По-видимому, до сих пор Исайя пророчествовал как кандидат, выполняя предполагаемое, не озвученное словами поручение. Здесь же (если можно так сказать) он торжественно рукополагается и отделяется на пророческое служение, получив поручение явно и недвусмысленно, поскольку работы его рукам прибавилось; или, возможно, увидев, что его служение не имеет особого успеха, пророк начал думать о том, чтобы отказаться от него, и поэтому Бог счел нужным повторить поручение на этапе, описываемом в данной главе, таким образом, чтобы возбудить и поощрить ревность пророка и прилежание в выполнении, хотя его труд и казался тщетным. В данной главе описывается:
(I) Внушающее сильное благоговение видение Божьей славы (ст. 1−4) и ужас, в который оно повергло пророка (ст. 5); ужас отступил, когда пророка заверили в прощении его грехов (ст. 6−7).
(II) Внушающее сильное благоговение поручение, которое получил Исайя, идти и пророчествовать именем Бога (ст. 8), проповедуя ожесточенным и нераскаявшимся во грехе и готовя их к разорению (ст. 9−12), хотя нужно отметить, что для остатка припасена милость (ст. 13). Все это было сказано и показано Исайи как евангельскому пророку.
Стихи 1−4. Видение, данное Исайи, когда он был, как сказано о Самуиле, удостоен быть пророком Господним (1Цар 3:20), должно было (1) укрепить его веру, чтобы пророк сам вполне удостоверился в истинности того, что ему впоследствии будет открыто. Так Господь начал сообщать ему о Себе, но потом уже не будет необходимости повторять такие видения при каждом откровении. Подобным же образом Бог впервые предстал как Бог славы перед Авраамом (Деян 7:2) и Моисеем (Исх 3:2). Пророчества Иезекииля и Св. Иоанна тоже начинаются с видения Божьей славы.
(2) Воздействовать на его чувства, чтобы пророка охватило такое благоговение перед Господом, которое и воодушевило бы, и утвердило бы его в служении. Кому предстоит преподавать другим знание о Боге, тому следует быть хорошо знакомым с Ним самому. Для большей достоверности указывается время видения. Оно имело место в год смерти царя Озии, правление которого большей частью было таким же успешным и благополучным, как и у других иудейских царей, и правил он очень долго свыше пятидесяти лет. Ближе ко времени смерти царя Исайи было дано это видение Бога на престоле; ибо, когда дух правителей выходит и они возвращаются в землю свою, утешением нам служит то, что Господь будет царствовать во веки (Пс 145:3−4,10). Царь Израилев умирает, но Бог Израилев еще жив. Тот факт, что великие и благочестивые люди смертны, должен побудить нас взглянуть вверх глазами веры на Царя вечного, бессмертного. Умер царь Озия в опале, в заточении до дня смерти, будучи прокаженным. Поскольку в жизни правителей бывают взлеты и падения, то их слава зачастую меркнет, а поскольку Бог вечен, то и слава Его вечна. Царь Озия погибает в изоляторе, а Царь царей до сих пор восседает на Своем престоле. Увиденное пророком здесь открывается и нам, чтобы мы, верою приняв это откровение, могли увидеть в нем, как в зеркале, славу Господа. Давайте же обернемся и посмотрим на это великолепное зрелище со смиренным благоговением.
I. Увидим Бога на Его престоле, и престол тот — высокий и превознесенный не только выше других престолов, поскольку превосходит их, но и стоит над ними, поскольку правит и повелевает ими. Исайя видел не Иегову Бога в Его сущности (ни один человек не видел и не может увидеть Его), а Адонаи Его владычество. Он видел Господа Иисуса; это видение объясняется в Евангелии от Иоанна (12:41) так, что Исайя в этот раз увидел славу Христа и говорил о Нем, что является неопровержимым доказательством божественности нашего Спасителя. Севший после Своего воскресения одесную Бога всего лишь занял место, где Он находился прежде (Ин 17:5). Увидим покой Вечного Разума: Исайя видел Господа сидящего (Пс 28:10). Увидим верховное владычество Вечного Монарха: Он сидит на престоле на престоле славы, перед которым нам надлежит поклониться, на престоле правителя, которому мы должны подчиниться, и на престоле благодати, к которому мы можем приходить с дерзновением. Этот престол высок и превознесен над любым состязанием и противоречием.
II. Увидим храм Господа, Его Церковь на земле, наполненную явлениями Его славы. Его престол возведен у входа в храм (так и правители садились судить у ворот), и края риз Его, полы Его мантии, наполняли весь храм весь мир (ибо мир Божий храм, и поскольку небо Его престол, то земля подножие Его ногам), или, вернее, Церковь, которая обогащается и украшается знаками особого присутствия Господа.
III. Увидим блистательных и благословенных служителей у престола Господа, в которых и которыми чествуется Его слава и осуществляется Его правление: над престолом (англ. пер., ст. 2), как бы паря над ним, или рядом с престолом, склоняясь перед ним, направив к нему взор, стояли Серафимы, святые ангелы, названные серафимами горящими, ибо Господь делает Своими служителями и огонь пылающий (Пс 103:4). Они горят от любви к Богу, ревнуют о Его славе и ненавидят грех, Господь же использует их как орудия Своего гнева, когда становится огнем поядающим для Своих врагов. Трудно сказать, сколько их увидел Исайя: всего лишь двух четырех или (как я склонен думать) тьму Ангелов (см. Дан 7:10). Следует заметить: к своей славе, ангелы являются серафимами, их пыл пропорционален их свету, у них в избытке не только знания о Боге, но и святая любовь. Особое внимание обращается на их крылья (в отличие от какой-либо другой детали облика), чтобы в назидание нам показать, как они ими воспользовались. У каждого из них по шести крыл, причем не распростертых вверх (как увиденные Иезекиилем, англ. пер., Иез 1:11), но (1) четыре крыла использовались в качестве покрывала, как у диких птиц, когда те сидят; парой верхних крыльев, которые были ближе к голове, покрывали лицо, а двумя нижними покрывали ноги, или нижнюю часть. Это свидетельствует о большом смирении и благоговении серафимов во время служения Богу, ибо Его весьма боится этот великий сонм святых (Пс 88:8). Они покрывают не только ноги наименее благородные члены тела (1Кор 12:23), но даже и лица. И хотя лица ангелов, несомненно, намного прекраснее лиц сынов человеческих (Деян 6:15), тем не менее в Божьем присутствии ангелы покрывают лица, потому что не могут вынести ослепительного великолепия Божьей славы и, зная о том, что бесконечно далеки от Божьего совершенства, стыдятся показать лицо перед святым Богом, Который и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов 4:18), если бы им вздумалось соревноваться с Ним. И если ангелы столь благоговейны, прислуживая Господу, то с каким благочестивым страхом надлежит нам приближаться к Его престолу! В противном случае мы не исполним Божью волю так, как это делают ангелы. Хотя Моисей, когда пошел на гору к Господу, снял со своего лица покрывало (см. 2Кор 3:18).
(2) Два крыла использовались для полета; когда ангелы оправляются выполнять Божьи поручения, они летают быстро (Дан 9:21), их собственные крылья несут их быстрее, чем крылья ветра. Это учит нас выполнять Божью работу охотно и быстро. Не летят ли ангелы на крыльях с неба на землю, чтобы послужить нам на благо, и не хотим ли мы взлететь на крыльях с земли на небо, чтобы иметь долю в их славе (Лк 20:36)?
IV. Услышим гимн, или песнь хвалы, которую ангелы поют в честь Сидящего на престоле (ст. 3). Примите во внимание:
1. Как пели эту песнь. С усердием и энтузиазмом: взывали они громко; и с единодушием взывали они друг ко другу, или друг с другом вместе; они пели попеременно, но дружно, ни один резкий звук не нарушал гармонии.
2. Что это была за песнь. Ту же песнь пели четверо животных (Откр 4:8). Следует заметить, что прославление Бога было всегда и будет навеки, будет делом небес и постоянным занятием блаженных духов вверху (Пс 83:5). И еще заметьте: Церковь на небесах будет так же хвалить Господа, это неподвластно переменам. Здесь же серафимы воздают Богу хвалу за два обстоятельства:
(1) За Его безмерные совершенства в Нем Самом. Здесь восхваляется одно из самых славных званий Бога Господь Саваоф, или Бог сил, их сил, всех сил; и один из самых славных атрибутов Бога Его святость, без которой тот факт, что Он Господь сил (или, как сказано в параллельном месте, Господь Бог Вседержитель, Откр 4:8), не смог бы стать предметом столь великой нашей радости и хвалы; ибо сила без направляющей ее чистоты была бы для людей ужасом. Ни один из всех Божьих атрибутов не чествуется в Писании так, как этот. Божья сила провозглашается дважды (Пс 61:12), а Божья святость трижды: Свят, Свят, Свят. Это свидетельствует [1] об усердии и энтузиазме ангелов в прославлении Бога; им даже не хватает слов для выражения своих чувств, поэтому они повторяют одно и то же. [2] Об особом удовольствии, которое они находят в размышлениях о святости Бога; это предмет, на котором они любят остановиться и долго о нем рассуждать и весьма неохотно с ним расстаются. [3] О величайшем преимуществе Божьей святости, превосходящей святость самого чистого создания. Он свят, трижды свят, безмерно свят, изначально, совершенно и навеки свят. [4] Это может относиться к трем ипостасям Бога: к Святому Отцу, Святому Сыну и Святому Духу (ибо далее следует: «...Кто пойдет для Нас?», ст. 8) или, возможно, к Тому, Который был, есть и грядет, ибо именно это звание Божьего достоинства звучит в упомянутой уже песни (Откр 4:8). Существует мнение, что таким образом ангелы выражают свое одобрение справедливости приговора, который Господь собирается сейчас произнести над иудейским народом. В этом Он был, есть и будет свят; пути Господа правы.
(2) За явление этих совершенств сынам человеческим: вся земля полна славы Его! Славы Его силы и чистоты, ибо Он свят во всех Своих делах (Пс 144:17). Иудеи думали, что Божья слава должна быть сосредоточена в пределах их земли, здесь же сообщается, что в евангельское время (на которое указывает данная глава) Божья слава заполнит всю землю слава Его святости, которая в действительности является славой всех Его других атрибутов; тогда она заполнила храм (ст. 1), но в последние дни вся земля будет полна Божьей славы.
V. Обратим внимание на признаки и знамения ужаса, которыми наполнился храм после этого видения Божьей славы (ст. 4):
(1) дом сотрясался, поколебались не только его двери, но и верхи врат, которые закреплялись прочно, от гласа восклицающих, от гласа Божия, который призывал на суд (Пс 49:4), от гласа ангела, восхвалявшего Господа. На небесах достаточно голосов, чтобы заглушить шум вод многих в этом нижнем мире (Пс 92:3−4). Сильное сотрясение храма служило признаком Божьего гнева и недовольства Господа Своим народом за его грехи; это стало залогом разрушения храма и города сначала вавилонянами, а потом римлянами. И замышлялось это с целью возбудить в нас благоговение. Не вострепещем ли мы, когда трепещут стены и опоры?
(2) Дом объяла тьма, он наполнился курениями, которые являли собой облако, распростертое над престолом Всевышнего (Иов 26:9); мы в этой тьме не способны ни увидеть престол полностью, ни описать его словами. А в горнем храме дыма не будет, но все станет четко видимым. Там Бог обитает в свете, здесь же Он благоволит обитать во мгле (2Пар 6:1).
Стихи 5−8. По своей любознательности мы склонны и далее задаваться вопросами о серафимах, их песнях и служении; однако здесь нам придется их оставить и уделить внимание тому, что произошло между Богом и Его пророком. Нам принадлежит не сокрытое (сокрытое о мире ангелов), а открытое пророкам и через пророков, касающееся вопросов Божьего царства среди людей. Итак, здесь сообщается:
I. Об ужасе, охватившем Исайю от видения Божьей славы: и сказал я: горе мне! (ст. 5), хотя мне следовало сказать: «Блажен ты, обретший столь великую благосклонность и честь и удостоившийся на некоторое время привилегии тех славных существ, которые всегда видят лицо Отца нашего. Блаженны глаза, видевшие Господа, сидящего на Своем престоле, блаженны уши, слышавшие хвалу Ему из уст ангелов». Можно было бы предположить, что пророк скажет: «Как я счастлив! Навеки счастлив! Ничто не побеспокоит меня, ничто не заставит меня смутиться или затрепетать». Он же, напротив, воскликнул: «Горе мне! Погиб я! Увы мне, пропащий я человек! (Суд 13:22; Суд 6:22); я умолк, лишен дара речи, поражен насмерть». Так и Даниил, услышав слова ангела, онемел, и не стало в нем силы, и дыхание замерло в нем (Дан 10:15,17). Примите во внимание:
1. Какие подозрения в отношении самого себя были у пророка, так что испугали его: «Погиб я, если Бог поступит со мной так, как того требует Его справедливость, ибо вызываю Его недовольство, потому что я человек с нечистыми устами». Существует мнение, что пророк конкретно ссылается либо на некие опрометчиво произнесенные им слова, либо на свое постыдное молчание, когда надлежало смело и открыто обличить грех, что, в свою очередь, тоже является грехом, в котором у Божьих служителей есть много причин обвинить себя самих и краснеть при воспоминании о нем. Но возможно и более общее толкование: я грешник, в частности, я согрешил в слове; а кто не согрешал? (Иак 3:2). У нас у всех есть основания рыдать перед Господом о том, что (1) мы сами люди с нечистыми устами; наши уста не посвящены Богу; Он не получает от нас первого плода уст (Евр 13:15), и поэтому они считаются неосвященными и нечистыми, необрезанными устами (англ. пер., Исх 6:30). Более того, они осквернены грехом. Мы говорили на языке необрезанного сердца, на языке худых сообществ, которые развращают добрые нравы, из-за чего многие осквернились. Мы недостойны и негодны произносить своими устами Божье имя. Какими чистыми устами хвалили Господа ангелы! «Но, говорит пророк, я не могу хвалить Его так же, ибо я человек с нечистыми устами». Наилучшие в мире люди имеют основание стыдиться самих себя и наилучшего своего служения, если заходит речь о сравнении со святыми ангелами. Ангелы чествовали чистоту и святость Бога, и поэтому пророк, размышляя о грехе, называет его нечистотой, ибо греховность греха заключается в его диаметральной противоположности святому естеству Бога, и именно поэтому он должен являться для нас и ненавистным, и устрашающим. Нечистота наших уст должна стать предметом скорби наших душ, ибо от своих слов мы оправдаемся или будем осуждены.
(2) Мы живем среди таких же людей. У нас есть основание сокрушаться не только по поводу собственного осквернения, но и по поводу осквернения естества всего человеческого рода. Эта болезнь передается по наследству и носит эпидемический характер, что отнюдь не уменьшает нашей вины, а, скорее, умножает нашу скорбь, в особенности если учесть, что мы не совершили надлежащего очищения от скверны, исходящей из уст других людей, более того, предпочли научиться их путям и говорить на их языке, подобно тому как Иосиф научился в Египте клятве царедворца (Быт 42:16). «И живу среди народа также с нечистыми устами, который своими бесстыдными грехами навлекает на свою землю разорительные суды, а они вполне справедливо могут коснуться и меня, поскольку я тоже грешник».
2. Что послужило поводом для таких печальных размышлений в этот раз: глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Пророк увидел, что верховное владычество Бога неоспоримо, ибо Господь Царь, и что Его силе невозможно противостоять, ибо Он Господь Саваоф. Эти истины утешительны для Божьего народа, и тем не менее они должны внушать нам ужас. Следует заметить, что видение глазами веры славного величия Бога должно исполнить всех нас благоговением и благочестивым страхом. У нас есть повод к самоуничижению, когда мы ощущаем бесконечное расстояние между нами и Богом, свою собственную греховность и порочность перед Ним, что должно побудить нас бояться Его недовольства. Мы бы погибли, не будь Посредника между нами и сим святым Богом (1Цар 6:20). Исайя был таким вот образом смирен, чтобы стать готовым к чести служения пророка, к которому его теперь призовут. Следует заметить: более всего годится для Божьих дел тот, кто унижен в собственных глазах и глубоко ощущает собственную немощь и никчемность.
II. Об успокоении страхов пророка благими и утешительным словам, которые ангел произнес в ответ (ст. 6−7). Один из серафимов тотчас же подлетел к Исайи, чтобы очистить его и таким образом умиротворить. Следует заметить, что у Бога всегда наготове сильные утешения для скорбящих святых. Смирившие себя стыдом и страхом покаяния вскоре обретут ободрение и радость; поверженные ниц видениями Божьей славы вскоре снова поднимутся благодаря Божьей благодати; Терзающий исцелит. Следует еще заметить, что ангелы являются служебными духами ради блага святых, ради духовного блага святых. Здесь один из серафимов был отпущен на время от престола Божьей славы, чтобы стать посланником Божьей благодати благочестивому человеку; и ему так понравилось поручение, что он прилетел к пророку. И к нашему Господу Иисусу в его муках явился Ангел с небес и укреплял Его (Лк 22:43).
1. Пророку дано утешительное знамение об очищении его от греха. Серафим принес горящий уголь с жертвенника и коснулся уст пророка, не для того чтобы причинить боль, но чтобы исцелить; не для того чтобы обжечь, но чтобы очистить; ибо, кроме очищения водой, существовало очищение огнем, и скверна Иерусалима была очищена духом огня (Ис 4:4). Благословенный Дух действует, как огонь (Мф 3:11). Серафим, будучи сам зажженным от святого огня, оживил пророка, сделав его весьма ревностным; ибо горение души от любви к Богу это верный путь к очищению уст от нечистоты греха. Горящий уголь был взят с алтаря либо с жертвенника курения, либо с жертвенника всесожжения, ибо и на том и на другом огонь горел постоянно. Ничто не в силах очистить и утешить душу, кроме взятого от Христова искупления и ходатайства, совершаемого Спасителем постоянно в силу данного искупления. Чтобы оживить нас и умиротворить, углю надлежит быть с жертвенника Господня, это не должно совершаться чуждым огнем.
2. Объяснение данного знамения: «Вот, это коснулось уст твоих, чтобы заверить тебя, что беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен. Вина за твой грех устранена прощающей милостью, вина в согрешениях языком. Твоя порочная склонность ко греху устранена обновляющей благодатью, и поэтому ничто не может помешать тому, чтобы Бог принял твое поклонение во взаимодействии со святыми ангелами и взял тебя на служение посланника от Его имени к сынам человеческим». Только тот, кто таким вот образом очистился от порочной совести, подготовлен для служения Богу живому (Евр 9:14). Чтобы говорить свободно и уверенно, обращаясь к Богу в молитве или проповедуя от имени Бога, необходимо, чтобы грех был удален. Кто сам вкусил сладость и ощутил влияние евангельской благодати, тот, как никто другой, готов свидетельствовать людям о богатствах и силе этой благодати. А грех будет удален от того, кто недоволен им, как бременем, и видит, что из-за греха ему грозит погибель.
III. О возобновлении миссии пророка (ст. 8). Здесь имеют место переговоры по данному вопросу между Богом и Исайей. Кто желает помогать другим в их общении с Богом, тому самому такое общение должно быть не чуждо; ибо вправе ли мы ожидать, что Господь будет говорить через нас, если сами никогда не слышали, чтобы Он говорил с нами, и как мы можем рассчитывать на то, что Он примет нашу молитву за других, если никогда не говорили с Ним откровенно о себе? Здесь примите во внимание:
1. Совет Божий в отношении миссии Исайи. Здесь Господь, как бы по обычаю людей, размышляет и рассуждает с Самим Собой: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? Богу не нужны советы других и нет необходимости спрашивать Себя; Он знает, что будет делать, однако таким образом Господу угодно показать нам, что Его воля результат взвешенных рассуждений, научить нас размышлять над нашими путями и, в частности, показать, что назначение на служение дело, которое не должно совершаться без зрелого размышления. Заметьте:
(1) Кто это спрашивает. Господь Бог в Своей славе, Которого пророк видел на престоле высоком и превознесенном. И служение удостаивается особой чести, когда Господь, посылая пророка говорить именем Божьим, является во всей славе горнего мира. Духовные служители послы Царя царствующих; какими бы ничтожными они ни казались, Пославший их велик это Бог в трех ипостасях (кто пойдет для Нас? Сравните: сотворим человека, Быт 1:26): Отец, Сын и Святой Дух. Все Они действуют согласованно как при сотворении, так и при искуплении человека и руководстве им. Духовных служителей рукополагают в то же имя, в которое крестятся все христиане.
(2) В чем заключается вопрос: кого Мне послать? И кто пойдет? Существует мнение, что речь идет о конкретном сообщении о гневе на Израиля (ст. 9−10). «Кто охотно пойдет с такой печальной миссией, на которую идут в огорчении души?» (см. Иез 3:14). Я же это склонен понимать в более широком смысле: речь идет обо всех посланиях, которые пророку поручили сообщить именем Бога тому народу, ожесточение которого было отнюдь не первоочередной задачей, а побочным эффектом (2Кор 2:16). Кого Мне послать? Этот вопрос подразумевает: дело требовало того, чтобы для него избрали хорошо подготовленного посланника (Иер 49:19). И вот явился Бог в сопровождении святых ангелов, но тем не менее спрашивает: кого Мне послать? Ибо Ему было угодно послать пророка из среды братьев их (Втор 18:18; см. Евр 2:17). Следует заметить: [1] Бог являет нам невыразимую словами благосклонность в том, что Ему угодно сообщать нам Свое мнение через подобных нам людей, страх перед которыми не может смутить нас, к тому же сообщаемые ими послания касаются и их самих. Сотрудники Бога такие же грешники и страдальцы, как и мы. [2] Выяснить, кто пригоден пойти для Бога и нести Его послания сынам человеческим, задача исключительная. Кого Мне послать? И кто способен к сему? Необходима огромная отвага перед Богом и сильная забота о душах людей, чтобы человек был верным, и вместе с тем требуется особая способность проникать в тайны царства небесного, чтобы человек был искусным, такие качества встречаются довольно редко. Такой толкователь Божьего мнения бывает один на тысячу (Иов 33:23). [3] Никому не позволено идти для Бога, кроме посланных Им; Господь не пожелает признать никого, кроме назначенных Им (Рим 10:15). Определять людей на служение дело Христа (1Тим 1:12).
2. Согласие Исайи: и я сказал: вот я, пошли меня. Ему предстояло идти с печальной миссией. Желающих на это служение, по-видимому, не было, все отказывались от него, и тем не менее Исайя вызвался его выполнять. Между тем быть единственным выступившим за Бога большая честь (Суд 5:7). Не следует говорить: «Я бы пошел, если бы был уверен в успехе», но лучше сказать: «Я пойду, а успех предоставлю Господу. Вот я, пошли меня». Исайя сам ранее пребывал в печальном расположении духа (ст. 5), полон сомнений и страхов; теперь же, обретя уверенность в прощении грехов (тучи над ним развеялись), он стал годным для служения и ему не терпелось скорее к таковому приступить. Слова пророка свидетельствуют (1) о его готовности: «Вот я, доброволец, не принуждаемый к служению». Посмотрите на меня (дословно). Бог говорит нам: «Посмотрите на Меня» (англ. пер., Ис 65:1) и: «Вот Я» (Ис 58:9) даже до того, как мы позвали; давайте же и мы будем говорить Ему так, когда Он нас зовет.
(2) О его решимости: «Вот я, готовый столкнуться с величайшими трудностями. Я держу лицо мое, как кремень» (сравните это место с Ис 50:4,7).
(3) О его доверии Богу: «Пошли меня, куда Ты хочешь; располагай мною, как Тебе угодно. Пошли меня, Господи, то есть дай мне поручение и полное наставление; пошли меня, и тогда, несомненно, Ты будешь рядом со мной». Для посылаемых Богом большим утешением служит то, что они идут для Бога и поэтому могут говорить Его именем, как имеющие власть и уверенные в Его поддержке.
Стихи 9−13. Бог ловит Исайю на слове и посылает с необычным поручением предсказать разорение своего народа и даже дать ему созреть для этого разорения, проповедовать ему истины, из-за пренебрежения которыми те станут для народа запахом смертоносным на смерть. И это должно послужить прообразом состояния иудейской Церкви в дни Мессии, когда иудеи будут упрямо отвергать Евангелие, а посему будут отвергнуты Богом. На данные стихи и отдельные их части в Новом Завете есть шесть ссылок, включая цитаты; это подразумевает, что в евангельское время эти духовные суды будут наводиться чаще всего, и хотя они не производят и малейшего шума и не приходят приметным образом, тем не менее являются самыми страшными из всех судов. Исайи здесь дают понять четыре вещи:
1. В общей своей массе народ, к которому он послан, повернется к его проповеди глухим ухом и нарочно закроет глаза на все откровения относительно Божьего мнения и воли, которые пророк обязан им сообщить: «Пойди и скажи этому народу (ст. 9), этому неразумному и несчастному народу, скажи им правду в глаза, скажи им, какие они глупые и тупые». Исайя должен проповедовать этим людям, и на самом деле они его услышат, но только и всего. Они не захотят ему внимать, не захотят его понимать; они не пожелают прилагать усилий, не пожелают напрягать мозг, чтобы постичь проповедуемое; они настроены против истинного смысла и значения его слов и поэтому не поймут или сделают вид, что не понимают. Очами смотреть будут (ибо видение записано и начертано ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать), но не увидят, что это касается непосредственно их, воспримут как байку. Следует заметить: многие слышат звучание Божьего Слова, но не чувствуют его силы.
2. Поскольку иудеи не пожелали исправиться в результате служения Исайи, они в результате оного станут еще хуже; кто был слеп умышленно, тот будет ослеплен заслуженно: «Они не поймут и не воспримут тебя, и поэтому ты станешь орудием огрубения сердца народа сего (ст. 10), бесчувственного и сладострастного, и таким образом уши их будут слышать с еще большим трудом, а очи еще сильнее сомкнутся, так что в конце концов их исцеление и покаяние станет совершенно невозможным; они больше не узрят очами ни грозящей им опасности, ни разорения, на грани которого находятся, ни путей выхода из сложившейся ситуации. Больше не услышат ушами данных им предостережений и наставлений и не уразумеют сердцем того, что служит к миру их, например, как обратиться от заблуждений на своем пути и таким образом получить исцеление». Следует заметить:
(1) Обращение грешников это их исцеление.
(2) Для обращения необходимо правильное понимание.
(3) Подчас Господь, верша праведный суд, предает людей слепоте разума и сильным заблуждениям, потому что они не пожелали принять любви истины (2Фес 2:10−12). Нечистый да останется нечистым.
(4) Даже Божье слово зачастую служит средством ожесточения грешников. Сам евангельский пророк способствует утучнению сердец людей, не только предсказывая таковое и провозглашая Божьим именем этот не подлежащий обжалованию приговор, но и «убаюкивая» одних (кому проповедь казалась прекрасной песнью) до спокойного сна (поскольку его проповедь имеет такую тенденцию) и вселяя в других (для кого она послужила невыносимым обличением) неистовость. Одни восприняли слово как привилегию, и оно заглушило их обличения (Иер 7:4); другие восприняли его как провокацию, и их порочность обострилась.
3. Следствием этого будет полное разорение (ст. 11−12). Пророку нечего возразить против справедливости данного приговора и он не отказывается идти с подобным поручением, однако спрашивает: «Надолго ли, Господи? (грубый вопрос) Всегда ли будет так? Неужели мне и другим пророкам придется вечно трудиться понапрасну среди этих людей, а состояние дел так и не улучшится?» Или (судя по ответу): «Господи, к чему это приведет в конце? Что произойдет в результате?» В ответ пророку сообщается, что это приведет к окончательному уничтожению иудейской Церкви и народа. «Поскольку иудеи пренебрегли Божьим словом, особенно словом Евангелия, они перестанут быть Церковью и в результате погибнут. Их города останутся незаселенными, то же ждет и дома в сельской местности. Землю перестанут возделывать, и она опустеет от опустошения (читаем на полях); поскольку люди, которые наполняли дома и вспахивали поля, падут от меча, голода или чумы, а те, кому удастся сохранить свою жизнь, будут уведены далеко в плен, поэтому посреди их земли будет царить великое и всеобщее запустение; эта некогда густонаселенная страна превратится в пустыню, и слава всех земель окажется заброшенной». Следует заметить: духовные суды часто приносят с собой и материальные суды над отдельными людьми и местами. Это частично исполнилось при разрушении Иерусалима халдеями, когда земля, оставленная опустошенной, наслаждалась своими субботами в течение семидесяти лет; но вышеупомянутые предсказания столь явно применяются в Новом Завете к иудеям времен нашего Спасителя, что это, несомненно, указывает на окончательное разорение народа римлянами, которое ознаменовало полное исполнение предсказаний и привело к роковым последствиям, довлеющим над этим народом и землей по сей день.
4. Тем не менее будет сохранен остаток — монумент милости (ст. 13). При последнем уничтожении иудейского народа был сохранен остаток (в нынешнее время, Рим 11:5), ибо так здесь написано: останется десятая часть на ней, определенное, но очень малое число по сравнению со множеством, которое погибнет в своем неверии. Именно такое соотношение было угодно Богу во времена закона: остаток будет посвящен Богу и предназначен, как и десятины, для служения Ему и в Его честь. Относительно этой десятины, этого спасенного остатка, сказано, что (1) он возвратится (Ис 6:13; Ис 10:21), возвратится от греха к Богу и служению; возвратится из плена в собственную землю. Бог вернет их и они вернутся.
(2) Он будет съеден (англ. пер., ст. 13), то есть принят Богом, как принималась десятина, которая была пищей в доме Божьем (Мал 3:10). Спасение этого остатка будет питать веру и надежду желающих добра Божьему царству.
(3) Он будет подобен строевому дереву зимой, которое, хотя и без листьев, остается живым: как липа или дуб, чей корень сохраняется, даже когда они сбрасывают листья (англ. пер., ст. 13), так же и остаток — хотя эти люди будут лишены внешних признаков процветания и разделят с остальными общие для всех беды они восстановятся, подобно дереву весной, и снова зацветут; даже если и опали не истреблены полностью. Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет (Иов 14:7).
(4) Этот выдающийся остаток станет оплотом и поддержкой интересов народа. Святое семя в душе это корень человека; принцип благодати, царящий в сердце, будет поддерживать в нем жизнь; в рожденном от Бога пребывает семя Его (1Ин 3:9). Поэтому святое семя в стране — корень этой страны, хранящий ее от полного исчезновения и утверждающий столпы ее (Пс 74:4; см. Ис 1:9). Существует и такое чтение данной части стиха: поскольку опорой Шаллехету служат вязы и дубы, то святое семя является корнем такового; подобно тому как деревья, росшие по обе стороны мощеной дороги (созданной в виде насыпи аллеи, которая вела от царского дворца к храму, англ. пер., 3Цар 10:5, у ворот Шаллехет, 1Пар 26:16), укрепляли почву и поддерживали таким образом возвышающуюся дорогу, которая в противном случае просто бы осыпалась, так и малый остаток серьезных верующих и молящихся людей является поддержкой государства, его скрепляющим элементом, предотвращая распад. Существует мнение, что под святым семенем подразумевается Христос. Иудейский народ именно потому спасся от полного уничтожения, что из него предстояло произойти Христу по плоти (Рим 9:5). Не повреди ее, ибо в ней благословение (Ис 65:8). И, когда благословение пришло, вскоре после этого она была повреждена. Итак, рассуждение об этом предназначалось, чтобы поддержать пророка в его деле. Каким бы большим ни было число погибших в своем неверии, для некоторых Божье слово будет запахом живительным на жизнь. Труд духовного служителя не пропадет, если он станет орудием спасения хотя бы одной бедной души.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 6 глава