Стихи 1−11. Воля Божья, явленная для нашего спасения, в этих стихах обширно представлена как истина, которую легко познать и понять. И никто не может привести, как заслуженные аргументы, в свое оправдание собственное неведение или заблуждения, как никто не сможет оправдаться собственной беспечностью и неверием.
I. Явленные истины легко узнать, ибо они принадлежат нам и сынам нашим (Втор 29:29), поэтому нам не нужно ни взмывать в небеса, ни погружаться в пучину, чтобы познать их (Втор 30:11), ибо они опубликованы и возвещены в некоторой степени делами сотворения (Пс 18:2), а более полно — совестью людей, вечными аргументами и принципами добра и зла, но особенно четко — Моисеем и пророками. Так давайте послушаем их. Заповеди мудрости очень легко уразуметь, ибо (1) они громко возвещены (ст. 1): «Не премудрость ли взывает?» Да, она громко взывает и не удерживает голос свой (Ис 58:1). Она возвышает голос свой, как тот, кто желает быть услышанным. Стоял Иисус и возгласил (Ин 7:37). Левиты громко зачитывали благословения и проклятия (Втор 27:14), и иногда сердца людей громко обращаются к ним; существуют не только возмущения совести, но и ее нашептывания.
(2) Они возвещаются свыше (ст. 2): «Она становится на возвышенных местах»; так закон был дан на вершине горы Синай, и Христос на горе произнес известную нагорную проповедь. Более того, если мы пренебрегаем откровением, то отвращаемся от Глаголющего с небес, с высокого места (Евр 12:25). Прелюбодейка говорит тайно, языческие пророки невнятно бормочут, а Мудрость возвещает открыто. Истина не ищет углов, а с радостью выходит на свет.
(3) Они возвещаются в главных местах собраний, где собираются толпы людей — чем больше, тем лучше. Иисус говорил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся (Ин 18:20). Каждый человек, проходящий по дороге, любого звания и положения, мог узнать, что есть добро и чего Бог требует от него; если нет, то это его собственная ошибка. Нет ни наречия, ни языка, на котором голос Мудрости не был бы слышен; ее открытия и назидания предназначены для всех без исключения. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(4) Они возвещаются там, где в них больше всего нуждаются. Они предназначены, чтобы вести нас по нашему пути, и поэтому возвещаются при дороге, на распутиях, где пересекается много дорог, чтобы путникам, спрашивающим о верном пути, можно было его показать именно там, где они сбились с него. И тогда ты будешь слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь» (Ис 30:21). Глупый не знает даже дороги в город (Еккл 10:15), поэтому Мудрость всегда готова направить человека и стоит у ворот, при входе в город, чтобы рассказать, где находится дом прозорливца (1Цар 9:18). Более того, она идет за людьми в их дома и взывает к ним при входе в двери, говоря: «Мир этому дому»; и если будет там сын мира, то она несомненно будет пребывать в нем. Божьи служители обязаны свидетельствовать людям открыто и от дома к дому. Их собственная совесть следует за ними, куда бы они ни пошли, с предостережениями, которых они не могут не слышать, пока голова находится на плечах, а сердце — в груди, так как их совесть — это закон для них самих.
(5) Они предназначены для сынов человеческих. Мы внимательно прислушиваемся к разговору, если в нем упоминается наше имя, в противном случае мы пренебрегаем им; поэтому Мудрость обращается к нам: «к вам, люди, взываю я (ст. 4), не к ангелам (они не нуждаются в подобном наставлении), не к бесам (они остались в прошлом), не к сотворенным животным (они не способны понять их), но к вам, люди, которые наставлены лучше земных тварей и сотворены мудрее птиц небесных. Вам дан этот закон, к вам обращено слово приглашения и послано это увещевание. К сынам человеческим голос мой, кто заботится, чтобы получить наставление, и для кого оно очень желанное. Не только к вам, о евреи, взывает Мудрость; не только к вам, благородные, и не только к вам, ученые, но к вам, люди, сыны человеческие, даже к самым ничтожным!»
(6) Они предназначены, чтобы сделать их мудрыми (ст. 5), и рассчитаны не только для мудрых, а для грешных, падших, глупых людей, которые нуждаются в них и погибнут без них: «Научитесь, неразумные, благоразумию. Хотя вы неразумны, но Мудрость отведет вас к своим мудрецам; но не только это: если она будет управлять вами, то даст вам сердце разумеющее». Когда грешники оставляют свои грехи и становятся действительно религиозными, тогда неразумные становятся благоразумными.
II. Мы должны знать и принимать явленные истины, ибо они достойны того. Мы стараемся услышать их, ибо (1) их ценность невозможно оценить. Эти истины превосходны и чрезвычайно важны (ст. 6). Хотя они рассчитаны на самые низкие способности, в то же время содержат в себе мудрость, интересную и для великих умов. Это небесные и божественные истины, которые в сравнении настолько превосходят все остальные, что все другие учения — лишь детская забава. Истины, касающиеся вечного Бога, бессмертной души и нашего состояния в вечности, должны быть превосходными.
(2) Они неоспоримо справедливы и несут в себе доказательства собственной благости. Они правдивы (ст. 6), справедливы (ст. 8), нет в них коварства и лукавства. Все веления и наставления явленной религии совпадают и соответствуют требованиям света и закона природы; в них нет ничего, что доставляло бы нам трудности и накладывало ограничения, что не соответствовало бы достоинству человеческой природы и давало повод жаловаться. Все повеления Твои — все признаю справедливыми.
(3) Они содержат в себе неоспоримые истины. Доктринам Мудрости, на которых основывается ее закон, мы можем осмелиться вручить свои бессмертные души: «Истину произнесет язык мой (ст. 7) — одну лишь истину и ничего, кроме истины, ибо это — свидетельство миру. Каждое слово Бога — истина; в нем нет благочестивого мошенничества, и оно не обманывает ради нашего блага. Христос — верный свидетель и сам по себе есть истина; нечестие (т.е. ложь) — мерзость для уст Его. Отметьте: ложь — это нечестие, и мы должны не только воздерживаться от нее, но она должна быть мерзостью для нас и находиться так же далеко от нас, как от слова Божьего. Его слово для нас — да и аминь; тогда пусть наши никогда не будут и да, и нет.
(4) Они чудесным образом приемлемы и желанны для тех, кто правильно понимает их, чье суждение не ослеплено и не предвзято из-за влияния мира и плоти, кто не находится под властью предубеждений. Для тех же, кто наставлен Богом, чей разум открыт и кто беспристрастно ищет разумения, кто прилагает усилия для обретения мудрости и обретает ее благодаря постоянному поиску, — для таковых [1] все они ясны и не сложны для понимания. Если же эта книга запечатана, то для тех, кто хочет оставаться невежественным. Если наше Евангелие сокрыто, то для заблудших; но для тех, кто удаляется от зла (что есть благоразумие), кто разумен и имеет разум верный, какой имеют все, исполняющие заповеди Его, — для них все они ясны, и в них нет ничего сложного. Путь религии широк, и идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся (Ис 35:8). Писание ясно для простых людей, поэтому величайшее зло причиняют те, кто запрещает использовать Писание под предлогом, что они не смогут понять его.
[2] Они все справедливы, и им не сложно подчиняться. Кто различает сложные понятия, кто знает добро и зло, кто готов придерживаться всех нравственных велений Мудрости, тот без ропота и сомнений подчиняется их диктату.
III. Из всего этого вытекает, что мы должны предпочитать всем богатствам этого мира правильное познание этих истин, которые преобразуют нас по своему подобию (ст. 10−11): «Примите учение мое, а не серебро». Наставления нужно не только услышать, но и принять. Мы должны жаждать их, принимать оказанное ими воздействие и подчиняться их велениям. Они лучше, нежели отборное золото, то есть (1) мы должны предпочитать религию всем богатствам, понимать, что, имея знание и страх Божий в сердце, действительно более счастливы и лучше обеспечены для любых жизненных обстоятельств, чем если бы имели много серебра и золота. Мудрость сама по себе и поэтому в наших глазах лучше жемчуга. Она повысит нашу ценность и определит нам лучшую долю; проявите ее — и она будет лучшим украшением, чем жемчуг и драгоценные камни величайшего достоинства. Если, обладая богатством этого мира и страстно желая его, мы сели и задумались, то оно оказалось бы недостойным сравнения с преимуществами, сопутствующими серьезному благочестию.
(2) Мы должны быть мертвы для богатств этого мира, чтобы более усердно и ревностно послужить делу религии. Мы должны принимать наставления, как самое главное в жизни, и быть безразличными к тому, получим серебро или нет; более того, мы не должны принимать его, как свою долю и награду, как делал это богач на протяжении жизни, получая доброе свое в жизни своей.
Стихи 12−21. Мудрость — это Христос, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения; это Христос в слове и Христос в сердце — не только Христос, явленный нам, но и Христос, явленный в нас. Это Слово Бога в полном объеме божественного откровения. Это Бог, Слово, в котором сконцентрировано все божественное откровение; это душа, сформированная словом; это Христос, сформированный в душе; это религия в своей чистоте и силе. И в этих стихах сообщаются славные и превосходные истины об этой превосходной Личности.
I. Божественная мудрость дает людям благоразумие (ст. 12): «Я, премудрость, обитаю с разумом, но не с плотской мудростью (мудрость свыше противоположна ей, 2Кор 1:12), а с истинным благоразумием, которое способствует правильному построению образа жизни, с Мудростью разумного, который знает путь свой, с той мудростью, которая во всех ситуациях умеет направить, с мудростью змеи, которая не только охраняет от зла, но и направляет, чтобы сделать добро». Мудрость обитает с разумом, ибо благоразумие — это продукт и украшение религии. С помощью Писания найдено больше рассудительности, помогающей правильно понимать Божьи провидения, эффективно раскрывать замыслы сатаны и творить добро для нашего поколения, чем обнаружено благодаря изучению трудов философов или принципов поведения государственных деятелей. Мы можем применить эти слова к самому Христу. Он обитает с разумом, ибо все Его дело — премудрость Божия, тайная, и в ней Бог в преизбытке даровал нам всякой премудрости и разумения. Христос нашел знание величайшей рассудительности — спасение человека, которое стоило Ему очень дорого; Он должен был исполнить Свой долг, который чудесным образом соответствовал цели. Мы находим много способов погибнуть, а Он нашел один способ для нашего исцеления. Завет благодати так хорошо составлен во всех деталях, что мы приходим к выводу, что составивший его обитает с разумом.
II. Она дает людям доброе сердце (ст. 13). Истинная религия, включающая в себя страх Божий, который представляет собой начало мудрости, учит людей (1) ненавидеть грех, так как он ненавистен Богу и разрушает душу: «Страх Господень — ненавидеть зло», ненавидеть грех, как он есть, и поэтому ненавидеть всякий злой путь. Там, где присутствует благоговение перед Богом, присутствует и страх согрешить, так как грех — это зло, только зло.
(2) Более детально — ненавидеть гордость и высокомерие — два распространенных и опасных греха. Самомнение — гордость и высокомерие — грехи, которые ненавидит Христос, а также все, в ком Он живет. Каждый ненавидит эти качества в других, но мы должны ненавидеть их в себе. Бог ненавидит коварные уста, раздражительность по отношению к другим, так как они разрушают мир между людьми; поэтому и мы должны их ненавидеть. Чтобы воздать славу религии, нужно отметить, что, как бы несправедливо ее ни обвиняли, она ни в коей мере не делает людей заносчивыми и озлобленными, и нет ничего более противоположного ей, чем гордость и страсть, которые она больше всего учит нас ненавидеть.
III. Она оказывает значительное влияние на состояние гражданских дел и правильное управление в обществе (ст. 14). Христос, как Бог, обладает силой и мудростью; мудрость и могущество принадлежат Ему. Как Искупитель, Он представляет разум Бога и силу Бога. Для всех, кто принадлежит Ему, Он является Богом силы и разума; в Нем они хранятся для нас, чтобы мы могли знать и исполнять свой долг. Он прекрасный советчик и дает благодать, которая представляет собой правду. Он сам по себе — разум и имеет силу для всех, кто укрепляется в Нем. Истинная религия дает человеку наилучший совет во всех сложных ситуациях и помогает сделать их путь прямым. Где бы она ни находилась, она является разумом и имеет силу; она будет для нас всем, в чем мы нуждаемся и в служении, и в страданиях. Там, где обильно пребывает слово Божье, оно делает человека совершенным, утверждая его во всяком слове и деле благом. Из всех людей цари, начальники и судьи больше всего нуждаются в мудрости и силе, в совете и смелости, чтобы добросовестно исполнять возложенные на них обязанности и быть благословением для народа, над которым они поставлены. И поэтому Премудрость говорит: «Мною цари царствуют (ст. 15,16), то есть (1) гражданские власти — это божественное учреждение, и те, кому вверено управление государством, получили свои полномочия от Христа; то, что Им цари царствуют, — разновидность Его царственного служения; они черпают свою силу от Того, кому вверен весь суд. Они Им царствуют, а поэтому должны царствовать для Него.
(2) Какими бы качествами для управления ни обладали цари и начальники, всем этим они обязаны благодати Христа; Он дает им дух управления, а сами они не обладают ни умением, ни принципами справедливости, а лишь тем, чем наделены. В устах царя — слово вдохновенное; цари являются для своего народа такими, какими Он делает их.
(3) Религия значительно укрепляет и поддерживает гражданское правление; она учит подчиненных исполнять свой долг, и поэтому благодаря ей начальствуют начальники с большей легкостью. Она учит царей исполнять свой долг, и поэтому ею начальствуют начальники так, как должно. Они узаконивают правду, пока владычествуют в страхе Божьем. Хорошо царствуют те, кем управляет религия.
IV. Всех, кто принимает религию, она сделает действительно счастливыми.
1. Они будут счастливы, имея любовь Христа, ибо Он сказал: «Любящих меня я люблю» (ст. 17). Тот, кто искренно любит Господа Иисуса Христа, будет возлюблен Им особой, отличительной любовью; Он возлюбит их и явится им Сам.
2. Они будут счастливы, добившись успеха в поисках Его: «Ищущие меня с раннего утра (англ. пер.), ищущие знакомства со Мной и стремящиеся ко Мне; ищущие меня с раннего утра, то есть ревностно, больше всего остального, начавшие Меня искать в нужное время, во дни юности своей, найдут то, чего ищут». Христос будет принадлежать им, а они — Христу. Он никогда не скажет: «Ищете Меня напрасно».
3. Они будут счастливы, обладая богатством мира или тем, что бесконечно лучше его.
(1) Они будут иметь столько богатства и славы, сколько Безграничная Мудрость сочтет им во благо (ст. 18), то есть они у Христа, и сколько Он посчитает нужным дать им богатства и славы, столько будет передано Ему. Иногда религия помогает людям стать богатыми и великими в этом мире, она дает им хорошую репутацию и таким образом умножает их богатство; а богатства, которые Премудрость дает своим любимцам, имеют два преимущества:
[1] Они получают сокровища и правду — сокровища, добытые честным путем, а не мошенничеством и притеснением, которые благотворительно используют для помощи нищим и поэтому называют правдой. Те, кто получает свои богатства от Бога благодаря трудолюбию и чье сердце расположено благодаря им творить добро, имеют сокровища и правду.
[2] Это сокровище непогибающее. Богатство, добытое суетой, очень быстро уменьшается, а то, что добыто правильно, будет долго служить и останется детям их детей; то, что правильно потрачено на дела благотворительности и благочестия, вложено наилучшим образом и поэтому будет непогибающим, так как друзья, добытые богатством неправедным… когда обнищаете, примут вас в вечные обители (Лк 16:9). Это обнаружится спустя много дней, во дни вечности.
(2) Если они не будут иметь богатство и славу в этом мире, то будут обладать тем, что безгранично лучше (ст. 19): «Плоды мои лучше золота, они окажутся более полезными и более ценными; и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра, этими плодами лучше промышлять». Мы можем быть уверены, что не только плоды Премудрости в дальнейшем, но и выгода от нее в настоящее время (не только ее плоды, но и польза) окажется более ценной, чем наилучшие богатства или изменения в этом мире.
4. Они будут счастливы, имея благодать Бога уже сейчас; она станет их водителем на добром пути (ст. 20). Это и есть тот плод Премудрости, который лучше золота, и золота самого чистого, ибо он ведет по пути правды, показывает нам этот путь и идет по нему впереди нас. Бог желает, чтобы мы шли по этому пути, который несомненно приведет нас к желанной цели. Он ведет нас по стезям правосудия и спасает, чтобы мы не уклонились в другие руки. In medio virtus — добродетель расположена посредине. Христос Своим Духом ведет верующих к истине — таким образом Он приводит их на стези правосудия и они ходят Духом.
5. Они будут счастливы, имея славу Божью после (ст. 21). Премудрость ведет на стези правды не только для того, чтобы удержать своих друзей на пути долга и послушания, но чтобы доставить им существенное благо и дать возможность наполнить свои сокровищницы (которые не могут быть заполнены продуктами этого мира) Богом и небесами. Блаженство тех, кто любит Бога и посвятил себя служению, существенно и достаточно.
(1) Оно существенно и само по себе представляет сущность. Это блаженство, которое заключается в самом себе и отделено, оно не нуждается в дополнительной поддержке внешних удобств. Духовные и вечные истины реальны и существенны. Радость в Боге — существенная радость, твердая и обоснованная. Обетования являются их узами, Христос — их Поручитель, и все это весьма существенно. Они наследуют это существенное благо, то есть их наследство в будущем весьма значительное: это преизбыточная слава и имущество (Евр 10:34). Свое блаженство они получают как наследники: оно основано на их сыновстве.
(2) Оно достаточно; оно не только наполнит их руки, но и их сокровищницы — не только поддержит их, но и сделает богатыми. Этот мир может наполнить чрево человека (Пс 16:14), но не их сокровищницы, ибо они не могут хранить свое добро многие годы; возможно, они лишатся его уже этой ночью. Но пусть сокровищницы души будут настолько вместительными, чтобы наполниться до отказа Богом, Христом и небесами. Обетования Премудрости хранят для верующих блага не только на эти дни и годы, но и на всю вечность, и поэтому ее плоды лучше золота.
Стихи 22−31. Их этих стихов четко видно, что эти слова говорит разумная и божественная личность и что здесь не имеется в виду всего лишь неотъемлемое качество божественной природы, ибо Премудрость обладает личностными качествами и совершает действия, а этой божественной разумной Личностью может быть только сам Сын Божий, которому в других местах Писания приписываются основные изречения о мудрости, изложенные в этой притче. А мы должны объяснить Писание с его же помощью. Если сам Соломон хотел лишь прославить мудрость, которая является характерной чертой Бога, благодаря которой Он сотворил мир и управляет им, чтобы посоветовать людям изучать мудрость, принадлежащую им, то Дух Божий, сочиняющий то, что он писал в этих стихах, вознес его, как это часто было с Давидом, до таких выражений, которые могли принадлежать лишь Сыну Божьему и привести нас к познанию великих истин о Нем. Все божественное откровение — это откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог; и здесь нам рассказывается, кем и чем Он является как Бог, предопределенный вечным разумом быть Посредником между Богом и человеком. Наилучшее описание этих стихов мы имеем в первых четырех стихах Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…» Относительно Сына Божьего здесь обратите внимание:
I. На Его Личность и отличительное существование — Он представляет собой одно целое с Отцом и имеет ту же сущность, но в то же время является личностью, которую Господь имел (ст. 22), помазал (ст. 23), которая родилась (ст. 24−25) и была при Нем (ст. 30), ибо Он был образом ипостаси Его (Евр 1:3).
II. На Его вечность — Он был рожден от Отца, ибо Господь имел Его как Своего Сына, Своего возлюбленного Сына, который пребывал в Его недрах. Он родился как единородный от Отца до сотворения всех миров, на чем особенно настаивает автор в этих стихах. Слово было вечным и существовало до создания мира, до начала времен, а следовательно, от самой вечности. Господь имел Его в начале пути Своего и Своих вечных намерений прежде созданий Своих. Несомненно, этот путь не имел начала, ибо намерения Бога вечны, как и Он сам, но Бог обращается к нам на нашем языке. Премудрость объясняет сама себя (ст. 23): «От века я помазана — я родилась от века» (англ. пер.). Сын Божий в вечных намерениях Бога предназначен быть мудростью и силой Отца, светом и жизнью, всем во всем для сотворения и искупления мира. То, что Он родился соответственно Своей сущности и был помазан божественной волей на Свое служение до сотворения мира, здесь представлено огромным разнообразием выражений, во многом напоминающих те, с помощью которых выражена вечность самого Бога: «Прежде нежели родились горы…» (Пс 89:3).
1. Прежде бытия земли, он был создан в начале пути, до сотворения человека. Поэтому второй Адам существовал до первого, ибо первый Адам был сотворен от земли земной, а второй — прежде бытия земли и поэтому не от земли (Ин 3:31).
2. До сотворения моря (ст. 24), когда еще не существовали бездны, в которых была собрана вода, и не было источников, откуда эти воды могли подняться, как и не было той бездны, над которой носился Дух Божий, производя видимые творения (Быт 1:2).
3. Прежде, чем были сотворены горы, вечные горы (ст. 25). Елифаз, чтобы убедить Иова в неспособности судить о божественных намерениях, спрашивает его: «Разве ты… прежде холмов создан?» (Иов 15:7). Нет. Но прежде, нежели водружены были горы, вечное Слово родилось.
4. Прежде сотворения населенных частей мира, которые человек возделывал и плоды с которых он пожинал (ст. 26), — полей в долинах и на равнинах, которым стеной служили горы, являющиеся наивысшей частью праха мира (англ. пер.), или прежде сотворения начальных пылинок (в некоторых переводах), атомов, из которых состоят различные части мира; основной и самой значительной части вселенной (можно прочитать), где подразумевается человек, сотворенный из праха и являющийся прахом, но прахом главным — оживленным и очищенным. Вечное Слово существовало до сотворения человека, ибо в Нем была жизнь человеков.
III. На Его деятельность при сотворении мира. Он не только существовал прежде сотворения мира, но и присутствовал не как наблюдатель, а архитектор, когда создавался мир. Бог заставил молчать и смирил Иова вопросом: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Кто положил меру ей? (Иов 38:4−5). Был ли ты тем вечным Словом и Премудростью, которая первая устраивала эти великие дела? Нет, ты был сотворен вчера». И тут Сын Божий, похоже, ссылаясь на разговор Бога с Иовом, заявляет, что Он участвовал в той работе, свидетелем которой Иов не мог быть, как и участником сотворения мира. Бог, создавший все Иисусом Христом (Еф 3:9; Евр 1:2; Кол 1:16).
1. Когда в первый день сотворения, в самом начале, Бог сказал: «Да будет свет» и словом произвел его, то этой вечной Премудростью было всемогущее Слово: «Я был там, когда Он уготовлял небеса — источник того света, который, где бы ни находился, является существенным благом».
2. Он был не менее активным, когда на второй день простер твердь небесную огромной протяженности и проводил круговую черту по лицу бездны (ст. 27), окружая ее со всех сторон прекрасным куполом. Или, возможно, это ссылка на четкий порядок и метод, с помощью которого Бог создавал все части вселенной, как рабочий отмечает свою работу особой линией или кругом. Выполненная работа ничем не отличалась от плана, сформированного вечным разумом.
3. Он также участвовал в работе третьего дня, когда были собраны вместе воды над небесами, благодаря тому что Он утвердил вверху облака, и воды под небесами, благодаря тому что Он укреплял источники бездны, посылавшие эти воды (ст. 28), и хранил пределы моря, которое должно было вместить их (ст. 29). Эти стихи в значительной мере свидетельствуют о славе вечной Премудрости, ибо этим примером Бог доказал, что Он — Бог, которого нужно очень бояться (Иер 5:22), и положил песок границею морю, чтобы суша продолжала возвышаться над водой и была пригодна для обитания человека. Так Он полагал основания земли. Насколько же Сын Божий соответствует Личности, способной стать Спасителем мира, сотворенного Им самим!
IV. На бесконечную удовлетворенность, которую имел в Нем Отец, и Он в Отце (ст. 30): «Тогда я был при Нем, словно вырос вместе с Ним» (англ. пер.). Как вечным происхождением Он был рожден от Отца, так и вечным намерением Он вырос с Ним, что подразумевает не только безграничную любовь Отца к Сыну, который на этом основании назван возлюбленным Сыном Его (Кол 1:13), но и взаимное самосознание и понимание в плане задачи искупления человека. Сын Божий взял на себя обязанность совершить ее, и совет мира будет между тем и другим (Зах 6:13). Он был alumnus patris — ученик Отца, если так можно сказать, наставленный от самой вечности совершить то служение, через которое, при полноте времени, Ему предстояло пройти; поэтому Он прошел особое обучение и был взят под особую защиту Отца; Он Отрок Мой, Которого Я держу за руку (Ис 42:1). Он видел Отца творящего и делал то же самое (Ин 5:19), Он угождал Своему Отцу, искал Его славы, поступал соответственно полученным от Него заповедям — и все это совершал, как личность, выросшая вместе с Ним. Он был для Отца радостью всякий день (избранный Мой, к которому благоволит душа Моя, Ис 42:1) и веселился пред лицем Его во все время. Эти слова можно понять либо как выражение (1) безграничной радости, которую испытывали личности Благословенной Троицы друг к другу, в которой в значительной мере заключено блаженство божественной природы, либо как (2) наслаждение Отца, видевшего действия Сына, когда Он сотворил мир. Бог видел все, что сделал Сын, и считал, что это было хорошо весьма; Ему нравились Его дела, и поэтому Его Сын был всякий день, изо дня в день на протяжении шести дней сотворения, Его радостью (Исх 39:43). И сам Сын также веселился пред лицом Его, радуясь красоте и гармонии сотворения (Пс 103:31). Либо как (3) их удовлетворенность друг другом со ссылкой на великое дело искупления человека. Отец наслаждался в Сыне как в Посреднике между Ним и человеком; Ему нравилось то, что Он предложил (Мф 3:17), и Он любил Сына за то, что тот предложил положить Свою жизнь за овец. Бог был уверен, что Сын совершит это дело — не уклонится от него и будет успешен. Сын также веселился перед лицом Его во все время, наслаждался, совершая Его волю (Пс 39:10) и тщательно исполняя порученное дело, как поступает тот, кто удовлетворен им. И когда наступает время приступить к нему, Он выражает такую же удовлетворенность, что и ранее, говоря: «Вот, иду; в свитке книжном написано о мне».
V. На Его милостивую заботу о человечестве (ст. 31). Премудрость радуется не столько продуктам, производимым землей, или богатствам, сокрытым в ее недрах, сколько ее обитаемыми частями (англ. пер.), ибо радость ее с сынами человеческими; не только о сотворении человека говорится с особым удовольствием (Быт 1:26): «…сотворим человека…», но о его искуплении и спасении. Сын Божий был предназначен еще прежде создания мира совершить это дело (1Пет 1:20). Ему был дан остаток сынов человеческих, чтобы с помощью Его благодати привести их к Его славе; и они были Его радостью. Его Церковь была обитаемой частью земли, стала обитаемой для Него, чтобы Господь Бог мог обитать даже среди непокорных. Он радовался, что сможет увидеть своих потомков. Хотя Он предвидел все трудности, с которыми придется столкнуться, выполняя эту работу, — служения и страдания, через которые предстояло пройти, — но раз в конце это должно было воздать славу Отцу и принести спасение вверенным Ему сынам человеческим, Он смотрел на нее с величайшим вообразимым удовлетворением, которое должно ободрять нас и побуждать прийти и положиться на Него — поверить, что благодаря Его прославленному служению мы получим все предназначенные для нас выгоды.
Стихи 32−36. Эти стихи описывают, каким образом нужно применить рассуждения Премудрости; ее намерения и старания — выработать в нас полное подчинение законам религии, сделать мудрыми и благочестивыми. Она не стремится наполнить наши головы теориями, а уста — спорами, но исправить то, что неверно в нашем сердце и жизни. Чтобы добиться этого, здесь представлено:
I. Увещевание услышать и повиноваться голосу Премудрости, быть внимательными и исполнять благие наставления, данные нам словом Божьим, и в них различать голос Христа, как овцы узнают голос пастуха.
1. Мы должны быть усердными слушателями слова, ибо как можно уверовать в Того, о ком не слышали? «Дети, послушайте меня!» (ст. 32). «Читайте слово написанное, внимайте слову проповеданному, благословляйте Бога за то и за другое, услышьте Его голос и в том, и в другом». Пусть все, услышанное в детском возрасте, и то, к чему они будут приучены, управляет ими на протяжении всех их дней. Пусть сыны Премудрости подтверждают ее, прислушиваясь к ней и демонстрируя то, что они действительно ее дети. Мы должны слушать слова Премудрости (1) смиренно с охотным сердцем (ст. 33): «Послушайте наставления… и не отступайте от него, как от того, что вам не нужно и не нравится. Оно предложено вам из милости, и вы окажетесь в опасности, отказавшись от него». Отказавшийся исполнять волю Божью отвергнет волю Божью о себе (Лк 7:30). «Не отвергайте ее сейчас, так как второго предложения может не быть».
(2) Постоянно, и быть внимательными к ней. Мы должны слушать Премудрость так, словно бодрствуем каждый день у ее ворот как нищие, просящие милостыню, как клиенты и пациенты в ожидании совета; ожидать, как слуги, со смирением и терпением, быть готовы оказать внимание, как стоящие на страже у дверей ее. Посмотрите, какой хороший дом содержит Премудрость, ибо в нем каждый день — день благотворительности; какую хорошую школу она имеет, ибо каждый день в ней — лекционный. Пока перед своими глазами мы имеем дела Божьи, а в своих руках — Его слово, мы можем каждый день слушать Премудрость и изучать ее наставления. Посмотрите, какое обязательное и усердное внимание требуется от учеников Христа: они должны бодрствовать у ворот.
[1] Мы должны хвататься за каждую возможность приобрести знание и благодать, мы должны погружаться и поддерживать постоянный неизменный ход общения с Богом.
[2] Мы должны быть очень смиренными, внимая божественным наставлениям, и довольствоваться любым местом, даже самым ничтожным, если там имеем возможность послушать их, как Давид, который был готов стать привратником в доме Божьем.
[3] Мы должны возлагать надежды на эти наставления и прислушиваться к ним со вниманием, терпением и постоянством, должны бодрствовать и ожидать как слушатели Христа, которые вцепились в Него, чтобы послушать Его (досл. пер. Лк 19:48), и с утра приходили слушать Его (Лук. 21:38).
2. Мы должны быть исполнителями дела, ибо мы блаженны будем в своем действии. Недостаточно только слушать слова Премудрости — мы должны хранить пути ее (ст. 32), делать все, что она предписывает, держаться внутри ограды, поставленной вдоль ее путей, и не переступать через нее; держаться ее курса, двигаться и быть постоянными. «Послушайте наставления и будьте мудры. Пусть это будет средством, которое сделает вас мудрыми, когда устраиваете свой жизненный путь». Знания напрасны, если не делают нас мудрыми (ст. 33).
II. Уверенность в блаженстве всех, кто слушает Премудрость. Они блаженны (ст. 32 и ст. 34). Блаженны те, кто бодрствует и ожидает у ворот Премудрости; даже их внимательность является их блаженством; это наилучшее место, где они могут быть. Блаженны ожидающие там, ибо им не придется ожидать долго; пусть продолжают стучать еще некоторое время — и им отворят. Они ищут Премудрости — и найдут то, что ищут. Но станут ли они лучше, если найдут ее? Да (ст. 35): «Кто нашел меня, тот нашел жизнь», то есть то блаженство и те блага, в которых нуждается или которых желает. Он находит жизнь в той благодати, которая является источником духовной жизни и залогом вечной жизни. Он находит жизнь, ибо получает благодать от Господа, а в Его благоволении — жизнь. Если царь благоволит к мудрому сыну, то тем более благоволит Царь царей. Христос — это Премудрость, а нашедший Христа получает выгоду от этого — он находит жизнь, ибо Христос есть жизнь для верующих. Имеющий сына Божьего имеет жизнь, вечную жизнь, и он получит благодать от Господа, который благоволит к тем, кто во Христе. Мы не можем обрести благоволение Бога, пока не найдем Христа и не будем найдены в Нем.
III. Участь тех, кто отказывается от Премудрости и ее предложений (ст. 36). Они оставлены, чтобы губить себя, и Мудрость не будет им препятствовать, так как они ни во что не ставили все ее советы.
1. Их вина огромна: они согрешили против Мудрости, восстали против ее света и закона, разрушали ее замыслы и своим безрассудством обидели ее. Они согрешили против Христа, с презрением противодействовали Его силе и целям Его жизни и смерти. Они возненавидели Премудрость и Христа; они — Его враги, которые не хотят, чтобы Он царствовал над ними. Что может быть хуже ненависти к Тому, кто является центром красоты и источником доброты — самой любовью?
2. Их наказание будет справедливым, ибо они сами навлекли его на себя.
(1) Те, кто обижает Христа, причиняют себе огромный вред, ибо наносят вред душе своей; они ранят свою совесть, пятнают и бесчестят свои души, что делает их ненавистными в глазах Бога и непригодными для общения с Ним; они обманывают сами себя, лишают себя спокойствия и губят себя. Грех — это зло для души.
(2) Тот, кто конфликтует со Христом, любит собственную гибель: «Все ненавидящие Меня любят смерть». Они любят то, что в итоге приведет к смерти, и удаляются от того, что могло бы быть их жизнью. Грешники умирают, потому что хотят умереть, и это не оставляет им никаких оправданий, делая их осуждение более невыносимым, это также навсегда оправдает Бога, который будет судить. Погубил ты себя, Израиль.
толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 8 глава