В этой главе начинается последняя часть пророчества этой книги, которая не только отделена от предыдущей историческими главами, вставленными между ними, но, похоже, отличается от нее целью и стилем повествования. В первой части имя пророка часто стояло в начале отдельных проповедей, помимо общего названия (как в Ис 2:1; Ис 7:3; Ис 13:1); эта же часть представляет собой один продолжительный разговор, и пророк упоминается лишь один раз. Первая часть предрекала многие тяготы и бедствия; эта включает в себя много благословений. Та часть в основном пророчествовала о многих бедствиях, которые обрушатся на народ Божий из-за ассирийцев, и об их избавлении, в этой же подробно предсказываются последующие события (Ис 52:4), вавилонский плен и избавление из него, которые были более важными, длительными и требовали больше внимания. Прежде чем послать Свой народ в плен. Бог обеспечил его драгоценными обетованиями о Своей поддержке и утешении в этой беде; и мы можем хорошо представить себе, насколько полезным был для них славный и милостивый свет этого пророчества в тот мрачный и хмурый день и как он помог им осушить свои слезы у рек вавилонских. Но оно также касается более отдаленного времени; в предыдущей части этой книги многое говорило нам о Христе и евангельской благодати, а в этой, более поздней, мы найдем еще больше; и словно предназначенное для пророческого краткого изложения Нового Завета, оно начинается с тех же слов, что и Евангелие: «Глас вопиющего в пустыне» (Ис 40:3), и заканчивается так же, как и Книга Откровение: «....новое небо и новая земля...» (Ис 66:22). Даже м-р Уайт признает, что как все милости Бога, совершенные для еврейского народа, несут некое отражение тех прославленных дел. которые совершил наш Спаситель ради искупления человека, так и с помощью Святого Духа они выражены такими терминами, которые четко показывают, что, говоря об искуплении евреев, пророком владели мысли о более прославленном избавлении. И нам не нужно ожидать в будущем исполнения этих пророчеств, ибо если Христос это Он, а Его царство то царство, то нам не нужно ожидать другого, а совершать и завершать ту же благословенную работу, которая была начата в первые времена проповеди и насаждения христианской Церкви в этом мире.
Стихи 1−2. В этих стихах звучит поручение и наставление не только этому одному пророку, но через него всем пророкам Господа, более того, всем христианским служителям, утешать народ Божий.
1. Это служит не только основанием, но и предписанием для самого пророка ободрять благочестивый народ, живущий в его время, который, видя Иудею и Иерусалим, стремительно созревающих для погибели из-за своего дерзкого нечестия, имел угнетающее представление о событиях и о Боге, Который Своим провидением торопит гибель для них. Несмотря на все происходящее, пусть пребывают в уверенности, что Бог хранит для них милость.
2. Особым образом это поручение было предназначено для пророков, живших во время оккупации, когда Иерусалим лежал в руинах: они должны были ободрять пленных в надежде, что избавление придет в определенное время.
3. Служителям Евангелия, которых благословенный Святой Дух использовал в качестве утешителей, чтобы они помогали христианам радоваться, здесь говорится об их основной обязанности. В данных стихах:
I. Утешительные слова обращены в общем к народу Божьему (ст. 1). Пророки получают наставления от своего Бога (ибо Он Господь Бог святых пророков, Откр 22:6), чтобы они утешали народ Божий; этот призыв повторяется дважды: «Утешайте, утешайте...», но не потому, что пророки не хотели этого делать (нет, это самая приятная часть их работы), а потому что иногда души народа Божьего отказываются от утешений, и их утешители должны повторять свои слова вновь и вновь, прежде чем им удастся внушить им какую-либо истину. Здесь обратите внимание:
(1) В мире есть люди, принадлежащие к народу Божьему.
(2) Бог желает, чтобы Его народ был утешен даже в наихудшие времена.
(3) Труд и основная обязанность служителей заключается в том, чтобы делать все возможное для утешения народа Божьего.
(4) Слова обличения, с которыми мы сталкивались в первой части этой книги, должны сопровождаться словами утешения, которые изложены нам сейчас, ибо Кто уязвил, Тот исцелит нас.
II. Утешительные слова обращены к Иерусалиму в частности: «Говорите к сердцу Иерусалима (ст. 2); говорите то, что оживит его сердце и будет целебным средством для него и для всех, кто принадлежит ему и желает ему добра. Не шепчите, а возвещайте ему. кричите громко, чтобы показать святым их утешение, а грешникам их преступления; пусть он услышит об этом.
1. Что дни его бедствия исчислены и закончились: «исполнилось время борьбы его время, отведенное для его рабства; теперь борьба подошла к концу и он сможет удалиться в освежающие обители». Жизнь человека это борьба (Иов 7:1), тем более жизнь христианина. Но борьба не всегда будет длиться; сражение закончится, и тогда благочестивые солдаты не только вступят в покой, но получат плату.
2. Что причина его бедствий удалена, а раз она удалена, то и ее воздействие прекратится. Скажите ему, что за неправды его сделано удовлетворение; Бог примирился с ним и не будет больше обращаться с ним как с виновным». Ничего более утешительного нельзя сказать, чем эти слова: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Бедствия прекращаются из любви в том случае, если прощается грех.
3. Что цель, ради которой были посланы эти бедствия, достигнута: «Он от руки Господней принял вдвое для исцеления от всех грехов своих: достаточно, более чем достаточно, чтобы отделить его от его идолов», поклонение которым было большим грехом, за который Бог вступил в противоборство с ними и от которого Он хотел отделить их с помощью вавилонского плена. Это воздействовало на них и породило в них укорененную антипатию к идолопоклонству; целебное средство было вдвое сильнее, чтобы очистить их от этого беззакония. Или эти слова можно воспринять как божественное утешение: «Не потерпела душа Его страдания Израилева, (Суд 10:16) и как нежный отец, как только заговорит о нем, всегда с любовью воспоминает о нем (Иер 31:20); Он был готов сказать, что слишком сурово наказал его». Так как они искренне раскаялись и признали, что Он пощадил их не по мере их беззакония, то Он, будучи очень сострадательным, признал, что наказал их более, чем они заслуживали. Истинно раскаявшиеся грешники во Христе и Его страданиях несомненно приняли вдвое за все грехи свои, ибо удовлетворение, которое Христос принес Своей смертью, имело такую безграничную ценность, что оно более чем вдвое взыскало за грех; ибо Бог не пощадил Своего собственного Сына.
Стихи 3−8. Так как настало время облагодетельствовать Сион, определенное время, то народ Божий должен быть подготовлен с помощью покаяния и веры для благодеяний, предназначенных для них. А для того чтобы призвать их верить и каяться, здесь говорится о гласе вопиющего в пустыне, который можно применить к тем пророкам, которые вместе с пленными были в положении странников, идущих в пустыне, и, увидев рассвет дня их избавления, ревностно призывали народ готовиться к нему и убеждали в том, что все препятствия, находящиеся на пути избавления, будут преодолены. Мы получаем хорошее знамение о том, что милость готова для нас, если обнаруживаем, что Божья благодать приготовила нас для нее (Пс 9:38). Но это также касается Иоанна Крестителя, ибо, хотя Бог говорил эти слова, он был гласом вопиющего в пустыне, и его основным делом было приготовить путь Господу: расположить разум людей, чтобы они принимали и вкушали Евангелие Христа. Путь Господу подготовлен:
I. Покаянием во грехе; именно об этом проповедовал Иоанн Креститель Иудее и Иерусалиму (Мф 3:2,5) и тем самым представил Господу народ приготовленный. (Лк 1:17).
1. Тревога поднята, и пусть все обратят на нее внимание на свой риск; Бог приближается путем милости, и мы должны подготовиться для Него (ст. 3−5). Если мы применим эти слова к пленению, то их можно воспринять как обетование о том, что, какие бы трудности ни встретились им на пути, они будут удалены, когда народ вернется. Этот глас в пустыне (сопровождающийся божественной силой) побуждает пионеров приступить к работе и прокладывать дороги. Но эти слова можно воспринять как призыв исполнять свой долг; это тот же долг, к которому и мы призваны: подготавливать для Христа вход в наши души.
(1) Мы должны прийти в такое расположение духа, которое склонит нас принять Христа и Его Евангелие: «Приготовьте путь Господу; подготовьте себя для Него, и пусть будет подавлено все, что препятствует Его вхождению. Сотворите место для Христа: «Прямыми сделайте стези Богу нашему». Если Он приготовил конец для нас, то мы несомненно должны приготовить путь для Него. Приготовьте себя для Спасителя; поднимите, врата, верхи ваши (Пс 23:7,9). Подготовьте себя для спасения, для великого спасения и менее значительных освобождений. Давайте сделаем себя достойными их, и тогда Бог совершит их. Давайте не будем вредить самим себе и запирать собственную дверь, а найдем или сделаем прямой путь для Него даже там, где была пустыня. Именно этого Он ожидает, чтобы явить милость.
(2) С помощью божественной благодати мы должны выровнять свои сердца. Те, кому подавленное настроение и уныние препятствуют получать утешение во Христе, представляют собой долины, которые должны быть возвышены. А кому препятствует получать утешение во Христе гордое самомнение о собственных заслугах и достоинствах, те являются горами и возвышенностями, которые нужно понизить. Кто питал предубеждения против слова и путей Божьих, считая их непроходимыми, кто был расположен противоречить и спорить даже с простыми и легкими истинами, лишь потому, что они не соответствовали их порочным наклонностям и мирским интересам, те являются кривыми дорогами, которые должны выпрямиться, и неровными местами, которые должны стать гладкими. Лишь позвольте, чтобы Евангелие Христа было четко слышно, и многие примут его. Это подготовит путь Господу; и подобным образом Бог Своей благодатью приготовит Свой собственный путь во всех сосудах милости, чьи сердца Он открыл так же, как сердце Лидии.
2. Когда это совершится, тогда явится слава Господня (ст. 5).
(1) Когда пленники будут готовы для избавления, тогда Кир провозгласит его; а выгоду от этого получат те, и только те, чьи сердца Господь возбудит быть смелыми и решительными, чтобы преодолеть все огорчения, лежащие на их пути, пренебрегая горами, долинами и неровными местами.
(2) Когда Иоанн Креститель в течение короткого времени проповедовал покаяние, умерщвление и реформацию, тем самым подготовив народ для Господа (Лк 1:17), тогда сам Мессия явился во всей Своей славе, совершая чудеса, которые не мог сделать Иоанн, и Своей благодатью, которая является Его славой, перевязывая и исцеляя утешениями тех, кого Иоанн ранил обличениями. И это откровение божественной славы будет светом к просвещению язычников. И узрит это всякая плоть, а не только евреи; они увидят и восхитятся ею; увидят и будут приветствовать ее; подобным образом все соседствующие народы обратили внимание на их возвращение из плена (Пс 125:2). Так исполнится слово Божье, ни одна йота или буква которого не останется неисполненной: «Ибо уста Господа изрекли это, и поэтому рука Господа совершит это».
II. Упованием на слово Божье, а не на какое-либо творение. Уста Господа изрекли это, а глас в дальнейшем возопил (имеющий ухо да слышит): «Слово Бога нашего пребудет вечно» (ст. 8).
1. Благодаря этому исполнению пророчеств и обетований о спасении, и также абсолютному исполнению их в должное время следует, что слово Господа незыблемо и мы можем с уверенностью полагаться на него. Мы готовы для избавления в том случае, когда полностью полагаемся на слово Божье, строим на нем свое упование с уверенностью, что оно не постыдит нас; с упованием на это слово мы признаем, что всякая плоть трава, которая засыхает и увядает.
(1) Не стоит бояться силы человека, если он восстает против избавления, ибо она будет подобна траве перед словом Господа; она высохнет, и по ней будут топтаться. Оскорбления вавилонян, полагавших, что опустошение Иерусалима будет вечным, подобны траве, которой коснулось дуновение Господа; от нее ничего не осталось, ибо оно сдуло всю ее славу. Ибо слово Господне, обещающее им освобождение, пребудет вечно, и их враги не смогут воспрепятствовать его совершению.
(2) Не стоит уповать на силу человека, выступившего за освобождение, ибо она лишь трава по сравнению со словом Господа, которое для нас является единственным твердым фундаментом, чтобы строить свое упование. Когда Бог собирается совершить спасение для Своего народа, то Он отучает его уповать на творения и искать, находясь на горах и холмах. Они подведут, и их ожидания окажутся бесполезными: «Дунет на них дуновение Господа, ибо Бог не потерпит, чтобы какое-либо творение было Ему соперником в надежде и уповании Его народа; а так как только Его слово пребудет вечно, то лишь на этом слове должна стоять наша вера». Когда мы придем к подобному пониманию, и лишь тогда, а не раньше, мы становимся годными для Его милости.
2. Слово нашего Бога слава Господа, которая теперь будет явлена, Евангелие, сопутствующая ему благодать и благодать, вырабатываемая им в нас, пребудут вовеки. Это будет удовлетворением для всех верующих, когда они увидят, что все утешения от творений высыхают и увядают, как трава. Подобным образом апостол применяет эти слова, говоря о слове, которое нам проповедано и которое живет и пребывает вовек как нетленное семя, которым мы возрождены (1Пет 1:23−25). Чтобы приготовить путь Господу, мы должны быть убеждены (1) в суетности творений, в том, что всякая плоть трава, слабая и высыхающая. Мы сами таковы и поэтому не можем спасти себя; все наши друзья таковы и поэтому не могут спасти нас. Вся красота творений, которая может сделать их привлекательными, является лишь цветами травы, которые быстро опадают, и поэтому они не могут одобрительно представить нас Богу, чтобы Он принял нас. Мы умирающие творения; все наши утешения в этом мире умирающие утешения, и поэтому они не могут быть блаженством наших бессмертных душ. Чтобы обрести спасение и получить свою часть, мы должны смотреть дальше.
(2) В действенности Божьего обетования. Мы должны быть убеждены, что слово Господа может сделать для нас то, чего не может плоть, что раз оно пребудет вовеки, то обеспечит нас блаженством, которое будет сопутствовать нашей душе на протяжении всего периода ее существования; а она должна жить вечно; ибо то, что невидимо, но во что мы должны верить, является вечным.
Стихи 9−11. Обещано (ст. 5), что явится слава Господня; именно надеждой на это народ Божий должен утешиться. Эти стихи говорят нам:
I. Как она будет явлена (ст. 9). Она будет явлена Сиону и Иерусалиму; на это явление будет обращено внимание Сиона и Иерусалима, бедных жителей этой земли, которые были виноградарями и земледельцами; им будет сказано, что их братья возвратятся к ним. Эти слова также будут сказаны пленным, выходцам из Сиона и Иерусалима, чтобы сохранить их привязанность к ним. Писание говорит о Сионе, обитающем у дочери Вавилона (Зах 2:7); и там они получат извещение о милостивом провозглашении Кира; то же самое написано на полях: «О, возвещающий благую весть Сиону, подразумевая человека, распространяющего это воззвание; пусть делают это добровольно, пусть возвещают об этом по всей стране и пусть скажут об этом сыновьям Сиона на их родном языке: ”Вот Бог ваш!”»
2. Это будет возвещено Сионом и Иерусалимом (как написано в тексте); когда оставшиеся или уже возвратившиеся увидят процесс возвращения в действии, то пусть возвещают о нем в самых публичных местах, где их лучше всего смогут услышать все города Иудеи. Пусть возвещают об этом громко, со всей силой: «Возвысь с силой голос твой и не бойся переутомиться. Они не должны бояться, что враги смогут услышать и противостать этому, или того, что эти добрые вести окажутся не такими хорошими, как казалось вначале; пусть скажут городам Иуды и всем жителям страны: «Боот Бог ваш»» Раз Бог собирается совершить спасение Своего народа, то пусть усердно распространяют новости среди своих друзей, пусть говорят, что это сделал Бог; кто бы ни был инструментом, но Бог его творец. Это их Бог, состоящий в завете с ними, и Он будет соблюдать его, как и они, а они будут пожинать выгоду и утешение от него. «Увидьте Его, обратите внимание на Его руку в этом событии и смотрите выше вторичных причин; вот, Бог, которого вы так долго ждали, наконец пришел (Ис 25:9): «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали». Это может быть ссылкой на приглашение, посланное из Иерусалима городам Иудеи, как только они построили жертвенник, сразу же после их возвращения из плена, чтобы они пришли и поучаствовали в их жертвах (Езд 3:2−4). «Когда поклонение Богу будет восстановлено, пошлите уведомление всем своим братьям о том, что они могут вместе с вами разделить это утешение». Но это полностью исполнилось, когда апостолы публично и бесстрашно проповедовали Евангелие всем народам, начиная с Иерусалима. Глас вопиющего в пустыне известил, что Он приближается, но это уведомление извещает, что Он уже пришел. Вот Агнец Божий; посмотрите во всей полноте на своего Искупителя. Вот ваш Царь, вот ваш Бог.
II. Какой будет явленная слава. «Ваш Бог придет, Он покажет Себя»:
1. Силой и величием владыки (ст. 10): «Он грядет с силою». Он слишком силен, чтобы Ему противостоять, хотя Ему могут пытаться противодействовать. Его сильная рука подчинит Его народ, она обуздает и победит всех его врагов. Придет Тот, Кто достаточно силен, чтобы преодолеть все трудности, лежащие на Его пути». Наш Господь Иисус могущественный Спаситель, и Он обладает полной властью. Некоторые читают так: «Он выступит против сильного», одолеет и победит его. Сатана сильный и вооруженный муж, но наш Господь Иисус сильнее Его, и Он явит, что именно таковым является, ибо (1) Он будет царствовать, презирая всю оппозицию: «Он будет царствовать мышцей Своей со властию ради исполнения Своей воли и ради Своей славы, ибо такова Его цель».
(2) Он воздаст всем соответственно их делам как праведный Судья: награда Его с Ним; как возвращающийся владыка Он принесет с собой наказание мятежникам и продвинет Своих верных подданных.
(3) Он продолжит Свое дело и завершит задуманное: «дело Его пред лицом Его» (англ. пер.), то есть Он знает очень хорошо, что делать, куда идти и как пройти этот путь. Он Сам знает, что будет делать.
2. Как нежный и сострадательный пастырь (ст. 11). Бог Пастырь Израиля (Пс 79:2); Христос-добрый Пастырь (Ин 10:11). Тот же, Кто царствует сильной рукой владыки, Тот водит и питает доброй рукой Пастыря.
(1) Он заботится обо всем Своем стаде, о малом стаде: «Он будет пасти стадо Свое». Его слово пища для Его стада, которой оно питается; Его постановления поля, где они кормятся; Его служители младшие пастухи, которым велено следить за стадом.
(2) Он особо заботится о тех, кто больше других нуждается в Его опеке, об агнцах, которые слабы и не могут помочь себе, которые не привыкли к трудностям; Он особо заботится о дойных, которым тяжело, ибо если им причинить вред, то они могут лишиться своего потомства. Он особо заботится о потомстве, чтобы оно не угасало и не прекратилось. Добрый Пастырь с нежностью заботится о детях, послушных и подающих надежды, о молодых обращенных, которые стали на путь, ведущий к небесам, о слабых верующих и об огорченных духом. Эти агнцы Его стада могут быть уверены, что не будут нуждаться в том, что им необходимо.
[1] Он будет брать их на свои сильные руки; Его сила совершится в их немощи (2Кор 12:9). Он соберет их, когда они будут блуждать; Он соберет и поставит их, когда они упадут; Он соберет их вместе, когда они будут рассеяны; и в самом конце Он заберет их к Себе домой. И все это Он будет делать Своими собственными руками, из которых никто не сможет вырвать их (Ин 10:28).
[2] Он будет носить их на Своей груди, любить и лелеять. Когда они утомятся и устанут, когда они заболеют и ослабеют, когда на их пути появится грязь, Он перенесет их и позаботится, чтобы они не отстали.
[3] Он будет нежно вести их. Своим словом Он не требует от них большего служения и Своим провидением не поражает их большими бедами, чем считает полезно для них, ибо Он знает их природу.
Стихи 12−17. Цель этих стихов показать, какой великой и славной Личностью является Господь Иегова Бог и Спаситель Израиля. Они появляются здесь, (1) чтобы ободрить Его народ, находящийся в плену в Вавилоне, уповать на Него и верить, что Он освободит их, хотя они сами были очень слабы, а их угнетатели весьма сильны.
(2) Чтобы побудить их прилепиться к Нему и не ходить вослед иных богов, ибо никто не может сравниться с Ним.
(3) Чтобы все, принявшие радостную весть об искуплении Христа, прониклись святым благоговением и почтением к Богу. Хотя было сказано (ст. 9): «Вот Бог ваш» и (ст. 11): «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое», тем не менее эти схождения Его благодати ни в коем случае нельзя было воспринимать как какое-либо умаление Его славы и превосходства. Давайте посмотрим, как велик наш Бог, и будем бояться Его, ибо:
1. Его власть неограниченна; ни одно творение не может сравниться, тем более соперничать с ней (ст. 12).
1. Он имеет огромный предел досягаемости. Взгляните на небесную сферу и вы будете поражены ее протяженностью, но великий Бог пядью измерил небеса; их ширина сравнима с Его рукой: такие огромные у Него руки. Посмотрите на земной глобус Он им повелевает также. Все воды в мире Он может исчерпать горстию Своею, а мы своей удержать лишь немного воды; Он с легкостью управляет сушей, ибо вместил в меру прах земли, то есть Своими тремя пальцами; она для Него не более щепотки, которая у нас помещается между большим и двумя ближайшими к нему пальцами.
2. Он обладает огромной силой и может с такой же легкостью передвигать горами и холмами, как торговец переставляет свой товар на весы и обратно; Своими руками Он удерживает их в точном равновесии, словно взвесил на весах. Это может быть ссылкой на сотворение мира, когда небеса простерлись на такое точное расстояние, словно были измерены пядями, а земля и вода были помещены рядом в такой правильной пропорции, словно они были измерены, а горы были сделаны определенной высоты, чтобы служить балластом для земного шара, но не более. Или это может быть ссылкой на дело провидения (которое является постоянным творением) и слаженность взаимодействия всех творений друг с другом.
II. Его мудрость непостижима, и ни одно творение не может предоставить о ней информацию или дать инструкцию к ней (ст. 13−14). Как никто не может сделать то, что Бог сделал и продолжает делать, так никто не может помочь Ему в совершении дел или предложить то, о чем Он не думал. Когда Господь Своим Духом сотворил мир (Иов 26:13), тогда не было никого, кто направлял бы Его Дух или давал Ему какой-либо совет, что делать или как делать. Он не нуждается в советниках, которые направляли бы Его управлять миром; нет никого, с кем Он консультировался бы, как делают мудрые цари, обращаясь к тем, кто знает закон и права (Эсф 1:13). Богу не нужно говорить, что сделано, ибо Он в совершенстве знает об этом; Он не нуждается в советах относительного того, что должно быть сделано, ибо Он знает правильную цель и соответствующие средства для ее достижения. Эта истина особо подчеркивается, так как среди бедных пленников не было государственных деятелей, чтобы отстаивать их интересы в суде или поставить их на путь, ведущий к свободе. «Не важно, говорит пророк, вы имеете Бога, Который будет действовать за вас, Которому не нужны помощники или государственные деятели». Действия по великому делу нашего искупления Христом планировались прежде веков, когда не было никого, кто научил бы Бога путям правды (1Кор 2:7).
III. Народы мира ничто по сравнению с Ним (ст. 15,17). Соберите их вместе: все великие и могучие народы земли, самых помпезных царей, самые многочисленные и богатые царства; возьмите острова, их огромное количество, острова языческие, которые перед Ним (если они попытаются соперничать или противостать Ему) как капли из ведра по сравнению с огромным океаном, или как пылинка на весах (которая не может повлиять на их показания и поэтому не принимается в расчет из-за своей ничтожности) по сравнению со всеми пылинками земли. Острова как порошинку поднимает Он и отбрасывает прочь, как вещь, о которой не стоит говорить. Они все в Его глазах как ничто, словно их вообще не существует, ибо они ничего не добавляют к Его совершенству и вседостаточности. Они считаются у Него, а значит должны считаться и нами, по сравнению с Ним менее ничтожества и пустоты. Если Ему угодно, Он с легкостью может превратить их в ничто так же, как вначале создал их из ничего. Когда Богу нужно совершить работу, Он не считается ни с помощью, ни с противостоянием какого-либо творения. Они все пустота: слово, используемое для обозначения хаоса (Быт 1:2), в который они в конце концов превратятся. Пусть это породит в нас высокие мысли о Боге и низкие мысли об этом мире; пусть это побудит нас сделать Бога, а не человека объектом своего страха и упования. То, что несмотря на незначительность и невысокую оценку Им этого мира, Бог, тем не менее, за него отдал Своего единородного Сына (Ин 3:16), возвеличивает Его любовь к этому миру.
IV. Служения Церкви не могут что-либо добавить или проводить какое-то соотношение между собой и Его безграничными совершенствами (ст. 16): Ливана недостаточно для жертвенного огня ни его дров в качестве топлива для жертвенника (даже если это будет хорошо сложенные поленья кедра), ни его животных для жертв (даже если это будет хорошо откормленный скот, ст. 16). Чем бы мы ни воздавали почести Богу, наши жертвы будут безгранично ничтожнее заслуг Его совершенства, ибо Он вознесся превыше всякого славословия и хвалы, всех всесожжений и жертв.
Стихи 18−26. В этих стихах пророк порицает тех, (1) кто представляет Бога в виде творения, тем самым превращая истину в ложь и Его славу в позор; кто делает образы, а затем говорит, что они имеют сходство с Богом, и воздает им соответственные почести.
(2) Кто ставит творения на место Бога и боится их больше, чем Бога, словно они Ему ровня, или тех, кто любит их больше, чем Бога, словно они достойны быть Ему конкурентом. В этих стихах дважды звучит призыв: «Кому уподобите вы Бога!» (ст. 18,25). Святой Израилев Сам спрашивает: «Кому же вы уподобите Меня?» Это демонстрирует безрассудство и нелепость [1] телесного идолопоклонства, которое делает видимые образы Того, Кто невидим, воображая, что идол будет оживлен божеством и божество будет представлено этим идолом. Все это является примером порочности человеческой природы и недопустимым оскорблением для славы божественной природы. [2] Духовного идолопоклонства, которое делает творения равными Богу в своих чувствах. Гордые люди приравнивают себя к Богу; жадные люди делают свои деньги равными Богу; и все, что мы ценим или любим, чего боимся или на что надеемся больше, чем на Бога, все эти творения мы делаем равными Богу, что является величайшим вообразимым оскорблением для Того, Кто есть Бог над всем. И чтобы показать нелепость всего этого:
I. Пророк описывает идолов как ничтожные вещи, заслуживающие величайшего презрения (ст. 19−20): «Посмотрите на наилучший вид идолов, которых ставят богатые люди для поклонения. Они сделаны из презренного металла, вылиты в ту форму, которая нравится литейщику, позолочены или обложены пластинами золота, чтобы могли сойти за золотого идола. Это творение, ибо его сделал художник, и поэтому оно не бог (Ос 8:6). От его желания зависит, будет ли этот металл богом или он будет иметь вообще другую форму. Это мошенничество, ибо фигура имеет золото лишь снаружи, а внутри ее свинец или медь. Именно так представляют божества, которые не являются тем, чем они кажутся, и обманывают своих поклонников. Как же ничтожны тогда наихудшие идолы боги бедных людей! Кто беден настолько, что с трудом может найти жертву, чтобы принести ее своему богу после его изготовления, тем не менее не хочет оставаться без любимого божества; и хотя он не может позволить себе иметь идола из меди или камня, он скорее сделает его из дерева, чем согласится остаться без него. Для этой цели он выбирает негниющее дерево и из него делает идола. Оба заботятся о том, чтобы их идолы были хорошо прикреплены и их не украли. Наилучшие идолы прикреплялись серебряными цепями, а о деревянном заботились, чтобы он стоял твердо». Давайте остановимся и посмотрим, (1) как эти идолопоклонники позорили себя и каким позором они покрывали свой разум, воображая, что боги их собственного изготовления (Нехуштаны кусочки меди или деревянные колоды) могут сделать для них что-то хорошее. Какими же пустыми они были в своем воображении и каким безрассудством были омрачены их сердца!
(2) Посмотрите, как эти идолопоклонники позорят нас, поклоняющихся живому и истинному Богу. Они не жалели денег для своих идолов мы же жалеем и считаем напрасно потраченным то, что отдали на служение нашему Богу. Они заботились, чтобы их идолы стояли твердо, а мы сознательно провоцируем нашего Бога отойти от нас.
II. Он описывает Бога как безгранично великого и достойного величайшего благоговения, и поэтому между Ним и идолами, какое бы соревнование ни возникло, не может быть сравнения. Чтобы доказать величие Бога, он взывает:
1. Чтобы они вспомнили, что слышали о Нем слухом уха и о чем согласились все народы во все века (ст. 21): «Разве вы не знаете этого благодаря обычному свету природы? Разве вам не говорено было вашими отцами и учителями, согласно вечной традиции, перенятой от их предшественников и предков от начала? (Эта информация о Боге такая же древняя, как и мир). Разве вы не уразумели (как обычно признают) от основания земли, что наш Бог великий Бог и великий Царь, превыше всех богов? Повсюду признана истина, гласящая, что есть безграничная Личность, являющаяся источником всего сущего. Это следует не только из сотворения мира, но и из происхождения вселенной. Это учреждено на основании земли. Невидимые истины о Боге от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1:20). Ты можешь спросить не только своего отца, но и старшего по возрасту и они скажут тебе это (Втор 32:7), но можешь спросить у путешественников (Иов 21:29); спроси у первого встречного человека и он скажет тебе то же самое». Некоторые читают: «Разве не знаете? Разве вы не слышали? Ибо не знающие этого добровольно остаются несведущими; свет светит им в лица, но они закрывают свои глаза от него. В этих стихах говорится о Боге:
(1) Что Он повелевает всеми творениями. Небеса и земля подчиняются Его руководству: Он восседает над кругом земли (ст. 22). Хотя Его слава обитает в высшем мире, но Он сохраняет Свое владычество над этим нижним миром; Он дает ему закон и направляет все его движения ради собственной славы. Он спокойно восседает над землей и таким образом утверждает ее. Он все еще простирает небеса; Его сила и провидение все еще поддерживают их распростертыми; и Он будет продолжать поддерживать их, пока не придет день, когда они свернутся подобно свитку. Он разворачивает их с такой же легкостью, с какой мы раздвигаем и сдвигаем занавеси, открывая их утром и закрывая вечером. А небеса для земли подобны шатру для жилья; это навес, распростертый над нашими головами et quod tegit omnia coelum — он окружает все (Овидий, см. Пс 103:2).
(2) Что сыны человеческие, даже самые великие и могущественные, ничто перед Ним. Многочисленные обитатели земли в Его глазах, как саранча в наших глазах: такие же маленькие, незначительные, не представляющие ценности, бесполезные, которых легко раздавить. Гордый человек, раздувшийся от самомнения, похож на саранчу в прыжке: через мгновение он вновь окажется на земле. Если разведчики считали себя саранчой по сравнению с сынами Енаковыми (Чис 13:33), то кто мы перед великим Богом? Саранча живет беспечно и недолго, не так, как муравей; так же поступает и большинство людей.
(3) Что те, которые выступят и будут противостоять Ему (какими бы грозными они ни казались подобным им творениям), несомненно будут унижены и повергнуты величественной рукой Бога (ст. 23−24). Князья и судьи, которые обладают великой властью и злоупотребляют ею для подавления угнетенных и совершения несправедливых действий, ставят ни во что окружающих; на всех врагов своих они смотрят с пренебрежением (Пс 9:26; Пс 11:6); но когда великий Бог наказывает их, то превращает в ничто; Он смиряет, укрощает их и превращает в ничтожество, на которое не обращают внимание, не боятся и не любят. Он делает их абсолютно неспособными устоять перед Его судами, которые [1] не дают им возможности поселиться там, где они обладают властью: «Они не будут посажены, они не будут посеяны» (англ. пер.), а существует лишь два способа размножения растений: с помощью семян либо черенков. Более того, если им удастся добиться своего и быть либо посажеными, либо посеянными, то и тогда ствол их не укоренится на земле (англ. пер.) и они недолго будут оставаться у власти. Елифаз видел, как глупец укореняется, но тотчас проклял дом его. И как быстро высохла смоковница! Или [2] Он дохнет на них, как только они решат, что укоренились. Он лишь дохнет на них и они высохнут и превратятся в ничто, и вихрь унесет их, как солому. Ибо гнев Божий (хотя вначале кажется» что он слабо дует на них) вскоре превратится в могучий вихрь. Когда Бог судит, то Он победит. Кто не хочет склониться перед Ним, тот не сможет устоять перед Ним.
2. Чтобы они вспомнили, что их глаза видели (ст. 26): «Поднимите глаза ваши на высоту небес; не рассматривайте постоянно лишь землю (О curvae in terras animae et coelestium inanes! — О развращенные умы, которые могут склоняться к земле, не имея в себе ничего небесного!), а иногда смотрите вверх (Os homini sublime dedit, coelumque tueri jussit небеса даровали человеку вертикальное сложение и велели ему смотреть на звезды); посмотрите на славные светила небесные и задумайтесь, кто сотворил их. Они не сами создали себя и не передвигаются самостоятельно; поэтому, несомненно, существует Бог, который сотворил их, дал силу и движение». То, что мы видим в творениях, должно привести нас к Творцу. Когда идолопоклонники поднимают глаза и видят воинство небесное, то, не имея абсолютно никакого понятия об их происхождении, лишь поклоняются им (Втор 4:19; Иов 31:26). Поэтому в этих стихах пророк направляет нас использовать свой разум, равно как и чувства, и задуматься о том, кто сотворил их, а также воздать Творцу наши почести. Воздайте славу Тому, Кто имеет власть над ними, Кто выводит воинство их счетом, как генерал выводит эскадроны и батальоны своей армии. Он знает их и всех называет по имени; все они имеют правильные имена соответственно занимаемому ими месту, оказываемому ими влиянию (Пс 146:4) и тому, как Он использует их. Когда Он призывает их совершить какое-либо служение, то они настолько исполнительны, что по множеству могущества Его ничто из них не выбывает, а подобно тому, как звезды с путей своих сражались с Сисарою, так и здесь каждая из них совершает то, что ей предназначено. Делая творения, которые с такой готовностью служат Богу, Его соперниками, люди оскорбляют не только Бога, но и их.
Стихи 27−31. В этих стихах:
I. Пророк порицает народ Божий, который в то время оставался в плену в Вавилоне, за их неверие и недоверие Богу, за их уныние и угнетенный дух, которому они поддались в своем бедственном положении (ст. 27): «Как же говоришь ты, Иаков, себе и окружающим: «Путь мой сокрыт от Господа»? Почему ты делаешь печальные и тягостные выводы о себе и своем нынешнем положении, словно оно безысходно?»
1. Имен, которыми Он называет их, достаточно, чтобы пристыдить их за неверие: «О Иаков! О Израиль!» Пусть вспомнят, откуда у них эти имена от того, кто убедился, что Бог верен и милостив к нему во всех его трудностях; пусть вспомнят, почему они носят эти имена потому что являются народом, исповедующим Бога и состоящим с Ним в завете.
2. Он порицает их, рассуждая с ними: «Почему? Подумайте, есть ли у вас какие-либо основания так говорить». Очень часто глупое недовольство и безрассудные страхи в нас растают, если мы тщательно исследуем их причину.
3. Он обличает их в том, что они недоброжелательно, неприятно отзываются о Боге, словно Он отказался от них. Похоже, особое ударение ставится на том, что они так говорят: «Почему говоришь ты и высказываешь ты?» Плохо, когда в нашем уме зарождаются нехорошие мысли, но еще хуже дать им imprimatur, санкцию и облечь в слова. Давид с сожалением вспоминает свои слова, сказанные необдуманно, когда он был в беде.
4. Плохие слова, сказанные ими, были словами отчаяния, касавшимися их нынешних бедственных условий. Они были готовы прийти к заключению, (1) что Бог не обращает на них внимание: «Путь мой сокрыт от Господа; Он не обращает внимания на наши страдания, Он безразличен к нашим заботам. В нашей ситуации так много трудностей, что даже божественная мудрость и сила окажутся в тупике». Муж, чей путь сокрыт, был тем, кого Бог окружил (Иов 3:23).
(2) Что Бог не может помочь им: «Дело мое забыто у Бога моего; мне невозможно помочь, мое дело настолько трудное, что сам Бог не может устранить связанные с ним скорби. Иссохли кости наши» (Иез 37:11).
II. Он напоминает им о том, чего, если должным образом поразмыслить, было бы достаточно, чтобы заглушить все их страхи и неверие. Для их обличения, как и ранее для обличения идолопоклонников (ст. 21), он взывает к тому, что они знали и что слышали. Иаков и Израиль были народом сведущим или должны были быть таковым, и их знание пришло к ним через слышание, ибо Премудрость взывала к ним на главных местах их собраний. Помимо прочего они дважды слышали то, что однажды сказал Бог, более того, много раз они слышали, что сила у Бога (Пс 61:12), то есть:
1. Он Сам всесильный Бог. Он должен быть таковым, ибо Он вечный Господь Бог. Он был от вечности; Он и пребудет в вечности, и поэтому с Ним нет ни недостатка, ни угасания. Он существует Сам по Себе, и поэтому все Его совершенства безграничны. Он не имеет начала дней или конца жизни, и поэтому в Нем нет перемен. Он также Бог, сотворивший концы земли, то есть всю землю и то, что на ней, от одного конца до другого. Поэтому Он является полноправным владельцем и правителем всего сущего, и на этом основании мы можем сделать вывод, что Он обладает абсолютной властью над всем и вседостаточен, чтобы помочь Своему народу в его величайших трудностях. Несомненно, что Он так же способен спасти Свою Церковь, как в начале смог сотворить мир.
(1) Он обладает мудростью, чтобы разработать спасение, и Его мудрость никогда не окажется в затруднении: разум Его неисследим, поэтому невозможно расстроить Его планы и разрушить Его намерения, как невозможно определить, что Он будет делать, ибо Он Сам определяет Свои пути в море. Никто не может сказать: «До сих пор мудрость Бога дойдет, но не дальше», ибо, когда мы не знаем, что делать, Он знает.
(2) Он обладает силой, чтобы совершить спасение, и эта сила никогда не истощится: Он не утомляется и не изнемогает; Он поддерживает все творение и управляет всеми творениями и не бывает уставшим или утомленным; и поэтому, несомненно, у Него есть сила, чтобы помочь Своей Церкви, когда она так унижена, при этом не ослабев и не утомившись.
2. Он дает силу и могущество Своему народу и помогает ему, дав возможность, чтобы он сам помог себе. Он, Бог сильный, является силой Израиля.
(1) Он может помочь слабому (ст. 29). Много раз Он дает утомленному силу тем, которые готовы упасть от усталости, а изнемогающему Он не только дает, но и умножает крепость его (англ. пер.), по мере того как появляются основания для этого. Многие чудесным образом исцелились от телесной слабости и стали сильными благодаря провидению Бога; а многие слабые духом, робкие и боязливые, непригодные для служения и страданий, укрепили благодаря благодати Божьей внутреннего человека во всякой силе. Кто осознает свою слабость и готов признать, что не имеет силы, тому Бог особым образом умножает крепость, ибо, когда мы немощны сами по себе, тогда сильны в Господе.
(2) Он поможет желающим, поможет тем, кто, смиренно уповая на Него, помогает себе, и совершит благо тем, кто старается изо всех сил (ст. 30−31). Кто же уповает на собственную достаточность и настолько уверен в ней, что не прилагает усилий и не ищет Бога ради Его благодати юноши и молодые люди, те склонны считать себя сильнее, чем они есть на самом деле. Они утомляются и ослабевают, они падают в своих служениях, в конфликтах и под тяжестью своего бремени; им скоро придется увидеть безрассудство упования на самих себя. А надеющиеся на Господа, которые сознательно исполняют свой долг перед Ним, верой полагаются на Него и вверяют себя Его водительству, таковые увидят, что Бог не подвел их. [1] Они будут иметь достаточно благодати: они обновятся в силе, обновится их работа по мере появления новых возможностей; они получат помазание, а их светильники будут пополнены свежим елеем. Бог будет их мышцей с раннего утра (Ис 33:2). Если в какой-то момент они устанут и ослабеют, то восстановят и таким образом обновят свои силы. В еврейском переводе написано: «они изменят свои силы», так как изменится их работа, которую они совершали и от которой страдали; они будут иметь силу, чтобы трудиться, чтобы бороться, чтобы противостоять и нести бремена. Настанет день появится сила. [2] Они будут использовать эту благодать для наилучших целей. Укрепившись в силе, они, во-первых, будут парить высоко, по направлению к Богу: «Поднимут крылья, как орлы, потекут так же сильно, стремительно и высоко по направлению к небесам». В силе божественной благодати их души будут возноситься выше этого мира и входить во Святое Святых. Благочестивые и благоговейные чувства являются крыльями орла, на которых благодатные души взмывают ввысь (Пс 24:1). во-вторых, они будут стремиться вперед, к небесам. Они будут ходить и проходить путями Божьих заповедей с радостью и рвением (и не утомятся), постоянно и упорно (не упадут), и поэтому в свое время они пожнут. Поэтому пусть Иаков и Израиль, находясь в самых стесненных обстоятельствах, продолжают уповать на Бога и не отчаиваются; да пребудут они в уверенности, что своевременно получат эффективную помощь и облегчение от Него.
В этой главе:
(I) Представлены повеления проповедовать и возвещать благую весть об искуплении (ст. 1−2).
(II) Эта благая весть возвещена гласом из пустыни, что дает уверенность в том, что все преграды будут удалены (ст. 3−5), и, хотя все творения окажутся несостоятельными и увянут, слово Бога пребудет и исполнится (ст. 6−8).
(III) Народу Божьему открывается радостная перспектива блаженства, которое будет сопутствовать этому искуплению (ст. 9−11).
(IV) Возвеличены всемогущество и сила Бога, принявшего решение совершить это искупление (ст. 12−17).
(V) Поэтому идолы будут свержены, и идолопоклонники обличены в своем безрассудстве (ст. 18−26).
(VI) Звучат порицания в адрес народа Божьего за их страхи и угасание духа; в немногих словах сказано достаточно, чтобы заглушить эти страхи (ст. 27−31). А мы, благодаря терпению и утешению этого Писания, имеем надежду.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 40 глава