Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 31 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава представляет собой краткое изложение предыдущей главы; заглавия отдельных частей в значительной степени совпадают. В ней:

(I) Предсказывается горе всем, кто при нашествии ассирийской армии обратился за помощью к египтянам, а не к Богу (ст. 1−3).

(II) Приводятся заверения в том, что Бог позаботится о Иерусалиме во время опасности и бедствия (ст. 4−5).

(III) Звучит призыв покаяться и измениться (ст. 6−7).

(IV) Предсказывается поражение ассирийской армии и страх, который овладеет ассирийским царем (ст. 8−9).

Стихи 1−5. Это последняя из четырех глав, которые начинаются с возвещения горя, которое настигнет грешников, найденных среди исповедующего народа Божьего. Горе возвещается пьяным Ефремлянам (Ис 28:1), Ариилу (Ис 29:1), непокорным сынам (Ис 30:1) и в этой главе тем, которые идут в Египет за помощью, ибо отношение людей к Церкви не спасет их от божественных казней, если они живут, презирая божественные законы. Обратите внимание:

I. В каком грехе они обличаются (ст. 1).

1. Они идолизировали египтян и старались угодить им, словно счастливым был народ, имевший египтян своими друзьями и союзниками. В крайней необходимости они идут в Египет за помощью, словно поклоняющиеся лживым богам имели лучшую часть на небесах и, похоже, имели больше успеха на земле, чем слуги живого и истинного Бога. Их побуждало идти в Египет то, что египтяне имели много колесниц, которые можно было у них одолжить, много сильных лошадей и всадников; и если бы им удалось заполучить их для служения в своей армии, то с их помощью они надеялись справиться с царем ассирийским и его многочисленной армией. Израильским царям запрещалось увеличивать количество лошадей и колесниц, и им говорилось, насколько глупо уповать на них (Пс 19:8), но они считали себя мудрее своих Библий.

2. Они пренебрегли Богом Израилевым: «Они на святого Израилева не взирают», словно в данном бедствии на Него не стоит обращать внимание. Они не советовались с Ним, не искали Его благоволения и не прилагали никаких усилий, чтобы сделать Его своим другом.

II. На величайшую нелепость и безрассудство этого греха.

1. Они пренебрегли Тем, Кого, если бы они не уповали на Него, у них были основания бояться. Они не искали Господа и не обращались к Нему, но премудр Он (ст. 2). Они старались заключить союз с египтянами, так как те обладали репутацией благоразумных людей. Но разве Бог не мудр? Разве безграничная мудрость, принявшая их сторону, не оказалась бы для них более выгодной, чем все благоразумие Египта? Они прилагали усилия, чтобы добраться до Египта, совершить утомительное путешествие, когда могли получить лучший совет и лучшую помощь, взглянув на небеса, но они не сделали этого. Но раз они не искали расположения Божьей мудрости, чтобы она вступилась за них, то им предстояло увидеть, как она действует против них. Он премудр, Он слишком мудр, чтобы они смогли перехитрить Его, и Он обрушит зло на тех, кто подобным образом публично оскорбляет Его. Он не возьмет Свои слова обратно, как часто делают люди (так как они непостоянны и глупы), а восстанет против дома нечестивых группы заговорщиков, которая идет в Египет. Бог восстанет, чтобы постыдить их, соответственно произнесенному Им слову, и противостанет помощи, которую они надеются получить от делающих беззаконие. Некоторые считают, что одним из условий заключения с ними союза египтяне выдвинули требование, чтобы те поклонились богам Египта, и они согласились, и поэтому и те и другие названы нечестивыми и делающими беззаконие.

2. Они доверились тем, кто не мог помочь им, и вскоре так оно и оказалось (ст. 3). Пусть знают, что египтяне, на которых они так надеялись, люди, а не Бог. Людям не только полезно знать, что человеки они (Пс 9:21), но и нам полезно понимать, что те, кого мы любим и на кого уповаем, всего лишь люди. Поэтому они ничего не могут сделать без Бога, ничего не смогут сделать против Него и ничего, что можно было бы сравнить с Ним. Они люди, а потому непостоянные и глупые, изменчивые и смертные, сегодня они есть, а завтра их нет. Они люди, и потому давайте не делать из них богов, делая их своим упованием и защитой, ожидая от них того, что можно найти лишь в Боге; они люди, а не Бог и не могут сделать для нас то, что может Бог и что Он сделает, если мы будем уповать на Него. Поэтому давайте не будем пренебрегать им и искать их; давайте не будем оставлять скалу веков ради надломленного тростника, а источник воды живой ради водоемов разбитых. Конечно, египтяне имели лошадей, которые были очень сильны, но они плоть, а не дух, и поэтому, как бы сильны они ни были, они могут утомиться от длительного перехода и стать непригодными для служения; или их могут ранить и убить в сражении, и тогда они оставят своих всадников, чтобы их угнетали. Каждый знает, что египтяне не Бог, и кони их плоть, но те, кто ищет их в надежде получить от них помощь, не задумываются об этом, в противном случае они не уповали бы так на них. Грешников можно обличить в безрассудстве с помощью самых простых и очевидных истин, которые они не смогут отрицать, но они не поверят.

3. Они несомненно погибнут вместе с египтянами, на которых уповали (ст. 3). Когда лишь прострет руку Свою Господь, Он легко и действенно постыдит их за то, что они полагались на Египет, а египтян Он постыдит за то, что те ободряли народ Божий уповать на них, ибо и защитник и защищаемый вместе погибнут, а их взаимный союз приведет их к совместной гибели. С египтян очень скоро взыщут за это, что станет явным благодаря пророчеству о Египте (Ис 19 гл., и тогда те, кто бежал к ним в поисках убежища и помощи, упадут вместе с ними, ибо невозможно избежать судов Божьих. Зло преследует грешников, и Бог поступает справедливо, делая для нас бичом то, из чего мы сами сделали себе идола.

4. Они берут Божью работу из Его рук. Они притворяются, что очень стараются защитить Иерусалим, советуя заключить союз с Египтом, и когда другие не соглашаются с их предложениями, то, заботясь о самосохранении, сами отправляются в Египет. Пророк же говорит, что Иерусалим сможет защититься без помощи Египта и оставшиеся дома будут в безопасности, в то время как бежавшие в Египет погибнут. Иерусалим был под защитой Бога, и поэтому не было необходимости искать для него защиты у Египта. Но практическое неверие во вседостаточность Бога является корнем всех наших греховных отступлений от Бога к творению. Пророк говорит, что узнал об этом из уст Божьих: «Так сказал мне Господь». Они могут положиться на то, что (1) Бог выступит против врагов Иерусалима с дерзновением льва, ревущего над своею добычею (ст. 4). Когда лев выходит, чтобы схватить свою добычу, то множество пастухов выходит против него, ибо соседям приличествует помогать друг другу, когда люди или имущество в опасности. Эти пастухи не осмеливаются приблизиться ко льву; все, что они могут, кричать, и своим криком они думают испугать его. Но обращает ли он внимание на это? Нет, от крика их он не содрогнется и не унизится до того, чтобы отступить или оставить свою добычу или поспешить более, чем при захвате добычи. Так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион, обладая непоколебимой и бесстрашной решимостью противостоять любой оппозиции; и Он с такой же легкостью и несокрушимостью истребит ассирийскую армию, с какой лев разрывает на куски ягненка. Кто бы ни восстал против Бога, все они подобны множеству бедных простых пастухов, кричащих на льва, который пренебрегает и не обращает на них внимания и тем более не изменяет из-за них свой путь. Безусловно, тем, кто имеет такого защитника, не нужно идти в Египет за помощью.

(2) Бог заступится за друзей Иерусалима с нежностью птицы, заботящейся о своих птенцах (ст. 5). Бог был готов собрать Иерусалим, как птица собирает птенцов своих под крылья (Мф 23:37), но доверившиеся египтянам не будут собраны. Как птицы летят к своим гнездам с максимальной скоростью, когда видят, что их атакуют, и как они парят над своими гнездами с максимальной заботой, чтобы защитить птенцов и отогнать нападающих, с такой же любовью и заботой Господь Саваоф защитит Иерусалим. Как орел пробуждает своих птенцов, когда они в опасности, берет их и носит их на перьях своих, так и Господь вывел Израиль из Египта (Втор 32:11−12); в то время Он так же нежно заботился о них, и поэтому им не нужно было вновь бежать в Египет в поисках убежища. Он защитит и избавит его; Он защитит город таким образом, что он долго будет пребывать в безопасности; Он не будет защищать лишь какое-то время, а потом в конце оставит его, а будет защищать так, чтобы он не попал в руки врагов. «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его» (Ис 37:35). Он пощадит и спасет его; слово, обозначающее «пощадит», в данном смысле употребляется только здесь и в Книге Исход 42:12,23,27, где говорится об ангеле-губителе, пощадившем дома израильтян и убившем первенцев египтян, на что и ссылается данный отрывок. Армия ассирийцев будет уничтожена ангелом-губителем, который пройдет над Иерусалимом; и хотя тот заслуживал разрушения, но он поразит своим мечом лишь осаждавших его. Они будут убиты эпидемией, но ни один из осаждаемых не заразится. Таким образом он вновь пройдет над домами Своего народа и спасет его.

Стихи 6−9. Эти стихи поясняют предыдущее обетование об избавлении Иерусалима; когда город станет достойным избавления, тогда он будет освобожден, ибо именно так Бог совершает избавление.

1. Иерусалим изменится и тогда будет избавлен от врагов, находящихся внутри его стен (ст. 6−7). В этих стихах приводится (1) милостивый призыв к покаянию. Это был глас Господа, вопиющий в городе, глас жезла, глас меча и глас пророков, истолковывающих этот суд: «Обратитесь, о, обратитесь сейчас от своих злых путей к Богу; обратитесь и вновь станьте верными Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израилевы, от которого вы, сыны Израилевы, отпали». В качестве факта, усугубляющего их отступничество от Него и ободряющего вернуться к Нему, Бог напоминает об их рождении и происхождении, о том, что они были сынами Израилевыми, и поэтому в высшей степени обязаны Богу Израиля. «Они были детьми-отступниками, но тем не менее детьми; поэтому пусть вернутся и их отступничество будет исцелено. Они сильно отпали, с великой ловкостью, как они считали (отступники глубоко погрязли, Ос 5:2), но исход дела покажет, что их отступничество опасно. Пятна греха глубоко въелись в их природу и их нелегко вывести, как черноту эфиопа. Глубоко упали они, развратились (Ос 9:9); они глубоко погрязли в беде и не могли сами выбраться оттуда; поэтому вам нужно поторопиться возвратиться к Богу».

(2) Милостивое обетование об успешности этого призыва (ст. 7): «В тот день отбросит каждый человек своих идолов, проявляя послушание приказам Езекии, которые, пока они были обеспокоены нашествием ассирийской армии, многие отказывались исполнять». Блажен страх, который отпугивает нас от грехов.

[1] Это будет всеобщая реформация: каждый человек выбросит своих идолов; он начнет с себя, прежде чем уничтожать идолов других людей, хотя в этом не будет необходимости, так как каждый человек изменит себя.

[2] Это будет тщательная реформация, ибо они расстанутся со своим идолопоклонством, со своим возлюбленным грехом, со своими серебряными и золотыми идолами, которых любили больше всего. Многие делают идолов из серебра и золота и из любви к этому идолу отступают от Бога; но обратившиеся к Богу изгоняют идолов из своего сердца и готовы расстаться с ними, когда Бог призовет.

[3] Эта реформация должна базироваться на правильном принципе на принципе благочестия, а не хитрости. Они выбросят своих идолов, ибо те были сделаны на грех, для греха; поэтому с ними у них не будет ничего общего, хотя те и были сделаны их руками и именно поэтому израильтяне особенно любили их. Грех это дело наших рук, и создавая его, мы творили собственную погибель, поэтому должны выбросить его прочь. А тот странным образом привязан к нему, кто не соглашается выбросить его прочь, видя, что в противном случае сам станет изгнанником. Некоторые считают эти стихи лишь предсказанием: уповающие на идолов, видя свою бесполезность, с негодованием выбросят их. Но этот отрывок настолько согласуется с главой 30:22, что я скорее приму его как обетование об искренней реформации.

II. Осаждающие Иерусалим будут поражены, и таким образом город будет освобожден от врагов, окруживших его стены. Причиной тому стали предыдущие события. Если народ обращается к Богу, то он может предоставить Ему защищать его от врагов. Когда они выбросят своих идолов, тогда Ассур падет (ст. 8−9).

1. Ассирийская армия падет от меча, но не могущественного или хитрого человека (англ. пер.), не от меча, принадлежащего какому-либо человеку, то ли израильтянину, то ли египтянину, не от насильственного меча могущественного человека или сделанного тайком меча подлого человека, а от меча ангела, который поражает сильнее, чем могущественный человек, и скрытнее, чем подлый человек; она падет от меча Господа, от Его силы и гнева в руке ангела. Так юноши, служащие в армии, будут подавлены и приведены в замешательство и станут податью смерти. Когда Бог выступает против врагов Своей Церкви, то мы ожидаем, что это будет совершено могущественными и хитрыми людьми, офицерами или обычными солдатами, в то время как Бог может, если Ему угодно, сделать это без их помощи. Тот не нуждается в армиях человеческих, в Чьем распоряжении находятся легионы ангелов (Мф 26:53).

2. Царь ассирийский тоже будет бежать, бежать от того невидимого меча, надеясь оказаться вне пределов его достижимости; он воспользуется наилучшими путями, чтобы добраться до своих владений, и пробежит мимо крепости своей из страха, чтобы сейчас, когда его армия поражена, его не преследовали евреи. Сеннахирим был чрезмерно уверен в том, что станет владыкой Иерусалима, и самым дерзким образом бросил вызов Богу и Езекии; а теперь он трепетал от страха перед обоими. Бог может поразить ужасом самого гордого человека и заставить трепетать самое отважное сердце (см. Иов 18:11; Иов 20:24). Князья, сопровождающие его, будут пугаться знамени и постоянно испытывать страх при воспоминании о нем, трепещущем на ветру, которое, возможно, водрузит ангел-губитель, перед тем как нанести фатальный удар. Или же они будут бояться любого увиденного ими знамени, подозревая, что это группа преследующих их евреев. Знамя, которое Бог поднял для ободрения Своего народа (Пс 59:5), будет вызывать ужас у Его и их врагов. Так Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных. Но кто сделает это? Господь, у Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме.

(1) Чье же жилище там находится и кто там хранит свой дом подобно человеку, хранящему свой огонь и очаг? Это город великого Царя, и пусть ассирийцы не думают, что им удастся завладеть имуществом Его дома.

(2) Кто там является огнем пожирающим для всех Своих врагов и сделает их подобными печи огненной в день Своего гнева (Пс 20:10). Он сам является стеной вокруг Иерусалима, и поэтому всякий нападающий на него делает это на свою погибель (Зах 2:5; Откр 11:5).

(3) Чей жертвенник там находится, на котором постоянно поддерживается огонь и приносятся жертвы для Его славы, которыми Он весьма доволен? Поэтому Бог будет защищать этот город, особенно взирая на великую Жертву, которую также предстояло там принести и прообразом которой были все остальные жертвы. Если мы поддерживаем огонь святой любви и поклонения в своих сердцах и домах, то можем положиться на Бога Он защитит нас и их.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 31 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.