Многие древние теологи считают, что Моисей написал не только предыдущий псалом, который четко назван молитвой Моисея, но и восемь следующих за ним. Но этого не может быть, так как Псалом 94, несомненно, написан Давидом много лет спустя (Евр 4:7). Возможно, что и этот псалом был написан Давидом. Он описывает защиту, под которой находятся все истинные верующие, но она не заключается в имени царя Давида или его печати; он сам нуждался в ней, особенно если учесть, что этот псалом был написан, как предполагают некоторые, во время бедствия, посланного его многочисленному народу. Псалмопевец говорит о защите во имя Царя царей для тех, кто находится под Его небесной печатью. Обратите внимание (I) на личную решимость псалмопевца сделать Бога своим прибежищем (ст. 2), откуда он издает свои наставления и ободряет других (ст. 9).
(II) На приведенные здесь во имя Бога обетования всем, кто поступает так же искренно:
(1) они будут взяты под особую защиту небес (ст. 1,4).
(2) Они будут избавлены от злобы сил тьмы (ст. 3,5−6) и сохранены особым отличительным образом (ст. 7−8).
(3) Они будут под защитой святых ангелов (ст. 10−12).
(4) Они будут ликовать над своими врагами (ст. 13).
(5) Они будут в особом благоволении у самого Бога (ст. 14−16). Воспевая этот псалом, мы должны ощущать себя в этом прибежище и утешать божественной защитой. Многие считают, что эти обетования принадлежат именно Христу как нашему Посреднику (Ис 49:2), но не потому, что к Нему дьявол обратился с ссылкой на одно из этих обетований (Мт 4:6), а потому что они очень подходят к Нему, а через Него очень приятны и несомненны для всех верующих.
Стихи 1−8. В этих стихах нам изложены:
I. Великая истина в целом, которая свидетельствует о том, что все, живущие в общении с Богом, находятся в безопасности и пребывают под защитой Бога. Поэтому они могут сохранять святое спокойствие разума во все времена (ст. 1): «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, то есть тот, кто верой избрал Бога своим защитником, найдет в Нем все, в чем он нуждается, и обретет то, чего желает». Обратите внимание, (1) что характер истинного верующего, заключается в том, что он живет под кровом Всевышнего; в Боге он находится дома, он возвращается к Богу и отдыхает в Нем, как в месте своего покоя. Он знаком с внутренней религией и от всего сердца служит Богу, поклоняется Ему за завесой, любит быть наедине с Богом и общаться с Ним в уединении.
(2) Привилегия и утешение поступающих так верующих заключаются в том, что они покоятся под сенью Всемогущего. Он укрывает их и становится между ними и тем, что им досаждает, — укрывает от бурь и солнцепека. Им не только позволено, но они живут под защитой Бога. Он будет их покоем и прибежищем навеки.
II. Утешительное обращение псалмопевца к самому себе (ст. 2). Независимо от того, что говорят другие, Он говорит Господу: «Ты прибежище мое; я выбрал Его и полагаюсь на Него. Другие могут делать идолов своим прибежищем, но я скажу Иегове, истинному и живому Богу: «Ты прибежище мое, все остальные — прибежища лжи». Он убежище, которое не подведет меня, ибо Он — защита и твердыня моя». Идолопоклонники называют своих идолов Mahuzzim — своей твердой крепостью (Дан 11:39), но они обманывают себя, а действительно в безопасности находятся лишь те, кто делает Господа Бога своей защитой. Нет повода сомневаться в Его вседостаточности, и поэтому вполне справедливо следуют слова: «На Него я уповаю». Если Иегова — наш Бог, наше прибежище и защита, то мы можем быть уверены, что в Нем обретем все, чего желаем. Он не похож на людей, которые непостоянны, слабы и смертны, и поэтому мы не должны бояться разочароваться в Нем. Мы знаем, в кого уверовали.
III. Великое ободрение для других поступать подобным образом. Псалмопевец говорит об этом не только исходя из собственного опыта и полученного утешения (ибо это может быть заблуждением), а основываясь на истинности Божьего обетования, в котором не может быть никакого обмана (ст. 3−4 и т.д.): «Безусловно, Он избавит тебя». Тот, кто обрел покой, сделав Бога своим прибежищем, не может не желать, чтобы другие поступили так же. И в этих стихах звучит обещание о том:
1. Что верующие будут избавлены от зла и нависшей опасности, которая могла бы стать гибелью для них (ст. 3), — от сети ловца, которая замаскирована и внезапно опутывает неосторожную добычу, — от гибельной язвы, которая врасплох завладевает человеком и от которой нельзя оградиться. Это обетование защищает (1) естественную жизнь и часто исполняется, сохраняя нас от тех грозных опасностей, которые подобрались очень близко и о которых мы знаем не больше, чем птица — о сети ловца. Своей сохранностью от заразных болезней и рук нечестивцев и глупцов мы больше обязаны божественному провидению, а не собственным заслугам.
(2) Духовную жизнь, огражденную божественной благодатью от искушений сатаны, похожих на сети ловца, и от пагубного влияния греха, который является гибельной язвой. Тот, кто дает благодать, чтобы она была славой души, поставит защиту для этой славы.
2. Что сам Бог будет их защитником. Тот, кто выбрал Его своим защитником, будет безопасен, и успешен будет тот, кого Он берет под защиту (ст. 4): «Он осенит тебя, скроет (Пс 30:21), и ты будешь безопасен (Пс 26:5)». Бог защищает верующих (1) с величайшей нежностью и любовью, что подразумевается под словами: «Он перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Здесь звучит ссылка на птицу, которая собирает птенцов своих под крылья (Мф 23:37). Следуя природному инстинкту, она не только защищает их, но и зовет к себе при виде приближающейся опасности; она не только беспокоится об их безопасности, а заботливо ухаживает и дает тепло. Богу угодно таким образом сравнивать Свою заботу о Своем народе, который беспомощен, как птенцы, и легко становится добычей хищника, но ему предлагается довериться и прийти под тень крыльев божественного обетования и проведения, что символизирует последователей истинной религии, пришедших, чтобы успокоиться под крыльями Бога Израилева (Руфь 2:12).
(2) С великой силой и эффективностью. Крылья и перья, даже распростертые с величайшей нежностью, являются слабой защитой, через которую легко прорваться, и поэтому здесь добавлены слова: «Щит и ограждение — истина Его — это крепкая защита». Богу нравится охранять Свой народ, как птице — своих птенцов, и Он может это сделать как воин, вооруженный для битвы.
3. Что Он не только сохранит их от зла, но и избавит от страха перед злом (ст. 5−6). Эти стихи предполагают (1) существование великой опасности, только упоминание о которой может напугать нас. День и ночь мы предоставлены ее власти; тот, кто склонен к боязливости, ни минуты не будет считать себя в безопасности. Даже когда мы удаляемся в свои спальни и ложимся в постель, когда стараемся оградить себя со всех сторон, то и тогда присутствует страх перед ночью, что придут воры и грабители, ветры и бури (кроме того, что мы относим к области фантазии и воображения и что больше всего пугает нас). В Писании мы читаем о страхе ночном (Песн 3:8). Существует также язва, ходящая во мраке, подобная той, что убила первенцев египтян и армию Ассирийцев. Ни замки, ни решетки не смогут запереть болезни, раз в своих телах вместе с собой мы носим их семена. Безусловно, в дневное время, когда можно рассмотреть все вокруг себя, мы не подвергаемся такой опасности, но в то же время существует зараза, опустошающая в полдень (стрела, летящая в полдень, — англ. пер. KJV), летящая невидимо. Существует зараза, опустошающая в полдень, когда мы бодрствуем и окружены друзьями. Даже тогда мы не можем обезопасить себя, как и они не могут защитить нас. Именно среди дня была послана для опустошения зараза, которая должна была наказать Давида за исчисление народа, по поводу чего, как считают некоторые, был написан этот псалом.
(2) Здесь обещана великая безопасность для всех верующих, находящихся среди опасности: «Не убоишься…» Бог Своей благодатью удержит тебя от беспокойств и недоверчивого страха (того страха, в котором есть мучение) посреди великих опасностей. Мудрость удержит тебя от беспочвенных страхов, а вера оградит от чрезмерного страха. Ты не будешь бояться стрел, зная, что если они и попадут в тебя, то не нанесут вреда. Если они и лишат тебя естественной жизни, то все равно не смогут причинить какого-либо вреда духовной жизни. Верующему не нужно бояться, и поэтому он не должен опасаться никакой стрелы, так как в ней нет яда. «Смерть! где твое жало?» Она также находится в распоряжении Бога и попадет туда, куда Он ее направит, а не в какое-либо другое место. У каждой пули есть свое предназначение. Все, что происходит, совершается по воле нашего Небесного Отца, и у нас нет повода бояться.
4. Что они будут сохранены во время всеобщих бедствий особым, необычным образом (ст. 7): «Когда смерть едет верхом на коне с ликованием, а эпидемии свирепствуют, и в результате падут подле тебя тысяча и десять тысяч — падут из-за болезни или от меча при сражении, — падут одесную тебя, и одного вида их смерти будет достаточно, чтобы напугать тебя, если они падут от эпидемии так близко, что вполне смогут заразить, то и тогда зло к тебе не приблизится. Ни смерть, ни страх перед смертью не коснутся тебя». Тот, кто сохранил свою чистоту во времена всеобщей порочности, может доверить Богу свою безопасность во время всеобщего истребления. Видя вокруг себя толпы умирающих, хотя мы и должны пробудиться, чтобы подготовиться к собственной смерти, в то же время не должны смущаться ни от какого страха и делать себя узником, как это происходит со многими на протяжении всей жизни от страха смерти (Евр 2:15). Окропление кровью спасло первенцев израильтян, когда тысячи погибли. Более того, Божьему народу обещано, что он получит удовлетворение, не только увидев исполнение данных им Божьих обетований, но и исполнение Его угроз в адрес тех, кто ненавидит их (ст. 8): «Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». Возможно, это место ссылается на гибель египетских первенцев из-за эпидемии, что было наказанием для угнетателей и ободрением для угнетенных. Израиль осознал это, увидев себя неповрежденным и нетронутым. Как проклятие грешников усугубляется, когда они своими глазами видят награду праведников (Лк 13:28), так и спасение святых возвеличивается, когда они своими глазами созерцают и видят гибель нечестивых (Ис 66:24; Пс 57:11).
Стихи 9−16. В этих стихах нам представлено еще больше обетований, имеющих ту же сущность, что и предыдущие стихи. Они чрезвычайно велики и драгоценны и непреложны для всех потомков.
I. Псалмопевец убеждает верующих в божественной защите, исходя из личного опыта; и то, что он говорит, — это слово Бога, на которое мы можем положиться. Обратите внимание (1) на характер тех, кто будет иметь привилегии и утешение от этих обетований (ст. 9 по смыслу очень похож на ст. 1). Это тот, кто Всевышнего избрал прибежищем своим; кто пребывает в общении с Богом и покоится в Нем; кто сделал Его имя своим храмом и крепкой башней; кто пребывает в любви и в Боге. Наша обязанность — пребывать в Боге, как в месте своего обитания, выбрать Его, а затем жить в Нем, как в своем жилище, общаться с Ним, наслаждаться Им, уповать на Него, а затем мы обретем привилегию быть в Господе, как в своем прибежище. Нас с радостью встречают в Нем, как человека — в его личном доме, без каких-либо препятствий, преград или назойливых приставаний, где он может укрыться от ограничений закона и протестов совести. Тогда в Нем мы будем в безопасности, в совершенном мире (Ис 26:3). Чтобы ободрить нас сделать Господа своим прибежищем в надежде обрести безопасность и удовлетворенность в Нем, псалмопевец ссылается на комфорт, который он обрел, поступая так: «Тот, кого ты сделал своим жилищем, является моим прибежищем. Я увидел, что Он верен и непоколебим, что в Нем есть достаточно места и для тебя, и для меня». В доме Отца Моего обителей много, никто не будет докучать друг другу или, тем более, вытеснять другого.
(2) На обетования, которые незыблемы для тех, кто Всевышнего избрал прибежищем своим.
[1] Что бы с ними ни приключилось, ничто не навредит им (ст. 10): «Не приключится тебе зло; хотя ты будешь испытывать беды и страдания, но в них не будет реального зла, так как они будут приходить от любви Божьей и освящать тебя. Они придут не для того, чтобы навредить тебе, а для твоего блага; и хотя всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, тем не менее в конце все закончится так хорошо, что ты признаешь, что никакое зло не приключилось тебе. Это не зло в чистом виде, а в нем присутствует добро, и оно производит добро. Более того, не только ты сам, но и твое жилище будет взято под божественную защиту, и язва не приблизится к жилищу твоему, чтобы причинить вред тебе или твоему имуществу». Nihil accidere bono viro mali potest — никакое зло не обрушится на благочестивого (Сенека, «De Providentia»).
[2] Ангелы света будут служить им (ст. 11−12). Это драгоценное обетование, которое воздает почести и утешение святым и которое не стало хуже от того, что было процитировано и извращено дьяволом, когда он искушал Христа (Мф 4:6). Обратите внимание:
Во-первых, на повеление, данное ангелам относительно святых. Тот, кто является Господом ангелов, кто дал им жизнь и дает законы, кому они принадлежат и служат, Он Ангелам Своим заповедает о тебе, не только о Церкви в общем, а о каждом отдельном верующем. Ангелам заповедано хранить Господа Бога своего, и эту заповедь они получили от Него. Это свидетельствует о великой заботе Бога о святых, так как самим ангелам будет заповедано служить им. Эта заповедь звучит так: «…охранять тебя на всех путях твоих». Обетование имеет ограничение: они будут охранять тебя на всех путях твоих, то есть до тех пор, пока ты будешь идти путем долга. Тот, кто сходит с этого пути, лишает себя Божьей защиты. Дьявол опустил это слово, когда цитировал заповедь, чтобы усилить искушение, зная, как много оно содержит против него. Но обратите внимание, как обширно это обетование — охранять тебя на всех путях твоих; мы нуждаемся в охране даже тогда, когда нет видимой опасности, и получим ее, когда опасность будет особенно велика. Куда бы ни шли святые, ангелы обязаны охранять их, как слуги — малых детей.
Во-вторых, забота, проявляемая ангелами о святых, соответствует этой заповеди: «на руках понесут тебя», что означает их великие возможности и великую любовь. Они могут унести святых подальше от опасности, чтобы она не добралась до них, и делают это с нежностью и любовью подобно кормилице, несущей младенца на руках. Эти слова говорят о том, что мы беспомощны, а они оказывают помощь. В своем служении ангелы снисходят с небес; они охраняют ноги святых, чтобы они не преткнулись о камень ногою своею, не споткнулись, не впали в грех и не попали в беду.
В-третьих, Они одержат победу над силами тьмы (ст. 13): «…попирать будешь льва и дракона». Дьявола называют рыкающим львом, старым змеем, красным драконом, и похоже, что на это обетование ссылается апостол (Рим 16:20): «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре». Христос сокрушил голову змея и отнял силы у наших духовных врагов (Кол 2:15), и все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас, ибо Христос призывает нас, как Иисус Навин призывал глав колен Израилевых прийти и поставить ноги на шеях повергнутых врагов. Некоторые считают, что это обетование полностью исполнилось во Христе, так как Ему была дана чудотворная власть над всеми тварями. Он мог исцелять больных и изгонять бесов; особенно она проявилась, когда Он передал ее своим ученикам, сказав, что они могут брать змей (Мк 16:18). Эти слова также можно применить к заботе божественного провидения, посредством которого мы сохранены от алчных ядовитых тварей (ибо звери полевые в мире с тобою, Иов 5:23). Более того, у нас есть способы и средства укротить их (Иак 3:7).
II. Он приводит слова самого Бога, чтобы утешить святых и заявить о милости, которую Он хранит для них (ст. 14−16). Некоторые считают, что эти слова обращены к ангелам как объяснение, почему им была дана заповедь заботиться о святых: «Заботьтесь о них, так как они дороги мне и Я с любовью беспокоюсь о них». И теперь, как и ранее, мы должны обратить внимание на то:
1. Кому принадлежат эти обетования. Этим людям соответствуют три характерные черты.
(1) Это те, которые познали имя Бога. Мы не можем полностью познать Его природу, но через Свое имя Господь явил себя нам, и с этой информацией мы должны ознакомиться.
(2) Это те, которые любят Его, а те, которые правильно знают Его, будут любить Его. Они отдадут Ему свою любовь, как единственно достойному объекту, и будут с наслаждением изливать Ему свою любовь. Они сконцентрируют на Нем свою любовь с твердым решением никогда не перемещать ее на другой объект.
(3) Это те, которые призывают Его и молитвой поддерживают постоянное общение с Ним, которые при любой трудности обращаются к Нему.
2. Какие обетования Бог дает святым.
(1) Что Он в должное время избавит их от беды: «Я избавлю его» (ст. 14 и 15), что означает двойное избавление — живущего и умирающего, избавление в беде и избавление от беды. Если Бог соразмеряет степень и продолжительность наших бедствий с нашей силой, если Он удерживает нас от оскорблений в Его адрес во время бедствий и наконец освобождает нас от всех наших скорбей смертью, — тогда это обетование исполнено (см. Пс 33:20; 2Тим 3:11; 4:18).
(2) Бог пообещал в трудные времена быть с ними в скорби (ст. 15). Если Он немедленно не прекратит их страданий, то в беде Он будет с ними. Он обратит внимание на их скорби, Он знает их души в скорби и посетит их милостиво Своим словом и Духом и будет общаться с ними. Он примет их сторону, поддержит и утешит, освятит их страдания, что будет надежным признаком Его присутствия с ними в их бедах.
(3) Что Он ответит на их молитвы: «Он воззовет ко Мне, и Я изолью на него дух молитвы, а затем Я услышу его и отвечу ему обетованиями (Пс 84:9); отвечу провидениями, даруя своевременное облегчение и благодати, вселяя в душу их бодрость» (Пс 137:3). Таким же образом Он ответил Павлу, дав ему достаточно благодати (Кол 12:9).
(4) Что Он превознесет и вознаградит их: «Я защищу его, поставлю на высокое место (англ. пер., KJV), где бедствия не смогут коснуться его, где не бывает бурь; он будет обитать на высотах» (Ис 33:16). Благодаря благодати Божьей они смогут смотреть сверху на этот мир со святым презрение и безразличием; смотреть вверх, на другой мир, со святым восхищением и заботой, — и тогда они будут обитать на высотах. «Я прославлю его». Истинного почтения заслуживают те, кому Бог оказал почести, вступив с ними в завет, общаясь с ними и предназначив их для Своего царства и славы (Ин 12:26).
(5) Что в этом мире они будут иметь достаток во всем (ст. 16): «Я долготою дней насыщу его», то есть [1] они будут жить достаточно долго. Они будут продолжать жить в этом мире, пока не совершат тот труд, для которого были посланы в этот мир, и не станут годными для небес. А это достаточно долго. Кто захотел бы жить на день дольше того времени, что Бог запланировал для него, чтобы совершить работу в нем или через него?
[2] Они подумают, что это достаточно долго, так как Бог Своей благодатью отучит их от этого мира и заставит желать покинуть его. Человек может умереть молодым, но насыщенным днями, satur dierum — насыщенным жизнью. Нечестивый мирской человек не удовлетворен даже долгой жизнью, Он продолжает требовать: «Дай, дай». Но тот, чье сокровище и сердце хранится в другом мире, очень скоро насыщается этим. Он не вечно будет жить.
(6) Что они будут иметь вечную жизнь в другом мире. Это венчает блаженство: «Я явлю ему спасение Мое, покажу ему Мессию (читают некоторые)». Благочестивый старый Симеон лишь тогда насытился долгой жизнью, когда смог сказать: «Видели очи мои спасение Твое». Для ветхозаветных святых не было большей радости, чем видеть день Христа хотя бы на расстоянии. Но скорее всего эти слова ссылаются на лучшую страну, то есть на небеса, которой патриархи жаждали и искали. Бог явит им и покажет то блаженное состояние, которое заключается в возможности видеть лицом к лицу то, что здесь мы видим через тусклое стекло; и через какое-то время Он даст им возможность увидеть это. Некоторые считают, что эти обетования прямо указывают на Христа и исполнились при его воскресении и вознесении.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 90