Стих 1. Начало этой главы сложное, и его по-разному понимают.
1. Некоторые воспринимают этот стих как упрек показной оригинальности. Когда человек из гордости отделяет себя от мнений и общества других, противореча всему, что было сказано ранее, и предлагает новые собственные определения, которые, как бы абсурдны они ни были, отстаивает, то делает это, чтобы удовлетворить желание и обрести суетную славу. Таковые ищут и вмешиваются в то, что им не принадлежит. Он прихоти ищет и восстает против всякого дела, высказывая свое суждение по каждому поводу. Он замкнут и высокомерен. Именно такими чаще всего бывают самоуверенные и заносчивые люди. Тем самым они делают себя смехотворными и раздражают других.
2. Похоже, английский перевод представляет этот стих как побуждение к усердию в стремлении обрести мудрость. Чтобы получить знание или благодать, мы должны желать их, как то, в чем нуждаемся и что даст нам большое преимущество (1Кор 12:31). Мы должны отделиться от всего, что может отвлечь или задержать нас в стремлении удалиться от шума мирской суеты, и тогда уже искать и интересоваться всеми средствами благодати и наставлениями мудрости; мы должны быть готовы прилагать усилия, испытывать все методы для улучшения себя, ознакомиться с разнообразными мнениями, чтобы убедиться на практике и крепко держаться того, что хорошо.
Стих 2. Глупец может притвориться разумным человеком, искать и интересоваться средствами приобретения разума, но (1) на самом деле ему это не нравится. Он делает это в угоду друзьям или ради спасения доброй репутации. Он не любит ни свою книгу, ни свое дело, ни Библию, ни свои молитвы, а с удовольствием повалял бы дурака с игроками. Тот, кто не получает удовольствия от учебы или религии, не будет делать ничего, чтобы добиться этих целей. Никаких изменений к лучшему не произойдет в нем, если эти цели для него — нудная и тяжелая работа.
(2) При этом у него нет хороших намерений, а он желает только бы выказать ум свой и устроить представление, тем самым замаскировав свою глупость; он желает, чтобы все прошло хорошо, так как любит слушать собственные речи.
Стих 3. Этот стих может иметь двойной смысл:
(1) Нечестивцы — пренебрежительные люди, презирающие других. С приходом нечестивого в любую компанию — то ли это школа мудрости, то ли собрание для религиозного поклонения — приходит и презрение к Богу, к Его народу и служителям, ко всему, что было сказано и сделано. От мирских людей не стоит ожидать ничего, кроме насмешек; они будут бесславием и поношением; они будут издеваться и смеяться над всем серьезным и степенным. Но пусть мудрые и благочестивые не обращают на это внимания, ибо древняя поговорка гласит: это зло исходит от нечестивых.
(2) Нечестивцы покрыты позором и вызывают сами презрение к себе, так как Бог сказал: «…бесславящие Меня будут посрамлены». Как только входит грех, за ним сразу же следует бесславие, и грешники делают себя презренными. Они не только навлекают на себя презрение, но приносят бесславие и поношение своим семьям, друзьям, служителям и всем, кто каким-то образом имеет к ним отношение. Поэтому тот, кто хочет сохранить свою славу, должен держаться своей добродетели.
Стих 4. Этот стих элегантно передает схожесть.
1. Источник мудрости подобен глубоким водам. Образованный, умный человек хранит в себе доброе сокровище полезных истин, которые обеспечивают его своевременными и полезными словами во всех случаях. Это глубокие воды, которые не издают шума, но и никогда не иссякают.
2. Слова уст такого человека — струящийся поток. Когда он видит повод говорить, слова естественно, свободно и легко текут из него; они чисты и свежи, они очищают и освежают. Из этих глубоких вод они текут (если для этого есть основание), чтобы напоить всех окружающих, как потоки, орошающие низины.
Стих 5. Этот стих справедливо осуждает тех, кто, служа правосудию, искажает справедливость; (1) кто смотрит сквозь пальцы на вину человека за его высокое положение, богатство или в знак благодарности за оказанную услугу, защищая и поощряя тех, кто угнетает и совершает насилие. Как бы человек ни оправдывал подобные поступки, не хорошо быть лицеприятным к нечестивому; это раздражает Бога, публично оскорбляет правосудие, наносит вред человечеству и оказывает услугу царству греха и сатаны. Должно оцениваться дело по существу, а не человек.
(2) Кто выступает против справедливости, потому что человек беден и незначителен в мире, не относится к той же партии и не разделяет те же мнения, так как он чужеземец. Это называется ниспровергнуть на суде праведного, которого необходимо поддерживать и за которого вступится Бог.
Стихи 6−7. Соломон часто показывал, какое зло нехорошие люди причиняют другим своим неуправляемым языком. А здесь показывает, какое зло они причиняют себе.
1. Они втягивают себя в ссоры: уста глупого без какого-либо повода или вызова идут в ссору, распространяя глупые идеи, которым другие считают себя обязанными противоречить; и так начинается ссора. Или их слова провоцируют негодование, которое требует удовлетворения, бросают другим вызов, побуждая ответить, если они осмелятся. Гордые и вспыльчивые люди, пьяницы являются глупцами, чьи уста идут в ссору. Мудрый человек может быть втянут в ссору против своей воли, но лишь глупец сам развязывает ее, хотя есть возможность избежать; и ему придется раскаяться в этом, если не будет слишком поздно.
2. Они подвергают себя наказанию: действительно, слова его вызывают побои; они заслуживают наказания побоями, их необходимо проверять и ограничивать ударами (так Анания несправедливо приказал бить Павла по устам).
3. Они ведут себя к гибели: язык глупого, который был или станет гибелью для других, в конце окажется гибелью для него, возможно, от других людей. Язык Семея стал его собственной гибелью, как и язык Адонии, говорившего на свою голову. Если глупец своими глупыми речами ввергает себя в пропасть и думает выбраться оттуда, оправдавшись или извинившись за свои слова, то его оборона окажется преступлением, а уста — сетью для души, все больше запутывающей его. И когда человек осудится своими злыми словами на суде Божьем, то уста станут его гибелью, и это таким же образом усугубит его гибель, как и отказ в капле воды, в капле утешения, чтобы остудить его язык, который стал сетью и будет его мучителем.
Стих 8. Наушники — это те, которые тайно разносят от дома к дому истории, в которых, возможно, и есть доля истины, но есть и тайны, о которых не следовало бы рассказывать; или это те, кто неправильно истолковывает или придает рассказам лживую окраску, повествуя их для того, чтобы опорочить чью-либо репутацию, разбить дружбу, причинить зло родственникам и соседям и посеять между ними конфликт.
(1) Люди, произносящие эти слова, ведут себя, как раненые (написано на полях). Они ведут себя, как раненые, притворяются, что чрезвычайно возмущены недостойным поведением тех и иных и действительно стараются ради них, притворяются, что огорчены и очень неохотно говорят о них. Они ведут себя, словно эта новость поразила их, хотя в действительности радуются неправде, захвачены рассказом и передают его с гордостью и удовольствием. Такими кажутся их слова, но они входят во внутренность чрева, как отрава, как украшенная и подслащенная пилюля.
(2) Слова таких людей, как раны (англ. пер.) — как глубокие, смертельные раны, которые входят во внутренность тела — venter medius vel infimus — в среднюю или нижнюю часть чрева, в грудную клетку или брюшную полость, — каждая из которых смертельна. Слова наушника ранят того, о ком говорят, нанося вред доверию к нему и его интересам, как и ранят того, кому они сообщаются, причиняя вред его любви и благотворительности. Раня совесть, они дают человеку повод согрешить. Возможно, кажется, что человек не придал значения этим словам, но они совершают действия постепенно, охлаждая любовь к тем, кого должны любить.
Стих 9. Заметьте:
(1) Расточительство — это очень плохое ведение хозяйства. И тех, кто растрачивает свое имущество, живет не по средствам, кто тратит и дает больше, чем может себе позволить, и таким образом транжирит свое состояние, не только вполне справедливо считают глупцами среди людей, но им придется дать неутешительный отчет Богу о вверенных им талантах. Они в итоге потратят их попусту.
(2) Безделье — не лучше. Кто недобросовестен в работе, у кого руки опущенные (дословно), кто стоит, засунув лапу в рот, кто пренебрегает своим бизнесом, мало или вообще не занимается им — тот брат расточителю, то есть он так же глуп и стоит на том же прямом пути, ведущем к бедности. Один разбрасывает, что имеет, другой позволяет деньгам уходить сквозь пальцы. Эти наблюдения также истинны в вопросах религии: кто беспечен и несерьезен в молитве и слове, брат тому, кто не молится и не слушает слово вообще. Пренебрежение своим долгом и неисполнение долга является фатальным для души, как согрешение.
Стих 10. Этот стих говорит (1) о достаточности Бога для святых: для них Его имя — крепкая башня, в которой они могут отдохнуть, когда устали, и найти убежище, когда их преследуют. Там они могут вознестись выше своих врагов и укрепиться против них. В Своих открытиях о Себе Бог явил нам, что в Нем всего достаточно, чтобы мы оставались спокойными во все времена. Богатства, хранящегося в этой башне, достаточно, чтобы обогатить их, чтобы быть для них постоянным пиршеством и сокровищем. Силы этой башни достаточно, чтобы защитить: имя Господа, то есть то, посредством чего Он явил себя как Бог, наш Бог, не только Своими титулами и атрибутами, но заветами и обетованиями о нем — все это составляет крепкую башню для народа Божьего, неприступную и несокрушимую.
(2) О безопасности святых в Боге. Имя Бога является крепкой башней для тех, кто знает, как ею пользоваться. Праведник верой и молитвой, поклонением Богу и зависимостью от Него убегает в нее, как в город-убежище. Имея уверенность в преимуществах, которые дает имя Бога, они утешаются и получают от него выгоду; они выходят из себя, удаляются от этого мира, живут в небесах, в Боге, а Бог — в них; таким образом они оказываются в безопасности, считают себя таковыми и удостоверятся в этом.
Стих 11. Описав твердую и надежную зависимость праведника (ст. 10), в этом стихе Соломон показывает лживую и обманчивую защиту богатого человека, который получил свою часть и сокровища в благах этого мира и утвердил на них свое сердце. Он уповает лишь на свое богатство и многого ожидает от него, как благочестивый — от своего Бога. Посмотрите:
(1) Как он поддерживает себя. Он делает богатство своим городом, в котором живет и царствует с самодовольством, словно имеет весь город в своей власти. Это его крепкий город, который он сам укрепляет, и тогда бросает вызов опасности, словно ничто не может навредить ему. Крепкие щиты его — великолепие; его богатство — его стена, которой он окружает себя, считая ее высокой оградой, которую нельзя преодолеть (Иов 31:24; Откр 18:7).
(2) Как тем самым он обманывает себя. Он считает богатство крепким городом и высокой оградой, но это только в его воображении; оно не окажется таким в реальности, а будет похоже на дом, построенный на песке, который подведет строителя, когда он больше всего будет в нем нуждаться.
Стих 12. Отметьте:
(1) Гордость предшествует гибели, и гибель в конце будет наказанием гордости, ибо перед падением человека чаще всего настолько сводят с ума справедливые суды Бога, что он становится особо надменным, и тогда его падение становится более мучительным и поразительным. Или если это не всегда происходит, то после того, как сердце вознеслось в гордости, придет падение (Притч 16:18).
(2) Смирение всегда предшествует славе и готовит человека для нее; в конце слава будет наградой за смирение, как и было сказано ранее (Притч 15:33). Необходимо часто говорить то, чему люди так неохотно верят.
Стих 13. Посмотрите, как часто люди позорят себя тем, с помощью чего надеялись заслужить аплодисменты.
(1) Некоторые гордятся своей быстрой реакцией. Они дают ответ, не выслушав, как только услышат о вопросе. Они надеются прославиться, сразу отреагировав на этот вопрос, и, выслушав лишь одну сторону, считают вопрос настолько легким, что не желают беспокоить себя выслушиванием другой стороны. Они считают себя уже проинформированными о нем и знатоками всех деталей дела. Хотя быстрый ум — приятная вещь, чтобы им забавляться, но твердый суд и трезвая мудрость совершают дело.
(2) Кто гордится быстрой реакцией, тот часто подвергается справедливым укорам в несвоевременности. Глупо человеку говорить о том, чего он не понимает, или выносить суждение по вопросу, о котором он полностью не проинформирован и не имел терпения серьезно исследовать его. А если это глупость, то за ней последует позор.
Стих 14. Заметьте:
(1) Скорбь терпима, пока человек владеет разумом и спокоен. В этом мире мы можем вынести много немощей, трудностей, связанных с телом, именем и состоянием. Мы можем не только вынести их, но и держаться стойко, если правильно ведем себя, если смелы и способны действовать с разумом и решительностью, особенно если имеем добрую совесть и она свидетельствует нам об этом. И если дух человека способен вынести немощи, то тем более дух христианина, или, скорее, Дух Божий, свидетельствующий и работающий с нашим духом в день бедствия.
(2) Скорби духа из всех являются самыми тяжелыми, и их трудно нести; они оставляют раны на плечах, которые должны переносить другие немощи. Если же дух ранен беспокойством разума, унынием из-за обрушившейся беды, какой бы она ни была, если он отчаялся получить помощь и поражен осознанием гнева Божьего за грех, а также ужасным ожиданием суда и яростного негодования, то кто может вынести его? Раненый дух не может сам себе помочь, и другие не знают, как помочь ему. Поэтому мудрость хранит совесть от обид.
Стих 15. Заметьте:
(1) Разумные ищут знания и прилагают ухо и сердце в стремлении к нему. Их ухо внимательно к средствам знания, а их сердце добавляет веру ко всему, что они слышат, и правильно использует. Разумный не считает, что имеет достаточно благоразумия, а видит, что нуждается в большем; и чем благоразумнее человек, тем он любознательнее и больше стремится к знанию, к познанию Бога, своего долга и пути на небеса, ибо это наилучшее знание.
(2) Кто благоразумно ищет знания, тот несомненно обретет его, ибо Бог никогда не говорил: «Ищете Меня напрасно», а: «Ищите, и найдете». Если ухо ищет знания, то сердце получит его, сохранит и обогатится им. Мы должны получать знания не только для головы, но и для сердца, получать от него благоухание и наслаждение, применять то, что мы знаем, к себе и познавать его силу и влияние.
Стих 16. Автор ставил нас в известность о великой силе подарков (т.е. взяток) ранее (Прит. 17:8,23). Здесь он показывает, какой силой обладают подарки подчиненных, преподнесенные начальникам, которые имеют намного больше их самих. Хороший подарок может многое (1) в отношении свободы человека: подарок человека может способствовать его освобождению, если он находится в тюрьме; некоторые придворные ради собственной выгоды выступают против попранной невиновности, надеясь получить за это благодарность. Или некоторые незначительные люди, не зная, как получить доступ к влиятельному человеку, могут добиться этого с помощью дачи денег его слугам или подарка ему самому — тогда для них появляется место.
(2) Для продвижения человека. Подарок даст ему возможность сесть среди вельмож, получить славу и власть. Посмотрите, как порочен мир, если подарки людей могут все, даже повлиять на великих; более того, они приобретают для них то, чего они недостойны и для чего не годны. И неудивительно, что принимают взятки в своих офисах те, кто давал их для получения этого места. Vendere jura potest, emerat ille prius — кто купил закон, тот может продать его.
Стих 17. Этот стих показывает, что один рассказ хорош, пока не рассказан другой. 1. Первый рассказчик уверен, что рассказывает правдивую историю и говорит лишь то, что свидетельствует в его пользу, придавая содержанию наилучший оттенок, который бы доказал его правоту независимо от того, правда это или нет. 2. Истец рассказал свое свидетельство, и теперь положено услышать ответчика; должна состояться очная ставка свидетелей и перекрестный допрос, чтобы выявить ложь и хитрость, которые были добавлены, чтобы дело выглядело по-другому. Поэтому мы должны помнить, что имеем два уха и должны выслушать обе стороны, прежде чем вынести решение.
Стих 18. Заметьте:
(1) Соперничество часто возникает между могущественными людьми, которые ревнуют о своей чести и правах, настаивая на их малейших деталях; они уверены, что смогут хорошо исполнить свои обязанности, и поэтому с трудом снисходят к необходимости согласовывать, в то время как бедные вынуждены быть миролюбивыми и часто оказываются в проигрыше.
(2) Спору могущественных может быть положен конец с помощью жребия, если другим способом они не могут прийти к компромиссу; и иногда это оказывается лучшим выходом, чем бесконечные аргументы или соглашения, которым они с такой неохотой покоряются, в то время как следование жребию не умаляет ничье достоинство, если принято такое решение. Чтобы предотвратить споры, Ханаан был разделен с помощью жребия; и если бы жребий не осквернялся и оставался способом взывания к Божьему провидению, возможно, был бы очень полезен сейчас для разрешения многих противоречий, способствуя славе Бога и удовлетворяя стороны, если бы сопровождался молитвой и соответствующей торжественностью, о чем четко говорят разные места Писания, особенно книга Деяния (1:26). Если закон — это лотерея (как некоторые называют его), то хорошо было бы, если бы лотерея была законом.
Стих 19. Заметьте:
(1) Мы должны особенно стараться предотвратить ссоры среди родственников или тех, кто особым образом обязан друг другу, не только потому, что это неестественно и не приличествует людям, а потому что именно между ними чаще возникает враждебность, а обиды заходят слишком далеко. Мудрость и благодать, несомненно, помогли бы нам с легкостью простить своих родственников и друзей, если они обижают нас, но порочность делает так, что нам особо трудно сделать это. Поэтому давайте остерегаться раздражать брата или того, кто нам как брат; неблагодарность очень сердит людей.
(2) Со всей неотложностью необходимо прилагать великие усилия, чтобы побыстрее прийти к компромиссу в вопросах, которые приводят к конфликту между родственниками, так как эта работа особо сложная и, следовательно, особо почетная, если заканчивается успехом. Исав был озлобившимся братом и казался неприступнее крепкого города, но благодаря работе Бога в его сердце и в ответ на молитву Иакова он был побежден.
Стих 20. Отметьте:
(1) Наше утешение значительно зависит от свидетельства собственной совести, то ли за нас, то ли против нас. Здесь слово «чрево» означает совесть, как и в Притч 20:27 «глубины сердца». Соответственно тому, удовлетворено ли оно и чем наполнено, будет наше удовлетворение и внутренний мир.
(2) Совесть будет свидетельствовать за нас или против нас соответственно тому, умеем ли мы хорошо управлять своим языком. Соответственно тому, хорош или плох плод уст, содействует ли он беззаконию или праведности, таков и характер человека, а следовательно, и свидетельство его совести о нем. «Мы должны быть особо внимательны к произносимым нами словам, как к плодам своих деревьев или земли, которые собираемся есть, ибо в зависимости от того, полезны они или вредны, мы будем испытывать боль или удовольствие, когда наполнимся ими», — сказал епископ Патрик.
Стих 21. Отметьте:
(1) В зависимости от того, как человек использует свой язык, он может сделать много добра или вреда себе и другим. Многие из-за грязного языка стали причиной собственной смерти или из-за лживого языка причиной смерти других. И наоборот. Многие спасли собственную жизнь или получили в ней утешение благодаря благоразумному и доброму языку, а также спасли жизни других своевременным свидетельством или ходатайством о них. И если своими словами мы можем оправдаться или осудиться, то, несомненно, жизнь и смерть — во власти языка. Языки были любимой пищей Эзопа, но и самой вредной.
(2) Слова человека будут оцениваться по чувствам, которыми они сопровождаются. Кто не только говорит правду (плохие люди тоже могут так поступать, чтобы спасти репутацию или угодить компании), но по собственному выбору с удовольствием говорит правду, тому будет дарована жизнь. А тот, кто не только говорит неправду (что хороший человек может сделать по ошибке), но и любит лгать (Пс 51:5), того ждет смерть. То, что люди любят, вкусят от плодов его.
Стих 22. Отметьте:
(1) Хорошая жена — величайшее благословение для мужа. Кто нашел жену (т.е. настоящую жену, так как плохая жена не заслуживает такого почетного имени), кто нашел помощницу себе (т.е. жену в первоначальном значении слова), кто искал ее внимательно, с молитвой, и нашел, что искал, тот нашел благо, жемчужину большой цены — редкий драгоценный камень. Он нашел не только то, что будет давать ему больше всего утешений в жизни, но и поможет на пути к небесам.
(2) В этом с благодарностью нужно признавать Бога, так как это знак Его благоволения и счастливый залог дальнейших благоволений. Это знак того, что Богу нравится человек, нравится делать ему добро и для него еще хранится много милостей. Поэтому ради этого необходимо искать Бога.
Стих 23. Заметьте:
(1) Хотя бедность несет много неудобств для тела, но часто хорошо влияет на дух, так как делает человека смиренным и покорным, умерщвляя его гордость. Она учит его говорить с мольбою. Когда необходимость заставляет человека просить милостыню, то велит ему не требовать или принимать как должное, а принимать даяние с благодарностью. Перед престолом Божьей благодати мы все бедны и должны обращаться с мольбою — не возражать, а взывать и вести себя sub forma pauperis — как нищие.
(2) Хотя процветающее положение имеет много преимуществ, но ему часто сопутствует зло, которое делает человека гордым, заносчивым и властолюбивым: богатый отвечает на мольбу нищего грубо, как Навал с бранью ответил посланникам Давида. Некоторые богачи, особенно те, которые немного поднялись, глупо полагают, что их богатство дает им право говорить грубые слова, даже если они не собираются грубо поступить с человеком; они считают, что им приличествует резко отвечать, хотя интеллигентный человек должен быть скромным (Иак 3:17).
Стих 24. В этом стихе Соломон похвально отзывается о дружбе и показывает, (1) что мы должны делать, чтобы завязывать и развивать дружбу: мы сами должны быть дружелюбны. Чтобы иметь друзей и поддерживать дружбу, мы должны не только избегать оскорблений в их адрес или ссор с ними, а любить их и проявлять эту любовь, быть искренними, угождать, посещать и приглашать в гости, совершая различные добрые услуги, которые в нашей власти. Это и означает быть дружелюбным. Si vis amari,ama — Если хочешь добиться любви, дари ее (Сенека). Ut ameris, amabilis esto — Будь любящим, чтобы тебя любили (Овидий).
(2) Это стоит усилий, ибо в истинной дружбе мы можем надеяться получить утешение. Брат обязательно явится во время несчастия (Притч 17:17). Находясь в беде, мы надеемся получить утешение и помощь от родных, но иногда бывает друг, который не связан с нами кровными узами, но чьи узы любви и уважения оказываются сильнее родственных; и когда приходит время испытания, он для нас делает больше, чем брат. Христос — друг всем верующим, более привязанный, нежели брат, поэтому давайте будем к Нему дружелюбны.
толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 18 глава