Стихи 1−9. Задолго до этого Иов спрашивал: «Где премудрость обретается? и где место разума?» (Иов 28:12,20), и он дает на это ответ: «Бог ведает место ее» (ст. 23). Но в этой притче Соломон идет дальше и говорит, где мы можем ее найти и как получить. Эти стихи сообщают:
I. Какие средства мы должны использовать, чтобы обрести мудрость.
1. Мы должны быть внимательны к слову Божьему, ибо оно — слово мудрости, которое может сделать нас мудрыми ко спасению (ст. 1−2).
(1) Мы должны быть убеждены в том, что слова Бога — это источник и стандарт мудрости и разумения, и не стремиться стать мудрее, чем они могут нас сделать. Мы должны сделать свое ухо внимательным и наклонить сердце свое к мудрости и размышлению. Много мудрых истин можно найти в человеческих сочинениях, но божественное откровение и построенная на нем истинная религия представляют собой всю мудрость.
(2) Соответственно мы должны принимать слово Божье со всей готовностью разума и желанием, без ропота или сомнений, и не только его обетования, но и заповеди. Говори, Господи, ибо слышит раб Твой.
(3) Мы должны хранить его, как храним сокровище, которое боимся потерять. Мы должны не только принимать, но и хранить слово Божье, вкладывать его в свои сердца, чтобы оно всегда было у нас под рукой.
(4) Мы должны склонять к нему свое ухо, с радостью использовать все возможности услышать слово Божье и слушать его внимательно и серьезно, чтобы оно не ускользнуло.
(5) Мы должны прикладывать к нему свои сердца, в противном случае внимательное ухо не принесет нам пользы.
2. Мы должны много молиться (ст. 3) и призывать знание, как человек, близкий к голодной смерти, со слезами умоляющий о хлебе. Слабое желание не может добиться просимого; мы должны быть назойливыми, как человек, знающий его цену и собственную нужду в нем. Мы должны кричать, как новорожденные младенцы, жаждущие чистого словесного молока (1Пет 2:2), и взывать к разуму — возносить свой голос к небесам. Только тогда мы можем ожидать этих хороших и совершенных даров (Иак 1:17; Иов 38:34). Мы должны подавать свой голос за знание (написано на полях) — защищать и поддерживать его, подчинять язык повелениям мудрости. Мы должны посвятить знанию свой голос, вложив его в свое сердце, и занимать свой голос поисками его. На этом методе Соломон мог написать probatum est — испытанное средство; он молился о мудрости и обрел ее.
3. Мы должны с готовностью прилагать усилия (ст. 4): искать его, как серебра, предпочитая всем богатствам этого мира, и трудиться, разыскивая его, как шахтеры на шахтах, которые прилагают огромные усилия, подвергая себя великому риску, неутомимо трудясь с непреодолимым постоянством и решимостью для добычи руды. Или быть как тот человек, который ради богатства встает рано утром и сидит допоздна, переворачивая каждый камень, чтобы добыть деньги и наполнить свои сокровищницы. Так же усердно мы должны использовать все средства, чтобы познать Господа.
II. Какого успеха мы можем добиться, используя эти средства. Наш труд не будет напрасен, ибо (1) мы узнаем, как поддерживать знакомство и общение с Богом: «Ты уразумеешь страх Господень» (ст. 5), то есть узнаешь, как правильно поклоняться Ему, познаешь значение и тайну каждого постановления и сможешь соответствовать цели его учреждения. «Ты найдешь познание о Боге, которое необходимо, чтобы правильно бояться Его». Мы должны стараться понять, насколько нам выгодно познать Бога и доказать это соответствующими чувствами к Нему и восхищением.
(2) Мы узнаем, как правильно вести себя по отношению ко всем людям (ст. 9): «Тогда, через слово Божье, ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, познаешь те принципы справедливости и милосердия, честных взаимоотношений, которые направят и будут управлять тобой на протяжении всей жизни, которые сделают тебя пригодным для любых взаимоотношений, любого бизнеса и верным для всякой истины. Оно не только даст тебе правильное представление о справедливости, но и правильное расположение сердца, чтобы поступать справедливо и каждому воздавать должное, ибо тот, кто не поступает по справедливости, неправильно понимает ее». Это поставит его на всякую добрую стезю, ибо Писание сделает Божьего человека совершенным. Отметьте: наилучшее познание имеет тот, кто знает свой долг (Пс 110:10).
III. Какое у нас есть основание надеяться, что мы добьемся успеха, стремясь обрести мудрость. При этом мы должны черпать ободрения только у Бога (ст. 6−8).
1. Бог имеет мудрость, чтобы дарить ее (ст. 6). Господь не только мудр сам по себе, но и дает мудрость; и это более того, что может сделать самый мудрый человек в мире, ибо только Бог обладает правом открывать разумение. Вся мудрость, которой обладает какое-либо творение, — это Его дар, Его свободный дар, и Он дает его просто (Иак 1:5). Он уже дал ее многим и продолжает давать, поэтому именно к Богу нужно обращаться за мудростью.
2. Он благословил мир откровением о Своей воле. Из уст Его через закон и пророков, через слово и Его служителей, которые являются Его устами для сынов человеческих, приходит знание и разум. Подобные откровения об истине и благе (если мы прислушаемся и примем его выражения) сделают нас воистину знающими и разумными. Это призывает и ободряет нас стремиться к мудрости и искать ее в Писании, где можно найти ее, если искать усердно.
3. Более детально Он обещает, что благочестивые люди, которые искренно расположены исполнять Его волю, будут иметь Его знание и разумение, необходимые для них (Ин 7:17). Если они будут искать мудрости, то обретут ее; если они попросят о ней, то получат (ст. 7−8). Здесь обратите внимание:
(1) К кому проявлено подобное благоволение. Это люди праведные, в ком обновлен образ Бога, заключающийся в праведности, те, кто ходит непорочно, кто честен во взаимоотношениях с Богом и человеком, кто по совести исполняет свой долг, насколько он знает его. Это Его святые, посвятившие себя Его славе и отделившиеся для служения.
(2) Что им обещано.
[1] Наставления. Средства мудрости даны всем, а сама мудрость — здравомыслие (англ. пер.), спасение (рус. пер.) — хранится для праведных, хранится во Христе, их Главе, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения и Который сделался для нас премудростью от Бога. Ту же роль, которую играет Дух откровения в слове, осуществляет Дух мудрости в душах освященных, являясь той мудростью благоразумных, которая помогает понять Его путь; эта мудрость надежна, ее основание и принципы здравы, а ее плоды несут длительные преимущества.
[2] Освящение. Некоторые читают так: «Он сохраняет состояние для праведных» — не только существенные знания, но и существенное блаженство и утешение (Притч 8:21). Само по себе богатство не может дать этого, и обладающий им лишь воображает себя счастливым, а то, что хранится в обетованиях и на небесах для праведных, сделает их воистину во всей полноте и вечно счастливыми.
[3] Защита. Даже ходящие непорочно могут оказаться в опасности для испытания их веры, но Бог был и будет щитом для них; и поэтому, что бы ни случилось с ними, это не причинит им реального вреда и не охватит ужасными впечатлениями. Они будут в безопасности и будут считать себя таковыми. Не бойся, Авраам; Я щит твой. Бог знает и охраняет их путь правды и оберегает стезю их.
[4] Для них хранится благодать до самого конца. Если мы уповаем на Бога и ищем Его ради обретения мудрости, то Он поддержит нас в непорочности, чтобы мы смогли удержаться на путях правды, как бы нас ни искушали и пытались увести от них. Он оберегает стезю святых Своих, чтобы ее не извратили, и таким образом хранит их в безопасности и непорочности для Своего Царства Небесного. А уверенность, с которой Бог дает нам Свою благодать (если мы ею правильно воспользуемся), оживит и сделает более энергичными наши усилия в исполнении своего долга. Совершайте свое спасение, ибо Бог трудится в вас.
Стихи 10−22. Цель этих стихов — показать, (1) какое великое преимущество дает нам истинная мудрость. Она удержит нас от стезей греха, ведущих к погибели, тем самым делая нам большую милость, чем если бы обогатила всеми богатствами этого мира.
(2) Как мы должны правильно использовать данную нам Богом благодать. Мы должны использовать ее для собственного хождения путями добродетели, а также вооружиться ею против всякого вида искушений.
(3) Какими правилами мы можем испытать себя, имеем ли мы мудрость или нет. Это дерево познается по его плодам; если мы воистину мудры, то это проявится в старании избежать всякие нечестивые компании и воздержаться от плохих поступков.
Эта мудрость будет полезна:
I. Так как сохранит нас от зла, от греха, и, следовательно, от бед, которые сопутствуют ему.
1. В общем (ст. 10−11): «Когда мудрость полностью овладеет тобой, она будет охранять тебя». А когда она полностью овладеет нами?
(1) Когда будет владычествовать над нами. Когда будет не только наполнять голову понятиями, но войдет в сердце твое и будет повелевать и влиять на него, когда она будет восседать там на престоле и повелевать чувствам и страстям, когда она войдет в сердце, как закваска в тесто, чтобы раствориться там и изменить его по собственному подобию, — тогда мудрость сможет совершить для нас благо.
(2) Когда мы начнем наслаждаться ею и знание станет приятно душе твоей. «Когда ты начнешь наслаждаться ею, как самым приятным развлечением, подчиняться с удовольствием ее принципам и выбору; когда назовешь добродетельные поступки не рабством и обязанностью, а свободой и наслаждением, а здравую и благочестивую жизнь — самой приятной жизнью, какую только человек может иметь в этом мире, — тогда ты получишь выгоду от нее». Хотя ее ограничения в некотором смысле будут неприятны для тела, но они могут быть приятными для души. Когда так и будет, тогда рассудительность будет оберегать и охранять нас. Бог оберегает стезю святых Своих (ст. 8), даруя им благоразумие удерживаться от злых путей и хранить себя, чтобы нечестивец не коснулся их. Отметьте: сила царствующей в сердце благодати будет могущественной защитой против внутренней порочности и внешних искушений (Еккл 9:16,18).
2. Более конкретно, мудрость сохранит нас:
(1) От порочных человеческих принципов и атеистических мирских людей, которые стараются разложить нравы молодых людей, вселяя в их разум предубеждение против религии и склоняя ко злу: «Это спасет тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь (ст. 12); это будет благословенное избавление, какое бывает при освобождении от челюстей смерти, от пути, по которому идет этот человек и по которому он убеждал бы тебя идти». Сперва о нем говорится как об одном человеке (ст. 12), а потом как о многих (ст. 13). Они объединены в сообщества и банды и объединились против религии; они взялись за руки, чтобы поддержать царство дьявола и его интересы.
[1] Они объединены духом противоречия всему доброму и говорят ложь. Они говорят все, что можно, чтобы опорочить религию, разубедить в ней других и показать собственную враждебность. Они защищают сатану, вступаются за Ваала и совращают с прямых путей Господних. С каким упрямством мирской ум защищает грех, и с какой злобностью он критикует слово Божье! Мудрость удержит нас либо от общения с такими людьми, либо, по крайней мере, от их сетей.
[2] Они сами отступили от всего, что есть благо, а таковые чаще всего являются самыми злобными и опасными врагами религии. Как свидетельствует Юлиан (ст. 13), «они оставляют стези прямые, на которых стояли и ходить по которым были наставлены, избавляются от влияния своего воспитания и разрывают нить, связывающую с обнадеживающими началами, чтобы ходить путями тьмы — теми злыми путями, где ненавидят свет, по которым идут вслепую люди, водимые невежеством и ошибками и которые ведут их в полную тьму». Пути греха — это пути тьмы, неудобные и опасные. Какими же глупцами являются те, кто оставил прямые, приятные и светлые пути правды, чтобы ходить путями тьмы! (Пс 81:5; 1Ин 2:11).
[3] Им нравится грешить: и грешить самим, и видеть, как грешат другие (ст. 14). Они радуются возможности делать зло и успешному завершению любого нечестивого плана. Глупцы радуются, совершая зло, и для них нет более приятного зрелища, чем злой разврат: видеть тех, кто был соблазнен на пути греха, а потом видеть их ожесточенными и утвержденными на этих путях. Они радуются, видя, как утверждается основание царства дьявола (см. Рим 1:32), — такой степени нечестия они достигли.
[4] Они решительны во грехе (ст. 15). Их пути кривы и имеют много изгибов и поворотов, чтобы избежать обличений и разбить их; их сердца подбрасывают им лукавые отговорки и коварные ухищрения, чтобы их руки укрепились во зле. И в кривых ходах этого лабиринта они спасаются от обвинений слова Божьего и своей совести, ибо они блуждают на стезях своих, то есть они решили продолжать идти по этим путям, что бы ни было сказано против этого. Каждый мудрый человек будет избегать общества таких людей.
(2) От порочных женщин. Предыдущий абзац говорил о духовной порочности и похотях неудовлетворенного разума, а этот — о плотских похотях, оскверняющих тело — этот живой храм, — но в то же время восстающих на душу. Прелюбодейка здесь названа чужой женой, так как ни один мужчина, обладающий мудростью и благочестием, не будет общаться с ней. Каждый израильтянин должен был изгонять ее, как язычника, отстраненного от этого священного благосостояния. Чужая жена, несомненно, отчуждена от всех принципов разума и благочестия. Великая милость — быть избавленным от обольщения блудницы, если задуматься:
[1] Насколько она лжива. Кто будет иметь общение с тем, кто состоит из измен? Она — чужая жена, ибо, во-первых, лжет тому, кого соблазняет, говоря, что он нравится ей больше любого другого мужчины, и притворяясь в любви к нему. Но она умягчает речи свои, так как на самом деле не любит его и желает ему благополучия не больше, чем Далида — Самсону. Все, чего она желает, — это завладеть его карманом и удовлетворить свою низменную похоть.
Во-вторых, она лжет своему мужу и нарушает свои святые обязанности. Он был руководителем юности ее; выйдя за него замуж, она выбрала его на эту роль и подчинилась его водительству, пообещав быть верной только ему и оставить всех других. Но она оставила его, и поэтому нельзя полагать, что она будет верна кому-либо другому; и участвующий в ее делах становится соучастником ее лжи.
В-третьих, она лжет самому Богу, так как забыла завет Бога своего (ст. 17), свой брачный завет, свидетелем которому был не только Бог, но и люди, ибо, учредив постановление, обе стороны клялись Ему быть верными друг другу. Она грешит не только против своего мужа, но и против своего Бога, который будет судить блудников и прелюбодеев, так как они пренебрегли клятвой и нарушили завет (Иез 17:18; Мал 2:14).
[2] Каким фатальным это будет для тех, кто вступил с ней в союз (ст. 18−19). Пусть страдания других будут нам предостережением. Остерегайтесь греха блуда, ибо:
Во-первых, гибель виновных в нем несомненна и неизбежна, если они не покаются. Именно грех имеет прямую направленность убить душу человека, погасить в ней все добрые чувства и расположения, подвергнуть ее гневу, проклятию Божьему и мечу справедливости. Тот, кто живет запрещенными наслаждениями, мертв, пока жив. Пусть рассудительность хранит каждого человека не только от нечестивой женщины, но и нечестивого дома, так как дом ее ведет к смерти; он стоит на дороге, ведущей прямо к вечной смерти, и стези ее — к Рефаимам, исполинам (читают некоторые), к грешникам старого мира, которые, живя в роскоши и буйстве, были истреблены до времени, а их основания были смыты потопом. Наш Господь Иисус удерживает нас от греховных удовольствий размышлениями о вечных мучениях, которые следуют за ними. Где червь не умирает и огонь не угасает (см. Мф 5:28,29).
Во-вторых, их покаяние и исцеление чрезвычайно проблематично, так как никто, или почти никто, из вошедших к ней не возвращается. Очень редко люди, попавшие в эту сеть дьявола, исцеляются сами — так сильно ожесточается их сердце и ослепляется ум обманчивостью греха. Однажды потеряв пути жизни, они не знают, как вновь вернуться на них, а полностью одурманиваются и околдовываются этими низменными похотями. Многие образованные толкователи считают, что предостережение против чужой жены нужно понимать фигуративно, как предостережение (1) против идолопоклонства, которое является духовным прелюбодеянием. Мудрость удержит тебя от близости с поклоняющимися идолам и от склонности объединиться с ними, что на протяжении многих веков имело такие пагубные последствия для Израиля и коснулось самого Соломона.
(2) Против соблазнов интеллектуальных сил и способностей души похотями и ненасытностью тела. Мудрость удержит тебя от власти плотского ума и от подчинения духа владычеству плоти — этой пресловутой блудницы, которая оставила руководителя своего, нарушила завет со своим Богом и ведет к смерти, и, получив абсолютное владычество, сделает положение души бедственным.
II. Эта мудрость направит нас к добру (ст. 20), чтобы ты ходил путем добрых. Мы должны избегать злых путей и чужой жены, чтобы ходить добрым путем. Мы должны прекратить делать зло, чтобы научиться делать добро. Отметьте:
(1) Есть путь, который непосредственно является путем добрых людей, по которому всегда ходили и будут ходить добрые люди, пока таковыми будут оставаться.
(2) Мы поступим мудро, если будем идти этим путем, спрашивать о древнем добром пути и идти по нему (Иер 6:16; Евр 6:12; 12:1). И мы должны не только идти этим путем какое-то время, но и держаться его, хранить себя на нем и никогда не сворачивать в сторону. Стези праведных являются стезями жизни, и все мудрые, схватившись за них, будут их держаться. «Чтобы ты мог подражать тем превосходным людям, патриархам и пророкам, — как толкует этот стих епископ Патрик, — и держаться на стезях тех праведных людей, которые следовали за ними». Мы не только в общем должны выбирать свой путь, следуя доброму примеру святых, но и принимать от них наставления в выборе наших непосредственных путей. Наблюдайте за следом и идите вперед по следам стада. Здесь приводятся основания, почему мы должны сделать этот выбор:
[1] Их основанием будет непорочность (ст. 21). Они утвердятся, во-первых, как люди. Праведные будут жить на земле мирно и тихо до конца своих дней, а их непорочность будет помогать им, так как она успокоит их разум, направит их волю, дарует доброжелательность соседей и право на особое Божье благоволение. Во-вторых, в своих семьях. Непорочные в своем потомстве пребудут на ней. Они будут вечно жить в небесном Ханаане, лишь прообразом которого был земной.
[2] Так как беззаконие человека будет его гибелью (ст. 22). Посмотрите, что станет с нечестивыми, избравшими путь злой. Они не только впоследствии лишатся небес и надежды обрести их, но и сейчас будут истреблены с земли, к которой привязаны и где хранят свои сокровища. Они думают укорениться в ней, но они и их семьи будут истреблены с нее; это будет справедливо по отношению к ним и милостиво — для земли. Грядет день, который не оставит у них ни корня, ни ветвей (Мал 4:1). Тогда пусть эта мудрость войдет в наши сердца и будет приятна нашим душам; она будет хранить нас от пути, который так закончится.
толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 2 глава