Этот псалом озаглавлен «молитва Давида». Возможно, он не был написан по какому-то определенному поводу, но эту молитву он сам часто возносил и другим советовал использовать, особенно в дни страданий. Многие считают, что Давид сочинил эту молитву как прообраз Христа, который «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы» (Евр 5:7). Давид в своей молитве (в соответствии с природой этого долга)
(I) воздает славу Богу (ст. 8−10,12−13).
(II) Ищет у Бога благодати и благоволения; он просит, чтобы Бог услышал его молитвы (ст. 1,6−7), сохранил и спас его и был милостив к нему (ст. 2−3,16), чтобы Он даровал ему радость, благодать, силу и облек его почестями (ст. 4,11,17). Он говорит о Божьей милости (ст. 5,15) и о злобности своих врагов (ст. 14). Воспевая этот псалом, мы должны возносить души к Богу, размышляя о его сути.
Молитва Давида.
Стихи 1−7. Этот псалом был издан под заглавием «молитва Давида». Это не означает, что Давид пел все свои молитвы, но в некоторые из своих псалмов он вставлял молитвы, ибо псалом допускает любые благочестивые и благоговейные чувства. Необходимо отметить очень простой язык данного псалма и то, как мало в нем содержится поэтических полетов и иллюстраций по сравнению с некоторыми другими псалмами, так как блистающее остроумие не является должным украшением молитвы. И в этих стихах мы можем увидеть:
I. Прошения, которые он излагает Богу. Правда, что иногда молитва может проповедовать, но она больше соответствует своему назначению (как это продемонстрировано в данной молитве), когда каждый ее отрывок направлен Богу, ибо такова природа молитвы, как здесь и представлено (ст. 4): «…к Тебе, Господи, возношу душу мою», как он сказал в Псалме 24:1. Во всех частях молитвы душа должна возноситься на крыльях веры и святого стремления, возносясь к Богу, желая прикоснуться к Его благодати, и исполняясь великими надеждами получить от Него блага.
1. Он молится, чтобы Бог милостиво выслушал его молитвы (ст. 1): «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня». Когда Бог слушает наши молитвы, то вполне уместно говорить, что Он приклоняет к ним Свое ухо, ибо то, что Он снисходит, что Ему угодно обращать внимание на таких низких тварей, каковыми мы являемся, и слушать наши ущербные молитвы, заслуживает восхищения. Эти же слова он вновь повторяет (ст. 6): «Услышь, Господи, молитву мою, приклони Свое ухо к моему запинающемуся шепоту и внемли гласу моления моего». Это не означает, что своими словами мы должны возбуждать Его чувства, но так мы должны выражать свое стремление обрести Его благоволение. Сын Давида говорил об этом с уверенностью и удовольствием (Ин 11:41−42): «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня».
2. Он молится, чтобы Бог взял его под Свою особую защиту и стал творцом его спасения (ст. 2): «Сохрани душу мою… спаси, Боже мой, раба Твоего». Душа Давида была рабом Бога, так как Богу угодно служение лишь тех, кто служит Ему своим духом. Давид заботился о своей душе; и если мы считаем, что здесь он имеет в виду свою природную жизнь, то этот стих учит нас, что для наилучшей сохранности мы должны вручить ее Богу и верой и молитвой сделать нашего Творца нашим защитником. Но здесь также может подразумеваться его духовная жизнь — жизнь души отдельно от тела: «Сохрани мою душу от зла и опасностей, сохрани ее от греха; сохрани мою душу и спаси меня». Кого Бог спасет, того Он и сохранит; Он сохранит его для Своего небесного царства.
3. Он молится, чтобы Бог взглянул на него с жалостью и состраданием (ст. 3): «Помилуй меня, Господи!» Бог проявляет милость, прощая нам грехи и помогая избавиться от бедствий; и оба прошения включены в эту молитву: «Помилуй меня, Господи! Люди не проявляют милость; мы сами не заслуживаем милости, но Ты, Господь, ради Своей милости, помилуй меня».
4. Он просит, чтобы Бог наполнил его внутренним утешением (ст. 4): «Возвесели душу раба Твоего». Лишь Бог может исполнить сердце мое веселием и возвеселить душу, и лишь потом, а не раньше радость будет полной, и так как обязанность служителей Божьих служить Господу с веселием, так и их привилегия — быть исполненными радости и мира в вере, и они могут в вере молиться, чтобы Бог не только сохранил их души, но и развеселил их души, чтобы радость Господа была их силой. Обратите внимание: когда он молится «возвесели душу мою», то добавляет: «…ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». Мы можем ожидать утешения от Бога лишь в том случае, если стараемся поддерживать наше общение с Богом, и тогда молитва является кормилицей духовной радости.
II. Что усиливает эти прошения.
1. Он говорит о своем отношении к Богу и своей части в Нем: «Ты Бог мой, которому я посвятил себя, от которого я завишу и которому служу (ст. 2). Я подчиняюсь Тебе и поэтому ищу у Тебя защиты».
2. Он рассказывает о своей беде: «…услышь меня, ибо я беден и нищ; поэтому мне нужна Твоя помощь, поэтому никто другой меня не услышит». Бог — Царь бедного человека; Его слава — души убогих спасать; тот, кто нищ духом, кто видит собственную пустоту и недостаточность, более других принимается божественной благодатью.
3. Он говорит о благоволении Бога ко всем, кто ищет Его (ст. 4, 5): «…к Тебе, Господи, возношу душу мою, к Тебе стремлюсь и на Тебя надеюсь, ибо Ты, Господи, благ». Да и куда может идти нищий, как не к доброму привратнику? Доброта природы Бога является великим ободрением для всех, кто обращается к Нему. Его благость проявляется в прощении и даянии.
(1) Он Бог, прощающий грех. Он не только может простить, но и готов простить; он более готов простить, чем мы — покаяться. «…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс 31:5).
(2) Он Бог, слышащий молитвы; Он щедр в милости, Он наполнен ею и дает бесплатно; Он богат и щедр ко всем, призывающим Его. Он имеет все необходимое, чтобы восполнить все их нужды, и Его руки раскрыты, чтобы давать необходимое.
4. Он рассказывает о доброй работе, совершенной в нем Богом, тем самым сделав его достойным для знаков Своего благоволения. Божественная благодать совершила в нем определенную работу, которую он рассматривает как залог всех благ:
(1) подобие Богу (ст. 2): «…я благоговею пред Тобою («я свят», — англ. пер., KJV), поэтому сохрани душу мою»; Он сохранит тех, кого Дух освящает. Он говорит это не с гордостью или пустой хвалой, а со смиренной благодарностью Богу: «Я тот, к кому Ты благоволишь (написано на полях), кого Ты отделил для Себя». Если Бог благодатью начал совершать в нас добрую работу, то мы должны признать, что это было время твое, время любви. Я буду в глазах его, как обретший благоволение, а к кому Бог проявляет Свое благоволение, того и берет под защиту. Все святые его в руке Твоей (33:3). Отметьте: «я беден и нищ» (ст. 1), в то же время «я благоговею пред Тобою» (ст. 2), я свят, но нищ, я беден в миру, но богат верою. Тот, кто в бедности сохранил свою чистоту, может быть уверен, что Бог сохранит его утешения и его душу.
(2) Упование на Бога: «…спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». Тот, кто свят, не должен уповать на себя или на свою святость, а лишь на Бога и Его благодать. Тот, кто уповает на Бога, может ожидать от Него спасения.
(3) Расположение души к общению с Богом. Он надеется, что Бог ответит на его молитвы, так как Он склонил его к молитве.
[1] Он стал постоянным в молитве: «…к Тебе взываю каждый день» (ст. 3). Наша обязанность — всегда молиться, молиться непрестанно и быть настойчивым в молитве; и мы можем надеяться, что наши молитвы, которые мы возносили в беде, будут услышаны, если будем добросовестно исполнять свой долг в другие времена, во всякие времена. Хорошо, если с приходом бедствия колеса молитвы уже находятся в движении, а не в тот момент лишь начинают двигаться.
[2] В молитве он направляет свою душу к Богу — возносит к Нему душу свою (ст. 4). Мы можем надеяться, что Бог дарует нам Свои милости, если в своих молитвах возносим к Нему свои души, чтобы встретиться с Ним. [3] Молитва Богу является в определенном смысле залогом, когда он находился в страдании (ст. 7): «В день скорби моей, чтобы ни делали другие, я взываю к Тебе и вручаю Тебе свое дело, ибо Ты услышишь и ответишь мне и я не буду искать напрасно как те, которые взывали: «Ваале! Услышь нас, но не было ни голоса, ни ответа» (3Цар 18:29).
Стихи 8−17. В этих стихах Давид продолжает свою молитву.
I. Он воздает славу Богу, так как в своих молитвах со смиренным и благоговейным восхищением мы должны славить Его, признавать Его Царство, силу и славу.
1. Как Личность, обладающую непревзойденными совершенствами, подобной которой не существует и с которой никто не может сравниться (ст. 8). «Между богами, ложными богами, которым поклоняются язычники, среди ангелов и земных царей нет, как Ты, Господи! Нет такого же мудрого, могущественного и милостивого; и нет дел, как Твои, которые являются неоспоримым доказательством того, что нет подобного Тебе». Его дела славят Его, а наилучший способ прославить Его — признать, что нет подобного Ему.
2. Как источник всего сущего и центр всякого прославления (ст. 9): «Все народы, Тобою сотворенные, в которых течет одна кровь, которые произошли от Тебя и постоянно зависят от Тебя, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Это частично исполнилось во дни Давида и Соломона, когда огромное количество прозелитов последовало за религией евреев, но полностью исполнится во дни Мессии, когда представители всех народов и царств придут, чтобы прославить Бога (Откр 7:9). Через Христа Бог сотворил все народы, ибо без Него ничто не стало быть, что стало быть, и поэтому через Христа, благодаря силе Его Евангелия и благодати, все народы придут пред лицо Его на поклонение (Ис 66:23).
3. Как безгранично великую Личность (ст. 10): «Все народы поклонятся пред Тобою, ибо Ты Царь народов, ибо Ты велик, Твое владычество абсолютно и неопровержимо, Твоя власть универсальна и непреодолима, Твои богатства огромны и неистощимы, Твое владычество безгранично и неоспоримо, и для доказательства всего этого Ты творишь чудеса, которыми восхищаются все народы. Благодаря им они с легкостью могут сделать вывод, что Ты, Боже, един Ты, что не только нет подобного Тебе, но и нет никого, кроме Тебя». Давайте всегда развивать подобные мысли о великом Боге и исполняться святым восхищением Богом, совершившим эти чудеса. И пусть наши сердца принадлежат тому Единственному, кто един есть.
4. Как Личность, безгранично милостивую. Человек очень плох, нечестив и подл (ст. 14); от него не стоит ожидать милости, но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный (ст. 15). Это та отличительная черта, через которую Он возвестил Свое имя и через которую мы должны провозглашать его (Исх 34:6−7). Его милость превыше всех Его дел, и поэтому она должна больше всего звучать в нашей хвале, и, глядя на нечестивый мир, в котором мы живем, мы можем утешиться, что каким бы он ни был, а Бог — благ. Люди жестоки, а Бог — милостив; люди лживы, а Бог верен. Он не только сострадает, но наполнен состраданием, Его милость превозносится над судом. Он долготерпелив по отношению к нам, хотя мы провоцируем Его на гнев и лишаемся Его благоволения. Но Он многомилостивый и истинный; Он так же верен в исполнении обещаний, как и свободен при даче их.
5. Как доброго друга и щедрого Даятеля. Мы должны славить Бога за Его доброту саму по себе, но с особым чувством, когда видим, как Он добр к нам. Об этом псалмопевец говорит с особым удовольствием (ст. 12−13). Он сказал (ст. 9): «Все народы… поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Благочестивому человеку приятно думать о том, что другие придут прославить Бога, но для него удовольствие самому совершать этот долг. «Что бы ни делали другие, — говорит Давид, — буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, но не только как Господа, а как моего Бога; и я буду делать это всем сердцем моим. Я буду готов славить Тебя и буду искренним. Я буду совершать это весело и энергично, с искренним уважением к Твоей чести, ибо я буду восхвалять Тебя не определенное количество раз, а вечно. Я буду славить Тебя, пока жив, и надеюсь делать это до самой вечности». У псалмопевца есть добрый повод прийти к такому решению — Бог проявил к нему особое благоволение: «Ибо велика милость Твоя ко мне». Источник милости полон, он никогда не иссякнет; потоки милости безмерно богаты. Когда мы говорим о милости Бога к нам, то тем самым возвеличиваем ее: «Ибо велика милость Твоя ко мне». Псалмопевец приводит следующие примеры Божьей милости: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего, от великой смерти (как говорит святой Павел, 2Кор 1:10), от вечной смерти», — как понимают это место даже некоторые иудейские толкователи. Давид знал, что заслуживает вечного изгнания в преисподний ад за свой грех в отношении Урии, но Нафан убедил его в том, что Господь простил его грех, и этим словом псалмопевец был избавлен от ада преисподнего. Поэтому велика была милость Божья к нему. Даже наилучшие святые признают, что их спасают из ада преисподнего не собственные заслуги, а милость Божья. Размышления об этом должны наполнять их сердца хвалой милости Божьей, которую они обязаны прославлять вечно. Спасение от вечных страданий так прославлено и милостиво, что оно справедливо требует ответной вечной хвалы.
II. Он страстно молится о милости и благодати от Бога. Он жалуется на постоянную непримиримую враждебность своих врагов (ст. 14): «Господи, вступись за меня, ибо многие выступили против меня». Затем он обращает внимание на их характер — это были гордые люди, с презрением смотревшие на Давида. (Многие стали преследователями из-за своей гордости). Это были мятежники, которые силой преодолевали все препятствия, не задавая вопроса, правильно это или нет. «Это было ужасное скопище людей» (как читают в некоторых переводах), которые делали все возможное, чтобы напугать окружающих. Он обращает внимание на их количество — это было скопище; это были люди, облаченные властью, которые собирались при дворах или встречались в клубах, чтобы поговорить. Эти собрания помогали им быть более изобретательными во зле. Он обращает внимание на их враждебность к нему: «Они восстали на меня открыто; они не только строят заговоры, но и осуществляют их, насколько это в их силах. Они стремятся не только свергнуть меня, но и погубить; они ищут моей жизни, чтобы убить меня; они ищут моей души, чтобы проклясть меня, если это в их силах». И наконец, он обращает внимание на их отчуждение и удаление от Бога, что было корнем их враждебности к Давиду: «…не представляют они Тебя пред собою; и что хорошего можно ожидать от тех людей, которые не боятся Бога и не имеют Его перед своими глазами? Господи, явись им, ибо они такие же Твои враги, как и мои». Он просит:
1. Чтобы в нем проявилась Божья благодать (ст. 11). Он молится, чтобы Бог дал ему (1) понимающее сердце, которое информировало бы и наставляло его в отношении долга: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, по которому я должен идти. Когда я сомневаюсь в нем, то покажи четко, что я должен делать. Сделай так, чтобы я услышал голос, говорящий: «Вот путь» (Ис 30:21). Давид был хорошо наставлен в Божественных истинах, но в то же время чувствовал, что нуждается в дальнейших наставлениях, и часто не доверял собственному мнению: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей». Кто-то, возможно, подумал бы, что должно быть написано: «Научи меня Твоей истине, и я буду ходить Твоими путями», но все сходится к одному: Бог учит истинному пути, и мы должны его выбрать (Пс 118:30). Христос есть путь и истина, и мы должны изучать Христа и ходить в Нем. Мы не можем идти по Божьему пути и истине, пока Он не научит нас; и если мы хотим, чтобы Он научил нас, то должны принять решение руководствоваться этим учением (Ис 2:3).
(2) Правое сердце: «…утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Сделай меня искренним в религии. Лицемер имеет двойственное сердце; пусть мое сердце будет единым и полностью принадлежит Богу; пусть оно не разделяется между Ним и этим миром и не отходит от Него». Наши сердца склонны к блужданиям и расслабленности; их сила и способности часто направлены на тысячи разных вещей, поэтому мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы утвердить их и служить Богу всем, что у нас есть, а без этого мы мало участвуем в служении Ему. «Пусть мое сердце сконцентрируется на Боге, пусть оно будет твердым и верным, пусть оно будет страстным в служении Ему. Таково утвержденное сердце».
2. О знаках Божьего благоволения к нему (ст. 16−17). В этих стихах он молится (1) о том, чтобы Бог дал ему мир и утешение: «Призри на меня, как Тот, кто любит и с нежностью заботится о любимом. Мои враги восстали на меня, а мои друзья отвернулись от меня. Но Ты, Господи, призри на меня и помилуй меня; я утешусь, зная, что Ты жалеешь меня».
(2) Чтобы Бог спас его и сохранил: «…даруй крепость Твою, вложи в меня силу, чтобы я мог защитить себя, и вступись силой Своей за меня, чтобы я избавился от рук ищущих моей погибели». Он говорит о своем отношении к Нему: «Я раб Твой; я являюсь таковым по своему рождению, как сын рабы Твоей, рожденный в Твоем доме, и поэтому Ты по праву являешься моим владельцем и хозяином, от которого я могу ожидать защиты. Я Твой, спаси меня». Дети благочестивых родителей, которые в нужное время были посвящены Господу, могут так говорить; если они воспитывались под влиянием своей семьи, то имеют право на подобные привилегии.
(3) Чтобы Бог создал ему хорошую репутацию: «Покажи на мне знамение во благо, чтобы не только я, но и другие заметили, что Ты благоволишь ко мне и в дальнейшем собираешься облагодетельствовать меня. Покажи мне неоспоримые яркие примеры Твоего благоволения ко мне; да видят ненавидящие меня и устыдятся своей враждебности ко мне после того, как осознают, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Они увидят, что сражались против Бога, противостоя одному из тех, кто принадлежит Ему, увидят, что сражались напрасно, пытаясь погубить и поразить того, кому сам Бог обещал помочь и утешить». Радость святых будет позором их преследователей.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 85