Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судя по этому и многим другим псалмам, написанным во время величайших страданий и бедствий, кажется, что Давид никогда не вешал свою арфу на иву, никогда не ослаблял ее струны и не откладывал в сторону. Даже когда опасности и страхи достигали своей наивысшей точки, он был в состоянии воспевать хвалу Богу. Сочиняя этот псалом или, по крайней мере, размышляя о нем, он находился в огромной опасности. Но даже в то время его размышления были приятными.

(I) Он жалуется на злобность своих врагов и просит милости для себя и справедливого суда для них (ст. 2−3,6−8).

(II) Давид вверяет себя Богу, будучи уверен, что тот примет его сторону, и утешая себя тем, что благодаря этому он будет спасен и одержит победу. Поэтому он принимает решение славить Бога, пока жив (ст. 4−5,9−14). С каким наслаждением, воспевая этот псалом, благочестивые христиане могут радоваться в Господе и славить Его за то, что Он уже сделал и еще сделает.

Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда филистимляне захватили его в Гефе.

Стихи 2−8. В этом псалме Давид верой вручает себя в руки Божьи, когда из-за страха и по глупости попал в руки филистимлян. Они схватили его в Гефе, куда он бежал, опасаясь Саула, забыв о вражде, вызванной убийством Голиафа, но филистимляне вскоре вспомнили его (1Цар 21:10−11). Тогда Давид притворился безумным, и это получилось настолько правдоподобно, что послужило поводом для написания этого и 33-его псалма. Этот псалом озаглавлен Michtam — золотой псалом. Так же озаглавлены некоторые другие псалмы, но этот имеет еще одну особенность в заглавии. Здесь написано «о голубице, безмолвствующей в удалении». Некоторые считают, что эти слова относятся к самому Давиду, который желал иметь крылья голубя, чтобы улететь прочь. Он был невиновен и безобиден, кроток и терпелив, как голубица, и в то же время изгнан из своего гнезда и святилища (Пс 83:4). Он был вынужден блуждать вдалеке и искать прибежища в дальних странах, а здесь похож на диких голубей, живущих в долинах, грустных и скорбящих. В то же время он молчал и не роптал на Бога, не жаловался на тех, кто причинял ему страдания. В этом Давид был прообразом Христа, который был, как агнец, безгласен перед стригущими, и примером для христиан, которые, где бы ни были и какие бы оскорбления им ни наносились, должны быть похожи на безмолвствующих голубиц. В первой части псалма:

I. Давид жалуется на злобность и порочность своих врагов, чтобы показать, что у него была причина бояться их, и необходимость просить Божьей защиты (ст. 2): «Помилуй меня, Боже!» Это прошение включает в себя все блага, ради которых мы приступаем к престолу благодати. Если там мы обретаем милость, то получаем все, чего желаем, и нам не нужно ничего больше, чтобы сделать нас счастливыми. Здесь также подразумевается наилучшее прошение: не о наградах, а о милости — щедрой, доступной Божьей милости. Давид молится, чтобы обрести милость у Бога, так как у людей он не нашел милости. Бежав от жестоких рук Саула, он попал в жестокие руки филистимлян. «Господь, — говорит он, — помилуй меня, или я погибну». Когда мы со всех сторон окружены трудностями и опасностями, то должны спешить и уповать на милость Божью и с верой молиться о ней. Давид жалуется, (1) что у него очень много врагов (ст. 3): «…много восстающих на меня, они думают одолеть меня числом. Посмотри на них, о, Всевышний! Покажи, что как бы горды они ни были, Ты превыше их». Почетно помогать одному человеку, которому противостоят многие. И если Господь на нашей стороне, то, как бы много врагов ни сражалось против нас, мы можем на полном основании хвалиться, что мы сильнее, ибо, как сказал великий генерал: «На что мы можем рассчитывать благодаря его участию?»

(2) Что враги безжалостны и всякий день ищут поглотить его (ст. 2−3). Они хотели поглотить его, и ничто другое не устраивало их. Они яростно набросились, как хищники, пожирающие плоть его (Пс 26:2). Псалмопевец говорит: «…человек хочет поглотить меня…» — существо такого же вида, от которого можно было бы ожидать человечности. Ненасытные хищники не питаются представителями своего вида, а нечестивец (если это в его силах) готов поглотить благочестивого. «Они люди, слабые и хрупкие; дай им познать, каковы они» (Пс 9:21).

(3) Они были абсолютно единодушны (ст. 7): «Они собираются; хотя их много и они преследуют разные интересы, в то же время они объединились против Давида, как Ирод и Пилат против Сына Давидова.

(4) Что они были очень могущественны и без помощи Бога он не смог бы одолеть их: «Они восстают на меня (ст. 3), нападают и теснят всякий день (ст. 2). Они почти одолели, сломили меня и довели до крайности».

(5) Что они очень хитры и коварны (ст. 7): «Они притаиваются, они тщательно скрывают свои замыслы, чтобы добиться наиболее действенных результатов. Они прячутся, как лев в своей западне, чтобы следить за моими шагами, то есть следят за всем, что я говорю и делаю, и оценивают критически мои действия и слова, чтобы было, в чем обвинить меня». Таким же образом враги Христа следили за Ним (Лк 20:20). Или эти слова можно понимать так: «Они наблюдают за всеми моими движениями, чтобы иметь возможность причинить мне зло и расставить сети».

(6) Что они были исполнены ненависти и злобы. Они лживо истолковывали все его слова, как бы честны они ни были и как бы рассудительно ни излагались (ст. 6): «Всякий день извращают слова мои, то есть подвергают серьезному испытанию, чтобы придать им смысл, который не вкладывался в них». Так они выставляли его обидчиком (Ис 29:20), неверно информируя Саула и извращая слова Давида, чтобы еще больше привести царя в ярость. Теперь их главная задача была погубить псалмопевца; и все их помышления о нем — зло. Они старались лживо истолковать все его слова.

(7) В своих действиях они были постоянны и неутомимы. Они постоянно искали его души. Они охотились за его жизнью, драгоценной жизнью, и желали его смерти (ст. 7). Они всякий день нападали на него (ст. 2), всякий день искали поглотить его (ст. 3) и всякий день извращали слова его (ст. 6). Их злобность не позволяла им ни на мгновение остановить военные действия, и они постоянно теснили его. Такой же является враждебность сатаны и его посланников по отношению к царству Христа и интересам Его святой религии; и если мы от всего сердца поддерживаем ее, то не должны удивляться, сталкиваясь с подобным отношением, как с чем-то необычным. Таким же образом обращались с наилучшими святыми и преследовали пророков.

II. Давид ободряет себя Богом и Его обетованиями, Его силой и провидением (ст. 4−5). Среди своих жалоб (прежде чем описать своих врагов) псалмопевец торжествует, осознавая божественную защиту.

(1) Он принимает решение сделать Бога своим упованием. Когда опасность была особо велика и все упования оказались несостоятельными, Давид говорит: «Когда я в страхе, то есть в день, когда я объят страхом, когда я напуган извне и робость сковывает меня изнутри, я буду на Тебя уповать — и тогда все мои страхи умокнут». Отметьте, что иногда наступают времена, когда народ Божий испытывает страх. В такое время их обязанность — уповать на Господа, как на своего Бога, и знать, на Кого они уповают. Это утвердит их сердце и поддержит в мире.

(2) Давид принимает решение сделать Божьи обетования темой своей хвалы, и поэтому мы должны стремиться поступать так же (ст. 5): «В Боге восхвалю не только те дела, которые Он уже совершил, но и слово Его, которое Он изрек. Я прославлю Его за обетование, еще не совершенное. В Боге (Его силой и с Его помощью) я буду славить Его слово и воздавать Ему славу за него. Некоторые под Его словом понимают Его провидение — каждое событие, предопределенное Им: «Когда я хорошо говорю о Боге, то хорошо говорю обо всем, что Он делает».

(3) Получив такую поддержку, верующий будет с презрением относиться ко всем враждебным силам: «Когда я на Бога уповаю, я в безопасности и спокоен; я не боюсь; что сделает мне плоть? Это лишь плоть, и она не может многого. Тем более она ничего не может без божественного позволения». Как мы не можем доверять мышце плотской, когда она вступается за нас, так же мы не должны пугаться мышцы плотской, когда она простирается против нас.

III. Давид предвидит и предсказывает падение тех, кто сражается против него, кто надеется утвердиться благодаря неправедным действиям (ст. 8): «Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою?» Они надеются избежать судов Божьих, как избегают судов человеческих с помощью насилия и обмана, несправедливости и предательства, но разве они смогут избежать их? Конечно, нет. Грех нечестивцев никогда не даст им безопасности, а их бесстыдство и лицемерие никогда не освободит их от суда Божьего. Господь во гневе предаст смерти и изгонит таких людей (Рим 2:3). Никто не возносился так высоко и не стоял настолько твердо, чтобы справедливость Божья не смогла сломить его, лишить достоинств и упования. Кто знает силу гнева Божьего? Как высоко он может вознестись и с какой силой обрушиться?

Стихи 9−14. В день отчаяния и страха Давид утешает себя тем, что I. Бог особым образом отмечает (1) все скорби его стесненных обстоятельств (ст. 9): «У Тебя исчислены мои скитания, мои побеги» (как сказано в старом переводе). В то время Давид был еще молод (ему было около тридцати), но ему приходилось много странствовать: из отцовского дома во дворец, оттуда в военный лагерь, а теперь он был вынужден искать другое место, но нигде не мог найти покоя. На него охотились, как на голубя в горах; наваливались постоянные ужасы и бедствия, но его утешало то, что Бог подсчитывал все его скитания и уставшие шаги, совершенные днем и ночью. Отметьте, что Бог знает обо всех страданиях Своего народа, и Он не лишит Своей заботы и любви тех, кого люди изгнали из своего общества и лишили общения.

(2) Скорби, вызванные воздействием на его дух. Скитаясь, Давид часто рыдал, и поэтому здесь он молится: «…положи слезы мои в сосуд у Тебя; храни их и смотри на них. Более того, я знаю, что они в книге Твоей, в книге Твоей памяти». У Господа есть сосуд и книга для слез Своего народа, для их грехов и их страданий. Это означает:

[1] что Он наблюдает за ними с состраданием и нежной заботой. Он страдает в их страданиях и знает, что чувствуют их души в бедствии. Как кровь и смерть Его святых драгоценны в глазах Бога, так и их слезы; и Он не позволит ни одной из них упасть на землю. «Я увидел слезы твои» (4Цар 20:5). «Я слышу Ефрема плачущего» (Иер 31:18).

[2] Он будет помнить и вспоминать о них, как мы просматриваем сделанные записи. Павел помнил слезы Тимофея (2Тим 1:4), и Бог также не забудет скорби Своего народа. Слезы преследуемого народа Божьего собраны и запечатаны. Они находятся среди Его богатств. И когда книги будут открыты, то чаши гнева Божьего изольются на преследователей народа Божьего, и Бог воздаст им по заслугам за все слезы, пролитые из глаз Своего народа. Тот, чье вретище превратится в одежду хвалы, будет грудью утешения для скорбящих в Боге. Господь утешит Свой народ в соответствии со временем, на протяжении которого Он поражал Его, и они будут пожинать с радостью то, что сеяли со слезами. То, что было посеяно со слезами, станет жемчужиной.

II. Его молитвы будут обладать силой, которая сможет поразить и смутить его врагов, а его самого — поддержать и ободрить (ст. 10): «Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе. Мне не нужно другое оружие, кроме молитв и слез. Из этого я узнаю, что Бог за меня, что Он знает обо мне, что Он защитит и освободит меня. А если Бог за меня, то кто сможет одолеть меня?» Бог на стороне святых, и они должны знать об этом. К Нему они могут взывать, когда враги окружают их. И если они делают это с верой, то увидят, что божественная сила проявляется и вступается за них. Их противники обратятся в бегство, так как с духовными врагами лучше всего сражаться, стоя на коленях (Еф 6:18).

III. Его вера вознесет его выше страха перед людьми (ст. 11−12). В этих стихах он повторяет с пафосом то, что уже говорил (ст. 5): «В Боге восхвалю я слово Его, то есть я буду твердо уповать на обетование ради Того, Кто дал его, который истинный и верный, который имеет мудрость и силу, а Его милости достаточно, чтобы творить добро». Если мы верим счету, выписанному человеком, то оказываем честь человеку, выписавшему его. Таким же образом, если мы без колебаний ради Господа верим Его обетованию, то тем самым воздаем славу Богу и прославляем Его слово. Поэтому, возложив свое упование на Бога, Давид испытывает святое презрение к силе человеческой: «На Бога уповаю, только на Него, и поэтому я не боюсь; что сделает мне человек (ст. 12)? Хотя я очень хорошо знаю, что он делал бы, если бы это было в его силах (ст. 2−3). Это торжествующее слово выражает такое святое благородство, что апостол вкладывает его в уста каждого истинного верующего, которого считает христианином-героем (Евр 13:6). Каждый из нас может смело сказать: «Господь — мой Помощник, и поэтому не убоюсь того, что человек может сделать мне, ибо сам по себе он не имеет силы, а владеет лишь тем, что ему дано свыше.

IV. Что он был в узах перед Богом (ст. 13): «На мне, Боже, обеты Тебе, но это не бремя, которым я нагружен, а как знак отличия, которым я горжусь, по которому все знают, что я — Твой верный раб. Они не похожи на узы, сковывающие меня (как суеверные обеты), а являются уздечкой, ограждающей меня от того, что может причинить мне вред, и направляют на путь долга. Твои обеты на мне, обеты, которые я сделал Тебе, и Ты являешься не только их свидетелем, но и участвующей стороной, так как повелел и ободрил меня принести их». Возможно, Давид имеет в виду обеты, которые он принес Богу во дни бедствий и отчаяния, о которых вспоминал и признавал необходимость их совершать, когда борьба была позади. Отметьте, что мы должны размышлять и радоваться тому, что на нас обеты Божьи. Клятвы, данные при крещении, возобновляются у стола Господнего, а в соответствии с нашими отдельными клятвами, сделанными под влиянием обличений, наказаний, мы обязуемся жить для Бога.

V. Чтобы у него было еще больше поводов прославлять Его: «Тебе воздам хвалы». Это является частью исполнения обета, так как обет благодарения должным образом сопровождает молитвы о милости, а когда милость получена, то следует благодарность. Когда мы исследуем, что можно сделать в ответ, то наименьшее, к чему мы можем прийти, — воздать Богу хвалу. Какой скудный ответ на щедрое даяние! Давид обязуется прославлять Бога (1) за то, что Он сделал для него (ст. 14): «Ты избавил душу мою, мою жизнь от смерти, которая была готова схватить меня». Если Бог избавил меня от греха (то ли от согрешения благодаря предотвращающей благодати, то ли от наказания за грех через прощающую благодать), то у нас есть повод осознать, что тем самым Он избавил нашу душу от смерти, которая является платой за грех. Если мы, которые по своей природе были мертвы во грехе, оживотворены со Христом и стали духовно живыми, то у нас также есть повод осознать, что Бог избавил нашу душу от смерти.

(2) За то, что Он сделает для него: «Ты избавил душу мою от смерти и тем самым дал мне новую жизнь и залог будущих милостей. Ты избавил ноги мои от преткновения, Ты сделал самое главное, а потому совершишь и менее значительное. Ты начал доброе дело, а потому продолжишь и совершишь его». Эти слова можно воспринять либо как сущность молитвы, излагающей его опыт, либо как сущность хвалы, возносящей его ожидания. Тот, кто знает, как славить в вере, возблагодарит Бога за милости в обетовании и планах на будущее, как и в настоящее время. Здесь обратите внимание:

[1] на что надеется Давид. Он надеется, что Бог избавит его ноги от падения — то ли от согрешения, которое поразит его совесть, то ли от самого искушения, которым воспользуются враги, чтобы опорочить его доброе имя. Тот, кто думает, что стоит, должен остерегаться, чтобы не упасть, так как наилучший сможет устоять не дольше, чем Богу будет угодно поддерживать его. Мы слабы, наши пути скользки, на них находится много препятствий, наши духовные враги неустанно трудятся, чтобы погубить нас. Поэтому эти стихи убеждают верой и молитвой вручить себя заботе Того, кто удерживает ноги святых от преткновения.

[2] На чем он строит свою надежду: «Ты избавил душу мою от смерти и тем самым возвеличил Свою силу и милость, а также дал мне понять, что в будущем я также смогу рассчитывать на Твою милость. Так неужели сейчас Ты не спасешь и не увенчаешь Свой собственный труд?» Бог не выводил Свой народ из Египта, чтобы убить его в пустыне. Тот, кто при избавлении спасает душу от такой великой смерти, как грех, обязательно сохранит ее для Царства Небесного.

[3] Что Давид планирует, исходя из своих надежд: «…чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых», то есть, во-первых, добраться к небесам — единственной земле, где пребывает свет, ибо в этом мире царствует тьма и смерть. Во-вторых, исполнять свой долг, пока длится эта жизнь. Обратите внимание, к чему мы должны стремиться. Ожидая избавления от греха и бедствий, мы должны прилагать усилия, чтобы лучше служить Богу, чтобы, получив избавление от врагов, служить Ему без страха.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 55

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.