хвалы под музыку, дабы наилучшим образом выразить и усилить свою святую радость в Господе. Он восхвалит Всевышнего на деся-тиструнной псалтири как нельзя лучше, ибо нет такого исполнения, чтобы в достаточной степени воздать Богу хвалу. Давид говорит нам, о чем будет песнь (ст. 10): «…дарующему спасение царям...», что подразумевает:
(1) великие цари без Господа сами себя спасти не могут. У царей есть телохранители, войска в подчинении и всевозможные средства безопасности, но в конечном счете только Бог дает им спасение, обеспечивая безопасность упомянутыми средствами, хотя при случае может обойтись и без таковых (Пс 32:16). Цари призваны защищать свой народ, но их защитник — Господь. О, как же они должны служить изо всех сил Тому, кто дарует им всякое спасение!
(2) Благочестивые цари, служащие Господу на благо своих народов, обретут от Всевышнего защиту и спасение. Бог взял на себя обязательство даровать спасение покорившимся Ему царям, правящим во имя Его. Свидетельством тому служат великие дела, сотворенные Господом рабу Своему Давиду, которого Он неоднократно избавлял от лютого меча, часто нависавшего над псалмопевцем из-за злобы Саула и его собственного ревностного желания служить своей стране. То же можно сказать и Христе, Сыне Давидовом, и тогда эта песнь действительно новая — новозаветная. Господь избавил Давида от лютого меча, поддержал его как Своего раба и дал ему превозмочь все силы тьмы (Ис 42:1; Ис 49:8). Всевышний даровал Давиду спасение не только для него самого, но и для нас — поставил его рогом спасения.
II. Давид молится о постоянстве Божьей благосклонности.
1. Дабы ему избавиться от врагов государства (ст. 11). Давид повторяет свою молитву и обоснование к ней (ст. 7−8). Гонители Давида по сути своей не изменились, но остались такими же лживыми и вероломными в своем стремлении добраться до честного человека и сделать его жизнь невыносимой: «Поэтому, Господи, избавь меня от них, они странные люди».
2. Дабы ему увидеть в своей стране мир и благополучие: «Господи, даруй нам победу, чтобы мы обрели покой, которого не будем иметь до тех пор, пока наши враги в силах причинить нам зло». Давид, будучи царем, выражает искреннее желание видеть свой народ процветающим, выступая при этом прообразом Христа, который активно заботится о благе Своих избранных. Здесь приводятся:
(1) Конкретные примеры того, какого именно процветания Давид желает своему народу.
[1] Подающего надежды потомства (ст. 12): «Да будут сыновья наши и дочери наши во всех отношениях такими, какими мы желаем их видеть». Давид имеет в виду не только свое потомство, но и детей своих подданных — семя грядущего поколения. Подающие надежды и преуспевающие дети — утешение и счастье для родителей в этом мире. Во-первых, приятно видеть, что сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости, как ветви маслины (Пс 117:3), как насаждения Господа (Ис 61:3). Приятно видеть в детях полезные растения, а не волчцы или тернии; приятно видеть, что они разрослись, а не зачахли от болезней, видеть их здоровыми, работоспособными, послушными, благочестивыми, могущими принести Господу плод в свое время. Хорошо видеть, что дети в их молодости, когда они еще растут, совершенствуются во всяком добром деле и становятся лучше и мудрее, пока не достигнут духовной зрелости. Во-вторых, не менее желанно видеть, что дочери наши — как искусно изваянные, столпы или краеугольные камни, в чертогах или в храме. Благодаря дочерям происходит объединение семей и устанавливается связь между ними; вместе семьи становятся сильнее; подобным же образом краеугольные камни поддерживают разные части строения. И когда дочери изящны и красивы как телом, так и душой, мы вправе сравнить их с искусно изваянными колоннами великолепного дворца. Когда мы видим, что наши дочери хорошо утвердились, опираясь на мудрость и благоразумие, и, подобно краеугольным камням, привязаны к дому, когда мы видим, что они верою соединились со Христом, как с главным краеугольным камнем, украшены благодатями Божьего Духа, помогающими исправить природные недостатки, и стали женами, посвящающими себя благочестию, когда мы видим, что дочери очистились и посвятили себя Господу, как храмы живые, мы чувствуем себя счастливыми благодаря им.
[2] Материального изобилия. Многочисленная семья скорее становится предметом для беспокойства, а не утешения, если средств для ее поддержания недостаточно, поэтому Давид молится, чтобы с увеличением семьи рос и ее достаток. Во-первых, чтобы закрома были полны зерна и других плодов земли: да будут житницы наши полны, как у рачительного хозяина, который выносит из них старое и новое (у него есть и то, что наиболее полезно свежим, и то, что наиболее пригодно после хранения), чтобы житницы были обильны всяким хлебом как для нас, так и для наших друзей, дабы, живя в достатке, мы не стремились к роскоши, ибо тогда злоупотребляем своим изобилием, но радовались и распоряжались своим имением благоразумно, благодарили Бога, были щедры по отношению к друзьям и благотворили бедным, иначе — какой прок от полных амбаров (Иак 5:3)? Во-вторых, чтобы увеличивались стада: да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших. В стране Давида благосостояние зависело от численности отар (Притч 27:26), впрочем, как и в других странах, иначе шерсть не была бы одним из главных продуктов на рынке. Увеличение поголовья скота — благословение, за которое мы должны быть признательны Господу. В-третьих, чтобы скот, предназначенный для помощи по хозяйству, был пригоден для этого: да будут волы наши тучны, дабы тянуть плуг с огромною силою. Никто из нас не был сотворен для праздности, и поэтому мы должны молиться о здравии тела не для того, чтобы предаваться наслаждениям, но чтобы иметь силы трудиться, исполнять работу на своем месте и в свое время, иначе мы будем хуже скота, ибо ему силы даются для труда.
[3] Постоянного мира. Во-первых, чтобы не было войны, чтобы не было расхищения со стороны захватчиков и не было пропаж в лицо дезертиров. «Да не нападут на нас враги наши; пусть никому из нас не придется выступить против них». Война несет с собой много горя, независимо от того, наступательная она или оборонительная. Во-вторых, чтобы не было угнетения и распрей — ни воплей на улицах наших, дабы у людей не было повода жаловаться на власти или друг на друга, и чтобы народ не был сварливым и не сетовал без причины. Как желанно жить в спокойных обителях!
(2) Мнение Давида относительно данного описания благополучия народа, которого он так сильно желал (ст. 15): блажен народ, у которого это есть (но такое случается нечасто и никогда не длится долго), блажен народ, у которого Господь есть Бог. Автор говорит здесь об отношении народа к Господу, как к своему Богу, по одной из двух причин:
[1] Господь — источник, в котором берут начало все упомянутые благословения. Блаженны израильтяне, если они верно прилепились к Господу как к своему Богу, ибо они вправе ожидать блаженства в таком случае. Как правило, благочестие народа приводит к процветанию. Государства, в которых живут такие народы, способны награждать и карать только в этой жизни.
[2] Отношения с Господом безмерно предпочтительнее всех перечисленных благ. Псалмопевец начинает со слов: «Блажен народ, у которого это есть, блаженны процветающие в мире». Но тотчас же поправляет себя: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», народ, пользующийся любовью, расположением и благодатью Всевышнего, согласно завету, даже если народ этот не обладает благами мира сего в изобилии. Ибо все на свете блага не сделают нас счастливыми, если наш Бог — не Господь, и напротив, когда Господь — наш Бог, недостаток или потеря благ и даже их отсутствие не сделают нас несчастными.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 143