Моисей, как посредник между Богом и Израилем, получив лично от Бога разнообразные законы и установления, о чем повествуют три предшествующие главы, в данной главе:
(I) Сходит к народу, знакомит людей с полученными законами и принимает их согласие с этими законами (ст. 3), записывает законы и читает их народу, который еще раз выражает свое согласие (ст. 4−7), и затем посредством жертвоприношения и кропления кровью скрепляет завет между народом и Богом (ст. 5−6,8).
(II) Возвращается к Богу, чтобы принять дальнейшие указания. Когда Господь отпускал его после прошлого посещения, Он велел ему прийти снова (ст. 1−2). С ним идут семьдесят старейшин, которым Бог открыл Свою славу (ст. 9−11). Моисею велено взойти на гору (ст. 12−13), остальным велено быть внизу с народом (ст. 14). Весь народ видит облако славы на вершине горы Синай (ст. 15−17), а Моисей пребывает там с Богом в течение сорока дней и сорока ночей (ст. 18).
Стихи 1−8. Первые два стиха сообщают о назначении второго совещания на горе Синай для создания законов, когда подошло к концу первое. Раз начавшись, общение между Богом и нами никогда не прервется с Его стороны, если сначала не разорвем таковое мы сами. Моисею велено привести Аарона, двух его сыновей и семьдесят старейшин Израилевых, дабы они стали очевидцами славы Господней и общения с Богом, к которому был допущен Моисей, чтобы их свидетельство укрепило веру народа. Приближаясь таким образом, (1) всем им надлежит исполниться благоговения: поклонитесь издали (ст. 1). Прежде чем подойти, они должны поклониться. Так же и нам следует входить во врата Божии со смирением и святым благоговением, приближаться как надлежит знающим о своей отдаленности, и восхищаться снисходительностью Божьей благодати, позволившей нам подойти ближе. Разве не приближаются к великим правителям самой своей позой, выражая глубокое почтение? Так не должна ли приближающаяся к Богу душа склониться перед Ним?
(2) Никто из них не должен подходить так близко, как Моисей (ст. 2). Им надлежит взойти к Господу (и те, кто желает подойти к Богу, должны восходить), но только одному Моисею предстоит приблизиться, ибо в этом он был прообразом Христа, который, как Первосвященник, один входит во Святое Святых.
В следующих стихах описан священный завет, заключенный между Богом и Израилем, и обмен ратификационными грамотами; действие было весьма торжественным, ибо являлось прообразом завета благодати между Богом и верующими через Христа.
I. Моисей пересказал людям слова Господа (ст. 3). Он не повел их в завет вслепую и не учил их такому религиозному рвению, которое является порождением неведения, но изложил перед ними все указания, общие и частные, описанные в предшествующих главах; он четко изложил их народу, пожелает ли тот подчиниться этим законам или нет.
II. Люди единодушно выразили согласие с поставленными условиями без колебаний или возражений: все, что сказал Господь, сделаем. Ранее они согласились пребывать под Божьим правлением в общем (Исх 19:8), здесь они выразили свое согласие с данными теперь законами в частности. О, если бы сердце их было у них таково! Как хорошо было бы, если бы люди всегда оставались с теми добрыми намерениями, которые подчас их посещают! Многие согласны с законом, однако не живут в соответствии с ним; они не имеют ничего против него, однако не понуждают себя им руководствоваться.
Суть завета в том, что если народ будет соблюдать приведенные выше указания, то Бог исполнит приведенные выше обетования: «Будьте послушны и будете счастливы». Здесь заключена сделка. Примите во внимание:
1. Как он был переписан набело в книгу завета: и написал Моисей все слова (ст. 4), чтобы не было ошибки; возможно, он записывал, когда Бог диктовал на горе. Как только Господь отделил Себе в мире особый народ, Он стал править им посредством написанного слова, так Он поступал с тех пор и будет поступать впредь, пока стоит мир, и в нем Церковь. Моисей, переписав набело статьи соглашения между Богом и Израилем, прочитал их вслух народу (ст. 7), чтобы тот мог дать полную оценку всему и проверить, будет ли мнение людей во второй раз в целом совпадать с первоначальным. И мы вправе полагать, что так и было, ибо люди произнесли те же слова (ст. 7), что и в первый раз (ст. 3), но выразительнее: все, что сказал Господь (хорошо ли, худо ли то будет для плоти и крови, Иер 42:6), сделаем; это они говорили и прежде, а теперь добавили: «И будем послушны; не только в том, что было заповедано, но и во всем, что нам будет предписано в будущем, будем послушны». Смелая решимость! Если бы только они твердо держались своего решения. Здесь мы видим, как бесспорно справедливы Божьи заветы и повеления сами по себе и какое великое преимущество они несут нам, раз, чем больше мы о них думаем и чем яснее и полнее они нам изложены, тем больше найдем оснований с ними согласиться.
2. Как он был скреплен кровью завета, дабы Израиль обрел сильное утешение от утверждения данных ему Божьих обетований и считал себя обязанным выполнять свои обещания, данные Богу. Таким образом Безмерная Мудрость изобрела средства для нашего укрепления как в вере, так и в послушании и для воодушевления нас как в служении, так и на служение. В завет надлежит вступать при жертве (Пс 49:5), потому что, с тех пор как человек согрешил и лишился благосклонности своего Творца, общения по завету быть не может, если этому не предшествует дружба и искупительная жертва.
(1) Чтобы подготовиться к поочередному скреплению завета сторонами [1] Моисей строит жертвенник во славу Господа, ради чего, главным образом, и создавались все жертвенники, и на что в первую очередь надлежало взирать в завете, который теперь предстояло скрепить. Сделки Господа с сынами человеческими ничего не добавят к совершенству Божественного естества, но в таковых проявляются и возвеличиваются Его совершенства и провозглашается слава Его; поэтому Он не желает, чтобы жертвенник был Его представителем, дабы показать, что все, чего Господь ждет от израильтян, это чтобы Ему воздали славу и чтобы, будучи Его народом, они были Его именем и хвалою.
[2] Моисей воздвиг двенадцать камней по числу колен. Им предстояло представлять народ вторую сторону завета; и мы вправе предположить, что камни были поставлены прямо напротив жертвенника и что Моисей, как посредник завета, проходил между ними. Вероятно, каждое колено установило и знало свой камень, и старейшины племен стояли возле камней.
[3] Моисей поручил принести на жертвенник (ст. 5) всесожжения и мирные жертвы, которые еще предстояло назначить как искупительные. Нам нет нужды утруждать себя исследованиями в отношении того, кем были сии юноши, участвовавшие в жертвоприношении; ибо Моисей сам был священником, они же выполняли его приказ и поручение просто как его слуги. Несомненно, это были мужчины, телесная сила которых позволяла им справиться с таким служением, а по своему общественному положению среди народа они были самыми достойными такой чести.
(2) После такого приготовления произошел торжественный обмен ратификационными грамотами.
[1] Кровью жертвенных животных (частью ее), принесенных народом, окропили жертвенник (ст. 6) в ознаменование посвящения самих себя, своей жизни, плоти и крови Богу и во славу Ему. Кровью (которая есть жизнь) мертвых жертв все израильтяне были представлены Богу в жертву живую (Рим 12:1).
[2] Кровью жертвы, которую Бог признал и принял (оставшейся ее частью), окропили либо самих людей (ст. 8), либо камни, их представлявшие, в ознаменование того, что Бог великодушно жаловал народу Свою благосклонность и все плоды таковой, и что Он дает им все дары, на которые они могли уповать или ждать от Господа, примирившегося с ними в завете при жертве. Сия часть церемониала объясняется следующим образом: «Вот кровь завета; вот как Господь торжественно закрепил ваш статус народа, Его обетования вам и ваши Ему, что и то и другое будет да и аминь». Таким же образом и наш Господь Иисус, Посредник Нового Завета (прообразом которого был Моисей), принеся Себя в жертву на кресте, дабы Его Кровь действительно могла быть кровью завета, окропил ею жертвенник во время Своего ходатайства (Евр 9:12) и кропит ею Свою Церковь посредством Своего Слова и таинств, влиянием и действиями Духа обетования, которым мы запечатлены. Похоже, что Он Сам ссылался на сей церемониал, когда, вводя таинство Вечери Господней, сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови (сравните с Евр 9:19−20).
Стихи 9−11. Поскольку люди не только подчинились церемониалу кропления кровью, но и неоднократно заявляли о том, что весьма довольны Богом и Его законом, Господь здесь дает представителям народа особые знаки Своей благосклонности (ибо Он милостиво встречает радующегося и делающего правду) и допускает их к Себе ближе, чем они могли надеяться. Таким же образом и в Новозаветной Церкви мы находим подобие четырех животных и двадцать четыре старца, удостоенных чести занять места вокруг престола, будучи искупленными Богу Кровью Агнца, находящегося посреди престола (Откр 4:4,6; 5:8−9). Обратите внимание:
(1) они видели Бога Израилева (ст. 10), то есть узрели некие проблески Его славы во свете и огне, хотя и не видели никакого образа, ибо Господа никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим 6:16). Они видели место, где стоял (согласно Септуагинте) Бог Израилев, нечто похожее на образ, но таковым не являвшееся; что бы то ни было, на основании увиденного, несомненно, нельзя было ни написать картину, ни создать изваяние, хотя сего было достаточно, чтобы видевшие были довольны тем, что Бог поистине был с ними. В описании упоминается лишь то, что было под Его ногами; ибо все наши представления о Боге ниже Его и бесконечно далеки от истины. Они увидели даже не ноги Господа: но у прозрачного основания подножием или пьедесталом было богатейшее и великолепное мозаичное покрытие, невиданное ни до ни после, выложенное из сапфиров, лазурное, или цвета неба. Сами небеса являются подножием Божьего дворца, и Его престол возвышается над твердью. Видите, насколько мудрость лучше драгоценного оникса или сапфиров, ибо мудрость была радостью Господа от вечности (Притч 8:30) и на груди у Него спала, тогда как сапфирами выложено подножие ног Его; давайте же принесем все богатства мира туда, а не в свое сердце.
(2) И Он не простер руки Своей на избранных (или старейшин) из сынов Израилевых (ст. 11). Хотя они были людьми, ослепительное великолепие славы Господа не погубило их, ибо было столь смягчено (Иов 26:9) и они были столь укреплены (Дан 10:19), что смогли вынести сие. Мало того, несмотря на то, что они были грешными людьми, отвратительными для Божьей справедливости, тем не менее, вопреки их опасениям, Господь удержал от них Свою карающую, мстящую руку. Когда мы осознаем, каким поядающим огнем является Бог, и какая солома мы перед Ним, у нас будет основание сказать, что при всяком нашем приближении к Нему по милости Господа мы не исчезли.
(3) Они видели Бога, и ели и пили. Сохранилась не только их жизнь, но и энергия, мужество и утешение; их радость не омрачилась, а скорее умножилась и возвысилась. Они праздновали после жертвоприношения перед Богом в знак своего радостного согласия с только что заключенным заветом, в знак того, что приняли с благодарностью его блага и в знак своего общения с Богом во исполнение сего завета. Таким же образом и верующие едят и пьют со Христом за трапезою Его (Лк 22:30). Блаженны те, кто будет есть хлеб в Царстве нашего Отца и пить там вино новое.
Стихи 12−18. Всенародный церемониал скрепления завета завершен, и Моисей вызван для получения дальнейших наставлений, о которых речь пойдет в последующих главах.
I. Моисей призван взойти на гору и остается там в течение шести дней на некотором расстоянии. Ему даны повеления: взойди… на гору и будь там (ст. 12), то есть: «Будь готов оставаться там какое-то длительное время». Кто пожелал иметь общение с Богом, тот должен не только приходить к таинствам, но и оставаться им верными. Блаженны живущие в Его доме, а не просто званные туда. «Поднимись, и Я дам тебе… закон… для научения их». Моисей учил людей лишь тому, что принял от Господа, и получал от Господа лишь то, чему должен был научить народ; ибо он был верен и Богу, и Израилю и никогда ничего не добавлял и не отнимал, но твердо держался наставлений Господа. Получив эти повеления, (1) Моисей назначил Аарона и Ора быть главными судьями в его отсутствие, чтобы в собрании сохранялся покой и порядок (ст. 14). Поднявшись на гору, Моисей пожелал оставить попечение о делах правления, чтобы не отвлекаться, тем не менее он не пожелал даже на несколько дней оставить людей, как овец, не имеющих пастыря. Добрые правители находят для дел правления постоянное попечение, а их народ находит сие постоянным благословением.
(2) С собой на гору Моисей взял Иисуса Навина (ст. 13). Иисус Навин был его слугою, и Моисею было бы весьма удобно иметь его при себе как сопровождающего в течение шести дней ожидания на горе, прежде чем Бог позовет его. Иисусу Навину предстояло стать преемником Моисея, и поэтому он был удостоен такой чести перед народом большей, чем удостоились другие старейшины, чтобы в дальнейшем они охотнее приняли его как своего руководителя; к тому же так, научаясь в общении с Богом, он проходил подготовку к служению. Иисус Навин служил прообразом Христа, и (как удачно заметил ученый епископ Пирсон) Моисей берет его с собой на гору, потому что без Иисуса, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения, невозможно ни проникнуть в тайны небес, ни приблизиться к славному присутствию Божию.
(3) Облако покрывало гору шесть дней; это был видимый знак особого присутствия там Бога, ибо Он нам Себя являет так, чтобы в то же время скрывать Себя от нас. Он позволяет нам знать лишь необходимое для заверения в Своем присутствии, силе и благодати, но дает нам понять, что выяснить о Нем все до конца мы не сможем. В течение этих шести дней Моисей спокойно ожидал на горе вызова в приемную (ст. 15−16). Так Бог проверял терпение Моисея и его послушание этому повелению: будь там (ст. 12). Если бы Моисей устал ждать до наступления седьмого дня (подобно Саулу, 1Цар 13:8−9) и сказал: «Чего мне впредь ждать от Господа?», то он лишился бы чести войти в облако; однако общение с Богом стоит того, чтобы подождать. И нам подобает подходить к святым таинствам, выдержав святую паузу, использовав время для того, чтобы подготовить себя (Пс 107:2).
II. Моисей призван войти в облако на седьмой день, вероятно, в день субботний (ст. 16).
1. Взору всего Израиля открылось густое облако, и слава Господня прорвалась, как огонь поядающий (ст. 17). Бог, наш Бог, есть огонь поядающий, и так Ему было угодно явить Себя, когда Он давал закон, чтобы, зная ужасы Господни, мы не медлили покориться и посредством таковых подготовились бы к утешениям Евангелия, чтобы благодать и истина, пришедшие чрез Иисуса Христа, были бы нам еще желаннее.
2. Вхождение Моисея в облако было весьма дивным: Моисей вступил в средину облака (ст. 18). Божья благодать наделила Моисея необычайным присутствием духа в течение шести дней подготовки, иначе Моисей не отважился бы войти в облако, в особенности когда оно разразилось поядающим огнем. Моисей был убежден, что Призвавший защитит его; святые со смиренным благоговением радуются даже тем славным атрибутам Бога, которые наводят ужас на нечестивых. Кто ходит в правде и говорит истину, тот способен жить при огне пожирающем, как сказано (Ис 33:14−15). Есть люди и дела, которые устоят в огне (1Кор 3:12 и далее), и некоторые будут иметь дерзновение перед Богом.
3. Пребывание в облаке было не менее дивным; Моисей пробыл там сорок дней и сорок ночей. Надо полагать, что шесть дней (ст. 16) не входили в число сорока, ибо в течение тех шести дней Моисей был с Иисусом Навином, который ел манну и пил из потока, упомянутого в Книге Второзаконие 9:21, и пока они были вместе, вероятно, Моисей ел и пил с ним; но когда Моисей был призван в средину облака, он оставил Иисуса Навина снаружи, и тот продолжал есть и пить каждый день, ожидая возвращения Моисея, Моисей же с этого момента постился. Вне сомнения, Бог мог сказать то, что собирался говорить сейчас Моисею, за один день, но для большей торжественности Он удерживал его с Собою на горе сорок дней и сорок ночей. Таким образом здесь нас учат проводить в общении с Богом много времени и почитать самым лучшим время, проведенное именно так. Те, кто хотел бы познать Божью волю, должны размышлять о ней день и ночь.
толкование Мэтью Генри на Исход, 24 глава