Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 21 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе звучит пророчество о наступлении скорбных времен и о тяжком бремени:

(I) Для Вавилона, названног о здесь «пустыней приморской»: ему принесут ужасное разрушение мидяне и персы, тогда как Божий народ обретет в результате этого преимущество (ст. 1−10).

(II) Для Дума, или Идумеи (ст. 11−12).

(III) Для Аравии, или Кидара; разорение этой страны было уже весьма близко (ст. 13−17). Пророки Израилевы не могли совсем обойти словом эти и другие страны, с которыми правители и народ Израиля так часто имели дело. Внешним делам государства надлежит уделять такое же внимание, как и внутренним, и следить за новостями из-за рубежа нужно с тем же интересом, что и за происходящим в своей стране.

Стихи 1−10. Пророческое слово о Вавилоне уже прозвучало ранее (гл. 13); а здесь приводится еще одно предсказание о его падении. Господь счел нужным повторить, чтобы Его народ твердо уверовал в неминуемость этого события, потому что Вавилон подчас притворялся другом иудеев (как в Ис 39:1), и Бог хотел таким образом предостеречь Свой народ, чтобы они не доверяли его дружбе (поскольку на самом деле Вавилон подчас поступал как враг) и не боялись его вражды. Вавилон обречен на крах; и все, кто верит Божьим пророкам, смогут, словно сквозь стекло, увидеть, как Вавилон пошатнется и полетит кубарем вниз, хотя перед плотскими глазами он предстает уверенно восседающей на престоле царицей. Вавилон здесь назван пустыней, или равниной, приморской, потому что он находился на низменности, полной озер, или лохов (как их называют в Ирландии), подобных малым морям, которые обильно питались водами многочисленных притоков реки Евфрат. Известность к Вавилону пришла совсем недавно, поскольку его затмевала Ниневия в период господства ассирийской империи; но очень скоро Вавилон станет госпожой всех царств; и, пока он не достиг пика своего расцвета, который имел место во время правления Навуходоносора, Бог посредством Своего пророка неоднократно и недвусмысленно предсказывал его падение, чтобы народ Божий не ужасался вознесению Вавилона и не отчаивался в ожидании облегчения, когда в должное время станет его пленником (Иов 5:3; Пс 36:35−36). Существует мнение, что Вавилон здесь назван пустыней, потому что, хотя он и был тогда густонаселенным городом, вскоре должен превратиться в пустыню. Разрушение Вавилона так часто предсказывается этим евангельским пророком, потому что оно стало прообразом уничтожения человека греха, большого врага Новозаветной Церкви, которое предсказано в Книге Откровение многими фразами, заимствованными из данных пророчеств, к которым посему и следует обращаться для сопоставления всем, кто желает понять пророчество Книги Откровение. Здесь описывается:

I. Стремительное нападение и вторжение в Вавилон мидян и персов: от пустыни, из земли страшной (ст. 1−2). Северные части Мидии и Персии, где в основном и проходили подготовку воины, были гористыми и пустынными, устрашающими для странников, проходивших через них; здесь же воспитывались грозные воины. Елам (то есть Персия) призван выступить против Вавилона и, совместно с войском мидян, взять его в осаду. Когда у Бога есть дело подобного рода, Он найдет (пусть даже в пустыне, в страшной земле) подходящие орудия для его совершения. Эти войска придут, как бури на юге носятся так же внезапно, стремительно и устрашающе, с таким же сильным шумом, и снесут все на своем пути. Как обычно бывает в таких случаях, к завоевателям примкнут дезертиры: предатель поступит вероломно (англ. пер., ст. 2). Историки сообщают о двух великих полководцах вавилонского царя Гадате и Гобрии, которые ушли к Киру и, прекрасно зная все магистрали города, привели отряд прямо к дворцу, где и был убит Валтасар. Именно таким образом, с помощью предателей, опустошитель опустошает. Существует такое чтение: обманщик обманет обманщика Вавилон, и опустошитель опустошит опустошителя, или же, если свести воедино: предатель нашел предателя, а опустошитель опустошителя, согласно объяснению, приведенному в Ис 33:1. Персы отплатят Вавилону его же монетой. Кто силой и обманом, плутовством и воровством, несправедливыми войнами и коварными договорами грабил своих соседей, тот, столкнувшись с равным по силам противником, сам станет жертвой таких же приемов.

II. Различные впечатления, которые данное событие произведет на разных людей в Вавилоне.

1. Оно станет радостной вестью для бедных, притесняемых пленников; ибо им очень давно было сказано, что губитель Вавилона будет их избавителем, и поэтому: «Когда они услышат, что Елам и Мидия идут осадить Вавилон, всем стенаниям будет положен конец; пленники больше не будут проливать слезы над водами Евфрата, но вновь возьмут свои арфы и улыбнутся, вспомнив Сион, при мысли о котором прежде плакали». Господь восстанет в должное время ради воздыхания бедных (Пс 11:6); Он сокрушит ярмо с их шеи и уберет жезл нечестивых от жребия праведных и таким образом положит конец их стенаниям.

2. Для гордых же притеснителей оно станет печальной картиной (ст. 2), особенно для вавилонского царя, и, по-видимому, именно ему здесь приходится горько оплакивать свою неминуемую гибель: «От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня...» (ст. 3−4). Данное предсказание буквально исполнилось с Валтасаром, ибо в ту самую ночь, когда был захвачен его город, он лишился жизни после увиденной им руки, которая писала таинственные знаки на стене: тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое (Дан 5:6). Тем не менее это было лишь началом скорби. Расшифровка письмен Даниилом только усилила страх Валтасара; вслед за этим незамедлительно прозвучал сигнал тревоги, изданный у дверей исполнителями, которые и завершили дело. А слова «отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня» четко указывают на досадные обстоятельства падения Валтасара: что он был убит в разгар веселья и празднества, в окружении кубков и наложниц, а также многих из его знати, пировавшей вместе с ним. В ночь отрады, когда он предвкушал безмятежное и необузданное наслаждение самыми изощренными плотскими утехами, бросающими открытый вызов Богу и религии, именно в эту ночь все вытеснил страх. Мы не знаем, каким тяжким может оказаться конец веселья и как быстро смех превратится в плач, так пусть же это обуздает суетные увеселения и плотские утехи и запретит нам раз и навсегда увлекаться ими; зато мы знаем, что за все это Бог приведет нас на суд, а посему пусть наша радость всегда будет с трепетом.

III. Состояние, в котором будет пребывать Вавилон, когда на него неожиданно нападет враг, сплошное веселое пиршество: «Приготовьте стол со всевозможными яствами. Поставьте стражников пусть они стоят в дозоре на сторожевой башне, пока мы будем безмятежно есть, пить и веселиться; и если будет дан сигнал тревоги, то князья встанут, смажут щиты и будут готовы оказать врагу теплый прием» (ст. 5). Они были очень самоуверенны, препоясываясь оружием с такой радостью, как будто снимали его.

IV. Сигнал тревоги, который будет дан Вавилону после нападения на него войск Кира и Дария. Господь показал пророку в видении стражника, стоящего в дозоре на сторожевой башне близ дворца, как обычно бывало в тревожные времена; царь приказал своему окружению поставить часового в самом удобном для наблюдения месте; и, согласно долгу стража, пусть он сказывает, что увидит (ст. 6). Мы читали в истории о Давиде, как поставленный таким образом страж получил сведения (2Цар 18:24; см. также историю об Ииуе, 4Цар 9:17). В рассматриваемом нами месте Писания страж увидел пару всадников, сопровождавших колесницу (англ. пер., ст. 9), в которой, надо полагать, ехал главнокомандующий. Затем он увидел другую колесницу, которую тянули ослы или мулы (именно этих животных часто использовали персы), и колесницу, которую везли верблюды (этих животных также часто использовали мидяне); таким образом (по мнению Гроция) эти две колесницы символизировали два народа, объединившихся против Вавилона, или, скорее, эти колесницы прибыли, чтобы принести весть во дворец; сравните: гонец бежит навстречу гонцу, и вестник навстречу вестнику, чтобы возвестить царю Вавилонскому, что город его взят с одного конца (англ. пер., Иер 51:31), в то время как царь пирует на другом конце и ничего об этом не знает. Страж, увидев эти колесницы на каком-то расстоянии, вслушивался прилежно, с большим вниманием, чтобы получить первые сведения. И закричал: «Лев!» (англ. пер., ст. 8). Данное слово, исходя из уст стражника, вне всякого сомнения, давало определенный сигнал, значение которого было знакомо каждому, хотя мы сейчас его и не знаем. Вероятно, оно предназначалось, чтобы привлечь внимание: имеющий уши да слышит, как если бы зарычал лев. Или же страж закричал, как лев, очень громко, что было духу, поскольку случай не терпел промедления. И что же ему сказать?

1. Он заявляет о верности своему долгу на отведенном ему посту: «Господин мой! На страже стоял я постоянно и ничего существенного вплоть до настоящего момента не обнаружил; все казалось тихим и спокойным». Существует мнение, что это сетование народа Божия на то, что он так долго ждал падения Вавилона, согласно пророчеству, а оно еще не пришло; и он со всей решимостью будет продолжать ждать, говоря: на стражу мою встану я и, стоя на башне, буду наблюдать (англ. пер., Авв 2:1), каков будет исход данного провидения.

2. Страж сообщает о сделанном им наблюдении: сюда приближается колесница с людьми, сопровождаемая парой всадников (англ. пер., ст. 9), видение, символизирующее вход в город врага со всем его войском, или весть об этом, принесенную в царский дворец.

V. Наконец приводится точное описание поражения Вавилона. Находящийся в колеснице (услышав слова стража) возгласил и сказал: пал, пал Вавилон; или же Бог так ответил пророку, спросившему об исходе этих событий: «Все пришло к тому, что Вавилон окончательно и бесповоротно пал. С Вавилоном покончено. И все идолы богов его лежат на земле разбитые». Вавилон был матерью блудницам (то есть идолослужению), что стало одним из главных оснований для ссоры Господа с ним; но теперь идолы Вавилона не смогут защитить город, ибо обломки одних будут лежать на земле, а другие, стоящие того, чтобы их унесли, пойдут в плен и станут бременем для животных, несущих их на себе (Ис 46:1−2).

VI. Уведомление для Божьего народа, который в то время был в Вавилоне в плену, что данное пророчество о падении Вавилона предназначено специально для утешения и воодушевления Божьего народа, чтобы он мог рассчитывать на исполнение предсказанного в должное время (ст. 10). Примите во внимание:

1. Как пророк обращается к Божьему народу от имени Господа: «О измолоченный мой и сын гумна моего!» Исайя называет народ своим, потому что речь идет о его соотечественниках и о людях, которые были ему отнюдь не безразличны и о которых он заботился. Но он говорит как бы от имени Бога и обращает свою речь к тем, которые были подлинно израильтянами, к верным земли. Следует заметить:

(1) Церковь это Божье гумно, где находятся самые ценные плоды и произведения этой земли, как бы собранные и сложенные вместе.

(2) Верующие зерно Божьего гумна. А лицемеры всего лишь солома, которая занимает много места, но не имеет особой ценности; с этой соломой сейчас перемешана и пшеница, которую от соломы вскоре и навсегда отделят.

(3) Зерно Божьего гумна должно быть готовым к помолу посредством скорбей и гонений. Издавна Израиль Божий страдал от юности своей, зачастую на хребте его орали оратаи (Пс 128:3) и молотили молотильщики.

(4) И даже тогда Бог говорит: измолоченный Мой; этот народ все равно принадлежит Господу, более того, он измолочен по Божьему определению, под Его контролем и руководством. Молотильщики не имеют никакой власти, кроме данной им свыше.

2. Пророк заверяет народ Божий в истинности данного сообщения, чтобы у того было твердое основание для надежды: что слышал я от Господа Саваофа, Бога Израилева только то и ничего сверх того, ничего сочиненного или придуманного мною, то и возвестил вам. Следует заметить: во всех событиях, касающихся Церкви прошлых, настоящих и грядущих, нам надлежит взирать на Бога, учитывая, что Он и Господь Саваоф, и Бог Израилев, у Которого достаточно власти, чтобы сделать для Своей Церкви все что угодно, и достаточно благодати, чтобы обратить все ей на благо; к словам Его пророков надлежит относиться так же, как к словам, принятым от Господа. Поскольку пророки не осмеливаются скрывать слова, которые приняли, чтобы передать нам, то они и не дерзнут провозглашать слова, которые Господь им не сообщал (1Кор 11:23).

Стихи 11−12. Пророчество о Думе очень короткое, но тем не менее неясное и трудное для понимания. Существует мнение, что Дума это часть Аравии, которую населяли потомки Думы, шестого сына Измаила, по аналогии с Кидаром (ст. 16−17), названным по имени второго сына Измаила (Быт 25:13−14). Согласно другому мнению, учитывающему то, что здесь упоминается гора Сеир, под Думой подразумевается Идумея, страна идумеев. Определенно, речь идет о каких-то соседях израильтян и предсказывается их беда, не только в качестве предупреждения, чтобы они подготовились к таковой, но и в качестве предостережения израильтянам, чтобы они не полагались ни на этот, ни на любой другой из окружающих народов, ожидая от них помощи в тревожное время, но чтобы полагались только на Бога. Мы должны увидеть, что любое упование на творение подведет нас, и почувствовать, как оно ломается под нами, чтобы не возлагать на него бремя большее, нежели оно способно вынести. Несмотря на то что объяснение данного пророчества представляется трудным (поскольку история не дает нам фактов, свидетельствующих о его исполнении), тем не менее его прикладное значение очевидно. Здесь приводится:

1. Вопрос, заданный идумеем стражу. Кричал с Сеира некто человек, более всех остальных обеспокоенный спокойствием и благосостоянием народа, в общей массе своей беззаботного и самонадеянного. Подобно тому как некий муж, македонянин, просил в видении Павла прийти и помочь (Деян 16:9), так же и этот человек с горы Сеир в видении просит пророка сообщить и наставить. Речь идет не о многих: хорошо, если найдутся люди, которые, в отличие от остальных, неравнодушны к вопросам общественного спокойствия. Некоторые с Сеира просят совета у Божьих пророков и готовы учиться, тогда как многие из Израиля Божия ничему не внимают. Вопрос серьезный: сколько ночи? Он задан подходящему человеку стражу, чья обязанность отвечать на подобные вопросы. Вопрошающий повторяет вопрос, так как заинтересован и усердно ищет ответ. Следует заметить:

(1) Божьи пророки и служители поставлены быть стражами, и нам надлежит почитать их за таковых. Они подобны стражам города в мирное время, которые следят за тем, чтобы все было в порядке, и стучат в каждую дверь с вопросом: «Дверь закрыта? Нет угрозы пожара?» Это делается для того, чтобы направить пребывающих в растерянности и обуздать бесчинствующих (Песн 3:3; Песн 5:7). Они подобны стражам в стане в военное время (Иез 33:7). Они должны наблюдать за действиями врага и уведомлять о них, следить за обстановкой и предупреждать об опасности; и во всем этом от них ждут самоотверженности.

(2) Наш долг спрашивать стражей, в особенности спрашивать их снова и снова: сколько ночи? Потому что стражи бодрствуют, когда остальные спят. [1] Какое время ночи? Не пора ли подняться после долгого сна в грехе и самонадеянности, не самое ли время пробудиться от сна? (Рим 13:11). Нам предстоит большая работа и долгий путь, не пора ли взбодриться? «Страж, который час? Есть ли надежда на появление зари после долгой темной ночи?» [2] Какие вести этой ночью? Что от ночи? (существует такое мнение). «Какое видение было у пророка этой ночью? Мы готовы слушать его». Или, скорее: «Что происходит ночью? Какая погода? Какие новости?» Нам надлежит ждать сигнала тревоги и никогда не терять бдительности. Придет же день Господень, как тать ночью; мы должны быть готовы услышать сигнал тревоги и полны решимости не сдаваться тогда мы примем первую же весть об опасности и своевременно вооружимся своим духовным оружием.

2. Ответ стража на заданный вопрос. Страж не спал и не дремал, и, несмотря на то что кричал некий человек с Сеира, он готов дать ему ответ: приближается утро. Страж отвечает (1) путем предсказания: «Сначала придет утро, полное света, мира и новых возможностей, и у вас будет еще один день утешения, но потом наступит ночь тревоги и беды». Следует заметить: в ходе Божьего провидения утро и ночь обычно последовательно сменяют друг друга. Сейчас ночь? Но придет утро, и рассвет знает, когда ему наступить (Пс 29:6). Сейчас день? Тем не менее ночь тоже придет. Если есть утро юности и здоровья, то наступит ночь немощи и старости. Наслаждаясь утром преуспевания в семье и в общественной жизни, мы должны быть готовы к переменам. Но Бог всегда сначала дает утро возможностей, прежде чем послать ночь бедствия, чтобы Его собственный народ подготовился к буре, а остальным не было извинения.

(2) Путем побуждения: если вы хотите спросить, то спрашивайте (англ. пер., ст. 12). Следует заметить: мы проявим мудрость, если воспользуемся возможностями, которые дает нам нынешнее утро, и подготовимся к ночи, которая последует за ним. «Спрашивайте, обратитесь и приходите. Явите пытливость, покаяние, желание и послушание». Данный речевой оборот весьма примечателен, ибо нам предоставляется выбор, что делать: «Если хотите спросить, то спрашивайте; если нет то себе же на погибель; вы не сможете отрицать того, что у вас было прекрасное предложение». Нам также настоятельно рекомендуют быть целеустремленными: «Если вы хотите, то скажите об этом и действуйте незамедлительно; что делаешь делай без промедления, ибо сейчас не время для шуток». Кто обратится и придет к Богу, тот убедится, что у него много работы и мало времени на ее выполнение, поэтому нужно быть деятельным.

Стихи 13−17. Аравия была большой страной, лежавшей к юго-востоку от земли Ханаана. Большей ее частью владели потомки Авраама. Упомянутые здесь караваны Деданские принадлежали потомкам Дедана, сына Авраама от Хеттуры; жители земли Фемайской и Кидара были потомками Измаила (Быт 25:3,13,15). Аравийцы обычно жили в шатрах, содержали скот и были выносливыми людьми, привычными к труду; вероятно, иудеи полагались на них, как на своего рода стену между собой и более воинственными восточными народами;а посему, чтобы пробудиться, им нужно услышать пророчество об Аравии и увидеть, как она тонет под собственным бременем.

I. На аравийцев нападет смертоносная армия, вооруженная мечом обнаженным, и пуком уже натянутым, нападет со всей лютостью войны (ст. 15). Вероятно, ассирийский царь в каком-то из своих походов захватил по пути Аравию и, не встретив сопротивления, нашел в ее лице легкую добычу. А посему размышления о лютости войны должны побудить нас быть благодарными за благословения мира.

II. Несчастным жителям страны придется теперь искать убежища, где только смогут; также и караваны Деданские, которые раньше, бывало, держались широких дорог, будут вынуждены оставить их и в лесу Аравийском ночевать (ст. 13), им недоступен будет привычный уют собственных шатров, бедняги будут страдать от непогоды.

III. В своем бегстве от вторгшейся армии они будут остро нуждаться в подкреплении, почти умирая от нехватки пищи и питья: «Живущие в земле Фемайской (вероятно, ближайшие соседи караванов Деданских), несите воды (читаем на полях) навстречу жаждущим и с хлебом встречайте бегущих, ибо они достойны вашего сострадания; они скитаются не ради скитаний и попали в затруднение не из-за своего сумасбродства, но от мечей бегут». Фемайская земля подчас сама испытывала недостаток воды (как следует из Иов 6:19), и можно сделать вывод, что вода была по-особому желанна для этих несчастных, потерпевших бедствие беженцев. Пусть же это научит нас (1) самим быть готовыми к несчастьям. Мы не знаем, какие трудности нас ждут до конца жизни. Жители городов, возможно, будут вынуждены поселиться в лесах; а не испытывающие сейчас недостатка в хлебе могут узнать, что такое отсутствие самых необходимых продуктов. Наша гора стоит не так твердо, чтобы ее нельзя было поколебать, и возвышается не так сильно, чтобы на нее невозможно было взобраться. Аравийцы, о которых идет речь, перенесут это бедствие легче, потому что соответственно своему образу жизни они привыкли к трудностям.

(2) Относиться с состраданием к людям в беде и охотно помогать им, ибо не знаем, как скоро сами окажемся на их месте: «Несите воды навстречу жаждущим и давайте хлеб нуждающимся, не только когда они об этом просят, но с хлебом встречайте, не дожидаясь их просьбы». Поступающий так убедится, что о нем будут вспоминать с хвалою, подобно тому как здесь (согласно нашему чтению) вспоминается с хвалою земля Фемайская, ибо ее жители действительно принесли воду жаждущим и поддержали потерпевших поражение.

IV. Все, что было славою Кидара, сойдет на нет и исчезнет. Он славился своими многочисленными отарами и стадами? Их уведет враг. По-видимому, Кидар превосходил другие народы в боевом искусстве своих лучников; однако таковые, вместо того чтобы сокрушить врага, сами потерпят поражение, и луков у храбрых сынов Кидара останется немного, и число самих воинов уменьшится (ст. 17). У них станет совсем мало могучих и крепких мужчин и отважных мужей, ибо, поспешив встать в первые ряды защитников своей страны, они подверглись наибольшей опасности и либо полегли в числе первых от меча врага, либо попали в руки противника. Следует заметить: ни искусство лучников (какими бы меткими стрелками те ни были), ни отвага сильных мужей не сможет защитить народ от Божьих судов, когда приходит их время; подвизавшиеся противостоять судам будут скорее им подвержены. Ничтожна слава, которая так быстро увядает.

V. Все это свершится очень быстро: «Еще год, равный году наемничьему (в течение одного года, дни которого строго сочтены), и этот суд постигнет Кидар». Даже если точное указание времени не имеет сейчас особого значения для нас (потому что мы не располагаем информацией о том, когда пророчество прозвучало и когда оно исполнилось), тем не менее для аравийцев тогда оно было весьма полезным, дабы пробудить их к покаянию, чтобы, подобно жителям Ниневии, они могли предотвратить суд, о котором здесь сказано, как о грядущем очень скоро. Или же речь идет о начале и завершении дела, которые будут разделены промежутком времени в один год. Бог, когда Ему угодно, может совершить большую работу за короткий срок.

VI. Все сказанное подтверждается истиной Божьей: «Ибо так сказал мне Господь (ст. 16), можете верить моему слову, потому что это Его слово»; и мы можем быть уверены, что ни одно из Его слов не останется неисполнившимся. И снова: так сказал Господь, Бог Израилев (ст. 17), как Бог Израиля во исполнение благодатных замыслов в отношении Своего народа; и мы можем быть уверены, что не раскается Верный Израилев.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 21 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.