Данная и следующая за ней главы бремя Моава пророческое слово о неком сильном разорении, грядущем на эту страну, которая граничила с землей Израиля и часто досаждала и вредила ей; это случится, невзирая на то что моавитяне были потомками Лота, Авраамова родственника и спутника, и невзирая на то что израильтяне, следуя Божьему указанию, пощадили их, хотя могли без особых затруднений и вполне заслуженно истребить вместе с их соседями. В данной главе приводится:
(I) Великий плач самих моавитян и плач пророка о них (ст. 1−5).
(II) Великие бедствия, которые будут причиной и объяснением этого плача (ст. 6−9).
Стихи 1−5. Земля Моава была небольшой по размеру, но очень плодородной. Она граничила с уделом Рувима на противоположном берегу реки Иордан у Мертвого моря. Когда в Ханаане был голод, Ноэминь отправилась туда, чтобы найти там временное пристанище. Эта страна (согласно приведенному здесь предсказанию) будет опустошена и сильно пострадает, но полностью не исчезнет, потому что ее крах предвещает другое пророчество (Иер 28 гл., которое исполнил Навуходоносор. Пророчеству же, прозвучавшему здесь, надлежит исполниться чрез три года (Ис 16:14), а посему оно исполнилось в разорении, которое причинило этой стране ассирийское войско, на много лет опустошившее те края, обогатившись добычей и военными трофеями. Сделала это либо армия Салманассара приблизительно в то время, когда захватила Самарию в четвертый год Езекии (вероятнее всего), либо армия Сеннахирима, которая десять лет спустя вторглась в Иудею. Трудно предположить, что пророк ходил среди моавитян, донося до них эту проповедь, но он произнес ее своему собственному народу, чтобы (1) показать иудеям, что, хотя суд и начнется с дома Господня, но на том он не закончится; есть провидение, управляющее миром и всеми народами, населяющими его, и поклонники лжебогов несут ответственность перед Богом Израилевым и подлежат Его судам.
(2) Предоставить иудеям доказательство Божьей заботы и ревности о них и убедить их, что Бог является врагом их врагов, каковыми зачастую становились моавитяне.
(3) Скорое исполнение данного пророчества (чрез три года) стало подтверждением миссии пророка и истинности всех его остальных пророчеств, чтобы оно воодушевило верных доверять его предсказаниям. Итак, относительно Моава здесь предвещается, что:
I. Главные его города будут застигнуты врасплох и захвачены врагом ночью, вероятно, потому что их жители, подобно народу Лаиса, были спокойны и беспечны, нежась в роскоши; итак, их ждет большая скорбь: ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен, а также Кир-Моав (ст. 1) речь идет о двух главных городах этого царства. В ту ночь, когда они были захвачены, или разграблены, Моав был истреблен. Захват этих двух городов означал разорение всей страны, сделав все ее богатства легкой добычей для победившей армии. Следует заметить:
(1) Как великие, так и незначительные перемены могут произойти очень быстро. Вот, два города пропали ночью, хотя время было спокойное. Давайте же проявим смирение, ибо не знаем, что принесет ночь.
(2) Поскольку деревня кормит город, то и город стоит на страже деревни, и они не должны говорить друг другу: ты мне не надобна или ненадобен.
II. Моавитяне, которых произошедшее повергнет в состояние крайнего ужаса, будут умолять о помощи своих идолов, изливая перед ними слезы: Он (то есть Моав, в особенности царь моавитян) восходит к Байту (или, скорее, к дому, или храму Хамоса), иДивон, обитатели Дивона, восходят на высоты (англ. пер., ст. 2), где они поклонялись своим идолам, куда шли с жалобами. Следует заметить, что в несчастьях народу приличествует обращаться к своему Богу; не подобает ли и нам таким же образом ходить во имя Господа Бога нашего и взывать к Нему во время беды? Причем пролитые перед Ним слезы не будут столь бесполезны, как слезы, пролитые моавитянами перед их богами.
III. Над всей страной раздастся глас всеобщей скорби. Пророк пишет об этом весьма возвышенно и проникновенно. Моав станет юдолью слез карта мира в миниатюре (ст. 2). Моавитяне будут плакать о потере Нево и Медевы, двух важных городов, которые, вероятно, подвергнутся разграблению и сожжению. Они так сильно рвут на себе волосы от горя, что у всех их острижены головы, у всех обриты бороды в соответствии с обычаями выражения скорби, принятыми в то время в тех странах. Отправляясь в дорогу, они настолько далеки от желания выглядеть красиво, что на улицах его препоясываются вретищем (ст. 3), возможно даже, что они вынуждены так бедно одеваться, потому что враг раздел их и ограбил дома, не оставив никакой другой одежды. Приходя домой, вместо того чтобы заниматься делом, они поднимаются на кровли домов, которые были плоскими, чтобы утопать там в слезах, более того, рыдать, взывая к своим богам. Кто не взывает к Богу сердцем своим, тот всего лишь вопит на ложах своих (Ос 7:14; см. Ам 8:3). И будут спускаться с плачем (читаем на полях): моавитяне будут сходить со своих высот и кровель домов с тем же плачем, что и поднимались туда. Тогда как молитва истинному Богу приносит сердцу облегчение (1Цар 1:18), молитвы лжебогам этого не делают. Здесь упомянуты разные места, которые будут полны рыданий (ст. 4). Такое великое множество разделивших страдание и скорбь будет слишком слабым утешением; socios habuisse doloris — наличие товарищей по несчастью еще сильнее угнетает общий дух.
IV. Мужество покинет ряды народного ополчения моавитян. Хотя они были обученными, хорошо вооруженными воинами, тем не менее рыдают и визжат от страха, поскольку душа его возмущена в нем (ст. 4), вопреки тому, что воинам присуща любовь к опасностям. Видите, как легко Господь может удручить самых отважных и забрать у народа мужей, на силу и защиту которых он полагался. Скорбь, вообще, настолько завладеет моавитянами, что сама жизнь для них станет бременем. Господь без труда может превратить самых больших жизнелюбов в утомленных от жизни людей.
V. Вопль от этих бедствий принесет печаль во все прилегающие области (ст. 5).
1. Предсказание об этой скорби произвело весьма глубокое впечатление на самого пророка: «Рыдает сердце мое о Моаве; хотя они и враги Израилю, тем не менее наши собратья по творению, одного ранга с нами, поэтому нам должно быть больно видеть, какая беда их постигла, тем более что мы не знаем, как скоро настанет наш черед пить из той же чаши исступления». Следует заметить: Божьим служителям подобает быть людьми кроткого духа и не желать бедственного дня, но подражать своему Учителю, Который оплакивал Иерусалим, даже предав его разрушению, подражать Богу, Который не желает смерти грешников.
2. Плач о Моаве, словно эхо, раздастся во всех соседних городах. Люди, изо всех сил бегущие из Моава, чтобы спастись, принесут вопль в Сигор город, в котором нашел убежище праотец моавитян Лот, скрываясь от огня, уничтожившего Содом, причем ради Лота этот город не пострадал. Беженцы произведут своим воплем шум, подобный реву трехлетней телицы (в русск. пер. до третьей Эглы), когда она мычит (как в 1Цар 6:12), отправившись на поиски своего теленка. Они взойдут на холм Лухит (подобно тому как Давид восходил на гору Елеонскую, преодолев немало трудных подъемов и все со слезами, 2Цар 15:30) по дороге Хоронаимской (два ущелья), ведущей к Беф-Орону верхнему и Беф-Орону нижнему, о которых мы читаем в Книге Иисуса Навина (16:3,5). Свой вопль они принесут и туда, и там он усилится и будет слышен на большом расстоянии: страшный крик. Он будет подобен воплям: «Пожар, пожар! Мы все погибли». Скорбь заразна, равно как и страх, и недаром, потому что беда не стоит на месте, и, когда она приходит, кто знает, где ей будет конец?
Стихи 6−9. Здесь пророк продолжает описание скорбного и достойного сострадания плача, который будет слышен во всей земле моавитской, когда она станет добычей ассирийского войска. «К этому времени вопль пронесся по всем пределам Моава» (ст. 8). Сигнал тревоги дошел до каждого уголка страны и привел людей в полное замешательство. Он достиг Эглаима города, расположенного на одном конце страны, и Беэр-Елима города в противоположной ее части. Чего, кроме превалирующего опустошения, можно ожидать там, где превалировал грех и всякая плоть извратила путь свой? Здесь названы две причины, вызвавшие этот плач:
I. Воды Нимрима иссякли (ст. 6), то есть страна разграблена и доведена до нищеты, все ее богатство и состояние смела с лица земли победившая армия. Голод является обычным печальным следствием войны. Посмотрите на поля, которые тщательно орошали, на плодородные луга, которые вселяли огромные надежды на не менее огромный урожай, теперь все съедено или унесено армейскими фуражирами, а остатки втоптаны в грязь конскими копытами. Если войско разбивает стан на зеленом поле, то последнее быстро перестает быть зеленым. Посмотрите на дома они тоже разграблены: остатки стяжания, богатство, которое добыто умением и трудолюбием и сбережено заботливо и надежно, переносят за реку Аравийскую (ст. 7), либо сами владельцы унесут его туда, чтобы спрятать, либо враги унесут, чтобы упаковать и отправить, возможно, по воде в свою страну домой. Следует заметить:
(1) Кто усердно добивается материального изобилия и старательно откладывает добытое про запас, тот мало думает о том, что с этим станет и как скоро богатство отнимется. Большое имение, искушая грабителей, подвергает своих владельцев риску; и кто надеется, что богатство сможет защитить его, тот зачастую убеждается, что оно, скорее, его подведет.
(2) Во времена скорби большое богатство часто становится большим бременем, ибо оно лишь увеличивает тревогу хозяев, с одной стороны, и придает силы врагу с другой. Cantabit vacuus coram latrone viator. Путник, у которого ничего при себе нет, может распевать в присутствии разбойника.
II. Воды Димона наполнились кровью (ст. 9), то есть количество убитых жителей этой страны столь велико, что воды, прилегающие к городам (реки или пруды), окрашены человеческой кровью, бесчеловечно пролитой, словно вода. Димон означает кровавый; место соответствует своему названию. Возможно, это именно то место в земле моавитской, где моавитянам издали показалась вода красною, как кровь (4Цар 3:22−23), что и стало тогда причиной их поражения. Теперь Бог говорит: Я наведу на Димон еще еще больше крови, чем пролилось, или показалось, что пролилось в тот раз; Я наведу на Димон еще новое новые казни; у Меня в запасе есть еще больше судов для них. И при всем этом гнев Его не отвратится. Когда Господь судит, Он победит, и к списку проклятий прибавлено много подобных тем слов (Иер 36:32). Видите, что здесь подразумевается под еще новым злом, грядущим на Димон и Моав, который превратится в землю, покрытую кровью. Одни бегут, чтобы скрыться, другие сидят на месте, чтобы остаться незамеченными (они-то и названы оставшимися в стране); но и на тех и на других Бог наведет львов, хищных зверей (которые считаются одной из четырех Божьих казней, Иез 14:21), и львы найдут и нападут на тех, кому удалось избежать вражеского меча. Кто упорно не желает раскаяться во грехе, тот, будучи убереженным от одного суда, сохраняется для другого.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 15 глава