Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исход | 30 глава

Толкование Мэтью Генри


Моисей в данной главе получает дальнейшие наставления:

(I) О жертвеннике для приношения курений (ст. 1−10).

(II) О денежном выкупе, который израильтянам надлежало платить во время исчисления (ст. 11−16).

(III) О медном умывальнике, который устанавливался для омовения священников (ст. 17−21).

(IV) О составе и употреблении мира для помазания (ст. 22−33).

(V) О благовониях и курительном составе, который надлежало сжигать на золотом жертвеннике (ст. 34 и далее).

Стихи 1−10. I. Указания в отношении жертвенника для приношения курений таковы:

(1) Его надлежало сделать из дерева и покрыть золотом, чистым золотом; он должен быть высотой около ярда и со сторонами по пол-ярда, с рогами по углам, с золотым венцом вокруг, с золотыми кольцами и шестами для удобства при перемещении (ст. 1−5). Не похоже, чтобы к жертвеннику прилагалась решетка, куда падал пепел, чтобы можно было его убирать; но при сжигании курительного состава приносили золотое кадило с углями, помещали его над жертвенником, в этом кадиле сжигали курение и с ним убирали все угли, так что ни угли, ни пепел на жертвенник не падали. Размеры жертвенника для курений в храме Иезекииля вдвое больше, чем здесь, и там он назван жертвенником деревянным (Иез 41:22); о золоте упоминания нет, что символизирует: курение в евангельское время должно быть духовным, поклонение простым, а служение Богу расширенным, ибо на всяком месте будут приносить фимиам (Мал 1:11).

(2) Его надлежало поместить перед завесой, с наружной стороны сей линии раздела, напротив крышки ковчега, находившегося внутри завесы (ст. 6). Ибо, несмотря на то что служивший у жертвенника не мог видеть крышки ковчега, потому что его скрывала завеса, тем не менее он должен смотреть в сторону таковой и туда направлять каждение; это учит нас: хотя мы и не видим плотскими глазами престола благодати, этого благословенного места милосердия (ибо сей престол столь славен, что Бог из сострадания к нам утаивает его от взора, покрывая облаком), но нам надлежит располагаться перед ним в молитве веры, направляя к нему нашу молитву и глядя вверх.

(3) Аарону надлежало сжигать благовонное курение на этом жертвеннике каждое утро и каждый вечер, около половины фунта за раз, чтобы не только устранить зловоние сжигаемой каждый день на медном жертвеннике плоти, но и почтить Бога, а также показать, что Ему угодно служение Его народа и что людям следует находить удовольствие в служении Господу (ст. 7−8). Как приношения на медном жертвеннике совершались для искупления того, что было неугодно Богу, так и на этот жертвенник приносили хорошее, как бы на рассмотрение Господу, чтобы Он принял; ибо две важные вещи, о которых нам надлежит заботиться перед Богом, заключаются в том, чтобы освободиться от вины и быть принятыми праведными в Его глазах.

(4) Ничего, кроме фимиама, нельзя было приносить на этот жертвенник, и никакого другого курительного состава, кроме указанного (ст. 9). Богу надлежит служить именно так, как Он определил, и не иначе.

(5) Сей жертвенник следовало очищать кровью жертвы за грех над рогами его ежегодно в день очищения (ст. 10, см. Лев 16:18−19). Первосвященнику надлежало брать ее с собой по пути, когда он выходил из Святого-святых. Сие подразумевало, что грехи священников, служивших у этого жертвенника, и грехи народа, за который они совершали служение, формально оскверняли жертвенник, и от сего осквернения его должно очищать кровью искупительной жертвы.

II. Сей жертвенник для курений служил прообразом (1) заступничества Христа. Медный жертвенник во дворе был прообразом Христа, умирающего на земле; золотой жертвенник во святилище был прообразом Христа, ходатайствующего на небе, в силу Его искупления грехов. Сей жертвенник располагался перед крышкой завета, ибо Христос всегда является в Божье присутствие за нас; Он наш ходатай пред Отцем (1Ин 2:1), и Его заступничество приятное благоухание для Бога. К этому жертвеннику крепился золотой венец, ибо Христос ходатайствует, будучи царем. «Отче… хочу…» (Ин 17:24).

(2) Поклонения святых, о чьих молитвах сказано, как о направляющихся перед лицом Господа, подобно фимиаму (Пс 140:2). Как дым восходил от курения, так и наши желания к Богу возносятся в молитве, будучи зажженными от огня святой любви и наших благочестивых чувств. Когда священник сжигал курительный состав, народ молился (Лк 1:10), что символизирует: молитва есть истинный фимиам. Сие курение совершалось ежедневно и было постоянным курением (ст. 8); ибо мы должны молиться всегда, то есть придерживаться установленного для молитвы времени каждый день, по меньшей мере утром и вечером, и никогда не пропускать его, но таким образом молиться непрестанно. Лампады заправлялись или зажигались в то же время, когда курился фимиам, дабы научить нас, что чтение Писания (которое является нашим светом и светильником) часть ежедневной работы и оно должно сопровождать наши молитвы и хвалу. Когда мы беседуем с Богом, нам следует слушать, что говорит нам Господь, и таким образом общение становится полноценным. Поклонение освященных душ угодно Богу, как благоухание приятное; молитвы святых сравниваются с чашами, полными фимиама (Откр 5:8), но только тот курительный состав, который добавляет в них Христос, делает их угодными (Откр 8:3), а также Его Кровь, искупающая вину и прилепляющаяся к нашему лучшему служению. И если сердце и жизнь не святы, то даже курение отвратительно (Ис 1:13), а приносящий таковое то же, что молящийся идолу (Ис 66:3).

Стихи 11−16. Существует мнение, что повторение слов: «И сказал Господь Моисею…» здесь и далее (ст. 17,22,34) подразумевает, что Бог сообщал сии правила Моисею на горе не в виде непрерывной лекции, а со множеством перерывов, предоставляя ему время на то, чтобы записать сказанное или, по крайней мере, чтобы оно отложилось в памяти. Христос давал наставления Своим ученикам так, чтобы те были способны им внимать. Моисею здесь дано указание собирать с народа деньги путем переписи, столько-то с человека на служение в скинии. Сие ему надлежит делать при исчислении людей. Существует мнение, что это относилось только к первому исчислению ко времени, когда скиния устанавливалась, и что этот налог должен был возместить недостающее от добровольных пожертвований для завершения работы или, скорее, для начала служения в скинии. Согласно другому мнению, сие повторялось всякий раз при критическом положении и при исчислении народа и что Давид согрешил в том, что не потребовал сего налога, когда исчислял народ. Однако многие из иудейских писателей и просто иудеев придерживаются мнения, что сей взнос был ежегодным, а введен был, когда Моисей впервые исчислил народ. Этой данью были и те дидрахмы, которые заплатил Христос, дабы не соблазнились противники (Мф 17:27), и тогда же Он привел веское основание, почему Ему надлежит быть свободным от сего налога. В каждом городе назначались люди для сбора сей платы ежегодно. Итак:

(1) Налог, который полагалось платить, составлял полсикля, около пятнадцати пенсов на наши деньги. Богатые не должны были давать больше, и бедные не должны давать меньше (ст. 15), что подразумевает: души богатого и бедного одинаково драгоценны и Бог нелицеприятен (Деян 10:34; Иов 34:19). В других случаях люди должны жертвовать в соответствии со своими возможностями, но этому приношению для выкупа души надлежало быть одинаковым для всех, ибо богатый имеет такую же нужду во Христе, как и бедный, и бедный столь же желанен для Него, как и богатый. И тот и другой делали одинаковый вклад на поддержание служения в храме, потому что оба были равным образом заинтересованы в таковом и получали равное благо. Во Христе и в Его таинствах богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь; того и другого искупил Господь Христос (Притч 22:2). Иудеи говорят: «Если человек отказывался платить эту дань, он не включался в искупление».

(2) Сей налог надлежало платить как выкуп за душу, чтобы не было между ними язвы губительной. Таким образом люди признавали, что получили свою жизнь от Бога и лишились права на жизнь в Его пользу, что они уповают на Его власть и терпение, дабы продлились их дни; и таким образом они платят дань уважения Господу своей жизни и уменьшают те язвы, которых заслуживают их грехи.

(3) Деньги, собранные таким образом, надлежало расходовать на служение в скинии (ст. 16); на них покупали жертвенных животных, муку, фимиам, вино, елей, масло для светильников, соль, одежды для священников и прочие вещи, в которых было заинтересовано все собрание. Следует заметить: получающие благо от Божьей скинии должны с готовностью брать на себя расходы по ее содержанию и не жалеть денег на необходимые издержки для богослужения. Так нам надлежит почитать Господа своим имением и считать, что наилучшие вложения это вложения в служение Богу. На самом деле деньги не могут стать искуплением для души, но могут быть употреблены в честь Того, Кто совершил искупление, и для поддержания Евангелия, коим сие искупление прилагается.

Стихи 17−21. Здесь даны указания (1) об изготовлении умывальника, или купели, из меди большого сосуда, вмещавшего достаточно много воды, который надлежало установить рядом со входом в скинию (ст. 18). Медное подножие, предположительно, было задумано таким образом, чтобы принимать воду, которая выпускалась туда из умывальника по желобу или носику. Тогда у израильтян был умывальник только для омовения священников, теперь же у нас есть источник, открытый Иуде и Иерусалиму для омытия (Зах 13:1), неиссякаемый источник воды живой, поэтому, если мы остаемся в своих нечистотах, то лишь по собственной вине.

(2) О пользовании этим умывальником. Аарон и его сыновья должны омывать из сего умывальника руки и ноги всякий раз, приступая к служению, по крайней мере, каждое утро (ст. 19−21). С этой целью в умывальник каждый день наливали чистую воду. Несмотря на то что они всегда дочиста мылись у себя дома, этого было недостаточно; они должны омыться из умывальника, ибо таковой был определен для омовения (4Цар 5:12−14). Это должно было [1] научить их чистоте во всяком служении, чтобы они прониклись благоговением перед Божьей святостью и опасались осквернения грехом. Им надлежало омыться и сделаться чистыми не только во время первого посвящения, но омываться и содержать себя в чистоте, когда бы они ни приступали к служению. Только тот станет на святом месте Господа, у кого руки неповинны и сердце чисто (Пс 23:3−4).

[2] Научить нас, кому надлежит ежедневно служить Богу, каждый день обновлять наше раскаяние во грехе и с верою прилагать Кровь Христа к своим душам для прощения; ибо каждый день мы много согрешаем и оскверняемся (Ин 13:8,10; Иак 3:2). Такую подготовку нам надлежит проходить перед священными таинствами. Очистите руки… исправьте сердца и только тогда приблизьтесь к Богу (Иак 4:8). На этот закон ссылается Давид: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи» (Пс 25:6).

Стихи 22−38. Здесь даны указания о составе мира для священного помазания и фимиама, которые предстояло использовать в служении в скинии. Сими надлежало почитать Бога, и поэтому Ему было угодно дать указания по их изготовлению; ибо ничто не приходит к Богу, кроме того, что исходит от Него.

1. Здесь указано, из каких ингредиентов надлежало составить миро для священного помазания, и предписано количество таковых (ст. 23−25). Между толкователями нет единого мнения относительно составляющих; вообще, мы уверены, что сии были наилучшими и наиболее подходящими своему назначению, иначе и быть не могло, если Божья мудрость определила их для Божьей чести. Миро надлежало составить secundum artem искусством составляющего масти (ст. 25). Пряности, в целом составлявшие приблизительно половину сотой веса, надлежало настоять на оливковом масле, которого должно быть около пяти-шести кварт, а затем отфильтровать, оставив маслу восхитительное благоухание. Этим миром надлежало помазать Божий шатер и все его принадлежности; его также надлежало использовать при посвящении священников (ст. 26−30). Так должно продолжаться в роды сынов Израилевых (ст. 31). Иудейское предание гласит, что это же миро, приготовленное Моисеем, сохранилось почти до пленения. Однако епископ Патрик доказывает слишком малую вероятность правдивости сего предания и предполагает, что миро изготавливали повторно согласно приведенному здесь предписанию, ибо таковым был помазан Соломон (3Цар 1:39) и некоторые другие цари; а помазание священников совершалось таким его количеством, что оно стекало по краю их одежд; мы также читаем об изготовлении мира (1Пар 9:30), однако все согласны с тем, что во втором храме совсем не было священного мира, предположительно, из-за бытовавшего тогда мнения, что изготовление такового незаконно, провидение же устранило этот недостаток, предвестив лучшее помазание Святого Духа в евангельское время, разнообразные дары Которого имели своим прообразом благовонные составляющие мира. Дабы показать превосходство святости, в скинии было нечто в высшей степени приятное для глаз и благоуханное. Об имени Христа сказано, как о разлитом мире (Песн 1:2), и доброе имя христиан лучше дорогой масти (Еккл 7:1).

2. Подобным же образом и фимиам, сжигавшийся на золотом жертвеннике, готовился из ароматных пряностей, хотя и не из таких редких и дорогостоящих, как составлявшие миро для помазания (ст. 34−35). Курительный состав изготавливали раз в году (по словам иудеев), по фунту на каждый день года и на три фунта больше на День очищения. При употреблении фимиам нужно было мелко истолочь: таким же образом Господу было угодно сокрушить Искупителя в благоухание приятное, когда Он приносил Себя в жертву.

3. Относительно сих двух приготовлений здесь дан одинаковый закон (ст. 32−33,37−38), чтобы то же самое не изготавливали для употребления в быту. Таким образом Богу было угодно сохранить в душах людей благоговение перед Его собственными установлениями и научить их не осквернять и не злоупотреблять вещами, посредством которых открывается Господь, как поступали те, кто воображал, что владеет (играя ради забавы) музыкальными орудиями, как Давид (Ам 6:5). Шутить со священным значит открыто выступать против Бога, в особенности когда речь идет о насмешках или легкомысленном отношении к Божьему Слову и таинствам (Мф 22:5). То, что имеет особое значение для Господа, не должно употребляться как нечто обыденное.

толкование Мэтью Генри на Исход, 30 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.