Некоторые считают, что Давид написал этот псалом перед тем как занял престол, когда бедствия со всех сторон окружили его, и, возможно, в связи со смертью своих родителей. Но евреи считают, что он был написан, когда Давид был стар, и был посвящен его чудесному избавлению от меча великана, когда Авесса пришел ему на помощь (2Цар 21:16−17). Тогда, в связи с этим событием, народ решил, что впредь Давид никогда не должен рисковать своей жизнью в бою, чтобы не погас светильник Израиля. Возможно, этот псалом не был написан по какому-то особому поводу, но он в особой степени выражает благочестивые и благоговейные чувства, с которыми благодатная душа приходит к Богу всегда, особенно во времена трудностей. Здесь показана:
(I) Смелость и святое мужество его веры (ст. 1−3);
(II) Удовлетворенность от общения с Богом и привилегии, полученные благодаря этому общению (ст. 4−6).
(III) Стремление Давида к Богу, Его благоволению и благодати (ст. 7−9,11−12).
(IV) Его надежда на Господа, ободрение для других надеяться на Него (ст. 10,13−14). И пусть наши сердца испытают подобное воздействие, когда мы будем воспевать этот псалом.
Псалом Давида.
Стихи 1−6. В этих стихах мы можем увидеть:
I. С какой энергичной верой Давид ликует в Господе, прославляет Его святое имя и свое стремление к Нему.
(1) «Господь — свет мой». Приверженцы Давида называли его светильником Израиля (2Цар 21:17). Безусловно, он был горящим и сияющим светильником; но он осознавал, что сияет, как луна, отраженным светом; тот свет, который Бог посылал на него, отражался на нем: «Господь — свет мой». Господь — это свет для его народа, чтобы показывать путь, когда они сомневаются, чтобы утешить и обрадовать их сердца, когда они в печали. Именно благодаря его свету сейчас они шли по своему пути, и в его свете они надеялись увидеть свет в веках.
(2) «Он — спасение мое, в котором я безопасен и которым я спасусь». «Господь крепость жизни моей, Он не только защищает мою жизнь и хранит от гибели, но и поддерживает от слабости, греховности и отпадения». Бог, который есть свет для верующего, является силой его жизни не только благодаря которому, но и в котором он живет и движется. Поэтому давайте сами будем укрепляться в Боге.
II. С каким бесстрашием Давид ликует над врагами; только вера дает такую стойкость. Если Бог за него, то кто будет против него? Кого мне бояться? Кого мне страшиться? Если всемогущий Бог будет охранять его, то у него не будет повода бояться; и если он знает об этом, то не должен бояться. Если Господь — его свет, то не стоит бояться теней; если Бог — его спасение, то не нужно бояться знамен. Давид ликует над врагами, которые уже были побеждены (ст. 2). Его враги напали на него, чтобы пожрать плоть его; они стремились именно к этому и были уверены в победе, но терпят неудачу; нет, они сами преткнутся и падут. Враги Давида будут так смущены и ослаблены, что не смогут продолжать свой поход. Таким же образом те, которые пришли, чтобы взять Христа, от одного слова отступили и пали на землю (Ин 18:6). Гибель некоторых врагов Божьих является залогом полного поражения их всех. Поэтому, раз упали эти, он не боится остальных: «Хотя их присутствует огромное количество — полк; хотя они отважны и их попытки пугают; хотя они ополчились против меня — целая армия против одного человека; хотя они развязали войну против меня, — не убоится сердце мое». Целые полчища не смогут навредить нам, если Господь Саваоф защищает нас. Более того, имея уверенность, что Бог за меня, я буду надеяться. Давид надеется:
[1] что будет в безопасности. «Если Господь — спасение мое, то Он укроет меня в скинии Своей в день бедствия; Он избавит меня от опасности и не даст поселиться страху». Бог не только найдет укрытие для Своего народа в дни бедствий, как делал это ранее (Иер 36:26), но и сам станет их покровом (Пс 31:7). Возможно, Его провидение будет хранить их в благополучии; по крайней мере, Его благодать сделает их спокойными. Его имя — крепкая башня, куда они убегают (Притч 18:10). «Он скроет меня, но не в крепостях Ен-Гадди (1Цар 24:1), а в потаенных местах». Благодатное присутствие Бога, Его сила, обетование, готовность услышать молитву, свидетельство Его Духа в сердцах народа Божьего — все это Его скиния, и в ней святые находят повод для святой уверенности в безопасности и спокойствия ума, в котором они будут пребывать. Поэтому они оказываются на скале, которая не уйдет из-под их ног, но на которой они обретут твердое основание для своих надежд. Более того, благодаря этому они оказываются на высокой скале, где разъяренные волны бушующего моря не смогут достать до них; эта скала недосягаемая для нас (Пс 60:3).
[2] Что одержит победу (ст. 6): «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами не только до такой высоты, что их стрелы не смогут достичь меня, но я буду превознесен, чтобы править ими». Здесь Давид верой в обетование Божье ликует до победы и уверен, что получит не только лавровый венок, но и царский венец, словно он уже у него на голове.
III. С каким благодатным усердием Давид молится о постоянном общении с Богом в святых постановлениях (ст. 4). Это настолько ободряло его уверенность в Боге, что он осознавал цельную любовь к Господу, Его постановлениям и то, что он был Его частью, идя дорогой своего долга и ближе знакомясь с Ним. Если наши сердца свидетельствуют, что мы получаем удовольствие от общения с Богом больше, чем от любого другого творения, то это может ободрить нас уповать на Него, ибо является добрым признаком того, что мы являемся теми, кого Он защищает как Своих. Или это можно понять таким образом: Давид желал пребывать в доме Господнем, чтобы там быть в безопасности от окруживших его врагов. Увидев, что со всех сторон окружен полчищами, он не говорит: «Одного просил я у Господа, чтобы для моей безопасности Он увеличил мою армию до такого же количества» или «…чтобы я был правителем такого-то города или такой-то крепости». Нет, он молится: «…того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем; и тогда у меня все будет хорошо». Обратите внимание:
1. Чего просит Давид — чтобы пребывать в доме Господнем. Священники имели свои жилища во дворах дома Божьего, и он хотел быть одним из них. Некоторые свысока смотрят на Божьих служителей, но один из самых великих и лучших царей с радостью разделил бы их участь и стал жить среди них. Или, скорее, он желал должным образом и постоянно посещать богослужения вместе с другими верными израильтянами в соответствии с требованиями каждого дня. Он желал увидеть конец войнам, в которые был вовлечен в то время, но не для того, чтобы жить беспечно в своем дворце, а для того, чтобы иметь свободное время и свободу для постоянных посещений дворов Господа. Таким же образом Езекия, истинный сын Давида, желал выздоровления, но не для того, чтобы иметь возможность приступить к престолу суда, а чтобы ходить в дом Господень (Ис 38:22). Отметьте, что все дети Божьи хотят пребывать в доме Божьем; где же еще они могут быть? Но не для того, чтобы временно пожить так, как странствующий путник, свернувший с дороги, чтобы остановиться здесь на ночь; не как слуга, временно проживающий в доме, а чтобы пребывать там во все дни жизни своей, ибо там сын обитает вечно. Надеемся ли мы, что хвала Богу будет блаженством всей нашей вечности? Тогда мы должны сделать это нашей основной задачей.
2. Как искренне Давид желает этого: «Одного просил я у Господа и к одному я буду стремиться». Если бы мы должны были лишь одного попросить у Бога, то об этом просили бы, ибо именно это больше всего обладало сердцем Давида. Он желал этого как основного блага, он желал этого от Господа как подарка и доказательства Его благоволения. И, сконцентрировав свое желание на этой необходимости, Давид стремился к этому. Он продолжал молиться об этом; он строил планы с учетом того, чтобы иметь эту свободу и возможность. Обратите внимание, что тот, кто истинно желает общения с Богом, будет прилежно искать его (Притч 18:1).
3. Что Давид видел перед собой. Что он будет обитать в жилище Бога, но не ради изобилия и развлечения, не ради пиршеств во время жертвоприношений, музыки и пения, а для того, чтобы созерцать красоту Господню и посещать храм Его. Давид желал посещать дворы Божьи, (1) чтобы иметь удовольствие размышлять о Боге. Он немного знал о красоте Господа, о безграничной и необыкновенной любезности божественной сущности и совершенств: Его святость — Его красота (Пс 109:3), Его благость — Его красота (Зах 9:17). Гармония всех Его атрибутов является красотой Его природы. Глазом веры и святой любви мы имеем удовольствие созерцать эту красоту больше и больше заглядывать в то, что любезно и восхитительно. Когда с определенностью мысли и святым пламенем религиозных чувств мы размышляем о прославленных Божьих совершенствах и ублажаем себя доказательствами Его особого благоволения к нам, то это и является созерцанием красоты Господа, которого жаждал Давид. К этому нужно стремиться, исполняя Его постановления, ибо в них Он являет Себя.
(2) Чтобы получить наставление в исполнении своего долга и получить от этого удовлетворение. Об этом он спрашивает в храме Божьем: «Господи! что повелишь мне делать?» По этим двум причинам Давид просил об одном: чтобы пребывать ему в доме Господнем во все дни жизни его; ибо блаженны живущие в доме Господнем: они непрестанно будут восхвалять Его (Пс 83:4), и разговаривая с Ним, и слушая Его. По поводу Марии, сидящей у ног Христа и слушающей Его слово, Христос говорит: «А одно только нужно — благая часть».
4. Какие привилегии Давид обещает себе благодаря этому. Если бы он мог иметь хотя бы место в доме Божьем, (1) тогда он успокоился бы и не волновался: тогда беды не нашли бы его, так как он сидел бы в потаенном месте; там беды не настигли бы его, так как он был бы вознесен на скалу (ст. 5). Иоас, один из потомков Давида, шесть лет скрывался в доме Господнем и спасся там не только от меча, но и был сохранен для царского венца (4Цар 11:3). Храм считался безопасным местом, где мог скрыться Неемия (Неем 6:10). Однако безопасность верующих пребывает не в стенах храма, а в Боге этого храма, а их утешение — в общении с Ним.
(2) Там он будет весел и доволен: там будут приноситься жертвы славословия (ст. 6), ибо они являются вознаграждением за дела Божьи. Там он будет петь и воспевать пред Господом. Обратите внимание: какой бы ни была сущность нашей радости, такой же является сущность нашей хвалы, поэтому, приступая к Богу в святых постановлениях, мы в значительной мере должны быть исполнены радости и хвалы. Мы должны воспевать Его пути ради славы нашего Господа; и каждый раз, когда Бог возносит нас выше наших врагов, мы должны превозносить Его в своем славословии. Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать (2Кор 2:14).
Стихи 7−14. В этих стихах Давид выражает I. Свое стремление к Богу во многих прошениях. Если в данный момент он не может прийти в дом Господень, то где бы он ни был, он может найти путь к престолу благодати через молитву.
1. Он смиренно обращается к Богу, так как верит, что получит милостивый прием: «Услышь, Господи, не только мое сердце, а голос мой, которым я взываю». Давид также ожидает ответа на молитву, но благодаря не своим собственным заслугам, а Божьей милости: «Помилуй меня и внемли мне» (ст. 7). Если мы молимся и верим, то Бог милостиво услышит и ответит.
2. Давид старательно исполняет свой долг, получив любезное приглашение от Бога (ст. 8). Слишком самонадеянно приходить к Царю царей незваным, если только Он сам не прострет к нам золотой скипетр. Поэтому Давид, собираясь молиться, в своих мыслях привязывается к призыву Бога прийти к престолу благодати и словно с благоговением касается верхушки золотого скипетра, который уже был простерт к нему. «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»». Вначале он размышлял и проповедовал сам себе (а это наилучшая проповедь — это значит услышать дважды то, что Бог сказал один раз): «Ты сказал (так можно понимать эти слова): «Ищите лица Моего»». А затем он возвращается к тому, над чем размышлял в своем благочестивом решении: «Я буду искать лица Твоего, Господи». В данном месте обратите внимание (1) на истинную природу религиозного поклонения; это — поиск лица Божьего. Это звучит в Божьем постановлении: «Ищите лица Моего». Бог хочет, чтобы мы искали Его для Него самого и сделали Его благоволение своим основным благом; это же является основной целью и стремлением святых: «Я буду искать лица Твоего, Господи, ничто другое не интересует меня». Когда Господь открывает Свою руку, то насыщает все живущее (Пс 114:16), но лишь сияние Его лица удовлетворит желание живой души (Пс 4:7,8).
(2) На любезное приглашение Бога совершать эту обязанность: «Ты говоришь: «Ищите лица Моего»»; это не только разрешение, но и постановление, а Его повеление нам искать подразумевает обетование, что мы найдем, ибо Он слишком добр, чтобы сказать: «Напрасно ищете Меня». Бог призывает нас искать Его лица в нашем разговоре и общении с Ним. Он призывает нас искать Его лица тихим шепотом Своего Духа, воздействуя на наш дух. Он призывает нас Своим словом, утвержденным порядком поклонения и особыми провидениями, милостивыми и огорчающими. Когда по глупости мы начинаем уделять много внимания ложной суетности, тогда Бог из любви призывает нас к Себе искать настоящие милости.
(3) На быстрый отзыв благодатной души на это приглашение. На призыв дается немедленный ответ: «Я буду искать лица Твоего». Призыв был общим: «Ищите лица Моего»; но, подобно Давиду, мы должны применять его к себе и сразу отвечать: «Я буду искать лица Твоего». Слово не принесет нам пользы, если будем передавать его другим, а сами не будем принимать увещевания. Призыв был: «Ищите лица Моего», а ответ таков: «Я буду искать лица Твоего». Он подобен еще одному: «Вот, мы идем к Тебе» (Иер 3:22). Благодатное сердце с готовностью откликается на призыв милостивого Бога, так как желает услышать в день силы Его.
3. Давид очень скрупулезен в своих просьбах.
(1) Он просит Бога о благоволении, чтобы Господь не отвернулся от него (ст. 9): «Повинуясь Твоему повелению, я буду искать лица Твоего, Господи. Поэтому не скрой от меня лица Твоего; пусть я никогда не лишусь оживляющего чувства Твоего благоволения; люби меня и дай мне знать, что Ты любишь меня; не отринь во гневе раба Твоего». Давид осознает, что заслуживает недовольства Бога, но просит, чтобы, несмотря на это, Бог исправил его и не лишал Своего присутствия; ибо что такое ад, как не это?
(2) Давид просит, чтобы Бог не удалялся от него: «Ты был помощником моим ранее, Боже, Спаситель мой, и поэтому куда мне идти, как не к Тебе? Не отвергни меня и не оставь меня, Боже; не удаляй воздействие Твоей силы от меня, ибо я беспомощен; не удаляй доказательства Своей доброй воли от меня, ибо тогда я безутешен».
(3) Давид просит о привилегиях божественного водительства (ст. 11): «Научи меня, Господи, пути Твоему; дай разум понять значение Твоих провидений относительно меня и сделай их простыми; дай мне мудрости знать свой долг в каждом сомнительном случае, чтобы я не совершал ошибок, а мог идти верно, чтобы я не колебался, а шел уверенно». Это не политика, а открытость, честность, которая направит и поддержит на пути нашего долга. Давид просит: «Наставь меня на стезю правды, ради врагов моих, или наблюдателей моих». Враги следили за его ошибками, чтобы найти повод выступить против него. Саул следил за ним (1Цар 18:9). Это побудило Давида молиться: «Господь, наставь меня на стезю правды, чтобы я не сделал ничего недостойного или того, что выглядит недостойным, что могли бы предъявить мне».
(4) Он просит о привилегиях божественной защиты (ст. 12): «Не предавай меня на произвол врагам моим. Не позволь им добиться своего, ибо они ищут не что иное, а жизни моей, и таким образом, что я не могу противостоять им; но Ты владеешь их совестью. Ибо восстали на меня свидетели лживые, которые дышат злобою и стремятся не только лишить меня доброй репутации или имущества, — они жаждут крови, драгоценной крови». В этом Давид был прообразом Христа, так как против Него восстали лжесвидетели, дышавшие злобою; и хотя Он был предан в их нечестивые руки, тем не менее не был предан на произвол врагам Своим, так как они не смогли помешать Его превознесению.
II. Давид выражает свое упование на Бога в том, что 1. Господь поможет ему, когда все остальные виды помощи окажутся безрезультатными (ст. 10): «Ибо отец мой и мать моя оставили меня. Даже когда самые дорогие и близкие друзья, от кого я больше всего ожидал помощи и совета в этом мире, оставили меня; когда они умерли, или находятся далеко, или не в состоянии помочь мне в трудный час, или недоброжелательны ко мне, или не думают обо мне и не помогают; когда я беспомощен, как бедный сирота, оставшийся без отца и матери, — тогда я знаю, что Господь примет меня, как бедную блуждающую овцу, и спасет от гибели». Его время помогать уповающим на Него наступает тогда, когда любая помощь оказывается безрезультатной, ибо тогда Его помощь совершается для Его славы и их утешения. С Ним сирота обретет милость. Это обетование часто исполнялось в точности. Всеми оставленные сироты были взяты под опеку божественного провидения, которое посылало им помощь и друзей таким образом, какого никто не ожидал. Бог — самый надежный и лучший друг, лучше, чем самые замечательные земные родители.
2. В нужное время он увидит благость Господа, проявленную к нему (ст. 13). Давид верил, что увидит благость Господа на земле живых, ибо, если только Бог не совершит этого, он ослабеет от страданий. Даже наилучшие святые могут ослабеть, когда их бедствия становятся скорбными и утомительными; их дух подавляется, а плоть и сердце ослабевают. Но именно тогда вера становится целебным средством; она поддерживает их от падения под этой тяжестью и от отчаяния, поддерживает их надежды, молитвы, упование, поддерживает их добрые мысли о Боге и их благочестивые наслаждения. Но в чем же заключалась вера, поддержавшая Давида от падения? Он был уверен, что увидит благость Господа, который сейчас, как казалось, удалился на расстояние. Тот, кто живет верой в благость Господа, в должное время окажется вблизи этой благости. Давид надеялся увидеть все это на земле живых, то есть (1) в этом мире; он верил, что переживет свои бедствия и не погибнет от них. Его утешение заключалось не столько в том, что он увидит землю живых, как в том, что он увидит благость Господа на ней, ибо это является утешением всех сотворенных утешений для благодатной души.
(2) В земле Ханаанской и в Иерусалиме, где жили живые пророки. По сравнению с язычниками, которые были мертвыми во грехах, земля Израиля вполне могла называться землей живых, где люди знали Бога, и Давид надеялся увидеть Его благость (см. 2Цар 15:25−26). Или (3) — на небесах. Лишь то место по справедливости можно было назвать землей живых, так как там нет смерти. А эта земля — место умирающих. Ничто не может сравниться с надеждой верующего на вечную жизнь; он предвидит ту славу и предвкушает те наслаждения, которые поддерживают нас от падения под тяжестью бедствий в нынешнее время.
3. В трудное время он получит подкрепление и справится с трудностями (ст. 14). То ли Давид говорит это себе, то ли своим друзьям, но эти слова сводятся к одному — это то, что ободряет его: да укрепляется сердце твое; Господь поддержит твой дух, а затем дух поддержит твои слабости. В этой силе (1) оставайтесь близкими к Богу и вашему долгу. Надейся на Господа верой, молитвой и смиренной покорностью Его воле. Надейся на Господа; что бы ты ни делал, не становись беспечным, приходя к Богу.
(2) Поддерживайте свой дух среди великих опасностей и трудностей — мужайтесь. Пусть ваши сердца будут тверды, уповая на Бога. Пусть ваш разум концентрируется на Нем, и тогда ничто не поколеблет вас. Надеющиеся на Господа имеют повод быть мужественными.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 26