Многие псалмы, начинающиеся жалобой и молитвой, заканчиваются радостью и хвалой, а этот начинается радостью и хвалой, а заканчивается печальными жалобами и прошениями, ибо псалмопевец вначале вспоминает прежнее Божье благоволение, а затем размышления о нем усугубляют нынешние страдания. Толкователи не уверены, когда он был сочинен, известно только, что это было время, когда слава дома Давидова потускнела. Некоторые считают, что это было время вавилонского пленения, когда Навуходоносор оскорбил и жестоко обошелся с царем Седекией. И тогда появилось заглавие к этому псалму, которое сообщало лишь то, что он был написан на мелодию песни Ефама, сына Зары, и назывался Maschil — учение. Другие полагают, что он был сочинен Ефаном, упомянутым в рассказе о Соломоне, который пережил этого славного царя и плакал по поводу великого бесчестия, причиненного дому Давида при дальнейшем царствовании восстанием десяти колен.
(I) Псалмопевец в радостной и приятной части псалма воздает славу Богу и утешает себя и своих друзей. Он делает это кратко, упоминая Божью милость и истину (ст. 2) и Его завет (ст. 3−5), но более полно он говорит об этом в следующих стихах, где (1) восхищается славой и совершенствами Бога (ст. 6−15).
(2) Угождает себе, говоря о блаженстве тех, кто допущен к общению с Ним (ст. 16−19).
(3) Он строит свое упование на завете Бога с Давидом — прообразом Христа (ст. 20−38).
(II) В грустной части псалма он рыдает о нынешнем бедственном положении царя и царской семьи (ст. 39−46), размышляя об этом с Богом (ст. 47−50), а затем для удовлетворения заканчивает его молитвой (ст. 51−52). Воспевая этот псалом, мы должны возвышенно думать о Боге, энергично верить в Его завет с Искупителем и сочувствовать страдающей части Церкви.
Учение Ефама Езрахита.
Стихи 2−5. В те дни псалмопевец очень горько жалуется на бедственное положение семьи Давида, но в то же время он начинает этот псалом песней хвалы, ибо всегда, при любых обстоятельствах мы должны благодарить и даже в огне славить Господа. Находясь в беде, мы думаем, что, жалуясь, приносим себе облегчение, но прославляя, мы получаем больше — радость. Так пусть наши жалобы превратятся в благодарение, и в этих стихах мы найдем повод для нашей хвалы и благодарения в наихудшие времена, как для государства, так и для себя.
1. Как бы ни обстояли дела, но вечный Бог милостив и истинен (ст. 2). Хотя иногда нам трудно привести в соответствие мрачные провидения с милостью и истиной Бога, в то же время мы должны жить по следующему принципу: милости Бога неисчерпаемы, Его истина нерушима, и это должно быть темой нашей радости и хвалы: «Милости Твои, Господи, буду петь вечно, буду петь хвалебную песнь чести Бога, приятную песнь для моего личного утешения, и учение — песнь назидания — для наставления других». Мы можем вечно воспевать милости Бога, но в то же время эта тема никогда не истощится. Мы должны петь о Божьей милости, пока живем, воспитывать других, чтобы они воспевали их, когда мы уйдем, и надеяться вечно воспевать их в небесном мире. Это и называется «петь милости Твои вечно устами своими и ручкой (ибо благодаря ей мы тоже говорим), в род и род возвещать истину Твою», убеждая следующее поколение своим собственным опытом и наблюдениями в том, что Бог верен каждому своему произнесенному слову, что они могут научиться возлагать надежду свою на Бога (Пс 77:7).
2. Как бы там ни было, вечный завет тверд и непреложен (ст. 3−5). В этих стихах нам представлены (1) вера и надежда псалмопевца: «Сейчас все выглядит мрачным и дому Давидову грозит полное уничтожение, но я говорю и имею гарантию слова Божьего, которое утверждает, что навек основана милость». Сущностью нашей песни (ст. 2) будет благость природы Бога и тем более Его милость, которая утверждена для нас в завете. Она продолжает возрастать, как строящийся дом, и будет оставаться нашим покоем навеки, как построенный дом. Он будет построен навеки, ибо вечные жилища, которые мы надеемся иметь в Иерусалиме, принадлежат этому строению. Если милость основана навек, тогда Бог восстановит скинию Давидову падшую, разрушенное восстановит, и устроит ее, как в дни древние (Амос 9:11). И мы можем сказать, что навек основана милость, так как на небесах утвердил Ты истину Твою. Хотя в определенных случаях наши ожидания не оправдываются, в то же время Божьи обещания не отменяются. Они утверждены на небесах (т.е. Его вечными постановлениями), они превыше перемен этого нижнего мира и вне пределов достижимости оппозиции земли и ада. Стабильность материальных небес является эмблемой истины слова Божьего. Небеса могут покрыться облаками из-за испарений, поднимающихся от земли, но к ним нельзя прикоснуться и их нельзя изменить.
(2) Суть завета, на котором построена эта вера и надежда. Слова псалмопевца: «Говорю, так как Бог клялся, что наследники обетования будут абсолютно удовлетворены неизменностью этого постановления». В доказательство своих слов он приводит слова Бога (ст. 4), подтверждающие, что для утешения своего народа Он поставил завет, и это для него благо». Завет был заключен с Давидом; с ним был заключен завет царствования, как с отцом семьи, а через него и ради него — с семенем. Он символизировал завет благодати, заключенный со Христом, как главой Церкви, и со всеми верующими, как его духовным семенем. В нем Давид назван избранным Божиим и Его рабом, и так как Бог не меняется и не отступает от своего собственного выбора, то Он не может поступать неправедно, изгоняя того, кто служил Ему. Две вещи ободряют псалмопевца строить свою веру на этом завете:
[1] его утверждение. Он был подтвержден клятвой: «Клялся Господь и не раскается».
[2] Его бесконечность. Благословения этого завета не ограничивались одним Давидом, а передавались по праву его семье. Ему было обещано, что его семья будет продолжена — навек утвержу семя твое, — и поэтому он не будет нуждаться в сыне, царствующем на престоле его (см. Иер 33:20). Эта царская семья будет продолжать свой род — «в род и род устрою престол твой». Это обетование совершилось лишь во Христе — потомке Давида, который живет вечно и получил от Бога престол своего отца Давида, и умножению владычества Его и мира нет предела. Об этом завете псалмопевец еще будет говорить подробнее в ст. 20 и далее.
Стихи 6−15. Эти стихи наполнены хвалой Богу. Обратите внимание:
I. Кто и где должен прославлять Бога. 1. Его прославляют ангелы на небесах: «Небеса прославят чудные дела Твои, Господи (ст. 6), то есть славные жители верхнего мира постоянно возносят Тебе хвалу». «Благословите Господа, все Ангелы Его» (Пс 102:20). Дела Божьи являются чудесами даже для тех, кто наилучшим образом знаком с ними и имеет непосредственное отношение к ним; чем больше известны дела Божьи, тем больше они заслуживают восхищения и прославления. Это должно побудить нас любить небеса, жаждать их, где нам придется лишь славить Бога и Его чудеса. 2. Бога прославляют собрания святых на земле (слава ожидает Его на Сионе); и хотя их слава не так совершенна, как слава ангелов, но Богу угодно обращать на нее внимание и принимать ее; Он считает себя почтенным ею. «Твоя верность и истина Твоего обетования прославятся в собрании святых, которые признают, что всем обязаны Твоей верности, и утешаются Твоим обетованием, ибо верен обещавший». Бог ожидает, что его святые на земле прославят Его, и кто же тогда сделает это, если не они? Пусть каждый святой прославит Его, в особенности — собрания святых. Когда они собираются вместе, то пусть объединяются в прославлении Бога. Чем больше — тем лучше, тогда их собрания больше будут напоминать небеса. О почестях, возносимых Богу собранием святых, псалмопевец говорит вновь (ст. 8): «Страшен Бог в великом сонме святых». Святые должны собираться вместе, чтобы поклоняться Богу, чтобы публично заявить о своих взаимоотношениях с Ним и побудить друг друга прийти и воздать Ему почести, чтобы, поддерживая общение с Богом, подобным образом хранить общение со святыми. Бог пообещал, что Его благодать будет присутствовать на религиозных собраниях святых, но, присутствуя на них, мы также должны взирать на Его прославленное присутствие, чтобы близкое знакомство, к которому мы допущены, не породило и малейшего пренебрежения, ибо Он страшен на Своем святом месте, и поэтому Его нужно бояться. Святое благоговение перед Богом должно овладеть нами и наполнять нас всякий раз, когда мы приступаем к Нему, даже в уединенном общении, к которому может быть добавлено что-то необходимое торжественными публичными служениями. Бог должен быть страшен для всех окружающих Его, которые постоянно приходят к Нему, как Его рабы, за каким-либо поручением (см. Лев 10:3). Правильно служит Богу лишь тот, кто служит Ему с благоговением и страхом (Евр 12:28).
II. Что значит славить Бога. Это значит признавать Его как Личность, обладающую непревзойденными совершенствами, подобной которой нет и с которой никто не может сравниться (ст. 7). Если есть какие-то существа, которые могли бы в чем-то соперничать с Богом, то, безусловно, они могли бы быть найдены среди ангелов, хотя все они бесконечно ниже Его: «Кто на небесах сравнится с Господом и потребует часть благоговения и восхищения, которые должны принадлежать лишь Ему; или будет соперничать с Ним за почитание со стороны сынов человеческих?» Они — сыны Всевышнего, но кто из них может сравниться с Господом? Аристократия — ровня царям; между ними существует некоторое равенство. Но между Богом и ангелами нет никакого равенства. Они не являются ровней Ему. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый» (Ис 40:25). Автор вновь настаивает на этой истине (ст. 9): «Кто силен, как Ты, Господи?» Ни ангелы, ни земные владыки не смогут сравниться с Богом. Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? И истина Твоя окрест Тебя, то есть «Твои ангелы, которые окрест Тебя, которые, приходя к Тебе со своей хвалой, готовы исполнять Твои поручения и верны Тебе». Или «во всем, что Ты делаешь, со всех сторон Ты доказываешь верность Своему слову, превыше всех царей и владык». Среди людей очень часто оказывается, что тот, кто имеет больше всего возможностей нарушить свое слово, меньше всего заботится, чтобы сдержать его. Но Бог верен и силен, Он может делать все, что угодно, но Он никогда не поступает несправедливо.
III. О чем мы должны говорить в своей хвале, воздавая славу Богу. Здесь упоминаются несколько вещей.
1. Бог повелевает самыми неуправляемыми стихиями (ст. 10): «Ты владычествуешь над яростью моря», что пугает людей больше всего. Человек не в силах ни контролировать ее, ни управлять ею. Море не может ни поднять свои волны выше, ни катить их дальше, ни бить ими сильнее, ни продолжать шторм дольше и наносить вред больше, чем допустит это Бог. «Когда воздымаются волны его, Ты можешь сразу же усмирить и успокоить их; Ты можешь убаюкать и сделать их тихими, превратить шторм в штиль». Этот пример приводится для демонстрации всесилия. Каким же тогда человеком был Господь Иисус, если ветры и море повинуются Ему?
2. Одержанные Богом победы над врагами Своей Церкви. Символом этих побед было управление разбушевавшимся морем и укрощение волн (ст. 11): «Ты низложил Раава, многих гордых врагов (на чем ставится ударение), в частности Египет, который иногда называют Ра-авом, сокрушил на части, так что убитые неспособны вновь возвести свою голову. «Головы сокрушены, Своей силой Ты рассеял остатки армии». У Бога много способов разделаться со Своими врагами и врагами Церкви. Нам кажется, что Он должен убить их немедленно, но иногда Бог рассеивает их, чтобы посылать в другие земли и сделать монументами Своей справедливости (Пс 58:12). Воспоминания о сокрушении Египта на кусочки были утешением для Церкви во время вавилонского нашествия, ибо Бог оставался таким же.
3. Неоспоримое право собственности Бога на все творения вышнего и нижнего мира (ст. 12−13): «Людей почитают за их огромные владения, но Твои небеса и Твоя земля, Господи! Поэтому мы славим Тебя, уповаем на Тебя и не боимся людей, что бы они ни делали. Вселенную и что наполняет ее, все ее богатства и все, что населяет ее, ее обители и ее обитателей Ты основал». А основатель вполне справедливо может называться владельцем. Он детально говорит (1) о самых удаленных частях мира — о севере и юге, — о землях, расположенных в районе двух полюсов, которые не изведаны и мало населены: «Север и юг Ты сотворил, следовательно, Ты знаешь и заботишься о них, а также принимаешь от них хвалу». Писание говорит, что Он распростер север над пустотою, но в то же время все, что там находится, принадлежит Богу.
(2) О самых высоких частях мира. Псалмопевец упоминает две самые высокие горы в Ханаане — Фавор и Ермон, — одна из которых находится на западе, а другая на востоке; они о имени Твоем радуются, так как находятся под защитой Твоего провидения и производят приношения для Твоего алтаря». Писание говорит, что холмы препоясываются радостью (Пс 64:13). Принято считать, что Фавор и является той высокой горой в Галилее, на вершине которой Христос преобразился, и тогда, безусловно, можно сказать, что она возрадовалась, услышав голос, сказавший: «Се есть Сын Мой возлюбленный».
4. Сила и справедливость, милость и истина, с помощью которых Он управляет этим миром и делами сынов человеческих (ст. 14−15).
(1) Бог может все, ибо Он — Господь Бог Всемогущий. Его мышца, Его рука сильна и могущественна, чтобы спасать Свой народ и губить Своих и его врагов. Никто не может противостоять силе или вынести вес Его могущественной руки. Высока десница Его, чтобы дотянуться до наивысших, даже тех, кто среди звезд устроил гнездо свое (Амос 9:2−3; Авдий 4). Десница Господня высока во всем, что Он делает, ибо Он тысячу раз проявил Свою силу (Пс 117:16).
(2) Он никогда не поступал и не будет поступать несправедливо или безрассудно, ибо правосудие и правота — основание престола Его. Ни один Его указ или повеление не отклонялись от принципов справедливости и мудрости; и никто не сможет обвинить Бога в неправедности или глупости. Справедливость и суд — место обитания престола Его (как читают одни), — утверждение престола Его (читают другие). Его правление осуществляется согласно Его постановлениям от вечности, а его утверждение проявляется в последствиях этого правления для вечности, которые представляют собой справедливость и суд.
(3) Он всегда творит милость для Своего народа, и Его дела всегда совпадают с Его словом, которое Он изрек: «…милость и истина предходят пред лицем Твоим, чтобы приготовить Тебе путь, как предвестники, готовящие место для Тебя. Твоя милость проявилась в обетовании, а истина — в их совершении; истина — такое же благо, как и Твое слово, а милость даже лучше». Эти качества достойны хвалы и в великих людях, и в великом Боге, в котором они присутствуют в совершенстве!
Стихи 16−19. Показав в деталях блаженство Бога Израилева, в этих стихах псалмопевец показывает блаженство Израиля Божьего. Раз нет подобного Богу Израилеву, то блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, в особенности как прообразу евангельского Израиля, состоящего из истинных верующих, чье блаженство описывается в данных стихах.
I. Им дарованы славные открытия и благие вести; они слышат и знают трубный зов (ст. 16). Этот стих может быть ссылкой (1) на звуки победоносной армии, на трубный царский звук (Чис 23:21). На протяжении войн Израиль имел доказательства Божьего присутствия, и шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев был, безусловно, радостным звуком (2Цар 5:24). Они часто заставляли землю звенеть своими песнями ликования. Это были радостные звуки.
(2) На звуки, издаваемые над жертвой во время жертвоприношений и торжественных праздников (Пс 80:2−4). Блаженство Израиля заключалось в том, что в своей среде они имели свободное и открытое исповедание святой Божьей религии и изобилие радости во время жертвоприношений.
(3) На звук праздничных труб, который нес радость рабам и должникам, возвещая об их освобождении. Евангелие безусловно является радостным звуком — звуком победы, свободы, общения с Богом, шумом сильного дождя. Блажен народ, который слышит и знает его, который с радостью встречает его.
II. Им дарованы особые знаки Божьего благоволения: «Они ходят во свете лица Твоего, Господи; они следуют Твоим наставлениям и направляются Твоим глазом; они наслаждаются Твоими утешениями. Они будут иметь благоволение Бога; они будут знать, что имеют его, и это будет постоянным поводом для их радости и веселья. Они пройдут через все трудности святой жизни, испытывая могущественное влияние Божьей милости, что сделает их долг приятным, а их — искренними, стремящимися к своей основной цели — быть принятыми у Господа». Мы ходим во свете лица Божьего, когда черпаем все утешения у Божьего благоволения и стараемся сохранить себя в Его любви.
III. Они никогда не нуждаются в поводе для радости: «Блажен народ Божий, ибо Господь в Своем имени и через Него явил себя ему, и если они не совершат ошибок, то будут радоваться весь день». Тот, кто радуется в Иисусе Христе и делает Бога своей радостью и весельем, имеет достаточно, чтобы уравновесить свои скорби и утихомирить печали. И поэтому их радость совершенна (1Ин 1:4) и постоянна. Их обязанность — вечно радоваться.
IV. Родство израильтян с Богом является их честью и достоинством. Они счастливы, ибо они возносятся. Безусловно, в Господе, в Господе Иисусе они имеют праведность и силу, и Он может представить их, чтобы им был оказан божественный прием — и тогда Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево (Ис 45:24−25). То же самое говорится в ст. 17−18.
1. «Они правдою Твоею возносятся, а не своей собственной». Мы возносимся подальше от опасностей к почестям лишь благодаря праведности Христа, которая является одеянием, дающим достоинство и защиту.
2. «Ты украшение силы их, то есть Ты — их сила. Их слава — то, чем они хвалятся, — заключается в том, что Ты таков». Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать. 3. «Твоим благоволением, на которое мы надеемся через Христа, возвышается рог наш». Рог подразумевает красоту, изобилие и силу, и этим всем обладает тот, кто принят в Возлюбленном. Какие большие продвижения доступны людям в этом мире, чем возможность быть Божьим любимцем?
V. Их отношение к Богу является их защитой и безопасностью (ст. 19): «От Господа — щит наш (написано на полях), и от Святого Израилева — царь наш». Если Бог — наш Царь, то Он будет и нашим защитником; и тогда кто сможет обидеть нас?» Израиль был счастлив благодаря тому, что сам Бог возводил их укрепления и назначал царя (как некоторые понимают это место); или, скорее, что Он сам был огненною стеною вокруг него и Святым Израилевым — Творцом и центром их святой религии. Он был их Царем, а следовательно, и их славой, пребывающей с ними. Христос был Святым Израилевым — святыней, и ничто не благословляло избранный народ больше чем то, что Он был рожден Царем евреев. И это описание блаженства Израиля Божьего приводится здесь как противовес их нынешнему бедственному положению.
Стихи 20−38. О завете, заключенном Богом с Давидом и его потомками, уже упоминалось ранее (ст. 4−5), но в этих стихах он изложен подробнее и обращен к Богу с просьбой о благоволении к царской семье, которая в то время была почти уничтожена. Безусловно, здесь также подразумевается Христос, и эти слова больше соответствуют Ему, а не Давиду. Более того, некоторые стихи трудно применить к Давиду, а их нужно принимать как слова о Христе (который на этом основании назван Давидом, царем нашим, Ос 3:5). Здесь также приводятся великие и ценные обетования об Искупителе, которые являются крепким основанием, на которых искупленный народ может строить веру и надежду. Утешения нашего искупления текут от завета искупления; в нем все наши источники (Ис 55:3). «Я заключу с вами вечный завет и дам вам милости, обещанные Давиду» (Деян 13:34). И далее перечисляются эти милости. Обратите внимание:
I. Какую уверенность мы имеем в истине обетования, которая может ободрить нас держаться его. Здесь нам рассказывается, (1) как оно было изречено (ст. 20): «…говорил Ты в видении святому Твоему». Обетование, данное Богом Давиду, на которое здесь ссылается автор, было изречено в видении пророку Нафану (2Цар 7:12−17). Тогда святой Израилев был их царем (ст. 19), Он назначил Давида Своим наместником. Но всем остальным пророкам — этим святым — Он говорил в видении о Христе, и в особенности Ему самому, который от вечности обитал в недрах Его и был совершенно ознакомлен с планом искупления (Мф 11:27).
(2) Как Бог поклялся в этом и утвердил этот завет (ст. 36): «Однажды Я поклялся святостью Моею — этой драгоценной чертой Моего характера». Поклявшись Своей святостью, Он поклялся Собой, и Он с такой же вероятностью нарушит данное слово, как и перестанет быть святым. Одной Его клятвы достаточно, Ему не нужно клясться вторично, как Давиду (1Цар 20:17), так как Его слово и клятва неизменны. Как Христос был поставлен священником с клятвою (Евр 7:21), так и Давид — царем, ибо Его царство и священство непоколебимы.
II. Избрание человека, которому было дано обещание (ст. 20−21). Давид был царем, избранным самим Богом; то же можно сказать и о Христе, и поэтому они оба названы царями Божьими (Пс 2:6). Давид был сильным, смелым и годным для великого дела; он был избран из народа, не среди князей, а среди пастухов. Бог нашел его, превознес, помог ему и повелел Самуилу помазать его. Но все это можно сказать о Христе.
1. Он силен, во всех смыслах годен для совершения Своей великой задачи и может всегда спасать приходящих. Он обладает силой, так как является Сыном Бога, Он силен в любви, так как на опыте проявил сострадание к искушаемым. Он — Бог крепкий (Ис 9:6).
2. Он был избран из народа, то есть был одним из нас, кость от кости, который, как и мы, был плотью и кровью. Так как Он был рукоположен для людей, то и взят из людей, чтобы Его ужасы не испугали нас.
3. Бог нашел Его. Он — данный Богом Спаситель, так как спасение от начала и до конца — дело Господа. Он нашел умилостивление (Иов 33:24). Мы никогда не смогли бы найти человека, подходящего для совершения этого великого дела (Откр 5:3−4).
4. Бог оказал помощь Ему, не только помог, но и в Нем хранил помощь для нас, возложив на Него обязанность вновь помочь павшему человеку, а также помочь избранному остатку добраться до небес. Только во Мне опора твоя (Ос 13:9).
5. Бог превознес Его, поставив пророком, священником и царем Своей Церкви, облачив Его силой, воскресив из мертвых и усадив Его одесную. Кого Бог избрал и использует, того и превозносит.
6. Он помазал Его, дав Ему все необходимые качества для совершения Его служения, и утвердил Его в нем, даровав Дух, но не мерою, а без меры, бесконечно больше, чем Его спутникам. Он назван Мессия, или Христос — Помазанник.
7. Во всем этом Бог хотел, чтобы Иисус был Его личным слугой для достижения вечной цели и продвижения интересов Его Царства среди людей.
III. Обетования, данные избранным — Давиду, как прообразу Христа, и Сыну Давидову, в которых им обещана не только милость, но и слава.
1. В этих стихах звучит ссылка на Христа, как на Царя и раба Божьего. То, что сказано Ему, сказано всем Его любящим подданным. Здесь обещано, (1) что Бог будет рядом с Ним и укрепит Его при выполнении Его дела (ст. 22): «Рука Моя пребудет с ним по обетованию, и мышца Моя укрепит его во всех Его служениях, так что ни одно из них не пострадает и не потерпит поражение, даже если все нечестивцы объединятся и выступят против Него. Христу предстояла сложная работа, Он должен был пройти через суровые испытания, но Давший поручение дал Ему достаточно силы, чтобы исполнить его: «…мышца Моя укрепит его, чтобы Он совершил служение и вынес все эти трудности». Никакая добрая работа не может быть испорчена руками тех, кого сам Бог решил укрепить.
(2) Что Он одержит победу над Своими врагами, и они не будут посягать на Его права (ст. 23): «Враг не превозможет его и не притеснит». Тот, кто первый нарушил мир, противится Тому, кто учреждает мир, и делает все возможное, чтобы разрушить Его планы. Но он сможет дотянуться лишь до пяты и жалить ее, но не сможет ни победить, ни притеснить Его. Христос стал Поручителем за наш долг, и поэтому сатана и смерть не смогут добиться преимущества над Ним, сам же Он сможет удовлетворить требованиям божественной справедливости, и тогда они не смогут победить Его. Идет князь мира сего, но во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Более того, враги не только не смогут одолеть Его, но падут перед Ним (ст. 34): «Сокрушу пред ним врагов его; князь этого мира будет изгнан, у начальств и властей будут отняты силы; Он станет смертью для смерти и гибелью для могилы» (Ос 13:14). Некоторые считают, что эти слова были сказаны о гибели, которую Бог навел на еврейский народ, преследовавший Христа и предавший Его смерти. Но все враги Христа, которые Его ненавидели и не желали, чтобы Он царствовал над ними, будут выведены вперед и поражены перед Ним (Лк 19:27).
(3) Что Он будет великим Попечителем завета между Богом и людьми, что Бог будет милостив и справедлив к нам (ст. 25): «И истина Моя и милость Моя с ним». Они были с Давидом; Бог продолжал быть милостивым к нему и таким образом доказал Свою верность. Они были со Христом; Бог сделал все Свои обетования, данные Ему, благом. Но это еще не все; Его милость и верность идут со Христом к нам. Бог не только доволен Им, но и нами в Нем; и только в Нем все Божьи обетования — «да» и «аминь». Поэтому если какой-либо бедный грешник надеется, что Бог будет милостив и верен Ему, то пусть знает, что все это может прийти лишь со Христом. Все это покоится в Его руке, и к Нему нужно обращаться, чтобы получить их (ст. 29): «Вовек сохраню ему милость Мою, она будет распределяться Им». По каналу ходатайства Христа все потоки божественной милости будут течь вечно. Поэтому мы ожидаем милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд 1:21, Ин 17:2). И так как милость Божья течет к нам через Него, то обетование Божье через Него непреложно для нас: «…завет Мой с ним будет верен — завет искупления, заключенный с Ним, и завет благодати, заключенный с нами в Нем. Новый завет всегда нов и крепко утвержден, так как покоится в руках Посредника (Евр 8:6). Завет стоит твердо, так как утвержден на этом основании. И то, что в руки Иисуса передано дело о взаимоотношениях Бога и человека, что Ему Отец передал весь суд, дабы все чтили Сына (Ин 5:22,23), — все это способствует вечным почестям Господа Иисуса. Поэтому здесь говорится: «Моим именем возвысится рог его». Его слава заключается в том, что Божье имя в Нем (Исх 23:21) и Он действует во имя Божье. Как заповедал Мне Отец, так и творю.
(4) Что Его царство сильно увеличится (ст. 26): «Я положу на море руку его (т.е. Он будет владеть морями и островами в них), и на реки — десницу его, то есть на страны, которые питаются водой из этих рек». Царство Давида разрослось до Великого моря, Красного моря, рек Египетских и реки Евфрат. Но лишь во время царства Мессии это обетование полностью свершится, когда оно будет становиться все больше и больше, когда царство мира соделается царством Господа нашего и Христа Его (Откр 11:15), и на закон Его будут уповать острова.
(5) Что Он признает Бога Своим Отцом, а Бог признает Его Своим Сыном, первенцем (ст. 27−28). Это является комментарием к словам Нафана о Соломоне (так как он, как и Давид, был прообразом Христа): «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2Цар 7:14), и это родство будет признано обеими сторонами.
[1] «Он будет звать Меня: Ты отец мой». Возможно, так поступал Соломон, но мы уверены, что их говорил Христос в те дни, когда был во плоти и возносил громкие восклицания к Богу, называя Его «святой Отец, праведный Отец», уча нас обращаться к нему, как к нашему Отцу небесному. Христос в смертных муках воскликнул Богу: «Отче Мой!» (Мф 26:39,42), а на кресте — «Отче, прости им; в руки Твои предаю дух Мой». Он смотрел на Него как на Своего Бога; поэтому совершенно Ему повиновался и подчинился Его воле, исполнив порученное дело (Он мой Бог и Бог ваш, Ин 20:17). Он взирал на Него как на твердыню Своего спасения, который возьмет Его на руки и поможет исполнить Свой долг, который сделает Его не только победителем, но и совершенным Спасителем. С непоколебимой решимостью Он претерпел крест, пренебрегши посрамление, так как знал, что будет оправдан и прославлен.
[2] «Я сделаю его первенцем». Я не вижу, как эти слова можно применить к Давиду; это право Христа — считаться рожденным прежде всякой твари и быть наследником всего (Кол 1:15; Евр 1:2,6). Когда Ему дана была всякая власть на небе и на земле, и все было передано Ему отцом, тогда Бог сделал Его Своим первенцем и наследником, более величественным и почитаемым, чем цари земные, ибо Он — Царь царей, которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1Пет 3:22).
2. Эти стихи ссылаются на Его потомков. Заветы Бога всегда касались и потомков. Так и здесь (ст. 30,37): «И продолжу вовек семя его, и престол его». Эти слова можно понимать по-разному, в зависимости от того, к кому их относить — ко Христу или к Давиду.
(1) Если мы применяем их к Давиду, то под его семенем можно подразумевать его преемников — Соломона и последующих царей Иуды, которые произошли из чресл Давида. Предполагается, что они могут испытывать духовный упадок и не ходить путями и в духе их отца Давида. В таком случае они должны быть готовы испытать на себе божественное порицание, подобное тому, какое обрушилось в то время на дом Давида (ст. 39). Но они могут ободриться тем, что хотя и будут наказаны, но Господь не откажется от них и не лишит наследства. Здесь также звучит ссылка на послание Нафана (2Цар 7:14−15): «…если он согрешит… но милости Моей не отниму от него…» Таким образом семя Давида и его престол пребудут вовек, и несмотря на нечестие многих его преемников, которые были позором его дома, его семья царствовала очень долго. Пока Иуда существовала как царство, наследники Давида были ее царями, и правление в нем никогда не передавалось другим семьям, как это происходило в десяти коленах: вначале первенец Иеровоама, а затем Ваасы. Семья Давида продолжала нести царские отличия, пока не пришел Сын Давида, чей престол будет пребывать вовек (см. Лк 1:27,32; 2:4,11). Если преемники Давида в дальнейшем оставят Бога и свой долг и станут на греховные пути, то Бог обрушит на них разрушительные суды и погубит семью, но Он не отнимет Своей милости от Давида и не нарушит Свой завет с ним, так как в Мессии, который выйдет из его чресл, все эти обетования полностью исполнятся. Поэтому когда евреи были изгнаны, то апостолы показали, что завет Бога с Авраамом не был нарушен, так как он был исполнен в его духовном семени — в наследниках праведной веры (Рим 11:7).
(2) Если мы применим эти слова ко Христу, то тогда под Его семенем подразумеваются все Его служители, все верующие, Его духовное семя — дети, которых Бог дал Ему (Евр 2:13). Это то семя, которое пребудет вовек, и Его престол находится среди них, в Церкви, в сердцах людей, как дни неба. В конце у Христа будет народ в этом мире, который будет служить Ему и почитать Его. Он узрит потомство долговечное. Это святое семя будет пребывать вечно в прославленном состоянии, когда не будет времени и дней; и тогда престол Христа и Его царство будут сохранены навсегда: царство Его благодати будет пребывать во все века, а царство Его славы — до бесконечной вечности.
[1] В этих стихах продолжительность царства Христа подвергается сомнению из-за грехов и страданий его подданных — их беззакония и бедствия угрожают разрушить его. Этот случай приведен здесь для того, чтобы мы не соблазнились, когда он станет реальностью, а провели соответствие между ним и стабильностью завета и остались уверены в нем, несмотря ни на что.
Во-первых, здесь предполагается, что подданные царства Христа будут много грешить. Его дети могут оставить закон Божий (ст. 31) из-за ошибок и нарушить Его уставы (ст. 32), согрешив. Есть пороки, присущие детям Божьим (Втор 32:5). Много порочности присутствует в недрах Церкви, как и в сердцах ее членов, и эта порочность вырывается наружу.
Во-вторых, здесь говорится, что они будут страдать за свои грехи (ст. 33): «Посещу жезлом беззаконие их — их беззакония посещу раньше, чем беззакония других. Только вас признал Я… потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам 3:2). Их отношения со Христом не послужат оправданием, и они будут призваны к ответу. Но обратите внимание, как будет наказан народ Божий. 1. Лишь жезлом, а не топором или мечом. Это будет наказание для исправления, а не для уничтожения. Наказание не будет суровым. Это будет жезл, похожий на розгу, которой родители наказывают своих детей; страдание должно принести пользу, как жезл, который приносит мирный плод праведности.
2. Этот жезл находится в руках Бога (Я посещу их), который мудр и милостив, который знает, что делает, и делает все наилучшим образом.
3. Этот жезл никогда не причинит боль, если не будет великой нужды, и Бог говорит: «Если нарушат уставы Мои… то посещу жезлом беззаконие их», но не в другом случае. Это необходимо, чтобы честь Бога была восстановлена, а народ Божий смирился и стал на правильный путь.
[2] Несмотря ни на какие обстоятельства, продолжительность царства Христа останется неизменной благодаря нерушимому обетованию и клятве Бога (ст. 34): «Несмотря на все это, всей милости Моей не отниму от него и окончательно не лишу его благоволения.
Во-первых, несмотря на все их провокации, не нарушу завета Моего». Обратите внимание, что страдания не только согласуются с заветной любовью, но и на основании этой любви текут к народу Божьему. Хотя семя Давида будет наказано, из этого не следует, что они лишатся наследства. Они могут быть огорчены, но не изгнаны. Благоволение Бога к Своему народу не прекращается (1) ради Христа. В Нем хранится милость для нас, и Бог говорит: «Милости же Моей не отниму от него (ст. 34). Солгу ли Давиду (ст. 36)?» Мы недостойны ее, но Он достоин.
Во-вторых, ради завета: «Не изменю истины Моей, не нарушу завета Моего». Предполагалось, что народ Божий нарушит Его уставы, осквернит их и сделает мирскими (что подчеркивает значение этих слов). «Но, — говорит Бог, — Я не нарушу, не оскверню и не опозорю Мой завет». Эти слова подразумевают, что Бог сказал, поклялся и будет иметь Церковь в этом мире до тех пор, пока будут существовать солнце и луна (ст. 37−38). Солнце и луна являются верными свидетелями на небесах, подтверждающими мудрость, силу и милость Творца, и они будут существовать, пока существует время, которое они отмеривают. А семя его пребудет вечно, как светила в мире; пока мир существует, они сияют в нем, а когда ему придет конец, они станут светилами, сияющими на небосводе Отца.
Стихи 39−53. В этих стихах нам представлена I. Очень печальная жалоба о нынешнем бедственном положении семьи Давида, которое, по мнению псалмопевца, сложно согласовать с заветом, заключенным Богом с Давидом. «Ты Говорил, что милости Своей не отнимешь, но ныне Ты отринул». Иногда довольно сложно привести в согласие Божьи провидения с Его обетованиями, но тем не менее мы уверены, что это возможно, ибо дела Божьи исполняют Его слово и никогда не противоречат ему.
1. Похоже, что дом Давида потерял свой интерес к Богу, что было его силой и красотой. Ранее Бог был доволен Своим помазанником, но в то время прогневался на помазанника Своего (ст. 39). Он вступил в завет с семьей, но сейчас в какой-то степени осознавал, что сделал завет недействительным; Он не нарушил отдельные его статьи, а отменил его (ст. 40). Мы неправильно истолковываем упреки провидения, если думаем, что они делают недействительным завет. Когда великий Помазанник, Христос, был на кресте, то казалось, что Бог отринул Его и гневается, но это не аннулировало завет с Ним, так как он был утвержден навек.
2. Честь дома Давидова была утеряна и валялась в пыли: «Ты поверг на землю венец его (на который всегда смотрели, как на священную вещь), чтобы по нему топтались (ст. 40). Ты отнял у него блеск (такой переменчивой является земная слава и так быстро она проходит) и престол его поверг на землю, не только лишив царя трона, но и прервав на время его царствование (ст. 45). Если этот псалом был написан во время Ровоама, то это событие касалось большей части царства — пяти шестых его площади; если же он был написан во время Седекии, то эти стихи особым образом подтверждают истинное положение бедного остатка. Отметьте, что престолы и венцы подвергаются топтанию и часто валяются в пыли. Но есть венец славы, хранимый для духовного семени Христа, который не увядает.
3. Он остался без защиты и стал добычей для всех своих соседей, оскорблявших эту древнюю и благородную семью (ст. 41): «Ты разрушил все ограды его (все, что защищало Израиль, в особенности ограду защиты, которой считали завет Божий и данное Им обетование), превратил в развалины крепости его, так что они скорее бесчестили, чем защищали его». А затем все проходящие путем расхищали его (ст. 42), он стал легкой добычей для каждого (см. Пс 79:13−14). Враги разговаривали с ними высокомерно: «…он сделался посмешищем у соседей своих, которые радовались его падению с высоты таких почестей». Более того, каждый старался добавить им бедствий (ст. 43): «Ты возвысил десницу противников его — не только дал им силу, но и склонил их повернуть эту силу в сторону Израиля». Если враги Церкви поднимают против нее руку, то мы должны понимать, что это сделал Бог, ибо они не имели бы над ним никакой власти, если бы не было дано им свыше. Но если Бог позволяет им причинить зло Своей Церкви, то они радуются этому: «Ты обрадовал всех врагов его. Все это делается для Твоей славы, чтобы ненавидящие Тебя обрадовались, увидев слезы и беды у тех, кто любит Тебя».
4. Израиль не был в состоянии помочь себе (ст. 44): «Ты обратил назад острие меча его и сделал его тупым, так что теперь он не мог поражать, как раньше. Но (что еще хуже) Ты обратил назад острие его духа, лишил смелости и не укрепил, как ранее, его на брани». Люди имеют тот дух, который дает им Отец и Творец духов, и мы не сможем устоять, какой бы силой и решимостью ни обладали, дольше, чем Богу будет угодно поддерживать нас. Если сердце человека огорчается, то это Бог сделал так, но печально, когда на защиту Церкви не могут стать те, кто предуставлен для этого.
5. Народ Божий стоял на краю бесславного угасания (ст. 46): «Ты сократил дни юности его; он был готов оказаться отверженным, как юноша в расцвете сил». Похоже все-таки, что псалом был написан во время Ровоама, когда дом Давида пребывал в юности, но уже начал стареть и угасать. В то время он был покрыт позором и презираем, так как семья при первом и втором поколении выглядела великой и значительной, а в третьем стала вырождаться и потеряла значительность, — каким выглядел дом Давида во время Ровоама. Но эти слова также можно отнести к вавилонскому пленению, которое, по сравнению с ожидаемым, было временем юности этого царства. Тем не менее у царей, правивших в то время, как у Седекии и Иехонии, были сокращены дни юности, так как они были захвачены в плен и угнаны в Вавилон, когда им было около тридцати лет.
На основании этих жалоб давайте научимся следующему:
(1) что грех делает с семьями, с благородными царскими семьями, с семьями, где религия была самым главным. Если последующие поколения деградируют, то на них обрушивается бесчестие и беззаконие пятнает их славу.
(2) Мы склонны рассматривать обещанные почести и блаженство Церкви как что-то внешнее, и думать, что обетование нарушено, а завет упразднен, если разочаровываемся, не видя этого. При этом мы совершаем непростительную ошибку, так как наш Учитель четко сказал, что Его Царство не от мира сего.
II. В этих стихах звучит очень патетическая просьба к Богу. Умоляя Его о милости, они говорят:
1. О чрезмерной продолжительности их бедствия (ст. 47): «Доколе, Господи, будешь скрываться?» Больше всего их огорчало то, что Бог был ими недоволен и не являлся через пророков с утешением; Он не вступался за них Своими провидениями, чтобы избавить, и уже долгое время держал их во тьме. Похоже, что наступила полная ночь, когда Бог отошел от них: «Неужели Ты будешь скрываться непрестанно?» Более того, Господь не только скрылся от них, но, похоже, и настроен был против них: «Неужели будет пылать ярость Твоя, как огонь? Как долго он будет пылать? Неужели он никогда не потухнет? Что еще представляет собой ад, как не вечное пламя? И неужели такова участь Твоего помазанника?»
2. О краткости жизни и неизбежности смерти: «Господи, укроти Свой гнев и возвратись к нам с милостью, помня, как коротка жизнь и близок конец моей жизни. Господи, раз моя жизнь так мимолетна и вскоре придет к концу, то пусть она не будет все время настолько несчастна, что я скорее выбрал бы смерть, а не жизнь». Так же излагает свое прошение Иов (Иов 10:20,21). Скорее всего в этих стихах псалмопевец просит об этом в адрес дома Давидова и царя, правившего в то время: «Ты сократил дни юности его» (ст. 46).
(1) Он говорит о краткости и суетности жизни (ст. 48): «Вспомни, какой мой век и как мимолетна моя жизнь (в некоторых переводах); поэтому я неспособен вынести Твой гнев и являюсь должным объектом для Твоего сожаления. На какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Для какой суеты Ты сотворил всех сынов Адама?» Эти слова можно понимать как [1] заявление великой истины. Если прежние милости Бога (ст. 50) забыты (которые касаются другой жизни), то тогда человек, несомненно, сотворен для суеты. Рассматривая человека смертным существом и предполагая, что по ту сторону смерти нет жизни, можно подумать, что он был сотворен для суеты, напрасно наделен благородными силами и способностями разума, наполнен великими планами и желаниями. Но Бог сотворил человека не для суеты, и поэтому вспомни прежние милости Твои, Господи.
[2] Намек на сильное искушение, которое испытывал псалмопевец. Безусловно, Бог не напрасно сотворил землю и не для суеты сотворил всех сынов человеческих (Ис 45:18), ибо, во-первых, если мы думаем, что Бог сотворил всех людей для суеты, лишь на том основании, что большинство имеет краткую жизнь и много страданий в этом мире, тогда правда, что Бог сделал их такими. Но нельзя говорить, что поэтому они сотворены для суеты, так как даже те, у кого дней немного и они наполнены страданиями, могут прославить Бога и сделать добро, могут поддерживать общение с Богом и попасть на небеса. И тогда нельзя сказать, что они были сотворены для суеты. Во-вторых, если мы считаем, что Бог сотворил человека для суеты на том основании, что большинство людей не служат Ему и не наслаждаются Им, то это правда, и относительно таковых можно сказать, что они сотворены для суеты, и лучше бы для них вообще не родиться, чем не родиться свыше. Но не Бог виноват в этом, а они сами, так как Бог делал их не для суеты, а все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия, и на тех, кого Он не прославит, Он сам прославится.
(2) Он говорит о повсеместности и неизбежности смерти (ст. 49): «Кто из людей (из сильных людей) жил — и не видел смерти? Сам царь, представитель дома Давидова, не избежал ее приговора и удара. Господи, и раз он подвержен фатальной необходимости умереть, то не делай всю его жизнь такой несчастной. Разве сможет он избавить душу свою от руки преисподней? Нет, когда придет время, он не сможет этого. Поэтому не допусти, чтобы он был предан в руки преисподней бедственным положением своей смертной жизни, пока не настанет время». Исходя из этого, мы должны научиться тому, что смерть — это конец каждого человека; наши глаза скоро закроются, чтобы увидеть смерть; от этой войны невозможно получить освобождение, и никакой залог не может быть внесен, чтобы спасти нас от тюрьмы преисподней. Поэтому мы должны беспокоиться о том, чтобы быть уверенными в блаженстве по ту сторону смерти и могилы, то есть в том, что после смерти будем приняты в вечные обители.
3. О милости Бога и завете, который Он заключил со Своим рабом Давидом (ст. 50): «Где прежние милости Твои, Господи, которые Ты проявлял, более того, которыми Ты клялся Давиду истиною Твоею? Неужели Ты не сделаешь того, что обещал? Неужели ты уничтожишь то, что сделал? Неужели Ты изменился? Тогда почему мы не можем иметь те же милости, которые Ты даровал Давиду?» Неизменность и верность Бога убеждают нас в том, что Он не изгонит тех, кого избрал и с кем вступил в завет.
4. И наконец, псалмопевец рассказывает о насилии врагов и бесчестии, причиненном Божьему помазаннику (ст. 51−52): «Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих; пусть оно покинет нас и возвратится к нашим врагам».
(1) Поругание рабов Божьих и оскорбления в их адрес отражались на их господине, особенно если такое отношение к ним началось с того момента, как они стали Ему служить.
(2) Оскорбления слуг Божьих были очень скорбной ношей для всех, кто заботился о чести Бога: «…я ношу в не-дре моем поругание от всех сильных народов, и оно одолело меня. Оно закралось в сердце мое, и я с трудом поддерживаю свой дух, страдающий от этой тяжести».
(3) «Нас поносят враги Твои, Господи, так неужели Ты не выступишь против них?»
(4) Они бесславят следы помазанника Твоего. Они размышляют над всеми шагами, предпринятыми царем во время его царствования, следят за всеми его движениями, чтобы несправедливо оклеветать все, что он сказал и сделал. Или: если мы можем применить эти слова ко Христу, Господу Мессии, то они обвиняют евреев в том, что они бесславят Его следы и обвиняют в медлительности. Они недовольны, что Мессия медлит (как понимает это место доктор Хаммонд), называют Его Грядущий, но так как Он еще не пришел, чтобы избавить их от рук врагов, когда больше некому освободить их, то говорят, что Он никогда не придет и их ожидания напрасны. Насмешники более позднего времени подобным образом поносили следы Мессии, когда спрашивали: «Где обетование пришествия Его?» (2Пет 3:3−4). Некоторые понимают слова о поношении следов помазанника как пророчество о том, что змей будет жалить в пяту семя жены, или как страдания последователей Христа, которые шли по Его следам и терпели поношение ради имени Его.
III. Даже после этой печальной жалобы псалом заканчивается хвалой (ст. 53): «Благословен Господь вовек! Аминь, аминь». Таким образом псалмопевец противостоит поношениям своих врагов. Чем больше другие хулят Бога, тем больше мы должны благословлять Его. Так он исправляет свои жалобы, обвиняя себя за недовольство Божьими провидениями и сомнения в Его обетованиях. Так пусть эти греховные страсти будут заглушены хвалой Богу. Как бы там ни было, Бог благ, и мы не должны плохо думать о Нем. Бог истинен, и мы не должны сомневаться в Нем. Хотя слава дома Давидова будет запятнана и замарана, мы сможем утешиться тем, что Бог благословен вовек и Его слава не потускнеет. Чтобы иметь утешение в стабильности Божьих обетова-ний, мы должны воздать Ему за это славу, так как, благословляя Бога, мы ободряем себя. «Аминь» звучит дважды соответственно двойной значимости. «Аминь» означает «так и есть» — Бог благословлен вовек. «Аминь» также означает «да будет так», пусть Бог будет благословен вовек. Он начал псалом с благодарения (ст. 2), а потом уже последовали жалобы, а теперь заканчивает его славословием. Тот, кто благодарит Бога за то, что Он уже сделал, может также благодарить за то, что сделает. Бог со Своими милостями будет следовать за теми, кто правильным образом со своей хвалой следует за Ним.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 88