Можно предположить, что пророчество, приведенное в данной главе, прозвучало после первого пленения во время Иехонии, когда многих увели в Вавилон, ибо пророк обращается к двум группам людей:
(I) К уведенным в землю халдейскую страну, которая более любой другой славилась своим идолопоклонством и суевериями; и в данном случае людей предостерегают об опасности заражения в этом месте, чтобы они не научились путям язычников (ст. 1−2), ибо их астрология и идолопоклонство глупости (ст. 3−5), а идолопоклонники неразумны (ст. 8−9). Это станет очевидным в день их посещения (ст. 14−15). Кроме того, народ увещевают крепко держаться Бога Израилева, ибо нет Ему подобного (ст. 6−7). Он истинный Бог, Который живет вечно, управляет миром (ст. 10−13), и Его народ счастлив в Нем (ст. 16).
(II) К оставшимся в своей собственной земле. Их предостерегают, чтобы не были беспечными и готовились к трудностям (ст. 17,18), которые причинит им иноземное войско, наведенное Богом за их грех (ст. 20−22). Пророк оплакивает это бедствие (ст. 19) и молится о его смягчении (ст. 23−25).
Стихи 1−16. Когда пророк Исайя предсказывал вавилонское пленение, тогда он сопровождал пророчество предостережениями относительно идолопоклонства и обстоятельно разоблачал неразумность идолопоклонников, причем не только потому что существовала опасность вовлечения иудеев в служение идолам, но и потому что скорби в Вавилоне задумывались с целью излечения народа от идолопоклонства. Подобным же образом и пророк Иеремия здесь вооружает людей против идолопоклоннических обрядов и обычаев язычников, причем не только ради ушедших в Вавилон, но и ради оставшихся, чтобы благодаря обличению и перевоспитанию народа под воздействием слова отвести от него жезл; это также написано и нам в наставление. Здесь примите во внимание:
I. Серьезное указание, данное Божьему народу, не сообразовываться с путями и обычаями язычников. Пусть дом Израилев услышит и примет такое слово от Бога Израилева: «Не учитесь путям язычников, не одобряйте их, более того, не относитесь к ним легкомысленно, а тем паче не подражайте и не привыкайте к ним. Не позвольте ни одной из их традиций закрасться к вам (как это зачастую незаметно происходит), не позволяйте таковым примешиваться к вашей религии». Следует заметить: кто научен Господом, тому не подобает учиться путям язычников и помышлять о поклонении истинному Богу, прибегая к обрядам и церемониям, принятым у тех во время поклонения лже-богам (см. Втор 12:29−21). У язычников был обычай поклоняться воинству небесному, солнцу, луне и звездам; таковым они приносили почести, надлежащие Богу, и от них ожидали Божьей благосклонности, поэтому наблюдали небесные знамения, благоприятны они или зловещи, чтобы определить, довольны или недовольны ими их божества, побуждавшие их следить за знаками с неба, за солнечными и лунными затмениями, за парадом и противостоянием планет, за всеми необычными явлениями на небесном глобусе, причем с огромной долей беспокойства и трепета. Если наблюдалось нечто, предвещавшее зло, то останавливали работу; если слева слышались раскаты грома, то это воспринимали почти как поражение молнией. Итак, Бог не желает, чтобы Его народ страшился знамений небесных и благоговел перед звездами, как перед божествами, и не пугался каких-либо основанных на них прогнозах. Пусть боятся Бога небес и продолжают благоговеть перед Его провидением, тогда им не придется страшиться знамений небесных, ибо звезды с путей своих не сражаются против кого-либо пребывающего в мире с Богом. Язычники пугались этих знамений, потому что ничего лучшего не знали; да не будет этого с домом Израилевым, наученным Богом.
II. Для усиления данного указания приводится достаточно разных оснований.
1. Обычаи язычников весьма нелепы и абсурдны, их осуждает даже голос здравого смысла (ст. 3). Уставы и обряды язычников сама суета, они не выдерживают испытания тщательным логическим исследованием. Иеремия снова и снова настаивает на этом, как раньше Исайя. Халдеи гордились своей мудростью, считая, что в ней превзошли всех соседей; здесь же пророк показывает, что они, как и все другие поклонявшиеся идолам и ожидавшие от них помощи и облегчения, были тупы, бесчувственны и лишены здравого смысла.
(1) Подумайте, какому именно идолу они поклонялись. Речь идет о том, что поначалу вырубают дерево в лесу. Потом обрабатывают его руками плотника, обрезают лишнее, распиливают, а затем придают форму (см. Ис 44:12 и след.). Но как-никак это было лишь куском дерева, более всего годящимся для изготовления воротного столба. Однако чтобы спрятать дерево, они покрывают его серебром и золотом, полируют и золотят или украшают золотой и серебряной каймой или тканью. Они прикрепляют его к месту, которое сами ему определили, гвоздями и молотом, чтобы не упало, чтобы его не свалили и не украли (ст. 4). Образ делают достаточно прямым, и нельзя отрицать, что мастер со своей работой справился, потому что изделие как обточенный столп (ст. 5), выглядит величаво и стоит так, как будто бы собиралось заговорить с вами, но не умеет говорить; это бедное немое создание, оно не способно сделать и шагу, чтобы помочь вам. Если возникнет необходимость поменять ему место, то для этого нужно дружно взять его в руки и перенести, потому что ходить не может. Весьма уместно здесь звучит вразумление: «Не бойтесь их точно так же, как и знамений небесных, не опасайтесь вызвать их недовольство, ибо они не могут причинить зла; не бойтесь лишиться их благосклонности, ибо они и добра делать не в силах. Если вы думаете исправить положение дел, починяя материалы, из которых изготовлен идол, то обманываете себя. Идолы из золота и серебра не достойны поклонения, равно как и деревянные боги. Пустое учение это дерево (ст. 8). Оно учит лжи, лжи относительно Бога. Его наставление суетно, это дерево». Вероятно, что серебряные и золотые идолы имели деревянную основу; и тогда разбитое в листы серебро привозили из Фарсиса, то есть доставляли из-за моря, а золото из Уфаза, или Фаза (оно иногда упоминается как чистое золото, Пс 20:4). Для изготовления идола прилагали немало труда и огромное мастерство. Процесс был не столь простым, как в случае с деревянными богами (ст. 3), и выполнялся людьми искусными; речь идет о деле художника; когда изделие проходило через руки плавильщика, тогда за работу принимался гравер. Деревянные боги покрывались золотом лишь в некоторых местах, эти же были покрыты серебром и золотом полностью. И, чтобы таких богов почитали, как царей, их одевали в гиацинт и пурпур цвета королевских мантий (ст. 9), что изумляет невежественных поклонников, но никак не улучшает состояния дел. Ибо, что такое идол, когда он готов, даже если мастера сделали все, что в их силах? Пророк говорит нам, что это есть ложь (ст. 14); идолы не являются тем, на что претендуют, но они великое надувательство мира. Им поклоняются, как богам, давшим нам дыхание, жизнь и чувства, тогда как сами они являются безжизненными и бесчувственными предметами, и нет в них духа (дословно), нет в них дыхания. Они неодушевленные, в них не обитает, как предполагалось, какой-либо дух свыше, или божественная сила. Настолько они далеки от того, чтобы быть богами, что у них даже нет духа животных, который сходит вниз. Это совершенная пустота, дело заблуждения (ст. 15). Задайтесь вопросом, какая от них польза, и вы увидите, что они пустота, ни на что не годятся; не стоит ждать от них помощи и не стоит на них полагаться. Они дело ненадежное, дело заблуждения или простые обманщики (существует и такое чтение). Они обманывают людей, которые доверяются им, дурачат таковых или, скорее, сами себя выставляют на посмешище. Задайтесь вопросом, какая от них польза, и вы увидите, что они дело заблуждения, которое зиждется на величайшей ошибке, какую когда-либо совершали люди, претендующие называться разумными. Идолы являются творениями обманутого воображения, причем они продолжают распространять среди своих поклонников заблуждения, благодаря которым появились на свет.
(2) Отсюда делайте выводы, какие люди поклонялись этим идолам. Все до одного они бессмысленны и глупы (ст. 8). Делающие идолов подобны им, они тупы и бесчувственны, и нет в них духа они не рассуждают, потому что иначе никогда не стали бы преклоняться перед идолами (ст. 14). Всякий человек, делающий или поклоняющийся идолам, безумствует в своем знании, неразумен из-за недостатка знания или же неразумен во всем, что ему положено знать. Сравните: «Что же по природе (то есть что им непременно открылось в свете природы), как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Иуд 1:10). И хотя они не могут не увидеть в делах творения вечную силу и божественность Творца, тем не менее осуетились в умствованиях своих... не заботились иметь Бога в разуме (см. Рим 1:21,28). Более того, они почитали проявлением особой мудрости такое вот умножение богов, тогда как на самом деле это оказалось величайшем безумием, в котором повинен человек. Мир своею мудростью не познал Бога (1Кор 1:21; Рим 1:22). Срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; изготовив таковой по заблуждению, он с его помощью утверждается в своем заблуждении; он сбит с толку, очарован и не в силах выпутаться из его сетей; либо же рано или поздно будет стыдиться своего истукана.
2. Бог Израилев единственный живой и истинный Бог, и людям, чьим Богом Он является, нет нужды обращаться к кому-либо иному; более того, воздвигать кого-то Ему в соперники значит бросить самый дерзкий вызов и причинить наисильнейшую обиду. Пусть дом Израилев прилепится к Богу Израилеву, пусть он служит и поклоняется Ему одному, ибо:
(1) Он единственный в Своем роде. Что бы люди ни поставили Ему в соперники ничто с Ним не сравнится. От полной презрения (и неспроста) речи о языческих идолах пророк переходит к самому проникновенному, благоговейному и почтительному описанию Бога Израилева: «Нет подобного Тебе, Господи! (ст. 6−7). С Тобою не сравнятся все те герои, которых обожествили язычники и вокруг которых так много суетились (мертвые люди, которым они ставили мертвые статуи и которым поклонялись). Одними восхищались и обожествляли за их мудрость, но между всеми мудрецами народов, великими философами или государственными деятелями, такими, как Аполлон или Гермес, нет подобного Тебе. Другими восхищались и обожествляли за власть, но, несмотря на их царское достоинство (возможно и такое чтение), среди всех владык, таких, как Сатурн и Юпитер, нет подобного Тебе». Что такое слава человека, который изобрел полезное искусство или основал процветающее царство (а это являлось достаточным основанием, чтобы язычники наделили такового правом на канонизацию), по сравнению со славой Творца мира, образовавшего дух человека внутри него? Что такое слава величайшего князя или монарха по сравнению со славой Того, Чье царство всем обладает? Пророк признает: Господи! Ты велик (ст. 6), вечен и безмерен, и имя Твое велико могуществом; Тебе принадлежит вся власть и тебя знают как Владыку всего. Имя человека зачастую превосходит его могущество, ему приписывают величие, которого у него нет; но Божье имя велико, и его величие не преувеличено. А посему, кто не убоится Тебя, Царь народов? Кто не выберет поклонение Богу, Который может все, вместо поклонения мертвым идолам, которых почитают язычники и которые ничего не могут? Кто не убоится оскорбить или оставить Бога, Чье имя велико могуществом? Какой из всех народов, если бы он правильно понимал, в чем состоит его интерес, не убоялся бы Того, Кто является Царем народов? Следует заметить, что в поклонении исключительно Богу состоит достойная восхищения порядочность и гармония. Логично, чтобы служили одному Тому, Кто является единственным Богом, и чтобы Господу всего сущего служило все сущее, и чтобы велик был страх и велика хвала Тому, Кто велик.
(2) Истинность Бога столь же достоверна, как достоверна суетность идолов (ст. 10). Последние являются делом человеческих рук, поэтому нет ничего более очевидного, чем тот факт, что поклонение им несерьезно, если вообще можно считать несерьезным столь дерзкое пренебрежение к Сотворившему нас. А Господь Бог есть истина, Бог истины; Он Бог воистину. Господь Иегова есть истина; Он, в отличие от идолов, не подставное лицо и не самозванец, но на самом деле Тот, за Кого Себя выдает; на Него мы можем положиться, в Нем мы не обманемся, и Он нас не обманет.
[1] Давайте посмотрим, Кто Он Сам по Себе: Он есть Бог живый. Он сама жизнь, Он несет жизнь в Себе и является источником жизни для всего творения. Боги язычников мертвы, никчемны и бесполезны, а наш Бог живой, Он бессмертен.
[2] Давайте посмотрим, кто Он по отношению к Своему творению: Он Царь, абсолютный монарх всего сущего, Он владыка и правитель над всеми и обладает неоспоримым правом повелевать и распоряжаться ими. Как царь, Он защищает творения, заботится об их благополучии и хранит мир между ними. Он Царь вечный. Советы Его царства существовали от века и будут длиться вечно. Он Царь вечности. Идолы, которых язычники называют своими царями, из вчерашнего дня, и вскоре будут свергнуты; и земные цари, которых воздвигли, чтобы поклоняться им, вскоре сами превратятся в прах; но Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род.
(3) Никто не знает силу гнева Его. Давайте же будем бояться Господа и не дерзнем раздражать Его воздаянием кому-то другому славы, надлежащей исключительно Ему; ибо от гнева Его дрожит земля, даже самые сильные и отважные цари земли; более того, сама земля, сколь бы непоколебимой она ни была, трясется, и горы трепещут (Пс 103:32; Авв 3:6,10), если так угодно Богу. Даже если народы соберутся вместе и объединят усилия, чтобы состязаться с Ним, они все равно вскоре докажут свою неспособность не только сопротивляться, но и выдержать негодования Его. Им не только не удастся выступить против Господа, потому что Его гнев превозможет их, но они просто не вынесут гнева, ибо это бремя окажется для них непосильным (Пс 75:8−9; Наум 1:6).
(4) Он Бог природы, источник всего сущего; и все силы природы находятся под Его руководством и в Его распоряжении (ст. 12−13). Бог, Которому мы поклоняемся, сотворил небо и землю и является верховным владыкой и неба, и земли; так что невидимое Его проявляется и подтверждается в видимом.
[1] Если мы оглянемся назад, то увидим, что весь мир обязан Господу своим происхождением, ибо Он первопричина. Даже у греков была поговорка: кого воздвигают в качестве иного бога, тот сначала должен сотворить иной мир. В то время как язычники поклоняются богам, которых сделали сами, мы поклоняемся Богу, Сотворившему нас и все остальное. Во-первых, Он создал землю тело с огромной массой, которое хранит в своих недрах ценные сокровища и еще более ценные плоды приносит на своей поверхности. И землю, и ее богатства Он сотворил силою Своею; и только безмерная сила может удерживать землю, ни на чем не повешенную (Иов 26:7), ponderibus librata suis — уравновешенную собственным весом. Во-вторых, Господь утвердил мудростью Своею мир (в русск. пер. вселенную, ст. 12), то есть обитаемую часть земли, прекрасно приспособленную для жизни человека, так что мир, несмотря на постоянные перемены, служит надежной средой обитания от поколения к поколению. Следовательно, и земля, и вселенная принадлежат Богу (Пс 23:1). В-третьих, Господь изумительно распростер до невероятных размеров небеса, причем сделал это разумом Своим, так что движения небесных тел направлены на благо этого нижнего мира. Небеса проповедуют славу Божию (Пс 18:1) и призывают нас славить Бога, но не воздавать им самим славу, надлежащую Тому, Кто их сотворил.
[2] Если мы посмотрим вверх, то увидим, что Своим провидением Господь поддерживает творение: по гласу Его (по Его велению) шумят воды на небесах (ст. 13) и проливаются на землю для суда или милости в зависимости от Божьего определения. Когда Бог произносит Свое слово в виде грома, тогда за ним незамедлительно следует ливень, несущий много воды; ливни сопровождаются шумом (как написано на полях), и мы также читаем о том, что слышен шум дождя (3Цар 18:41). Более того, в царстве природы каждый день совершаются чудеса бесшумно: Он возводит облака от краев земли, из всех уголков земли, даже самых отдаленных, и главным образом прилегающих к морю. Вся земля платит дань в виде паров, потому что вся земля получает благословение в виде дождя. И таким образом влага вселенной, подобно деньгам в царстве и крови в теле, постоянно циркулирует на всеобщее благо. Упомянутые пары делают чудеса, ибо от них образуются молнии среди дождя и ветер, который время от времени Бог изводит из хранилищ Своих, когда возникает необходимость, направляя их в той мере и на те нужды, которые считает подходящими, подобно тому как выделяются деньги из казны. Все атмосферные явления находятся в такой готовности служить Божьим целям, что, похоже, Господь обладает неисчерпаемым хранилищем, из которого изводит их по мере надобности (Пс 134:7). Бог гордится Своими хранилищами (Иов 38:22−23). Вот что может сделать Господь! А способны ли идолы язычников повторить нечто подобное? Следует заметить: нет такой погоды, которая не подтверждала бы мудрость и силу Великого Творца.
(5) Этот Бог является Богом Израиля по завету и, несомненно, блаженством каждого израильтянина. Поэтому пусть дом Израилев прилепится к Нему и не оставляет Его ради идолов; ибо если народ сделает это, то его несомненно ждут перемены к худшему, потому что не такова, как их, доля Иакова (ст. 16); ибо заступник их не таков, как наш Заступник (Втор 32:31); у нас скала, а у них земляной холмик. Следует заметить:
[1] Люди, чей Бог Господь, находят в Нем полное и совершенное счастье. Бог Иаковлев это доля Иакова; Он для народа все, и в Нем они находят достаточно, так что не нуждаются ни в этом мире, ни в ином. В Господе мы имеем достойное наследие (Пс 15:5).
[2] Если мы находим в Боге полное утешение и удовлетворение, то Он будет милостиво радоваться нам как своему народу, который Он признает жезлом наследия Своего, Своей собственностью и сокровищем, с которым Он пребывает и который Ему служит и Его почитает.
[3] Невыразимое утешение всего народа Господня заключается в том, что их Бог есть Творец всего и поэтому способен сделать для них и дать им все необходимое. Их помощь в имени Господа, сотворившего небо и землю. И Он является Господом Саваофом, Господом всех сил на небе и на земле; все они находятся под Его командованием, и Он направит их на служение Своему народу, когда возникнет необходимость. Это имя, под которым они Его знают, которому они сначала воздают славу, а потом находят в нем утешение.
[4] В этом заключается счастье Божьего народа, которое превыше счастья всех других народов, истинное счастье: bona si sua norint — если бы они только знали, в чем их блаженство! Боги, которыми гордятся, довольны и считают своей долей язычники, есть суета и ложь, но не такова, как их, доля Иакова.
3. Сравнив таким образом языческих богов с Богом Израилевым (с Которым они не вступают ни в какое сравнение), пророк читает приговор, верный приговор всем этим самозванцам, и велит иудеям, чтобы они от имени Бога прочитали его идолопоклонникам, даже если те являются их господами и начальниками: так говорите им (и Бог, Которому вы служите, поддержит вас, когда будете говорить): боги, которые не сотворили неба и земли (а посему они не боги, а узурпаторы чести, принадлежащей истинному Творцу неба и земли), исчезнут, несомненно исчезнут, ибо они суета; таковые исчезнут по справедливому приговору Господа, потому что стали Его соперниками. Как боги, они исчезнут с земли (речь идет обо всем на земле внизу, что превратили в богов) и изпод небес, включая все то на тверди небесной, под куполом небес, что идолопоклонники обожествляли (ст. 11), так гласит вторая заповедь. В первоисточнике данные слова, в отличие от всех остальных, приведены не на иврите, а на халдейском диалекте, чтобы находящиеся в пленении евреи могли сразу произнести их халдеям на родном языке последних, когда те будут искушать народ Божий к идолопоклонству: «Вы заставляете нас поклоняться вашим богам? Мы никогда этого не сделаем, потому что (1) они ложные божества; они не боги, ибо не сотворили неба и земли и поэтому не вправе претендовать на почтение с нашей стороны, и мы не обязаны им ни плодами земли, ни дарами с неба, как мы обязаны Богу Израилеву». Первые христиане, когда их заставляли поклоняться каком-нибудь языческому богу, говорили: пусть он создаст мир, и тогда он будет моим богом. Как нелепо поклоняться кому-то иному, когда у нас есть Бог, Сотворивший небо и землю!
(2) «Они обреченные божества. Они исчезнут; наступит время, когда их не будут почитать так, как сейчас, но предадут забвению, и тогда не станет ни их самих, ни их поклонников. Их больше не будет носить земля и не будут покрывать небеса, но и небо, и земля оставят их. Данная мысль повторяется: во время посещения их они исчезнут (ст. 15). Когда Бог придет, чтобы посчитаться с идолопоклонниками, тогда Он сделает так, что они утомятся от своих идолов и будут рады от них избавиться. Они бросят их кротам и летучим мышам (Ис 2:20). Все, что направлено против Бога и религии, будет в конечном счете свергнуто.
Стихи 17−25. В данных стихах:
I. Пророк от Божьего имени угрожает грядущим разорением Иуды и Иерусалима (ст. 17−18). Иудеи, которые остались в собственной стране, после того как других увели в плен, были весьма беспечны; они ощущали себя обитателями крепости (в русск. пер. имеющая сидеть в осаде, ст. 17); они считали свою страну твердыней, причем несокрушимой; им же здесь внушают мысль о том, чтобы покинуть ее; они должны быть готовыми пойти вслед за своими братьями и в ожидании этого собирать свои пожитки: «Убирай с земли имущество твое; сворачивай дела, сведи их до минимума. Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя (Мих 2:10). Не допустите, чтобы ваши вещи лежали в разбросанном виде, ибо халдеи снова нападут на вас и исполнят приговор, вынесенный вам Богом: вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз (ст. 18); до сих пор кое-кому порой удавалось избежать своей участи, но будет еще одно пленение, грозящее тщательной чисткой, и они вылетят, как камень из пращи, столь верно и легко будут выброшены; от них не останется ничего; их будут бросать с особой силой и очень быстро погонят в место весьма удаленное». Обратите внимание, что к подобному сравнению уже прибегали при описании полного разрушения (1Пар 25:29). Еще раз Господь поколеблет их землю (Евр 12:26) и стряхнет с нее нечестивых. И добавляет: и загоню их в тесное место, чтобы они в этом убедились (англ. пер., ст. 18). Бог не только выбросит их оттуда (сделай Он это, они неплохо устроились бы где-то в другом месте), но, куда бы они ни отправились, беда последует за ними; их ждут постоянные тяготы и лишения, они не найдут себе покоя, ибо кто или что может принести облегчение людям, которых загонит Господь, загонит так, чтобы они в этом убедились, прочувствовали то, во что отказывались верить? Им часто говорили о тяжести Божьего гнева и о полной неспособности ему противостоять, даже просто его вынести. Им говорили, что грех приведет их к погибели, но они либо не обращали внимания, либо не верили этим словам; но теперь они в этом убедятся; и Бог для того преследует их Своими судами, чтобы они в этом убедились и были вынуждены это признать. Следует заметить: рано или поздно грешники убедятся, что события происходят в точности так, как они предсказаны Божьим Словом, и нет никаких поблажек, угрозы не были пустыми.
II. Он побуждает людей горько оплакивать грядущее бедствие: горе мне в моем сокрушении! (ст. 19). Существует мнение, что речь идет о плаче самого пророка, но не о себе, а из-за бед и разорения его страны. Он скорбел о людях, которых невозможно убедить, чтобы горевали о себе; и поскольку ни у кого не возникало желания плакать вместе, пророк плачет тайно и восклицает: горе мне! В скорбное время нам приличествует предаваться духу скорби. Однако речь может идти и о народе в целом, поэтому эти слова звучат от первого лица в единственном числе. Пророк влагает в уста народа то, что им следует говорить; хотели они говорить или нет у них будет причина для этих слов. Некоторые из них таким образом оплакивали самих себя, но в конечном счете делать это придется всем.
1. Они плачут о том, что скорбь слишком велика и слишком тяжела, чтобы ее перенести, тем более тяжела для них, потому что они не привыкли беспокоиться и не ждали беды сейчас: «Горе мне в моем сокрушении! Плачу не о том, чего боюсь, а о том, что чувствую», потому что они, в отличие от некоторых, не столько боялись, сколько мучились. Причем речь идет не о легком страдании, а о ране, о мучительной ране, очень болезненной и опасной.
2. Иного средства, кроме терпения, нет. Помочь себе они не могут, остается только тихо сидеть и терпеть; но я говорю, когда хочу пожаловаться на свою рану: «Есть ли смысл сетовать? Подлинно, это моя скорбь, и я буду нести ее, насколько у меня получится». Так говорит скорее сердитый, нежели покорный, говорит терпящий по принуждению, а не по убеждению. Когда я страдаю, тогда мне следует говорить: «Это зло, и я перенесу его, потому что такоца воля Господа обо мне, ибо Он определил так в Своей мудрости, и Его благодать обратит это мне на благо». Речь идет о зле, принятом от Божьей руки (Иов 2:10). Но слова: «Это зло, и я должен нести его, потому что у меня нет выхода» свидетельствуют об ожесточенном терпении и о недостатке добрых мыслей о Боге, которые у нас должны быть всегда, даже в страданиях, во время которых надлежит говорить, что Господь не только может и будет делать все, что Ему угодно, но и пусть Он делает, что Ему угодно.
3. Страна полностью разрушена и разорена: скиния моя опустошена (англ. пер., ст. 20). Иерусалим, каким бы укрепленным он ни был, теперь оказался слабым и подвижным, как скиния или шатер, когда его разбирают и все веревки, которые должны держать все вместе, порваны. Или, возможно, здесь под скинией подразумевается храм, святилище, которое сначала размещалось просто в скинии, и поэтому храм стали иногда называть скинией, подобно тому как раньше скинию подчас называли храмом. Их церковь разрушена, и все ее опоры обрушились. Речь идет об общем падении церкви и государства, города и страны, когда не оказалось никого, кто мог бы исправить последствия разорения. «Дети мои ушли от меня: одни убежали, другие убиты, третьих увели в плен, так что для меня нет их; я, вероятно, буду изгоем и погибну, не имея прибежища, ибо некому уже раскинуть шатра моего (нет никого из моих детей, которые раньше делали это для меня) и развесить ковров моих, нет никого, кто мог бы мне помочь». Некому было вести Иерусалим из всех сыновей, рожденных им (Ис 51:18).
4. Правители оставались равнодушными и не предпринимали надлежащих мер для возмещения ущерба и восстановления разрушенного государства: ибо пастыри сделались бессмысленными (ст. 21). Когда шатры, пастушеские скинии опустошались (ст. 20), тогда пастырям надлежало бы позаботиться о них; но они были неразумными пастырями. Цари и князья не придавали никакого значения благосостоянию народа, по-видимому, они и не замечали разорения страны, но оставались совершенно бесчувственными и ослепленными. Священники, пасторы Божьей скинии, и сами изрядно приложили руку к разрушению религии, не сделав ничего для ее возрождения. Они на самом деле бессмысленные, ибо не искали Господа; они не пытались помириться с Ним и не молились Ему; в своей деятельности они не взирали ни на Него, ни на Его провидение; они не признавали суда, исходящего от Его руки, и не ждали избавления от Бога. Следует заметить: поистине бессмысленны люди, которые не ищут Господа, живут без молитвы и живут без Бога в мире. Каждый человек является либо святым, либо бессмысленным. Поистине плохо народу, когда его пасторы, которым надлежит пасти его с знанием и благоразумием, сами такие бессмысленные. И что отсюда следует? Поэтому они не преуспеют (англ. пер., ст. 21), ни одна из их попыток обеспечить общественную безопасность не увенчается успехом. Следует заметить: кто не заручается благодаря вере и молитве поддержкой Бога во всех своих путях, тот не может рассчитывать на преуспевание. А когда пасторы бессмысленны, тогда стоит ли удивляться тому, что все стадо их рассеяно? Ибо если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Своим крахом народы зачастую обязаны бессмысленности своих пастырей.
5. Сообщение о приближении врага было весьма устрашающим: несется слух (ст. 22), весть сначала распространялась как молва, неподтвержденные фактами слухи. Теперь они оказались сущей правдой: большой шум восходит от страны северной, которая грозится города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов; ибо все должны готовиться к тому, что станут жертвой алчности и ярости халдейской армии. А на что еще может рассчитывать это место? Только на то, чтобы стать жилищем шакалов, ибо из-за своего греха обитатели сделали его вертепом разбойников.
III. Пророк обращается к Богу, взывает к Нему, убедившись, что говорить с народом бесполезно. Духовные служители находят некоторое утешение в том, что если люди не желают их слышать, то Бог услышит; они могут свободно приходить к Господу в любое время. Пусть они завершают свои проповеди молитвой, как здесь Иеремия, и тогда у них не будет причин говорить, что трудились тщетно.
1. Пророк признает верховное владычество Божьего провидения, ибо только благодаря ему, а не воле и мудрости людей направляются и определяются дела целых народов и каждого человека в отдельности (ст. 23). Один из постулатов нашей веры состоит в следующем (и весьма уместно исповедовать его у престола благодати, когда мы сетуем на скорбь или просим о милости): «Знаю, Господи, и верю, что не в воле человека путь его; Навуходоносор выступил против нашей страны не сам по себе, но по указанию Божьего Провидения». Сами по себе мы ничего не способны сделать для облегчения собственной участи, если только Господь не работает с нами и не дарует нам спасение, ибо не во власти идущего давать направление стопам своим, хотя и кажется, что он совершенно свободен в своем шествии и сам выбирает свой путь. Кто надеялся, что владения и имущество долго будут в его распоряжении, тому на собственном горьком опыте довелось узнать, что все опустошили халдеи и что не в воле человека путь его; каким бы прочным и основательным он ни считал свое положение, все моментально будет разбито на куски. Всех нас касается и нам надлежит принять верою тот факт, что мы собою не распоряжаемся, но пребываем под Божьим руководством. События зачастую оборачиваются таким образом, что являют собой полную противоположность нашим намерениям и ожиданиям. Мы не хозяева собственного пути и не должны считать, что все происходит по нашему решению, а посему нам надлежит обращаться к Господу и уступать Его воле. Существует мнение, что пророк произнес эти слова с целью утешения: поскольку путь халдейской армии не в ее воле, то она не сделает больше, чем позволено ей Господом; Бог в силах поставить предел надменным волнам и сказать: доселе дойдешь и не перейдешь. И как утешительно размышление о том, что самый зловещий враг не имеет над нами никакой власти, кроме данной ему свыше!
2. Пророк старается отвратить мольбой гнев свыше, чтобы тот не пал на Израиль Божий (ст. 24). Он говорит не только о себе, но и от имени своего народа: «Наказывай меня, Господи, но по правде (то есть в меру и сдержанно, с мудростью и не более, чем необходимо, чтобы изгнать из наших сердец опутавшее их безумие), не во гневе Твоем (каким бы суровым ни было наказание, пусть оно будет продиктовано любовью и задумано нам на добро, пусть содействует нашему благу), чтобы не умалить нас, но привести домой к Тебе. Наказывай нас не по мере наших грехов, но по замыслу Твоей благодати. Следует заметить:
(1) Мы не можем с верою молиться о том, чтобы Господь нас не наказывал, если нам известно, что мы заслужили наказания и нуждаемся в нем, причем знаем, что, кого Бог любит, того Он наказывает.
(2) В скорби более всего нам надлежит бояться Божьего гнева. Не говорите: «Господи, не наказывай меня», но: «Господи, наказывай меня... не во гневе Твоем», потому что именно гнев привносит в страдание горечь полыни и желчи и умаляет нас. Мы можем вынести боль от Божьего жезла, но не перенесем тяжести Его гнева.
3. Пророк призывает Божий гнев на голову притеснителей и гонителей Израиля: «Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя» (ст. 25). Данная молитва исходит не от духа злобы или мести и отнюдь не предписывает Богу, над кем или в каком порядке Ему следует вершить суд, но:
(1) Взывает к Божьему правосудию. Как если бы пророк сказал: «Господи, мы народ, который раздражает Тебя, но разве другие народы не раздражают Тебя еще сильнее? Будем ли наказаны только мы? Мы Твои дети и можем ожидать отцовского наказания; но они Твои враги, и у нас есть основания считать, что именно на них, а не на нас изольется Твое негодование». Так обычно поступает Бог. Чаша в руке Божьего народа полна смешения, смешения милости; но дрожжи ее приберегаются для нечестивых земли, пусть они выжимают и пьют (Пс 74:9).
(2) Является предсказанием Божьего суда над всеми нераскаявшимися врагами Божьей Церкви и Царства. И если так начинается суд над домом Божьим, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1Пет 4:17). Обратите внимание, как описаны язычники, на которых изольется Божья ярость.
[1] Они чужие Богу и вполне этим довольны, они не знают Его и не желают знать. Они племена, которые живут без молитвы, у которых нет ничего от истинной религии; они не призывают Божьего имени. Кто воздерживается от молитвы, тот доказывает, что он не знает Бога, ибо знающие Его будут искать Господа и умолять о благосклонности.
[2] Они гонители Божьего народа и решительно настроены продолжать в том же духе. Они съели Иакова с такой жадностью, как голодные едят необходимую им пищу; более того, они пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили, то есть речь идет о земле, на которой жил народ, или о Божьем храме, который является жилищем Бога среди иудеев. Следует заметить: из-за действий, в ярости и злобе направленных против Божьего народа, несмотря на то что Бог использует таковые как орудия наказания Своих детей, язычники становятся объектом Божьего негодования. Данная молитва взята из псалма (Пс 78:6−7).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 10 глава