Предыдущий псалом был прост и легок, а в данном присутствуют некоторые трудные для понимания места. Он представляет собой восхваление Сиона как прообраза евангельской Церкви, к которой вполне подходят эти стихи. Сион, благодаря расположению на нем храма, находился в предпочтении (I) перед всеми другими землями Ханаана, как место, увенчанное особыми знамениями Божьего благоволения (ст. 2−3).
(II) Перед всеми другими местами и странами, как место, наполненное самыми выдающимися людьми и огромным количеством божественных благословений (ст. 4−7). Одни считают, что он был написан для выражения радости народа Божьего, когда Сион процветал. Другие думают, что он был сочинен для ободрения веры и надежды израильтян, когда Сион лежал в руинах и его предстояло восстанавливать после пленения. Хотя никто из людей не заботился о нем — «вот Сион, о котором никто не спрашивает», Иер 30:17, — в то же время Бог совершил для него великие дела и прославил. Это достигнет своего совершенства в евангельской Церкви, на которую мы должны взирать, воспевая этот псалом.
Псалом или песнь для сынов Кореевых.
Стихи 2−4. Некоторые воспринимают первые слова псалма как часть заглавия. Темой этого псалма, или песни, являются святые горы — храм, возведенный в Сионе на горе Мориа. Это основание аргумента или начало псалма. Или мы можем предположить, что псалмопевец имел в виду скинию или храм и размышлял о его славе, когда вдруг он высказывает свои мысли, которые касаются не того, о чем писал раньше, а о чем размышлял, и каждый понимает, что он имеет в виду, когда внезапно говорит: «Основание его на горах святых». В словах, описывающих славу храма, нужно обратить внимание на три момента:
(1) он был основан на святых горах (ст. 2). Церковь имеет основание и благодаря ему не шатается и не разрушается. Сам Христос — ее основание, которое было заложено Богом. Небесный Иерусалим является городом, имеющим основания. Его основание на горах. Он построен высоко; гора дома Господня будет поставлена во главу гор (Ис 2:2). Он твердо стоит; горы скалисты, и на скале построена Церковь. Мир основан на морях (Пс 23:2), которые постоянно меняются и текут и являются очень слабым основанием; Вавилон был построен на равнине, на непрочной земле. Но Церковь построена на вечных горах и постоянных холмах; ибо скорее горы сдвинутся и холмы поколеблются, чем будет упразднен завет мира Божьего, и на этом месте построена Церковь (Ис 54:10). Ее основание на святых горах. Святость является силой и стабильностью Церкви; именно она будет поддерживать ее от падений. Не так важно, что она построена на горах, как то, что она построена на святых горах — на обетовании Бога, для подтверждения которого Он поклялся Своей святостью, на освящении Духом, который сохранит блаженство всех святых.
(2) Бог проявил к нему определенную любовь (ст. 2): «Господь любит врата Сиона, врата храма, дома доктрин (как говорит халдейский перевод) более всех селений Иакова, то ли в Иерусалиме, то ли в какой-либо другой стране». О Сионе Бог сказал: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь». Там Он встречается со своим народом, говорит с ним, принимает его почитание и проявляет знаки Своего благоволения. И на этом основании мы можем сделать вывод о том, как сильно Он любит эти врата. Обратите внимание:
[1] Бог любит селения Иакова, благоволит к религиозным семьям и принимает их семейное поклонение.
[2] Но Он больше любит врата Сиона, и не потому, что они лучше какого-либо селения, а лучше всех селений Иакова. В селениях Иакова поклонялись Богу, и семейное поклонение — это обязанность семьи, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать; но если сравнивать его с публичным (caeteris paribus — другой равноценной вещью), то предпочтение должно быть отдано публичному.
(3) Об этом много было сказано в слове Божьем (ст. 3): «Славное возвещается о тебе, град Божий!» Мы должны судить о вещах и людях по производимому ими впечатлению и по их оценке на основании Писания. Много низменных вещей было сказано о Божьем городе его врагами, чтобы представить его убогим и отвратительным. Но Тот, кто судит по истине и в чьем суде мы уверены, говорит о нем славные вещи. Бог говорит о храме: «Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар 7:16). Прекрасная возвышенность… гора Сион (Пс 47:3). Это прекрасные слова, но о евангельской Церкви произнесены еще более славные. Она — невеста Христа, она приобретена Его Кровью; это Его собственный народ, святой народ, царственное священство, и врата ада не одолеют ее. Давайте не будем стыдиться Церкви Христа и тех, кто к ней принадлежит, из-за ее жалкого положения. Давайте не отказываться от принадлежности к ней (хотя за это нас часто порицают), раз о ней сказаны такие чудесные слова, ни одно из которых не останется неисполненным.
Стихи 4−7. В этих стихах Сион сравнивается с другими городами, и ему отдается предпочтение. Церковь Христа более прославлена и превосходна, чем все народы земли. 1. Псалмопевец признает, что другие места также имеют славу (ст. 4): «Упомяну знающим меня о Рааве (т.е. о Египте) и Вавилоне; с этими людьми я смогу поговорить о делах государственных; вот Филистимляне и Тир с Ефи-опиею (или, скорее, Аравия) — скажут: «такой-то родился там»; здесь или там родился выдающийся человек, известный своей добродетелью, он вырос в этих местах; а здесь такой-то стал последователем и поклонником истинного Бога». Но некоторые придают этим словам другой смысл, предполагая, что они являются пророчеством или обетованием того, что язычники придут в Церковь и объединятся с евреями в одно тело. Бог говорит: «Я буду рассматривать Египет и Вавилон как знающих меня. Я буду считать их Моим народом, как и Израиль, когда они примут Евангелие Христа, и признаю их родившимися на Сионе, родившимися свыше. Я позволю им обладать привилегиями Сиона в той же степени, как и истинно рожденным израильтянам». Те, которые были чужими и пришельцами, стали согражданами святым (Еф 2:19). Обращенный язычник будет стоять на той же ступени, что и израильтянин: «…благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Ис 19:23−25). 2. Доказано, что слава Сиона воссияет над ними по многим причинам, ибо (1) Сион произведет многих великих и благочестивых людей, которые будут известны в своем поколении (ст. 5). Все соседи будут говорить о Сионе, что такой-то и такой-то муж родился в нем: многие мужи, известные своей мудростью и благочестием, и в особенности знанием слова Божьего и видением Всевышнего, многие пророки и цари, которые будут великими любимцами небес и великим благословением для земли, которые вряд ли могли родиться в Египте или Вавилоне. Знаменитые люди Церкви намного превзойдут достойных людей среди языческих народов, и в вечных записях их имена будут сиять ярче. «…Такой-то муж родился в нем», — некоторые считают, что здесь говорится о Христе, о муже, о Сыне человеческом, который был прекраснее сынов человеческих. Он родился в Вифлееме возле Сиона и был славой Своего народа Израиля. Самая большая честь, оказанная израильскому народу, заключалась в том, что из него пришел Христос по плоти (Рим 9:5). Или эти слова также можно применить к обращению язычников. О Сионе можно сказать, что закон, который вышел из Сиона, Евангелие Христа, будет тем инструментом, который приведет многие души к Богу, а Иерусалим, утвержденный свыше, будет всем им матерью.
(2) Влияние Сиона будет укреплено и утверждено всевышней властью. Сам Всевышний укрепит его и сделает это наилучшим образом. Присоединение последователей из различных народов будет таким единогласным, что это в значительной мере добавит силы Сиону, ибо раз сам Бог основал его на вечных основаниях, то какие бы потрясения и перевороты ни происходили в царствах и государствах, как бы ни колебалась земля и небеса — утвержденное Богом не поколеблется, а будет стоять.
(3) Сыновья Сиона будут записаны с почестью (ст. 6): «Господь в переписи народов напишет и сделает список своих подчиненных, что такой-то родился там. Они являются его подчиненными по рождению, так как родились в Его доме, и благодаря рождению свыше, когда родились от Его Духа». Когда Бог приходит записать сынов человеческих, чтобы воздать каждому человеку по его делам, то Он смотрит, кто был рожден на Сионе и, соответственно, наслаждается привилегиями Божьего святилища, кому принадлежит усыновление, слава, заветы и богослужения (Рим 9:4; Рим 3:1−2). Ибо им много было дано, и от них много требуется; и в соответствии с их делами будет произведен расчет. Те, которым дано пять талантов, должны их использовать и принести пользу. Знаю твои дела, и где ты живешь и где ты родился. Selah. Пусть те, кто обитает на Сионе, отметят это и живут соответственно своему исповеданию.
(4) Песни Сиона должны воспеваться с радостью и ликованием: «И поющие и играющие будут там прославлять Тебя» (ст. 7). Честь Сиона и честь евангельской Церкви возвысится, если Богу будут служить и поклоняться с радостью; Его труд завершен и завершен с радостью (см. Пс 67:26). Все источники мои в тебе, о Сион! Эти слова говорит Бог; в Своих святых постановлениях Он разместил богатства благодати; в них находятся источники, откуда текут потоки, которые веселят град Божий (Пс 45:5). Эти слова говорит псалмопевец, имея в виду источники, из которых может напиться жаждущая душа, возлежа во святилище. Эти источники — слово, постановления и общение со святыми. Источники радости плотского, мирского человека заключаются в богатстве и удовольствиях, а источники радости благодатной души заключены в слове Божьем и молитве. Христос — истинный храм; в Нем находятся все наши источники, от Него текут все наши потоки. Ибо благоугодно было Отцу и верующим, чтобы в Нем обитала всякая полнота.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 86