Этот псалом говорит о царстве Иисуса Христа.
(I) О Его царстве провидения, посредством которого Он управляет этим миром (ст. 1−2).
(II) О царстве Его благодати, через которое Он управляет Своей Церковью:
(1) о подданных этого царства (ст. 4,6) и об их привилегиях (ст. 5); (2) о царе этого царства и о необходимости для каждого из нас впустить Его (ст. 7−10). Предполагается, что этот псалом был написан по случаю, когда Давид принес ковчег на то место, которое было предназначено для него, и его основное предназначение — вести народ дальше помпезности и внешних обрядов к святой жизни и вере во Христа, прообразом которого был ковчег.
Псалом Давида.
Стихи 1−2. Здесь говорится I. Об абсолютном праве собственности Бога на ту часть сотворения, где выпал нам жребий быть (ст. 1). Мы не должны думать, что небеса, лишь одни небеса и многочисленные яркие обитатели верхнего мира принадлежат Господу, а земля, будучи маленькой и незначительной частью сотворения и находясь далеко от царского дворца на небесах, остается в пренебрежении и Богу неинтересна. Нет, даже земля, этот нижний мир, принадлежит Ему; и хотя Он приготовил престол Своей славы на небесах, в то же время Его царство правит всем, и даже черви земные не выпадают из Его поля зрения и из-под Его владычества.
(1) Когда Бог отдал землю сынам человеческим, Он в то же время решил сохранить за Собой право собственности, а им передал ее как временным жильцам, или арендаторам: «Господня земля и что наполняет ее». Шахты, расположенные в ее глубинах, даже самые богатые, плоды, которые она производит, все твари лесные и скот, пасущийся на тысячах холмов, наши земли и дома и все достижения, сотворенные человеком на этой земле благодаря умению и трудолюбию, — все принадлежит Ему. Безусловно, по сравнению с царством благодати, все эти блага кажутся ничтожными, ибо они — суета сует и ничего не дают для души; но для царства провидения они представляют собой изобилие. «…Земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное…» Все части и районы земли принадлежат Господу; все находится под Его бдительным оком и в Его руке так, что куда бы ни отправилось чадо Божье, оно может утешить себя, что Бог — с ним и что он не покидает землю своего Отца. То, что выпало на нашу долю на земле, и ее плоды, дано нам на время; это принадлежит Господу; то, что в глазах всего мира принадлежит нам, не является таковым в свете Его прав. То, что расположено дальше всего от нас и проходит через пути морские или сокрыто на дне, также принадлежит Господу; и Он знает, где найти его.
(2) Населенная часть этой земли (Притч 8:31) принадлежит Ему особым образом: вселенная и все живущее в ней. Мы сами — наши тела и наши души — не принадлежим себе. «Все души — Мои», — говорит Бог, ибо Он — творец наших тел и Отец нашего духа. Наши языки не принадлежат нам, они должны находиться в Его распоряжении. Даже те дети человеческие, которые не знают Его и не состоят с Ним в родственных отношениях, принадлежат Ему. А теперь пришло время показать, что, хотя Богу приятно принимать молитвы и служения Своего избранного народа (ст. 3−5), Он делает это не потому, что их молитвы и служения нужны или выгодны Ему, ибо вся земля и то, что на ней, принадлежит Ему (Исх 19:5; Пс 49:12). То же самое можно сказать о владычестве Христа, как Посредника, над самыми отдаленными частями земли, которые отданы Ему во владение. Отец любит Сына и все отдал в Его руки, а также власть над каждой плотью. Апостол дважды цитирует это место в своем рассуждении об идоложертвенном (1Кор 10:26,28): «Если это мясо продано на бойне, то ешьте его и не задавайте вопросов, ибо Господня земля; это хорошее Божье творение, и вы имеете право на него. Если же человек сказал вам, что это мясо было принесено в жертву идолу, воздержитесь, ибо Господня земля, и, кроме этого, имеется достаточно другого». Это также является хорошим объяснением, почему мы должны быть довольны своей участью в этом мире и не завидовать другим; Господня земля, так почему Бог не может дать столько, сколько Он хочет, Своим, и дать одним больше, а другим меньше, как Ему угодно?
II. Об основании для этой правомерности. Земля принадлежит Богу в соответствии с неопровержимым правом, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (ст. 2). Она принадлежит Ему, ибо (1) Он сделал ее, сформировал ее, основал ее и сделал удобной для человека. Ее сущность принадлежит Ему, так как Он сотворил ее из ничего; ее форма принадлежит Ему, так как Он сотворил ее в соответствии с вечными намерениями и идеями Своего собственного разума. Он сам сделал ее, Он сделал ее для себя и поэтому является единственным, полновластным и абсолютным владельцем; и никто не может дать нам право владеть какой-либо частью, кроме Него (см. Пс 88:12−13).
(2) Никто другой не мог сотворить ее такой. Это творение Всемогущего, ибо оно основано на морях и реках — слабых и непостоянных основаниях, как подумали бы некоторые, чтобы на них строить землю. Но тем не менее, если всемогущей власти угодно, это основание будет служить и нести тяжесть этой земли. Воде, которая вначале покрывала землю и считалась непригодной для обитания человека, было велено идти под землю, чтобы появилась сухая поверхность, и поэтому вода является как бы основанием для нее (см. Пс 103:8−9).
(3) Господь сохраняет ее; Он основал ее, утвердил ее (хотя одно поколение уходит, но другое приходит), так что земля пребывает (Еккл 1:4). Его провидение — это продолжающееся творение (Пс 118:90). Основание земли на потоках вод должно напомнить нам, как скользки и неопределенны все земные вещи: их основание не только песок, но и вода; поэтому глуп тот человек, который строит на таком основании.
Стихи 3−6. От этого мира и его изобилия размышления псалмопевца внезапно возносятся до великих вершин другого мира, основание которого покоится не на морях и не на реках. Блага этого мира Бог отдал сынам человеческим, и мы в большом долгу за Его провидение для них; но они не поделятся ими с нами. И поэтому:
I. Здесь задается вопрос о лучшем (ст. 3) Эта земля — подножие для Бога; и как бы много мы ни имели здесь, на земле мы будем лишь короткое время и скоро уйдем отсюда, и тогда кто взойдет на гору Господню? Кто после смерти отправится на небеса и, как залог этого, сейчас имеет общение с Богом в постановлениях? Душа, которая знает и размышляет о своей собственной природе, происхождении, бессмертии; которая, рассматривая землю и ее полноту, остается неудовлетворенной. Здесь среди всех творений нет того, кто помог бы человеку, и поэтому она думает о восхождении к Богу, о приближении к небесам и спрашивает: «Что я должна делать, чтобы взойти на это высокое место, на эту гору, где Господь живет и провозглашает себя? Что я должна делать, чтобы пребывать в этом счастливом святом месте, где Он встречается со Своим народом и делает его святым и счастливым? Что мне делать, чтобы я была среди тех, кого Бог избрал Своим особым народом и который принадлежит Ему, но не так, как земля и все, что наполняет ее?» Этот вопрос очень похож на тот, который задается в Псалме 14:1. Гора Сион, на которой был построен храм, символизирует Церковь видимую и невидимую. Когда люди сопровождали ковчег к его святому месту, Давид хотел, чтобы они думали, что это были образы божественных благ, и через них они должны прийти к тому, чтобы помышлять о небесном.
II. Здесь дается ответ на этот вопрос, в котором мы имеем 1. Достояние избранного народа Божьего, который будет иметь с Ним общение в благодати и славе.
(1) Это те, которые воздерживаются от всех вопиющих греховных поступков. Их руки неповинны; они не запачканы сквернами этого мира и плоти. Никто из людей, кто был нечист по церемониальному обряду, не мог войти на гору храма, что подчеркивало чистоту образа жизни как неотъемлемое требование для тех, кто хочет иметь общение с Богом. Руки, вознесенные в молитве, должны быть чистыми руками, даже малая частица несправедливой прибыли не должна прилипнуть к ним, как и все то, что оскверняет человека и оскорбляет святого Бога.
(2) Это те, которые поступают по совести и внутренне являются такими же, какими кажутся внешне. Они имеют чистые сердца. Мы ничего не получаем от религии, если она не совершает работу над сердцем. Недостаточно, чтобы наши руки были чистыми перед людьми, мы должны отмыть наши сердца от порочности, не позволять себе никакой тайной сердечной нечистоты, что открыто для глаз Бога. В то же время напрасно притворяются те, чьи руки осквернены греховными поступками, в том, что их сердца чисты и добры. То сердце является чистым, которое искренно и не лукавит в завете с Богом; которое тщательно охраняется, чтобы ни один нечестивец, ни один нечистый дух не коснулся его; которое очищается верой и соответствует образу и воле Бога (см. Мф 5:8).
(3) Это те, которые не привязываются к благам этого мира, кто не клялся душею своею напрасно, чьи сердца не стремятся чрезмерно к богатствам этого мира, к славе человеческой или чувственным наслаждениям, которые не выбирают все это своей частью и не стремятся к ним, потому что верят, что все это напрасно, неопределенно и не насыщает.
(4) Это те, которые честны и перед Богом, и перед человеком. В своем завете с Богом и в договорах с людьми они не клянутся лживо, не нарушают обещаний и не дают лживых клятв. А те, которые не проявляют уважения к своим обязанностям поступать по правде и почитать имя Бога, недостойны быть на святой горе Господней.
(5) Они — молящийся народ (ст. 6): «Таков род ищущих Его». В каждом веке есть остаток людей, имеющих такие характеристики, которые будут называться Господними вовек (Пс 21:31). Таковыми являются те, которые ищут Бога — ищущие лица твоего, Боже Иакова!
[1] Они объединяют себя с Богом, чтобы искать Его не только ревностной молитвой, но и в серьезных усилиях, чтобы получить Его благоволение и содержать себя в Его любви. Сделав это вершиной своего счастья, они делают это вершиной своих стремлений и стараются прежде всего быть допущенными к Нему и поэтому прилагают усилия, чтобы быть одобренными Им. Мы должны восходить на гору Господню и, поднимаясь на вершину, делать все, что в наших силах, и искать усердно.
[2] Они присоединяются к народу Божьему, чтобы искать Бога вместе. Имея общение с Богом, они обретают общение со святыми; подражая примерам святых, которые прошли перед ними (как некоторые понимают это место), они ищут лица Божьего, как Иаков, который позднее стал называться Израилем, так как боролся с Господом и одолел, искал Его и нашел; и, согласуясь со святыми их времени, они будут искать благоволения Церкви Божьей (Откр 3:9) и будут рады знакомству с народом Божьим (Зах 8:23); они объединят себя с ними, и когда напишут рукою своею: «я Господень», то назовутся именем Иакова (Ис 44:5). Как только Павел обратился, он пристал к ученикам (Деян 9:26). Они будут искать лица Божьего в Иакове (как некоторые понимают это место), то есть в собраниях Его народа: «Лица твоего, Боже Иакова!» — так мы можем понять это место. Так как все верующие являются духовными потомками Авраама, то каждый, кто сражается в молитве, является духовным потомком Иакова, которому Бог никогда не говорил: «Ищете Меня напрасно».
2. Привилегии избранного народа Божьего (ст. 5). Они воистину и навечно станут счастливыми: они получат благословение от Господа, все плоды и дары Божьего благоволения, в соответствии с Его обетованием; а те, кого Бог благословляет, несомненно благословлены, ибо это прерогатива Бога — повелевать благословениями.
(2) Они будут оправданы и освящены. Они получат духовные благословения, даже праведность — именно то, чего они жаждали и к чему стремились (Мф 5:6). Праведность — это блаженство, и мы можем ожидать ее только от Бога, ибо не имеем собственной праведности. Они получат награду для своей праведности (как некоторые понимают это место) — венец правды, который даст Господь (2Тим 4:8).
(3) Они спасутся, ибо сам Бог будет Богом их спасения. Обратите внимание: там, где Бог дает праведность, Он определенно собирается дать спасение. Тот, кто сделан подходящим для небес, будет благополучно доставлен на небеса, и тогда он обретет то, что искал для своего бесконечного удовлетворения.
Стихи 7−10. В этих стихах повторяется то, что уже говорилось один раз; такие повторения обычны для песен, и они придают им красоту. В них (1) вновь звучит требование впустить царя славы; ворота и двери должны быть широко открыты, чтобы Он мог войти, ибо Он стоит у двери и стучит, готовый войти.
(2) Еще раз задается вопрос об этом величественном правителе, которого требуется впустить: «Кто сей Царь славы?» — это происходит так же, как в том случае, когда кто-либо стучит в нашу дверь, и обычно мы спрашиваем: «Кто там?»
(3) Дается ответ на вопрос об этой царской личности, которая требует, чтобы ее впустили: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани, Господь сил» (ст. 8,10).
I. Описанный здесь великолепный въезд, возможно, подразумевает торжественный внос ковчега в палатку, которую Давид построил для него, или в храм Соломона; ибо когда Давид приготовил материалы для строительства храма, вполне возможно, что он сочинил и псалом, посвященный его открытию. В этих стихах привратникам велено открыть двери, которые названы «дверьми вечными», так как они долговечнее дверей скинии, представлявшей собой лишь занавес. Они научены задавать вопрос: «Кто сей Царь славы?» А несущие ковчег научены отвечать приведенными здесь фразами, так как ковчег был символом или доказательством Божьего присутствия (Нав 3:11). Или же эти стихи можно воспринять как поэтический образ, предназначенный для того, чтобы представить тему более выразительно. Бог в Своем Слове и постановлениях повелевает нам именно таким образом приветствовать Его.
(1) С великой готовностью: двери и врата должны быть открыты для Него. Пусть Слово Господа займет самое сокровенное и самое большое место в наших душах; если бы у нас было 600 шей, мы должны были бы склонить все их перед этой властью.
(2) Со всем благоговением, помня, как велик Бог, к которому мы приступаем.
II. Безусловно, это место указывает на Христа, прообразом которого был ковчег с престолом милости.
(1) Мы можем также предположить, что это место говорит о вознесении Христа на небеса и о великолепном приеме, который был оказан Ему там. Завершив Свой труд на земле, Он вознесся с облаками небесными (Дан 7:13−14). Тогда небесные врата должны были открыться для Него — те двери, которые действительно можно было назвать «вечными вратами», которые были закрыты для нас, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3:24). Наш Искупитель увидел, что они закрыты, но, заплатив Своей Кровью за грех, принес искупление, и это дало Ему право войти во святилище (Евр 9:12). Как имеющий право и власть, Он потребовал торжественного въезда, но не только для себя, а и для нас; ибо, будучи Предтечею, Он пришел и открыл Царство Небесное для всех верующих. В Его руки нужно отдать не только ключи от ада и смерти, но и от небес и жизни. Так как Его въезд очень величественный, то ангелы пришли, чтобы спросить: «Кто сей Царь славы?», ибо они охраняют ворота Нового Иерусалима (Откр 21:12). Когда единородный взошел в верхний мир, ангелы должны были поклониться Ему (Евр 1:6); и соответственно здесь они с удивлением спрашивают: «Кто это идет в червленых ризах от Восора? (Ис 63:1−3), ибо Он явился в тот мир как Агнец закланный». В ответ звучат слова, что это крепкий и сильный, сильный в брани, который спасает Свой народ и подчиняет его и его врагов.
(2) Мы можем также применить эти стихи к торжественному вхождению Христа в души человеческие через Свое слово и Дух, чтобы они могли стать Его храмами. Присутствие Христа в них действует подобно присутствию ковчега в храме — оно освящает их. «Се, стою у двери и стучу», — говорит Иисус (Откр 3:20). Поэтому необходимо, чтобы двери и ворота сердца были распахнуты для Него не только как знак гостю, что он допущен, а как знак того, что владение передано истинному владельцу, который отвоевал право на него. Это призыв и требование Евангелия, чтобы мы впустили в свои души Иисуса Христа, Царя славы, и приветствовали Его осанной: «Благословен грядущий». Чтобы сделать все это правильно, мы должны задать вопрос: «Кто сей Царь славы?», чтобы узнать, в кого мы должны верить и любить превыше всего. И ответ готов: «Он — Иегова, Иегова — наша правда, наш вседостаточный Спаситель, если только мы впустим и примем Его. Он крепкий и сильный, Господь Саваоф; и поэтому мы подвергаемся огромному риску, отказываясь впустить Его, так как Он может отомстить за оскорбление. Он может силой проложить Свой путь и разбить на кусочки Своим жезлом тех, кто не подчинится Его золотому скипетру».
Воспевая эти стихи, пусть наши сердца радостно откликнутся на этот призыв, который звучит в первых словах следующего псалма: «К Тебе, Господи, возношу душу мою».
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 23