Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Екклесиаст | 10 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава, скорее, похожа на притчи Соломона — собрание мудрых высказываний и наблюдений, — чем на часть его проповеди; но проповедник научился быть нравоучительным и составил много притчей, чтобы утвердиться в них. Основная суть всех его наблюдений в этой главе — рекомендовать нам мудрость, все ее заповеди и правила, так как они очень полезны для учреждения правильного порядка в жизни и предостережения нас против глупости.

I. Он рекомендует мудрость отдельным людям, занимающим подчиненное положение.

(1) Мы поступим мудро, если будем хранить свою репутацию и умело устраивать свои дела (ст. 1−3).

(2) Мы должны подчиняться начальству, как будто в свое время обидели его (ст. 4); (3) жить тихо и мирно и не сообщаться с бунтарями и раскольниками, которые стараются нарушить гражданский мир и растревожить правительство; здесь автор показывает безрассудство и опасность предательских и беспокойных действий таких людей (ст. 8−11).

(4) Мы должны хорошо управлять своим языком (ст. 12−15); (5) быть усердными в своем деле и хорошо заботиться о своих семьях (ст. 18−19); (6) не говорить плохо о своих правителях даже тайно (ст. 20).

II. Он рекомендует мудрость начальникам; пусть они не думают, что раз подчиненные должны хранить молчание, то они могут делать все, что угодно. Нет, (1) пусть будут внимательны при назначении на должности, обладающие властью и требующие ответственности (ст. 5−7); (2) путь благоразумно управляют собой, будут щедрыми, а не глупыми, воздержанными, а не расточительными (ст. 16−17). Счастлив народ, когда правители и подчиненные сознательно исполняют свой долг в соответствии с этими правилами.

Стихи 1−3. В этих стихах Соломон показывает:

I. Насколько необходимо мудрым людям быть осторожными, чтобы не совершить безрассудный поступок, ибо небольшая глупость является большим пятном на репутации человека, уважаемого за его мудрость и честь. Она настолько же губительна для его доброго имени, как мертвые мухи — для приятной благовонной масти, которые не только портят ее приятный запах, но и делают ее зловонной. Отметьте:

(1) Истинная мудрость является истинной честью, и она даст человеку хорошую репутацию, которая подобна сосуду драгоценного елея, приятного и очень дорогого.

(2) Репутацию, добытую с трудом и благодаря значительной мудрости, можно легко потерять из-за небольшой глупости, так как выдающиеся качества вызывают зависть, которая наихудшим образом истолковывает ошибки и промахи тех, кто известен своей мудростью, и использует их во вред. Поэтому глупость, совершенная другим человеком и оставшаяся незамеченной, особо сурово порицается. Кто хранит свое исповедание религии, тот должен поступать очень осмотрительно, удерживаться от всякого рода зла и не приближаться к нему, так как глаза многих наблюдают за их ошибками, их репутация подвергается нападкам и теряется.

II. Какие большие преимущества имеет мудрый человек по сравнению с глупым в управлении своим бизнесом (ст. 2): «Сердце мудрого — на правую сторону, поэтому он умело управляет своим бизнесом, с готовностью подставляет для него свои руки и быстро выполняет работу». Его совет и смелость оказываются всегда под рукой, когда в них чувствуется необходимость. А сердце глупого — на левую; ему всегда приходится заниматься поиском, когда нужно сделать что-то важное, поэтому он совершает работу неуклюже, как левша; он скоро окажется в затруднении и не будет знать, что делать.

III. Как склонны глупцы при каждом случае демонстрировать свою глупость и выставлять себя напоказ. Если человека, не имеющего ума или благодати, глупого или нечестивого, не контролировать и предоставить самому себе, то он пойдет по дороге и скоро покажет, кто он на самом деле; его мудрость подведет его (англ. пер.), и тем или иным неуместным поступком всякому он выскажет, что он глуп (ст. 3), то есть он так просто раскрывает свою глупость, словно говорит об этом. Он не может скрыть и не стыдится ее. Грех — позор грешников, куда бы они ни пошли.

Стихи 4−11. Цель этих стихов — поддерживать в подчиненных верность правительству и исполнительность. Во времена царствования Соломона люди были очень богатыми и жили в изобилии, что, возможно, сделало их гордыми и нетерпимыми; налоги были высокими, и, хотя у них было достаточно денег, чтобы заплатить их, возможно, при этом многие вели себя дерзко по отношению к правительству и угрожали восстанием. Именно таких в этих стихах предостерегает Соломон.

I. Подчиненные не должны продолжать ссору со своим правителем из-за личной антипатии (ст. 4): «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, если из-за неверно предоставленной ему информации или твоего неверного поведения он недоволен тобой, не оставляй места твоего, не забывай о долге подчиненного, не отступай от своей верности, во гневе не оставляй свою должность и не бросай свое поручение, как отчаявшиеся когда-либо обрести благоволение». Подождите какое-то время — и вы увидите, что он не такой уж непреклонный и что кротость покрывает и большие проступки. Соломон обращается к себе и каждому мудрому и благочестивому человеку или представителю власти, чтобы они с легкостью прощали своих подчиненных, на которых гневались за их поведение. Лучше покориться любому разгневанному князю, чем состязаться с ним.

II. Подчиненные не должны быть в ссоре со своим начальством, если гражданские власти не поступают так, как они того хотели бы. Соломон предполагает, что есть зло, которое часто видел он под солнцем, — зло, совершаемое царями, исправить которое мог только царь, ибо это была погрешность, происходящая от властелина (ст. 5); это ошибка, в которой часто оказываются виновны правители, больше содействующие личным привязанностям, чем государственным интересам, когда предпочтение оказывается не за заслуги, а невежество поставляется на большой высоте, когда люди с расстроенными мозгами и разбитыми судьбами занимают ответственные посты и должности, в то время как богатые люди, обладающие здравым смыслом и приличным состоянием, чьи интересы побудили бы их быть верными народу и чье богатство скорее всего поставило бы их выше искушений ко взяточничеству и вымогательству, продолжают занимать незначительные должности и не получают продвижения (ст. 6). То ли правитель не знает, как оценить их, или же условия продвижения таковы, что их совесть не может согласиться с ними. Народу приходится плохо, когда порочные люди получают продвижение, а достойных держат в тени. Это иллюстрирует ст. 7: «Видел я рабов на конях — людей низкого происхождения и необразованных; если бы это был их единственный недостаток, то было бы простительно, так как есть много мудрых слуг, которые на добром основании господствуют над беспутным сыном; но они были к тому же подлого, рабского и корыстного нрава. Я видел этих людей, в великолепии и роскоши восседающих на конях, как князей, в то время как князья — люди благородные и обладающие необходимыми качествами, способные управлять государством — были вынуждены ходить, подобно рабам, пешком, бедные и пренебрегаемые». Так Бог Своим провидением наказывает нечестивых людей, но так как в данном случае этот поступок совершил правитель, то это его погрешность и большое зло, которое огорчает подчиненного и вызывает его гнев. Но это погрешность, совершаемая под солнцем, и она, несомненно, будет исправлена над солнцем, когда оно уже не будет светить, ибо на небесах только мудрость и святость обладают великими достоинствами. Но если князь и виновен в подобной ошибке, то подчиненные не должны оставлять места своего, восставать против правительства или строить планы для изменения положения; но и князья не должны чрезмерно потакать своим капризам и сажать на лошадей таких слуг и нищих, которые будут яростно мчаться, не замечая древней межи, учрежденной конституцией, и угрожая низложить ее.

1. Ни правитель, ни народ не должны совершать насильственных попыток внести какие-то перемены, как никто не имеет права при помощи силы нарушать границы поселения; ибо в противном случае они столкнутся с опасными последствиями, которые здесь автор показывает с помощью четырех сравнений, цель которых — предостеречь нас от вмешательства в подобные ситуации себе во вред. Правители не должны посягать на права и свободы своих подчиненных; подчиненные не должны поднимать мятеж против своих князей, ибо (1) кто копает яму для другого, десять к одному, что тот упадет в нее сам, а его насильственные действия обратятся на его голову. Если правители становятся тиранами или подчиненные — мятежниками, то история расскажет, какой, скорее всего, будет их участь и что это самая большая опасность, которой они подвергаются; для них обоих было бы лучше удовлетворяться прежним положением дел.

(2) Кто разрушает ограду, старую ограду, которая долгое время была межой, тот пусть будет готов к тому, что змей или гадюка, которая любит укрываться в гнилых изгородях, ужалит его; ехидна или какая-нибудь другая змея повиснет у него на руке (Деян 28:3). Бог Своим постановлением, как оградой, определил права и власть правителей; они находятся под Его особой защитой; поэтому кто замышляет предательские планы, чтобы нарушить их мир, лишить венца и достоинств, тот вьет себе петлю на шею.

(3) Кто передвигает камни, разрушает стену или здание, тот собирает их себе во вред; он может надсадить себя и тогда будет жалеть, что занялся этим делом. Кто собирается изменить правильно сформированное правительство, чтобы загладить некоторые обиды и исправить совершенные им ошибки, тот очень скоро увидит, что легче найти ошибку, чем исправить ее, легче разрушить хорошее, чем построить еще лучше; тем самым они засовывают свои пальцы в огонь и сокрушаются о том, что разрушили.

(4) Кто колет дрова, особенно если, как следует далее, у него плохой инструмент (ст. 10), тот может подвергнуться опасности от них. Щепки или обух топора может отскочить ему в лицо. Если нам попадается крепкий пенек и мы думаем расколоть его с помощью силы, то это может оказаться для нас не только непосильной задачей, но и наши старания могут нанести нам ущерб.

2. Пусть лучше царь и народ относятся друг к другу с благоразумием, снисходительностью и доброжелательством: мудрость умеет исправить это и направить правителя правильно управлять народом, который склонен к непокорству, чтобы, с одной стороны, своей бездеятельностью и невнимательностью не ободрить людей и не сделать дерзкими, а с другой стороны, своей суровостью и строгими мерами не возмутить и не спровоцировать к каким-либо мятежным действиям. Подобным образом очень полезно направить подданных правильно поступать по отношению к правителю, склонному сурово обращаться с ними, чтобы своими действиями они не охлаждали его любви к ним, а завоевывали ее смиренными увещеваниями (а не насильственными требованиями, похожими на те, которые народ выдвигал Ровоаму), терпеливой покорностью и мирными уловками. Это правило нужно соблюдать во всех взаимоотношениях, чтобы сохранить приносимые ими утешения. Пусть мудрость направит нас использовать мягкие методы, а не насилие.

(1) Мудрость научит нас заострять инструмент, которым мы собираемся пользоваться, так как нам придется напрягать силы, если оставим его незаточенным (ст. 10). Мы сможем значительно сэкономить силы и предотвратить опасность, если заточим инструмент перед тем, как рубить, то есть если продумаем заранее, что сказать и сделать в каждой сложной ситуации, чтобы приспособиться к ней и сделать свое дело спокойно и беспрепятственно для других и для себя. Мудрость научит нас, как сглаживать и стимулировать взаимоотношения между нами и подчиненными, чтобы не действовать коварно (Пс 51:4), а трудиться аккуратно и проворно. Косарь не теряет времени, когда затачивает свою косу.

(2) Мудрость научит нас заговаривать змея, с которым нам приходится состязаться, а не прогонять его свистом (ст. 11): «Змей ужалит, если с помощью пения или музыки не очаровать его, от чего он затыкает уши свои (Пс 57:5−6); и злоязычный не лучше его для всех, кто вступает в состязание с ним и думает с помощью слов переговорить его; будь благоразумен и старайся очаровать его. Кто является господином языка (так звучит эта фраза), обладает свободой слова и может сказать, что хочет, с тем опасно иметь дело, как и с незаговоренным змеем; но если вы попытаетесь очаровать его покорным и смиренным подчинением, то окажетесь вне опасности. Поэтому мудрость, кротость мудрости, умеет это исправить. Кротостью склоняется к милости вельможа (Притч 25:15). Иаков очаровал Исава подарком, как и Авигея — Давида. Кто может сказать все, что хочет, поступит мудро, если не скажет ничего провоцирующего.

Стихи 12−15. Соломон, показав, насколько выгодно иметь мудрость и какое преимущество она дает нам в управлении нашими делами, здесь говорит о том, какое зло причиняет глупость и каким опасностям она подвергает людей; возможно, эта мысль приходит как результат размышления о тех правителях, которые невежество поставляют на большой высоте.

I. Глупцы много говорят бессмыслицы, демонстрируя свою глупость не только многословием, несвоевременностью и злобностью своих слов, но и многим другим, в то время как слова из уст мудрого — благодать. Они являют благодать, присутствующую в сердце, и служат благодатью для слушающих; они благи и приличествуют ему, они делают добро всем окружающим. А уста глупого не только подвергают его порицанию и делают смехотворным, но губят его же и приводят к погибели, побуждая правителя отреагировать на его мятежные слова и призвать за них к ответу. Так Адо-ния на свою душу безрассудно сказал слово (3Цар 2:23), и многие погибли, языком своим поразив самих себя (Пс 63:9). Посмотрите, что представляют собой слова глупого.

1. Они исходят от его слабости и порочности: «Начало слов из уст его — глупость»; глупость привязалась к сердцу его, которое представляет собой испорченный источник, из которого текут грязные потоки, сокровищницу, из которой достают плохие вещи. Как только он начинает говорить, вы понимаете, что он глуп; с самого начала он говорит праздно, страстно, каким и сам является.

2. Они постепенно становятся яростными и стремятся оскорбить и причинить вред другим: «…конец речи из уст его — безумие». Спустя какое-то время его речь становится неприлично гневной и превращается в нелепую несдержанную болтовню обезумевшего человека. Его цель — зло; вначале оказывается, что он не может управлять собой, а в конце видно, что он недоброжелателен к своим соседям; этот горький корень содержит желчь и полынь. Отметьте: неудивительно, если начавшие глупо заканчивают безумием, ибо чем больше свободы предоставляется неуправляемому языку, тем яростнее он становится.

3. Одно и то же повторяется вновь (ст. 14): глупый наговорит много, особенно разгневанный глупец, который бесконечно говорит и не знает, когда остановиться. Он хочет, чтобы за ним было последнее слово, хотя это то же слово, которое было первым. Убедительность и силу, которых недостает его словам, он хочет напрасно восполнить их количеством; при этом глупец должен повторять их, так как в противном случае в них не на что обратить внимание. Отметьте: тот, кому не хватает сути, наговорит много; чем меньше в его словах здравого смысла, тем больше шума они издают. Следующие слова можно воспринять (1) как средство для ограничения его в хвастовстве и тщеславии, которые сопровождают его многословие. Он не может знать, что будет делать и что будет иметь, если задумается о том, что ни один человек не знает, что родит тот день, пока он живет (Притч 27:1), тем более человек не может сказать, что будет после него, когда он умрет и покинет этот мир. Если бы мы должным образом поразмыслили о собственном невежестве, о неопределенности будущего, то это значительно уменьшило бы множество праздных слов, которые мы безрассудно умножаем.

(2) Как насмешку над его тавтологией. Глупый наговорит много, ибо если бы он говорил общие избитые истины, то никто не сказал бы, что будет, а он сам любит слушать себя и повторять: «…кто скажет ему, что будет после него?» Так говорил Баттус у Овидия:

— Sub illis
Montibus (inquit) erant, et erant sub montibus illis
— Под этими горами они были,
Они были под этими горами, — я говорю…

С того времени напрасное повторение называют баттологией (Мф 6:7).

II. Глупые люди много трудятся, но безрезультатно (ст. 15). Труд глупого ради осуществления своих планов утомляет его.

1. Глупцы устают, совершая работу глупую и нелепую. Весь их труд посвящен миру и телу, совершается ради пищи тленной, и на этот труд они тратят свою силу, истощают свой дух и мучат себя напрасно (Авв 2:13; Ис 55:2). Они выбирают то служение, которое представляет собой тяжелую работу, а не то, которое по своей сути — совершенная свобода.

2. Необходимый и полезный труд, который можно совершить с легкостью, утомляет их, так как они выполняют его неуклюже и глупо, тем самым делая свой бизнес для себя тяжелым; хотя, если бы они приступили к нему благоразумно, он был бы для них наслаждением. Многие жалуются, что труд в религии мучителен, хотя у них не было бы оснований жаловаться, если бы проявления христианского благочестия всегда находились под водительством христианского благоразумия. Глупые утомляют себя бесконечными стремлениями, но никогда ничего не добиваются, так как не знают даже дороги в город, то есть не способны постичь самую простую истину — такую, как местонахождение городских ворот, где, кажется, человеку невозможно сбиться с дороги. Безрассудное управление бизнесом лишает человека утешения и пользы от него. А совершенство дороги, ведущей в небесный город, заключается в том, что это верная дорога, на которой даже и неопытные, не заблудятся (Ис 35:8); в то же время греховная глупость приводит к тому, что человек теряет этот путь.

Стихи 16−20. В этих стихах Соломон отмечает:

I. Насколько блаженство страны зависит от характера ее правителей. Народ процветает или бедствует в зависимости от того, хорошие или плохие его правители.

1. Народ не может быть счастлив, если его владыки несерьезны и сластолюбивы (ст. 16): «Горе тебе, земля, даже земля Ханаанская, которая является славой всех земель, когда царь твой отрок, находится в незрелом возрасте (сам Соломон был молод, когда царство блаженствовало под его руководством) и недостаточно благоразумен. Когда правитель слаб и глуп, как ребенок, непостоянен и склонен к переменам, раздражителен и капризен, легко поддается влиянию и с трудом вникает в бизнес, тогда народ бедствует. Тело ведет себя неустойчиво, если голова кружится. Возможно, Соломон писал эти слова, предвидя недостойное поведение своего сына Ровоама (2Пар 13:7); он оставался ребенком на протяжении всей своей жизни, а его семья и царство страдали от этого. Не намного лучше обстоят дела у народа, когда князья его едят рано, то есть делают чрево своим богом, а себя — рабами своих желаний. Если сам царь отрок, но князья и тайные советники мудры, преданны и прилежно исполняют свой долг, то земля может благоденствовать; но если они больше всего любят удовольствия и предпочитают потакать плоти, а не заниматься государственными делами, к которым стали непригодны, так как едят и пьют рано, если судьи являются эпикурейцами и не едят, чтобы жить, а живут, чтобы есть, то что хорошего от них может ожидать народ!

2. Народ счастлив, если его правители щедры и активны, трезвы и воздержанны и являются деловыми людьми (ст. 17). Земля благословенна в том случае, (1) когда правитель руководствуется принципами чести, когда царь из благородного рода, когда он побуждаем благородным духом, чьи характеристики так высоки, что он отвергает любые низкие и нечестные действия, заботится о государственном благополучии и предпочитает его любым личным интересам. Мудрость, добродетель, страх Божий, благотворительность и готовность совершить для человечества доброе дело — все эти качества облагораживают царскую кровь.

(2) Когда государственные чиновники больше заботятся, чтобы оправдать оказанное доверие, а не потакать своим аппетитам, когда они едят в свое время (Пс 144:15). Давайте не брать то, что нам принадлежит, не вовремя, чтобы не потерять утешения от осознания того, что это дает нам Бог. Государственные чиновники должны есть для подкрепления, чтобы их тела были пригодны для служения душе и исполнения своего долга перед Богом и страной; они не должны пресыщаться пьянством из боязни стать непригодными для Бога и человека — негодными, чтобы сидеть в судилище, ибо они шатаются от вина (Ис 28:7) и, напившись, забывают закон (Притч 31:5). Народ благополучен, если его князья являются примером сдержанности, и те, кто имеет больше всего возможности тратить на себя, умеют отказывать себе.

II. Какие нехорошие последствия для личных и государственных интересов влечет за собой лень (ст. 18): от лености, когда опускаются руки и человек начинает пренебрегать своим делом, когда он начинает любить покой и наслаждения, тогда у него обвиснет потолок; вначале протечет дом, а потом он постепенно разрушится. Если дом не имеет хорошей крыши и ее дыры своевременно не ремонтируются, то он протечет и дерево сгниет, а дом станет непригодным для жизни. То же можно сказать о семье и ее делах: если сердце человека не расположено прилагать усилия в работе, заботиться о магазине и собственном бизнесе, то скоро он окажется в долгах, и вместо того, чтобы откладывать состояние для своих детей, он будет уменьшать его. То же можно сказать о государстве: если царь отрок и не заботится о стране, если князья едят рано и не прилагают усилий, то дела государства ухудшаются, его интересам наносится вред, его слава тускнеет, сила — ослабевает, его границы подвергаются нападениям, правосудие испытывает затруднение, богатства истощаются, все его основания поколеблены — и все это происходит из-за лености и своекорыстия тех, кто должен восстанавливать развалины и возобновлять пути (Ис 58:12).

III. Какими трудолюбивыми чаще всего становятся и князья, и обычные люди ради приобретения денег, так как они служат их целям (ст. 19). Он, похоже, предпочитает деньги веселью: «Пиры устраивают для удовольствия (рус. пер.), для смеха (англ. пер.)» — не только ради еды, а для приятного разговора и общения с друзьями, не для смеха глупых, который есть безумие, а для веселья мудрых, который делает их пригодными для работы и серьезных занятий. Духовные пиры устраиваются для духовного веселья и святой радости в Боге. Вино веселит жизнь, а деньги — это средство, чтобы можно было позволить себе это, так как за все отвечает серебро. Pecuniae obediunt omnia — деньги повелевают всем. Хотя вино веселит, но оно не станет нам домом, кроватью, одеждой, не обеспечит необходимым и не станет наследством детям. А деньги, если человек имеет их достаточно, смогут дать им все это. Пир нельзя сделать без денег; хотя люди и имеют вино, но не расположены веселиться, пока не будут иметь денег для необходимых жизненных нужд. Деньги сами по себе не отвечают ни за что, они не являются ни пищей, ни одеждой; но так как они являются средством для торговли, то служат в качестве замены во всех ситуациях нынешней жизни. Все, что необходимо, можно приобрести за деньги. Но они ничего не дают душе; они не могут обеспечить ей прощение грехов, благоволение Бога и мир в совести; душа, если она не искуплена, не может существовать за счет тленного серебра и золота. Некоторые считают, что здесь говорится о правителях; народ бедствует, если его владыки предаются роскоши и разгулам, пирам и веселью, не только из-за того, что они пренебрегают своими обязанностями, но и потому что за все это отвечает серебро и для этого народ обременяется высокими налогами.

IV. Как осторожны должны быть подданные, чтобы не давать в своих умах прибежище никаким предательским намерениям, не участвовать ни в каких раскольнических тайных собраниях против правительства, ибо десять к одному, что они будут раскрыты и выведены на свет (ст. 20). «Хотя правители могут быть виновны в некоторых ошибках, но вы не должны ни в каких ситуациях обвинять их администрацию и свергать их, а выставлять их в наилучшем свете». Здесь (1) повеление учит нас нашему долгу: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, даже в мыслях не желай плохого правительству». С этого начинается грех, поэтому надо подавлять и укрощать его первые ростки, особенно ростки предательства и подстрекательства к мятежу. «Не злословь богатого, князей и правителей, в спальной комнате твоей, в тайном собрании или клубе лиц, недовольных правительством; не сообщайся с такими; не входи в их совет, не присоединяйся к ним, когда они злословят правительство или замышляют заговоры против него».

(2) Изложено основание содействовать собственной безопасности. «Даже если планы составляются очень тайно, то птица небесная может перенесть слово твое царю, который имеет больше разведчиков, чем ты себе представляешь, и крылатая может пересказать речь твою к твоему крушению и гибели». Бог видит, что люди делают, и слышит, что они говорят втайне; и, если Ему угодно, Он может вывести это на свет непонятным и неожиданным способом. Хочешь ли не бояться власти и не быть наказанным ею? Делай добро, и получишь похвалу от нее, если же делаешь зло, бойся (Рим 13:3−4).

толкование Мэтью Генри на книга Екклезиаста, или Проповедника, 10 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.