Пять предшествующих псалмов объединены общим началом и представляют собой молитвы. Данный и следующие за ним до конца книги пять псалмов также объединены общим началом — они полны славословия Господу. И несмотря на то что только данный псалом озаглавлен как «Псалом Давида», мы осмелимся утверждать, что все они принадлежат перу Давида, равно как и пять предшествующих молитв. Это становится очевидным, если учесть, (1) что после пяти молитвенных псалмов следуют шесть псалмов славословия, ибо тот, кто много молится, не имеет недостатка в поводе для хвалы, и преуспевший в молитве изобилует в прославлении. Благодарение за обретенную нами милость должно превосходить прошения о таковой. Давид в последнем из своих молитвенных псалмов обещал воздать Господу хвалу (Пс 113:9), здесь он исполняет свое обещание.
(2) Что книга Псалтирь заканчивается псалмами хвалы, ибо хвала — достойное завершение любого дела и ключевой момент всех псалмов. Кроме того, здесь подразумевается, что Божий человек к концу своей жизни должен посвящать прославлению большую часть своего времени, потому что на завершающем этапе земного пути верующий надеется вскоре перейти к вечному прославлению, и чем ближе к небесам — тем с большим усердием надлежит приучать себя к небесному служению. Данный псалом принадлежит к числу псалмов, построенных в алфавитном порядке (например, Псалмы 24, 33 и т.д.) для лучшего заучивания и хранения в памяти. Иудейские богословы справедливо возносят данный псалом на уровень звезды первой величины в ярком созвездии псалмов, некоторые из них прибегают к преувеличениям, мало чем отличаясь в этом от защитников католических суеверий: «Тот, кто будет петь этот псалом постоянно три раза в день, непременно обретет блаженство в грядущем мире». В данном псалме (I) Давид вдохновляет себя и других на прославление Всевышнего (ст. 1−2,4−7,10−12).
(II) Давид особо останавливается на атрибутах Господа, которые, вне всякого сомнения, достойны хвалы, — на Божьем величии (ст. 3) и благости (ст. 8−9), говорит о проявлении данных качеств в управлении Божьим Царством, в Божьем провидении (ст. 14−16), в Божьей благодати (ст. 17−20) и завершает псалом решительным заявлением о том, что будет продолжать славословие (ст. 21). Такой же решимостью должны быть исполнены наши сердца, и с таким же настроем нам надлежит исполнять данный псалом. Хвала Давида.
Стихи 1−9. Псалом озаглавлен как «Давидов псалом хвалы», что может подразумевать только то, что Давид не просто записал его, но и часто с особым удовольствием воспевал. Данный псалом был спутником Давида, куда бы тот ни шел. В первой части звучит хвала славным атрибутам Всевышнего, а в последней части — хвала Божьему Царству и Господню управлению им. Обратите внимание: I. Кому следует заняться прославлением Господа.
1. Что бы ни делали другие, псалмопевец посвящает большую часть своего времени славословию. Он побуждает себя к этому делу, обязуется его совершать, и сердце его преисполнено хвалою. Он будет продолжать начатое, находя в нем все больше и больше удовольствия. Таким был долг Давид, такова была его отрада. Обратите внимание:
(1) какими словами описывает Давид дело прославления: «Буду превозносить Тебя…и благословлять имя Твое (ст. 1); буду говорить о Тебе то доброе, что Ты Сам открыл о Себе, а также поделюсь своими собственными возвышенными мыслями о Тебе и постараюсь вызвать подобное благоговение пред Тобою у других». Когда мы говорим о Господе с почтением, Он толкует наши слова как превознесение Себя и благосклонно принимает их. И опять (ст. 2): буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое; повторение свидетельствует об усердном и ревностном отношении к делу прославления, о целеустремленности и всепоглощающем участии, о постоянном возвращении к данному занятию. И снова (ст. 5): я буду размышлять о высокой славе и буду возвещать о величии Твоем (ст. 6). Давид воздаст Богу славу, не только серьезно поклоняясь Ему, но и общаясь с другими людьми. Если сердце полностью занято Богом, то от избытка сердца уста будут произносить с благоговением хвалу Всевышнему по всякому случаю. Какая тема для разговора может быть более благородной, более плодотворной, более приятной, полезной и превосходной, чем слава Божия?
(2) Как Давид выражает свою решимость упорно продолжать прославление.
[1] Псалмопевец будет постоянен в этом деле: всякий день буду благословлять Тебя. Славословие Господу должно стать нашим ежедневным служением. Ни один день не должен пройти без хвалы Всевышнему, каким бы занятым или скорбным он ни был. Нам следует относиться к славословию как к самому необходимому ежедневному занятию и самой прекрасной радости. Каждый день Господь благословляет нас и благотворит нам, поэтому у нас есть повод ежедневно благословлять Его и говорить о Нем доброе.
[2] Давид намерен продолжать прославление: буду благословлять Тебя…во веки и веки (ст. 1−2), что подразумевает, во-первых, решимость Давида продолжать это дело до конца своей жизни, на протяжении всего века своего в мире сем. Во-вторых, Церкви до скончания века надлежит исполнять записанные Давидом псалмы для прославления Господа (2Пар 29:30). В-третьих, Давид надеялся восхвалять Всевышнего целую вечность в ином мире. Тот, кто делает прославление своим постоянным занятием на земле, обретет вечное блаженство в прославлении на небе.
2. Давид не сомневается в том, что другие с готовностью поддержат его в этом деле.
(1) «Люди присоединятся и будут славить со мной в унисон, когда я буду возвещать о величии Твоем (ст. 6); будут провозглашать…и воспевать» (ст. 7); люди будут славить Всевышнего с изящным красноречием, превосходя самых искусных ораторов. Давид пожелал заразить своей ревностью других — и это ему удалось.
(2) «Люди будут непрерывно продолжать славословие, когда я уйду. Род роду будет восхвалять дела Твои» (ст. 4). Поколение уходящее расскажет поколению грядущему о том, чему оно было свидетелем в свое время и что оно слышало от отцов; люди полностью во всех подробностях возвестят о чудесах Его, которые Он сотворил (Пс 77:4); и грядущее поколение последует примеру поколения уходящего, так что со смертью Божьих верных поклонение не угаснет, ибо новый род придет на их место, дабы продолжить это доброе дело так или иначе до скончания века, пока дело прославления не будет полностью предоставлено миру, которому неведома смена поколений.
II. За что нам надлежит славить Господа.
1. За Его величие и дивные дела. Мы должны возвещать: велик Господь, Его бытие бесконечно, сила необорима, великолепие ослепительно, Его величие внушает благоговение, Его владения не имеют границ, а владычество непреложно, поэтому сомнения быть не может — велик Господь, а если велик, то и достохвален; и славить Его мы должны от всей души и изо всех сил при любых вообразимых обстоятельствах. Величие Господа воистину непостижимо, ибо его невозможно исследовать; кто способен представить себе или выразить, как велик Господь? А посему — тем более Всевышний достославен! Если мы не можем достичь исследованием дна, то должны сесть на краю и восхищаться глубиной (Рим 11:33). Господь велик, ибо (1) Его величие достославно в горнем мире над небесами, где Всевышний определил Свою славу; и когда мы возвещаем о Его величии, нам также следует размышлять о высокой славе величия Его, о великолепии славы Его величия (ст. 5), о том, как ярко Господь сияет в горнем мире, что даже способен ослепить глаза самим ангелам и обязал их закрывать лица, ибо не смогут вынести Его сияния.
(2) Дела Господа дивны и в этом нижнем мире. Господь хранит, содержит и управляет всем творением, и сии дела провозглашают, что Творец весьма велик. Поэтому, когда мы возвещаем о Его величии, нам надлежит отметить бесспорные свидетельства тому и возвещать о могуществе Его (ст. 4) и о дивных делах Его (ст. 5), говорить о могуществе страшных дел Его (ст. 6). Мы должны видеть Божью руку во всех деяниях и событиях, происходящих в этом нижнем мире. Господь использует разные орудия, но в любом событии Он — главный руководитель. Именно Бог совершает все. Его сила большей частью заметна в проявлениях провидения Господня (это могучие деяния, повторить которые не под силу никакой твари), а также в правосудии Всевышнего — страшных делах, вызывающих благоговейный трепет у святых и страх у грешников. Мы должны использовать любую возможность, дабы говорить о сих дивных делах, видя перст Божий и Его руку во всем, что достойно восхищения.
2. За Его благость, ибо она есть слава Господня (Исх 33:19). Именно в ней Господь прославляется (Исх 34:6−7), и за благость мы должны славословить Всевышнего: будут провозглашать память великой благости Твоей (ст. 7). Велика благость Господня, неисчерпаемы ее сокровища, более того, они не уменьшаются, ибо Господь всегда был и будет богат милостью. Милость Всевышнего достопамятна, ее мы всегда должны видеть пред собою, думать о ней и запомнить, ибо она достойна быть в вечной памяти. Мы должны произносить хранимые нами воспоминания о Божьей благости и провозглашать их, как если бы были ими преисполнены чрезмерно и желали, чтобы и другие узнали о них и были бы ими тронуты. Однако, когда бы мы ни провозглашали величие Божьей благости, нам надлежит в то же время не забывать воспевать правду Его, ибо Господь не только щедро вознаграждает тех, что верно Ему служат, но и справедливо наказывает восставших против Него. Нелицеприятная и строгая справедливость присуща Господу, равно как и неисчерпаемая благость, и мы должны воспевать и ту и другую вместе (Рим 11:22).
(1) Божье естество хранит в себе источник благости (ст. 8): щедр…Господь по отношению к тому, кто служит Ему; милостив к тому, кто нуждается в Нем, долготерпелив с тем, кто оскорбил Его, многомилостив ко всякому ищущему и просящему Его. Господь готов давать и прощать чаще, чем мы — просить и каяться.
(2) Во всех проявлениях провидения Господня — целые потоки благости (ст. 9). Поскольку Бог благ, Он творит добро. Он благ ко всем, ко всякой из Его тварей — от высочайшего ангела до презреннейшего червя — ко всем, кроме бесов и проклятых грешников, закрывших себя от благости Всевышнего. Щедроты Его на всех делах Его.
[1] Все дела Господа и все Его твари получают плод милостивой заботы и щедрости Всевышнего. Она распространяется на всех. Нет ничего такого из содеянного Господом, что бы Он ненавидел.
[2] Дела милости Господа затмевают все остальные деяния Всевышнего и возвещают о Нем более любого другого дела. Ни в чем слава Божья не будет сиять так сильно, как в сосудах милосердия, приготовленных ко славе. Божья благость будет воспета восклицаниями всех святых «аллилуйя» в вечности.
Стихи 10−21. Величию и благости Того, кто есть optimus et maximus — наилучший и величайший из всего сущего, была посвящена первая часть псалма; в данных стихах нас учат воздавать Богу славу за Его Царство, в управлении которым величие и благость Всевышнего проявляются так четко и сияют так ярко. Как и прежде, обратите внимание:
I. От кого ждут дани хвалы (ст. 10): да славят Господа все дела Его. Они все дают нам повод для хвалы, поэтому славьте Всевышнего по значимости дел Его. Даже если кто-то отказывается воздать Господу честь, Он сам облечет Себя честью. Но святые Божии действительно благословляют Его, не только получая от Него конкретные благословения, которые неведомы другим тварям, но активно воспевают Всевышнему хвалу, в то время как другие дела Господа хвалят Его только объективно. Святые благословляют Господа, ибо они собирают дань хвалы от стоящих ниже тварей и приносят ее в небесную сокровищницу. Все дела Господа хвалят Его, подобно тому как красивое строение служит похвалой зодчему, а прекрасная картина — художнику. Однако святые хвалят Бога, как хвалят добрых и рассудительных родителей их дети, называя благословенными. Из всех Божьих дел именно святые — шедевры благодати Всевышнего и первые плоды творения — имеют все основания благословлять Господа.
II. За что надлежит восхвалять: да проповедуют славу царства Твоего. Царство Божие среди людей — вот о чем постоянно надлежит думать и говорить. Если ранее Давид превозносил величие и благость Всевышнего вообще, то сейчас он восхваляет данные атрибуты Господа применительно к Божьему Царству. Примите во внимание:
1. Величие Царства Божия. Оно поистине велико, ибо все цари и царства земли находятся под надзором Всевышнего. Дабы показать величие Царства Божия, Давид отмечает (1) его великолепие. Если бы мы верою заглянули за завесу, то увидели бы и, веруя, проповедовали бы славу Царства Божия (ст. 11) и славное величие его (ст. 12), ибо Господь приготовил Себе престол на небе, который поднят высоко и окружен сонмами ангелов. Дворы Соломона и Ахаш-вероша были великолепны, но в сравнении со славным величием Царства Божия они лишь как жуки-светлячки против солнца. Размышление об этом должно вселить в нас благоговение, когда бы мы ни приближались к Богу.
(2) Его силу: проповедуя славу царства Божия, необходимо повествовать о могуществе Всевышнего, о масштабе и действенности Его силы, благодаря которой Господь способен сделать и делает все, что Ему угодно (ст. 11); а в подтверждение нужно дать знать сынам человеческим о могуществе Бога (ст. 12), дабы они добровольно подчинили себя Ему и таким образом оказались под защитой такого могучего Владыки.
(3) Его вечность (ст. 13). Престолы земных царей падают, цветы на их венцах увядают, монархии приходят к концу, но, Господи, Царство Твое — царство всех веков. Бог будет править миром до скончания века, пока Посредник, которому в данное время доверено управление Царством, не передаст его Богу Отцу, дабы быть Ему все во всем навеки. Владычество Господа во все роды, ибо сам Он вечен и воля Его неизменна, тогда как сатана, противопоставивший свое царство Богу, побежден и закован в цепь.
2. Благость Царства Божия. Царский титул Всевышнего — благ и милосерд Господь Бог. Стиль Его правления отвечает данному титулу. Благость Господа проявляется в том, что Он делает:
(1) Для всех тварей в целом (ст. 15−16): Бог дает пищу всякой плоти, в чем проявляется Его вечная милость (Пс 115:25). Жизнь всего творения поддерживается Господом — и подобно тому, как в самом начале Творец дал жизнь всему сущему, так и сейчас Он поддерживает эту жизнь и от Него зависит ее продолжительность.
[1] Все творение в ожидании смотрит на Господа: очи всех уповают на Тебя. Низшие твари на самом деле не знают о Боге и просто не способны знать, но и о них сказано, что уповают на Господа, потому что ищут пищу, благодаря инстинктам, заложенным в них Богом природы, и они ни сеют, ни жнут (Мф 6:26), но берут то, чем Бог природы обеспечивает их в то время и таким способом, который Господь Сам предназначил, а посему вполне довольны.
[2] Щедрая рука Всевышнего простерта к творению: Ты даешь им пищу их в свое время — подходящую пищу и в подходящее время, когда в ней есть необходимость, так что никакая тварь не погибнет просто от нехватки еды даже зимой. Ты щедро и свободно открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению, за исключением некоторых неразумных детей человеческих, которых ничем не насытишь, и они только и знают, что сетовать да кричать: «Дай, дай».
(2) В частности, для детей человеческих, которыми Всевышний руководит как существами разумными.
[1] Бог никому из них не вредит, ибо (ст. 17) праведен Господь во всех путях Своих и не может поступать неправедно на каком-то одном из них; Господь свят и поступает, как Ему и подобает, совершенно честно во всех делах Своих. В деле правления Господь справедлив, никому не причиняет вреда, но вершит правосудие над всеми. Пути Господни правы, а наши — не правы. В законодательстве, в разрешении противоречий, в вознаграждении за служение, в наказании за оскорбления Господь, бесспорно, справедлив, и мы обязаны признавать Его таковым.
[2] Господь благотворит всем людям, но в особенности — Своему народу.
Во-первых, Он поддерживает падающих, помогать немощному — Его слава (ст. 14). Всевышний поддерживает всех падающих, ибо, несмотря на свое падение, они не отвергнуты полностью. Многие из детей человеческих повержены ниц болезнями и другими невзгодами и, похоже, готовы упасть в могилу, но провидение самым дивным образом поддерживает их, поднимает и говорит: «Вернись» (Пс 119:3). Если бы умерли все, однажды казавшиеся умирающими, мир был бы скуден. Многие из Божьих детей, готовых впасть в грех или в отчаяние, ощутили на себе благость Всевышнего, удержавшего их от падения или быстро восстановившего Своими благодатями и утешением, поэтому, даже несмотря на то что падали, они не упали (Пс 36:24). И если все низверженные угнетением или горем были восставлены, то восставил их Господь. А в отношении всех обремененных грехом можно сказать, что если приходят ко Христу верою, то Он избавит их и поднимет.
Во-вторых, Господь готов услышать и ответить на молитвы Своего народа (ст. 18−19). Благодать Его Царства проявляется в том, что подданные не только вольны подавать прошения, но и имеют всякое ободрение, сопутствующее прошению.
1. Весьма велика вероятность того, что Бог будет близок ко всем призывающим Его. Господь всегда будет пребывать в пределах слышимости зова молитвы Своих подданных, а они всегда будут оказываться в зоне оказания помощи. И если лучше сосед вблизи, нежели брат вдали (Притч 27:10), то тем паче — Бог, который рядом. Более того, Господь не только будет вблизи и молящиеся утешатся тем, что Он их услышит, но и исполнит желание; просящие обретут то, о чем просят, и найдут то, что ищут. Ранее автор сказал (ст. 16), что Господь насыщает все живущее, тем паче — исполняет Он желание боящихся Его, ибо Тот, кто дает пищу птицам, не оставит голодать Своих детей. Он вопль их слышит и спасает их, то есть Бог слушает не бесцельно — так Он услышал Давида и спас его от рогов единорогов (Пс 21:22).
2. Здесь звучит оговорка, и она весьма справедлива. Господь услышит нас и поможет нам, (1) если мы боимся Его, если служим и поклоняемся Ему в святом благоговении пред Ним, а иначе как бы мы могли надеяться, что Он примет нас?
(2) Если мы призываем Его в истине, ибо Господь желает сокровенной в душе истины. Нам надлежит быть верными Богу и искренними, когда исповедуем, что зависим от Него и преданы Ему. Во время любого поклонения внешние проявления должны соответствовать внутреннему состоянию души, иначе их истинность будет подвергнута сомнению.
В-третьих, Господь в особенности берет под защиту того, кто доверяет Ему и находит в Нем успокоение (ст. 20): хранит Господь всех любящих Его, ибо эти люди уязвимы в мире сем, однако Бог хранит их в непорочности и, благодаря этому, действенно защищает, так что с ними не приключится настоящего зла.
[3] А если кто погибнет, то благодарить за это может только себя: а всех нечестивых истребит, но они сами подготовили себя к погибели своим нечестием. И что еще больше возвеличит благость Господа в защите праведных, так это то, что они очами своими увидят возмездие нечестивым (Пс 90:8); и даже посредством уничтожения нечестивых, несущих зло верующим, Всевышний хранит Свой народ.
И наконец, Давид завершает свой псалом (1) твердым решением славить Господа самому (ст. 21): уста мои изрекут хвалу Господню. Когда мы произнесли все, что смогли, в хвалу Господу, все равно всегда можно что-то добавить, поэтому нам надлежит не только начинать с благодарения, как сделал Давид (ст. 1), но и завершать славословием, подобно псалмопевцу, ибо мы теперь имеем основание начать хвалу снова. Подобно тому как конец одной милости является началом другой, так и у нас конец одного благодарения должен служить началом следующего. Пока дышу, уста мои будут произносить хвалу Господу.
(2) Призывом к другим поступать так же: и да благословляет всякая плоть, все человечество, святое имя Его во веки и веки. Одна часть человечества будет благословлять Господа во веки и веки, жаль, что не все человечество.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 144