Теперь мы приблизились к дому, ибо данная глава является пророчеством о долине видения, об Иерусалиме. Пророчества о других местах прозвучали, поскольку они тем или иным образом имели отношение к Иерусалиму, а их жители были либо злейшими врагами, либо притворными друзьями народа Божия; так пусть же теперь Иерусалим услышит собственный приговор. Данная глава касается:
(I) Самого города Иерусалим и зависимых от него соседей. Здесь представлено (1) пророчество о горькой беде, которая их вскоре постигнет из-за вторжения Сеннахирима в страну и осады города (ст. 1−7).
(2) Обличение жителей в недостойном поведении во время бедствия; речь идет о двух обвинениях: [1] в том, что они не взирали на Господа, когда прибегали к своим средствам защиты (ст. 811), и [2] в том, что не смирили себя под Его крепкую руку (ст. 12−14).
(II) Двора Езекии и его царедворцев.
(1) Смещение Севны нечестного человека и выдворение его из сокровищницы (ст. 15−19,25).
(2) Возвышение Елиакима, который на этом месте будет служить своей стране лучше (ст. 20−24).
Стихи 1−7. Название данного пророчества очевидно. Это пророчество о долине видения, об Иудее и Иерусалиме; таково единогласное мнение. Иерусалим весьма уместно назван долиной, ибо город окружали горы и земля иудейская была богата плодородными долинами; но благодаря Божьим судам, несмотря на окружение высоких гор, страна и город падут очень низко, будут подавлены и удручены и станут мрачными и грязными, как впадина. Еще более точным является эпитет долина видения, потому что Бог здесь был ведом и Его имя велико; именно здесь пророки узнавали в видениях Божьи помыслы, именно здесь народ видел шаги своего Бога и Царя в Его святилище. Вавилон, будучи Господу чужим, несмотря на свое богатство и величие, назван пустыней приморской. Иерусалим же, которому вверено Слово Божие, является долиной видения. Блаженны их очи, что видят; к тому же среди жителей Иерусалима и Иудеи были провидцы, поставленные на это служение. Где есть Библия и духовные служители, там и находится долина видения, от которой ожидается соответствующий плод. Однако здесь у нас представлено бремя долины видений (англ. пер. дословно, ст. 1), бремя тяжкое. Следует заметить: если люди не пользуются привилегиями, данными Церкви, то таковые не защитят их от Божьих судов. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас. У долины видения особое бремя. И ты, Капернаум... (Мф 11:23). Чем выше люди возносятся благодаря средствам благодати и милостям, тем тяжелее будет их участь, если они злоупотребили таковыми. Итак, бремя долины видений таково, что оно не погубит ее полностью, но только напугает, ибо относится не к разрушению Иерусалима Навуходоносором, а к нападению на город Сеннахирима пророчество, о котором мы читали в главе 10 и описание которого найдем в главе 36. Здесь снова звучит предсказание этого события в связи с опустошением, которое нанесет ассирийская армия многим соседним странам, что предсказывалось в предшествующих главах. Пусть Иерусалим знает, что ему предстоит взять эту чашу в руки, когда она пойдет по кругу; и тем не менее для него эта чаша не окажется смертоносной, а станет лишь чашей трепета. Здесь предсказывается:
I. Оцепенение, которым будет охвачен город при наступлении войска Сеннахирима. Иерусалим крупный торговый центр, раньше он был весь в движении, люди сновали туда-сюда по своим делам, город суетливый, густонаселенный и шумный. Где большая торговля, там много кричат. Раньше это был радостный и веселый город. Места большого скопления людей всегда полны шума, независимо от того, собирается там деловой люд или веселящийся. «Но что же с тобою теперь, если лавки твои пустуют, никто не ходит по улицам и не обменивается, но ты весь взошел на кровли (ст. 1), чтобы оплакивать себя в безмолвии и уединении? Или уберечься от врага? Или смотреть вдаль, не придет ли кто-нибудь тебе на помощь и откуда движется противник?» Пусть деловые люди и люди праздные радуются, как не радующиеся, ибо очень скоро может случиться то, чего они меньше всего ожидали, что подавит их веселье, остановит бизнес и отправит их сидеть в дозоре, подобно одинокой птице на кровле (Пс 101:8). Почему же Иерусалим так испугался? Потому что пораженные твои не мечом убиты (ст. 2), а (1) умерли от голода (существует такое мнение); ибо войско Сеннахирима опустошило их страну и уничтожило плоды земли; продуктов питания в городе едва хватало и они были дорогими, что означало смерть для многих бедных людей, которые могли себе позволить только очень нездоровую пищу.
(2) Умерли от страха. Они были охвачены ужасом, несмотря на то что не было ни одного убитого; они сами настолько пали духом, что, похоже, страх пронзил их подобно мечу.
II. Бесславный побег вождей Иудеи, которые бежали издалека, из всех частей страны в Иерусалим (ст. 3), бежали вместе, как бы сговорившись, и находились в Иерусалиме, бросив свои города, о которых им надлежало заботиться, на растерзание врагу; и пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи, и взял их без труда, не встретив сопротивления (Ис 36:1). Упомянутые вожди были связаны от луков (дословно); они не только, как трусы, оставили свои города, но и, придя в Иерусалим, оказались не у дел и вели себя так, как будто их руки связаны и стрелять из лука они не могут из-за сильного отчаяния и замешательства, в котором они пребывали; они так дрожали, что не могли натянуть тетиву. Видите, с какой легкостью Бог может лишить людей мужества, и в какое уныние их непременно приведет страх, когда они подчиняются его господству.
III. Большая скорбь, которую причинит это событие всем серьезным и неравнодушным людям; пророк описывает ее, говоря о том, что у него самого на сердце; он жил, чтобы увидеть это, и был готов разделить печаль сынов своего народа (ст. 4−5). Он не желает показывать свое горе и поэтому просит окружающих отвернуться от него. Исайя хочет всецело предаться скорби и плакать в уединении, плакать горько, не имея рядом никого, кто мог бы утешить, ибо ему трудно сдерживать скорбь, а боль его не пугает. Но что же вызвало эту скорбь? Бедному пророку нечего терять, и он привык к трудностям, когда ходил нагим и босым; плачет же он о разорении дочери народа своего. Ибо настал день смятения и попрания и замешательства. Наши враги беспокоят нас и попирают, а наши друзья пребывают в замешательстве и не знают, как нам помочь. Господь Бог Саваоф вступает сейчас в противоборство с долиной видений; враги ломают стены своими стенобитными орудиями, и тщетно взывать к горам (чтобы те удержали врага или упали на нас и укрыли) или ожидать, что кто-то из-за гор придет нам на помощь, или призывать горы в свидетели, как это делает Бог, чтобы те услышали наш спор (Мих 6:1) и рассудили между нами и нашими дерзкими соседями.
IV. Большое число и великая сила врага, который нападет на страну и осадит город (ст. 6−7). Елам (то есть персы) идет с колчанами, полными стрел, и с воинами на колесницах, и с всадниками на конях. Кир (то есть мидяне) собирает оружие, обнажает щит и меч, у него все готово к битве, к осаде Иерусалима. И тогда прекрасные долины вокруг Иерусалима, на которых мирно паслись стада и колосилась пшеница, заполнятся военными колесницами, а у ворот города выстроятся всадники, чтобы отрезать город от снабжения всем необходимым и проторить себе туда путь. В каком же состоянии находился Иерусалим, будучи осажденным со всех сторон такой армией!
Стихи 8−14. Единого мнения относительно того, что подразумевается под покровом Иудеи, который снимут, согласно словам, открывающим данный отрывок, нет. Покровом страны были обнесенные стенами города Иудеи; но таковые, после захвата их ассирийским войском, перестали служить укрытием, поэтому вся страна подвергалась риску быть разграбленной. Слабость Иудеи, ее обнаженность, неспособность себя защитить теперь была очевидна более, чем когда-либо; таким образом сняли покров с Иудеи. В ее лавки и склады, ранее запертые, теперь мог войти кто угодно. Доктор Лайтфут приводит другое толкование: в несчастье, которое постигнет Иудею, Бог откроет скрытое (то есть разоблачит лицемерие), покажет все, что было на сердце у людей, как сказано по другому случаю в отношении Езекии (2Пар 32:31). А посему тем или иным образом откроется неправда Ефрема и злодейство Самарии (Ос 7:1). Сейчас, когда людей охватил великий страх, в них проявились два серьезных недостатка:
I. Огромное пренебрежение Божьей благостью и Его властью помочь им. Они прибегали ко всевозможным средствам ради сохранения собственной жизни; но обвиняют их не в этом, а в том, что, поступая так, они не признавали Бога. Примите во внимание:
1. Как тщательно им надлежало использовать все преимущества, способствующие их безопасности. Когда Сеннахирим завладел всеми укрепленными городами Иудеи и оставил Иерусалим, как шатер в винограднике, только тогда они подумали, что самое время посмотреть вокруг. Они тотчас созвали совет, военный совет, и решили встать на свою защиту, а не покорно сдаваться. В соответствии с этим решением, с особой предусмотрительностью предприняли все возможные меры для обеспечения собственной безопасности. Мы искушаем Бога, если в тревожные времена не прилагаем усилий, чтобы обезопасить себя.
(1) Они проверили лавки и склады, чтобы узнать, насколько хорошо запаслись оружием и обмундированием: обратили взор на запас оружия в доме кедровом, построенном Соломоном в Иерусалиме для хранения оружия (3Цар 10:17); оттуда они извлекли все, что могли. Мудр тот правитель, который готовит оружие к войне в мирное время, чтобы потом не искать его, когда уже нужно пускать в дело, особенно в экстренных случаях.
(2) Они осмотрели укрепления, проломы в стене города Давидова; обошли вокруг стен и увидели, где те стали рушиться из-за отсутствия своевременного ремонта или же были пробиты в результате прежних нападений на город. Проломов было много; позор дому Давидову за то, что допустил городу Давидову быть в таком пренебрежении! Вероятно, они не раз видели эти проломы, но лишь теперь стали размышлять, что же с ними делать. Такую пользу мы можем извлечь из общенародного горя: оно пробудит нас, заставит заделать свои проломы и исправить ошибки.
(3) Они обеспечили город водой и сделали все возможное, чтобы лишить воды осаждавших: и собираете воды в нижнем пруде, где запасы, вероятно, были не очень большими, поэтому о нем, как рачительные хозяева, они позаботились в первую очередь. Видите, как велика милость, состоящая в том, что нет ничего более важного, чем вода, для поддержания человеческой жизни и нет ничего более дешевого и доступного; и как на самом деле плохо, когда вода, как здесь, становится дефицитным товаром.
(4) Они отметили дома в Иерусалиме, чтобы каждый дом отправил положенную ему часть мужчин на служение стране или выделил для этого деньги, которые собирали как подушный налог: столькото с человека или столько-то с семьи.
(5) Поскольку общественная безопасность должна быть превыше частной собственности, то дома, стоявшие на пути, сносились для укрепления стены, причем считалось, что в экстренном случае ущерб от этого собственнику не превышает ущерба от пожара.
(6) Они выкопали ров между внешней и внутренней стеной для большей безопасности города и ухитрились провести туда воду из старого водоема, чтобы, не испытывая недостатка самим, оставить без воды осаждавших; ибо, по-видимому, в том и состоял замысел, чтобы ассирийское войско, придя сюда, не нашло много воды (2Пар 32:4) и чтобы самим дольше продержаться в осаде. И если враг счел законным лишить страну продовольствия, то тем паче законно изменить русла рек, чтобы противник испытал затруднения и голод.
2. Какое безразличие они выказали Господу во время всех этих приготовлений: а на Того, Кто это делает, не взираете (то есть на Создавшего Иерусалим, о защите которого вы так тщательно заботитесь), не взираете на Создателя благ природы, которыми пользуетесь с целью защиты гор окрест Иерусалима (Пс 124:2) и рек, особенностью которых было то, что жители страны могли повернуть их русла куда угодно ради собственного удобства. Следует заметить:
(1) Именно Бог создал Свой Иерусалим и издавна определил его волей Своей. Иудейские богословы в этом месте говорят, что существует семь вещей, которые Бог создал до сотворения мира (подразумевая, что таковые были у Него перед глазами, когда Он творил мир): Эдемский сад, закон, справедливых, Израиль, престол славы, Иерусалим и Мессию Князя. Создателем евангельской Церкви является Бог.
(2) Когда бы мы ни исполняли или старались исполнить какое-либо служение для Божьего Иерусалима, таковое должно совершаться со взором, обращенным к его Создателю; в противном случае оно Ему неугодно. Поэтому здесь иудеям вменяется в вину то, что они не взирали на Господа. [1] В своих делах они не помышляли о Его славе. Они укрепляли Иерусалим, потому что это был богатый город и в нем находились их дома, а не потому что это был святой город, в котором находился Дом Божий. Всякий раз заботясь о защите Церкви, мы должны отстаивать Божий интерес в ней больше, нежели свой собственный. [2] В своих стараниях они не уповали на Божье благословение, не видя в нем необходимости, поэтому и не обращались к Господу за благословением, считая, что у них самих достаточно силы и смекалки. Что касается Езекии, то о нем сказано, что на Господа Бога Израилева уповал он (4Цар 18:5), в частности и в данном случае (2Пар 32:8), но его окружение, по-видимому, состоявшее из видных государственных деятелей и воинов, было не слишком религиозным. [3] Они не воздали Господу славу за преимущества, которые имели в укреплении города, в частности за воды старого пруда, определение о котором состоялось давным-давно, поскольку поток Киссон назван древней рекой (англ. пер., Суд 5:21). Всякий раз находя в природе что-либо полезное для себя, мы должны быть признательны Богу природы за Его благость, ибо Он издавна определил тому быть полезным, и по определениям Господа все стоит доныне. Каждая тварь является для нас тем, чем задумал ее для нас Бог, и поэтому, какую бы пользу она ни приносила, нам надлежит смотреть на Того, Кто издавна определил это, благословлять Его за это и использовать для Него.
II. Огромное пренебрежение Божьим гневом и правосудием в споре с ними (ст. 12−14). Здесь примите во внимание:
1. Каков был Божий замысел в том, что Он навел на иудеев это бедствие: чтобы смирить их, привести к покаянию и заставить стать серьезнее. В день беды, попрания и замешательства Господь посредством всего этого призывает людей плакать и сетовать, всеми возможными способами выражать свою печаль вплоть до того, что остричь волоса и препоясаться вретищем; все это должно побудить их плакать над своим грехами (которыми и навлекли эти суды на свою землю), усердствовать в молитвах (которые дают надежду отвести грядущие суды) и настроиться на преобразование своей жизни под воздействием Божьего Слова со святой серьезностью и чуткостью сердца. К этому Господь призывал народ, объясняя Свое провидение, прозвучавшее из уст пророка, Своим же провидением Господь и пробудил людей прислушаться к сказанному пророком. Следует заметить: когда Господь грозит нам судами, Он ожидает от нас и требует, чтобы мы смирили себя под Его крепкую руку, чтобы мы трепетали, когда рычит лев, а во дни несчастья размышляли.
2. Как противоречили они этому Божьему замыслу: «Но вот, веселье и радость» (ст. 13). Пир и веселье, все вообразимые развлечения. Люди оставались такими же самоуверенными и веселыми, как и раньше, как будто в их пределах не было врага и они не рисковали попасть к нему в руки. Предприняв необходимые меры предосторожности, иудеи презрели всякую опасность и смерть и решили веселиться, а там будь что будет. Те, кому надлежало быть среди плачущих, находились между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом; и слышите, что они говорят: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» Это, возможно, относится, в частности, к опасности, которая грозила им в то время и о которой пророк их ясно предупредил, или же, в общем, к быстротечности и неопределенности человеческой жизни, к близости смерти во все времена. Такова была речь нечестивых насмешников, которые издевались над посланными от Бога и ругались над пророками Его.
(1) Они насмехались над смертью. «Пророк говорит нам, что мы скоро умрем, может быть, завтра, и поэтому сегодня нам нужно плакать и каяться; нет, лучше будем есть и пить, чтобы отучнеть перед закланием и встретить свою участь благодушно; если нашей жизни суждено стать короткой, то пусть она будет веселой».
(2) Они высмеивали учение о будущем состоянии по ту сторону смерти; ибо если бы такого состояния не было, то в их словах, по утверждению апостола, был бы какой-то смысл (1Кор 15:32). Если после смерти нам приходит конец, то было бы полезно делать свою жизнь легкой и веселой, насколько это в наших силах, пока мы живы; но за все это Бог приведет нас на суд, и если мы ходим по путям сердца своего и по видению очей своих, то себе же на погибель (Еккл 11:9). Следует заметить: практически, неверие в другую жизнь после этой лежит в основе плотской самонадеянности и грубого сладострастия, которые являются грехом, позором и крахом великого множества людей, подобных населявшим древний мир, которые во дни перед потопом ели, пили...
3. Насколько это неугодно Богу. Господь высказывает Свое недовольство пророку, открывает ему в уши, чтобы тот объявил об этом с кровли: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете (ст. 14). Этого иудеи никогда не искупят жертвами и приношениями, как и в случае с беззаконием дома Илиева (1Цар 3:14). Они согрешили против мер защиты, отбросили наилучшие средства убеждения, посчитав их бездейственными; и поэтому маловероятно, что они когда-либо покаются и будут прощены. В халдейском парафразе данное место звучит так: «Это не простится тебе, пока ты не умрешь второй смертью». Кто идет против Божьих замыслов и поступает своевольно, с теми и Господь поступит своевольно.
Стихи 15−25. Здесь звучит пророчество о смещении высокопоставленного царедворца Севны и о назначении на его достойную доверия и уважения должность Елиакима. Подобные замены обычное дело при дворах правителей, поэтому-то и странно, что пророк придает этому событию столь большое значение; но, согласно Божьему замыслу, исполнение предсказанного здесь относительно данных конкретных людей послужит подтверждением слова Господа, прозвучавшего из уст Исайи и касавшегося других, более значительных событий; кроме того, Господь хотел таким образом показать, что наряду с пророчествами о бремени стран и царств, которые открыто враждуют с Его Церковью и народом извне, у Него в запасе есть пророчества о конкретных ложных друзьях и предателях Его народа дома. А еще это служит общим подтверждением присутствия руки Божьего провидения во всех событиях подобного рода, которые нам кажутся обусловленными и зависящими от воли и прихотей правителей. «...Не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия» (Пс 74:7−8). Вероятно, данное пророчество прозвучало одновременно с упомянутым выше в данной главе и начало исполняться еще до вторжения Сеннахирима, потому что во время пророчества начальником дворца был Севна, тогда как во время вторжения Елиаким (Ис 36:3), а Севна, постепенно скатываясь вниз, стал всего лишь писцом. Здесь представлено:
I. Пророчество о бесчестии Севны. О нем сказано: «этот казначей» (англ. пер., ст. 15), которому доверено распоряжение государственными доходами; кроме того, он назван «начальником дворца», ибо столь беспредельным было его честолюбие и корыстолюбие, что он не стал бы довольствоваться чем-то меньшим, нежели две должности, причем самые главные при дворе. Людям, ищущим своего, свойственно таким вот образом хватать больше, чем им под силу справиться, а посему их служебные обязанности остаются в пренебрежении, тогда как престиж и выгода от должности занимают все их мысли. Здесь не говорится прямо о конкретных примерах плохого управления Севны, за которое Исайя был послан пророчествовать против царедворца. Иудеи же говорят: «Севна предавал страну, поскольку поддерживал переписку с ассирийским царем и состоял с последним в сговоре, пообещав сдать город ему в руки». Как бы там ни было, по-видимому, Севна был иноземцем (поскольку нигде не встречается имя его отца), а также врагом истинных интересов Иудеи и Иерусалима; вероятно, его вначале возвысил Ахаз. Езекия же сам был превосходным правителем, но даже наилучшие господа не могут быть полностью уверенными в своих слугах. Нам нужно молиться о правителях, чтобы они были мудрыми и удачно выбирали людей, которым доверяют. Наступило время преобразования, однако Севна, нечестный человек, был настолько исполнительным, что сохранил свое место при дворе; вероятно, и многие другие поступали, как он, и именно по этой причине сказано, что Сеннахирим был послан против народа лицемерного (англ. пер., Ис 10:6). В данном сообщении о Севне звучит:
1. Обличение в гордыне, тщеславии и самоуверенности: «Что у тебя здесь, и кто здесь у тебя? Что за шум и переполох ты устроил! Какое имение у тебя, наследником которого ты родился? Кто здесь у тебя? С кем ты связан родством? Ты человек низкого и сомнительного происхождения, не так ли? Filius populi — простой плебей, неизвестно откуда появившийся. Для чего же ты тогда построил себе великолепный дом, что ты высекаешь себе жилище?» (ст. 16). Очевидно, дом был таким красивым и необычным, что больше походил на работу гравировщика, нежели каменщика или плотника; казалось, дом вырубили в скале таким прочным и неприступным он был. «Мало того, ты высекаешь себе гробницу, как бы замышляя, что величие твое будет жить и после похорон». И, хотя Иерусалим не был домом гробов его отцов (как с большой нежностью назвал этот город Неемия, Неем 2:3), Севна решил, что он станет домом его собственного гроба, и поэтому поставил памятник самому себе еще при жизни, поставил его на возвышенности. Кто по своей гордости ставит себе величавые памятники, тот забывает, что какими бы красивыми те ни выглядели снаружи, внутри они полны костей мертвых. Но, к сожалению, могильный камень забудет могилу.
2. Пророчество о падении Севны и о том, что слава его будет запятнана.
(1) Постепенно Он будет смещен и понижен в чине: столкну тебя с места твоего (ст. 19). Высокое положение ненадежно; а кто гордится им и надмевается, тот справедливо лишается и его, и своей власти, которой злоупотреблял. Смещение совершит Господь, Который проявляет Свою божественность в том, что смотрит на все гордое и смиряет его (Иов 40:6−7). Об этом говорится в стихе 25: «Гвоздь, укрепленный сейчас в твердом месте (то есть Севна, который считает себя непоколебимым на своем посту), пошатнется... и будет выбит, и упадет». Ошибается тот, кто считает, что в этом мире существует какое-либо надежное место, или думает, что сам, словно гвоздь, в таком месте укреплен, ибо здесь нет ничего, кроме неопределенности. Когда гвоздь выбивается, то падает весь висевший на нем груз; когда Севну постигло бесчестие, то все, кто на него полагался, тоже подверглись презрению. У людей, сидящих высоко, будет много повисших на них фаворитов, которыми они гордятся и которым доверяют; но таковые бремя для них, и, возможно, своей тяжестью они выбьют гвоздь и упадут вместе с ним; своим обманом они погубят друг друга частая участь великих людей и окружающих их льстецов, которые ждут друг от друга больше, чем на самом деле исполняют.
(2) Некоторое время спустя Севна будет не только смещен с должности, но и выдворен из страны: Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек (ст. 17−18). Существует мнение, что его схватили и увели ассирийцы, потому что раньше он пообещал помогать им, но, как оказалось, выступил против них; или, возможно, Езекия, узнав о предательстве Севны, выслал его из страны без права на возвращение; или же сам Севна, увидев, что стал отвратительным для народа, удалился в какую-то другую страну, где и провел остаток дней в нищете и забвении. Гроций считает, что Севну поразила проказа болезнь, которая, согласно общепринятому мнению, исходила непосредственно от Божьей руки в знак недовольства Всевышнего, в частности в наказание гордым, как в случае с Мариамью и Озией; и по причине данной болезни Севна выкатился, как мяч (англ. пер., ст. 18), из Иерусалима. Кто, находясь при власти, сворачивает в сверток и бросает других, тот заслуженно будет свернут и брошен сам, когда настанет день его падения. Многие считавшие себя укрепленными, как гвоздь, могут оказаться катящимися, как мяч, ибо не имеем здесь постоянного града. Севна находил свое место слишком тесным ему негде было развернуться; поэтому Бог отправит его в землю обширную, где будет достаточно места для скитаний, но он так и не найдет дороги назад; ибо умрет и оставит кости свои там, а не в гробнице, которую высек для себя. И колесницы, некогда колесницы его славы, в которых он с грохотом мчался по улицам Иерусалима и которые взял с собой в изгнание, будут лишь с укором напоминать ему о былом величии и станут поношением для дома господина его для двора возвысившего его Ахаза.
II. Пророчество о возвышении Елиакима (ст. 20 и далее). Он Божий раб, доказавший свою верность в других служениях, поэтому Господь призовет его на этот высокий пост. Кто прилежно исполняет свой долг на самом низком поприще, тот заслуживает повышения у Бога. Елиаким не «подсиживал» Севну, не настраивал других против него и не вмешивался в его дела; на эту должность Елиакима призвал Бог; и если Бог призывает нас к чему-то, то мы можем рассчитывать, что Он и признает нас в этом служении. Здесь предсказывается, что (1) Елиаким будет поставлен вместо Севны на должность лордакамергера дворца, лорда-казначея и премьерминистра государства. Пророк должен сказать Севне следующее: «Он (Елиаким) наденет одежду твою, препояшется твоим поясом знаком власти, ибо ему будет передана твоя власть». Услышать об этом для Севны было весьма унизительно, тем паче увидеть. Великие мужи, особенно если они горды, терпеть не могут своих преемников. Бог предпринимает это не только потому, что Ему было угодно положить на сердце Елиакиму совершение данного служения (и надлежит видеть руку Всевышнего в управлении сердцами правителей, когда те назначают и снимают с должности подчиненных, Притч 21:1), но и потому что власти, как подчиненные, так и высшие, все от Бога установлены. Именно Бог облачает правителей в мантии, поэтому нам надлежит покоряться им ради Господа, взирая на Него (1Пет 2:13). И, поскольку именно Бог передает власть в их руки, они должны распоряжаться ею в соответствии с Его волей и во славу Ему; они должны царствовать для Того, Кем они царствуют, и узаконивать правду (Притч 8:15). И они вправе полагаться на Господа в том, что Он подготовит их к делу, к которому призвал согласно обетованию: «Я одену его...» И далее следует: «Я опояшу его...» Призванные на должность, достойную доверия и уважения, должны обращаться к Господу за благодатью, которая наделила бы их способностями исполнять свой долг на своем месте; ибо именно это должно стать их главной заботой. Далее возвышение Елиакима описывается как возложение ключа дома Давидова на рамена его (ст. 22). Вероятно, он носил на плечах золотой ключ как отличительный знак его должности, или же ключ был вышит на его платье, или мантии. Будучи начальником над домом и получив ключ, как обычно получает печати лорд-хранитель, отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. У него был доступ к дому сокровищ, серебру и золоту и ароматам, к оружейному дому и сокровищницам (Ис 39:2); он распоряжался запасами, как считал подходящим для служения государству. Он ставил на нижестоящие должности людей по своему усмотрению и снимал по своему усмотрению. Наш Господь Иисус при описании Своих полномочий Посредника ссылается на данное место, говоря, что Он имеет ключ Давидов и отворяет и никто не затворит, затворяет и никто не отворит (Откр 3:7). Его власть в Царстве Небесном и в управлении всеми делами этого Царства абсолютна, непреложна и не подлежит контролю.
(2) Елиаким будет укреплен и утвержден на этой должности. Его пост будет пожизненным, а не durante bene placito — до тех пор, пока угодно (царю): укреплю его как гвоздь в твердом месте (ст. 23), чтобы не сместили и не вырвали. Такой прочной будет честь, исходящая от Бога, для всех, кто использует ее ради Него. И наш Господь Иисус как гвоздь в твердом месте, ибо Его Царство непоколебимо и Сам Он неизменен.
(3) Елиаким на данной должности будет большим благословением, именно это станет венцом всех жалованных ему милостей. Бог возвеличит имя его, ибо он будет в благословение (Быт 12:2). [1] Он будет благословением для своей страны: и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина (ст. 21). Елиаким станет заботиться не только о делах царского дома, но и об общественном благе Иерусалима и Иудеи. Следует заметить: правителям надлежит быть отцами тем, кто находится у них под началом, учить их в мудрости, руководить ими с любовью, исправлять недостатки с нежностью, защищать их и обеспечивать, проявлять к ним такое же внимание, какое проявляет отец к своим собственным детям и семье. Какое блаженство для народа, когда двор, городские власти и государство имеют не отдельные интересы, а общие и единые! Тогда царедворцы являются истинными патриотами, а кого благословляет двор, того и вся страна обоснованно благословляет; и отцы Иерусалима, царского города, являются также не менее заботливыми отцами для дома Иудина. [2] Елиаким станет благословением для своей семьи: и будет он как седалище славы для дома отца своего (ст. 23). Совершенная мудрость и добродетель, благодаря которым ему было оказано это великое доверие, сделают его честью своего рода, который, вероятно, был знатным и до того, а теперь прославится еще больше. Дети должны стремиться обеспечивать добрую репутацию своим родителям и родственникам. Почтение, которое уважаемые люди приносят семье своим благочестием и полезностью, надлежит ценить больше того почтения, которым они сами пользуются благодаря репутации и знатности своего рода. При возвышении Елиакима вся слава дома отца его висела на нем; все его родственники обращались к нему, и снопы его братьев поклонились ему. Примите во внимание: слава мира сего не приносит человеку внутреннего достоинства или превосходства она всего лишь висит на нем, словно какая-то вещь, и вскоре упадет с него. Елиакима сравнивали с гвоздем в твердом месте, а посему все родственники и члены семьи (вероятно, многочисленной, что тоже было ее славой) держались на нем, подобно тому как в доме сосуды, имевшие ручки, вешались на гвозди и крючки. Кроме того, это подразумевает, что Елиаким великодушно заботился о всех родственниках и нес бремя этой заботы: он обеспечит всю домашнюю утварь, не только графины, но и чашки и маленькие сосуды наименьших из принадлежащих его семье. Видите, какое бремя взваливают на себя люди, которые берут на себя огромные обязательства: они мало думают о том, сколько всего на них взвалится, если решили быть верными в исполнении своих обязательств. Наш Господь Иисус, имея ключ дома Давидова, подобен гвоздю в твердом месте, и на Нем висит вся слава дома Отца его, она исходит от Него и зависит от Него; Он приветствует даже наименьшего из принадлежащих Его Церкви и способен выдержать груз всех ее членов. Душа, верою опирающаяся на Христа, какой бы тяжелой она ни была, не погибнет и не упадет на землю.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 22 глава